Консультация для родителей детского сада. Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Родительское собрание

«Формирование коммуникативных

умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях »

(2 младшая группа)

СКАЧАТЬ (полная версия)

Подготовила:

старший воспитатель

Миргородская

Анна Сергеевна

Артемовский 2016г.


Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: круглый стол.

Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Повестка дня:

1. Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально - коммуникативное развитие» «Теремок».

2. Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

3. Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения». 4. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений

5. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

6. Анализ анкет «Социализация и коммуникация», «Ребенок и социум».

7. Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей - создание социальных паспортов (портфолио) детей.

8. Выдача памяток и буклетов для родителей

Приложение №1

Ход собрания:

(звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали - без слов (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение - это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей

дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру:

Информационно-коммуникативные умения

Регуляционно-коммуникативные умения

Аффективно-коммуникативные умения.

Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка - потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 -4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение

организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за-висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно-стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и

родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности;

вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного, попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я провела анкетирование среди Вас на тему: «Социализация и коммуникация детей», «Ребенок и социум»

(Проводится анализ анкет)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей - это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника» . Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Выпуск в школу
  • Что ни слово, то золото

Приложение № 2

Конспект интегрированного занятия

тема: «Теремок»

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки деталями из бумаги и картона.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.

Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.

Методические приёмы: театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.

О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.

О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.


Предварительная работа по образовательным областям:

О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.

О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.

О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.

Материалы и оборудование : магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы,пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейсябумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветовиз картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных итеремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса,волк, медведь, ширма, стол, зеркало.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход занятия:

1 часть: Театральная разминка.

(Дети входят в зал под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовем друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!

Игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»

Игра на воображение «Что ты видишь?»

(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.


(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешены бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)

Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.

(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка) . Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).

Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.

Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.

Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.

2 часть: Конструирование и сборка декораций.

(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).

Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?

А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.

Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).

3 часть: Драматизация сказки «Теремок».

(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)

4 часть: Заключительная.

Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!

(Заключительный танец героев сказки).

Приложение №3

Анкета «Социализация и коммуникация»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу по социально - коммуникативному развитию.

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

В) затрудняюсь ответить

3. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

А) всегда

Б) иногда

В) никогда

4. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

А) указаний

Б) объяснений

В) внушения

Г) убеждения

Д) просьб

5. Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?

А) ничего

Б) неуверенность моего ребенка

В) затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом?

А) неудовлетворительно

Б) удовлетворительно

В) хорошие

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?

Б) в общении

В) познавательно - исследовательской деятельности

Г) двигательной деятельности

8. Как Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?

А) не исправляем

Б) делаем замечание

В) обещание подарков за хорошее поведение

Г) угрозы физического наказания

Д) беседа с ребенком

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком?

В) иногда, когда есть время

10. Какие игры для социального развития Вы знаете?

11. Нуждаетесь ли Вы в педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

12. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

Б) стараюсь, но не всегда получается

В) нет, не хватает времени

13. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

А) таких причин не существует

Б) занятость на работе и бытовые проблемы

В) ваш вариант ответа

14. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

В) затрудняюсь ответить

ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

Ход занятия . Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: “вежливо”, “внимательно”, “с уважением”. ВОПРОСЫ:

Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

Вам нравится с ними общаться?

Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ “да”.)

Почему? (Ответ: “Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал -сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

говори вежливым тоном;

используй “волшебные” слова;

смотри в лицо собеседника;

во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

“Стой! Сдавайся! Руки вверх!”

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы . Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

Где надо играть на улице?

Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?

Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: “Что здесь неверно?” (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание . Развивать диалогическую форму речи, умение принима ть учас тие в групповом разговоре

(внимательно слушать, отве чать на вопросы, инициативно высказы ваться, реагировать на высказывания партнёра ) .

Материал . Открытки с изображением животных: собака, кошка , ч ерепаха , попугайчик и т. д.

Ход беседы . Воспитатель выста вляет на панно открытки с изобра жением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

Вы, на верное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваш и четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыб ками? (Высказывания детей.)

Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Л агерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику ули ток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на з иму.

А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал . Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы . Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой “Крокодилы.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

Самое опасное дома – газ, спички, не выключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть о спичками, не включать самим газ и электроприборы.)

Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)

Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-дру г ому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: “Не бойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами”. Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.

Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников , повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей .

Перед нами стояли следующие задачи :

1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.

4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения .

данная работа включала два направления :

1) Работа с детьми

2) Работа с родителями

Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира» , расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.

Совместно с детьми , в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок» .

На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем» ,игра «Свободное место» ,игра «Испорченный телефон» , игра «Ручеек» . Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка» , «Скульпторы» . Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей , преодоления их скованности.

Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам : русским народным сказкам «Гуси-лебеди» , «Царевна-лягушка» ; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.

В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение» .

Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями , мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают :

Гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно

влияющие на взаимоотношения детей ;

Гуманные отношения между детьми , являющиеся результатом

воспитательной деятельности родителей .

Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на : совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей .

По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями . Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями :

Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников », «Что такое культура общения» , «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка ».

Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»

Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения » , «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков »

Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой» , «Моя дружная семья» .

Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми :

Приглашение родителей на открытые занятия

Привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;

Вовлечение родителей в детско- родительские проекты «Моя родословная»

В ходе работы можно было отметить , что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями , посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме , их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми . Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей , спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми , и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи как монологической, так и диалогической. Развитие.

Игра на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Пойми меня» Цель:Игра учит детей объяснять и понимать друг, друга. Развивает интерес к сверстникам,внимание, доброжелательные отношения друг к другу.

Мастер-класс «Организация работы с родителями по развитию исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Славкина Н. М. Дети дoшкольного вoзраста по прирoде своей - пытливые исследователи окружающего мира. Oчень пoлезн не сooбщать.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения - мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков дошкольников"

Описание: данная консультация предназначена для родителей воспитанников старших дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей и родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.


Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:
Звездный ребенок – любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту.

Только детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

Подробности Категория: Родительские собрания

ПРИГЛАШЕНИЕ

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

семейного общения со своим ребенком - мы приглашаем Вас на родительское собрание

на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»,

С нетерпение ждем Вас!

Воспитатели.

Родительское собрание на тему:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению» (Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком: «Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним). (Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книгалучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» . (Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения. (воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 4-5 лет не может поддержать простой разговор? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

Молодец!

Это как раз то, что нужно.

Хорошо.

Не отступай!

Не скромничай.

Вот это да!

Удивительно.

Ух, ты!

Очень мило.

Поздравляю с победой!

Уже лучше.

Продолжай в том же духе.

Отлично!

Я тобой горжусь.

Великолепно!

Ты делаешь все хорошо.

Потрясающе!

С тобой радостно работать.

Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.

Смотреть на тебя одно удовольствие.

Очаровательно!

Солнышко моё.

Дивно.

Все просто замечательно.

Классно!

Прекрасная мысль.

Поразительно!

Это тебе по силам.

Очень продуманно.

И меня научи так делать.

Незабываемо.

Хорошо сделано.

Красота!

Ты такой внимательный.

Несравненно.

Очень красиво написано.

Восхитительно!

Как тебе это удалось?

Головокружительно!

Ты легко это сделаешь.

Как в сказке.

Грандиозно!

Очень трогательно.

Фантастика!

Предельно ясно.

Мне очень нравиться.

Очень ярко.

Мне важна твоя помощь.

Очень образно.

Я рада тебя видеть.

Остроумно.

Как хорошо, что ты есть.

Очень забавно.

Уже лучше получается.

Здорово у тебя получилось.

Посиди со мной.

Очень эффектно.

Я скучала без тебя.

Экстра-класс.

Ты очень важен для меня.

Прекрасное начало. Ты ловко это делаешь.

Я счастлива, что ты у меня есть.

Ты еще учишься, поэтому и ошибаешься.

Мне интересно с тобой общаться.

Ты просто чудо.

Ты зришь в корень.

Ты на верном пути.

Ты «бьешь» без промаха.

Талантливо.

Замечательно получилось.

Ты просто гений.

(молча обнять)

Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

(молча погладить по голове)

Ты просто профессор.

(молча подержать за руку)

Я хочу тебя обнять, моя заинька.

(молча с улыбкой посмотреть в глаза)

Эффективно работаешь.

Удивительно получилось.

Все четко и ясно. Ювелирная точность.

С каждым разом у тебя получается все лучше.

Я понимаю, твои переживания.

Еще один рывок и все получится.

Прекрасное исполнение.

Это просто прорыв.

Ты самый лучший.

Чудесно!

Ты очень красивый.

Неподражаемо.

Ты поступил по-взрослому.

Я хочу поддержать тебя, когда тебе бывает плохо.

(поговорить о проблемах ребенка)

Ошибка это не преступление, это сигнал, что надо потрудиться.

Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.

Высший класс!

Я радуюсь твоим успехам.

Ты очень одаренный!

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих : 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Поделиться: