Изучение дней недели в игровой форме. Изучение дней недели

Приветствую Вас, подписчики, читатели и гости проекта «Растим и растем»!

С Вами Оксана Клокова.

Рано или поздно, любой маме приходится задуматься о том, как научить ребенка запомнить дни недели . Ведь знание дней недели необходимо малышу для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве и времени. Собственный интерес у ребенка к данному виду понятий происходит примерно к четырем годам, когда у малыша активным становится абстрактное мышление. В этой статье я поделюсь личным опытом, который помог в легкой и непринужденной форме научить дочку всем дням недели, в которых она стала быстро ориентироваться.

Сразу отмечу, что начинать обучение данным понятиям лучше постепенно, делать это сначала в обсуждениях и разговорах, а также отвечая на вопросы ребенка. Хорошо, когда есть события в жизни ребенка, которые привязаны к каким-то определенным дням недели. Например, в понедельник ребенка водят в бассейн, по пятницам из садика забирает всегда папа, по субботам приезжает бабушка в гости, в воскресенье вы по-особенному проводите день, ходите на какие-то мероприятия всей семьей. Безусловно это увеличит шанс на то, что ребенок успешно запомнит дни недели.

Конечно, обязательно нужно учитывать, что важный момент при любом обучении ребенка, и в частности, при запоминании дней недели, это игра. Только в игровой форме, в совместной творческой деятельности, где малышу нужно принимать непосредственное участие, получится легко, быстро и с удовольствием для малыша привить какие-то знания и навыки.

Итак, мой личный опыт по обучению детей дням недели . Со своим старшим сыном я начинала обучение дням недели в 3,5 года. Матвей с раннего возраста был увлечен рисованием и поэтому в запоминании дней недели мы это активно использовали. Вместе с ним рисовали большой паровоз с вагончиками и в каждый вагончик ежедневно вставляли бумажки — карточки с подписанными днями недели. Учили стихи про дни недели и рисовали рисунки к каждому дню, таким образом и память тренировали и дни недели легко запоминали….

Увидев, что насколько вышеописанные способы отлично дали свой результат (Матвей сразу стал хорошо ориентироваться по дням недели), я применила данный творческий подход и со средней дочкой….

Первое, что мы сделали – это совместный обучающий плакат. Яркий, красочный, выполненный по задумке ребенка и совместно с ребенком, он прекрасно подходит для визуального восприятия и научит ребенка запомнить дни недели. На плакате мы изобразили девушку-снегурочку, заснеженный лес, а «главным героем» по обучению дней недели стал зайчик, который должен «прыгать» по сугробам, на которых подписаны сами дни недели и их порядковый номер. К зайчику мы прикрепили палочку для мороженого с помощью скотча, чтобы было удобно его вставлять в прорези нарисованных сугробов. При появлении данного плаката София стала каждый день передвигать зайчика, называя, какой сейчас день недели, а потом отвечала на мои вопросы, какой день недели был вчера и какой будет завтра.

Следующая игра, которая также способствовала быстрому запоминанию дней недели – «нарисованный стих». Мы использовали стихотворение «В понедельник мы стирали, пол во вторник подметали…» Здесь нам помог старший брат Матвей, который рисовал картинки, а Соня раскрашивала. Достаточно было нарисовать картинки к каждой строчке и проговорить их во время рисования, как стих «выучился» за считанные минуты. Дополнили эту игру заданием – разложить карточки с названием дней недели к соответствующим картинкам. Кроме этого стихотворения выучили другой стих «Среди дней любой недели первым будет понедельник…», но уже не рисовали:)) Здесь дни недели соотносятся с их порядковым значением, что также необходимо для усвоения важных для ребенка понятий.

Для закрепления порядка дней недели я также сделала для дочки небольшое задание: разложить названия дней с соответствующей цифрой. Здесь немного почитали, вспомнили цифры и закрепили знания по дням недели.

Конечно, не забыли мы и про разгадывание загадок, которые Соня очень любит, особенно рифмованные)) С Матвеем же обсудили несколько пословиц и поговорок про дни недели.

В течение того времени, которое мы посвящали изучению дней недели, посмотрели несколько обучающих и развивающих видеороликов и мультфильмов по теме. Один из тех, которые нам особенно понравился — это «АБВГДейка. Дни недели».

https://youtu.be/SOFLfhonAa8

И, конечно, не стоит забывать, что «повторенье – мать учения» и для закрепления выученных дней недели необходимо хотя бы периодически задавать ребенка вопросы. Например, «Сегодня среда. Какой день недели был вчера, а какой будет завтра?», «В какой день недели к нам приедет бабушка?» и так далее.

Как видите, научить ребенка запомнить дни недели совсем сложно. Наоборот, это познавательный и творческий процесс, который в дальнейшем поможет ребенку легче ориентироваться и в других временных периодах, таких как время суток, а также выучить месяцы и сезоны года.

Про личный опыт по обучению ребенка дням недели делилась Оксана Клокова.

А вы научили ребенка дням недели или может вы только собираетесь обучать малыша, ищете подходящие идеи? Поделитесь своим опытом в комментариях к статье!

Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год».

Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда -

Третьим днём была всегда.

А четверг - четвертый день -

Шапку носит набекрень.

Пятый - пятница-сестрица -

Очень модная девица.

А в субботу - день шестой -

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний - воскресенье -

Назначаем днём веселья.

Играйте в подвижные игры

Дети любят подвижные игры . Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра» . Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

В игре «Мяч бросай - дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку.

Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

Объясните «модель года» с помощью круга

Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

Показывайте время на большом циферблате

Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры).

Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая - расстояние от одной цифры до другой.

Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.

Используйте забавные, знакомые ребенку песни, чтобы обучить его дням недели. Существует множество хороших песенных пародий, где дни недели переложены на знакомый мотив, чтобы из было проще запомнить. Поищите примеры песен на русском языке в интернете или на сайте Youtube.

  • Пение хорошо для запоминания, потому что мозгу проще впитать знакомый мотив. Кроме того, каждую песню, по сути, можно напевать где угодно, что дает ребенку больше времени потренироваться и выучить необходимые понятия.
  • Согласно экспертам, пение не только высвобождает эндорфины (гормоны счастья), но и укрепляет способность запоминать информацию и развивает мозг, заставляя его совершать несколько действий одновременно.
  • Словом, пение делает вас счастливее и умнее. Так что, это отличный способ научить ребенка дням недели. Вы даже можете упражняться в знаниях и петь песни в машине по пути в школу или когда будете заниматься делами.

Позвольте ребенку составить собственный календарь. Еще один хороший способ обучить ребенка дням недели – показать ему календарь и попросить перечислить названия вместе с вами. Затем на пустой странице календаря помогите ребенку создать новый вариант.

  • Попросите ребенка рассказать, что происходит каждый день недели. Например, если он ходит на занятия для дошкольников всего три раза в неделю, он может сказать: “В понедельник я хожу на занятия” и так далее. Позвольте ребенку использовать вырезанные из журнала картинки или подходящие стикеры, чтобы “отметить” каждый день недели для лучшего запоминания.
  • На понедельнике, среде и пятнице может быть картинка или наклейка со зданием школы или развивающего центра, а на вторнике и четверге – те занятия, которые у ребенка ассоциируются с этим днем. На субботе может быть картинка супермаркета или семейной встречи, а на воскресенье, например, церковь.
  • Создайте арт-проект с днями недели. Еще одна забавная идея для поделки – создание игрушки-червячка с днями недели. В начале ребенок сделает восемь кругов.

    • Первый круг – это голова игрушки, туда можно приделать глаза, рот, нос и друге черты лица, которые захочет добавить ребенок.
    • Каждый из кругов будет назван днем недели, и, опять же, ребенок может добавить любой символ, который ассоциируется с этим днем – школа, семья и прочее.
  • Используйте книги с картинками. Попробуйте найти книгу с картинками, которая посвящена дням недели, и прочитайте ребенку. Если ребенок умеет читать, попросите его зачитать самостоятельно или даже попробовать объяснить изображения и события.

  • Обучите дням недели при помощи скакалки или классиков. Прыжки на скакалке или игра в классики в сопровождении песни может быть неплохим способом научить ребенка дням недели. Когда он будет скакать или прыгать, он может напевать:

    • “П – понедельник, повернись, В – это вторник, коснись земли, С – как среда, прыгай ввысь, Ч – как четверг, неба коснись, П – это пятница, скажем УРА! С – как суббота, играть пора, В – воскресенье, хлопнем в ладошки, ну а теперь повторим все немножко!”.
    • Таким же образом ребенок может играть в классики. Нарисуйте 7 квадратов, каждый обозначает день недели. Прыгая с квадрата на квадрат ребенок может напевать.
  • Для ребенка младшего дошкольного возраста такие понятия как дни недли даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет). Но пользоваться, уметь оперировать такими простыми (для взрослых) понятиями весьма удобно.

    В понедельник мы идем к врачу, в пятницу ты отправишься к бабушке в гости, а в воскресенье к нам придут гости... согласитесь, если не знать, что это такое, очень сложно ориентироваться и понять маму.

    Для того, чтобы обучение стало легким и интересным процессом предлагаем Вам несколько вариантов изучения дней недели с ребенком младшего школьного возраста:

    1. Выучите несколько стихов: вы не только в очередной раз укрепите формирующуюся память, но и зафиксируете последовательность дней недели в игровой форме.

    Мишка утром в понедельник Заглянул в душистый ельник Муравьишке этим днем он помог построить дом А во вторник дождик лил Мишка к волку заходил С ним не виделись давно и сыграли в домино В среду Мишка к рыжей белке Заглянул на посиделки Вместе книжку почитали и орехи пощелкали А в четверг проснулся мишка и к бобру пошел на стрижку сделал модную прическу и купил себе расческу В пятницу с прической новой мишка в бор пошел сосновый вместе с зайцем был он рад там собрать ведро маслят А в погожую субботу Мишка наш пошел к болоту повстречался с лягушонком угостил его масленком в день последний - воскресенье мишка наварил варенья всех друзей позвал на пир даже птичек не забыл Друг за другом пролетели семь веселых дней недели мишка все успел всем друзьям помочь сумел.

    стихи будут представлены ниже

    2. Составьте рукописный вариант календаря только на неделю, добавляйте каждый день по листочку (или отмечайте галочкой, если лист цельный), так ребенок сможет "потрогать" дни недели. Он поймет деление - новый день - новое название. Листайте такой календарь в тчение нескольких недель, чтобы малыш понял последовательность. Можно записывать или приклеивать фотографии пройденного дня, или запоминающихся событий.

    возможный вариант календаря на неделю.

    Подскажите-ка нам звери
    Как запомнить дни недели
    Первый-понедельник
    Зайка-рукодельник!
    За ним приходит вторник
    Соловей-задорник.
    За вторником-среда
    Лисичкина еда.
    За средой четверг
    Волк глазами сверк.
    За четвергом к нам пятница
    Колобком прикатится.
    За пятницой - суббота
    Баня у енота.
    За субботой воскресенье
    Целый день у нас веселье.

    Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
    Работяга, не бездельник.
    Он неделю открывает
    Всех трудиться заставляет.
    ВТОРНИК следует за братом
    У него идей богато,
    Он за все береться смело
    И работа закипела.
    Вот и средняя сестрица
    Не пристало ей лениться,
    А зовут её СРЕДА,
    Мастерица хоть куда.
    Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
    Он мечтательный чудак
    Повернул к концу недели
    И тянулся еле еле.
    ПЯТНИЦА - сестра сумела
    Побытрей закончить закончить дело.
    Если делаешь успехи,
    Время есть и для потехи.

    Предпоследний брат СУББОТА
    Не выходит на работу.
    Шалопай и озорник
    Он работать не привык.
    У него другой талант -
    Он поэт и музыкант,
    Да не столяр и не плотник,
    Путешественник, охотник.
    В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
    Очень любит угощение.
    Это самый младший брат,
    К Вам зайти он будет рад.
    Семь их ровно посмотри.
    Всех запомнил? Повтори.

    С. Михалков

    Каков Емеля, такова и неделя
    Мы спросили у Емели:
    -Назови нам дни недели.
    Стал Емеля вспоминать.
    Стал Емеля Называть.
    - Дядька крикнул мне "бездельник" -
    Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
    На забор я лез, и дворник
    Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
    В СРЕДУ я ловил жука
    И свалился с чердака.
    Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
    И застрял под воротами.
    В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -
    Изорвал себе рубаху.
    А в СУББОТУ - вот потеха! -
    На свинье верхом поехал.
    В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -
    На мосту сидел, дремал.
    Да с моста свалился в реку.
    Не везёт же человеку!
    Так у нашего Емели
    Дни недели пролетели.

    Куда девался понедельник
    -Где бездельник Понедельник?-
    Спрашивает Вторник.
    -Понедельник - не бездельник,
    Никакой он не бездельник,
    Он отличный дворник.
    Он для повара Среды
    Притащил бадью воды.
    Кочегару Четвергу
    Смастерил он кочергу.
    Но приходила Пятница
    Скромница, опрятница.
    Он оставил всю работу
    И поехал с ней в Субботу
    К Воскресенью на обед.
    Передал тебе
    Привет.

    Среди дней любой недели
    Первым будет понедельник.
    День второй за ним пошел,
    Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда...
    Третий день всегда среда.
    Он четвертый там и тут,
    Этот день четверг зовут.

    В череде рабочих дней
    Пятый пятница теперь.
    Вся закончена работа
    День шестой всегда суббота.

    День седьмой?
    Его мы знаем:
    Воскресенье, - отдыхаем!

    Татьяна Уткина
    Как помочь ребёнку запомнить дни недели в игровой форме

    Как помочь ребёнку запомнить дни недели в игровой форме .

    К окончанию седьмого года жизни ребенок должен :

    Понимать и употреблять в речи обобщающее понятие «дни недели » ;

    Четко знать последовательность дней недели ;

    Различать и называть «выходные дни» , «рабочие дни» ;

    Ориентироваться в окружающей действительности.

    Следовательно, планомерную деятельность по усвоению данного абстрактного понятия следует начинать тогда, когда ребенку исполнится 5 лет. Чуть позже, на седьмом году жизни, с ребенком следует проводить работу по уточнению представлений, закреплению понимания последовательности дней недели , взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке.

    Однако следует помнить и понимать один важный факт. У детей дошкольного возраста наглядно-действенное мышление. В связи с этим, для успешного усвоения знаний о днях недели нужно связывать с наглядными дидактическими материалами (картинки, цветные квадраты) и непосредственным действиям с ними.

    Цветная неделя

    Сделайте календарь, где каждый день обозначен определенным цветом. Каждое утро поясняйте ребенку, какой сегодня день, показывая цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели , начиная с понедельника . При выполнении задания просите ребенка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т. д.

    Мы спросили у Емели :

    Назови нам дни недели .

    Стал Емеля вспоминать.

    Стал Емеля называть.

    Дядька крикнул мне «бездельник» -

    Это было в понедельник .

    На забор я лез, и дворник

    Гнал меня метлой во вторник.

    В среду я ловил жука

    И свалился с чердака.

    Воевал в четверг с котами

    И застрял под воротами.

    В пятницу дразнил собаку -

    Изорвал себе рубаху.

    А в субботу - вот потеха! -

    На свинье верхом поехал.

    В воскресенье отдыхал -

    На мосту сидел, дремал.

    Да с моста свалился в реку.

    Не везёт же человеку!

    Так у нашего Емели

    Дни недели пролетели .

    А. Тимофеевский

    Обсудите времяпровождение Емели.

    Похожая методика обучения по цветным квадратам.

    Для знакомства ребенка с днями недели следует взять 7 цветных квадратов (фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный) .

    Каждый цвет строго соответствует определенному дню недели (фиолетовый – понедельник , синий – вторник, голубой – среда, зеленый – четверг, желтый – пятница, оранжевый – суббота, красный – воскресенье).

    Расскажите ребенку, что одна карточка – это сутки или день, а множество дней – это неделя . Затем предложите ребенку посчитать, сколько дней в неделе . Несколько раз повторите с ребенком то, что было оговорено ранее.

    Потом расскажите ребенку, что у каждого дня есть свое имя (Понедельник , Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье).

    Повторите с ребенком несколько раз названия дней недели .

    Рассказ о том, как пальцы помогут запомнить дни недели .

    В неделе семь дней . Среди них пять рабочих и два выходных дня. Запомнить рабочие дни помогут пять пальцев на руке.

    Первый пальчик на руке – понедельник . Он называется так, потому что идёт после недели .

    Второй пальчик – вторник.

    Третий пальчик – среда, потому что находится посередине.

    Четвёртый пальчик – четверг.

    Пятый пальчик – пятница.

    Выходные дни надо просто запомнить , ни с чем не связывая, – суббота, воскресенье.

    Разучивая с ребёнком стихи , вы также поможете ему запомнить дни недели

    Дядька крикнул мне "бездельник" -

    Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК .

    На забор я лез, и дворник

    Гнал меня метлой во ВТОРНИК.

    В СРЕДУ я ловил жука

    И свалился с чердака.

    Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

    И застрял под воротами.

    В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -

    Изорвал себе рубаху.

    А в СУББОТУ - вот потеха! -

    На свинье верхом поехал.

    В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -

    На мосту сидел, дремал.

    Да с моста свалился в реку.

    Не везёт же человеку!

    Жил-был у бабушки серенький козлик.

    Козлик плохим не страдал аппетитом.

    Съел в понедельник над речкой мостик ,

    Скушал во вторник стирку с корытом.

    В среду - к обеду - обои со стенки.

    В четверг - только пенки с варенья и гренки.

    В пятницу - боты, колготы и ноты.

    Так он едва дотянул до субботы.

    Съел в воскресенье с кровати подушку,

    Две простыни, одеяло на вате.

    Слышали все, как шептала старушка :

    "Шёл бы ты, миленький, в лес погуляти".

    В понедельник мы стирали ,

    Пол во вторник подметали.

    В среду – мы пекли калач.

    Весь четверг играли в мяч.

    В пятницу мы чашки мыли,

    А в субботу – торт купили.

    И, конечно, в воскресенье

    Звали всех на день рожденья.

    Пели, прыгали,

    Дни недели – посчитали ».

    Вот неделя . В ней семь дней,

    Поскорей знакомься с ней.

    Первый день

    По всем неделькам

    Носит имя понедельник .

    Вторник – это день второй,

    Он стоит перед средой.

    Серединочка-среда –

    Третьим днем была всегда.

    А четверг – четвертый день

    Шапку носит набекрень.

    Пятый – пятница-

    сестрица –

    Очень модная девица.

    А в субботу – день шестой –

    Отдыхаем всей гурьбой.

    И последний – воскресенье –

    Назначаем днем веселья.

    Завтра снова детский сад

    Ждет-пождет своих ребят.

    Загадки про дни недели .

    Детские загадки про дни недели с ответами помогут ребенку выучить дни недели в игровой форме . Сначала необходимо объяснить ребенку, что в одной неделе 7 дней : понедельник , вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Первые пять дней - это рабочие дни, в эти дни родители, бабушки и дедушки зарабатывают деньги, а дети ходят в детский сад или учатся в школе. А последние два дня - это выходные дни.

    Загадки про дни недели

    Братьев этих ровно семь.

    Вам они известны всем.

    Каждую неделю кругом

    Ходят братья друг за другом.

    Попрощается последний -

    Появляется передний.

    Ответ : Дни неделиГоворят , что он тяжёлый,

    И не дружит с ним бездельник.

    На работу, в садик, в школу

    Отправляет.

    Ответ : Понедельник

    Весь в заботах спозаранку,

    Нас напоит и накормит.

    Он вторым стоит по рангу.

    Ну, конечно, это.

    Ответ : Вторник

    В поездах, в цехах, в машинах

    Этот день всегда в трудах.

    Он – недели середина ,

    Ну, а попросту,.

    Ответ : Среда

    Этот – труженик умелый.

    Лень и праздность он отверг.

    Все спешит успеть доделать

    День по имени.

    Ответ : Четверг

    Притомившийся с полудня,

    День под горку катится.

    "Ох, устала! Отдохнуть бы!"

    – Размечталась.

    Ответ : Пятница

    В этот день нас ожидает

    Лишь домашняя работа.

    Моет, чистит, прибирает

    День по имени.

    Ответ : Суббота

    Всех оставит дома утром

    День-волшебник. Вот везение!

    Но проходит почему-то

    Очень быстро.

    Ответ : Воскресенье

    Народные пословицы и поговорки про дни недели

    В понедельник чихнешь - подарок на неделю .

    В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы .

    Вторники и субботы - легки.

    В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.

    Что Бог не даст, а в среду не прясть.

    Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

    В понедельник , среду и пятницу никакого дела не начинай.

    От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.

    Середа да пятница четвергу не указчица.

    Работая с ребенком над повышением уровня его знаний, нужно оставаться спокойным, мудрым и требовательным. Ведь усвоение детьми такой временной характеристики, как «дни недели » , возможно только при грамотном ведении непосредственно-образовательной деятельности.

    Поделиться: