Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый. Ребенок в двенадцать месяцев - развитие и навыки
Ребенок в возрасте от 12 до 13 лет: начало больших перемен
В жизни двенадцатилетнего школьника происходит слишком много изменений, которые сопровождаются разными эмоциями – от очень светлых до резко негативных. Вчерашний малыш превращается в подростка.
Физиологическое развитие ребенка в 12 лет
Этот период является по-настоящему сложным: организм перестраивается сразу на нескольких уровнях, вследствие чего внешность мальчиков и девочек сильно меняется. Наблюдается рост практически всех костей. Конечности развиваются непропорционально. В какой-то момент детская фигура станет казаться угловатой, может появиться сутулость. Корректировать рост скелетной и мышечной ткани рекомендуется посредством регулярной физической активности.
Активное развитие сердечно-сосудистой системы провоцирует легкие недомогания, переутомления. Повышается функция щитовидной железы, эндокринной системы, половых желез, вследствие чего возникают «гормональные» бури. Заметные внешние изменения (появление первых волос в паховой и подмышечной зоне, рост груди у девочек и «ломка» голоса у мальчиков) сопровождаются внутренним беспокойством, возникающим из-за перестройки нервной системы.
Психологическое развитие в 12 лет
Поведение детей резко меняется: из-за недомоганий и внутренних конфликтов притупляется внимание, снижается производительность труда, ухудшается успеваемость. Подросток ищет новое место в социуме, открывая неизвестные грани собственной личности. Могут появиться нервные расстройства, затяжные депрессии. Ребенок утрачивает интерес к привычным занятиям. Теперь его интересуют взрослые социальные игры: построение отношений, анализ поступков и определение собственной линии поведения. Повышается коммуникабельность и самостоятельность. Школьник уютно чувствует себя в компаниях, не боится заводить знакомства.
Новая оценка мира
Получение жизненного опыта ведет за собой пересмотр устоявшихся понятий. Меняется оценка собственной внешности, поступков, друзей и даже родителей. Авторитет мамы и папы в случае неправильной реакции заметно пошатнется: на любые замечания ваше чадо будет реагировать гневом и критикой. Вместе с тем неадекватные реакции на раздражители сменяются миролюбивым настроем, когда можно разрешить конфликтные ситуации и помочь тинейджеру разобраться с внутренними проблемами.
Нормальное взросление подростка сопровождается:
- верой в то, что все и всегда обойдется;
- уверенностью в себе и завтрашнем дне;
- общением со сверстниками;
- осознанием правил поведения в социуме и их важности;
- любознательностью, проявлением смекалки;
- доброжелательностью;
- стремлением к самостоятельности во всем;
- готовностью задавать вопросы на интересующую тему.
Тактика воспитания
Начало подросткового периода – серьезное испытание для всей семьи. Пока ваш сын или дочка стараются справиться с новыми эмоциями и переживаниями, придется набраться терпения и научиться контролировать себя. Откажитесь от диктовки условий и строго установления правил: постарайтесь остаться для любимого чада другом и советчиком. Уступки должны быть обоюдными: в противном случае неизбежны постоянные ссоры на повышенных тонах, грозящие перерасти в затяжные конфликты.
Точки соприкосновения
Из-за разницы в возрасте и увлечениях двенадцатилетние дети отдаляются от мамы и папы. Замечательно, если другие родственники разделяют интересы ребенка, – это помогает добиться выработки тождественных суждений, заводить доверительные разговоры на разные темы.
Родителям также нужно участвовать в смене образа жизни – знать, какими книгами, фильмами, музыкой интересуется сын или дочка. Найдите «золотую середину» между грубым вмешательством и полной отстраненностью.
Средняя масса годовалого ребенка составляет 10–12?кг, а его рост равен 75–80?см. По-прежнему эти показатели варьируют в зависимости от пола малыша; в большинстве случаев по показателям физического развития мальчики немного опережают девочек. Прибавка массы тела крохи на 12-м месяце жизни составляет примерно 350 г, общая же прибавка с момента рождения равна немногим более 7?кг. В длину малыш вырастает на 1,5?см, всего же за год рост крохи увеличивается на 25?см. Конечно, следует принимать во внимание индивидуальные особенности развития ребенка. Небольшие отклонения не стоит сразу рассматривать как патологические; возникшие у родителей вопросы сможет разрешить педиатр, наблюдающий за развитием крохи в динамике.
Прогулки с ребенком в год
Если тепло, прогулки с ребенком могут занимать все свободное ото сна и приема пищи время. В зимнее время обычно ребенок на прогулке в этом возрасте спит. В холодное зимнее время (при температуре воздуха менее –150°С), ветреную погоду пребывание на открытом воздухе может быть не комфортным для крохи. Порывистый ветер, более высокая температура воздуха, но в сочетании с мокрым снегом или сильным ветром могут служить основанием для отмены прогулки.
Сон ребенка в год
Ночной сон ребенка в большинстве случаев – непрерывный и продолжается 9–10 часов. Следует отметить, что частота и продолжительность как ночного, так и в особенности дневного сна вариабельны. Одному ребенку достаточно днем отдохнуть однократно в течение 2–2,5 часов, другому же необходимо поспать днем дважды. В последнем случае продолжительность сна в каждом из «заходов» может составить около часа-полутора.
Прививки
По достижении ребенком возраста полных 12 месяцев, при отсутствии противопоказаний (они определяются как педиатром, так и другими специалистами) ему проводится вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита («свинки»). С этой целью в настоящее время используются преимущественно комплексные вакцины. Детям из групп риска (например, если их мамы к моменту рождения малышей были больны гепатитом В), кроме того, проводится 4-я (заключительная) вакцинация против гепатита В.
Что умеет ребенок в год
Ребенок в год
обладает уже очень многими навыками. Это относится к его физической активности, речевому развитию, способности общаться и играть. Так, двенадцатимесячный ребенок уже не только уверенно стоит на ногах, но в большинстве случаев самостоятельно (без поддержки) ходит, встает, держась за спинку кровати или перекладину манежа, из положения сидя. Малыш способен более продолжительное время играть, находясь в сидячем положении. Конечно, при ходьбе кроха еще падает, от первого самостоятельного шага до устойчивого навыка ходьбы проходит не менее 1,5–2 месяцев.
Такой ребенок активно сочетает ходьбу, ползание, присаживание – он все время в движении.
За непоседой нужен, как говорится, «глаз да глаз»; частота травмоопасных ситуаций из-за возросшей активности крохи увеличивается. Следует помнить о том, что ребенка привлекают лестницы; малыш уже способен преодолеть несколько ступенек.
Динамика речевого развития ребенка на 12-м месяце жизни проявляется в более охотном произнесении двусложных фраз, например, «ба-ба да», «ма-ма ди», активном интонировании речи. В среднем к 12-месячному возрасту словарный запас крохи составляет 10–15 слов. Многие дети постоянно что-то «говорят», их речь приобретает эмоциональную окраску. Проявляются первые признаки способности сопереживать; кроха может «пожалеть зайку», покачать игрушку на руках.
Малыш непродолжительное время способен помнить происшедшие события. У него уже есть занятия, которым он отдает предпочтение, любимые и нелюбимые игры.
Развитие ребенка в год , с его возрастающей социальной активностью, в большой степени зависит от поведения взрослого. Кроха с удовольствием включается в игры, например, «пальчиковые». Самые известные из них – «сорока-белобока» и «пальчики», когда от малыша требуется последовательно загибать пальчики. Ребенок повторяет движения взрослого, упражнения на мелкую моторику удобно сочетать с приемами, стимулирующими речь малыша; так одновременно можно разучивать с крохой потешки, детские стихотворения, рассказывать ему короткие сказки. Малышам нравятся игры с мячом, а также игры, требующие от них физической активности. Ребенок более длительное время может слушать, как ему читают. Многие малышы с удовольствием рассматривают картинки в книгах, особенно если они яркие и понятные.
Питание ребенка в год
Частота кормлений малыша на 12-м месяце жизни составляет 5 раз в сутки. Между основными приемами пищи могут быть «перекусы»; ребенок с удовольствием грызет, например, печенье, сухарик, дольку яблока.
Питание на 12-м месяце весьма разнообразно. Ребенок должен получать молочные продукты: в идеале – грудное молоко (при его отсутствии – молочную смесь), кефир, творог. Вопрос с введением коровьего молока необходимо обсудить с наблюдающим малыша педиатром. В качестве питья его предлагают обычно по достижению ребенком годовалого возраста. Это не исключает использование небольшого количества молока (при условии переносимости его белка малышом) для приготовления каши или овощного пюре, пудинга и т. д. В меню обязательно включаются мясо и рыба (как правило, в виде котлет или тефтелей); каши. Сок, фруктовое пюре относятся обычно к одним из любимых блюд детей. На обед ребенку предлагается суп с частично размятыми овощами. Раз в 2 дня можно добавлять в пюре или суп яичный желток (он менее аллергенный по сравнению с белком).
Следует сказать, что большинство блюд (например, суп) уже можно не готовить специально для малыша. Если в блюдо не добавляются копчености, специи в большом количестве, блюдо не острое и не жирное, то оно вполне подойдет для всей семьи, включая кроху.
Стул и мочеиспускания
Частота мочеиспускания составляет 10–12 раз в сутки. Этот показатель варьирует в зависимости от температуры окружающей среды, питьевого режима малыша. Стул, как правило, однократный, но также могут быть изменения как частоты (например, учащение до 2–3 раз у здорового ребенка), так и консистенции стула в зависимости, например, от характера пищи ребенка.
Детский врач
В годовалом возрасте даже здоровому крохе предстоит пройти комплексное обследование; так, в стандарт наблюдения за детьми первого года жизни включен осмотр годовичка педиатром, неврологом, хирургом, ортопедом, стоматологом. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу и окулисту. Кроме непосредственного осмотра перечисленными специалистами согласно стандарту у малыша исследуют анализ крови (из пальчика), мочи и проведут ультразвуковое исследование тазобедренных суставов. Детям, имеющим к 12-месячному возрасту какое-либо заболевание, может потребоваться дополнительное обследование, в том числе лабораторное и с помощью методов функциональной диагностики (например, УЗИ сердца, почек, ЭКГ и т. д.).
Возможно, вам будут интересны статьи
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Малышу исполнилось 12 месяцев, он подошел к первому своему юбилею, пора подвести итоги.
В 12 месяцев рост ребенка должен быть около 75-77 см, вес — 10-10,5 кг. Если вес и рост ребенка отличаются от приведенных, беспокоится не стоит, ведь дети все разные и у каждого свои особенные конституционные возможности, которые он унаследовал от всех членов своей семьи.
В возрасте 12 месяцев три из пяти малышей начинают самостоятельно ходить, причем их уверенность с каждым днем становится все большей. Двигательная активность малыша в это время достаточно высока, практически вся его энергия уходит в движении.
С каждым новым днем ребенок познает окружающий его мир все больше, у него появляются любимые блюда, игрушки, запахи, и возрастает симпатия или антипатия к некоторым людям. Кроха с удовольствием играет с папой или мамой, катит мячик, складывает игрушки, любит компанию и общение.
Режим дня ребенка в 12 месяцев практически не меняется. Ему так же необходимы два сна в дневное время по 2-2,5 часа, ночной сон должен длится не менее 11 часов. Желательно приучать ребенка засыпать и просыпаться в одно установленное время. Перерывы между сном и бодрствованием должны быть по 2,5-3,5 часа.
В это время ребенок должен активно играть, родителям необходимо заниматься с ним развитием речевых навыков, читать сказки и стишки, совершенствовать его двигательную активность.
Как и в предыдущие месяцы необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирания, сон на свежем воздухе, прогулки и купания через день. Комнату ребенка необходимо ежедневно проветривать, температура воздуха в ней должна быть в пределах 19-21°С, летом форточку закрывать не следует, пусть ребенок спит с открытой. Проводите с ребенком больше времени на свежем воздухе.
Купать годовалого ребенка следует через день, длительность процедуры приблизительно 10 мин, температура воды в пределах + 33 °С, при температуре воздуха в ванной комнате + 21°С. После купания можно проводить процедуру обливания водой, у которой температура ниже на один-два градуса.
Каждое утро малыша следует начинать с умывания личика и ручек, расчесывания волосиков. Вечером необходимо мыть перед сном и ножки. Воздушные ванны ребенок должен принимать ежедневно по 30 мин, при температуре +18-19 °С. В режиме дня годовалого ребенка должны обязательно присутствовать занятия гимнастикой и массажем. Каждое упражнение необходимо делать по 5-7 раз в течении 10 мин. После занятий следует выполнять водные процедуры.
Малыша 12 месяцев, как и ранее, кормят пять раз в день. Однако уже можно постепенно переходить и на четырехразовое питание. Кормить ребенка следует сразу после пробуждения или не позднее чем через час после него. Время завтрака приблизительно будет в 8 часов утра. В рацион ребенка обязательно должны входить фруктовые пюре и соки.
К данному возрасту практически все мамы уже не кормят ребенка грудью, малыш кушает пищу, которую готовят для всех членов семьи, с учетом конечно диетического приготовления блюд. Еда больше не должна быть протертой или жидкой, пищу для годовалого ребенка режут на маленькие кусочки или используют крупную терку. Блюда из рыбы и мяса готовятся как обычно, но без применения приправ. Для ребенка кусочек мяса или рыбы можно растереть в пюре или порезать маленькими кусочками.
В пищу ребенка не следует добавлять сахар или соль, лучше использовать кусочек сливочного масла или клюквенного, лимонного сока. Растительное масло для приготовления еды необходимо использовать только хорошо очищенное, кукурузное, оливковое, подсолнечное. Кушать ребенок должен на стульчике за столиком из тарелки, и запивать еду из чашки, а не бутылочки.
Совсем незаметно пробежала время. Казалось бы, малыш только недавно появился на свет, и вот ему уже исполняется 12 месяцев. Это возраст кардинальных изменений и активного познавание окружающего мира. Так как он является переходным, поэтому и чреват некоторыми сложностями, как для родителей, так и для самого маленького человека. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 12 месяцев.
Навыки в годовалом возрасте
Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:
- стоять без поддержки и опоры;
- ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
- активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
- передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
- ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
- выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
- залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.
Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:
- разбирать и собирать пирамидку;
- складывать в емкости мелкие игрушки, открывать крышки и закрывать их;
- играть в кубики, делая из них башню;
- брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков;
- в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
- наблюдать за действиями других детей и повторять их.
Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:
- проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
- проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
- узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
- разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
- настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
- рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
- пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
- подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.
Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:
- произносить около 10 слов на своем собственном языке;
- отвечать на вопрос «кто это»;
- подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
- стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
- повторять звуки и слова за другими детьми;
- выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
- понимать когда говорят «нельзя»;
- показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
- узнать свое имя и отзываться на него.
Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:
- откусывать от пищи кусочки и жевать их;
- пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
- начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
- помогать взрослому одевать себя на прогулку;
- давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
- протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.
Расписание дня
Режим ребенка в 12 месяцев распорядок дня может быть приблизительно следующим:
- Пробуждение после ночного сна. В течение получаса малыш получает грудное кормление или молочную смесь.
- В течение последующих трех часов проводятся утренние процедуры, включая умывание, чистку полости рта, воздушные ванны, гимнастику и легкий массаж.
- Следующие полчаса ребёнок подкрепляется кашей со сливочным маслом.
- Далее полтора два часа проходит первый дневной сон.
- Затем необходимо двухчасовая прогулка.
- Обед.
- После основной трапезы лучше всего заняться интеллектуальной или творческой деятельностью, включая рисование, лепку из пластилина, чтение книг.
- Следующим этапом идет второй дневной сон.
- Зачем рекомендуется проведение в течение часа подвижных игр и упражнений, поскольку именно в данный момент малыш имеет для этого все силы и энергию.
- Плотный ужин поможет восстановить растраченных запас калорий.
- После еды полезно прогуляться на свежем воздухе.
- Следом за прогулкой ребенок может пообщаться с другими членами семьи собравшимися в доме к вечеру, поиграть и принять водные процедуры.
- После этого идет последний перекус перед ночным сном.
Обращает на себя внимание тот факт, что в распорядке дня сохраняется два дневных отдыха. Однако к годовалому возрасту, у большинства малышей достаточно сформирована нервная система. Для них достаточно бывает всего лишь одного дневного сна, который может продолжаться от полутора до двух часов.
Режим сна
У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:
- Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
- Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.
Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:
- Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
- Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
- Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.
Особенности кормления в 12 месяцев
В зависимости от того, каким образом ребенок отдыхает днем, у него формируется определенное меню в 12 месяцев.
Первый вариант
Если дневной отдых состоит из двух частей, то малыша следует кормить не менее пяти раз. При сохраненном грудном кормлении, утром и вечером ребенок должен получать материнское молоко. Малыш находящиеся на искусственном вскармливании первое и последнее кормление получает в виде молочной смеси.
Второе, третье и четвертое кормление состоит из овощей приготовленных отвариванием или тушением, а также мясом или рыбой. В этом возрасте уже не нужно протирать еду, мясные блюда следует разрезать на мелкие кусочки. Это особенно важно, поскольку в этот период идет формирование прикуса и установление жевательного рефлекса.
Малышу не следует давать острую и жареную пищу, его следует оградить от копченостей, консервированной продукции, колбас, шоколада и некоторых видов сладостей. Лучше всего, если на столе всегда будут свежие фрукты и ягоды.
Второй вариант
В случае, когда режим предусматривает однократный дневной отдых, то питание становится четырехразовым. Это совершенно не означает, что объем пищи должен быть увеличен. Одно кормление должно содержать не более 250 миллилитров продуктов. Данный режим питания предусматривает необходимость первого приема пищи не сразу после пробуждения, а после проведения гигиенических процедур и гимнастики. Через четыре часа ребенок получает обед, который может состоять из первого блюда, котлеты и пюре из овощей, запись можно соком или компотом.
Два раза в неделю ребенок должен получать рыбу, и два раза в месяц любое блюдо, сделанное из говяжьей печени. После дневного сна в качестве полдника нужно давать ему легкую пищу, так как ужинает он раньше. В этот момент ему можно съесть творог или блюда из него, фруктовое пюре и сок.
Приблизительно около семи вечера годовалый ребенок получает молочную кашу или овощное пюре. Иногда можно разнообразить меню в виде омлета, приготовленного на пару или отварного яйца. Ужин завершается с соком из фруктов компотом или некрепко заваренным чаем.
Физическое развитие
Малыш в возрасте 12 месяцев как никогда нуждается в укрепление мышц, постоянном и регулярном проведении занятий и упражнений. Они обязательно должны в себя включать:
- ходьбу и ползание по различным поверхностям они должны быть прямыми, наклонными и неровными;
- необходимо чтобы малыш висел на турнике или на кольцах;
- разнообразные приседания;
- наклоны туловища;
- проползания под препятствием;
- занятия для укрепления мышц живота;
- упражнения с мячом.
Для проведения занятий следует тщательно проветрить помещение, но при этом не допускать сквозняка. Ни в коем случае не следует заниматься с малышом, если он плохо себя чувствует или чем-то раздражён. Нужно принять все меры, чтобы такие упражнения вызывали у него только удовольствие. С этой целью можно использовать веселую ритмичную мелодию. После проведения занятия физкультурой очень полезно сделать расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
Игрушки и игры
Для ребенка очень важны в этом возрасте развивающие игры, которые позволяют закрепить прежние навыки и способствовать появлению новых умений. Все, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, развивается преимущественно в игровой форме.
- мелкая моторика развивается при помощи такой игры как «ладушки» или «сорока-ворона»;
- логическое мышление и правильный глазомер позволяет развить складывание матрешки, порядок действий при это показать малышу должен взрослый;
- очень важно рассматривать картинки в книжке и показывать при этом, где находятся носик, глазки у собачки или кошечки, а потом попросить ребенка показать самому;
- чувство ритма и музыкальный слух ребенка будет развиваться в том случае, если время от времени, использовать ритмическую музыку, танцевать под нее вместе с ним;
- полезно также с использованием детских музыкальных инструментов научить малыша играть на них, извлекая определенные звуки;
- для развития эстетического восприятия ребенку следует начинать рисовать красками, мелками или фломастерами.
Во время игр, лепки или рисования родители должны позаботиться об использовании специальной одежды для малыша, которую можно будет легко отстирать или выбросить.