Создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений. Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста консультация на тему

Министерство образования и науки РФ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Институт психологии, педагогики и управления образованием

Кафедра практической психологии

Курсовая работа

Социальная ситуация развития ребенка

Научный руководитель :

старший преподаватель кафедры

практической психологии С.М. Колкова

Выполнила : студентка 2 курса

вечернего отделения

И.Л. Васюкявичюте

Введение

1. Социальная ситуация развития младенца

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

4. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Заключение

Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем , Д.Б. Элькониным , который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. .

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.


Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей, он скорее является объектом ухода, чем субъектом социальной жизни. Отсюда легко возникает впечатление, что младенец представляет собой чисто биологическое существо, лишенное всех специфических человеческих свойств.

На самом деле младенец живет в совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуации развития . Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Объективная зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе). Эти отношения всегда опосредованы другими, всегда преломляются через призму отношений с людьми. Поэтому отношение ребенка к действительности с самого начала есть социальное отношение . В этом смысле Л.С. Выготский называл младенца «максимально социальным существом». Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека.

Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. поэтому удаление его сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствии взрослого младенец попадает с ситуацию полной беспомощности: его активность как бы парализована или в высшей степени ограничена. В присутствии взрослого для ребенка открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Вот почему смысл всякой ситуации для младенца определяется прежде всего присутствием взрослого – его близостью, отношением к ребенку, вниманием к нему и т.д.

С объективной социальной ситуацией развития младенца связано и своеобразие ее отражения ребенком. Л.С. Выготский высказал предположение, что физически отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически. Эта слитость с матерью продолжается до конца младенческого возраста, пока ребенок не научается самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступает еще позднее. Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра – мы », и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Это первоначальное переживание слитости себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я. Эту точку зрения Л.С. Выготский аргументировал двумя известными фактами .

Первый факт касается представлений младенца о собственном теле: вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы. Сначала он рассматривает руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.

Второй факт, подтверждающий эту точку зрения, заключается в зависимости реакций ребенка от пространственного положения вещей. физическое отдаление предмета означает и его психологическое отдаление. отдалившись на определенное расстояние, привлекательный ранее предмет теряет всякий интерес для младенца. Предмет на расстоянии как бы вовсе не существует для него. Но интерес оживает с новой силой, как только рядом с предметом – в одном оптическом поле с ним – появляется взрослый человек. Это чрезвычайно важный феномен. Казалось бы, в предметной ситуации ничего не изменилось: ребенок воспринимает предмет столь же удаленным и недостижимым, как и раньше. Но аффективная привлекательность предмета, находящегося на расстоянии, зависит от присутствия взрослого рядом с этим предметом. Причем ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому, чтобы получить нужный предмет. Взрослый здесь нужен не для того, чтобы достать недоступный предмет, а чтобы этот предмет стал привлекательным для ребенка.

Если первый факт характеризует неспособность младенца выделить из окружающего мира и осознать свое собственное тело и свое автономное существование, то второй говорит о том, что социальное отношение ребенка и его отношение к внешним предметам неразделимы для ребенка: предметное и социальное содержания еще слиты для ребенка. Оба факта могут свидетельствовать о том, что собственная психическая жизнь ребенка осуществляется не иначе, как при условии психической общности, в условиях сознания «пра – мы».

Такой взгляд на социальную ситуацию развития младенца коренным образом меняет представление о его развитии. В традиционных научных представлениях младенец рассматривался как совершенно автономное существо, не знающее ничего, кроме себя, и целиком погруженное в мир собственных переживаний. Согласно этому взгляду, неразвитая психика ребенка максимально изолирована, неспособна к социальным отношениям и реагирует лишь на примитивные раздражения внешнего мира. Только в последствии младенец становится социальным существом, социализируя свои желания, мысли и поступки. Л.С. Выготский категорически опровергает такое представление .

Психика ребенка с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей и именно через них воспринимает и познает окружающий мир. Младенец живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней общности с другими людьми. Взрослый для младенца не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, но внутренне содержание его психической жизни. Сначала младенец как бы живет в другом, он слит с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенно психологическое отделение его от взрослого.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка»

Мастер-класс «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»

Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна.

Тюльган 2014 г.

Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий для социальной ситуации развития детей.

Задачи:

  1. Ознакомление участников с основними аспектами понятия «социальная ситуация развития».
  2. Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов социальной ситуации развития.
  3. Ознакомление с игровыми ситуациями для социальной ситуации развития дошкольников.
  4. Предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми.

Ход мастер-класса.

  1. Вводная часть

Игровое упражнение « Возьми салфеток столько, сколько… »

Цель : знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы.

Инструкция . Участники сидят в общем кругу. Педагог передает по кругу пачку бумужных салфеток со словами: « На случай, если понадобится, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

  1. Мини –лекция педагога- психолога.

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к её структуре. К числу этих требований относится создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.)

Что же такое « Социальная ситуация развития ребенка » - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

Навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

Умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

Умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

Умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:

  1. Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения);
  2. Становится возможным достаточно систематическое обучение;
  3. Меняются отношения со сверстниками;
  4. Происходит осознание собственного «Я»;
  5. Происходит становление личности ребенка;
  6. Ведущим средством общения является язык.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.

Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

  1. Практическая часть.

Я, на своих занятиях, с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

Например:

  1. Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

- «Как Юра бабушке помог»

-«Не забывай волшебные слова»

-«Как Алена и Миша делились игрушками»

Как Костя и Гордей помирились »

Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

  1. Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

  1. Практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.

Например:

-«Научим наших кукол здороваться и прощаться»,

-«Покажем Мишутке, как принимать гостей»,

-«Поздравим Ксюшу с днем рождения».

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.

В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:

- «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь);

-«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть);

-«Мы встречаем друга после болезни»;

-«Поменяемся игрушками»;

-«Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Я учу детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

  1. Игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков Игра «Попроси игрушку»

Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

  1. Игры помогающие детям

Игра «Интервь.»

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

Правила игры:

Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.

За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.

Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.

Побеждает тот, кто соберет больше интервью.

  1. Игры, обучающие детей решать небольшие проблемы путем переговоров

Игра «Сладкая проблема»

В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.

Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Нам нужно чаще создавать проблемные ситуации, чтобы дети научились находить пути решения из сложившися ситуаций, чтобы в дальнейшей жизни легко ориентироваться.

  1. Заключительная часть.

Упражнение «Три настроения» (Итог).

На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).

Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).

Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).

Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.

В пункте 3.2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования перечислены следующие условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1. обеспечение эмоционального благополучия через:

· непосредственное общение с каждым ребенком;

· уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

· создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

· создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

· организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

· оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе путем создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, через использование современных информационных технологий и ресурсов

Общие основания

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.


Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране любого электронного устройства. Возможности использования современных информационных технологий, ресурсов, электронных устройств позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - обучить самостоятельно приобретать новые знания.

Игра как средство создания в ДОУ

социальной ситуации развития детей

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (п 2.4) определяет основные направления образовательной программы для организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Одно из наиболее важных направлений программы направлено на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

Навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

Умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

Умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

Умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.

Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.

Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации воспитателю необходимо:

Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)

Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)

Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)

Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)

Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения, настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:

- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;

- «Научим вежливым словам волчонка»;

- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.

В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.

Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.

Таким образом, игра, как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.


Поделиться: