Открытое занятие по познавательному развитию старшая группа. Конспект занятия по познавательному развитию план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К.А. Тимирязев

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе, нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится – писать…

Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессионалами и негуманными приемами, успели частично “вложить” программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни “Рисунок 8”.

Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Конспект занятия по познавательному развитию “Свойства воды и воздуха” старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
  • Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций “круговорот воды”, просмотр видеодиска на тему “Космос”, “Планеты солнечной системы”. Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, “водяной мир”.

Материал: Кукла “Пятачок”, нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись “Буги-Вуги”.

Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет “Земли”.

А какие планеты солнечной системы вы еще знаете?

– Еще загадку отгадайте:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).

– В какое время солнце светит? А “Солнце” это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребенка – солнышко). “Рисунок 6”.

– А что можно ночью увидеть на небе? (Объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны.)

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос. (Что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него все видно.)

Опыт с пакетами: “Ловим воздух” – воздух можно потрогать, поймать “Рисунок 10”.

Опыт с листком бумаги “Дует ветер” – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух.)

Опыт с мячом “Сожми – разожми” – воздух, находящийся внутри предмета, не дает возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой “Выдуваем пузырьки” – воздух можно увидеть “Рисунок 1”.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание “Кто выше”.

Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнем немного – потанцуем.

Физкультминутка “Буги-вуги” под фонограмму .

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребенок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (Воздух – не твердое тело.) Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей.). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей.) “Рисунок 3”.

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит “Выйти сухим из воды”. Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим “Рисунок 2”.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрем его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде.) Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

– А вот Пятачок еще интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей.) “Рисунок 4”, “Рисунок 9”.

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый “водяной пар”. Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар.) Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.

– Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли “Рисунок 5”.

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия: Ученые, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга.)

Литература:

  1. Комиссарова, Е.В, Жукова, В.А, Степанцова, Е.В, Новикова, Н.В. Большая энциклопедия почемучек [Текст] : Е.В. Комиссарова. – М.: ООО Изд-тво РОСМЭН – ПРЕСС, 2001. – 200 с.
  2. А.И. Иванова , Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] : А.И. Иванова. – Изд-во ИПК; Новокузнецк, 1999. – 205 с.

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис.10

Задачи:

  1. Сформировать знания у детей о свойствах воды.
  2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
  3. Познакомить детей стехникой рисования мыльными пузырями .
  4. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
  5. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мыльных пузырей ; загадывание загадок; подвижная игра « Надувайсяпузырь » , пальчиковая гимнастика «Замок», опыты с воздухом.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, коробка, письмо, бутылка воды, краски, мешочек, мыло туалетное детское, мыло жидкое детское, трубочки, салфетки, большие стаканы, тарелки, ложки, альбомные листы, разрезная радуга, сундук, следы.

Ход работы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?

Сегодня мы отправимся в одну чудесную сказку, а в каких героев вы хотели бы превратиться? (ответы детей)

Сегодня у нас в гостях сказочный герой.

На экране появляется Фея мыльных пузырей.

“В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве живет Фея мыльных пузырей. Всему свету дарит она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой и по всему свету полетят мыльные пузыри. А вы умеете пускать мыльные пузыри? (Да, умеем.)

Сейчас проверим. Фея передала для вас подарок - мыльные пузыри. Только где же ее подарок? А как вы догадались (смотрят на коробку, на которой изображена фея) (смотрят в коробку, а там письмо)

Ой, ребята, что это в коробке? (ответы детей: письмо). А что могло случиться с подарком?

Давайте прочитаем письмо и может узнаем что случилось с подарком Феи?

Читаю письмо: «Дорогие ребята, я очень хотела вас порадовать и отправила вам мыльные пузыри, но вредный колдун украл ваш подарок и сказал, что вернет мыльные пузыри, только тогда, когда ребята выполнят его задания. Попробуйте выполнить его задания»

Ребята, попробуем справиться с заданиями колдуна? (ответы детей).

А на чем можно отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей)

Давайте, поедем на поезде! Занимайте вагоны! Внимание, внимание, поезд отправляется в сказочную страну! (звучит музыка)

Ну вот мы и приехали в сказочную страну.

Посмотрите, следы, как вы думаете, чьи они? (ответы детей)

Может пойдем по следам?

Посмотрите, ребята, что это? (указываю на капельку). А вот и первое задание (написано на капельке) «Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Правильно, молодцы! Переворачиваю пузырь, а там нарисованная бутылка с водой.

Смотрите, ребята, какой-то мешочек. Как вы думаете, что нужно сделать? Читаю задание на мешочке. «Угадайте, что в мешочке, а помощником вам будут ваши руки. Кто скажет, что мы должны сделать? (ответы детей)

Трогают руками «Чудесный мешочек», что там, ребята, отгадали?

Ответы детей:мыло

А как вы узнали? (ответы детей)

Молодцы!

(На мольберте радуга разложенная в неправильном порядке.) «Соберите радугу!»

(выкладывают радугу в соответствие цветам радуги.

Пока дети выкладывают, ставлю коробку на пол.

Ребята, посмотрите, что это на нашем пути? (коробка)

А почему она опять оказалась здесь? (ответы детей)

А как узнать? (смотрят в коробку)

Дети находят в коробке бутылку воды, мыло, жидкое мыло и краски.

Итак, ребята, что вернул колдун? (ответы детей: воду, мыло, краски). А для чего нужны все эти предметы.(если не ответят, Можно ли сделать из этих предметов мыльные пузыри?)

Как вы думаете, мы все собрали или чего -то не хватает?(ответы детей)

Думаю, не хватает волшебных палочек.

Где же нам их найти.

Идут по следам.

Посмотрите, ребята, что это? (сундучок)

Но на нем висит замок. Как же нам его открыть? (ответы детей)

Ребята, а может быть вы помните пальчиковую гимнастику «Замок»?, давайте попробуем, вдруг откроется?

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Предлагаю ребенку попробовать открыть замок.

Ну вот ребята и замок на сундуке открылся, а что там?

Волшебные палочки (трубочки)

Ну что, ребята, мы собрали все необходимое для изготовления мыльных пузырей. Пора возвращаться в детский сад.

Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (лаборатория)

Дети встают за столы, на столах тарелочки, стакан, ложечка, салфетка.

Ребята, посмотрите, что у вас на столах? (ответы детей)

Еще я вам раздам мыло, краски, которые нам вернул колдун и волшебные палочки.

Начнем?

Разливаю воду в стаканы.

Ребята, что у вас в стаканах? (вода)

А кто мне сможет описать какая вода?(прозрачная, без запаха…)

А теперь возьмем мыло и опустим его в воду. Что произошло с мылом? (ответы детей, растворилось)

Значит вода растворила мыло. Вода является растворителем.

Пробуем делать мыльные пузыри, не получается?

А давайте попробуем добавить жидкое мыло?

Теперь возьмем краску и добавим немного краски в воду. Как вы думаете, для чего?(ответы детей)

Что случилось с водой?(ответы детей)

Молодцы! Вода может окрашиваться.

А теперь, что нужно сделать, чтобы получить пузыри? (ответы детей)

Правильно, молодцы!

Но прежде, чем мы начнем с вами творить чудеса, предлагаю вспомнить правила как нужно выдувать воздух из палочки.

Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем ртом.

(Дети делают мыльные пузыри).

Ребята, а чтобы у нас осталась память о сегодняшнем путешествии, предлагаю оставить пузыри на бумаге.

Как это сделать?

Выдуваем пузыри и аккуратно с помощью трубочки снимаем пузырь и переносим его на лист бумаги.

Итог:

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Что интересного вы узнали?

Что нужно для того, чтобы сделать мыльные пузыри?

А что вы можете рассказать о воде?

Вы хорошо сегодня потрудились, а теперь пора отдохнуть.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы детского сада, тема «Дома в нашем городе»

Программное содержание:

Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.

Материал, оборудование:

Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.

Предварительная работа:

Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук да тук - раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)

На двери висит замок,
(руки в замок)

Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)

Воспитатель:

Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить»
Вы видите много разных домов.
Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают).

Воспитатель:

Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.

Вопрос:

Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.

Вопрос:

Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)

Воспитатель:

Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.

У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.

С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».

Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!

Вопрос:

В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.

Вопросы:

Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?

Карточка - дом без крыльца.

Вопросы:

Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)

Карточка – дом без крыши.

Вопросы:

Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)

Воспитатель:

Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).

Вопрос:

Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)

Воспитатель:

Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.

Вопросы:

Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)

Воспитатель:

В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.

Игра «Будем вместе строить дом»

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).

Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый...
(дом)

На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое...
(окно)

Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он...
(крышей)

Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из...
(трубы)

Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика... (забор)

В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось...
(солнце)

Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Лед и его свойства».

Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством углубления представлений о свойствах воды.

Задачи:

1.Создать условия для формирования представлений детей о льде, его свойствах, о том, что лед - это замерзшая вода;

2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, делать выводы;

3. Создать условия для закрепления умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку;

4. Создать условия для обогащения словаря детей: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;

4. Способствовать формированию основ безопасного поведения на льду;

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе за состоянием воды, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», чтение русской народной сказки «Лиса и Волк».

Оборудование : кусочки льда, льдинки, цветные льдинки, стакан с холодной водой, стакан с теплой водой, мяч, картинки с изображением замерзшей реки, полыньи, проруби.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мотивация .

Дети входят в группу, на столах лежит поднос со льдом, тонкими льдинками, цветными льдинками.

Интересно, что это? (Это кусочки льда).

Кто же мог нам его прислать? (Снежная Королева, Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка, белый медведь и т.д.)

Как вы думаете, зачем нам его прислали? (ответы детей)

Основная часть .

Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).

Какой лед на ощупь? (Холодный, гладкий, скользкий, мокрый).

Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусочек льда можно смотреть.)

Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).

Хрупкие льдинки или нет? Можно ли ее сломать? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).

Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).

Почему лед тает в ваших руках? (Руки теплые, а лед тает в тепле)

Из чего же получается лед? (Из воды).

А как лед может получиться из воды? (Если воду поместить в холод, то вода замерзнет)

Давайте попробуем, нальем воду в емкость, а когда пойдем на прогулку, вынесем емкость с водой на улицу и посмотрим, превратится вода в лед или нет.

Лед – это замерзшая вода. А что же еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).

Теперь отгадайте загадки, которые для вас приготовила Снежная королева:

1.Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось (с нег) .

2. Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал (сосулька) .

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лёд) .

4. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле - тепло

(снежинки) .

5. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной

(Сосулька) .

6. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша - тонкое стекло. (Лед.)

Молодцы, все загадки разгадали!

Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?

Воспитатель показывает кусочки цветного льда.

Что это? (Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).

Назовите, какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Что мы можем сделать из этих цветных льдинок? (Составить узор, украсить горку на участке, развесить на улице на елку)

Какой узор можно составить из этих кусочков льда? (ответы детей).

Выложите на подносах каждый свой узор, которым хотел бы украсить горку.

Дети выкладывают.

Сколько цветов получилось в вашем узоре?

Смотрите, какая красота у нас получилась. Думаю, ваши узоры понравятся Снежной Королеве. Вашими узорами мы украсим снежные постройки на участке. А теперь давайте пройдем на ковёр и немного поиграем.

Игра «Хорошо-плохо».

Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед? (ответы детей)

Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).

Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).

Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).

Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль)

Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)

Игра «Можно – нельзя»

Игра называется «Можно- нельзя» с мячом. Я вам кидаю мяч и называю действие, если это делать можно, вы мяч ловите, если нельзя, то мяч откидываете обратно мне.(на реке кататься на коньках, сосать сосульку, кушать снег, с ледяной горки кататься на ледянке, можно ходить возле крыши, где висят сосульки и т.д.)

Игра «Вода – не вода»

Поиграем в игру «Вода – не вода». Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы хлопаете в ладоши. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы в ладоши не хлопаете. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол , снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро, скамейка)

Молодцы! Все старались быть внимательными.

Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).

А если мне лёд нужен летом, что тогда делать? (Заморозить воду в морозильнике).

Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).

Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу . Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).

Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).

Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).

Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).

Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).

Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).

Ребята, а вы знаете, что в старину в России зимой реки становились дорогами, по которым перевозили грузы на санях.

Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней современные дома).

Как же нам перебраться на другой берег реки? (На машине опасно, современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).

Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).

Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).

Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое прорубь? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).

По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.

Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет. Лёд на реке разного цвета, а, это значит, что лед может сломаться).

Молодцы!

Рефлексия

Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)

Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце. Если переходить реку по льду, надо быть очень осторожным…).

Что вам понравилось больше всего?

Что вам хотелось бы еще узнать о льде?

Молодцы!


Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

« Необычное путешествие к самому себе »

Разработала Шмер Марина

Воспитатель дошкольной группы

МБОУ « Озеркинская СОШ»

РМЭ, Горномарийский район.

Программное содержание :

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей,

обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

Развивать разговорную речь , используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор.

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим , бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение , экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.

Оборудование к занятию : Плакат «Части тела человека» ; мнемотаблицы (орган зрения, орган слуха,орган обоняния, орган вкуса, орган осязания) ;Аудиозапись «Звуки леса» ; баночки с продуктами для определения запаха (чеснок, апельсин, шоколад, цветы; овощи и фрукты не шпажках для определения вкуса продуктов; содержание рюкзачка для осязания –вата, камень, шишка, ракушка, квадрат, круг, треугольник (из дерева и пластмассы) , клубочек, кубик, конфета, параллон

Настрой на занятие .

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Здравствуйте, дорогие друзья, вы любите путешествовать ?

Я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну наших чувств

И мы с вами попадем в Институт Здоровья Человека.

Путь не близкий на чем, как вы думаете,мы сможем туда попасть, какой транспорт выберем. (ответы детей) .

Хорошо ребята, с транспортом вы определились, но есть важное условие :мы должны попасть и в институт все одновременно.

Закрываем глазки и мысленно отправляемся в путь

Ход занятия.

1. Лаборатория «Мое тело»

Этот Институт не совсем обычный и лаборатории в нем тоже. Сейчас мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»

Я предлагаю вам поиграть в такую же игру.

(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)

Головушка-соловушка (гладят голову)

Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)

Реснички-сестрички (моргают глазками)

Носик - курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)

Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)

Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)

Зубочки-дубочки (стучат зубами)

Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)

Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)

Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)

Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)

Спинка- тростинка (вытягивают спинку)

Пузик-арбузик (гладят живот)

Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)

Ножки- сапожки (топают ногами)

Мы с вами поиграли, а теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.

Нужно правильно назвать и показать все части тела человека, я даже не сомневаюсь, что вы справитесь.(выходите по очереди. Начинаем называть части тела снизу вверх)

2. Поселок «Зоркий»

Какие молодцы, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, которая находится в поселке «Зоркий» , а что изучают в этой лаборатории вы узнаете, когда отгадаете загадку

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются . (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Мнемотаблица (орган зрения)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. И я сейчас проверю как вы бережете свои глазки. Будьте внимательны! Начинаем!

1. Глаза грязными руками тереть можно.

2. Чтобы лучше видеть нужно близко смотреть телевизор.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Если вдруг глаз зачесался- можно почесать и карандашом.

5. Глаза тренировать не нужно, мышцы глаз и так крепкие.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Ребята, вы были внимательны и знаете как беречь свое зрение.

Дети, ваши глазки, наверное, устали, давайте выполним гимнастику для глаз. А проведет гимнастику Слава

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

3. Поляна Слухачей (включается тихая музыка)

Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну . Дети, что вы слышите (Ответы детей) . Я вижу у вас у всех хороший слух, молодцы. Вы услышали много разных звуков и правильно определили их. Так вот ребята здесь находится лаборатория,в которой изучают как вы уже догадались,что (Органы слуха) . Ребята, а что относится к органам слуха- Уши (мнемотаблица)

Молодцы и о слухе вы многое знаете.

4. Долина запахов

Наше путешествие продолжается и я вас приглашаю в долину запахов, а что здесь изучают вы узнаете отгадав загадку :

Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.) Рассказы по таблице.

Молодцы, а к каким органам чувств относится нос (Обоняние) . Правильно ребята. В этой лаборатории вам предстоит выполнить сложное задание и поэтому чтобы ваши носы хорошо дышали я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ну что, все готовы к прохождению испытания. (Да)

Тогда начинаем.

"Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон :)

(Будем работать в парах)

Молодцы все справились с заданием.

А мы продолжаем с вами путешествие в страну наших органов чувств.

5. Лаборатория «Море вкусов»

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А что нам помогает определить вкус продукта - язык. Правильно, мы с вами попали в лабораторию, где изучают какие органы, подскажите мне- органы вкуса. Правильно. А что вы можете рассказать об этом органе чувств. Мнемотаблица.

Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

Ребят, за время нашего путешествия вы наверное проголодались. И я вас предлагаю поиграть «во вкусную игру.»

"Определи на вкус"

Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках : яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

Ну, что, ребята подкрепились? Продолжим наше путешествие ?

6. «Волшебство осязания»

Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь я вас познакомлю с органами чувств , которые отвечают за осязание. Это ребята – Кожа. Мнемотаблица.

Ребята давайте немного отдохнем и потренируем наши пальцы.

(мебель…..будем пальчики сжимать)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у Хрюши в рюкзачке (дети по 6 человек просовывают руки в коробку берут ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

Проводится игра : «Что нашел-назови» .

Молодцы вы помогли Хрюше узнать, что-же он носит в своем рюкзачке.

Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать ? А что именно понравилось? (Ответы детей)

Спасибо вам, что вы пришли и показали свои знания и теперь вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа.

(На схеме выставляются органы чувств)

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья :

Передают друг другу мягкую игрушку с пожеланиями (здоровья и т. п.)

А теперь пора нам возвращаться в свой детский сад.

Сюрпризный момент : Посылка от ученых.

(В ней фрукты) с загадкой

Купили для вас мы на рынке

То, что сейчас в посылке

Полезные людям продукты

Оранжевые витамины

Эти фрукты…………..(мандарины)

Поделиться: