Радостные встречи в детском саду. Утро радостных встреч

Лидия Свирская

Утро радостных встреч

© Л. Свирская, 2010

© Издательство «Линка-Пресс», 2010

* * *

Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно.

Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора – самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей – мы обращаемся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название – «Сообщество»).

Использовать технологию программы – не означает работать по программе. Мы специально обращаем на это внимание педагогов, чтобы избежать двусмысленности и обвинений в эклектике. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) – разные. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

Ключевые компетентности дошкольного детства

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности.

Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой «поток информации». Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию.

Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации. Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности.

Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого.

Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны. Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть ладошкой, удержать, показать бабушке. Акция завершена успешно, результат получен. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.

В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

© Л. Свирская, 2010

© Издательство «Линка-Пресс», 2010

* * *

От автора

Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно.

Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора – самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей – мы обращаемся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название – «Сообщество»).

Использовать технологию программы – не означает работать по программе. Мы специально обращаем на это внимание педагогов, чтобы избежать двусмысленности и обвинений в эклектике. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) – разные. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

Ключевые компетентности дошкольного детства

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности.

Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности.

Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой «поток информации». Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию.

Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации. Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности.

Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого.

Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны. Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть ладошкой, удержать, показать бабушке. Акция завершена успешно, результат получен. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.

В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей:

социальной – умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т. д.;

коммуникативной – возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

информационной – навыка использования различных источников информации для достижения целей;

деятельностной – способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

здоровьесберегающей – умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья – производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора. Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями. Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого. Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий. Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Групповой сбор и ключевые компетентности

Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действия «за» или «против», толерантность.

Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.

Затем – обмен новостями. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОУ) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребёнка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т. п.

Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

Обмен новостями позволяет тренировать способности, то есть приобретать коммуникативную компетентность. Важно предложить свою идею, рассказать о ней так, чтобы другие услышали, почувствовали интерес к ней. Это создание серьёзной внутренней мотивации, развитие познавательных интересов детей, проявление уважения к воспитанникам, пробуждение у них чувства собственного достоинства, тренинг всех видов компетентности. Параллельно формируется неотделимая от коммуникативной социальная компетентность – возникают разные подходы к общению: кому-то надо сказать несколько раз и помедленнее, кому-то для понимания достаточно жеста или взгляда, с кем-то – на «вы» и предельно вежливо, с кем-то – по-товарищески, кто-то подскажет способы решения проблемной ситуации, кто-то найдёт решение для себя сам.

В планировании доминируют деятельностная и информационная компетентности. Содержанием и формой, обеспечивающими проявление этих видов компетентности, являются выбор темы проекта или конкретного дела на день, согласование ожиданий, планирование работы на день для себя и своих друзей.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят останется чувство разочарования – выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это – повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным.

Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.

В то же время это вновь проявление ключевых компетентностей – деятельностной и информационной: чтобы узнать, надо почитать, спросить, попробовать сделать.

Всё вышеперечисленное можно назвать вполне универсальными формами работы. Вне зависимости от реализуемой в группе образовательной программы педагоги в той или иной мере дают детям возможность влиять на выбор содержания и форм деятельности.

Всё, что будет происходить дальше, зависит от готовности взрослых следовать за инициативой детей, а также от технологии образовательной программы. Например, согласно традиционной программе, идеи детей могут стать основой для организации обучающих занятий; в работе по программе «Детство» занятия по выбранной теме будут дополнены интересными делами в блоке «Совместная деятельность», в программе «Сообщество» предусматривается, что идеи детей и взрослых станут основой для интеграции разных форм работы и взаимодействия воспитателей, специалистов, членов семей воспитанников. Тема будет реализована во всех Центрах активности, поддержана музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности, подхвачена логопедом и родителями.

В любом варианте идеи детей станут основой для моделирования развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по выбранной теме.

Суммируем всё вышесказанное в форме таблицы.




Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Более конкретное назначение группового сбора состоит:

в создании общности детей и взрослых (например группа «Гномики»);

в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;

в совершенствовании навыков и культуры общения

(умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.);

в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Технологически групповой сбор:

прост в проведении;

легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста;

значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

чувствовать себя значимым;

управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа1
Инклюзивная группа – группа, включающая детей с ограниченными возможностями развития.

Коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).

Принципы организации и проведения группового сбора

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Открытость обозначает:

право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении собственных планов;

право участия / неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребёнок получает право:

свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;

высказывания в «своей логике». Воспитатель не подвергает текст ребёнка дидактической обработке, но при необходимости даёт совет, как лучше произносить слова или построить фразы, чтобы быть понятым другими.

Воспитатель находит недирективные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.

Традиция программы «Радуга»

Старшая группа

Ц: продолжать формировать у детей умение внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Формировать умение общаться (управлять своим поведением, организовывать общение) . Вызвать у детей радость от общения со сверстниками после выходных дней. Уметь радоваться, если в рассказе узнал своих друзей.

Одна из любимых моих традиций программы «Радуга» -

В этой деятельности (форма организации, как правило, круг) нет разделения детей на заметных и популярных. Незаметно для группы можно повысить статус малоактивного ребенка, помочь ему увидеть, что он тоже может быть интересен.

Алгоритм проведения.

  1. Приветствие педагога – детям.
  2. Приветствие детей друг другу (передавая «сердечко» мягкую игрушку друг другу по кругу) , дети говорят пожелания на день.
  3. Рассказ о выходных днях, самое интересное 3-4 предложения

(дети передают маленькое деревце из камней тому ребенку, который захочет следующим рассказать о своем отдыхе, свой рассказ они дарят каждому камешку на деревце и всем детям) .

4. Рассказ педагога о выходных.

5. Обсуждение плана на неделю (какие занятия запланированы, экскурсии, игры, дела и что дети еще хотели бы сделать в течение недели) .

6. Развлекательная игра «Шляпа» . (играет музыка- дети передают друг другу шляпу. Музыка остановилась, обладатель шляпы пожимает руки каждому ребенку (играем 3-4 раза) .

7. В подарок каждому ребенку, на листике напечатана загадка «Узнай меня» (что-то хорошее, характерное именно для этого ребенка) . Листочки поместим на стенд, вечером родители смогут прочесть.

Материалы: сердечко из мягкой ткани, деревце-сувенир на ветках камешки, трафарет листочка дерева (одна сторона рассказ, другая имя) .

Примерные темы.

  1. Утро сочинителей (где бывали, что видали) .
  2. Утро веселых мастеров (перестановка в центрах, необычная постройка, стульчики столы по другому, необычный вход в группу…)

3Утро вежливых детей. Упражняемся в умении благодарить и обращаться

друг к другу по разному.

4. Утро приколов, небылиц, перевертышей.

5. Утро встречи с музыкой.

6. Утро радости за друга. (узнать до общего круга, что интересного было у друга в выходной день и сообщить всем) . Чтобы рассказ был более интересен - предварительная договоренность с родителями.

7. Утро подарков: просто, так (природный материал, камушки, рисунок, поделки оригами, листок для рисования оформленный фигурным дыроколом, письмо…)

8. Утро стихов.

9. Утро хороводов.

10. Утро театра Петрушки.

11. Утро игрушки из дома.

12. Утро изготовления кресла хорошего настроения.

13. Утро желаний.

14. Утро приветствия по договоренности (в пятницу, дети договариваются, как их звать по выбранному герою художественной литературы или мультфильма) весь день.

15. Утро подарков любимой группе (например: билет кинотеатра, за проезд в автобусе… наклеить на картон, принести –пополнение развивающей среды группы)

Шишкина Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 181
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Утро радостных встреч в средней группе
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Шишкина Галина Валерьевна

Воспитатель МКДОУ № 181 г. Кирова

Утро радостных встреч

Средняя группа.

Цель: Создать и поддержать у детей радостные эмоции от общения друг с другом,

содействовать сплочению детского коллектива, формированию дружеских взаимоотношений.

Подвести детей к обсуждению темы дня.

Звонок колокольчика – сигнал для начала утреннего круга.

Воспитатель: Наступило новое чудесное утро. На улице замечательная погода. Мы не

виделись с вами со вчерашнего дня, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Я дарю вам свою улыбку, и вы дарите мне свою улыбку, а так же тем, кто

стоит рядом с вами. Всем доброго утра!

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся прикосновениями:

Пальчиками (дети разбиваются на пары, прикасаются пальчиками обеих рук друг к

другу, начиная с большого пальца, проговаривая слова: «Желаю большого успеха всегда и везде.

Здравствуй…(имя ребенка));

Носиками – Есть народ маори, который здоровается друг с другом прикоснувшись три

раза носиками (дети здороваются).

Воспитатель:

проснулись

сопровождаются имитацией движений (заправили кровать, почистили зубы, умылись, оделись и

пошли в детский сад).

Воспитатель: А что такое детский сад?

Это дом для всех ребят,

Это радость, это смех,

Это сто друзей для всех!

Все на месте? Да!

Все ли тут? Да!

Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!

Мы рады видеть всех!

Воспитатель: Я хочу узнать какими вы сегодня пришли в детский сад.

Игра «Я сегодня вот такой».

Воспитатель: Здравствуй, …Маша (имя ребенка)

Маша: Здравствуйте ребята. Я сегодня вот такая (показывает движение в соответствии со

своим настроением, например, кружится, подпрыгивает, делает ласточку и т.д.).

Дети повторяют движение Маши и продолжают игру со следующим ребенком.

Воспитатель:

волшебный клубочек, он хочет услышать ваши добрые пожелания друг другу на сегодняшний

день. (Воспитатель передает стоящему рядом ребенку клубок, зажимая конец нити в руке. Дети

передают друг другу клубок, говоря свое пожелание и удерживая нить в своих руках. Проходя

круг, клубок возвращается к воспитателю, она говорит свое пожелание, все дети оказываются

«связанными» одной нитью).

Воспитатель: Посмотрите, что получилось, мы соединены одной ниточкой. Клубочек

объединил нас всех вместе. Давайте поднимем руки вверх, опустим вниз, присядем, встанем…

Дружба помогает нам выполнить упражнения, не разрывая нити. Значит и дальше мы должны

дружить, дружба делает нас сильными и крепкими.

Когда живется дружно,

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить!

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей,

Они тебе помогут

И с ними веселей!

Пожелания с нитью дружбы складываются в красивую корзинку, которая будет в группе в

течение дня.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам присесть на коврик.

Все расселись на места?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу

Будет интересно!

поиграем,

побеседуем,

посчитаем,

отправимся

путешествие и снова поиграем. А о чем сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос).

Дети отгадывают загадку и обсуждают тему дня.

Воспитатель: Мне нужны помощники (два ребенка). Выбираем их считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам ракеты запускать.

Кто к отлёту опоздал,

Тот в ракету не попал.

Воспитатель: Мои помощники отправятся в путешествие. Им нужно найти клад, это то,

что нового появилось у нас в группе.

Полный вперед! (дети берутся за руки и выполняют указания воспитателя): пять шагов

вперед, повернуть направо, заглянуть под стол и т.д.

возвращаются

показывают

представляет из себя новые игры, иллюстрации, книги и задания по теме дня. Дети все вместе

решают в какие центры развития их нужно поместить.

Воспитатель:

хорошего

интересного

настроения,

интересных открытий.

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Методика организации и проведения группового сбора3
Методика соответствует изложенной выше структуре группового сбора.

Приветствия

По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспосабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи. Вот несколько вариантов, с которых можно начать пополнять запас приветствий.

Типичные виды приветствия

Здравствуйте!

Доброе утро!

Я рад тебя видеть.

Good day (на английском).

Good morning (на английском).

Guten Tag (на немецком).

Bonjour (на французском).

Buenos dias (на испанском).

Ali Gato (на японском).

День добже (на польском).

Jambo (на суахили).

Kale Mera (на греческом).

Не забудьте добавить приветствия на языке или наречии тех детей, которые посещают вашу группу! Приветственные слова на языке других культур обогащают, сближают, воспитывают взаимное уважение. Если воспитатели не уверены в правильности произнесения приветствия на другом языке, это могут сделать родители детей или сами дети.

Приветствия с действиями

С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.

Дай пять – вместе с рукопожатием.

Любые приветствия могут быть:

С обниманием,

С похлопыванием по плечу,

С приветливым взмахом рукой,

С переплетением рук «корзиночкой» и т. п.

Стихотворные приветствия


Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад,
В нём полным-полно ребят,
Может – сто, а может – двести,
Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте?
Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.

Официальные приветствия

Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никитин», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

Приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта

Во время осуществления тематических проектов «Сказки», «Книжкина неделя» дети изготовляют для себя значки с изображением любимого литературного персонажа и носят эти значки на груди. В эти дни можно приветствовать друг друга, используя имена выбранных детьми героев. Например, «Здравствуй, дорогая Золушка», «Здравствуйте, рыбки, киты и дельфинчики».

Приветствия с перекидыванием мяча

Перебрасываем или перекатываем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул.

Приветствия с именными карточками

Разложите именные карточки (визитки, бейджи) в центре круга. Дети снимают верхнюю карточку с колоды и приветствуют человека, указанного на ней. Если ребята не умеют читать, то именные карточки могут быть оформлены рисунками или фотографиями.

Приветствия с комплиментом

Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится как ты рисуешь кота.)

Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети ДЕЛАЮТ, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

Игра

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки.

Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык.

Хорошо использовать элементы тренинга, например психогимнастику. Это даст возможность весело поиграть и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке. В этом действе участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами своё видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или «обиженной подушки».

Варианты игр

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как »

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать сами дети.

Например:

Рассказать известное стихотворение по-разному:

Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

Если группа (среднего, старшего возраста) только сформировалась и многие ребята ещё не запомнили имена друг друга, на групповом сборе можно использовать такие игры, как:

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы.

Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например:

Что ты успел сделать по этой теме?

Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе?

Что ты любишь делать в свободное время?

Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

«Телеграмма»

Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» – и пожимает руку соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).

«Послушай тишину»

Предложить детям 1–2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины».

«Что я слышу»

Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев и т. д.

Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рокот пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье.

Рассказываем: кто что сумел услышать.

«Да – нет»

Ведущий (воспитатель, родители, ребёнок) задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хором и правильно.

«Хорошо – плохо»

Обсуждаем вместе: мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо или плохо? Сломался лифт… Заболел кто-то… Наступила зима…

Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.

«Зачем»

Задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» – и получаем неожиданные ответы.

«Покажи своё настроение»

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим – разгадать его.

В ином варианте: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, что же он изображает.

«Ласковые слова»

Попробуем придумать ласковые слова друг для друга; для ёжика; для трубочиста; для медведицы; для камешка, для сосновой шишки, для забора.

«Назови звук в слове»

Ведущий называет слово, а дети – первый звук этого слова.

«Живые слова»

До начала группового сбора раздаём детям карточки с буквами. Каждому ребёнку – по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребёнок поднимает свою букву, а остальные стараются подстроиться так, чтобы получилось слово. Сначала это может получаться медленно, затем, всё быстрее и быстрее. Например: «О» – окно, оса, Оля.

«Замени звуки»

Детям нужно подобрать слово в рифму, изменив одну-две буквы.


Назовём мы книжку «том»,
Для жилья построим (дом).

По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях (плоды).

Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает (дрель).

Вот тележка. Это тачка.
Дом в саду зовётся (дачка).

Я в тетрадке ставлю точку.
Мама любит свою (дочку).

«Забавный зоопарк»

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козел, коза, крокодил, кенгуру). В другой части – животные, название которых начинается на букву «м», и т. д.

Вариант игры: от прикосновения волшебной палочки все превращаются в разных животных – изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается догадаться, какие это животные.

«Волшебная палочка»

По прикосновению волшебной палочки качество или свойство превращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый, а стал…», «Яблоко было зелёным, а стало…», «Ты был маленьким, а станешь…».

«Волшебная коробочка»

Поставим в центр круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться, что же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно в течение всего группового сбора или только в определённое время.

Откроем коробку в самом конце сбора.

«Угадай»

В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, монеток). Детям предлагается угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

Пальчиковые игры

Этот вид игры можно с одинаковым энтузиазмом и пользой применять и в младших, и в старших группах. (Существует большое разнообразие вариантов пальчиковых игр.)

«Утречко»




Загадки


У тебя есть, у меня есть.
У дуба в поле, у рыбы в море. (Тень.)

Опасней всех в реке она:
хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка! Конечно, это… (Щука.)

Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка и улетел за облака. (Шар.)

Он высокий, он огромный,
он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой,
он с хвостом и головой. (Жираф.)

Скороговорки

Где же ещё учиться скороговоркам, как не на групповом сборе? Это будет и полезно, и весело. Попробуйте!


В грязи у Олега застряла телега.
Сидеть тут Олегу до самого снега.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку лезть было лень, искала булавку весь день.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.

Ткёт ткач ткани на платочки Тане.

Обмен новостями

новости не регламентируются, у одного ребёнка их может быть несколько;

не подвергаются селекции (только хорошие новости);

не вытягиваются насильно (Серёжа, мы ещё не слышали твоих новостей);

не запрещаются (нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить).

Новости принимаются как факт.

Вы заметите, что дети, почувствовав, что им наконец-то дают возможность свободно говорить на любую тему, будут стремиться говорить много. Для того чтобы не погрязнуть в «говорении и выслушивании», обязательно нужно подготовиться к потоку слов.

Что значит подготовиться? Учиться правильно слушать и реагировать на детские высказывания. В этом помогут техники активного слушания: техника «я-сообщений» и техника «понимания и реагирования на чувства», а также некоторые правила и маленькие «нехитрые хитрости».

Начнём с правил. Так как высказаться хочется если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Внимательно слушаем друг друга», или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)». Вводить правило целесообразно в то время, когда дети, попробовав пробиться в этом гвалте, сами почувствуют, что их не слышат, что это неудобно.

Правило формулируется вместе – детьми и взрослыми, записывается крупными печатными буквами или обозначается знаком и вывешивается рядом с тем местом, где проводится групповой сбор. Например на стене. Или свисает с потолка на нитке (на леске) над ковром. Словом, размещается так, чтобы его видели все дети и воспитатель мог обращаться к правилу жестом, взглядом.

Теперь некоторые «хитрости». В общем-то они и не выглядят как настоящие хитрости, но помогают предупреждать шум и неудобства. К примеру, до начала группового сбора прикрепите кому-либо из детей знак (бант, медальку), положите боб или шишку в кармашек, переведите тату на запястье. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми.

Предупредите, что сегодня первоочередное право рассказывать новости будет у девочек (у девочек, чьё имя начинается с буквы «А»; у девочек, которые одеты в платья; у мальчиков, которые дружат, и т. п.).

Положите нескольким детям под их подушечку какой-либо предмет, например вырезанное из бумаги сердечко или бумажную птичку – «сороку, которая приносит новости».

Если вы знаете, что у кого-то из ребят есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата, возвращение мамы из командировки и т. п.), или же видите, что кто-то с нетерпением ждет начала разговора, предоставьте ему право высказаться первому.

Самая сложная часть обмена новостями – реагирование на высказывание. Навык быстрого и точного реагирования приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать.

Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупками вещей. Если вы будете поддерживать эти высказывания, то возникнет риск того, что дети сочтут новостями только то, что купили, подарили. У одних будут формироваться комплексы «мне ничего не покупают и не дарят», а у других будут закрепляться меркантильные интересы.

Не морализируйте. Если новость, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит.

Реагируйте на чувства ребёнка. Например, он сообщает: «Я вчера на огороде попал камешком в ворону». Вы говорите: «Я понимаю, ты хотел быть героем, но ворона такая беззащитная – она ведь без оружия и не нападала на тебя». Или вы слышите: «Мы с братом вчера подрались, и я его победил». Ваша возможная реакция: «По-видимому, ты гордишься победой, жалко только, что вечер был испорчен – твой брат обиделся, родители сердились на вас».

Не оценивайте. Легче всего привычно сказать «хороню», «молодец». Но, во-первых, молодцами тут же захотят стать и остальные, во-вторых, эта обезличенная оценка едва ли чего-то стоит. Более того, не надо оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка. Лучше так: «Моя мама сделала красивую вышивку». Вы: «Я вижу, ты гордишься своей мамой»; «Мой папа вчера был пьяный». Вы: «Обидно, ведь ты не смог поиграть с папой». Или: «Мы с мамой вчера пекли пироги, и я сам сделал пирожок». Вы: «Это была трудная работа, но ты справился». Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия. Например: «Я вчера видел, как кошка рожала котят». Вы: «Ты узнал, как появляются на свет котята».

Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей. Есть достаточно универсальная фраза, с помощью которой можно необидно закрыть тему. Например: «Мы вчера видели страшную аварию». Вы: «Так, к сожалению, бывает, когда кто-нибудь невнимателен».

Универсальный приём для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного – спокойно, уверенно сказанное «так бывает».

Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что несклонны поддерживать его дальнейшие высказывания, кратко ответьте и переведите взгляд дальше.

И, наконец, позволяйте иногда детям играть роль воспитателя и дайте право им самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Стоит ли всеми силами побуждать молчащих детей рассказывать о новостях? Конечно, нет. Понимание индивидуальных особенностей ребёнка и терпение подскажут вам, когда не следует торопить и торопиться. Но если вы чувствуете, что ребёнок не говорит потому, что не может выбрать в своей маленькой жизни какие-то события, считает, что ничего интересного лично у него и вокруг него не происходит, помогите ему «сделать» событие. Например, так: утром, пока ещё в группе мало детей, потихоньку от других, не привлекая внимания, сделайте вместе с ребёнком что-либо – полейте вместе только что расцветшее растение, соорудите из бумаги кораблик, дайте возможность ему первому посмотреть новенькую энциклопедию, еще не виденную другими детьми, и т. п. А затем на групповом сборе попытайтесь включить ребёнка в разговор: «У нас с Серёжей есть тайна, которой мы с вами поделимся. Серёжа, что мы с тобой сегодня увидели, когда поливали растения?»

Второй способ ненасильственного побуждения детей к высказываниям – организация «презентации». Как правило, начиная со средней группы большинство детей приходит в детский сад с какими-либо игрушками, предметами, сластями. Предлагайте им утром складывать то, что они приносят, в красивую коробку или корзинку, а затем, на утреннем сборе, доставайте предметы по одному и предлагайте владельцам рассказать о том, что и для чего они принесли с собой, как планируют распорядиться этими предметами. Этот приём, помимо стимулирования речи, имеет еще несколько позитивных значений: позволяет детям учиться быть открытыми, искренними и справедливыми, а также формирует навыки самопрезентации и осознанности своих поступков.

Ещё один, весьма эффективный способ стимулирования обмена новостями заимствован нами из практики детских садов Чехии. В старшей и подготовительной группах детям предлагается вести своего рода дневничок (записная книжка удобного для переноски из дома в детский сад формата) и каждый вечер дома перед сном делать зарисовки тех событий, которые показались наиболее значимыми или интересными. Периодически дети приносят записную книжку в группу и рассказывают об этих событиях, опираясь на рисунки. Постепенно, по мере овладения буквами и письмом, рисунки дополняются словами и целыми предложениями.

Аналогичный прием используется в ГОУ ЦО № 734 г. Москвы. Утро в этом детском саду начинается с того, что каждый ребёнок (с трёхлетнего возраста) берёт свою личную записную книжку-еженедельник и рисует в ней сказку. Затем в работу включаются взрослые. Они записывают сказку со слов детей, побуждая их не просто комментировать рисунок, но сочинять историю. Обычно рисунки и истории так или иначе связаны с событиями, в которых участвовал ребёнок.

Особенно важно следить, чтобы активные и умело говорящие не «узурпировали» обмен новостями. Желательно, чтобы рассказывали о новостях и родители, которые пришли в группу. Опыт взрослых всегда важен и интересен.

Планирование проекта

В соответствии с разными программами выбор и определение последовательности видов деятельности осуществляется по-разному, но, как правило, планирование образовательной работы и всего дня в целом остается прерогативой взрослых. Формула взаимодействия взрослых с детьми, заложенная в Концепции дошкольного воспитания 1989 г., была следующей: «Дети свободны в выборе форм и способов деятельности только за пределами приобщения к общекультурным ценностям». Чаще всего она используется педагогами для «защиты своих интересов» – нужно научить воспитанников всему, что входит в понятие общекультурных ценностей. Поскольку это понятие чрезвычайно широко, то у дошкольников практически не остаётся времени для того, что может составить круг их личных интересов.

Тем не менее большинство образовательных программ ставит перед педагогами задачу научить ребёнка выбирать, планировать, организовывать собственную деятельность. Следуя программе «Радуга», дети в начале недели или ежедневно планируют то, чем они хотели бы заняться в свободное время самостоятельно или вместе с воспитателями. В программе «Детство» предусматривается, что в общении взрослых с детьми идёт выбор темы (тематического блока). А технология «Детский сад – дом радости» предполагает систематическую работу по обучению детей пошаговому планированию собственной деятельности.

Технология международной образовательной программы «Сообщество» квалифицирует утренний групповой сбор как место и время выбора всего, что определит события, составит план образовательной работы педагогов и детей на текущий день и на много дней вперёд, позволит научить детей выбирать, планировать, организовывать свою деятельность и деятельность сверстников ежедневно и эффективно. Стоит особо подчеркнуть идеи программы «Сообщество»: то, что выбирают и планируют дети самостоятельно и вместе со взрослыми – это и есть цель и содержание образовательной работы. Общаясь, выбирая, планируя, дошкольники приобретают и проявляют ключевые компетентности.

Разные программы рекомендуют различные методики, но цели едины – воспитывать у детей умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность поведения, учиться самостоятельно и осознанно делать выбор, поддерживать и стимулировать инициативу и активность и т. п.

Поскольку совместное планирование работы имеет вид проекта и вся образовательная работа определяется как «тематический проект», разберёмся в основных положениях того, что в программе «Сообщество» понимается под «проектом, тематическим проектом или методом проектов».

Проект (тематический проект)

Тематический проект представляет собой совокупность:

целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать);

активности (видов и форм деятельности, отражающих знания или способы их получения), инициированной как детьми, так и взрослыми (воспитателями, специалистами, членами семей воспитанников);

результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

Роли участников проекта

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников имеют равное право вносить в общий план идеи о темах, содержании, видах деятельности. Воспитатель не претендует на звание единственно верного источника знаний по теме, а ограничивается статусом «ресурсной личности», является одним из (а не единственным) источников информации.

Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка на самостоятельное познание окружающего мира во всём его многообразии.

Взрослые предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Задача взрослых не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.

Помогая дошкольникам освоить навыки планирования, взрослые:

беседуют с детьми о проблемах, которые могут помешать планированию;

приводят разные примеры, чтобы помочь детям осознать необходимость планирования своих действий, например историю о старушке, которая собралась испечь блины, но оказалось, что у неё нет ни молока, ни муки (и т. п.). Или читают рассказ «Мишкина каша» Н. Носова;

внимательно выслушивают ответы детей и стараются проникнуться их идеями и их логикой;

сознательно строят беседу с нерешительными детьми, молчунами так, чтобы разговор происходил по очереди;

интерпретируют жесты и действия детей: «Правильно ли я поняла, ты хочешь предложить…»;

задают наводящие открытые вопросы. Например: «Я видела, как ты вчера строил гараж. Ты сделал гараж для маленькой машинки. Где будут храниться большие машины?»;

рассказывают о том, что они наблюдают, и комментируют высказывания детей. Например: «Я вижу, ты нарисовала лес и дорожку. Вверху листа желтое солнышко. А внизу листа пока ещё ничего нет»;

если ребёнок не реагирует на изначальное предложение, взрослые выдвигают альтернативные варианты. Например: «Если тебе не интересно считать камешки, можно разложить их по коробочкам: в синюю коробочку все маленькие камешки, в красную – те, что побольше, – а потом посмотрим сколько камешков всего»;

обсуждают с детьми имеющиеся в их распоряжении пространство и материалы. Например: «Я вижу, у вас есть кубики, кирпичики и большие коробки. Как вы думаете, хватит ли здесь места для того, чтобы построить корабль?»;

обдумывают вместе с детьми детали. Например: «Лейка заполнена водой наполовину. Как ты думаешь, сколько растений мы сможем полить этой водой?»;

размышляют над последовательностью действий;

напоминают детям о содержании предыдущих занятий, если они имеют отношение к их нынешним планам;

способствуют тому, чтобы ребята, играющие вместе, строили совместные планы;

записывают идеи и планы, предложенные детьми;

отмечают связь между намеченными планами и фактическими действиями.

В проектной работе дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности:

влияют на выбор темы проекта, на его реализацию и результаты;

устанавливают последовательность и общую продолжительность действий;

выступают в роли активных участников, инициаторов, а не исполнителей указаний взрослых;

реализуют свои интересы, потребности в учении, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

При реализации метода проектов в обязанность взрослых входит создание условий для стимулирования активности ребёнка в различных видах деятельности, отказ от детерминирования образовательного процесса, ориентация на интересы, потребности и способности детей.

Содержание и формы образовательной работы в условиях осуществления проектной деятельности (тематического проекта) отличаются вариативностью и многообразием. Взрослым необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению собственных идей, обсуждению возможных вариантов, выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу своей деятельности в разных Центрах. При этом педагоги и родители не должны критически относиться к предложениям любого ребёнка, оценивать их с точки зрения приемлемости, важности, принимаются даже самые нелепые, по мнению взрослых, идеи. Этим поддерживается инициатива и креативность как значимые качества личности. Постепенно у детей формируется критичность в отношении предложений, они начинают оценивать возможность или невозможность их выполнения.

Согласование идей, инициатив детей и взрослых организуется в виде диалога. Тем самым устанавливается партнёрский стиль взаимоотношений, характеризующийся позитивным эмоциональным настроем всех участников, комфортностью, предвкушением успеха, признанием ценности совместных действий.

В условиях тематического проекта реализуются признаки двух методов: свободная деятельность детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика) и учебный проект (программа «Золотой ключик» Е. Е. Кравцовой и Г. Г. Кравцова, Йена-план (Нидерланды), школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), что обеспечивает значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых (воспитателей, специалистов и родителей, привлечённых в качестве ассистентов или помощников).

Как было сказано выше, свободная деятельность детей осуществляется в Центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров. Она включает весь цикл: план – дело – рефлексия промежуточных результатов, личных достижений, перспектив после выполнения работы в Центре активности – и протекает в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми общей темы проекта.

Как уже отмечалось, принятие решения об участии в проекте и сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребёнком. Исключением может быть ситуация, когда выбранная ребёнком работа в Центре совпадает со временем работы специалиста, деятельность которого обусловлена определёнными временными рамками. При некоторых обстоятельствах педагог, ведущий углублённые занятия по изо, может наравне со всеми принять участие в обсуждении темы, предложить идеи всем детям или конкретному ребёнку. В случае, если идеи были предложены всей группе, право выбора остается за детьми – не вся группа, а только желающие дети придут работать в Центр искусства для того, чтобы научиться новому способу изображения или новой технике. Право самоопределения в партнерствах способствует приобретению ребёнком опыта установления и расширения социальных контактов с людьми, опыта договорённостей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае их согласия), опыта достижения общего результата и его презентации.

В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом или плановые оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный Центр активности. Смысл такого подхода в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным и коррекционным занятиям как необходимому усилию, определённой ответственности. В этом случае подгруппа будет работать по плану специалиста.

Поделиться: