Развитие моторики − какие самые важные игрушки в первые полгода жизни малыша? Коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста.

Здравствуй, читатель ! Сегодня у нас несколько необычная статья, тема которой - мелкая моторика. Будет много восклицательных и вопросительных знаков – ругаться я буду. В основном на психологов, но и вам, наверное, тоже достанется. Ругать буду психологов за их отношение к рассматриваемому вопросу, а именно к развитию мелкой моторики. Родителям же достанется за использование принципа достаточности в воспитании своих детей.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Именно развитию мелкой моторики у детей психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зоны, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки. Тут, как правило, имеют ввиду зону «Брока», ответственную за речь, а точнее, за артикуляцию. Это официальное мнение психологов. Этому большие психологи учат в институтах психологов маленьких, и об этом пишут во всех книгах для родителей, но у меня возникает ряд вопросов…

Во первых, помимо зоны Брока также рядом расположена зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. Но это не столь важно. Больше всего меня интересует, куда подевались остальные зоны в мозге психологов?! Такое ощущение, что для психологов на зоне Брока свет клином сошелся. Научить ребенка говорить можно вовремя, просто постоянно разговаривая с ним. Это тоже очень хорошо работает. Но я встречал в своей жизни отлично говорящих болтунов. Говорили очень хорошо и быстро, но по большому счету это была полная ахинея. Отличный пример: девочка – нянька из мультика «Супер семейка».

Вернемся к нашим баранам… В мозге вокруг представительства кистей рук расположено гораздо больше зон, чем убеждают психологи. Зоны, отвечающие за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память и т. д. Проще говоря, рук тянет за собой весь интеллект! И как мне кажется, наличие у ребенка речевых навыков не может быть индикатором общей развитости.

Далее… Зоны Брока и Вернике расположены в доминантном полушарии мозга. У правшей в левом, у левшей в правом. И опять вопрос. Почему психологи всегда говорят только о развитии доминантного полушария? Такое ощущение, что у нас растут однобокие дети. А как же второе полушарие, ответственное за творческое мышление и обработку новизны? Мы ведь вроде развиваем моторику обеих рук , а не одной. Поэтому развитие мелкой моторики также развивает творческие способности ребенка.

Принцип отставания

Еще один момент… Меня беспокоит очень своеобразный подход психологов к применению приемов развития мелкой моторики . Это же касается и родителей! В целом он выглядит так: у родителей рождается ребенок. Он растет в своей кроватке, играет с погремушками, смеётся. Веселый и здоровый карапуз. Но идет время, а ребенок не говорит. Проходит еще время, ему уже три годика, но говорит он очень плохо. И тут родители понимают: «О боже мой!!! Что-то пошло не так!». Ведут его к психологу, а психолог и говорит: «Ваш ребенок отстает в развитии (а то мы сами не догадались). Будем развивать» И начинает развивать его мелкую моторику, специально занимается с ним. Речь развили - и отлично. Наблюдаем дальше, а он карандаш держит, как лопату… «О боже мой!!! Срочно учим держать карандаш!» Дальше… «О боже мой!!! Он пуговицы не умеет застегивать!» Ну и т. д. Вопрос: А зачем психологи и родители ждут отклонений в развитии ребенка? Не проще было с самого рождения заниматься с ним?!

Принцип достаточности

А вот это уже попахивает заговором 🙂 Вообще не понятно, почему психологи и родители развивают в детях навыки до того уровня, когда они могут нормально существовать и взаимодействовать с окружающими, т. е. до среднестатистического. И на этом всё останавливается. Такое ощущение, что психологи не любят слишком умных. И кто вообще установил эти нормы? Какие вообще могут быть нормы в развитии интеллекта?! И совершенно не понятно, почему все вышеизложенное устраивает родителей? Неужели потому, что вам психологи так говорят? 🙂 Как мне кажется, каждый родитель хочет вырастить как минимум гения. Так почему никто не делает этого?!

Предлагаю всем родителям в развитии своих детей использовать принцип недостаточности. Т. е. достигнутый результат хорош только на момент его достижения, а дальше он опять недостаточно хорош. Вы должны понимать, что фундамент для дальнейшего развития ребенка закладывается именно в раннем детстве. И насколько результативно будет пройден этот период, настолько успешной может быть остальная жизнь. Не факт, конечно, но шансы многократно возрастут. А поэтому не ждите! Начинайте заниматься с ребенком с первых месяцев жизни. И совет… Только постоянные систематические занятия дадут вам положительный ощутимый результат.

Здесь я не буду описывать способы развития мелкой моторики у детей, т. к. в интернете и без меня информации по этому поводу хватает. Просто наберите в поисковике «Развитие мелкой моторики» и попадете туда, куда нужно. Да и сайт у меня не про детей, а про взрослых.

Развитие мелкой моторики у взрослых

И опять совершенно не понятная мне позиция психологов. Все, что касается развития мелкой моторики, все посвещено детям. Ну вырос ребенок - и что? Развитие встало колом??? остался тот же, количество в нем - тоже, количество связей между нейронами ощутимо уменьшилось (такова специфика, объясню в другой раз), так почему не развивать дальше мелкую моторику? От развития мелкой моторики взрослые получат все те же плюсы, что и дети. Речевые навыки вряд ли ощутимо улучшатся, но мыслительные процессы - очень даже. Это обязательно нужно делать!

Есть небольшая загвоздка в способах развития. Ведь мелкая моторика взрослых уже в достаточной степени развита. Мы уже обладаем всеми основными навыками. Значит, нужно что-то еще.

Для развития мелкой моторики взрослых отлично подойдет обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Я бы выбрал что-нибудь популярное. Например, гитару. В общем я её и выбрал 🙂 Помимо прикладного назначения (развития мелкой моторики) на гитаре всегда можно сыграть жене. Или не жене 🙂 Да и кроме мелкой моторики, обучение игре на музыкальном инструменте очень сильно прокачает ваш мозг. Целая новая система образуется в вашем мозгу, а это очень ценный бонус.

Если вы уже играете на каком-то музыкальном инструменте, то учитесь играть на другом. Со струн переходите на клавиши или духовые инструменты. Но можно попробовать и что-то другое. Например, можно освоить десятипальцевый метод печати. Из жизненных наблюдений могу сказать, что все те, кто обладает десятипальцевым методом печати, обладают очень высокой скоростью мышления и выдающейся сообразительностью. Однажды размышляя над этой взаимосвязью, я подумал, что это может быть совпадением, и провел небольшой и ненавязчивый опрос среди друзей и родственников. И эта взаимосвязь подтвердилась.

Для обучения игре на музыкальных инструментах есть множество различных самоучителей. Стоит поискать в интернете. А для обучения десятипальцевому методу печати лично я использую онлайновый клавиатурный тренажер «Клавогонки». Очень оригинальная идея для клавиатурного тренажера. Регистрируйтесь на сайте, внимательно все прочитайте и преступайте к тренировкам. И помните, что только регулярные систематические занятия дадут ощутимый, устойчивый результат.

Амбидекстрия

Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем... Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.

Еще одно преимущество амбидекстрии... Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры - эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.

Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки - это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.

К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю 🙂

Ольга Раевская

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий . Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

с использованием подручных материалов.

Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки» . Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы : игрушки из «киндер-сюрпризов» , детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль - получится объемная аппликация.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая :

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд :

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами :

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою : что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи» . Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» , делая по шагу на каждый ударный слог :

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке :

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д. Интересное занятие для развития воображения , фантазии и мелкой моторики рук .

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами !

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Ольга
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

.

Введение

1. Оснащение предметно

2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

3. Малоизвестные

Заключение

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования ». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика » Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка . Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная педагогика развития , педагогика творчества и свободы.

Мелкая (тонкая) моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников .

В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию : от степени развития этих навыков будет , в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи , так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание : к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Работая с детьми дошкольного возраста , я сталкиваюсь с такими проблемами детей , как слабое развитие кисти рук , слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук , у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель : развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда , приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики , многие сделаны своими руками.

Цель :

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для .

Задачи :

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

2. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В нашей группе оснащено пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это :

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество , воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук .

Игрушки-шнуровки

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте от одного-трех лет . В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук , а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук , усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор- развивают мелкую моторику , способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве; пазлы - собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику , но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук; кубы – сортёры - ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук , а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами; мозаика-способствует развитию мелкой моторики , сообразительности и творческих способностей ребёнка; фасоль и горох мелкая моторика рук .

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую :

Пластилин, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;

Рисунок из фасоли. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

Мозаику - заранее готовлю тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

Цветная манная крупа

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполнит ей рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишнюю крупу с картинки.

Лепка из глины и пластилина.

Рисование или раскрашивание картинок

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

В свободное время, вечерами мы играем с детьми в :

Сортировка семян (требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета) ; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук ); завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка ); закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. (также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка); любимая игра моих малышей «Сухой бассейн» . Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.

Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра : манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста . Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей .

Эти игры способствуют развитию речи , творческой деятельности и укреплению здоровья.

Я создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Например, всем известная игра для малышей «Сорока-ворона кашку варила.» , есть пример массажа ладоней ребенка. Именно «Сорока-ворона» с ее круговыми движениями по ладони воздействует на пищеварение, а несильные нажатия на кончики пальцев стимулируют развитие речи . Интересно и то, что большое внимание уделяется мизинцу, и это тоже неспроста. Мизинец предполагается помассировать тщательнее других, так как считается, что на мизинце расположены точки, отвечающие за сердце, печень и почки. Игры с пальчиками и ладошками , которые сопровождаются стихами, положительно влияют на развитие речи , развития ритма у ребенка . Важно все игры проводить и на правой руке, и на левой.

Для детей такие игры остаются хорошей забавой. В процессе игры дети легко заучили движения и стихи.

И, конечно, игра «Камень, ножницы, бумага» , которая пришла к нам из Китая. Дети с четырех лет прекрасно понимают правила игры и с удовольствием играют в нее. Стоит отметить, что эта игра является самой любимой для многих детей .

Слова : камень, ножницы, бумага. Цу-е-фа.

На последние слова выкидывается ладонь, которая показывает определенный знак. Камень затупит ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага заворачивает камень. Продемонстрируйте ребенку, как это происходит, чтобы он не запутался.

3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук , которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них.

Игра «Тактильный мешочек»

Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры : положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество) .

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук .

Упражнение с пинцетом

В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.

Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов , например, бусинок, пуговиц.

Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики . Данный вид деятельности популярен не только у девочек, но и у мальчиков.

Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.

Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с наиболее известными формам и методами работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста . Но для своей работы я выделила еще несколько нетрадиционных и малоизвестных метода , о которых Вам сейчас расскажу.

4. Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся : массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок» .

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз) .

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

“Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны .

Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок”:

Прямолинейные движения колючего шарика :

– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговые движения по ладони :

– Сначала одной руки;

– Потом другой руки.

Спиралевидные движения :

– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава) .

Зигзагообразные движения :

– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми : обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево : предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).

Слабое покалывание всех пальцев :

– Подушечек одной руки;

– Подушечек другой руки

Иглотерапия

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.

Техника игольчатого массажа : в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера : то полной ладошкой , то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Так же можно разнообразить эту деятельность :

Предлагать прошагать по дорожке;

Искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,

Использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;

Закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.

Пуговичная терапия.

Любой педагог знает : чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в нашей группе стала обыкновенная пуговица.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный , визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме : услышал, увидел, сделай.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Приведу несколько примеров игр с пуговицами.

Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди) .

Усложнение : сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время : кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение : выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много , можно разделить их на команды и устроить соревнования.

Передай пуговицу.

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.

Усложнение : менять способ передачи пуговицы.

Подбери пуговицу.

Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

Криотерапия.

Криотерапия дословно - это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает . Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи . Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику .

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.

2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц) .

3. Развитие тактильной чувствительности :

Массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур .

Методы развития мелкой моторики – криотерапия , иглотерапия и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов :

Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развиваются внимание и память , которые тесно связаны с речевым развитием ;

Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.

Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.

Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке . Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками , изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста , я добилась следующих результатов : улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев , кистей рук; улучшилось развитие воображения , логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику . Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики ? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками , красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера) .

Конструировать из бумаги («оригами» , шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина) .

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки , камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки . Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно . Наверняка вы помните и другую распространенную игру : на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов , ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий , например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками , красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки .

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук .

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков .

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук .

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребенка.

Конструирование . Развивается образное мышление , фантазия, мелкая моторика рук .

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук .

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества : для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например) .

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик) . Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук .

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку , чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры : квадратики, ромбики, кружочки.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков .

Развивающая игра «Делаем бусы» . Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок ! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Поделиться: