Как быстро развить речь у ребенка. С двух до трех лет

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам статью о том, как развить речь у ребенка, на что стоит обратить внимание в определенные периоды, какие игры и развлечения помогут вам в этом процессе и как самим не испортить дело. Многие родители слишком торопятся, не обращают должного внимания, проявляют нетерпение. Все это может плохо сказаться на малыше.

До 12 месяцев

Самым первым способом, к которому прибегает ребенок чтобы начать общаться с этим миром - крик. Именно так младенец показывает что он чувствует, как он относиться к родителям, чего он хочет. Многие мамочки с легкостью определяют интонацию, с которой их малыш кричит. Ведь ребенку нужно показать, что он хочет есть, что ему дискомфортно от мокрого подгузника, что он проснулся и хочет внимания к себе.

Следующая стадия - гуление. В этот моменты вы можете начинать играть с малышом в козу, прятки. Помните, что в любом возрасте простое общение будет способствовать развитию речи куда более эффективнее любых игр.

Разговаривать необходимо ласково и спокойно. Здесь важно поймать грань и не перестараться в сюсюканье с малышом, но и не выбрать слишком серьезный взрослый тон. Когда ребенок гулит, то ваша задача отвечать. Проговаривайте все действия, которые вы совершаете вместе с ребенком.

Далее, карапуз учится лепетать. Пробует на вкус разные слоги. Это и «ма-ба-па-ла-ка» и так далее. Здесь вы уже можете делать акцент на словах «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Говорите четко, пусть малыш попробует копировать вас. Повторение за взрослыми способствует хорошему развитию собственной речи.

Проговаривая короткие слова следите за артикуляцией, как шевелятся губы, что делает язык. Карапуз будет смотреть на вас и пытаться повторять. В этот момент вы можете познакомить малыша с музыкой, показать как стучат разные предметы, какие звуки издают игрушки.

К 1 году вы можете смело просить ребенка дать вам что-либо, показать на предмет. Помните, что просьба должна быть короткой и четкой. «Встань», «Дай куклу», «Брось» и тому подобное. В период от года до полутора у ребенка начинают появляться первые слова. Это следущая стадия.

Вам может очень пригодиться книга «Альбом по развитию речи для самых маленьких ».

До двух лет

Очень часто у детишек появляется звук «Ы» в сопровождении указательного жеста. Таким образом ваш малыш пытается спросить что это за предмет. Он указывает буквально на все подряд. Тут вы должны запастись терпением и спокойно называть предмет за предметом.

Если это игрушка, уточняйте какая именно. В данный момент вы развиваете пассивный запас слов. Это те слова, которые карапуз понимает, но сказать пока не может сам. Запас будет становиться все больше и в один момент перейдет из пассивного в активный. Поэтому спокойно называйте любой предмет, на который указывает ребенок с жадным криком «Ы?».

Как я уже сказала, в период с года до 1,5 лет у малыша начинают появляться первые слова. Самые простые и легкие. Дети начинают обозначать маму и папу, любимую игрушку, еду. Многие предметы могут попадать в одну категорию. Например, все игрушки могут обозначаться словом «ига», так дочь одной моей клиентки имела в виду все игрушки и просила чтобы с ней поиграли.

У разных деток упор идет на разные категории слов. Кто-то больше употребляет существительные, другие же делают упор на глаголы.

Ни в коем случае не забывайте про телесное подкрепление. Карапуз знакомится с миром посредством тактильных ощущений. Что такое ковер? Это что-то мягкое, ворсистое. Обязательно потрогайте вместе с ребенком ковер, если речь идет именно о нем.

Если малыш обратил внимание на цветок, то можно понюхать его, потрогать. Старайтесь давать слова в различных сочетаниях. «Цветок пахнет», «цветок любит солнышко», «цветок растет в горшке» и так далее. Так дети лучше запомнят слова.

Ребенок в 2 года учится обобщать предметы. Ваша задача учить действовать с предметами. Если вы учите слово ложка, то не просто показывайте ложку, а кушайте ложкой, копайте ложкой, поворачивайте ложку, мойте ложку. Таким образом, малыш лучше запомнит слово и не будет относить понятие ложка лишь к конкретному предмету, а проведет ассоциацию на все ложки.

До трех лет

Очень важно уделять внимание артикуляции. Вы можете приобрети различные духовые инструменты: дудочка, свисток, свиристель. Благодаря инструментам малыш будет дуть, вдувать, упражнять губы и язык. Все это, в свою очередь, приведет к лучшей разработке речевого аппарата.

В 2,5 года многие малыши свободно называют предметы, используют обобщенные понятия, пользуются словами «холодно», «темно» и так далее. Теперь ваша задача — не просто учить ребенка говорить все подряд, а понять структуру предложения, научить соединять слова и строить правильные фразы.

Начать можно с упражнения на личные местоимения. Вы поочередно говорите «я», «ты», «мы», а ваш малыш показывает пальцем: я - на себя, ты - на вас, мы - на вас обоих.

Детки не всегда правильно использую глаголы. Виной тому наш многогранный и сложный язык. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не говорите, что он глупый. Это лишь усугубляет положение дел и малыш может вообще перестать пробовать говорить.

Вместо этого, учите его правильно спрягать глаголы. Берете глагол «кушать» и повторяете: я кушаю, он кушает, ты кушаешь. И точно так же с другими глаголами. Запаситесь терпением.

Предложите поиграть в повторюшку. Сначала вы называете разные слова, а ребенок повторяет их, а затем наоборот, он говорит слова и повторяете вы. Эта игра способствует развитию произношения, увеличению словарного запаса и мышлению.

В 3 года вы можете начать пересказывать любимые сказки или мультики. Подобные игры не только развивают речь, но и помогают с памятью, составлением предложений.

Не все детки развиваются с одинаковой скоростью. Если он не говорит у вас в два года, не паникуйте. Сначала подумайте, всегда ли ваш ребенок отказывался от взаимодействия с окуривающим миром. Жестикуляция, мимика, отдельные звуки - все это моменты общения.

Взрослый ребенок

В возрасте 4 - 5 лет малыш уже может изъясняться понятно, рассказать про себя и свою семью, описать что с ним произошло. Да, словарный запас еще скудный и из-за этого могут возникать трудности. Старайтесь объяснять как можно больше слов, спокойно поправляйте и исправляйте, поясняя, в чем малыш ошибся.

Чтобы речь была связная старайтесь часто пересказывать сказки, сегодняшний день, мультики. Повторение истории структурирует, выстраивает действия, что помогает лучше уловить связь между происшествиями. Если карапуз что-то путает, не ругайтесь и не торопите его. Дайте время подумать, а если он зашел в тупик спокойно помогите ему.

В возрасте 6 - 7 лет можете делать больший упор на мышление. Старайтесь улавливать как ваш ребенок рассуждает, почему делает тот или иной вывод, как он строит фразу. Чтобы малыш был развитый с ним постоянно необходимо разговаривать.

Помните, что простые разговоры куда эффективнее всех игр.

Еще один важный момент - никогда не подражайте детской речи. Вы должны разговаривать как взрослый человек, простым и понятным языком, но именно как взрослый.

Возможные трудности

Еще один распространенный момент - воплощение своих фантазий. Мама одной моей клиентки всю жизнь мечтала стать телеведущей. Отсюда ранние походы по модельным агентствам, различные теле-шоу и прочие «недетские» занятия. Из-за этой истории у женщины развился комплекс неполноценности, из-за столкновения ее желаний и потребностей матери.

Будьте терпеливыми, обращайте внимание на все попытки ребенка взаимодействовать с вами и с окружающим миром, общайтесь с ним спокойно и по-взрослому, не усердствуйте. Если вы приверженцы программ раннего развития - то будьте очень аккуратны и осторожны. Многие программы несут под собой большие трудности в будущем.

Развитие малыша должно проходить спокойно, без резких скачков, по его способностям и возможностям. Помните, что не все дети развиваются одинаково.

Расскажите про свои методики развития речи у малыша. Какие вы используете игры? Когда ваш ребенок сказал первое слово? Как вы помогали ему и чему учили?

Запаситесь терпением и вскоре вы уже будете разговаривать со своим ребенком на интересные темы!

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Долгий и сложный процесс овладения родным языком начинается с самого раннего возраста. Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем - заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.

Как формируется речь у детей раннего возраста


Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, ведь крохе предстоит приобрести столько знаний и умений: научиться издавать звуки, запомнить значения слов, понять логику построения предложений. Рассмотрим особенности формирования коммуникативных навыков в разном возрасте.

От 0 до 6 месяцев. Первые попытки общения с внешним миром младенец предпринимает сразу же после появления на свет. С рождения и до 2 месяцев единственной доступной для ребенка формой коммуникации является плач. Так малыш дает маме понять, что проголодался, устал или хочет спать, чувствует себя некомфортно. С 2-3 месяцев появляется гуление. Ребенок учится произносить первые гласные и согласные звуки: «а», «у», «ы», «г». И вот уже родители радуются первому «агу». Кроха пытается управлять своими голосовыми интонациями, слушает обращенную к нему речь. В 3-6 месяцев малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону их источника. В этот же период ребенок начинает лепетать, узнает свое имя. Родители могут заметить, что малыш плачет по‑разному, когда устал, голоден или хочет спать.

С 6 месяцев до 1 года. На этом этапе развития речи появляются первые слоги. Обычно в возрасте около полугода ребенок воспроизводит сочетания звуков «ба» и «ма» - их произнести проще всего. Он часто повторяет слоги, а к 7-9 месяцам учится комбинировать их между собой. К году появляется звукоподражание. Малыш пытается повторить звуки из речи взрослых, откликается на свое имя. Уже в этом возрасте он понимает, что значит слово «нет».

С 1 года до 1,5 лет. С 12-13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.

С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.

С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150-200 слов.

После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.

Что влияет на развитие речи

Индивидуальные физиологические особенности. Для формирования речи важно, чтобы у малыша правильно функционировали органы слуха, определенные центры в головном мозге, нервная система. Здоровое физическое и психическое развитие - необходимое условие для овладения навыками общения в сроки, которые считаются возрастной нормой. Большое влияние на физиологические особенности может оказать течение беременности и родов.

Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.

Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).

Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте


В первые годы жизни дети воспринимают информацию о внешнем мире через слух, зрение, вкус, осязание. В младенческом возрасте познание осуществляется именно через сенсорные каналы. Малыш прислушивается к звукам, тянет предметы в рот, чтобы изучить их вкус и форму, вертит в руках игрушки, рассматривает яркие предметы. Для раннего развития речи у детей до года важно помочь им получить как можно больше информации об окружающем мире. Сделать это можно именно с помощью сенсорных стимулов.

Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.

Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.

Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.

Вкус. С 4-6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.

Важность общения с ребенком для развития речи

Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, - внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное - разговаривать с крохой. Общение должно быть не только во время занятий, но и постоянно, каждую минуту совместного пребывания с ребенком. Обращенная речь взрослых - мощный стимул для развития малыша. Разговаривайте с ним обо всем, озвучивая свои действия. Обычно у мамы это получается легко: она просто сопровождает комментариями кормление, купание, переодевание, укладывание. Важно показывать ребенку окружающие предметы и называть их. Когда малыш начинает агукать и лепетать, нужно откликаться на издаваемые им звуки, как бы поддерживая разговор. По мере формирования речи с ребенком становится все проще и проще общаться на самые разные темы, но и в раннем возрасте разговаривать с ним надо обязательно.

Методы развития речи

Проговаривание ситуаций. Мы уже сказали, что для развития речи нужно сопровождать словами каждое действие. Полезно проговаривать ситуации во время игр, просмотра картинок, сборов на прогулку и т. д. Не нужно специально выбирать тему для разговора, достаточно просто озвучивать происходящее. Приведем пример, как это может происходить при одевании малыша. «Мы сейчас пойдем гулять на площадку, нам нужно одеться. Где лежит кофточка? Вот она. А это штанишки. Сейчас мы их наденем: сначала на правую ножку, теперь на левую. Покажи, где кармашки. Молодец. А кто нарисован на кофточке? Это котенок. Пойдем надевать ботинки и т. д.».

Пальчиковые игры. Особенность таких игр для развития речи состоит в том, что взрослый не просто загибает пальчики малыша или выполняет другие действия с его ручками, но и одновременно рассказывает стихотворение, потешку. В игровой форме ребенок учится воспринимать речь на слух, запоминает слова и звуки, которые затем будет пытаться повторить. Начать занятия с малышом можно со знакомых всем игр: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Еще вариант - учить названия пальчиков, загибая их.

Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант - рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.

Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.

  • Угадай инструмент. Если дома есть несколько разных музыкальных инструментов, даже игрушечных, можно предложить ребенку угадать, на чем играет мама или папа. Малыш быстро научится различать, как звучит пианино, гитара, барабан, гармошка.
  • Как говорят животные. Приготовьте картинки знакомых ребенку зверей. Предложите ребенку показать, как «разговаривает» кошечка, корова, собака. Потом можно попросить воспроизвести звуки, которые издают их детеныши: как мяукает котенок, мычит теленок, тявкает щенок и т. д.
  • Повторяй за мной. Эта игра для развития речи предполагает, что взрослый отстукивает простой ритм или издает определенный звук, который ребенок должен повторить. Когда он освоит эту игру, можно поменяться. Пусть кроха издает звуки, а родители их воспроизводят.
  • Узнай по голосу. Для этой игры потребуется не меньше 3 взрослых (чем больше, тем лучше). Ребенка ставят к ним спиной, чтобы он не видел, кто говорит. Затем один из играющих произносит имя малыша, а тот должен угадать, кто его позвал.
Логопедические занятия. Они могут проводиться как со специалистом, так и дома. Упражнения для развития речи и языковой подвижности должен подбирать логопед. Если родители занимаются с крохой самостоятельно, важно точно выполнять рекомендации врача. Во время выполнения упражнений малышу должно быть весело и интересно. Для этого занятия проводятся в игровой форме. Нужно учитывать, что дольше 5 минут ребенку трудно удерживать внимание. Пусть упражнения будут короткими, но выполняются каждый день.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей

Основная задача проведения такой гимнастики - сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений. Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию.
  • «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
  • «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
  • «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
  • «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
Несколько обобщенных рекомендаций, как развить речь у ребенка, помогут родителям, которые хотят, чтобы их малыш как можно скорее заговорил, постоянно расширял словарный запас и учился строить развернутые предложения.
  • Реагируйте на звуки, которые издает ребенок, подражайте лепету и гулению.
  • Повторяйте потешки, короткие ритмичные стишки.
  • Учите ребенка названиям предметов, именам родственников.
  • Ежедневно читайте вслух, например перед сном.
  • Обращайте внимание малыша на различные объекты, издающие звуки (животных и птиц, транспорт, бытовые приборы и т. д.).
  • Поощряйте ребенка, когда он инициирует общение, учит новые слова.
  • Во время разговора поддерживайте визуальный контакт с малышом.
  • Во всех подробностях описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Включайте малышу аудиосказки и детские песенки.
  • Следите, чтобы обращенная к маленькому собеседнику речь была грамотной, четкой и выразительной. Выбирайте понятные ребенку слова, используйте не слишком сложные предложения.
  • По мере взросления малыша заменяйте звукоподражания и упрощенные слова в его речи правильными. До года кроха может говорить «ам-ам» вместо «кушать», «мяу» вместо «кошка», «ту-ту» вместо «поезд». Для правильного развития речи в дальнейшем желательно каждый раз сопровождать произнесенную ребенком форму общепринятым словом. Например, кроха увидел кошку, показывает на нее пальцем и говорит «мяу!». Мама может добавить: «Да, это кошечка пробежала».
  • Тактично исправляйте ошибки в речи малыша, не ругайте и не стыдите его - это отбивает мотивацию общаться.
  • Проговаривая ситуации, используйте повествовательный стиль вместо описательного («Посмотри, это собачка, она несет хозяину палочку, так она играет» вместо «Вон собачка»).
  • Заменяйте простые фразы ребенка полными предложениями, это помогает обогатить речь. Если кроха говорит: «Дай пить», можно прокомментировать: «Ты хочешь выпить воды».
  • Учите малыша следовать простым инструкциям. В игровой форме попросите его выполнить несложные задания, состоящие из нескольких действий: «Найди мишку, подними его, принеси мне».
  • Давайте ребенку простые поручения (например, отнести фантик от конфеты в мусорное ведро), благодарите за помощь.
  • Как можно больше играйте с малышом в ролевые игры - они хорошо способствуют развитию речевых способностей и навыков коммуникации.
  • Показывайте, что внимательно слушаете малыша: кивайте, задавайте вопросы, улыбайтесь.
  • Рассказывайте ребенку, о чем Вы думаете, как Вы рассуждаете и планируете.
  • Используйте наглядный материал для развития речи: карточки, плакаты, игрушки.
  • Задавайте ребенку различные вопросы, стимулируйте его к размышлениям.
  • Вечером обсуждайте с малышом, как прошел день, вместе вспоминайте самое интересное.
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи в освоении родного языка.

Что может затормозить развитие речи

Излишняя предупредительность родителей. Чрезмерная опека ребенка и предугадывание всех его желаний могут затормозить многие процессы в развитии речи. Если родители сразу дают малышу то, что он хочет, стоит только показать жестом или заплакать, у него не возникает потребности в ясном выражении мыслей. Зачем трудиться, когда мама и папа все сделают и так? Для формирования речи очень большую роль играет мотивация, поэтому не стоит сразу же бросаться на помощь полуторагодовалому или двухлетнему малышу до того, как он попытается попросить об этом словами.

Заниженные или завышенные требования. Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие - заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.

Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.
  • В 1,5-2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).
Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг - все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

Развитие речи ребенка начинается не тогда, когда он говорит свои первые слова, а гораздо раньше. Ведь в процессе речи принимают участие и дыхания, и мышцы губ, языка, рта, щек.

Поэтому можно сооружать фундамент для развития речи, начиная с даже с крохотного возраста. Игры на развитие дыхания, гимнастики, упражнения для ручек - все это закладывает по кирпичу ту основу, которая будет готовить аппарат речи вашего ребенка.

Развитие речи у ребенка происходит по нескольким направлениям: отработка артикуляции (упражнения, звуковая гимнастика), дыхательные упражнения, расширение активного словаря и развитие связной речи (пальчиковые игры, постановки пальчикового театра).

Дыхательные упражнения

Целью дыхательных упражнений является развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Также дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком.

На самом деле, не все дети умеют правильно дышать. Поэтому они часто чувствуют себя не очень хорошо - потому что легкие не полностью очищаются, и внутри остается «отработанный воздух». Научить ребенка правильно дышать можно в процессе дыхательной гимнастики.

Вдох должен происходить через нос, а выдох - через рот. При вдохе следите, чтобы плечи малыша не поднимались, и чтобы ребенок не напрягал тело. При выдохе следует выдыхать долго и плавно, не надувая щеки. Не огорчайтесь, если у ребенка не сразу все получится.

Использование свистулек и дудок

И так, эти игрушки хорошо развивают дыхание вашего малыша. Даже простые упражнения будут полезны, а еще можно придумывать игры с заданиями. Для детей лучше начинать с простых свистулек, ведь для того, чтобы получить звук, достаточно лишь дунуть. Надо выбирать свистульки, удобные для ручек малыша, и негромкие. Дудка подходит для старших детей, она позволяет получать различные звуки.

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри нравятся всем, даже взрослым. Оказывается, игрушки с ними очень полезны. Ведь, опять же, они развивают дыхание малыша. Мыльные пузыри можно отмахивать, бегать за ними, ловя ладошками. Можно строить с пузырьков настоящую башню. Для этого налейте в стакан воды и мыльный раствор, возьмите с малышом по трубочке для сока и дуйте. Пена будет расти у вас на глазах - весело и полезно!

А еще с соломинками и мыльной водой можно играть в ванной! Но следите, чтобы ребенок не проглотил мыльный раствор.

Свечи

Дыхание на свечу является также полезным упражнением для малышей. Пусть свечи станут обязательными гостями на праздниках, потому что это дает еще одну возможность поиграть.

Задуть свечу - не такая уж и простая задача для двухлетнего ребенка. Ведь для этого необходимо сосредоточиться, набрать побольше воздуха в грудь, сложить губы трубочкой и дунуть. Да еще и не куда-нибудь, а на пламя свечи.

Но задувать свечу - это еще не самое сложное, для ребенка труднее - дуть на свечу так, чтобы не потушить пламя. Для этого выдох должен быть другим - плавным и долгим. А еще можно понемногу отходить от свечи, увеличивая расстояние. На примере свечи малыш может видеть, как он направляет свое дыхание. Но не забывайте о технике безопасности! Никогда не оставляйте ребенка наедине со свечами и спичками!

Вата, пенопласт, бумажки

На вату и пенопласт интересно дуть, пытаясь сдвинуть их с места. Эти упражнения можно превращать в настоящие игры. Например, зижмакайте небольшую бумажку - это будет мячик. Поставьте на гладкой поверхности (на столе) двое условных ворот и играйте в футбол, пытаясь задувать мячик в ворота соперника. Можно использовать не только вату, пенопласт и бумагу, пусть малыш попробует дуть на различные объекты вокруг.

Звуковая артикуляционная гимнастика. Звукоподражания

Кроме развития артикуляционного аппарата, такие игры еще и знакомят ребенка с животными. Приготовьте карточки с изображением различных животных или иллюстрации в журналах, книгах или возьмите игрушки-животные. Рассмотрите всех животных, поговорите о них, расскажите, кто как говорит, как питается и т.д. Ходите в зоопарк, слушайте звуки животных в Интернете, пусть малыш наблюдает и запоминает.

После какого-то времени показывайте малышу снова тех же животных и спрашивайте, как говорят (ворона каркает «кар-кар», слон трубит «ту-у», осел ревет «иа-иа» и т.п.).

Тянем звуки

Правила этой игры просты, но дети очень любят играть в нее вместе с родителями. Выбираете определенный звук, набираете полные легкие воздуха и начинаете тянуть звук (долго говорить без перерыва). Кто его протянет дольше? Понятное дело, что малыш! Вы же не забываете немного подыгрывать ребенку? Проще тянуть гласные звуки, но некоторые согласные также стоит попробовать, например, свистящие и шипящие.

Игру можно разнообразить, предложив не просто тянуть звук, а добавить игрового момента: «Чей тигр прорычит дольше (звук « Р »? Чья змея просочит дольше (звук« С »? Мы пришли в магазин, а там - настоящий слон! Как мы удивимся? А кто удивляется дольше (звук «О»?

Шепотом

Такая игра будет развивать не только речь, но и слух. Для нее необходимо игрушка - кукла, мишка и тому подобное. Положите игрушку спать, объясните малышу, что игрушка спит, поэтому надо разговаривать шепотом, чтобы не разбудить друга. Поговорите о чем-то, почитайте стихи, сказку, спросите у малыша, что он понял и запомнил. Но не затягивайте, чтобы игра не надоела, объявите, что игрушка проснулась, и теперь можно снова говорить громко.

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".

Марина Киселева учитель-логопед

Обсуждение

У, моей дочки тоже не совсем хорошо с пересказыванием текстов и так далее... Но, единственное, что память у нее просто отличная на запоминание стихов, а вот пересказ, как то не удается.

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(

Приличная статья и по делу, что приятно

Комментировать статью "Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?"

Книжки по развитию речи. Развитие речевых навыков в свободном общении с ребенком и в творческих играх "Обзор книги Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша ».

Обсуждение

буквально недавно читала в одной книге как раз. типа - надо учить правильно просить - мол полезно уметь формулировать просьбы правильно.
надо поправлять ребенка до фраз типа: прошу дать мне воды ИЛИ вася, дай мне карандаш

Я ХОЧУ - это либо сам, либо волшебница какая то чудесные хочухи исполняет, мол.

С точки зрения психологии и логики он выражается правильнее, чем Вы от него ожидаете.
Наверно просто разные подходы в воспитании.
Речь, конечно, можно развивать разными методиками. Если есть цель.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Приведу пример, как я научила своего читать. На бумаге писала место, где лежит еда. Сначала одним словом, потом предложением.

Обсуждение

Здравствуйте, Руфина, наткнулась на этот форум аж через 5 лет, как ваш сын сейчас? Разговаривает? Мой тоже аутист-алалик и осложняется все тем, что он не умеет жевать и даже глотает неправильно, поднимает спинку языка - отголоски первого года жизни с непрекращающимися рвотами, уже рефлекторно прикрывает гортань он твердой пищи, в итоге, при поступлении пищи в рот, язык он не подвигает к зубам, а наоборот отодвигает, твердую пищу (хлеб) рассасывает, но опять же под языком. Неврологи говорят, что пока не научится жевать - говорить не будет, что артикуляционный аппарат спит. Как быть в таких случаях? Научить жевать, постепенно увеличивая кусочки пока не вариант, так как он их просто глотает и давится, сейчас пока пытаюсь научить правильно глотать и вообще рассасывать еду на языке, а не под.

Здравствуйте! Извините, если не по теме. Очень нужен ваш совет, как от дефектолога.Как научиться делать с ребенком артикуляционную гимнастику?Не совсем выходит,то что я ему показываю Моему сыну 3,10 у него моторная алалия. На данный момент говорим только -мама- и ответ -да.На этом все.Диагноз поставили в три года. Возможно вы поделитесь своей информацией,как нам избавиться от алалии,понимаю,что это ваш хлеб, но все же надеюсь...У ребенка интеллект сохранен, умеет многое,есть или в туалет,это все сам, и параллельно ведем комплексное лечение, об этом напишу в отдельном письме, если сможете помочь, то жду ответа на почту [email protected] Заранее благодарна

про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями про лекарства "для речи ". Были мы сегодня у нервопатолога - как я и думала, написала задержка речевого развития.

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Ребенок не умеет объяснить. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. "Дорос до такого возраста, а не в состоянии связать двух слов ". Одно дело хотеть изменить ситуацию, а другое - когда хочется, чтобы ситуация изменилась сама.

Если препараты для стимулироавния речи, то как правило это может быть любой ноотропный препарат, просто на кождого ребенка он действует по-своему и в разных проявлениях. У нас, например, любые ноотропы двют очень мизерные толчки.

2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов /команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА ("вот и мама пришла", имя) потом прибавляются слова -ярлыки (мяч, живот, голова, ножки, горшок, мама), потом к етим ярлыкам добавляються глаголы или другие слова (ГДЕ МЯЧ...

Обсуждение

Бумсик, извините что вмешиваюсь, но из того чему меня, лингвиста, долго учили помню что:

1) дети с задержкой умственого развития проxодят теже етапы что "нормальные дети", только позже

2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов/команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА ("вот и мама пришла", имя) потом прибавляются слова-ярлыки (мяч, живот, голова, ножки, горшок, мама), потом к етим ярлыкам добавляються глаголы или другие слова (ГДЕ МЯЧ, ДАЙ ГОРШОК) и только на етом етапе можно говорить о понимании речи

3) Для того что бы ребенок "пошел" по стадиям второго пункта нужно чтобы он:

а) слышал (то есть и уши и слуxовые нервы должны быть в порядке)
б) научился различать звуки и слоги "родной речи"
ц) научился выделять из потока цепочки звуков (слова)
д) мог запоминать ети цепочки

Я описываю ето так подробно, потому что нельзя просто сказать "мой ребенок не понимает речь", нужно выяснить почему он ее не понимает, не может понять -- то есть на какой стадии, на каком етапе ребенок застрял. Не понимая речи дети часто попадают в порочный круг, все больше и больше отстают в развитии -- но большенство умственно отсталыx детей могут научиться если не говорить, то xотя бы понимать речь. Людей не способныx на ето из-за недостатка интелекта очень мало.

Многие умственно-отсталые дети проxодят вся стадии 3 пункта но не могут перейти ко второму пункту из-за отсутствия потребности в обшении. Потребность ету нельзя развить, но научить иx понимать речь достаточно легко, нужно только терпение, время и довольно простые методики...

С другой стороны, дети "с неврологией" часто застревают на стадияx 3 пункта именно иза недостатков нервной системы. Например, если слуxовые нервы не в порядке, то ребенок может не слышать/не слышать на частотаx речи/слышать но не различать звуки/слышать звуки но не различать промежутков между ними... ...если поражены отделы мозга обрабатываюшие речь, то ребенок не сможет узнавать звуки/запоминать цепочки звуков/ассоциировать ети цепочки с предметами... ...много разныx вариантов. Есть дети которыx проше обучить языку жестов (если они видят).

Скажите узнает ли Иннессочка свое имя? Ваш голос? узнает ли она другие звуки речи? какие-то шумы? гулит ли она? гулила ли когда то раньше? слушает ли музыку/стиxи/песни? может ли она прислушиваться к шумам, боиться ли она чего нибудь звукового? если говорит незнакомый ей человек, как она отреагирует на его речь -- испугаеться, прислушаеться, вообше никак? А если говорят на чужом языке?

Проверяли ли ей слуx и проxодимость слуxовыx нервов? Если да, то когда в последний раз? На всеx ли частотаx? Делали ли ей ЕКО, МRI мозга? Если да то только на возможные центры епилепсии или на участки отвечаюшие за слуx/за переработку речи тоже? что говорит невропатолог?
что у нее со зрением?

Может быть я неизлечимый оптимист, но мне почему-то кажется что Иннесочка не понимает речь из-за какиx то неврологическиx проблем, и что прогресс возможен...

P.S: если бы я не видела 6-летнего мальчишку которому в автомобильной аварии снесло половину подкорки с левой стороны (включая все отделы занимаюшиеся речью) и кусок мозжечка в придачу, и который через два года
снова заговорил, то может быть не была бы и оптимистом...

11.12.2003 03:04:00, 5555
Поделиться: