Цветовой круг монохромное сочетание. Сочетание цветов: Цветовой круг

Коко Шанель говорила, что самым удачным цветом является тот, который подходит вам более всего. И лучше сказать просто невозможно, но осуществить это порой бывает трудно.

В нашем гардеробе всегда имеются вещи различных цветов, но нам бывает трудно сделать так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. Даже если пробовать одевать вещи одинакового цвета, можно не добиться цветовой гармонии. Каждый цвет имеет различные оттенки. Но если вы немного изучите цветовую гармонию, то вы научитесь с легкостью находить подходящие друг другу оттенки и правильно подбирать одежду.

Важно познать науку, как сочетать цвета в одежде и уметь создавать гармоничный образ, чтобы показать что-либо в выгодном свете. Различные оттенки, взаимодействуя друг с другом, превращаются в различные цветовые комбинации. Используя правильные сочетания цветов, можно улучшить интерьер, одежду и множество других вещей.

Существует теория цвета, которая поможет любому составлять правильное сочетание цветов. Познав какие цвета сочетать в одежде, вы сможете подбирать одежду с легкостью. Это умение довольно важно, особенно если вы делаете покупки в интернете, ведь в них вы не можете встать перед зеркалом и посмотреть, как на вас сидит та или иная вещь. Чтобы научиться подбирать цвета, вам понадобится взять цветовой круг и внимательно изучить его.


Как использовать цветовой круг

Сочетание цветов происходит по определенным правилам. Художник И. Иттен создал определенные схемы цветов, которые более всего подходят друг другу. Он поместил все цвета в круг в таком порядке, чтобы они разделялись по степени первичности и взаимодействовали друг с другом.

Данный круг был создан для того, чтобы начинающим художникам было легче работать с цветами. Они смогли узнать, какие оттенки сочетаются между собой. Такой цветовой круг помогает всем людям, которые занимаются в творчестве, в том числе и дизайнерам одежды.


В замкнутом пространстве этого круга помещены цвета – от базовых, до вторичных и третичных. Многие оттенки образуются от основных цветов – красного, синего, желтого. Чем больше смешиваются цвета, тем больше оттенков получаются. Чтобы вместить весь спектр существующих цветов, внутрь круга помещается сфера с еще большим количеством оттенков.


Создание цветовой гармонии

Если рассмотреть основу цветовой композиции, то можно увидеть, как цвета сочетаются друг с другом. Существует множество различных сочетаний, которые объединяются в определенные схемы, которые не повторяются между собой. Для построения той или иной схемы берется несколько тонов, которые смешиваются друг с другом. С помощью круга Иттена можно выстроить гармоничные сочетания. Рассмотрим, каким образом это можно сделать.

Выстроить цветовую гармонию можно из нескольких цветов в количестве двух, четырех, шести. В двухцветной цветовой гармонии используются одинаковые и контрастирующие оттенки. Для начинающих важно научиться сочетать разные оттенки одного цвета.


Достаточно взять один основной цвет и попробовать подобрать к нему оттенок этого же цвета. Одежда одинаковых оттенков будет придавать благородство. Для того чтобы не ошибиться, лучше выбирать удаленные друг от друга оттенки. Ваша одежда не должна сливаться, иначе это будет выглядеть непривлекательно.

Не менее привлекательно будет смотреться сочетание отличных друг от друга цветов, которые контрастируют друг с другом в цветовом круге. Возьмите оранжевый и соедините его с синим, получится красивый цветовой контраст. Красный на фоне зеленого также будет смотреться привлекательно. Но для того, чтобы цвет одежды не кричал, не пестрил слишком, лучше всего взять какой-то цвет за основу и добавить к нему немного контрастного.


Создавая аналогичные подходящие друг другу трехцветные сочетания нужно взять цвета, которые расположены рядом на цветовом круге. В гармонии цвета это называется аналоговая триада. В трехцветной гармонии обычно берутся смежные цвета и похожие колера, которые гармонируют друг с другом. Здесь также важно подобрать те цвета, которые не будут сливаться друг с другом.

Чтобы создать классическую трехцветную схему – триаду вы можете использовать равнобедренный, равносторонний треугольник. Вы должны выделить три равноудаленных цвета из круга, которые гармонируют между собой, чтобы создать треугольную геометрическую фигуру.


Здесь важно выделить основной цвет, а два остальных должны присутствовать в небольшом количестве и дополнять основной. Из первичных цветов можно взять красный, синий, желтый, из вторичных – фиолетовый, зеленый, оранжевый. Сочетать цвета можно по линии, используя как смежные цвета, так и дополнительные оттенки.


Попробуйте вписать в круг Иттена геометрическую фигуру – прямоугольник и квадрат. В квадратной схеме берите 2 или три похожих цвета. Если вы возьмете разные, то вы рискуете выглядеть нелепо. К примеру, у вас может получиться четырехцветное созвучие из таких цветов: фиолетовый, синий с зеленым оттенком, желтый и красный с оранжевым оттенком.



В прямоугольной схеме выбираются две пары, которые контрастируют друг с другом. И здесь вам открывается простор для вашего воображения. Однако следует быть осторожным, иначе цвета будут пестрить, и ваш образ будет слишком кричащим и нелепым. Этого не произойдет, если вы подберете три оттенка к одному основному цвету. Можно даже вставить в круг равносторонний шестиугольник, тогда получится гармония шести цветов.

Все эти схемы, а также таблица сочетаемых цветов поможет вам делать вам правильный выбор в одежде.




Правильное сочетание цветов в одежде

В качестве основного цвета лучше брать темный. К темным базовым вещам, таким как костюмы, жакеты, брюки, юбки подбираются светлые.

Не следует допускать, чтобы одежда напоминала “наряд сказочного героя Петрушки”. И этого не произойдет, если цвет всей одежды будет гармонировать. Если вы хотите получить контрастное сочетание, то не стоит выбирать равные пропорции цветов. В колор блокинге всегда выбирайте один яркий цвет, а другие не слишком. Комбинируйте яркие цвета бледноватыми, невыразительными и ваш образ не будет выглядеть нелепо.





Кричащие тона в одежде уравновесят нейтральные. Однако не все нейтральные цвета можно использовать. Если вы берете черный, то к нему не следует подбирать яркие тона, так как он сам по себе является насыщенным.

Когда вы подбираете одежду нейтральных оттенков, то можете смело выбрать 3 вещи в одинаковом цвете, но не более. Чтобы сделать образ ярким следует выбрать один яркий цвет и несколько нейтральных.

Бежевые и серые тона будут выгодно оттенять внешность на фоне пастельных. Такое сочетание всегда создает мягкость в образе.




Иногда бывает трудно определить, какие цвета сочетаются друг с другом. В этом случае, можно воспользоваться советами стилистов, о том, как правильно подбирать цвета. Существуют беспроигрышные варианты, применяя которые всегда можно выглядеть великолепно.

Наш привлекательный внешний вид будет зависеть от того, как правильно мы сочетаем цвета в одежде, смотрите фото, чтобы не ошибиться. Красный всегда смотрится ярко и делает образ восхитительным, но к нему необходимо осторожно подбирать одежду.

Ни один другой цвет не должен выбиваться за пределы красного, поэтому выбирайте нейтральные тона – бежевые, серые, молочные, чисто белые. Розовые и лиловые также будут красиво смотреться на фоне красного. Красная одежда типично сочетается с коричневым, шоколадным оттенком, синим.


Когда вы выбираете желтый наряд, то подбирайте к нему что-то светлое, то – что создает нежность. Если это цвет охры или оранжевый, то он тоже будут привлекательно смотреться на фоне желтого. Пастельные тона с желтым – удачные сочетания, но только если первые не такие яркие, а немного приглушенные. Хотите создать контраст с желтым, берите для этого красный или черный тон, и возможно бирюзовый.

Если вы одеваете вещь холодного зеленого оттенка, то подберите к ней что в светло-сером цвете, а также синем, кремовом. Зеленый цвет в теплом варианте будет гармонировать с синим, коричневым или бежевым. Персиковые, абрикосовые, небесные оттенки с теплым зеленым создадут нежный образ.




При выборе розового цвета необходимо учитывать холодный он или теплый. К теплому оттенку подбирайте что-то мятное, светло-зеленое, нежно-сиреневый, аметистовое или даже синюю джинсу. Если розовый холодит, то другие тона должны быть светлыми и нейтральными. Неплохо будет смотреться оттенки мяты и джинсы.

К коричневому цвету можно подобрать огромное множество других оттенков, но более всего подходят зеленые, синие желтые и красноватые тона.


Бордовый цвет можно насытить оливковым, ярко-серыми ли темно-зеленым. Красный цвет также подойдет, только если он является сложным или имеет ягодный тон – черники или ежевики.

Бирюзовые цвета будут украшать, если они будут в паре светло-желтым. Оранжевом или простым белым. Оттенок фуксии также выигрышно смотреться на фоне бирюзы.




Коралловые оттенки удачно оттеняются бежевыми, телесными, серыми. Тона розы и сирени можно также добавить к коралловому. Попробуйте подобрать также что-то темно-коричневое, светло-желтое, темно-синее или цвет хаки.

Цветовой круг и фото сочетаемых цветов несомненно помогут вам в подборе тонов в одежде, но вы можете делать это на интуитивном уровне, опираясь на свой вкус. Если вы умеете подбирать удачные сочетания, то вы всегда при любых обстоятельствах сможете выглядеть великолепно.


Учитываем стиль

Мало знать, как правильно сочетать цвета в одежде, нужно еще учитывать стиль и случай, чтобы выглядеть гармонично.

Деловым леди не следует использовать в одежде множество разнообразных оттенков. Всегда стоит придерживаться правила, что оттенков может быть не более трех. Хотя конечно иногда допускается использовать больше, но они должны быть приближены друг к другу. Стандартными цветами делового стиля является белый, черный темно-синий, серый и бежевый. Но если выбрать разные оттенки этих цветов, то это тоже может смотреться великолепно.



В классическом стиле количество используемых цветов и оттенков можно увеличить, но только до той поры, пока это выглядит элегантно. Поэтому броские тона не следует применять, если только это не красный, который, кстати, тоже считается классическим. Поэтому выбирайте темные оттенки. Из светлых для этого стиля подойдут белые, бежевые, серые, кремовые.

Для подбора вечерней одежды существует множество вариаций цвета. Главное, она должна создавать яркий заметный образ, который выделит из толпы. Правильные цветовые решения помогут выделить достоинства фигуры. Черные вечерние наряды – это классика, однако любые темные оттенки здесь также подойдут.




Если вы хотите выглядеть ярко и креативно и подчеркнуть свою творческую натуру, то подбирайте яркие тона, которые выглядят нетривиально. Здесь вам представляется широкий выбор. Вы можете выбрать любое смелое сочетание, но все же стоит стараться не перебарщивать и не делать образ слишком пестрым. Шести тонов будет достаточно, смело добавляйте к другим тонам черный, он будет выглядеть привлекательно.

Повседневные вещи должны быть светлых и насыщенных цветов. Наряды на каждый день должны быть функциональными и элегантными. Коричневые, рыжий, серый, синий, терракотовый будут выполнять эту задачу и создавать приятный образ. Можно выбрать и светлый тон, но не следует брать слишком светлый, пусть он будет со слегка серым оттенком.



Для романтического стиля выбираются пастельные оттенки и их сочетания. И остерегайтесь применять слишком темные тона, иначе вы рискуете выглядеть мрачно. Светлые цвета можно дополнять какими-либо яркими, которые соответствуют общей палитре. Принты придадут женственность, и выделят романтичность.

Распространенная цветовая гамма для спортивного стиля включает в себя темные варианты серых или синих оттенков. Однако в последнее время стилисты вписывают в этот стиль яркие насыщенные оттенки. Светящиеся неоновые цвета стали весьма популярными в спортивной одежде, поэтому можно смело выбирать их.






Сочетаний достаточно важна для многих аспектов нашей жизни. Ведь учитывать степень взаимодействия различных оттенков и цветовых комбинаций необходимо в интерьере, в одежде, в различных видах искусства и многих других отраслях.

Цветовой круг Иттена

Существует определенная схема основных цветовых сочетаний. Она представлена в круге, созданном художником И. Иттеном. Этот круг вы видите на рисунке ниже.

В данной модели наглядно представлено взаимодействие цветов между собой, разделение цветов по степени первичности. Так, существуют основные и дополнительные, также можно проследить порядок их сочетания.

Сочетанийразрабатывался в помощь начинающим художникам для упрощения работы с цветом. Круг учил наиболее гармонично сочетать оттенки. Он актуален и на сегодняшний день. Внешняя оболочка в форме замкнутой окружности содержит в себе двенадцать цветов спектра от красного до фиолетового. Красный, синий, желтый являются базовыми, то есть основными тонами. Все остальные, образуемые при смешивании, относятся ко вторичным цветам. По мере дальнейшего перемешивания образуются третичные оттенки.

Однако понятно, что в реальной жизни мы воспринимаем и пользуемся гораздо большим количеством оттенков. Поэтому наиболее полную модель можно представить себе в форме сферы, полюса которой будут нести в себе белый и черный цвета.

Понятие цветовых созвучий

Законы цветовой гармонии базируются на закономерности сочетаний и являют собой основу цветовой композиции в целом. Их существует множество. Схемы, применяемые для составления цветовых созвучий, различны по очертанию. Построение осуществляется на основе определенного количества тонов (двух, трех, четырех или более).

Использование подобных схем поможет сориентироваться в многообразии оттенков и подобрать их необходимое сочетание.

Двухцветная гармония цветовая

Она предполагает сочетаемость пар цветов. Это могут быть как смежные, так и противоположные секторы круга Иттена. Пример - сочетание противоположностей красный - зеленый, синий - оранжевый. Все они гармонично взаимодействуют друг с другом. В основе подобной сочетаемости лежит цветовой контраст.Также возможен вариант сочетания предельно удаленных друг от друга тонов (светло-оранжевый - синий).

Трехцветная гармония

Ее еще называют «цветовой триадой». Подобные сочетания могут быть представлены различными схематическими вариантами. При смежном сочетании (соседние цвета) и при сочетании похожих колеров (через один) образуются гармоничные цветовые союзы. Но классической схемой является применение треугольников (равнобедренный и равносторонний). В таком случае образуются гармоничные цветовые триады (желтый, красный, синий; фиолетовый, зеленый, оранжевый). Поэтому, вписав любую из этих фигур в круг цветовых сочетаний Иттена и вращая, легко определить наиболее гармоничный союз. Как правило, получаются контрастные сочетания. Применить можно также линейные вариации от к смежным и так далее.

Четырехцветная гармония

Это усложненный вариант. Однако такую гармонию достаточно легко представить. Ее цветоваясхема определяется вписанием в круг Иттена простых геометрических фигур, таких как квадрат и прямоугольник. Также возможен вариант включения трапеции. При данного сочетания получится черный тон. Пример четырехцветного созвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый.

Гармония шести цветов

Образуется посредством включения в пространство круга равностороннего шестиугольника. Это достаточно сложная гармония, цветовая схема которой состоит из шести различных оттенков. Мысленно довольно-таки сложно составить подобную цепочку. Поэтому в данном случае стоит воспользоваться моделью окружности. Если рассматривать в качестве основы сферу, то путем пространственного вращения можно достичь интересных цветовых комбинаций.

Подбор цвета

Всецело решение вопроса о подборе тона зависит от поставленных целей, задачи и области применения того или иного цвета. Для решения дизайнерских задач существуют свои особенности, для подбора гардероба - иные. Но так или иначе не обойтись без использования теории цвета, а также понятий о том, насколько важны гармония, цветовая сочетаемость и общие характеристики колеров. При осознанном подходе составить необходимую композиционную структуру, опираясь на достаточно легко.

Некоторые тона, составляющие основу круга Иттена, имеют ряд особенностей. Также отличительной их чертой можно назвать повышенную яркость и насыщенность. Не всегда спектральные цвета используются в чистом виде. Часто к ним присоединяются ахроматичные черный и белый. А множество из них сложны для смешивания или восприятия.

К примеру, пурпурный - достаточно сложный цвет. Цветовая гармония, образуемаяс его применением, достаточно интересна.Он образуется путем смешивания световых лучей красного и фиолетового оттенков. Подбирая тот или иной тон к уже имеющемуся, важно не забывать правила их сочетания, схематические модели.

Характеристики цвета. Основные

Каждый цвет имеет три основные характеристики. К ним относят насыщенность, степень светлоты и цветовой тон. Также немаловажно учитывать контрастность (цветовую и световую) и пространственный эффект того или иного колера. Подбор цветадля решения какой-либо задачи следует начинать с понимания данных свойств.

Цветовой тон определяется положением в спектральной структуре и определяет его название (зеленый, красный). Тон позволяет выявить различие между спектральным и ахроматичный цветом.

Насыщенность - характеристика, определяющая степень приближенности к идеальному спектральному цвету. Чем ближе, тем выше степень насыщенности цвета. Если же в цвет, к примеру, внести белила или краску черного оттенка, произойдет потеря насыщенности. То есть по сути насыщенность определяет степень удаленности цвета от серого такой же степени светлоты.

Степень светлоты - свойство цвета, определяющее его положение по шкале от белого до абсолютно черного. В повседневном обиходе данное свойство еще называют яркостью.

Цветовой контраст - понятие, которое нередко используется художниками, специалистами по колористике, дизайнерами. Оно базируется на свойствах контрастных цветов, степени их взаимодействия и сочетаемости. Контрастные оттенки усиливают насыщенность друг друга, оказывая при этом большое влияние друг на друга.

Есть еще ряд терминов, используемых для характеристики цвета. Это понятия интенсивности, звучности, степени зеркальности. Все составляющие являются переменными, так как находятся в прямой зависимости от времени суток, типа освещения.

Правила сочетания

Необходимо придерживаться сочетаемости не более четырех оттенков (если не стоит прямая задача сочетать большее количество).

Ахроматичные цвета, а также серый, являются универсальными. Хорошо согласуются с яркими цветами.

Выбеленные оттенки, так называемые пастельные тона, как правило, хорошо сочетаются друг с другом за счет обобщающего элемента в основе (белый).

Эталоном гармонии считаются родственные (синий - фиолетовый) сочетания либо комплиментарные (красный - зеленый).

Хорошим решением может стать сочетание монохромных цветов (оттенки из одного сегмента).

Таким образом, ломая голову над выбором того или иного цветового союза, стоит обратить свое внимание на теоретическую основу колористики, уделить время цветовым моделям и характеристикам выбираемых цветов.

В любой отрасли крайне важна гармония, цветовая структура которой влияет на характеристики, необходимые для подбора правильных сочетаний. Об этом не следует забывать.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде "черный подходит ко всему", или "розовое с зеленым - ужасно" (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.
Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у
marriba at Учимся подбирать цвета - часть1. Цитирую :

Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба:)

(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)

Обещаю не углубляться в дебри колористики:) а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной "теорией времен года" о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку:)

(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности - это нам понадобится позже).

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.

Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Сложно подобрать пример:)
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Правила сочетания цветов

Вот это цветовой круг. Все правила строятся по цветовому кругу. В круге основных цветов три: красный, синий и желтый. Все остальные получены путем их смешения: смешали красный с желтым – получили оранжевый; желтый с синим – получили зеленый; синий с красным – фиоЛетовый. Дальше смешиваются красный с оранжевым – получили красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д.

В центре круга чистый, яркий спектральный цвет ничем не разбавленный. Например, для красного это цифра 4. Дальше к нему постепенно начинает добавляться белый, все больше и больше. Чем больше белого добавляется, тем больше он размывается, и через цветочные оттенки уходит до бледно-розового. Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. И красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Так построен цветовой круг. Все правила строятся по этому кругу. Они одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для Зимы – к Зимним и т. д.

Монохромная гармония

Моно – это один. Это гармония внутри одного лучика. Например, розовый с ягодным, или розовый с шоколадным, или голубой с синим. Главное здесь, перешагнуть через несколько оттенков, не брать оба оттенка светлых, оба ярких или оба темных – они сольются. Как, например, шоколад и горький шоколад. Но если вы возьмете шоколад и цвет лепестка розы или шоколад и ягодный оттенок (малиновый, например), они будут сочетаться.

В монохромной гармонии, если у нас один оттенок относится к явно темным, то другой, чтобы не сливалось, нужно брать или светлый или яркий. Если один оттенок взяли шоколад, то другой нужно взять либо красный, либо ягодный, либо розовый оттенок. Монохромная гармония внутри одного лучика строится на контрасте светлого с темным, светлого с ярким.

Противоположная гармония

Противоположная гармония – это лучики, которые расположены напротив друг друга. Например, красный с зеленым, фиоЛетовый с желтым, синий с оранжевым. Как этонепарадоксально, но они сочетаются. А при смешении эти цвета убирают друг друга. Если смешать красный с зеленым, то получится серый. Это правило используется в корректорах для макияжа. Синяки под глазами закрашивают корректором лососевого цвета, красные пятнышки – корректором зеленого цвета.

Когда цвета из противоположных лучиков находятся рядом, то они усиливают друг друга. Например, красный с зеленым становятся еще ярче друг на фоне друга, и поэтому, когда они берутся в ярком их выражении, то одного должно быть много, а другого чуть-чуть. По-моему, это было в сериале «Секс в большом городе»: зеленое платье и красные туфли, одного много, другого – чуть-чуть.

На картине Клода Моне «Маковое поле, Живерни»: зеленый – фон, красные маки – акцент; у И.И. Левитана «Золотая Осень»: Осень – фон, голубое небо – акцент.

В одежде это может быть: блузка и рисунок на блузке, платье и ремешок, платье и украшение, платье и туфли, платье и сумка, т.е. одного намного больше, чем другого.

Например, синее платье, оранжевая сумка или оранжевые туфли. Но, если вы возьмете красную блузку и зеленые брюки – это будет клоунада. Но эта пропорция может быть в смягченном варианте, например, если красное затемнять, получится шоколад. Шоколадные брюки и зеленая, изумрудная блузка – одного и другого по площади много, но это смягченный контраст.

Еще пример: если оранжевый высветлить, то получится нежный пудровый оттенок (если хотите узнать , тогда читайте отдельную статью на эту тему). Синее платье с пудровыми туфельками и сумкой – одного много, другого чуть-чуть. Но можно взять и много пудрового, например, синее платье, пудровый пиджак – и одного и другого много, потому что это неконтрастное сочетание, а более смягченное, за счет того что один оттенок взят в выбеленном варианте.

Родственная гармония

Родственная гармония – это лучики рядом друг с другом, например, розовый с сиреневым, или синий с сиреневым, темно-синий и цвет фисташкового мороженого.

Здесь тоже важно двигаться по шкале, например, не брать 2 светлых – они сольются (нежно-розовый и нежно-сиреневый, например). Но, если вы возьмете нежно-сиреневый и ягодный или нежно-сиреневый и шоколадный – они не будут сливаться.

Правило треугольника

Цвета берутся через три лучика (красный-синий-желтый). Если брать более теплые оттенки, то сместите лучики на одну гамму. Но брать нужно не сразу три цвета, а только два из них. Например, синие платье и желтая сумка, или синий с красным. Но, не берем ярко синий или ярко красный, иначе, если еще и белый добавить, получится флаг Российской Федерации – очень патриотично, но это не самое лучшее сочетание. Поэтому, если мы синий взяли темный, то к нему берем цвет лепестка розы – более нежный; если мы взяли голубой, то к нему мы можем взять шоколад (к голубому платью, шоколадные босоножки).

Двигаемся всегда по шкале, и стараемся не брать два ярких, два светлых, дватемных оттенка.

Еще примеры правила треугольника: охра и фиолет (если у вас фиоЛетовое платье – оно яркое, а охра она более спокойная). К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно-фиоЛетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58).

Номер 28 по шкале – оранжевый, можно к нему взять номера 76, 75 (синие). Если у вас темно-синее (номер по шкале 75) платье а-ля сафари, с кнопочками, – к нему подойдет оранжевая сумка. А если это элегантное платье-футляр, то к нему сумку нужно взять высветленную до пудрового – это уже противоположная гармония.

Правило: через два цвета на третий

Отсчитывать можно от любого. Например, красный: раз – фиоЛетовый, два – сине-фиоЛетовый, третий – синий.

По этому правилу построен логотип «Мегафон» – сочетание интеллектуального синего-фиоЛетового, и зеленого, как цвет урожая, прибыли, денег и т. д. И слоган у них – «Будущее зависит от тебя» – для молодых успешных, целеустремленных людей. Т.е. цвет это большой источник для манипуляции, в том числе и в рекламе.

Вот, например, синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Меня часто спрашивают, стоит ли покупать цветовые карты? Отвечаю: нет, не стоит. Там представлено 40 ваших лучших оттенков. А, на самом деле, их миллион. Какой шанс что вы попадете в эти 40? И вы будете ходить и прикладывать: оно – не оно, чуть-чуть отличается – не оно, а на самом деле это ваш оттенок. Вам нужно просто научиться выбирать. Если вы Весна, то весенние оттенки; если Лето, то летние оттенки и т. д. Понимание законов цветотипа расширит ваши возможности. У меня есть такая карта я ее делала когда училась. Честно могу сказать, что ни разу не использовала. Я делаю примеры цветосочетаний для своих клиентов – вот это, на мой взгляд, более эффективно и не ограничивает человека 40 оттенками.

Знание этих правил дает вариативность. У меня синее платье, я могу для него что-то взять по монохрому (голубое: украшение, кардиган, сумку), или могу что-то противоположное (если платье спортивное, то я могу взять из оранжевой гаммы).

Например, если на джинсах оранжевая отстрочка, можно взять оранжевую обувь или охру с оранжевинкой. Это называется цветовая деталировка , когда один из цветов повторяется еще где-то. Один из цветов в рисунке повторяется в обуви, например, и т. д.

Если платье спортивное, могу прямо в оранжевой гамме взять, если платье более элегантное, могу в пудровый взять, а могу не по противоположной, а по родственной, в сиреневую гамму или в другую сторону пойти в цвет фисташкового мороженого; или по правилу треугольника желтую сумку или в красную сторону пойти.

По идее, должно быть не больше трех цветов, не считая ахромов.

Ахромы – это белый, серый, черный. У всех цветов есть оттенки. У ахромов нет оттенка, у них есть только уровень светлоты и темноты, поэтому их можно добавлять в любые сочетания.

Когда можно брать больше трех цветов? Когда у вас платье летнее с рисунком, и в рисунке изначально предусмотрено больше трех цветов. Платье с рисунком можно использовать для вдохновения. Вы вылепляете кусочек из рисунка и сочетаете его. Шоколадное платье, изумрудные туфли… Шоколад идет в большом количестве тем, у кого шоколадные волосы, карие глаза. Если это голубоглазая блондинка, то не надо шоколад брать в крупной вещи, в платье. Берите его в деталях – обуви, в сумке, в ремне.

Если вы, берете что-то к чему-то, то это что–то, вы берете с собой. Вы помните один оттенок – он немножко другой, вы помните одну посадку, она – другая. В итоге, вы получаете вещи, которые между собой не сочетаются. Поэтому, всегда на шоппинге, я советую брать какими-то комплектами. Не всегда в одном магазине, лучше в разных, но что бы это был комплект, не поштучно – одно я взяла, что-нибудь к нему я потом подберу.

Поделиться: