Теоретические основы развития интереса к чтению у младших школьников. Формирование интереса к чтению у школьников

Методическая разработка

по теме:

Развитие интереса к чтению

у младших школьников.

Всё в мире начинается с любви …

Любви к людям,природе,красоте…книге…

И.И.Тихомирова

Проблема. Снижение интереса к чтению у младших школьников.

Цель. Обобщить практический материал по развитию интереса к чтению на уроках.

Задачи. 1. Почему у детей сейчас нет интереса к чтению?

2. Отобрать наиболее эффективные приемы активизации интереса к чтению на уроках.

3. Варианты организации чтения.

4. Система заданий для развития интереса к чтению.

5. Изучить современную научно-методическую литературу о привитии любви к чтению.

Введение

« Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, учителями средней школы. зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе пытается заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они ми сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Основная часть.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. (М.И. Оморокова « Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Сказочные герои (Чебурашка, Карлосон, Красная Шапочка, и многие другие) «приносят» в своих карманчиках, корзиночках, письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листки из корзинки Красной Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова. Потом Красная Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из этих слов получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки (7-8 предложений). Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращая до необходимого минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из корзинки Красной Шапочки и прочесть желают очень многие. Чтобы не привлечь к работе одних и тех же, оставляя без чтения пассивных детей, мы договорились, что эти сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать. а чтобы все внимательно слушали, придумала игру «Эхо» 1 читает, а весь класс хором повторяет, как эхо.

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляю коротенькие рассказы о том, как дети спали на морозе птичку, как в лесу мальчики нашли ёжика, как собака вытащила из воды тонущего хозяина и другие.

Часто читаем коротенькие рассказы, новеллы, притчи из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». (М.: Педагогика, 2005г.)

На основе некоторых из них составляю тексты для чтения детьми. Эти небольшие по объёму произведения содержат богатый материал для бесед с детьми на темы нравственности: о любви к прекрасному, о заботе о слабых, о почитании старших. Например:

Зоя и бабочка

Маленькая Зоя гуляла в саду. Там росла акация. На веках торчали острые колючки. А над ними летала красивая бабочка. Стала Зоя колючки ломать.

Зачем ты это делаешь? – Спросила мама.

Чтобы бабочка не укололась, - тихо ответила Зоя.

В другой раз новый текст для чтения «приносят» подружки – матрешки. Но прежде чем прочесть то, что они предлагают, надо расположить их по росту и сказка получится.

Рисунки 6-и матрёшек, а на них такие буквы:

1 матрёшка- «с»

2 матрёшка – «к»

3 матрёшка- «а»

4 матрёшка – «3»

5 матрёшка – «к»

6 матрёшка – «а»

Матрёшек по росту расположили и получилось слово «сказка».

Всем известно, что рыбки немые, говорить не умеют. Но у нас на уроке они могут стать «говорящими». Если карточки расположить в той последовательности, в которой возникал рисунок рыбки, прочесть предложения на обратной стороне, то мы знаем новый рассказ.

Нарисуем части рыбки последовательно. На каждой части рисунка рыбы буквы. Получается слово «рассказ»

А на следующий день Буратино или Незнайка «зададут» детям вопросы по содержанию прочитанного накануне рассказа. А может быть, это будет вопросы непосредственно к читающему: «Как тебя зовут?», «Ты любишь читать?», «Какой сегодня день недели?», «Когда твой день рождения?» и т.д.

Кроме такого индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку принесла Красная Шапочка или кто-то другой.

Очень нравится детям чтение, которому дали название «Кто играет в прятки». На доске, а чаще всего на плакате (можно использовать неоднократно в любом классе). Я пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ

ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК

АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ

МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН

ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ

УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ

ЯЯГУШКАСЛУ

Заметив интерес к такому чтению (кто быстрее найдёт спрятавшееся слово), мы с детьми составили карточки для индивидуальной работы под такими названиями: «Животные играют в прятки», (в 4 вариантах), «Где прячутся грибы?», «Деревья спрятались», «Найди кустарники», «Ниже всех в лесу и в поле – травы», и размножила их по количеству детей. Вариантов работы с такими карточками можно придумать много. Часто дети брали карточки домой. Тематика этих карточек расширяет знания детей о животном и растительном мире, учит различать виды растений.

Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. А учитель может неоднократно применять эти карточки: на уроках природоведения (виды животных и растений) русского языка, ведь в названиях животных, растений, растений, грибов кроется столько орфограмм.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.

На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Дай мне рыбки.

Налови сам да ешь.

Да я не умею.

Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»). Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную краску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» - определения для интонации голоса: спокойная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т.д.

Ещё чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения.

На этих кольцах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.

Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе. Использую его и я.

Сначала следовала рекомендациям, описанным В.М.Зайцевым в его брошюре «Резервы обучения чтению» (М.: Просвещение, 2007г.). А теперь решила попробовать по-другому: на эти три минуты дать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа строится (в данном случае – чтение) и интерес появляется.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Я в течение четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.

Инсценирование Выборочное чтение

текста или (с определённым

отрывка. заданием).

Виды

работ над текстом

по формированию

интереса к чтению.

Чтение «Жужжащее»

в «лицах». чтение.

Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. Как показывают результаты исследования, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин:

    Заключается в угасании интереса к литературе в обществе.

    Связана с недостаточным уровнем психолого - педагогической компетентности родителей, которые не всегда чётко знают возрастные особенности и возможности своего ребёнка.

    Наиболее существенным недостатком является то, что при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы.

Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.

Вот некоторые из них:

    Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг».

    Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.

    Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. (Нет времени!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это « авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут взрослые – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

На предметных неделях по литературному чтению стараемся организовать конкурсы на лучшего читателя, самый читающий класс.

Список использованной литературы.

    Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». Журнал «Начальная школа». 2006г., № 1

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия – 2001 г.

    И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека. 2005г. Ноябрь – декабрь.

    В.А. Стахеева. «Приближение к душе: программа чтения для детей». Журнал «Школьная библиотека». 2006г. Май.

    Е.М. Торшилова. «Эстетическое воспитание в семье». Москва. Искусство. 1989.

    Журнал «Начальная школа». 2007г., № 6.

Способы и методы развития интереса к чтению

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные формы урока: сказки, путешествия, аукционы, инсценирования, викторины, игры.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Интерес к изучаемому произведению поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений и предполагают лишь возможные направления ответов. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры можно систематизировать следующим образом:

Игры и упражнения по развитию речи;

Литературные головоломки (кроссворды, чайнворды и т. д.);

Литературные викторины;

- «стилизованные» игры («Сто к одному», «Поле чудес», «Своя игра»)

Совместно с учреждениями культуры организуются разнообразные формы работы: библиотечные часы, экскурсии в музей, посещение выставок, конкурсы чтецов, инсценировки сказок.

Исходя из методических концепций В. В. Серикова, С. В. Беловой, И. С. Якиманской и других педагогов, были разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы:

  1. Метод активизации субъектного опыта. Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
  2. Метод интроспективного анализа - один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя - поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
  3. Метод личностно ориентированной театрализации направлен на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
  4. Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Помимо прочего, одним из методов приобщения детей к чтению является использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе. Сейчас во всех школах имеются интерактивные доски, на которые можно устанавливать различные программы, в частности Mimio Studio, в которой можно разрабатывать всевозможные игры, делать презентации, что значительно обогащает процесс преподавания литературы и повышает уровень интереса к произведению.

Итак, можно сделать следующий вывод: существует широкий спектр методов и приемов, которые могут быть использованы учителем на уроках чтения с учетом технической оснащенности, а также индивидуальных возможностей педагога и потребностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

В последнее время все меньше людей увлекается чтением, особенно это касается детей. Большинство отдает предпочтение компьютерам, интернету и телевизору. Поэтому очень важно с детства пробудить интерес к чтению.

Последние исследования показывают, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать. При этом они лучше ориентируются в клавиатуре, нежели в оглавлениях книг. К сожалению, это влечет за собой серьезные последствия. Ребенок не получает достаточного развития. Все начинается с того, что произведения из школьной программы осваиваются в сокращенных вариантах. Ребенок с самого детства будет стараться сокращать потоки информации, поступающей из внешнего мира. Однако большее количество такой информации является полезным.

Чтение помогает развивать мышление, творческие навыки и различные умения. Книга формирует развитие речи у ребенка, пополняет его словарный запас и помогает правильно формировать и выражать свои мысли. Ребенок благодаря книге учится лучше слушать своего собеседника и анализировать полученную информацию. Кроме того, книга помогает сформировать правильные нравственные ценности.

Чтение очень важно для формирования личности, для культурного и психологического развития и так далее. Вот почему очень пробудить интерес к чтению у ребенка еще в дошкольном возрасте. Многие родители считают, что педагоги должны заниматься обучением их малыша, в том числе и прививать им любовь к чтению. Однако это не так. Формирование таких привычек должно исходить из семьи. В данном случае задача педагогов состоит лишь в том, чтобы ознакомить родителей с тем, как приучить малыша к чтению.

Родители часто интересуются вопросом: «Как пробудить интерес к чтению у своего ребенка? ». На этот вопрос нет однозначного ответа. Все индивидуально. Есть множество психологических приемов, которые помогают в решение данного вопроса, однако из всех них нужно выбрать именно тот, который подойдет для малыша индивидуально.

Каждый родитель должен понимать, что ребенок никогда не станет интересовать тем, что для него скучно или неинтересно. Поэтому, нужно выбирать такую литературу, которая бы вызывала любопытство у малыша, желание ее изучить. Иногда, для того, чтобы понять, что интересно ребенку, приходится перечитать ему немало книг с различной тематикой. Во время чтения той или иной литературы, необходимо наблюдать за реакцией своего малыша – как он эмоционально реагирует на сюжет книги, насколько внимательно он слушает и тому подобное.

Чем раньше начать приучать ребенка к чтению, тем скорее будут видны первые результаты. Каждый ребенок в детстве старается подражать своим родителям. Поэтому, если сами родители будут показывать свой интерес к чтению литературы, ребенок постарается сделать то же самое. Развитие интереса к чтению у ребенка требует сил и времени. Также необходимо разработать систему действий, которую осуществлять нужно поэтапно. Ниже будет описана эта схема.

С раннего детства детям нужно читать вслух сказки. Не стоит лениться это делать, и ставить малышу аудиозаписи со сказками. Когда ребенок подрастет, необходимо водить его в библиотеку и учить пользоваться библиотечными фондами. Кроме того, очень важно показать то, насколько ценится книга самими родителями. Для этого нужно покупать книги детям. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать, насколько чтение может быть увлекательным. Необходимо постараться доказать, что в книге есть множество идей, которые можно использовать в реальной жизни. Можно купить книгу, в которой описано, как своими руками сделать что-то интересное. Затем нужно прочесть это ребенку и предложить повторить прочтенное в реальной жизни.

Очень важно, чтобы читаемая литература была интересна ребенку. Поэтому нужно дать малышу право выбора. Пускай он сам выбирает то, что хочет читать. Кроме того, нужно показать ребенку, что его выбор поощряется. Для этого можно попросить его почитать вслух для кого-нибудь из членов семьи. Если ребенок захочет подольше почитать, не стоит ему отказывать в этом, даже если он из-за этого ляжет спать немного позже.

В доме должна быть детская библиотека. Она не должна быть очень большой, но в ней должны быть книги, из которых ребенок сможет выбрать те, которые будут ему интересны. Библиотеку нужно пополнять той литературой, которая нравится ребенку, которая соответствует его хобби.

По мотивам книг снято много мультфильмов. Этим можно воспользоваться, чтобы пробудить интерес к чтению у ребенка. Для начала малышу нужно предложить посмотреть мультфильм. Если он ему понравится, то нужно после его просмотра прочитать книгу, по мотивам которой был снят мультик. Поначалу лучше начинать с маленьких книжек, которые можно было бы прочитать за пару часов.

Можно устраивать домашние театры. Для этого каждый родитель, а также ребенок, должны выучить выбранные роли и сделать небольшую постановку. Для таких постановок нужно использовать различные реквизиты и костюмы, чтобы пробудить еще больший интерес у малыша.

Из вышесказанного можно сделать простой вывод. Чтобы привить у малыша любовь к чтению, необходимо дома создать такую атмосферу, в которой бы ребенок получал удовольствие от «общения» с книгой. Любое чтение должно вызывать у него только положительные эмоции.

Если же в дошкольном возрасте ребенку не удалось привить интерес к чтению, то это можно сделать в младшем школьном возрасте. В данном случае очень важную роль играет учитель, который преподает уроки литературы. Однако и родители могут поспособствовать развитию формирования интереса к книге.

Очень важно, чтобы ребенок прочувствовал то, что читает. Это вызовет у него эмоции и интерес. Он должен на время чтения стать участником происходящего в книге, открыть личный смысл в читаемом. Но чтобы школьник прочел ту или иную книгу, для начала учитель должен заинтересовать его.

Доказано, что детям младшего школьного возраста нравятся те произведения, которые могут их удивить. Способность удивляться рождает интерес к жажде познания. Если учитель будет полностью игнорировать литературные предпочтения учащихся, он этим надолго отобьет желание готовиться к урокам.

Иногда ребенок не желает брать в руки книгу лишь потому, что он полностью не освоил навыки чтения. Чтение – это долгий и мучительный процесс, который отнимает много времени и сил. Поэтому, очень важно научить ребенка быстро читать. Но при этом он должен научиться и быстро осмысливать то, что прочел. Тогда у ребенка появится радость и удовольствие при чтении. Чтобы научить ребенка быстро и осмысленно читать, потребуется приложить немало сил. Причем это придется сделать не только учителю, но и родителям.

Чем больше усилий родители приложат к тому, чтобы привить любовь к чтению у своего малыша, тем успешнее будут результаты. Интерес к книге позволит ребенку не только с пользой проводить время, но и черпать полезные знания.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Поделиться: