Новорожденный ребенок что с ним делать. Как обращаться с новорожденным

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Первый месяц жизни младенца — период адаптации как для него, так и для родителей крохи. Как ухаживать за ребенком первого месяца жизни, что необходимо знать молодым родителям о температурном режиме, кормлении, одежде и игрушках младенца — эта и другая информация изложена в статье.

Долгие месяцы беременности и мучительные роды остались позади, а взамен этому наступает полная открытий и переживаний жизнь, ведь теперь в Вашем доме поселился маленький человечек, под ритмы и режим которого подстраивается вся семья.

Первый месяц жизни ребенка — это время, когда ребенок впервые соприкасается с неизвестной ему и чужой средой, поэтому мама должна обеспечить крохе абсолютный комфорт, проявить нежнейшую заботу и ответственность, а приспособившись, ребенок отблагодарит Вас бурным развитием и желанием познать мир, который Вы ему подарили.

Поведение ребенка первого месяца жизни

Новорожденный в первый месяц большую часть времени проводит во сне. Это физиологическое состояние, которое необходимо малышу для перестройки органов и систем, адаптации их к новым внутреутробным условиям жизни. Также во время сна происходит важный для малыша процесс роста и набора веса. Пусть маму не беспокоит то, что ребенок не различает день и ночь — скоро кроха будет больше бодрствовать днем, а спать ночью.


Все свои потребности малыш выражает через плач. Если он голоден, хочет спать или ему холодно в комнате будет раздаваться громкий крик, по которому мама в будущем научится различать потребность ребенка. Как правило, малыш просыпается для того, чтобы покушать, а вдоволь насытившись, усыпает прямо на груди мамы.


Совсем незначительное время новорожденный проводит в бодрствовании. В эти редкие моменты малыш может лежать в своей кроватке, активно двигая ручками и ножками. Движения крохи не скоординированы все мышцы напряжены — это физиологический тонус, который пройдет к 3 месяцам.


Малыш первого месяца жизни часто мочится — это естественный процесс, говорящий о том, что ребенок получает достаточное количество грудного молока или искусственной смеси. Нормальными считаются 20-25 мочеиспусканий в сутки и частота стула 6-7 раз, при этом его консистенция не должна быть твердой или водянистой.

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц

Вес ребенка в первый месяц жизни

Новорожденный, который вскармливается на груди в первый месяц в среднем набирает 600 г и подрастает на 3 см. Этот показатель может существенно отличаться, если ребенок находится на искусственном вскармливании, а также если молоко матери имеет высокую жирность. В любом случае вес, набранный ребенком, который кушает молоко матери, свыше этой цифры считается нормальным, ведь природой обусловлен такой состав и количество грудного молока, которое необходимо конкретному ребенку.


Если же малыш набрал значительно меньше чем 600 г, то это может быть поводом для серьезного волнения, ведь ребенок может недоедать и об этом следует поговорить с участковым педиатром. Также маленький набор веса может быть обусловлен небольшими размерами ребенка при рождении или наследственными факторами (например, если родители крохи небольшого роста и комплекции).

Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни

Природой создано специальные механизмы для того, чтобы ребенок смог адаптироваться к неизвестной ему среде, которая кардинально отличается от уютного маминого живота. Для этого существуют рефлексы, которые помогают на определенном этапе жизни и после этого угасают. У малышей первого месяца существования выделяют такие основные рефлексы:

  • Сосательный — важный рефлекс, который проявляется в сосательных движениях губ при прикосновении к ним. Благодаря этому малыш, который еще не знает как ему «добывать» пищу из маминой груди, обеспечивается едой


  • Поисковый — если прикоснуться к щеке малыша, то он повернется в сторону раздражителя. Рефлекс является неотъемлемой частью инстинкта поиска пищи


  • Хватательный — рефлекс, обеспечивающий захват всего, что прикасается к ладошке или пальчикам ребенка. По мнению ученых, он остался от наших далеких предков, когда малыш хватался за шерсть матери чтобы не упасть


  • Ходьбы — если ребенка поддерживать в вертикальном положении и под его ногами окажется твердая поверхность, то он будет осуществлять шаговые движения


  • Плавательный — когда ребенок оказывается на животе, то он начинает имитировать плавательный процесс, совершая различные движения рук и ног


  • Рефлекс Мора — если рядом с ребенком раздается громкий пугающий его звук, то кроха начинает сводить и разводить ножки и ручки


  • Рефлекс Бауэра — в положении лежа на животе ребенок будет совершать ползающие движения, если к его стопам приложить ладонь, создав опору для отталкивания


  • Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешней линии стопы, то ребенок разожмет пальчики


Что необходимо ребенку в первый месяц жизни?

Новорожденному в первый месяц после рождения необходимы комфортные условия пребывание, а также присутствие рядом мамы, которая для него является источником питания и безопасности. В это время важно, чтобы ребенок ощущал и видел маму, так как он не отделяет себя от нее.


В соответствии с последними исследованиями ВОЗ кормление новорожденного ребенка должно осуществляться по требованию, а не по часам как было раньше. Ведь кормление — это для ребенка время непосредственного контакта с мамой, который крохе жизненно необходим. В процессе сосания груди ребенок не только получает питательное молоко, но и успокаивается, усыпает, а особые вещества в его составе способны обезболивать.


Важно после каждого кормления держать ребенка «столбиком», чтобы малыш мог срыгнуть воздух, попавший в желудок во время сосания молока.


Малышу необходимы полноценные гигиенические условия, которые предотвратят проникновение различных инфекций и бактерий в неокрепший детский организм. Для этого мама должна регулярно следить не испражнился ли ребенок и сухие ли у него пеленки, не переполнился ли подгузник. Важно также осуществлять гигиенические процедуры:

  • купание
  • обработка пупочной раны
  • применение средств от опрелостей и дерматитов
  • чистка ушек и носика
  • подрезание ногтей на руках и ногах


Незыблемой потребностью малыша являются прогулки на свежем воздухе. В это время можно проветрить комнату ребенка и провести влажную уборку. Также следует производить нежный массаж пальчиков, ручек и ножек, который заключается в поглаживаниях. После заживления пупочной раны можно выкладывать новорожденного на живот.

Видео: Ваш новорожденный. Комаровский

Как одевать ребенка в первый месяц жизни?

Какой должна быть одежда новорожденного определяют в зависимости от времени года. Важно чтобы ребенку было комфортно, не холодно и не жарко, движения не сковывались, а тело не сдавливалось. Вопрос о том кутать ли ребенка в пеленку решается родителями, но в последние годы все больше специалистов выступают за то, что тугое пеленание негативно сказывается на развитии ребенка и может вызвать дисплазию тазобедренных суставов.


Кожа ребенка в первый месяц жизни

Холодно ребенку или жарко можно определить по внешнему виду: кожа ребенка в первый месяц жизни розовая, а в случае охлаждения светлеет. Также если у малыша холодный носик и конечности, то следует одеть его теплее. Неизменным атрибутом одежды должны быть царапки, одев которые ребенка можно уберечь от царапин, нанесенных нескоординированными движениями.


Если в гардеробе ребенка присутствуют подгузники, то это значительно облегчит работу мамы и избавит от каждодневных стирок. Если же родители решат, что надевать подгузник не стоит, то вместо него могут быть использованы трусики, резинки которых не давят малышу. В любом случае необходимо тщательно смотреть за тем, что бы ребенок всегда находился в сухой и комфортной для него одежде.


Следует уделить особое внимание тому из каких материалов изготовлена одежда младенца. Это должны быть натуральные ткани, не окрашенные синтетическими красителями. Важно также производить стирку детских вещей специальным детским порошком, чтобы предотвратить возникновение контактного дерматита и более плачевных аллергических реакций.

Как развивать ребенка первого месяца жизни? Занятия с ребенком в первый месяц жизни

Развитие новорожденного заключается в посильной помощи в адаптации и косвенном познании окружающего мира. Мама в этом периоде должна как можно больше разговаривать с малышом, ведь ее голос для него родной и знакомый, способный оказывать успокаивающее действие. Крохе нужно петь песни, рассказывать сказки, последовательно называть все действия, которые Вы осуществляете. Хоть ребенок и не понимает смысла слов матери, но это окажет большое значение в дальнейшем развитии и позволит ребенка чувствовать себя в безопасности.


Что же касается физического развития, то важным занятием с ребенком в первый месяц жизни считается выкладывание ребенка на живот: рекомендовано начинать с минуты и постепенно увеличивать время. Лучше делать это перед едой и после сна, когда ребенок наиболее бодрый. Большое значение имеет и массаж: нежно поглаживать пальчики, ручки, ножки и спинку.

Игрушки на первый месяц жизни ребенка

Вопреки упрямому мнению большинства родителей, что ребенку первого месяца жизни необходимо большое количество ярких игрушек и мобилей над манежем. Но это далеко не так. Ребенок, который только родился на свет абсолютно равнодушен к игрушкам: для него важно чтобы было тепло, сухо, рядом была заботливая и любящая мама и вовремя производились кормления.


Единственной игрушкой может быть негромкая погремушка, которую можно использовать ближе к концу первого месяца жизни для того чтобы развивать слух ребенка и его реакцию.

Недоношенный ребенок в первый месяц жизни

Первый месяц жизни недоношенного ребенка невероятно сложный период для крохи и его родителей. Детки, рожденные раньше срока, имеют свои особенности. которые и предопределяют уход за ними:

  • незрелость внутренних органов и систем
  • отсутствие подкожного жира и механизмов теплорегуляции
  • малые размеры и непропорциональность тела
  • слабость костных тканей и податливость костей черепа
  • отсутствие рефлексов


Первые дни, недели, а может и месяц кроха проводит в специализированном инкубаторе. Медицинский персонал обеспечивает оптимальную температуру и влажность воздуха, а питание, как правило, производится через пипетку или бутылочку сцеженным молоком матери или смесью.


По сути, первый месяц жизни недоношенного крохи — это борьба за выживание. Очень важно родителям малыша набраться сил и терпения, для того чтобы окружить ребенка трепетной заботой и тщательным уходом. Когда же критический период удастся преодолеть, то недоношенного новорожденного выпишут домой, а родители получат детальную инструкцию как ухаживать за ним.

Видео: Недоношенный ребенок и температура в доме

Вынашивая младенца, будущие мамочки беспокоятся о предстоящих родах, с удовольствием читают статьи о беременности, подбирают родильный дом, а многие и врача-акушера. Но вскоре эти проблемы остаются позади, и долгожданный малыш оказывается у них на руках. Вот тут-то и появляется тревога. А как же правильно ухаживать за ребенком? Какие процедуры входят в обязательный ежедневный уход? О чем важно не забыть в первые месяцы жизни крохи? Хорошо, если на помощь приходит кто-то опытный в вопросах воспитания детей. Ну, а если обратиться не к кому, а искать нужную информацию в книгах просто нет времени? Для таких родителей мы и попробуем систематизировать необходимую информацию данного вопроса.

Гигиена новорожденного

По прибытии домой из родильного дома, очень важнопровести гигиенические процедуры – умыть ребенка, прочистить его нос и уши, промыть глаза . Вечером, незадолго до ночного сна, следует искупать младенца с мылом. Здесь нужно заметить, что если в день выписки была поставлена прививка, то купание следует отложить до следующего вечера. Каждое утро ребенка должно начинаться со смены подгузника, умывания, очистки носовых и ушных ходов.

Меняя подгузник, важно смазать кожу малыша детским кремом, маслом или специальным кремом под подгузник. Промазывать нужно каждую складочку, обильно обработать кремом попку малыша. Надевая одноразовый подгузник, самое главное, не застегивать его туго, чтобы не повредить нежную кожицу. Частота смены подгузника в первые месяцы приблизительно равна трем-четырем часам и обязательна после каждой дефекации. Для чувствительной кожи крохи очень важно хотя бы пару часов в день находится без «памперса». Главное, не забыть подложить под пеленку непромокаемую ткань, лучше всего медицинскую клеенку. Такая клеенка не шуршит, и может использоваться также для детской кроватки и пеленального столика.

Умывать ребенка необходимо теплой кипяченой водой с помощью ватного диска или просто пальцами. В случае кожных высыпаний можно умывать ребенка настоем череды. Промыть необходимо и глаза ребенка. Каждый глаз промывается отдельным ватным диском от внешнего уголка к внутреннему. Если наблюдаются выделения из слезных протоков после сна, полезно промывать глазки настоем чайной заварки.

Очистка носовых ходов ребенка должна осуществляться ватными палочками или жгутиками, скатанными из стерильной ваты. Палочку нужно обмакнуть в вазелиновое масло, вращательными движениями аккуратно прочистить каждую ноздрю. Вводить палочку можно не более чем на один сантиметр, чтоб не повредить слизистую область. Извлекать также вращательными движениями. Ушные раковины прочищаются с помощью ватных палочек, смоченных в вазелиновом масле. Но внутрь слухового канала проникать нельзя во избежание травмы. Для каждого ушка и каждой ноздри должна использоваться отдельная ватная палочка.

Купание новорожденного

Каждый день малыша обязательно должен завершаться купанием . Подберите для этой цели удобную детскую ванночку и хорошо чистите ее перед каждым купанием. Пока не заживет пупочная ранка, в воду нужно добавлять раствор марганца.Разведите марганец в отдельной бутылочке, раствор должен быть ярко-розовым. В ванночку добавляйте совсем немного, необходимое количество приблизительно равно объему крышечки от обычной пластиковой бутылки. Как правило, ранка заживает не более 20 дней. Два раза в неделю необходимо купание с мылом или другим детским средством для ванны. Если на коже ребенка обнаружены высыпания, можно добавлять в воду настой череды. Промывать необходимо каждый участок тела ребенка, тщательно мыть каждую складочку. Особое внимание следует уделить половым органам, их нужно мыть спереди назад, во избежание попадания инфекции из анального отверстия. Купая малыша, поддерживайте его головку. Следите, чтобы вода не попадала в слуховые проходы. Если же этого избежать не удалось, просто подержите ребенку над водой бочком, чтобы вода вытекла из ушка. Новорожденного обычно купают в течение пяти минут, к месяцу время водных процедур увеличивается до 15-20 минут. Температура воды должна быть не менее 36,7 - 37 градусов Цельсия. Для ее измерения нужно купить специальныйтермометр для ванночки .

Во время купания не обязательно каждый день использовать мыло, оно может сушить кожу малыша.

Используйте мыло 2-3 раза в неделю. Тельце малыша можно мыть детской мягкой мочалкой или кусочком мягкой ткани. Не стоит сильно тереть кожу малыша, чтобы не повредить ее. Во время купания, чтобы малышу эта процедура доставляла удовольствие, можно опустить в ванночку игрушки – лягушек, уточек. Когда ребенок будет сидеть, предложите ему немного поиграть в ванне. Если ребенок капризничает, не стоит держать его в воде насильно, его следует быстро вымыть и достать из воды.

Если вы собираетесь приучать ребенка к плаванию с рождения, то вам с самых ранних сроков следует приучать его купаться в большой ванне.

Кормление новорожденного

Кормить ребенка можно «по часам» или «по требованию». Первый способ подразумевает собой кормление через каждые 3,5 часа и ночной сон, продолжительностью 6 часов. Второй способ – это гибкий график. Ребенка в этом случае кормят тогда, когда он сам этого потребует, в том числе и ночью. Современные педиатры пришли к выводу что кормление «по требованию» благоприятно сказывается на психике ребенка и установлении контакта с матерью. Да, и какая мать выдержит, если ее младенец мучается от голода, а до кормления еще час! Первое время, пока соски не адаптировались к вскармливанию, держать ребенка у груди нужно не более 15 минут во избежание трещин. Кормить нужно, чередуя правую и левую грудь. Пока ребенок получает молоко из одной груди, вторая накапливает пищу для следующего кормления. После кормления, не лишним будет подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы отошел воздух, который он мог заглотать во время сосания. В жаркое время, необходимо обязательно поить ребенка кипяченой водой, сначала с ложечки, а чуть позже из бутылочки. Можно поить и зимой, многие мамы делают это независимо от времени года.
Первое время ребенка обычно пеленают. Кто-то делает это до двух месяцев, кто-то первую неделю, а кто-то не пеленает вообще. Оптимальным вариантом считается пеленать одну-две недели, а потом еще неделю только на время ночного сна. А пока ручки ребенка тянутся к личику необходимо одевать его в распашонки с «варежками - антицарапками», чтобы он не смог повредить нежную кожицу своего лица и глаза. После того, как вы перестанете использовать такие распашонки, нужно будет тщательно следить за ногтями малыша. Их нужно постригать специальными ножницами с закругленными кончиками.

Стирка вещей новорожденного

Пеленки и одежду ребенка необходимо стирать только с применением специальных детских моющих средств. Первое время, до заживления пупочной ранки, одежду и пеленки нужно проглаживать утюгом с обеих сторон.

Напоследок, хотелось бы заметить, чтоприкасаться к ребенку всегда нужно чистыми руками , об этом не стесняйтесь говорить и вашим гостям. Соски, бутылочки, погремушки и другие вещи ребенка после покупки дезинфицируйте. Бутылочку и соски перед каждым применением промывайте кипятком. Пустышку чаще мойте кипяченой водой. Избегайте громких и резких звуков в присутствие малыша, разговаривайте с ним, держите на ручках, гладьте по волосам. Пусть ваш малыш растет крепким, здоровым и жизнерадостным!

Ребенок, мальчик или девочка, – это радость в доме. Но первые дни, следующие за выпиской из родильного дома, превращаются для молодых мамочек если не в кошмар, то в очень сложный период жизни, так как трудно сразу правильно взяться за вопящий маленький комочек жизни.

У любой женщины есть инстинкт и интуиция, которые помогут ей совладать с собой и взяться за дело. Есть и опытные родственницы, готовые помочь заниматься мальчиком или девчушкой. Если же нет, описанные ниже основные моменты пояснят, что нужно знать матери о ребенке первых дней жизни. Можно также посмотреть видео по самым важным аспектам ухода за малышом.

Появление новорожденного в доме - серьезная ответственность, большая часть которой приходится на молодую маму. Ей жизненно необходимая достоверная и полная информация об уходе за малышом

С чего начинается уход за новорожденным?

С гигиены малыша, его кормления и режима отдыха. Гигиена – немаловажный фактор обеспечивающий здоровье растущего организма, особенно важен он в первые дни его жизни. Как правильно купать новорожденного (подробнее в статье: )? С какого возраста ребенка разрешены банные процедуры?

Купать начинают малыша ориентировочно на 5 сутки после рождения. Это связано с тем, что у большого числа детей к этому сроку мумифицируется и отпадает пупочная культя (остаток пуповины, пережатый специальной прищепкой-зажимом). Срок отпадания культи составляет от 3 до 10 дней. В норме, если пуповина толста и широкая, культя может держаться до 2-х недель. Что же, ребенка не купать все это время? Врачи рекомендуют влажные обтирания.

Когда пупочный остаток отделится и вплоть до заживления пупочной ранки, ребенка рекомендуют купать в кипяченой воде. Есть и другое мнение: ряд специалистов считает, что достаточно добавить в воду из-под крана слабоконцентрированный раствор марганца и тщательно обрабатывать пупочную ранку после процедуры.

Отвары и экстракты трав до заживления пупочной ранки не добавляют. В дальнейшем купать младенца в отварах трав можно по согласованию с педиатром (рекомендуем прочитать: ).

Что потребуется для купания?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Уход за младенцем - дело хлопотное, но приятное. Для ребенка лучше приобрести персональную специальную детскую ванночку (рекомендуем прочитать: ). Это и гигиеничнее, и нет риска испугать малыша погружением в большую ванну.


Если родители информационно подготовлены, то купание младенца может стать настоящим удовольствием для всей семьи. Лучшим резервуаром станет специальная детская ванночка

Что еще следует приобрести:

  • термометр;
  • полотенце (мягкое);
  • марганец;
  • ватные палочки;
  • перекись водорода;
  • раствор бриллиантового зеленого (зеленки).

Температура воды должна быть в пределах 36,6-37 С. Для ее определения и служит термометр (рекомендуем прочитать: ). Если по какой-то причине мама не успела приобрести термометр, температуру воды можно определить, наливая тонкую струйку на тыльную сторону предплечья ближе к локтевому сгибу. Температура воды должна близкой к температуре тела.

Купая малыша, следует за ним внимательно наблюдать. Терморегуляция новорожденного не так совершенна, как у взрослого человека. Поэтому он легко может переохладиться или перегреться. Если кожа ребенка бледная и носогубный треугольник слегка посинел – крохе холодно, если его кожа становится красноватой, он перегревается. В таком случае нужно изменить температуру воды в нужную сторону.

Принципы рационального грудного вскармливания

  • правильно давать сосок ребенку;
  • следовать правилу – одно кормление одна грудь (если выработка молока идет в достаточном количестве);
  • не сцеживаться или делать это по необходимости (в случае лактостаза - застоя «дальнего» молока, которое ребенок первых дней жизни еще не в силах высосать, или длительного отсутствия матери);
  • правильно ухаживать за грудью.

Не каждый ребенок срезу после рождения сам может правильно взять грудь, и не каждая мама может ее правильно предложить. Из-за этого могут быть как проблемы с кормлением, так и повреждения сосков мамы деснами новорожденного.

Когда ребенок широко открывает ротик, нужно так подать сосок, чтобы он захватил не только его, но и прилежащие ткани (окрашенная область вокруг соска, называемая альвеолой). Альвеола практически полностью должна находиться во рту ребенка и лишь слегка выглядывать сверху. Лучше посмотреть весь процесс на видео.

Если молока достаточно, современная педиатрия рекомендует кормить новорожденного по требованию, особенно в первые дни после родов. Таким образом, кроха не только кушает, но и общается с мамой, а также стимулирует выработку молока молочными железами.


Кормление малыша - целое искусство, в котором должно быть полное интуитивное взаимопонимание с младенцем. Если что-то идет не так, лучше посмотреть видео более опытных мамочек, где они рассказывают о своих секретах

В правильный уход входит обработка соска (до и поле кормления нужно обмывать грудь чистой водой), использование средств, прописанных врачом, в случае возникновения трещин, и ношение специального бюстгальтера из натуральных материалов.

Бюстгальтер не должен быть тесным, хорошо держать грудь, иметь широкие лямки. Лучше приобрести специальный бюстгальтер. Это позволит быстро сменить вкладку, пропитанную молоком, обработать грудь и покормить новорожденного.

Правильное отношение к молочным железам и гигиена груди позволит мамочке сохранить ее красоту, в том числе форму, по прекращении кормления. Посмотреть процесс ухода можно также на видео.

Пеленки или распашонки?

Выбор одежды для ребенка после роддома, наверное, - один из самых спорных вопросов. Раньше рекомендовалось тугое пеленание, на сегодняшний день мнения разделись: ряд специалистов рекомендуют все-таки пеленать малыша, другие советуют ползунки и распашонки.

Если мама выберет пеленание, то новорожденного не следует как слишком затягивать в пеленки, делая из ребенка «солдатика», так и слишком тепло его укрывать. Младенцы плохо переносят перегрев.

Как правильно запеленать ребенка, стоит посмотреть на видео:

Если мамочка выбирает свободную одежду для ребенка, надевать нужно распашонки с закрытыми кистями рук или купить крохе царапки. Это убережет малыша от нанесения себе повреждений. Если малыш спит очень беспокойно или будит себя, в этом случае пеленание может решить проблему.

Надевать ли чепчик ребенку сразу после выписки из роддома (подробнее в статье: )? Если в помещении, где находится малыш, нет сквозняков, соблюдается температурный режим и ребенок здоров, этого делать не нужно. Исключением может стать время после мытья крохи.

Независимо от того, предпочитает ли мама пеленание или ползунки и распашонки, ребенку понадобятся подгузники. Лучше покупать качественные, «дышащие». Это снижает риск развития пеленочного дерматита. На прогулки можно использовать одноразовые подгузники. Дома же лучше многоразовые марлевые. Особенно это актуально для мальчиков.


Использование подгузников сейчас одобряется всеми докторами, ведь это естественный прогресс. Однако увлекаться ими тоже не стоит - дома лучше обходиться пеленками или многоразовыми подгузниками

Если малыш оказался мальчиком, акт мочеиспускания в первые дни и даже недели жизни может быть для него болезненным. У многих мальчиков бывает врожденный фимоз (сужение крайней плоти), дополнительное воздействие многоразового подгузника усугубляет неприятные ощущения. Туго закрепленный или переполненный памперс может оказывать механическое воздействие на пенис, тем самым причиняя неприятные ощущения.

Любой ребенок (как мальчик, так и девочка) не умеют еще до конца расслабиться при мочеиспускании, что делает сам процесс неприятным, а давление памперса на пенис ухудшает ситуацию.

Как маме ухаживать за собой после родов?

Важно, чтобы мамочка правильно занималась не только малышом, но и собой. Прежде всего, это правильное питание. Не стоит употреблять газированные напитки, бобовые и другие продукты, приводящие к вздутию живота. Не стоит кушать сладости по многим причинам: например, такая пища способствует росту дрожжевых грибков в половых путях матери. Готовить еду нужно на пару.

Вам понадобится

  • - полный комплект детского белья;
  • - аптечка со средствами ухода за новорожденными;
  • - средства личной гигиены;
  • - ванночка;
  • - пластмассовые и резиновые игрушки;
  • - кроватка;
  • - коляска.

Инструкция

Даже у только что появившегося на свет человечка должна быть возможность двигаться. Пока что он шевелит только и ногами, но делает это довольно интенсивно. Если вы все-таки решили его пеленать даже дома, не заворачивайте слишком туго. Получивший свободу движений ребенок развивается быстрее.

С самых первых дней разговаривайте с . Он запомнит ваш голос, который связан для него с комфортом и защитой. Говорите спокойным ласковым тоном, когда меняете пеленки, кормите или купаете. Напевайте песенки, даже если считаете, что не умеете петь. Помните, что у вас на руках самый благодарный на свете слушатель.

Даже с ребенком нескольких дней от роду можно немножко поиграть. Периоды бодрствования пока что совсем короткие, но найдите несколько секунд и подержите у малыше перед глазами яркую погремушку. Он постепенно учится реагировать на новые для него предметы, это расширяет его кругозор и жизненный опыт, который пока еще очень невелик.

Купание - одна из самых приятных процедур. Относительно первого купания лучше всего посоветоваться с участковым педиатром, который наверняка придет вас навестить в первый день после выписки. Поначалу малыша лучше купать в кипяченой воде, поскольку еще не заросла. Не забывайте контролировать температуру. У ребенка не должно быть никаких отрицательных эмоций.

Даже в столь юном возрасте ребенок некоторые вещи в состоянии решить сам. Вам придется учитывать его мнение. Например, он сам знает, сколько ему спать и есть. В медицинской и педагогической литературе даются средние показатели. Их, конечно, нужно учитывать. Но не пугайтесь, если именно вашему ребенку надо спать чуть больше или чуть меньше, чем его сверстнику. Понаблюдайте за его жизненным ритмом и старайтесь ему следовать.

Связанная статья

Появление ребенка в корне меняет жизненный уклад семьи. Помимо радости и умиления малыш доставляет немало хлопот, особенно неопытным родителям. Чтобы преодолеть страх и обрести уверенность, нужно обращаться с младенцем как с равным себе - обычным человеком, только маленьким и пока беспомощным.

Инструкция

Первое и главное, в чем нуждается ребенок - это питание. Кормить малыша грудью или из бутылочки – исключительно ваш выбор, оба варианта имеют свои плюсы и минусы, хотя грудное наиболее полезно. Организовать кормление можно тоже по-разному: по часам и по требованию. Ориентируйтесь на потребности своего ребенка и учитывайте прежде всего их, а не собственное удобство.

Малыша нужно содержать в чистоте. Ежедневно умывайте его кипяченой водой и купайте в ванночке, при необходимости добавляя отвары череды или ромашки. Обязательно чистите ребенку носик каждый день, используя и персиковое или стерилизованное подсолнечное масло, чтобы он не испытывал трудностей с дыханием. Также не забывайте очищать ушные раковины ватными палочками с , не проникая в слуховые проходы.

Старайтесь не перегревать малыша, одевая в несколько слоев одежды дома и чрезмерно кутая при выходе на улицу. Если ребенку холодно, лучше укройте его пледом.

Регулярно проходите профилактические осмотры в поликлинике: педиатр и узкие специалисты предупредят вас о возможных отклонениях в развитии малыша и дадут нужные рекомендации.

Как часто осуществляются патронажные визиты?

Первый раз врач приходит в один из первых трех дней после выписки и родильного дома. Если малыш – первенец, родился позже или раньше срока или имеет какие-либо врожденные заболевания, то педиатр осматривает его непосредственно в день выписки.

В первые десять дней педиатр или патронажная сестра должны приходить ежедневно. Они могут приходить вместе, по отдельности, или же вообще в разные дни.

Во время первого визита доктор знакомится с условиями жизни малыша и его родителями. Также он выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с появлением ребенка и интересуется самочувствием матери, психическим состоянием.

Далее врач выясняет, как проходила беременность – не лежала ли мама на сохранении, не было ли токсикоза. Интересуется течением родов, а именно: ребенок родился естественным путем или с помощью кесарева сечения, как себя чувствовал . Все эти сведения содержатся в обменной карте, которую молодая мать получает при выписке из роддома.

Собирается родословная малыша. Собирается информация о состоянии здоровья родителей и других близких родственников. Это осуществляется для того, чтобы определить риск возникновения наследственных заболеваний.

Следующий этап – осмотр малыша. Его с прямом смысле слова осматривают с головы до ног – цвет кожи, форма головы, реакция глаз на свет, расположение ушей, строение твердого и мягкого неба, форма грудной клетки, живота и половых органов, положение рук и ног.

В конце визита врач осматривает грудь мамы и дает рекомендации по кормлению. Еще уделяется внимание гигиеническому уходу за .

При втором и последующих визитах доктор вновь осматривает малыша, чтобы оценить развитие. С мамой обсуждаются возможные проблемы подрастающего малыша (срыгивание, колики), и проводится беседа о профилактике рахита.

На последнем посещении назначается дата и время приема, когда родителям уже самим нужно будет привести ребенка в детскую поликлинику. В общем, осмотры детей в возрасте до года проводятся раз в месяц, в так называемый «грудничковый день» (1 день в неделю, когда врач принимает только ).

Совет 7: Препарат Линекс для новорожденных: особенности применения

«Линекс» - комбинированный препарат, предназначенный для восстановления и поддержания естественной микрофлоры в кишечнике. Новорожденным его назначают при коликах, сопровождающихся плачем, вздутием живота, жидким стулом.

Лечебные свойства «Линекса»

В состав препарата «Линекс» входят 3 вида молочнокислых живых бактерий: бифидобактерии, лактобациллы, молочнокислый нетоксигенный энтерококк. Они представляют собой часть естественной микрофлоры кишечника. Попадая в желудочный тракт, полезные бактерии нормализуют пищеварение, вызывают брожение лактозы (углевода, входящего в состав молока) и восстанавливают кислую среду, угнетающую развитие патогенных микроорганизмов.

Препарат обеспечивает детский организм биотином, витаминами В6, В12, активизирует синтез витаминов, создает благоприятные условия для усвоения железа, кальция и витамина D. Прием «Линекса» позволяет сдвинуть рН содержимого кишечника в кислую сторону, в результате обеспечиваются оптимальные условия для действия ферментов пищеварения. Препарат облегчает процесс переваривания белков у новорожденных.

Аналогами «Линекса» являются: «Аципол», «Бифиформ», «Нормабакт», «Флорин Форте», «Нормофлорин», «Лактобактерин», «Энтерол», «Бифидумбактерин», «Пробифор», «Бификол», «Бактистатин», «Бактисубтил», «Эубикор». Показания для назначения препарата: профилактика и лечение дисбактериоза, метеоризма, хронической и острой диареи и гастроэнтероколитов. «Линекс» выпускается в виде капсул для перорального применения, в одной капсуле содержится около 1,2х107 живых бактерий.

Как давать «Линекс» новорожденным

Новорожденным препарат дают после кормления. Капсулу нужно вскрыть, затем высыпать ее содержимое в чайную ложку, добавить небольшое количество охлажденной кипяченой воды или грудного молока (смеси) и влить в рот малыша. Можно впрыскивать смесь в рот без иголки. Суточная норма препарата составляет 1 капсулу, ее содержимое следует разделить на 3 приема. Лекарство нужно давать ребенку через равные промежутки времени. Длительность курса приема определяется врачом, она может составлять 1-2 недели и более.

«Линекс» противопоказан при повышенной чувствительности к его компонентам. Препарат переносится хорошо, однако возможно появление аллергических реакций (кожная сыпь, конъюнктивит, ринит). В этом случае следует прекратить прием лекарства и обратиться к врачу. Консультация врача требуется также, если у ребенка поднялась температура выше 38оС, в стуле появилась кровь и слизь, при продолжительности диареи более 2-х дней, . Препарат следует хранить при комнатной температуре в течение 3-х лет. «Линекс» отпускается без рецепта врача.

Видео по теме

В ряде случаев педиатры рекомендуют давать новорожденным детям препараты, способствующие нормализации микрофлоры кишечника. Среди них находится и бифидумбактерин, помогающий заселить кишечник полезными микроорганизмами, без которых невозможно нормальное пищеварение.

Вам понадобится

  • - Бифидумбактерин;
  • - кипяченая вода.
Поделиться: