Создание психологического комфорта в группах детского сада. Консультация "Создание условий для комфортного самочувствия ребенка в детском саду"

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Аналитическая справка развивающей предметно пространственной среды в старшей группе 2(группа 5) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 Московского района Санкт-Петербурга. В группу ходят дети с младшей группы. На сентябрь месяц их возраст колеблется от 5 лет до 6 лет. В группе 13 девочек и 13 мальчиков. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя логопеда, есть дети, речевое развитие которых соответствует возрасту. Создавая среду развития в группе, учитывались следующие параметры: содержательно насыщенная, развивающая; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая; эстетически привлекательная. Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ детский сад 40 Московского района Санкт Петербурга, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды. 1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ. Создавая развивающую среду в подготовительной группе, прежде всего, уделялось внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе, а также, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен и окон, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: детская мебель соответствует возрасту и росту детей группы, мебель не загораживает запасные выходы, позволяя детям свободно двигаться в пространстве групповой комнаты, все стеллажи и полки

2 закреплены, наглядные пособия, игры и игрушки имеют сертификаты соответствия. Некоторые предметы мебели переставляются в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель (детский диванчик), что создаёт уютную атмосферу, а также игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми используется не авторитарная, а личностно ориентированная модель воспитания, тесно взаимодействуя с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. 2. Учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено: мебелью по возрасту детей, дидактическими играми и пособиями на данный возрастной период, содержит современные материалы (конструкторы для девочек и мальчиков, наборы для экспериментирования и проведения опытов, разнообразные материалы для проявления творчества в изобразительной деятельности, для проявления актерского мастерства, в свободном доступе детей виды театра (пальчиковый, би-ба-бо, деревянный, теневой, мягкой игрушки, театр масок и т.д.), костюмы для организации сюжетно ролевых игр, обменом опыта между детьми, нравственно- исторического воспитания. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, смена сезонной тематики (библиотечная зона детская литература, стихи, иллюстрации осенняя тематика, в изобразительной деятельности добавляем осенние листочки для печатания, гербарии, пейзажи и натюрморты, раскрывающие красоту осенней поры, раскраски для девочек и мальчиков (меняющихся по тематике) книжки самоделки, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформация помещения обеспечена перегородки из детской мебели, когда с помощью перестановки можно изменить площадь и планировку помещения. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности: игра «поликлиника» может по желанию быть как детской, офтольмологической, больницей с различными специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игры и

3 пособия игры «Поликлиника» могут быть использованы в образовательной деятельности по развитию речи, в изобразительной деятельности, в познавательной деятельности (ФЭМП, экспериментирование). Организация предметно-развивающей среды в группе построена не только в соответствии с возрастными, но и с гендерными особенностями воспитанников. Игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям воспитанников, так в зоне настольно печатных игр есть игры для девочек и мальчиков; уголки сюжетно - ролевых игр ориентированны на мужские профессии (моряки, водитель, строители) и женские профессии (парикмахер, повар, доктор). Уголок ряжения в группе оснащен в соответствии с темами ознакомления воспитанников. Костюмы и атрибутика систематически меняются. Все игры и пособия в группе доступны всем детям, обеспечена доступная среда, где осуществляется образовательная деятельность. В группе имеется свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, так как используется метод проектов - это предполагает внесение в среду иллюстраций, фотографий, ЭОР, аудиозаписей, предметов, атрибутов по теме проекта, стимулирующих познавательную активность детей; дидактических игр, игрушек, пособий, стимулирующих игровую деятельность; проведение эксперимента педагога вместе с детьми, детей вместе с родителями, создание педагогом проблемной ситуации стимулирует исследовательскую активность, осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые и творчески использовать имеющиеся знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми отношения сотрудничества, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Оснащение центров меняются в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: * центр сюжетно ролевой игры; * центр безопасности; * центр «Познание»; * центр природы; * центр экспериментирования; * центр «Развитие речи»; * центр книги;

4 * театральный уголок; * музыкальный уголок; * центр конструирования; * центр творческой деятельности; * центр физического развития. 3. Реализация образовательных программ дошкольного образования Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально - коммуникативное развитие: В группе созданы условия для организации сюжетно-ролевых игр разнообразного содержания: семья, поликлиника, магазин, салон красоты, мастерские, ресторан кафе, школа, (атрибуты, костюмы) в совместной игре с детьми педагог развивает умение принимать игровую роль, выбор сюжетной линии игры, участвовать в несложном диалоге; побуждает детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли; разворачивать игру в игровом уголке; при поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками. познавательное развитие: Детям предоставляются разнообразные игрушки и предметы с различными сенсорными качествами и свойствами, а также используются образовательные ситуации (картотека), игры, продуктивные виды деятельности, дидактические и развивающие игры по ФЭМП, экспериментирование, чтение художественной литературы, рассматривание картин. речевое развитие: в группе в достаточном количестве игры и пособия на развитие звуковой культуры речи, для развития грамматически правильной речи, связной речи, на развитие словаря. Воспитатель организует индивидуальное общение с детьми на основе совместной деятельности с игрушками и предметами: вносятся и обыгрываются новые игрушки, создаются игровые ситуации. Воспитатель организует игры драматизации по хорошо знакомым произведениям, стимулирует детей воспроизводить ролевые диалоги, развивая творческое мышление. художественно - эстетическое развитие: в группе созданы условия для образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. Изобразительные материалы в достаточном количестве: бумага разного цвета и фактуры, пластилин. глина, гуашевые краски, акварель, кисти разных

5 толщин, цветные карандаши, пастель, фломастеры, трафареты. У детей активизируется стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. физическое развитие: С детьми проводятся беседы с привлечением наглядности (алгоритмы процессов личной гигиены, мытье рук, последовательность режимных моментов). Наличие художественной литературы, стихов, потешек о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случаях их возникновения. Созданы условия для систематического закаливания организма (картотека комплексов утренней гимнастики, бодрящей гимнастики), формирования и совершенствования основных видов движений (мячики, скакалки, маски, султанчики, кольцеброс, кегли, картотека подвижных игр). Дети этой возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста. Основная группа: 19 детей - 2 группа здоровья, 5 детей 1 группа здоровья, 1 ребенок 3 группа здоровья. Инвалидов и детей с задержкой психического развития - нет. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно ролевые. Сюжетно-ролевые игры: Почта, Салон красоты, Супермаркет, Семья, Поликлиника. Центр безопасности.

6 Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделяется созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки передвижки, картотека по ОБЖ, настольно печатные игры. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр «Познание» Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс». Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки. Центр природы В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, фигурки животных, демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры. Центр экспериментирования В центре экспериментирования имеются: различные емкости для воды и сыпучих материалов, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Центр «Развитие речи» В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы.

7 Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. * Игры по звуковой культуре речи * Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо». * Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики». * Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку». * Картотека артикуляционных игр и упражнений. * Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». * Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник». Центр книги. В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Театральный уголок Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками. Музыкальный уголок. В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

8 Центр творческой деятельности В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народноприкладному искусству, настольно печатные игры. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Центр «Физического развития» Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, делался акцент на охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, гимнастика под музыку. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей: В группе 10 детей с высокой подвижностью. Из них: 8 мальчиков и 2 девочек. Для комфортного пребывания в группе была создана картотека игр для детей с гиперактивностью («звуки прибоя» «Кораблик», «Пуговицы» и т.д.). В группе обустроены трансформирующиеся зоны для отдыха и уединения для детей с настольными играми, картотекой аудиозаписей для релаксации. В программе предусмотрена расширенная индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Для родителей гиперактивных детей подобраны консультации.

9 Выводы: Развивающая предметно пространственная среда в группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.


Аналитическая справка по предметно - пространственной среде в средней группе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Аналитическая справка по результатам создания развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе 3 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

Аналитическая справка о результатах личного участия педагогов Шендеряевой Елены Викторовны и Кротовой Натальи Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе 2

Аналитическая справка о результате личного участия педагогов Вороновой Татьяны Анатольевны и Никаноровой Татьяны Александровны в создании развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной

Аналитическая справка по результатам создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе 3 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

«Организация развивающей предметно пространственной среды» Воспитатель: Ситдикова О.В. Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает безопасность и психологическую комфортность

Аналитическая справка развивающей предметно пространственной среды в подготовительной к школе группе 2 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Основной целью этого направления является позитивная социализация детей младшего дошкольного возраста, приобщение

Анализ предметно-развивающей среды группы «Солнышко». Воспитатель: Соколова Марина Геннадьевна Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность

Павловская Наталья Ивановна Мои развивающие уголки в старшей группе. Создавая развивающую среду в своей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение ДОКЛАД Тема: Предметно пространственная среда ДОО как средство создания психолого педагогических условий развития ребенка в соответствием с ФГОС ДО.

Предметно-пространственная развивающая среда Подготовил: Стадниченко А.В Воспитатель, МБДОУ 121 В настоящее время предметно пространственную среду организую с учётом ФГОС ДО. Оборудование в группе размещаю

Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 315» (МБДОУ 315) 660119 Красноярск, ул. Микуцкого, 4, т. 225 40 08, e-mail: dou315@mail Анализ предметно развивающей среды подготовительной

2018-2019 учебный год «Развивающая предметно -пространственная среда» Подготовительная группа 8 возраст 6-7 лет списочная численность 28 воспитанников Тема: «Время года - ЗИМА» Ерохина Галина Вячеславовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 40 Московского района Санкт-Петербурга Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды старшей группы 1 ГБДОУ

В группе оборудованы игровые центры: «Развивалочка» Цель: формирование ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Предметы заместители Дидактические

Развивающая предметно-пространственная среда группы Мною приведена в соответствие требованиям, предъявляемым ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы. Групповое помещение условно

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ детский сад 117 Невского района Санкт-Петербурга: Анализ предметно пространственной среды проведен в соответствии с приказом Министерства образования

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашка» МДОБУ «Детский сад 18» воспитатель Кравчук Марина Владимировна Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе

Аналитическая справка по предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС ДО «Создание развивающей предметно пространственной среды во второй младшей группе» Работа в группе начинается с утреннего

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад 7», воспитателя Ачисовой Елены Михайловны В группе создана предметно-пространственная

Организация развивающей предметно-пространственной среды ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности

Информация об оборудовании групповых комнат для занятий с воспитанниками группы _28_ МАДОУ «Буратино» п/п 1 Игровые центры Назначение Оборудование искусства Развитие креативности, любознательности, воображения

Условия для реализации Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ 50 комбинированного вида, Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными

Анализ предметно-развивающей среды в МБДОУ «Детский сад 96» по ФГОС Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119 Г. КРАСНОЯРСК

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа - город Камышин Д с 2 Паспорт группы 10 «Мультяшки» Воспитатель Сикстель О. В. 2017год ПРИЁМНАЯ 1. Информационный стенд для

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Аналитическая справка о деятельности старшей группы за 2014-2015 учебный год воспитатели: Созина Т.В.; Лесникова С.Ю. В нашей группе «Любознайки» на начало учебного года было 33 ребёнка (20- мальчиков,

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 2 ВОСПИТАТЕЛИ: Ирани Садагат ИманКызы, Мазгунова Александра Петровна Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Составили: Воспитатели МДОУ 114 Детский сад «Светлячок» Группа «Чиполлино» Канцулина О.Н. и Воронина О.Ю. Старшая группа 2016 год В раздевалке

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Описание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе «Золотая рыбка». Развивающая предметно пространственная среда спроектирована в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программы

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 1 ВОСПИТАТЕЛИ: Гончарова Викторина Александровна Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40 комбинированного вида» ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО группы общеразвивающей

Предметно развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС Познавательное Строительный центр Центр природы и экспериментирования Речевое Центр речевых Направления Социальнокоммуникативное Центр

Организация развивающей предметно-пространственной среды Старших групп ДОУ звание уголка Что имеется Что нужно дополнить Художественно эстетическое развитие изодеятельност и художественно й литературы

Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Справка по итогам тематического контроля «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ» Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Полянка» МДОБУ «Детский сад 19» Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала

Воспитатели: Ахтамова Анастасия Анатольевна Табаева Ольга Георгиевна Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально

Предметно-пространственная развивающая среда МДОУ «УВАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Дюймовочка» МДОБУ «Детский сад 18», воспитатель Говоркова Оксана Геннадьевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных

Приложение 2 Создание и обновление предметно-развивающей среды по видам деятельности в МБДОУ «Чуораанчык» с. Кюсюр Булунского улуса (района) РС(Я) на 2016-2017 учебный год. Направление образовательной

Предметно-пространственная среда группы «Цветочек» воспитатель Тихомирова С.В. Среду группы выстроила таким образом, что она является содержательно-насыщенной, доступной, трансформируемой, полифункциональной,

Развивающая предметнопространственная среда в старшей группе Подготовила: воспитатель Прусакова Р.Р. Правильная организация развивающей предметно - пространственной среды - это одно из важных условий воспитательно

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 26 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 17 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 20 Направление образовательной Сенсорное развитие Познавательное

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Аналитическая справка по результатам проверки развивающей предметно-пространственной игровой среды На основании плана проведения внутреннего мониторинга в МБДОУ д/с 12 на 2017 2018 уч.г. была проведена

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА группы 7 содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, учитывает «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития»,

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Ромашки» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Организованная

РППС в соответствии с детскими видами Направление образовательной -развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); -накопление и обогащение двигательного опыта детей

ВТОРНИК ПОНЕДЕЛЬНИК Ежедневно: 1. Утренняя гимнастика 2. Ходьба по дорожкам здоровья 1. навыка общения ребёнка с взрослым: - наблюдение за общением родителей и ребёнка (1)* - индивидуальные беседы с родителями

Всего в группе 18 человек. Мальчиков: 5 человек. Девочек: 13 человек ПРИЁМНАЯ. 1. Информационный стенд для родителей: Официальная информация о ДОУ; Информационный стенд «Доктор Айболит» Советы воспитателя

Паспорт развивающей среды во второй группе детей раннего возраста Воспитатель: Михайлина Юлия Михайловна Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребенка играет предметно пространственная среда.

Обеспеченность методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ 8 Направление образовательной Вид помещения Оснащение Познавательно-исследовательская

НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, в том числе для детей-инвалидов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 122 оборудовано 12 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:

ГБДОУ 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Предметно-пространственная развивающая среда Младшая группа 1 «Сказка» Воспитатель: Ефимцева Людмила Николаевна Вся предметно-пространственная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» Организация

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе 1 «РАДУГА» ГБДОУ детский сад 79 Приморского района Санкт-Петербурга Подготовили: воспитатели: Каширина А.П., Морозова Е.В. Организация

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

Оксана Клюева
Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)

Задачи :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

Информационная часть.

Проблема психологического

психологического

Практическая часть .

И эмоционального благополучия ребенка.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Обсуждение, подведение итогов.

Информационная часть.

Проблема психологического здоровья на современном этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детских садов по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей ? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка :

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

Проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду . Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий. А именно : насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния , обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно . Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.) . группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе . Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

Отношениями между воспитателем и детьми;

Отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе , заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию . Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности , эмоционального комфорта . Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе .

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй» , ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара «Извините, я был неправ» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое : «Иванов, не крутись!» , «Иванов, сколько можно повторять?» и т. д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог – авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом , отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможность детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях, учитывает взаимоотношения в группе . Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель – либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. при организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.

В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально – положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения.

Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе , в работе с родителями.

Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.

Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей , а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию . Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Личность может воспитать только личность. Ибо воспитание – это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, это совместное восхождение к истокам, традициям своего народа, где сам педагог воссоздает в каждый миг работы с детьми – как представитель общества, взрослого мира – культурный вариант взаимодействия с окружающими.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения с ним.

Мощный рывок практической психологии создал теоретическую базу для диагностической и коррекционной работы педагога, поскольку на плечи педагога ДОУ легла забота в психологическом благополучии будущего нации – наших детей. Каков же инструментарий в деятельности педагога?

Практическая часть .

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоциональное благополучие ребенка.

(Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада . Данные методики лежат на столах для изучения педагогами).

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов , помогает им сделать выводы)

Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе , -предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада » . Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемы рисунки детей можно условно разделить на три группы :

Ребенок рисует только здание.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя : значит, события, происходящие в детском саду , являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.

Нужно обратить внимание на другие элементы картинки : присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.

Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, - это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах» , чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый) .

Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте .

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.

Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка , связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе , по прошествии двух недель тест надо повторить.

Цветовая диагностика «Домики»

Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком : в течение первого месяца посещения детского сада , после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета : синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция : «Это девочка Катя (мальчик Коля) . Катя (Коля) ходит в детский сад . Выбери детский сад для Кати (Коли) ».

После выбора домика с ребенком проводится беседа :

Кате нравится ходить в детский сад ?

Что Катя будет делать в детском саду ?

Что Кате больше всего нравится в детском саду ?

Что Кате не нравится в детском саду ?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Типы реагирования на задание :

1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.

2. Негативная реакция.

1. Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует . Отмечается напряженность в поведении. Выбираются дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой (или другими членами семьи) лучше.

2. Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбираются серого, черного или коричневого цветов. Проявляется нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.

3. Безразличная реакция на задание.

Речевое сопровождение практически отсутствует . Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада , так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, чёрный, коричневый) .

4. Тревожная реакция.

1. Отмечается быстрое и охотное включение в задание, но при этом проявляются нервозность, большая подвижность. Домики выбираются фиолетового либо красного цвета. Из ответов на вопросы следует, что детям в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.

2. Доброжелательная реакция на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики обращает на себя внимание нерешительность как при выборе цвета домика, так и при ответах на вопросы. В детском саду дошкольники данной группы хотят больше играть с детьми, а также чтобы взрослые (воспитатели) уделяли им больше внимания. Выбираются зеленый или синий цвет. В начале выполнения задания отмечается почти полное отсутствие речевого сопровождения, к концу методики ребенок использует речь значительно чаще.

5. Позитивная реакция на участие в задании.

Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.

На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду :

1. Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций в ходе проведения диагностики (I и II группы реагирования ) .

2. Амбивалентное отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание (III и IV группы реагирования ) .

3. Положительное отношение. Данный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания (V тип реагирования) .

Схема наблюдения за поведением ребенка

в процессе психологического обследования

Методика : цветовая диагностика «Домики» .

Цель : определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка ___

Группа ___

Возраст ___

Дата проведения ___

Показатели Оценка Примечания

1. Принятие задания :

Негативная реакция (иногда вплоть до отказа от участия в тесте) ;

Безразличная реакция на задание;

Быстрое включение в задание;

Доброжелательная реакция.

2. Включенность в ситуацию :

Пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует , плохо вступает в контакт с экспериментатором);

Активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)

3. Эмоциональные состояния :

Преобладание негативных эмоций;

Равное проявление как положительных, так и отрицательных эмоций;

Явное преобладание позитивных эмоций.

4. Выбор цвета :

Выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада : чувства тревоги, страха, реакции протеста;

Выбор красного и фиолетового цветов говорит о преобладании таких эмоциональных состояний, связанных с посещением детского сада , как раздражительность и агрессия;

Выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;

Выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

5. Речевое сопровождение :

Речевое сопровождение отсутствует;

Малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные);

Нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;

Чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)

Выводы по определению типа отношения ребенка к детскому саду : ___

Тест на эмоциональное отношение

Материал : лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Вопросы можно подобрать самим.

Детей сажают по одному за стол.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад .

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение когда ты ложишься спать.

Проводят до 3 раз.

Обозначение цветов

Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях : пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Анализ «Атмосфера в моей группе »

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы :

Обстановка в группе .

1. Какова атмосфера в моей группе ? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Какие дети часто обижаются?

6. Почему это происходит?

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития . Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.

2.2. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить : «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь» .

2. Положив ладонь на грудь : «Я на свете всех умней» ; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого» ; напрячь ягодицы : «Чудо как я хороша» ; расслабить ягодицы : «Проживу теперь сто лет» .

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить : «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» .

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить : «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» .

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить : «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» .

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить : «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача» .

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить : «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить : «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу» .

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох : «Вселенная мне улыбается» ; глубокий выдох : «И все у меня получается» .

10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками : «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо!»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав .

В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика .

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же : они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для это мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

3. Обсуждение, подведение итогов.

Психологический практикум
Тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Педагог-психолог

дошкольного отделения №5,6

ГБОУ лицея № 1568

Литвина Т.А.
Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.


Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определивпоследствия психологического дискомфорта для ребёнка:

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства , когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Большая наполняемость групп;

Один воспитатель в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Психологический комфорт группы (из опыта работы)

Подготовили:

педагог-психолог

Черкашина А.М.



  • Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:
  • - утреннее расставание с родителями;
  • - большое количество детей в группе;
  • - жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
  • - необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
  • - низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Задача психологического комфорта группы

Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности


Большую помощь в этом нам оказывают:

Предметно-развивающая среда


Стиль общения

  • Стиль общения воспитатель-ребенок
  • Стиль общения ребенок-ребенок
  • Стиль общения воспитатель-воспитатель-помощник
  • Стиль общения воспитатель-родитель
  • Стиль общения воспитатель – ребенок - родитель


Применяется для достижения релаксации и отдыха. Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Это наши - уголки уединения Здесь можно в тишине побыть. Исчезнут все твои волнения, О грусти и тревоге можно позабыть.


Фотоальбомы с семейными фотографиями

Альбом здесь можно полистать, И мамочку свою в нём отыскать. На неё я посмотрю Свой секрет ей расскажу.


Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме – помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию

Мишень,

Подушки для битья

Пластиковые стаканчики

Боксерская груша


«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

«Агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

Нужно потопать по коврику и злость пройдет.


«Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

мишень


«Листочек – порви меня»

Боксерская груша


Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемах саморегуляции – это умение детей вести себя в различных ситуациях целесообразно им, умение отдыхать

Мешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Фонтанчики – негромкое журчание и плеск воды помогает снять стресс и настраивает на позитив


Игры с песком, водой, крупами

Песок - волшебная страна,

Нас к себе зовёт она. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Мы в песочек тут играем, Свои ручки расслабляем.


Эмоционально-развивающие игры , направленные на обучение детей бесконфликтному общению, материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям

Настольно-дидактические игры

эмоциями

Коробка примирения,

игра «Что хорошо, а что плохо»

Игра «Твист»

эмоциями


Уголок приветствия

Вот такой экран нас каждое утро встречает. Здесь мы, в течения дня, свое настроение меняем.


Материал направлен на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей – дать возможность детям почувствовать себя уверенно, почувствовать себя успешным

«Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

Линейка роста

Медали


Сонные игрушки

Разные виды театров


Психомышечная гимнастика

Игра «Солдат и тряпичная кукла»

Этюд «Снеговик»

Мышечная релаксация»


"Я в своей группе детского сада".



Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Цель: как комфортно чувствуют себя в группе воспитанники ДОУ. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада"..

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона, коммуникативных способностей....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \"\"Я в детском саду\"\"

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \"\"Я в детском саду\"\"...

Поделиться: