Музыкальная терапия в детском саду. Методическая разработка на тему: использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.

На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.

Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.

2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.

5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.

Подготовила: Воспитатель Заростова Е.М.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством» . Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я» ;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
  • Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
  • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.

Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.

  • Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех.

Арт-терапевтические методы

  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

На занятиях мы используем интегрированную арт-терапию.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

«Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Добрый день уважаемы коллеги. Сегодня вместе с вами рассмотрим тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают.

Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт –терапии.

Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?

Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Впервые термин «арт – терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл. В 40 – е годы XX века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт – педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и способствуют выздоровлению.

На сегодняшний день это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи арт-терапии для дошкольников

    Развитие речевой и познавательной активности.

    Развитие уверенности в себе.

    Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции.

    Стимулирование креативного мышления.

    Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.

В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции:

    Координирующая

    Познавательная

    Развивающая

    Адаптационная

    Коммуникативная

    Стимулирующая

    Диагностическая

    Психотерапевтическая

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

техника «кляксография»;

пальцевая живопись;

рисование мягкой бумагой;

рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

рисование на стекле;

ниткография;

рисование на манке;

техника рисования листьями, палочками, камушками;

техника отпечатывания ватой;

    техника «оттиск пробками»;

    рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Техника марание рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули.

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Техника акватушь

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность .

Мандалотерапия занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.

В каждой мандале, как в зеркале, отражается состояние вашей психики в данный момент времени. Если вы полны тревог, сомнений и негативных эмоций, на рисунке будут доминировать мрачные краски, резкие, раздражающие формы. И наоборот, если момент благоприятный, получиться картинка, на которую захочется смотреть, не отрывая глаз. Такую мандалу нужно повесить на стену или положить в сумочку и носить с собой, подпитываясь ее энергией.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями

Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

С малоактивными, пассивными детьми - используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д.

Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

«Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой "дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), "шустрики” заметно успокаиваются, а "мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные "струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За "струями” можно спрятаться от внешнего мира.

Упражнение « На осознанность».

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю «Синий», и все в этой комнате находят синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше. Итак, красный! Жёлтый! Чёрный! Зелёный!

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание сказкой.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

При работе со сказкой используются следующие приемы:

1. Анализ сказок – данную форму работы применяю для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что "зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.

2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей можно предложить рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок”.

3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
В группе можно поставить сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. Ребенок сочиняет сказку, самостоятельно выбирает тему или по заданной первой фразе. В своей собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Упражнение «Сказка по кругу»

Упражнение можно провести, используя элементы песочной сказкотерапии. Участники объединяются в две группы. Ведущий предварительно прячет в песке маленькие предметы в соответствии с количеством участников. Участники аккуратно ищут в песке фигурки и, после того как фигурки найдены, сочиняют сказочную историю, где герои - фигурки. Конечной фразой сказки должна стать пословица “Одной рукой и узла не завяжешь”. По окончании придумывают название сказки и зачитывают ее.

Еще один метод арт-терапии, который используется при работе с детьми это игротерапия .
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.

Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.

Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

: Хочу предложить вашему вниманию следующее упражнение. Перед вами волшебный сундучок, в нём сюрприз. Каждый участник по очереди достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет его.

    отгадать загадку, (не лает, не кусает, а в дом не пускает)

    рассказать стишок,

    сказать комплимент соседу справа,

    произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

    спеть куплет из любой песни,

    пройти по залу, как модель.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для песочной терапии использую прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом "творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод используется для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвета ясного неба, настраивающий на творческий лад.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

Кинетический песок - это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей . Кинетический песок ( песок , который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % На первый взгляд он напоминает влажный морской песок , но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство .

Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации.

Зеркальная песочная терапия отличается от классической тем, что на дно «песочницы» вместо стекла с подсветкой кладут зеркало. Свет отражается от зеркальной поверхности и «подсвечивает» рисунок из песка. Зеркальный экран – альтернативный бюджетный вариант, так как стол для песочной терапии.

Куклотерапия – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Библиотерапия – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Фототерапия – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

Кинотерапия – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

В целях оздоровления детей так же использую аэроионотерапию лечение "люстрой Чижевского”, принцип действия которой заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, пел, играл. Поэтому метод Арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе .

«Притча о морских звёздах»

И в конце моего выступления хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами - педагогам. Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров. - Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? - спросил человек, подходя ближе. - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия. - Но это просто глупо! – закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды. - Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!

Советы от арт- терапевта Виктории Назаревич

Что делать?


1. Устал – рисуй цветы,
2. Злой - рисуй линии,

3. Болит – лепи,

4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами,

5. Грустно – рисуй радугу,

6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей,

7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами,

10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры,

11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты,

12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины,

13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет,

17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна,

18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж,

20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками,

21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Описание основных цветов

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя.Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же - альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый - выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Поделиться: