Когда можно приучать ребенка к горшку. Грамотная покупка горшка

Всем привет! Как здорово всех вас снова видеть! Ну что, начнём наше «заседание»? Нашу сегодняшнюю беседу хочется назвать именно так: тема-то важная и ответственная. Правда, пребывание своего сына в туалете я иногда тоже так называю, очень уж он любит там «позаседать». Теперь уже и не верится, что несколько лет я с трудом могла усадить его на горшок. И уговаривала, и приговаривала, и сказки сочиняла - а Ванька слушал внимательно, но и в ус не дул. Насидевшись, вставал и делал свои «дела» где-нибудь в уголке.

У вас тоже были с этим сложности? Или, может, только предстоит приучение? Тогда эта публикация непременно будет вам полезна. Прочтите до конца, а затем обязательно дополните своими замечаниями. Возможно, поделитесь своими «авторскими» приёмами. Вот и получится совместное, коллективное творчество. В этом вопросе без творчества никак. Приступим к сочинительству. Тема: «Как приучать ребёнка к горшку?».

Когда сажать на «трон»

Малыш уже уверенно сидит в своём стульчике для кормления, и вот вы отправляетесь в магазин за весьма важной покупкой - первым «мини-унитазом». Каких только нет в детских магазинах: и с погремушками, и в виде машинок, а иные напоминают настоящие королевские троны. Со спинками, крышками, мягкими сиденьями, музыкой и прочее. Это вам не холодные белые «кастрюльки» из советского детства, на которые садиться было неприятно.

Выбрали? Принесли домой, а малыш поиграл с ним, даже посидел немного, а затем потерял интерес. Такое часто бывает. Крохи поначалу воспринимают столь важный атрибут как обычную игрушку, которая через какое-то время надоедает. Не стоит огорчаться, а тем более ругать ребёнка. Поверьте, он непременно научится и вскоре порадует вас первыми «пи-пи», сделанными именно туда, куда требовалось.

Наберитесь терпения. Не стоит начинать приучать кроху слишком рано. Даже если он и будет ходить в горшок в возрасте 8-9 месяцев, то лишь на уровне рефлексов. Об осознанности говорить пока рано. А нам нужно, чтобы малыш именно понял, что к чему и для чего нужна эта интересная штука, похожая на стульчик с углублением.

Известный врач-педиатр Комаровский имеет своё мнение о том, с какого возраста высаживать ребёнка на горшок и как сделать это правильно, чтобы не отпугнуть, не травмировать, а, наоборот, заинтересовать процессом.

Купить сей важный предмет нужно заранее, ещё до того, как крохе исполнится годик. Пусть он займёт почётное место в детской, стоит на виду. Сейчас малыш с ним знакомится и постепенно привыкает. Когда наступит момент, он не испугается и спокойно на него усядется. Евгений Комаровский уверен, что раньше года высаживать карапуза на горшок не стоит. А вот в 1,5 года будет в самый раз.

Впрочем, всё индивидуально, возможно ваш сын или дочурка приучатся писать и какать в горшок уже в 1 год и 3 месяца. И такое возможно. А вот если какие-то подружки уверяют, что их ребёнок подружился с горшком уже в год, стоит задуматься, а какой ценой они этого добились. Не исключено, что за каждый «попис» в штанишки ругали и насильно сажали на горшок. Подумайте, стоит ли так травмировать неокрепшую детскую психику или лучше подождать.

Хвалить нельзя ругать

Не раз натыкалась в Интернете на «уникальные методики», как приучить малыша к горшку за 7 дней. Их даже продают за деньги. Милые мамы, уверяю, не стоит настолько ускорять процесс, который должен проходить поэтапно. Помните известную пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Так вот, чтобы не смешить, следуйте советам Комаровского. Он утверждает, что начать нужно с ознакомления.

Пусть кроха потрогает, повертит его в руках, запомнит, какого он цвета. Объясните, лучше в игровой форме, для чего нужен этот предмет. Можно посадить на него любимую игрушку ребёнка, для наглядности. Уже затем пробуйте высаживать малыша, не настаивайте, если он протестует, не желает снимать штанишки или, посидев несколько секунд, сразу вскакивает. День за днём, терпеливо и ласково снова предлагайте карапузу сесть: лучше это делать либо после сна, либо через полчаса после еды, тогда результат не заставит себя долго ждать.

И вот, у вас получилось! Малыш впервые сходил на горшок и даже сам удивился этому. Не забудьте похвалить, тогда в следующий раз, почувствовав позывы, он сам направится к нему, чтобы услышать мамино: «Ну какой ты молодец! Какая умничка» Чтобы высаживания стали системными, иногда спрашивайте своё чадо, не хочет ли он «пи-пи».

Примерно через 10 дней ребёнок постепенно адаптируется, и памперсы можно будет вовсе не надевать в дневные часы. Ночные «конфузы» будут случаться ещё довольно долго, и в 2 года, и даже в 4, малыши ещё не до конца умеют контролировать себя во сне.

Вообще при приучении нужно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обычно родители сами понимают, когда кроха уже готов: он умеет сидеть и ходить, хорошо понимает «команды» родителей, не боится горшка и даже ему симпатизирует, когда памперс переполнен - выказывает своё недовольство, всё чаще пытается сам присесть на горшок.

Чего же вы ждёте? Скорей, помогите ему приобрести необходимый жизненный навык. Не ждите рекордно быстрого результата. Процесс этот довольно сложный для недавно родившегося человечка. Ни в коем случае не ругайтесь и не наказывайте за нежелание сидеть на горшке. Это только отобьёт у ребёнка всю охоту даже близко к пластмассовому «другу» подходить.

Правильный горшок - успеха залог

Забыла сказать о том, как правильно выбрать горшок.

  • Он может быть абсолютно любым в плане дизайна, хоть со стразами в виде трона, но он обязан быть удобным.
  • Устойчивость тоже очень важна. Малыш, наверняка, будет вертеться на нём, наклоняться за упавшей игрушкой.
  • При сидении ножки ребёнка должны стоять под прямым углом, колени могут лишь слегка возвышаться. В противном случае давление на диафрагму может вызвать такие неприятные последствия, как трещины прямой кишки и геморрой.
  • Лучше, если у «трона» будет удобная спинка.

Со временем, когда ребёнок подрастёт и приучится регулярно ходить на горшок, можно купить специальную детскую накладку на унитаз.

Во сколько лет это произойдёт, смотрите по ситуации. Не забывайте, что в этом деле главное последовательность, постепенность и регулярность. Если уж решили приучать малыша, будьте спокойны и терпеливы. Не бросайте начатое на полпути, только потому, что кроха протестует и ни в какую не желает сидеть.

Лучше наблюдайте: а вдруг ему просто неудобно и стоит купить другой горшок, который может понравиться ему с первого «присеста». Ещё один момент: не нужно резко отменять памперсы в связи с переходом на новый «уровень развития». Это вызовет стресс у ребёнка, да и специалисты утверждают, что современные подгузники ничуть не мешают приучению к горшку.

В любом аспекте воспитания необходима мягкость, плавность, отсутствие резких движений и слов. А результат непременно будет, пусть не скоро и не так просто, как вы ожидали, но ваши совместные с крохой старания принесут свои плоды. Заранее поздравляю вас «с облегчением», с очередной маленькой победой. Жду ваших историй и приучении к горшку ниже в комментариях. Пишите, теперь ваша очередь. Я тоже иногда хочу хоть недолго побыть читателем и критиком. До скорых встреч!

Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?

Когда приучать малыша к горшку

Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.

Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.

Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.

При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...

Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.

С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.

Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.

Признаки, когда уже пора

Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:

  • Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
  • Ребенок способен в течение 2 - 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
  • Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе - должен уверенно.
  • Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
  • В случае «оказии» - если ребенок «напрудил» или даже «наделал» в штаны - он выражает негативные эмоции от своего пребывания в мокром или грязном виде. Иными словами - малыш должен осознавать дискомфорт.
  • Самое главное - малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.

Как приучить ребенка к горшку: без проблем!

По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.

Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.

Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.

Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.

Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...

По образу и подобию

Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.

Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.

Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.

Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»

В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.

Родители часто сталкиваются с проблемой того, что не могут приучить малыша к горшку. Особые сложности возникают у детей, которые привыкли к памперсу. Однако это можно легко и быстро сделать, если запастись терпением, регулярно показывать и рассказывать, как правильно ходить в туалет. Давайте узнаем, как приучить ребенка к горшку и как выбрать горшок для грудничка. Прежде всего, нужно понять, когда следует это делать.

Когда приучать к горшку

Некоторые высаживают грудничка на горшок уже после полугода. Однако педиатры утверждают, что приучать ходить в туалет ребенка до года нет смысла, так как психологически не готов контролировать мочеиспускание и акты дефекации. Такой контроль появляется только после 1,5 лет и формируется к 2-2,5 годам. В каком возрасте малыш будет готов, зависит от психологического и физического развития, к которым относят следующие навыки и умение ребенка:

  • Умеет ходить и нагибаться;
  • Поднимает с пола предметы;
  • Понимает речь взрослого и сам произносит некоторые слова;
  • Примитивно объясняет, чего хочет;
  • Остается сухим не менее двух часов;
  • Неуютно чувствует себя в мокрых штанишках и может примитивно объяснить это;
  • Дефекация происходит примерно в одно и то же время.

При перечисленных критериях развития физиологии и нервной системы начинают высаживать малыша. Известный детский педиатр Комаровский рекомендует приучать кроху ходить в туалет после двух лет, когда головной мозг уже осознает и контролирует выделительные функции.

Как считает Комаровский, именно в 2,5-3 года приучение пройдет легко и быстро. До двух лет добиться надежных и продолжительных результатов сложно. В этом возрасте у детей только вырабатываются рефлексы, при этом они не понимают и не осознают, когда хотят в туалет. Даже если вам удалось научить ходить малыша на горшок, в скором времени он может просто забыть и потерять навыки, а процесс обучения придется начинать заново.

Чем старше малыш, тем быстрее он научиться ходить в туалет. Так, двухлетний ребенок освоит процедуру уже через одну-две недели, а годовалому на это потребуется около месяца.

Правила приучения ребенка к горшку

  • Высаживайте ребенка на горшок по 4-5 минут перед и после дневного, ночного сна , кормления, до и после прогулки, перед купанием;
  • Покажите, как пользоваться горшком, на примере другого маленького ребенка. Если такой возможности нет, используйте игрушку того же пола и показывайте сами;
  • Перед тем, как справить нужду, ребенок затихает или проявляет недовольство (напрягается или кряхтит). В это время и предложите горшок;
  • Объясняйте и поясняйте ребенку, зачем нужен горшок;
  • Первые две-три недели обучения обязательно не используйте памперсы днем! Оставляйте одноразовые подгузники только во время сна и прогулок;
  • Каждый раз, когда малыш “сходил” в штанишки напоминайте, что нужно ходить в горшок;
  • Не заставляйте садиться на горшок против воли и не ругайте ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Иначе можете вызвать отвращение у грудничка к этому предмету, и процесс приучения усложниться. Если он в очередной раз “сходил” штанишки, он еще не готов;
  • После того, как малыш намочил одежду, дайте походить ему так минут пять-семь, чтобы он понял и ощутил дискомфорт. Затем подмойте грудничка и смените штанишки. Придется запастись сменными штанишками и колготками!

  • Обязательно похвалите ребенка, когда тот попросился или самостоятельно сходил в туалет;
  • Горшок всегда должен стоять в пределах видимости и досягаемости. (Желательно, на полу в детской комнате);
  • Учтите, что горшок не должен быть холодным, иначе это отпугнет малыша. Поэтому выбирайте пластиковые модели, а не металлические или керамические;
  • Важно выбрать устойчивый горшок. Падение может спровоцировать отказ использовать предмет на долгое время. Поэтому лучше выбрать изделия со спинкой и подножкой;
  • Горшочек всегда должен быть чистым, поэтому обязательно мойте его после каждого изделия. Когда малыш, научиться ходить в горшок самостоятельно, приучите его и выливать содержимое самому. Покажите, как это делать на собственном предмете. Чтобы упростить процедуру, выбирайте изделия с ручкой;
  • Не поощряйте игры с горшком, так как он не должен восприниматься, как игрушка!;
  • Под горшочек можно постелить мягкий непромокаемый коврик, который обеспечит комфорт и тепло для ножек. Кроме того, он защитит пол, если вдруг малыш пописает мимо;
  • Вместо горшка можно использовать специальные детские сидения на унитаз. Особенно этот вариант подходит для мальчиков. Однако в первое время использование горшка – более эффективный и легкий метод, так как обучение происходит в привычной детской. Кроме того, горшочек всегда под рукой.


Как отучить от памперса

Когда вы используете памперсы, будьте готовы, что ребенок будет тяжело отказываться от них, особенно от использования ночью и на прогулках. Днем не используйте памперс вообще и говорите о том, что теперь ребенок должен ходить без них.

Постоянно объясняйте малышу, что когда он хочет в туалет, нужно ходить в горшочек. Когда выработаются устойчивые навыки использования горшка, вы начнете замечать, что ночью ребенок остается сухим. К 2-2,5 годам навыки закрепляются, и ребенок все реже хочет в туалет ночью.

Чтобы малыш спал спокойно и не просыпался, не поите его перед сном и всегда предлагайте горшок. Первое время оставляйте в детской комнате ночник, чтобы кроха мог самостоятельно сходить в туалет, если проснется. Утром после сна обязательно сажайте ребенка на горшок в независимости от того, пописал он ночью или нет.

Когда грудничок просыпается сухим или самостоятельно сходил в туалет ночью, обязательно похвалите малыша! Если ребенок долгое время писается в постель и не ходит в горшок ночью, лучше пока не отказываться от памперса.

От подгузника на улице отучайте ребенка в теплое время года. Перед прогулкой обязательно предлагайте малышу горшок и берите с собой запасные штанишки. Кроме того, можно брать и складной горшочек. Через некоторое время ребенок начнет терпеть и научиться проситься в туалет. Как организовать прогулку с грудничком и что взять с собой, читайте .

Повторное приучение

Будьте готовы, что ребенок может регулярно ходить в горшок, а потом вдруг отказаться от процедуры. Причин такого поведения может быть масса. Прежде всего, это раннее приучение, когда малыш ходит в туалет только рефлекторно, а к 2-3 годам при развитии психики он может легко отказаться от горшка.

На малыша может негативно повлиять смена обстановки. Поход в детский садик, переезд или появление второго ребенка в семье – стрессовые ситуации для грудничка. Семейные проблемы тоже негативно сказываются на психике даже такого маленького ребенка. В этих случаях важно дать понять ребенку, что он также любим, проявить терпение и снова приучать малыша к горшку. Кроме того, для трехлетних детей характерно такое поведение, когда они хотят сделать наоборот и выразить протест. Это временное явления, которое скоро пройдут.

Какой горшок выбрать

Сегодня рынок предлагает массу вариантов и моделей горшков для детей любого возраста. Важно сделать удачный и правильный выбор, ведь предмет может оказать прямое влияние на то, как скоро малыш научится ходить в туалет. Изделие должно быть комфортным и безопасным для грудничка. Давайте разберемся подробнее, как выбрать горшок для ребенка.

  • Для девочек берите круглые горшки, а для мальчиков – овальные;
  • Отдавайте предпочтение изделиям из пластика, так как железные и керамические предметы холодные и тяжелые. Легкий пластиковый горшок удобно мыть и брать с собой. Учтите, что это должен быть качественный и экологически чистый пластик!;
  • Для поездок, прогулок, походов в гости и путешествий с грудничком берите складные модели с крышкой;
  • Выбирайте устойчивые модели, чтобы малыш вдруг не упал во время важного процесса;
  • Спинка способствует комфортному и устойчивому расположению ребенка;
  • Модели с подножкой обеспечат устойчивость предмета в то время, когда малыш встает или садится;
  • Модели с ручкой упростят процедуру уборки. Кроме того, такие изделия очень удобны, когда малыш самостоятельно убирает горшочек;
  • Выбирайте такие размеры, которые соответствуют размерам ребенка. Не берите модели с музыкальными сопровождением и световыми эффектами, в форме машинки, животного и пр. Иначе малыш будет воспринимать горшок, как игрушку, которая уведет от понимания, зачем нужен этот предмет.

Доктор Комаровский тоже не рекомендует брать изделия с музыкой, подсветкой и прочими эффектами. Он считает, что цвет и количество “прибамбасов” не играет особого значения. Важно, чтобы ребенок не воспринимал горшок, как игрушку! Поэтому лучше выбирать классические детские горшки.

Если вы приучайте ребенка к унитазу, а не к горшку, важно правильно выбрать детские сидения. Они должны быть мягкими и прочными. Выбирайте жесткие конструкции, которые не прогибаются и не ломаются. Используйте изделия с гладкой и ровной поверхностью, обязательно с антибактериальным покрытием. Правильно подберите размер, важно, чтобы сиденье перекрывало контур чаши унитаза минимум на 0,5 сантиметров.

Когда сажать ребенка на горшок ? В каком возрасте малыш должен научиться самостоятельно ходить на горшок? Эти вопросы волнуют почти всех родителей маленьких детей. И почти всем хочется, чтобы это произошло как можно быстрее, потому что умение пользоваться горшком - явный признак взросления вашего малыша.

Для многих молодых родителей, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, потому что до сих пор писает в штаны, хотя уже давно должен проситься на горшок (например, потому, что его ровесник - сын соседки - уже давно это успешно делает), эта проблема становится очень актуальной, и они прилагают все усилия, для того, чтобы приучить ребенка к горшку. И если ребенок не поддается обучению, они начинают думать (и рассказывают об этом другим), что приучение к горшку - очень тяжелый труд.

На самом деле, не нужно торопить время, необходимо учитывать закономерности естественного развития ребенка, и приучение его к горшку происходит достаточно легко, как бы само собой.

Для того чтобы ребенок смог успешно усвоить как ходить на горшок, его организм должен достичь определенной степени зрелости. Как правило, эта зрелость не наступает до 1,5 лет и боязнь горшка у детей проходит. На всем протяжении первого года жизни ребенок не отслеживает и не контролирует работу своего мочевого пузыря и кишечника; ребенок какает и писает невольно, по мере их заполнения. Вот в этот период вопрос, как научить ребенка пользоваться горшком, уже имеет некий смысл.

Ребенок вообще долго не осознает, что с ним при этом происходит. И эти процессы регулируются безусловными рефлексами. Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок принял способность к саморегуляции этих процессов: чтобы созрели его органы, участвующие в отправлении физиологических потребностей, чтобы стала достаточно зрелой нервная система, способная к формированию условных рефлексов, с помощью которых эти акты регулируются и управляются. Внимательные родители могут определить, когда их ребенок становится способным к этому. Чем более зрелой является ребенок в физиологическом отношении, тем легче будет приучить ребенка к горшку. Надо учесть еще и то, что регулировать процесс какать ребенок способен раньше чем писать.

При регулярном стуле у ребенка первого года жизни можно практически безошибочно определять, когда он готов справить нужду, и подставлять горшок. Обычно первые попытки посадить ребенка на горшок родители делают, когда ребенок уже способен достаточно устойчиво сидеть - в возрасте около 8 месяцев. Но даже в случае успеха утверждать, что ребенок этого возраста уже приучился к горшку, нельзя, потому что ни о какой осознанной регуляции этих процессов со стороны ребенка речь не идет. Только на втором году жизни он становится способным произвольно сдерживаться, когда хочет какать. С этого возраста ребенок готов к сознательному использованию горшка. Детей с нерегулярным стулом в первый год жизни приучить к горшку практически невозможно, как бы ни пытались его мама и папа. Им нужно подождать, когда ребенок станет старше. Если ребенок сидит долго на горшке, тогда возможно вам нужно отойти от него. Часто ребенок плачет на горшке потому, что он не понял почему его сюда привели- ведь родители зачастую насильно ведут ребенка.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Поделиться: