Забота государства о сохранении духовных ценностей примеры. Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков? «Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей, Представим, как обеднел бы человечество, если бы не знал античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды "росписи Рублева, произведения Т. Шевченко или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы вид Киева без памятника Богдану Хмельницкому или Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции сбора, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и природно-научных ценностей, Начнем с музеев "Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин" бао и ", что означает" хранилище реликвий ". С развитием музеев (ныне их в мире более 12 тыс.) Они стали не только собранием ценностей "но благодаря своим экспозициям, выставкам" экскурсиям 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразные по своему профилю: исторические (в том числе археологические "этнографические и т.п.), художественные" литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова "хранилище" и "распространение" относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека с "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействие тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до крупнейших книгохранилищ.

Слово «архив» (в переводе с лат. - Письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известные давно. Архивы - это место хранения документов, в том числе и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, так как ежедневно накапливаются новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, что долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных украинских городов, разрушенных фашистами в годы Великой Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры возрождающихся сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлений помогли геологам XX в. найти колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", что прокладывает посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти "лоцманы" -екскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм "смотреть - не означает видеть" напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить "видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетический излив. Но нередко многое остается неясным из-за слабого знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснение экскурсовода очень важно.

В библиотеках очень трудно ориентирования в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимой из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществе.

Массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран.

Духовный мир человека и деятельность

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадле­ жит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества.

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается.

В чем ценность книги: в ее содержании или в ка­ честве бумаги, обложки, шрифта и т, д.? Явля­ ется ли творческой деятельность тех людей, ко­ торые не создают, а лишь распространяют ду­ ховные ценности? Чем «потребление» книги от­ личается от потребления еды?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие «культура», духовная культура, виды дея­ тельности, потребности человека.

Вспомним отличие духовной деятельности от материаль­ ной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотрен­ ная выше познавательная деятельность является важным про­ явлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания.

Однако духовная деятельность не сводится только к позна­ вательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, мож­ но условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и ду­ ховно-практическую.

Первый вид - это производство (создание) духовных цен­ ностей (духовных благ). Продуктом духовного производства яв­ ляются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Проис­ хождение видов путем естественного отбора», идеи и образы ро­ мана Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в жи­ вописи И. Репина или музыке П. Чайковского), законодатель­ ных актов.

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределе­ ние, распространение, а также освоение (потребление) создан­ ных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом ко­ торой является изменение сознания людей.

СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для того чтобы уяснить особенности духовного производ­ ства, сопоставим его с материальным производством. Если ска­ зать коротко, то материальное производство - это создание ве­ щей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилий, преиму­ щественно умственных. Вы знаете, что роман или научная кни­ га, художественное полотно или крупное музыкальное произве­ дение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производ­ ства отличаются тем, что первое основано на физическом тру­ де, а второе - на умственном? Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производ­ стве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает

труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство наряду с умственным трудом требует подчас и немалых физических уси­ лий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вто­ рых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, осо­ быми группами людей, духовная деятельность которых являет­ ся профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее об­ разование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь про­ дукт духовного производства отличается новизной, уникаль­ ностью, а следовательно, это результат творческой деятель­ ности.

Но духовное производство наряду с профессиональной дея­ тельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуще­ ствляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную цен­ ность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой ду­ ховной деятельности через участие в художественной самодея­ тельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимают­ ся до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, со­ зданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведе­ ний профессиональных мастеров или научных трудов специа­ листов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения су­ ществующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои спо­ собности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал англий-

ский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным мо­ им наслаждением и единственным занятием в течение всей жиз­ ни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, поз­ воляет мне на время забывать или совсем устраняет мое посто­ янное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и ху­ дожественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные от­ крытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например социальные нормы, по­ могают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, воздей­ ствовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается дея­ тельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. духовно-практической дея­ тельностью.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуж­ дения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или карти­ на могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестно­ сти, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспом­ ним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстановлены этот и другие разру­ шенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, ес­ ли бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева, пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как по­ тускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» -- памят­ ника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духов­ ных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выпол­ няющие функции собирания, хранения, исследования и попу­ ляризации культурно-исторических и естественно-научных цен­ ностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает «хранилище реликвий». С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серь­ езным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), худо­ жественные, литературные, естественно-исторические (ботаниче­ ские, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев: это музеи истории учебных заведений, воин­ ских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дво­ ре ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиоте­ ка из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоян­ но возрастала роль библиотек как важнейшего средства содей­ ствия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек громадна: от небольших - личных, школь­ ных, городских - до крупнейших книгохранилищ. Расположен­ ная в Москве Российская государственная библиотека насчиты­ вает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) не­ редко ассоциируется с чем-то очень давним и от жизни дале­ ким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации прак­ тических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждо­ дневно накапливаются новые сведения о деятельности отдель­ ных людей, организаций, государственных учреждений. Архи­ вы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное или восстановить исти­ ну, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изыс­ каниям удалось сделать достоянием гласности ранее засекречен­ ные договоры (например, секретный протокол, подписанный

Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектур­ ных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, па­ мятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвер­ дить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не толь­ ко хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и пе­ редаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - до­ стояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осу­ ществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом за­ висит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «смотреть не значит видеть» напоминает об од­ ной из коренных задач музейного работника - научить «ви­ деть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспом­ ним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непоня­ тым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюже­ тами на библейские темы), из-за недостаточно четкого воспри­ ятия художественного стиля, его особенностей. В таких случа­ ях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг.

И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значи­ мости вклад в деятельность по распространению духовных цен­ ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым ис­ точником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он рас­ пространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное

и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, тех­ никой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учи­ тель стремится заложить основы понимания современной систе­ мы развивающегося научного знания о мире, человеке, общест­ ве. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из из­ вестных педагогов - В. А. Сухомлинский, учителю надо впи­ тать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные цен­ ности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слу­ шателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воз­ действуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспро­ изведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России, зарубежных стран. Со­ кровища петербургских музеев благодаря серии телевизионных передач стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда сможете ум­ ножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в вос­ произведении и распространении духовных ценностей.

ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Создание, сохранение и распространение духовных ценно­ стей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духов­ ных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называет­ ся духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления бо­ лее естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармо­ нию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живо­ пись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Лю­ бовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человечес­ кие потребности. Моральная и психологическая поддержка, вни­ мание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потреб­ ности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении обще­ ния в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, на­ правленные на их удовлетворение. Происходит как бы движе­ ние навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с деятельностью читателя, деятельность актера - с деятельнос­ тью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовно­ го производства и духовного потребления. Никто не сможет на­ слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым. Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни те виды деятельности, которые направлены на создание, распространение духовных ценностей и на приоб­ щение к ним. Но и сами потребности не являются неизменны­ ми. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к ним. Новая книга, например, на­ ходит своих читателей. Создание духовных благ, таким обра­ зом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А освоение (потребление) духовных ценностей также воз­ действует на духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направ­ ленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление пред­ ставляют собой неразрывное единство.

Рассмотрим подробнее духовное потребление. Духовные цен­ ности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержа­ ние литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шриф­ том на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой облож­ ке или жестком переплете. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое сущест­ вование. Например, изношенные одежда и обувь уже не суще­ ствуют как ценности, определяемые их назначением. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (кни­ ги, ноты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной цен­ ности не ведет к исчезновению самой духовной ценности. По­ требление (использование) уникальной картины в художествен­ ном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если со­ блюдаются оптимальные физические условия ее сохранности

(температура воздуха, влажность и т. п.). Более того, ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей, как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принад­ лежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духов­ ного производства. Восприятие духовных ценностей носит твор­ ческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения, восприятие музыкального произ­ ведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опы­ та, но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что

духовное потребление - это особый вид деятельности и, следо­ вательно, он имеет свою направленность, требует определен­ ных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется обще­ ственными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой лите­ ратуры. Один вчитывается в описание природы, другой пропу­ скает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки. Чтобы прочи­ тать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиоте­ ке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими уст­ ройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае магнитофон - это одно из средств удовлетворения по­ требности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вер­ шин духовной культуры нельзя без знаний о литературе и ис­ кусстве, о писателях и художниках, о выразительных средст­ вах и способах их использования, без навыков смотреть и ви­ деть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образо­ вания и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем вы­ ше культура человека, тем больше средств из семейного бюдже­ та он стремится выделить на удовлетворение духовных потреб-

ностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журна­ лы, посещение театров и т. д.), тем больше свободного време­ ни затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и твор­ чества.

Но дело не только в количественных показателях (затра­ тах денежных средств и времени), главное - качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью со­ временной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шеде­ врами мирового музыкального творчества, но та же аппаратура может воспроизводить примитивные произведения, ценность ко­ торых сомнительна. Из программы телевизионных передач мож­ но выбрать спектакли с участием великих актеров современ­ ности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит преж­ де всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает боль­ шое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. (Подумайте, как оце­ нить воздействие моды на духовное потребление. Положитель­ ной или отрицательной будет эта оценка?)

Наиболее распространенные средства приобщения к духов­ ным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг - это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, - говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французский мысли­ тель - Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открыва­ ют нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов в 60-80-х гг. показали, что за несколько десятилетий произошел сдвиг в структуре культур­ ной деятельности людей.

Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культу­ ры (общественно организованными формами). Растет числен­ ность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечны­ ми учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектак­ лей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг просмотром телепередач?

Структура духовной жизни общества во многом схожа с жизнью материальной: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Рассмотрим эту взаимосвязь:

  • 1,2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.
  • 3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.
  • 4,5. Производство и распространение духовных ценностей рождает новые духовные потребности.
  • 6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.
  • 7,8 очевидны, и учащиеся поясняют их самостоятельно.

Особенности потребления духовных ценностей:

Первая особенность : «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов. Обоснование этих утверждений требует учета специфики таких продуктов духовного творчества, как литература и искусство, а именно:

  • 1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.
  • 2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.
  • 3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т.е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным. Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни -- экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. К результатам духовного производства относятся:

  • 1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
  • 2) духовные общественные связи индивидов;
  • 3) сам человек как существо духовное.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. - М.: Просвещение, 2003. - С.135.

Важнейшим видом духовного производства является наука . На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство . Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание. Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей.

Освоение Духовных Ценностей

Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.
Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель
XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".
Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.
Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.
Духовные потребности порождают виды детельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.
Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана!
Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство. Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.
Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определнных усилий, использования соответствующих средств.
В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с отдной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки.(Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.
Наиболее распространенные средства приощения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.
Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или ходожником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он
может приобщиться к любительскому духовнуму творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея. конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит от,... каков он сам...

Поделиться: