Всему свое время: особенности воспитания малышей с рождения до трех лет. Развитие ребенка от года до трех лет

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

  • Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
  • Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и я с любопытством наблюдала, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
  • Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей. Поэтому, хочу выразить особую благодарность Елене Павловне Михалковой (Центр «Рожана», грудному вскармливанию и обучению материнскому искусству), читавшей в начале августа в Новосибирске курс лекций «Мама+малыш. Ребенок от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, а также неизвестные прежде знания и свести их в некую вполне обоснованную систему.

Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:

Развитие нервной системы и психики ребенка является первостепенной и самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! В этот период жизни очень важно создать комфортные условия для психофизиологического развития ребенка , чтобы избежать нарушений его поведения и психики. Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Великое множество нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он там не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валяться не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пусть ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо.

В развитие иммунной системы ребенка важную роль играет также грудное вскармливание . Материнское молоко очень богато иммуномодуляторами, особенно в период от года до 3 лет. При этом основой для роста собственного иммунитета ребенка служит пассивный иммунитет мамы , который передается ребенку не абстрактно, а с материнским молоком. Первые несколько лет жизни малыш «подпитывается» маминым иммунитетом, пока растет свой собственный.

Для полноценного развития сердечно-сосудистой , а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться, бегать и прыгать. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». К 3 годам активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими . Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к новой, твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и «мой ребенок совсем не ест», и «мой все время ест», и «мой не ест кашу», а «мой не пьет чай», и «мой давится мясом», а «мой пьет только из бутылочки», и «мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой». И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.

  • Кормить, только когда ребенок сам просит еду.
  • Кормить тем же и так же, как всю семью.
  • Показывать пример поведения за столом.

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не чипсы с газировкой и лапша быстрого приготовления, но тут уж надо задуматься над коррекцией Вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты уже наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под семейную среду, поэтому: «Начните перестройку с себя!» если Вас что-либо не устраивает в поведении Вашего ребенка. И это касается не только еды и поведения за столом.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Он ловит струйку руками, размазывает лужицы и свои «произведения», шлепает по ним ладошками. Можно для облегчения этого этапа позволять малышу находиться дома голышом, без штанишек. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку, наблюдая как оно впитывается. В результате мокрыми оказывались кофточка, трусики, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску: ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше горшок стоял среди игрушек, как «предмет мебели», и ребенок на него иногда усаживался. Теперь же малыш бежит к горшку «по делу» сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относиться к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

  • Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.
  • Не заставляем, если не хочет.
  • Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку . Горшок не должен быть центром внимания, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметить, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предосудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни. Это касается и знакомства ребенка со своими половыми органами. Ведь для него они такая же часть тела, как нос или руки. В сознании ребенка нет разницы между голой попой и голой коленкой, например. Вся «сексуально черная» окраска всегда навеяна взрослыми. Фраза «тебе не стыдно с голым задом?...», ребенку совершенно не понятна. Стыдно в 15 лет…

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать , а не заставлять и приучать. «Из меня выйдет хорошая мать, - говорила одна моя знакомая и добавляла - Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет варить отдельно еду для ребенка, подсчитывая калории, и перетирая мясо на мясорубке. Она не станет кормить ребенка в течение часа, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, а не мама при ребенке . Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

Узнать, насколько мама успешно справляется со своей ролью, можно лишь после окончательного взросления человека. Но первый педагогический результат можно оценить уже в 3 года. Это некий ориентир биологической нормы Homo sapiens:

Если все происходит в соответствии с Программой Развития, то у него спокойный и ровный сон, он всегда просыпается довольным и счастливым, способен занять себя сам. У него нет тревожности, настроение ровное и спокойное. Плачет он редко, и только по серьезному поводу. Он не агрессивен, не ищет повода для ссоры с мамой, и другими членами семьи, он послушный. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ему знакомы понятия опасности и безопасного расстояния. Он умеет вести себя безопасно на чужой территории, не привлекая внимания. Ребенок должен быть физически здоров, и не склонен к травматизации. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека, умеет найти компромисс. Он хороший «едок», у него хороший аппетит, он не копается в еде. Он полностью контролирует функции мочеиспускания и дефекации.

Все это необходимо, чтобы успешно встроиться в группу, и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить окончательно результат педагогического воздействия можно после достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные мамами именно в воспитании ребенка раннего возраста, до 3-х лет. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления!!!

15.12.04
Елена Шмакова (Lapka),
мама троих детей 1, 3 и 7 лет.
Новосибирск.

Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии – не возбужденным, не утомленным и не раздраженным, поэтому возвращайтесь с прогулки за 20–30 минут до обеда или ужина, чтобы набегавшийся и наигравшийся малыш

мог успокоиться. Для этого ему можно предложить тихую игру.

Малыш за столом

Уже с первых лет жизни нужно воспитывать у малыша умение правильно вести себя за столом. Но спешить в этом деле не следует. Малыш должен чувствовать себя за столом раскованным, а время приема пищи должно быть приятным для него. Это напрямую связано с процессами пищеварения.

Мы предвидим ваш вопрос: а как же быть с хорошими манерами? Ведь не секрет, что малыш, особенно в первое время после того, как он стал есть самостоятельно, ведет себя за столом подобно маленькому «свину».

Приучать ребенка к опрятности во время еды следует исподволь. И здесь необходим прежде всего ваш собственный пример. Садитесь за стол вместе с вашим ребенком, используйте это время для спокойной беседы о том, что ест малыш, как это полезно.

Покажите ему, как держать ложку. Начинать учить малыша пользоваться ею можно с 1 года 1 месяца – 1 года 2 месяцев. Предложите ему для начала есть ложкой блюдо, которое он очень любит, например протертую морковь с яблоком. Такое пюре легко зачерпнуть ложкой, оно не вываливается на стол при малейшей оплошности ребенка.

В первое время вам придется помогать малышу. И не только показывая, как нужно пользоваться ложкой, но и используя метод «пассивных движений». Не раздражайтесь, если у ребенка не все получается так, как вам хотелось бы.

Не забывайте, что в этом возрасте ручная моторика у вашего сына или дочери находится еще в стадии становления, ребенку трудно освоить сразу те далеко не простые движения, которые для нас, взрослых, столь естественны.

Если вы будете чрезмерно требовательны и строги, у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к приему пищи, и тогда у вас возникнут серьезные проблемы с питанием.

Для того чтобы ребенок скорее «освоил» ложку, предоставляйте ему почаще возможность есть самостоятельно. При этом выбирайте такое время, когда вы никуда не спешите.

При вашем благожелательном и спокойном отношении, при достаточно частой тренировке ребенок уже к середине 2-го года жизни будет есть самостоятельно. Ребятишек, страдающих расстройством аппетита, нередко приходится готовить к приему пищи. Для этого можно использовать страсть маленьких детей делать что-нибудь, как мама.

В этом возрасте малыш должен знать, что перед едой нужно вымыть руки. Пусть он сам надевает на себя фартучек или нагрудник, сервирует стол, предварительно покрыв его клеенкой или положив на нее салфетку.

Малыша лучше кормить отдельно. За общим столом он отвлекается, требует дать то, что по возрасту ему никак не положено, капризничает. Хотя есть дети, которые едят лучше и за общим столом. Но в любом случае место, где ребенок ест, должно быть постоянным.

Во время еды помогайте малышу оставаться чистым. Так начинает складываться навык опрятности за столом. Если малыш пачкает личико или пальчики пищей, сначала вытирайте его вы, а затем предложите ему сделать это самому. При спокойном и неукоснительном приучении к опрятности малыш уже к концу 3-го года жизни ест аккуратно, а закончив еду, вытирает руки и губы салфеткой.

Во время еды нельзя торопить ребенка, заставлять его есть насильно. Подчас малыш, не желающий есть, не глотает пищу, держит ее во рту, в то время как бабушка или мама засовывают ему в рот все новые ложки с едой. Ни к чему иному, как к расстройству аппетита и отвращению к пище, такой метод кормления не приводит.

Если малыш не хочет есть, позвольте ему выйти из-за стола. Но тут уж постарайтесь выдержать характер и ничего из еды не давайте ребенку до следующего кормления. Пусть ваше родительское сердце не сжимается от жалости. Ничего ужасного не произойдет, если ребенок не поел однажды.

Как раз перекусы в таком случае – плохая мера воспитания. Ребенок быстро разберется в вашей слабости и будет ее использовать в дальнейшем. Так проблему с кормлением вам не решить.

Во время еды приучайте ребенка выражать свои просьбы спокойно и вежливо, пользуясь словом «пожалуйста». И вновь подчеркнем – в поведении ребенка отражаются те формы обращения, которые приняты у вас в семье.

Вам трудно требовать от малыша придерживаться норм поведения, которых он не встречал в повседневной жизни. Помните о том, что малыш в этом возрасте во всем подражает Вам .

Рацион ребёнка 1 — 3 лет

В возрасте от 1 года до 2 лет ребёнок должен получать 95 мл жидкости на 1 кг массы тела, в возрасте от 2 до 3 лет – 60 мл.
Поэтому в дневном рационе ребенка не менее пяти блюд должны быть жидкими (молоко, кофе с молоком, чай на завтрак, первое и третье блюда – в обед, сок – в полдник, простокваша, кефир – на ужин).
Но во время ужина ребенку лучше пить поменьше. Утолять жажду перед сном можно фруктами и ягодами.

Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 года в среднем 1000–1200 мл, от 1, 5 года до 3 лет – 1200–1400 мл.

При распределении калорийности питания советуем придерживаться следующей схемы. На завтрак должно приходиться 30%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 20% общего количества калорий (в возрасте от 1 до 1,5 года – 1250–1300 ккал, от 1,5 года до 3 лет – 1400–1500 ккал в сутки).

При этом ежедневная потребность в источниках питания (на 1 кг массы тела) составляет: в белках – 4 г, жирах – 4 г, углеводах – 15–16 г. Другими словами, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4.

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в меню ежедневно. Молока ребенку требуется не менее 500–600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд).

Кисломолочные продукты детям так же полезны, как и на 1-м году жизни.

Творог и сыр – источники полноценных белков и жиров, они хорошо перевариваются и усваиваются. Однако в натуральном виде творог можно давать только из молочной кухни или приготовленный дома из свежего кефира. Сыр детям до полутора лет лучше предлагать только неострых, некопченых, мягких сортов.

Сливки и сметана слишком богаты полезным молочным жиром, поэтому их не дают ребенку в натуральном виде. Заправляйте ими супы, готовьте с ними соусы. Сметану из магазина необходимо термически обрабатывать.

Далее в разделе приведен набор продуктов на каждый день, но это не значит, что ребенок, например, ежедневно должен съедать 40 г творога, 5 г сметаны и 3 г сыра. Лучше всего давать их 2–4 раза в неделю, но в больших количествах. Если сегодня он съел 100-граммовый сырник и 30 г сметаны, то в следующие дни эти продукты будут отсутствовать на его столе.

Мясо или рыбу нужно подавать ребенку ежедневно. Дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы. Давайте им эти «деликатесы», но только в том случае, если они свежие. Можно рекомендовать детские мясные консервы (непременно следя за сроком их годности и никогда не пользуясь уличной торговлей).

Рыба – ценный продукт питания, в ней содержатся легкоусвояемые белки. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет можно давать любую нежирную морскую рыбу и все виды речной. Не очень полезны жирные деликатесные сорта рыб – палтус, осетрина, лосось, семга, угорь, а также рыбные консервы и икра. Они плохо перевариваются и к тому же могут вызывать аллергические реакции.

Ребенку в раннем возрасте необходимо в сутки 35–100 г мяса и 25–30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4–5 дней давать мясо (по 100–130 г) и 2–3 дня – рыбу (по 70–100 г).

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только желток. И все же будьте осторожны: у некоторых малышей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца.

Яйца дают маленьким детям по-прежнему только в крутом виде или омлетах, запеканках, сырниках.

Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержатся овомукоид и авидин – вещества, подавляющие действие пищеварительных ферментов. При термической обработке эти соединения разрушаются, и белок яйца усваивается практически полностью.
Целесообразно давать одно яйцо через день-два.

Всем детям раннего возраста полезно растительное масло. Но обращаем ваше внимание на то, что при термической обработке (например, во время жаренья) растительные масла быстро окисляются и теряют многие свои полезные качества.

Поэтому их лучше использовать в натуральном виде, заправляя ими салаты и овощные пюре. Причем для заправки блюд лучше применять нерафинированные масла. Содержащиеся в них фосфолипиды улучшают обмен веществ.

Сливочное масло лучше добавлять в каши или мазать на хлеб. Использовать его для жаренья не стоит, так как при нагревании оно теряет свои ценные качества.

Ребята очень любят баранки, сухари, бублики. Наиболее полезен хлеб из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Он богат витаминами группы В и растительными белками.

Крупы в качестве источника растительного белка, витаминов и минеральных солей также необходимы детям. Из круп в раннем возрасте первое место занимают гречневая и овсяная. Но теперь можно ввести в рацион ячневую, перловую, рисовую, реже – пшенную крупы.

Макаронные изделия менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легко перевариваются. Кроме того, дети, как правило, любят макароны. Однако их не стоит включать в рацион малышей, масса тела которых находится на пределе избыточности.

Горох, фасоль, бобы, чечевица из-за грубой клетчатки и того, что они пучат, редко используются в питании малышей.

Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. Это должны быть полезные природные сахара фруктоза или глюкоза, но ни в коем случае не сахароза (это эффективный иммунодепрессант и главная причина кариеса зубов).

Если в питании в качестве сладостей используются фруктоза и сладкие фрукты (свежие и сухофрукты), ограничивать их не нужно.

От года до трех его количество сахаров в среднем не должно превышать 50 г в сутки. Если нет возможности отказаться от сахарозы, ее жесткое ограничение должно стать для вас законом (потребление сахарозы вредно для организма человека, тем более ребенка).

Не поощряйте знакомых и родных, которые приносят в качестве гостинца конфетку или шоколад. Это не очень нужное лакомство в таком возрасте. Если давать ребенку шоколад, то только черный горький не ниже 70%-ного – в нем содержатся полезные вещества. Но малейшая примесь молока эти полезные свойства шоколада блокирует. Потому шоколад не должен быть молочным, и его не следует есть с молоком.

Многие промышленные сладости из-за содержания в них синтетических ароматизаторов и вкусовых веществ вызывают аллергические реакции, содержащаяся в них сахароза портит зубы.

Уж если давать ребенку сладкое, то пусть это будет мармелад или пастила, лучше приготовленные самостоятельно.

Промышленные сладости можно давать только в небольших количествах – не более 10–15 г в сутки. Еще лучше в качестве полезных сладостей использовать сладкие сушеные фрукты – финики, курагу, инжир, изюм, чернослив, различные компотные смеси.

Чрезвычайно полезны ребенку овощи, фрукты, зелень. И не только из-за содержания в них витаминов (хотя наборы витаминов в растительных продуктах весьма ограничены), большого количества минеральных веществ, пектина, клетчатки, углеводов, но и потому, что они выравнивают кислотно-щелочное состояние организма. Изменение его в сторону кислотности или щелочности приводит к различным заболеваниям.

Овощи можно давать малышу самые разнообразные – морковь, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, тыкву, цветную капусту, зеленый лук.

Необходимо добавлять в еду зелень – петрушку, сельдерей, укроп.

Хорошо влияет на пищеварение кисель из ревеня.

Меню ребёнка 1-3 лет

Для того чтобы ребенок с удовольствием ел, мало хорошего аппетита и прекрасного настроения перед едой. Пища должна быть достаточно разнообразной, а объем блюд – таким, чтобы ребенок с удовольствием съедал все.

Например, не допускается, чтобы в течение дня малыш не раз получал одно и то же блюдо, или 2 раза в день – каши (например, на завтрак и ужин), хотя бы и разные, или, скажем, вермишелевый суп на первое и отварную вермишель на гарнир ко второму блюду и т. д.

Если малыш страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать суп, заменив его соком или водой. Если же ребенку с хорошим аппетитом недостаточно для насыщения обычного количества пищи, ему можно предложить еще салат, овощной гарнир или даже суп, но без хлеба.

На завтрак и ужин дети могут получать различные молочные каши, но отдавать предпочтение лучше все же гречневой и овсяной. Очень любят дети каши с овощами и фруктами (овсяную, манную или рисовую – с тыквой, изюмом и т. д.).

Каши чередуют с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста или свекла, морковь в молочном соусе, овощная икра).

Готовят и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запеканки).

Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овощами, с картофелем, яблоками).

Промышленно произведенные колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колбасу) следует исключить полностью и навсегда.

На завтрак дети могут получать колбасные изделия жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный непосредственно перед кормлением, а также бутербродные смеси на основе отварной или жареной рыбы.

По возможности на завтрак и ужин детям дают салаты из свежих овощей и фруктов, правда, меньшими порциями, чем на обед. Салаты особенно рекомендуются летом, когда из-за жары у ребятишек ухудшается аппетит.

Во время завтрака малыши охотно пьют, хотя бы каждый день, злаковый (суррогатный, ненатуральный) кофе с молоком, предпочитая его простому молоку, а также чай с молоком или какао (если ребенок его хорошо переносит), а на ужин – кефир, молоко или чай с молоком.

В обед малыш обычно съедает четыре блюда. Сначала идет салат, лучше из свежих овощей и фруктов, с добавлением свежей зелени. Чтобы ребенок более охотно съедал овощной салат, в него можно добавлять фрукты (например, мелко нарезанная свежая капуста с изюмом, тертая морковь с яблоками, вареная тертая свекла с черносливом).

На первое ребенок может получать как бульоны (мясной, рыбный, куриный), так и супы на этих бульонах, постные овощные супы-пюре со сметаной, молочные с овощами или макаронными изделиями. Выбор первых блюд для детей раннего возраста очень широк.

В качестве вторых блюд ребенок съедает, как правило, все мясо, предназначенное ему на день. Это могут быть паровые кнели, рулет с яйцом, суфле, котлеты, пюре, запеканки с мясом говядины, птицы или с рыбой; тушеное, или запеченное, или жареное мясо (рыба, птица). А также различные мясные и мясо-печеночные паштеты.

На третье детям лучше давать свежие фрукты или ягоды, соки или компоты из свежих либо сухих фруктов и ягод, фруктовые пюре, свежеприготовленные или консервированные для детского питания.

Нежелательно готовить кисели из концентратов. Пищевой ценности они не имеют, а углеводами детей перегружают. Вообще, надо взять в правило готовить ребенку пищу только из натуральных исходных продуктов, а не из концентратов или консервов.

На полдник малыши с удовольствием едят печенье или выпечку разного рода, молоко, кефир, свежие фрукты и ягоды.

Помня об основных правилах составления детского меню и стараясь следовать рекомендациям специалистов, не нужно забывать и об индивидуальных пристрастиях малыша к тем или иным блюдам, если, конечно, речь идет не о сладостях.

Некоторые детишки оказывают настолько ярко выраженное предпочтение какому-либо блюду, что близкие вынуждены порой выдерживать настоящие сражения при попытках заменить это блюдо на другое, более питательное или вкусное, по их мнению.

«Я знала одного маленького мальчика, – пишет известный детский психолог Э. Ле Шан, – который испытывал подлинную страсть к вареным макаронам и тефтелям. Его мать хотела, чтобы он получал сытный завтрак. И каждое утро превращалось в пытку для всей семьи, пока она не поняла, что макароны и тефтели столь же питательны, как и большинство продуктов для завтрака. В течение трех лет мальчик ел на завтрак макароны».

Есть малыши, которые на завтрак с удовольствием едят суп, или обязательно сосиски с картофельным пюре, или еще что-нибудь постоянное. Некоторые малыши в течение нескольких дней требуют одно и то же блюдо, отказываясь от других, а потом, насытившись им, могут увлечься каким-либо другим.

Если вы встретились с подобной оригинальностью у своего малыша, наш совет – отнеситесь к ней с уважением. Чаще всего борьба с маленьким ребенком из-за еды либо приводит к стойкому нарушению у него аппетита или отказу есть за столом, либо превращается для малыша в повод заявлять во время трапезы о своей независимости и утверждаться в ней.

Встречаются и другие ситуации, к которым взрослые относятся порой чересчур серьезно, хотя они того не заслуживают.

Многие дети, например, во время обеда, прежде чем приступить к салату, с наслаждением выпивают компот или сок или съедают что-нибудь сладкое. Часто это бывает поводом для бурного выяснения отношений с сыном или дочкой. Нужно ли это? Поверьте, нет. Понаблюдайте за малышом. Если он после такой прелюдии с удовольствием съедает весь обед, оставьте тот порядок приема пищи, который ребенок сам установил для себя. Этот выход из положения будет самым благоразумным. Вы не только сумеете избежать неблагоприятных последствий подхода к ребенку «с позиции силы», но и сохраните и даже упрочите отношения с ним.

Существует мнение, что при составлении меню для ребенка рацион не должен быть строго сбалансирован каждый день. Детям свойственны отклонения от питания «по науке».

Но в то же время они инстинктивно стремятся к его уравновешенности, правда, в более широком, чем один день, временном промежутке – в течение нескольких недель и даже месяцев. И это вам также следует учитывать.

При составлении меню руководствуйтесь правилом: еда не только источник всех необходимых для ребенка питательных веществ, но и повод для удовольствия. У ребенка ни в коем случае не должны быть связаны с ней неприятные эмоции.

Позвольте сыну или дочери в известной мере выбирать пищу из того разнообразия блюд, которое вы ему или ей предлагаете.

Приготовление пищи для ребёнка 1-3 лет

Для приготовления детского питания нужно использовать только доброкачественные продукты.

Блюда для детей первой половины 2-го года жизни это – по преимуществу блюда из протертых продуктов. Такая особенность питания малышей этого возраста связана с тем, что у них в достаточной мере не сформирован жевательный аппарат. И все же детишек постепенно приучают к более грубой пище.

Салаты готовят из сырых и вареных овощей, протертых на мелкой терке. Первые блюда – это прежде всего супы-пюре. Однако детишкам можно давать и суп с общего стола. Содержимое его размельчают непосредственно перед употреблением прямо в тарелке – вилкой или ложкой.

Вторые блюда из говядины, рыбы или птицы готовят на пару.

Яйца дают детям сваренными вкрутую и размятыми, добавляя в отварную вермишель, мясной рулет, зразы. Из яиц можно готовить паровой омлет на водяной бане в течение 20 минут. Яйца добавляют также в тесто во время приготовления оладий, блинчиков, запеканок. Желтки растирают с сахаром, а охлажденные белки сбивают венчиком. Благодаря такой подготовке яиц тесто получается пористым и лучше усваивается.

Крупы (манка исключается, до 3 лет она крайне нежелательна из-за высокого содержания глютена), перед приготовлением перебирают и хорошо промывают, а затем засыпают в кипящую воду и варят до готовности. Дети до 1,5–2 лет получают непротертые, но сильно разваренные каши.

Только в особых случаях каши из овсяной, гречневой, рисовой и перловой круп, приготовленные из целых зерен, протирают через сито (миксером не пользуются).

Для приготовления каш молоко в сыром виде добавляют к уже сваренной крупе и смесь доводят до кипения. Протирают кашу перед добавлением молока. Если вы готовите кашу с овощами или фруктами, то в готовое блюдо вводят либо пюре из тушеных овощей, либо пюре из свежих яблок, слив, персиков.

После 1,5–2 лет в меню ребенка можно включать блюда из тех же продуктов, но запеченных и даже жареных, но сначала без панировки. Позже их перед жарением обваливают в муке или толченых сухарях. Овощи для салатов в этом возрасте можно натирать уже на крупной терке или мелко резать ножом.

Мясо хорошо промывают в проточной воде, срезают загрязненные места и клеймо. Замороженное мясо нужно оттаивать в крупных кусках в холодильнике или при комнатной температуре. Если эту процедуру проводить в воде, особенно теплой, то теряется много сока, а следовательно, и питательных веществ. Оттаявшее мясо нужно сразу использовать. Вообще, лучше начинать готовить замороженное мясо не размораживая. Или лишь слегка разморозив до состояния, когда можно резать ножом.

Для приготовления пюре, суфле, рулета, мясо опускают в кипящую воду (в таком случае в нем сохраняется больше питательных веществ) и варят до готовности.

Затем мясо пропускают через мясорубку дважды, добавляют мясной бульон и доводят до кипения.

С замороженными курами поступают так же. Но дополнительно из тушки удаляют остатки перьев, опаливают, потрошат, тщательно промывают холодной проточной водой.

Если вам нужен бульон, мясо режут на куски, кости рубят, все это опускают в холодную воду и варят на медленном огне 1,5–2 часа. Приправы (коренья, лук) и соль добавляют за 20–30 минут до окончания варки.

Фарш для котлет, биточков, фрикаделек готовят непосредственно перед его использованием. Паровые котлеты и тефтели тушат в духовке 30 минут, котлеты обжаривают с обеих сторон 10 минут, а затем пропекают в духовом шкафу.

ВАЖНО! Промышленно замороженную рыбу покупать и кушать нельзя. В нее для увеличения веса вводят воду с весьма токсичными полифосфатами. Так в рыбу удается вморозить 55% воды. При оттаивании таким образом замороженной рыбы вода из нее льется ручьем, а ядовитые полифосфаты остаются в рыбе.
Самостоятельно замороженную свежую рыбу можно с успехом хранить в холодильнике до 2 месяцев. В пищевом отношении она ничем не хуже свежей.
Свежую рыбу перед замораживанием следует очистить, порезать на порционные куски, поместить в полиэтиленовые пакеты и заморозить.

Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, потрошат, удаляют кости и готовят. Ее варят, тушат или жарят.

Субпродукты сначала многократно промывают проточной водой. Если готовят печень, то из нее вырезают крупные сосуды, пленки, желчный пузырь. Почки надрезают вдоль, снимают пленки, замачивают в холодной воде на 3–4 часа, а затем тщательно промывают в проточной воде.

В питании детей раннего возраста широко применяют разнообразные пудинги, в которые наряду с крупами входят фрукты, овощи, мясо, рыба. Благодаря тому что ингредиенты пудинга измельчают, протирают, разрыхляют (для чего используют взбитые яичные белки, которые вводят в готовую массу перед запеканием в духовом шкафу или отвариванием на водяной бане), это блюдо получается пышным и легко усваивается, а потому особенно рекомендуется для детского питания.

Из вязких каш можно готовить котлеты или биточки. С вареньем, повидлом, джемом, сладкой подливкой или киселем дети их едят с удовольствием. В охлажденную до 50–60°C кашу добавляют сырые яйца, массу хорошо вымешивают, формуют котлеты или биточки, а затем пропекают в духовом шкафу 5–7 минут.

Макаронные изделия засыпают в подсоленную кипящую воду, варят до готовности, откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Макаронные изделия во время варки поглощают количество воды в 2 раза большего объема, чем собственный. Поэтому для их варки нужно брать достаточно много воды. Из готовых макаронных изделий, смешивая их с яйцом, протертыми тушеными овощами, творогом, яблоками, черносливом и т. д., готовят запеканки (смесь в течение часа запекают в духовке).

Блюда из бобовых для раннего возраста готовят редко, и в основном в виде протертых супов. Для этого горох, фасоль, бобы перебирают и замачивают в холодной воде на 3–4 часа, затем воду сливают и варят до готовности в другой воде. Продукт протирают через сито.
ВАЖНО! Фасоль следует замачивать на 8-12 часов только в предварительно прокипяченной и остуженной воде. Еще лучше использовать воду дистиллированную. При замачивании фасоли в сырой воде, она становится твердой, стекловидной из-за содержащихся в воде солей кальция. Замачивание лучше проводить в холодильнике. Варить фасоль следует на самом слабом огне, т.к. достаточно 3-х минут бурного кипения, чтобы фасоль утратила мягкость и стала стекловидной.

Детям раннего возраста можно давать булочки, пирожки, печенье. В бисквитное, песочное и дрожжевое тесто в этом случае можно добавлять только сливочное масло (но не маргарин – с 1 января 2008 года он строго запрещен даже в питании солдат Российской Армии).

Кроме того, до полутора лет детям лучше не давать изделия из дрожжевого теста, оно еще недостаточно хорошо усваивается ими. В этом возрасте рекомендуются печенье из песочного теста и подсушенные бисквиты.

Все блюда для детей раннего возраста готовят на сливочном и растительном масле. Объем последнего должен составлять около 15% от общего объема используемых жиров.

При приготовлении детской пищи исключаются острые и пряные приправы и содержащие их соусы.

Для улучшения вкуса блюд лучше применять овощи (помидоры, сладкий перец), фрукты, кислые соки, щавель, листовую зелень.


«Wellness»: здоровое питание и комплекс мультивитаминов и минералов

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Словарный запас

Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.
Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ах, эти падения…

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Учимся кушать самостоятельно

Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Вашему малышу 2 годика

В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

Поделиться: