Пример самосознания. Структура и формы самосознания

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение - это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих - прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность - целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни - смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии - заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я - наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена - даже в лучшую сторону - может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую - самостью. Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение - не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Вопрос 31. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Уровни развития самосознания

Аспект самопознания

Аспект самоотношения

1. уровень природного индивида, я – это прежде всего природное тело

О самосознании можно говорить условно. Происходит построение схемы собственного тела. Происходит выделение себя из окружающей среды. Построение схемы тела предполагает координацию собственных движений. Познание связано с действием. Происходит развитие сенсомоторного интеллекта

Самоотношение=самочувствие, переживание комфорта, дискомфорта. Природные переживания слиты с аффективными

2. соц. Уровень

Построение образа собственного Я. Это построение является результатом самовосприятия. Восприятия своего внешнего облика, особенностей поведения, психологических характеристик. Чтобы я образ был адекватен нужна децентрация.

Я образ постоянно меняется. Это изменение не всегда соотносится с реальной картиной. Опыты Готтшильда и Вилле (каким человек видит себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, специальными ручками может изменять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом расхождение увеличивается, так как у человека формируется внутренний образ я)

Включает два компонента: эмоциональный компонент – самоуважение, и волевой компонент – саморегуляция. Самоуважение – потребность в принятии другими людьми, быть замеченным. Развитие самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости – завершается ролевой идентификацией. Саморегуляция проявляется в способности людей управлять своими НПФ. Идет формирование ВПФ

3. личностный уровень развития мышления.

От самовосприятия к самопознанию – человек сам познает себя – формирование я-концепции. Это уже не просто самовосприятие, а осмысленное понимание себя. Познавательная деятельность направлена вовнутрь. Понимает свои мотивы. Происходит второе рождение личности. Всегда существует зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой - условия самоактуализации.

Личностное самоотношение человека – самооценка. Понимание своего реального я. Адекватность в осознании расхождения между я реальным и яидеальным – самооценка. Моменты несовпадения я реального и идельного – некогруэнтность. Это точка для личностного роста.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание результатов своей активности

4)осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.

5) осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим

6) овладение речью и как следствие возможность диалога с другими

7) наличие когнитивных схем

8)осознание наличия различных точек зрения

9)осознание своих мотивов, возможностей, способностей

10)знание и управление своей познавательной деятельностью

11) наличие автобиографической памяти.

1-4:природный Ур, 5-8:социальный уровень, 9-11:личностный уровень.

Уровни развития самосознания.(еще-какая-то классификация)

Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия.

Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Важной категорией самосознания является поступок , как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Понятие я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

    когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

    ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

    поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

    на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

    на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

    на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин):

1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми

2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Понятие образа-Я.

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции : а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Кант : сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Проблема формирования самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Определение самосознания в психологии - это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.

Суть проблемы

По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.

Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.

Компоненты самосознания

Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.

Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:

  1. Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
  2. Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
  3. Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
  4. Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.

Направления в науке

Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.

Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии - это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.

Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.

Развитие проблемы

Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:


Структура проблемы

Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
  2. Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
  3. Ч еловек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
  4. Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.

Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.

Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как "текущее Я" и "личностное Я". В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные "текущих Я". Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.

Другая точка зрения

Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:

  1. Человек способен осознавать мотивы - близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это "Я действующее".
  2. Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это "Я реальное" и "Я идеальное".
  3. Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
  4. Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.

Точка зрения Юнга

Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

Точка зрения гуманистов-психологов

По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.

Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.

Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.

Категории

Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:

  • Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
  • Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть "наша" команда, и "не наша". Если человек в первой - он хороший.
  • Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
  • Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.

Уровни феномена

Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.

Чувственный . На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.

Личностный . Человек начинает осознавать свою активность.

Уровень ума . Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.

Целенаправленная деятельность . На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.

Виды самосознания

Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:

Общественное . Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.

Частное . Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.

Повышенное самосознание

Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.

Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.

У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.

Патологические формы проблемы

Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:

  1. Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного "Я". В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
  2. Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
  3. Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
  4. Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.

В заключение

С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание - постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.

В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.

Как известно, каждый человек обладает сознанием, то есть биологически обусловленной способностью осознавать окружающий мир и самого себя (иначе – самоосознавать). Сознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

Понятие самосознания

Определение

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции , а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я», собственной индивиду альности. По мнению В. С. Мерлина, «объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности».

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  1. овладение собственным телом;
  2. возникновение произвольных движений;
  3. самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  4. постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  5. принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.

Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции. На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Согласно точке зрения Р. Лэнга, самосознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого. Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, самосознание словно подводит итоги психического развития личности на конкретных его этапах, а с другой – предстает как внутренний регулятор поведения.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды», причем второе рождение связано именно с формированием самосознания, которое исследователь рассматривал с учетом отношения личности к самой себе, на основе стремления к самосовершенствованию. В соответствии с этим, наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Однако в научной литературе предлагаются и другие точки зрения на структурные элемента самосознания.

Структура самосознания

Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. В. Столина «Самосознание личности» (1983). Исследователь в качестве основной «единицы самосознания» предлагает рассматривать смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений В. В. Столина сведена к пониманию того, что множественность видов деятельности порождает множественность смыслов «Я», пересечение разных деятельностей ведет к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я», в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов: самопознание, самоконтроль (или саморегуляция), самосовершенствование. Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Рис. 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну)

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию. Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов:

  • элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
  • элементы настоящего (реального) «Я»;
  • элементы идеального «Я» и др.

Вывод

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения.

С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Кроме перечисленных функций некоторые исследователи рассматривают адаптационную, мотивационную, организационную, проективную и некоторые другие функции самосознания, суть которых, по мнению И. С. Кона, сводится к тому, что самосознание «не просто дает индивиду достоверные сведения о самом себе, а помогает в выработке эффективной жизненной ориентации, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности и самоуважения». Важно также, что все функции самосознания связаны между собой, могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности. К. Маркс справедливо заметил, что животное абсолютно тождественно со своей жизнедеятельностью, оно просто не отличает себя от своей жизнедеятельности, составляет с ней одно неразделимое целое. Животное, собственно, и есть эта жизнедеятельность, оно как бы живет «вместе с жизнью», не замечая ее: спит, ест, убегает от опасности. Здесь нет восприятия времени, возраста, чувства удовлетворенности. Всем этим движет лишь инстинкт выживания в среде.

Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Так, иногда здесь выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):
- непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);
- личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);
- интеллектуально-аналитический (уровець осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение чг рез самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:
- осознание индивидом отличия себя от остального мира;
- осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- осознание своих психических свойств;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение.

При всем различии взглядов в динамике самосознания просматривается и общее - усиление роли социальной составляющей.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
- когнитивный, отражающий самопознание индивида;
- эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);
- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:
- формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).
- самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности». Что касается взглядов на механизмы генезиса самосознания, то здесь наблюдаются расхождения. Вот некоторые из них:
- самосознание первично для человека и обусловлено в значительной степени генетически. Ребенок постепенно узнает себя в самом себе, в окружающем его мире, отмечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно поддерживать устойчивость своих личностных качеств, т.е. формирует сознание;
- самосознание не является самостоятельным процессом. Сознание и самосознание формируются одновременно, и их автономное существование невозможно. Осознание внешнего мира и себя - единый процесс, возникающий в результате синтеза самоощущений и ощущении элементов объективного мира. В развитии самосознания наблюдаются те же периоды, что ив развитии знаний человека об объективном мире: элементарные самоощущения - самовосприятие - самопредставления - мнения и понятия о себе. Далее этот процесс переходит на более высокий, рефлексивный путь развития самосознания, при котором место ощущений занимают процессы самоосмысления в понятийной форме. Становление самосознания обеспечивается общественно-культурным фактором, взаимодействием человека с другими людьми в сфере деловых и межличностных отношений.

Поделиться: