План-конспект занятия на тему: Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии). Программа индивидуальных коррекционно-развивающих заня

Татьяна Колпакова
Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет )

Приготовила : педагог -психолог д/с № 6 Колпакова Т. В.

Тема «Сказка на песке»

Цели :

Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка .

- Развитие мелкой моторики рук .

- Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Задачи :

1. Улучшение психологического самочувствия ребенка .

2. Формировать у ребенка представления об окружающем мире.

3. Разыграть сказку, используя песок и мелкие игрушки.

4. Способствовать развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, воображения.

5. Формирование навыка экспериментирования с песком.

Оборудование :

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, маленькие игрушки насекомых, две мышки.

1. Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц пальцев рук.

Психолог :

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек : хочешь – рой, а хочешь – строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки. Создадим с тобой «волны»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель : развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование : Песочница.

Ход игры:

Психолог говорит и одновременно показывает движения ребенку , ребенок повторяет слова и движения за психологом.

«Идёт медведь» - кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка косолапый.

По лесу идет, Топ-топ-топ…

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

4. Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Психолог : Рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки, выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку) маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка, он боялся ветра, солнца, насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока однажды не услышал, как кто-то недалеко от норки кричит. Это был другой мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали хорошими друзьями.

5. Обсуждение с ребенком занятия .

Что тебе сегодня понравилось на занятии ?

Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

Чего боялся мышонок?

Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

Как бы ты поступил, если кому, то была бы необходима твоя помощь.

Использованная литература :

1. Практикум по песочной терапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке»

Публикации по теме:

Конспект адаптационного занятия педагога-психолога с детьми второй группы младшего возраста «Домашние животные» Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Создание положительного эмоционального настроя.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления Конспект индивидуального занятия с ребёнком подготовительной группы «Развитие словесно-логического мышления» Задачи: Образовательные: 1.

Конспект НОД педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате «Волшебная комната» Конспект НОД педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста в сенсорной комнате «Волшебная комната» Цели: - развивать когнитивную.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Страна понимания» Кротова ГалинаКонспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"Цель:создание условий для ознакомления.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

Программа развивающих занятий “Мир психологии” "рис. 1" содержит в себе: описание структуры программы; подробный сценарий уроков (по количеству рабочих недель в году); рабочие тетради для детей, поступающих в школу и первоклассников "рис. 2", "рис. 3" ; наглядные материалы и список используемой литературы.

Цели цель программы заключаются в развитии познавательных способностей, творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, также в развитии групповых структур и процессов, поддержании благоприятного внутригруппового климата, сплочении и развитии детского сообщества, в раскрытии детьми своих возможностей и способностей.

При проведении занятий с малышами (от 4 – 5 до 6 – 7 лет) дополнительной целью служит развитие произвольности.

Для будущих первоклассников – подготовка детей к собеседованию при поступлении в школу.

Для первоклассников и пятиклассников – психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей в новых для них школьных условиях.

Для выпускных классов – повышение самосознания и самоопределение.

Занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей детей данного возраста.

Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей.

Задачи программы

Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний.
Обучение способам группового взаимодействия.
Установление добрых отношений в группе. Развитие эмпатии.
Сплочение и развитие детского сообщества.
Развитие способности планирования и прогнозирования.
Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Через игровые роли и сказочные образы осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Дать ученикам возможность поверить в свои силы.
Способствовать развитию познавательных процессов.
Выработать необходимые навыки в трудных ситуациях.
Понять и принять себя “таким, какой Я есть”.

Организация занятий

Занятия могут проводиться как с группой детей, так и с целым классом.

Занятия для малышей построены на основе настольной игры "рис. 4" , где каждый шаг это игра на заданную тему (этот вид развивающих занятий с психологом рассчитан на весь учебный год: 37 занятий по одному разу в неделю; продолжительность занятия 20 – 30 мин.)

Блок подготовительных занятий для будущих первоклассников (рассчитан на 7 недель по два раза в неделю или на 14 недель по одному разу в неделю; продолжительность занятия 25 – 30 мин.)

Уроки психологии на первой ступени образования (1 класс) на один учебный год (31 занятие по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.).

Занятия в первых классах сопровождаются путешествием по волшебному миру психологии, с помощью карты "рис. 5" , что очень хорошо мотивирует детей к работе.

Прикладываются дополнительные упражнения для 2 – 4 классы, поэтому данная программа может использоваться для всех классов начального звена школы.

Уроки психологии при переходе в среднее звено (5 класс) (33 занятия по одному уроку в неделю; продолжительность занятия 40 – 45 мин.)

Уроки психологии в старших классах (14 занятий, один раз в две недели; продолжительность занятия 45 – 60 мин.)

Большое внимание в программе уделяется занятиям в компьютерном классе. "рис. 6" , "рис. 7" .

Структура урока

Перед каждым занятием прописана цель, материалы, используемые на уроке.

Структура занятия: разминка, беседа, работа по теме урока (перечень упражнений), завершающее упражнение, обратная связь.

План занятий для малышей

Шаги в игре:“Путешествие”, “Зоопарк”, “Школа”, “Сказка”, “Кубики”, “Задача”, “Пишем и рисуем”, “Воображение”, “Загадка”, “Отдых”, “Соревнование”, “Музыка”.

Возраст детей

I раздел Эмоциональная сфера

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта)

1 занятие

1 занятие

1 занятие

2. Наши эмоции

4 занятия

4 занятия

4 занятия

3. Самооценка

2 занятия

2 занятия

2 занятия

II раздел Познавательные способности

1. Развитие крупной и мелкой моторики

9 занятия

4 занятия

4 занятия

2. Восприятие

7 занятий

4 занятия

4 занятия

3. Внимание

5 занятий

7 занятий

6 занятий

4. Память

4 занятия

6 занятий

5. Мышление

6 занятий

8 занятий

7 занятий

III раздел Сказкотерапия

Мир вокруг нас

3 занятия

3 занятия

3 занятия

План подготовительных занятий для будущих первоклассников

I раздел Эмоциональная сфера

Тема раздела: “Наши чувства” (продолжительность 5 занятий)

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта) – 1 занятие.
2. Наши эмоции – 1 занятие.
3. Трудности и правила в школе – 2 занятия.
4. Самооценка – 1 занятие.

II раздел Познавательные способности

Тема раздела: “Наши мысли” (продолжительность 9 занятий)

1. Диагностика – 2 занятия.
2. Восприятие – 1 занятие.
3. Внимание – 1 занятие.
4. Зрительно-моторная координация – 1 занятие.
5. Мышление – 2 занятия.
6. Память – 2 занятия.

План уроков психологии на первой ступени образования (1 класс)

Тема раздела: “Тайны моей души” (продолжительность 11 уроков).


“Здравствуй, Мир психологии” – 1 урок.
2. Диагностика:
“Какой я?” – 2 урока.
3. Проблемы детей в школе:
“Трудности школьника” – 1 урок.
“Наша школа” – 1 урок.
4. Эмоции и чувства:
“Наши чувства” – 1 урок.
“Гнев” – 1 урок.
“Радость” – 1 урок.
5. Качества человека:
“Темное и светлое в людях” – 1 урок.
6. Самооценка:
“Какой я хороший” – 2 урока.

II раздел Сказкотерапия

Тема раздела: “Мир сказки” (продолжительность 5 уроков).

Положительный психологический климат в классе:
“Мы самые дружные” – 1 урок.
Сказкотерапия:
“Мир сказки” – 2 урока.
“У нас гости” – 1 урок.
“Рисуем сказку” – 1 урок.

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков)

1. Восприятие:
“Как мы видим мир” – 1 урок.
2. Зрительно-моторная координация:
“Мы рисуем”– 1 урок
3. Внимание:
“Какие мы внимательные” – 2 урока.
4. Память:
“Механизм памяти” – 1 урок.
“Как мы запоминаем” – 1 урок.
“Память чувств” – 1 урок.
5. Мышление:
“Что такое мышление” – 1 урок.
“Конкурс знающих и находчивых” – 1 урок.
“Какой я умный” – 1 урок.
“Учимся думать творчески” – 1 урок.
6. Речь:
“Как мы умеем говорить” – 1 урок.
7. Воображение, творчество:
“Мы фантазируем” – 1 урок.

IV раздел Социальные навыки

Тема раздела: “Я и другой” (продолжительность 2 урока)

1. Общение:
“Игры гномиков” – 1 урок.
2. Тренинг безопасного поведения:
“Один на улице” – 1 урок.

План уроков психологии при переходе в среднее звено (5 класс)

I раздел Введение в психологию

Тема раздела: “Кто я и мои друзья?” (продолжительность 11 уроков).

1. Вступительный урок (знакомство, установление контакта):
“Здравствуй, мир психологии!” – 1 урок.
2. Адаптационная игра:
“Дорога в пятый класс” – 2 урока.
3. Адаптационная игра:
“Наши учителя” – 1 урок.
4. Адаптационная игра:
“Корреспондентский марафон” – 2 урока.
5. Самооценка и оценка других, самочувствие ребенка в классе:
“Мое место в классе” – 2 урока.
6. Адаптационная игра:
“Стучи, поезд, стучи!” – 1 урок.
7. Диагностика школьной мотивации, получение обратной связи:
“Угадай, кто это!” – 2 урока.

II раздел Творчество

Тема раздела: “Самые оригинальные” (продолжительность 5 уроков).

1. Диагностика креативности, элементы арттерапии:
“Мы фантазируем” – 3 урока.
2. Элементы оригами:
“Мы мастерим без клея и ножниц” – 2 урока.

или (вместо 2 и 3)Компьютерное рисование (PAINT BRUSH)

III раздел Развитие познавательных способностей

Тема раздела: “Какой я умный” (продолжительность 13 уроков).

1. Восприятие, зрительно-вербальные функции:
“Что такое восприятие?” – 2 урока.
2. Внимание:
“Что такое внимание?” – 2 урока.
3. Память:
“Что такое память?” – 2 урока.
4. Диагностика интеллекта:
“Что такое интеллект?” – 1 урок.
5. Мышление:
“Как мы мыслим?” – 5 уроков.

IV раздел Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития

Тема раздела: “Подготовка и защита творческих проектов” (три консультации и один открытый урок).

Предлагаемые темы творческих проектов:

1. Наша школа.
2. Наши учителя.
3. Наш класс.
4. Увлекательная психология.
5. Что мы знаем о себе.

План уроков психологии в старших классах

I раздел Введение в психологию (продолжительность 5 занятий и одно дополнительное).

1. Знакомство, установление контакта – 2 занятия.
2. Исследование межличностных отношений старшеклассников – 2 занятия.
3. Исследование личности старшеклассника – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Рассмотрение одной из теорий в психологии, сопровождающееся психологическими тестами, согласно этим теориям.

Предлагаемые темы:

1)стадии развития по З. Фрейду; иерархия потребностей по А. Маслоу; типы психологических защит по З. Фрейду;
2) психология любви (Э. Фром);
3) трансактный анализ (Э. Берн).

II раздел Развитие познавательных способностей (продолжительность 2 занятия и одно дополнительное).

1. Восприятие, внимание, память – 1 занятие.
2. Мышление, творчество – 1 занятие.
Дополнительное занятие: Устная и письменная речь.

III раздел Профориентация (компьютерное тестирование) (продолжительность 6 занятий и одно дополнительное).

  1. Диагностика интеллекта – 2 занятия.
  2. Психологический портрет – 2 занятия.
  3. Методики на профориентацию и профпригодность – 1 занятие.
  4. Бизнес – тестирование – 1 занятие.

Дополнительное занятие: Детско-родительская профориентационная игра “Поступаем в ВУЗ”

IV раздел Работа по микрогруппам (личностный тренинг) (продолжительность 2 занятия).

Темы тренинга на выбор:

1. Тренинг личностного роста;
2. Готовимся к экзамену;
3. Повышение уверенности;
4. Учимся этикету.

При составлении программы использовались труды: Вачкова И.В., Абрамовой Г., Анастази А., Андреас, Стив и Фолкнер, Чарльз, Башаевой Т.В., Битяновой М.Р., Большаковв В.Ю., Брязгуновой И., Касаткиной Е., Венгера А.Л., Гуткиной Н., Дилео Д., Катхановой Ю.Ф., Лидерс А.Г., Личко А.Е., Матвеевой О.А., Овчаровой Р.В., Бодалева А.А., Рудестама К., Фридмана Л.П., Чейли Дж. и других авторов.

Данная программа работает второй год и показывает хорошие результаты. "рис. 8"

Коррекционно-развивающее занятие с дошкольником по развитию мышления и эмоциональной сферы

Цель:
Развить теоретические и практические виды мышления.
Развитие эмоциональной сферы.

Задачи: 1) Развитие наглядно образного мышления.
2) Развитие словесно логического мышления.
3) Закрепить знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
4) Развитие воображения, выразительности движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.

Материалы и оборудование:
1) книга сказок;
2) книжка с картинками;
3) мультфильм: «Лунтик»;
4) игрушка;
5) картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков;

6) цветные карандаши;

Ход работы
Психолог:
Здравствуй, …. ! Я очень рада тебя видеть! Давай мы с тобой начнем с тобой с волшебного ритуала: возьмемся за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!
Хорошо. А ты слышал такое слово - эмоции? Какие эмоции ты знаешь?
Когда они возникают? А для чего нам нужны эмоции? Верно! Эмоции – это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями необходимо управлять. И сегодня мы с тобой научимся дарить друг другу положительные эмоции.
А сейчас мы с тобой будем учиться тренировать эмоции. Я буду тебе показывать картинки и давать задания, и вместе будем их выполнять.
Нахмуримся, как осенняя грозовая туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.
Улыбнемся, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек.
Удивимся так, как будто ты увидели чудо.
Разозлимся, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
Испугаемся, как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.
Устанем, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку.
Отдохнем, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился.
Засмеемся самым счастливым смехом.
Понравилось тебе меняться?
Психолог: Отлично! Сейчас я тебе дам картинки. Я их нарисовала, но не успела разукрасить. Посмотри на облака. У них разное настроение. Раскрась облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.
А по каким признакам ты определил, что одни облака веселые, а другие грустные.
Ответ ребенка.
Психолог: Молодец!
На каждом занятии я тебе открываю секреты. Вот и сегодня я тебе по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарования. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас ты начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется что-то сказать или спросить, остановитесь напротив вот этой игрушки, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнеси волшебное слово «Тух-тиби-дух».
Рефлексия: Трудно ли тебе было играть роль сердитого-пресердитого человека? А что ты чувствовал?
Психолог: Хорошо. А теперь посмотри картинки в книжке (демонстрируются рисунки животных из анимационных мультфильмов).
Давай откроем первую страницу и посмотрим, что тут нарисовано. Как думаешь кто это? Что он делает? Какого он цвета? Как он говорит? Хорошо. Ты молодец! А теперь посмотри на обе страницы и придумай небольшой рассказ. У тебя 2 минуты, чтобы ты придумал его (ребенок рассказывает, если он испытывает затруднения помочь наводящими вопросами).
Психолог: Умница! А теперь мы с тобой немного отдохнем и посмотрим мультфильм «Лунтик» (Серии: «Обещание», «Подарок для бабочки», «Помощь ближним»).
Психолог: Давай ты мне перескажешь, что было в мультике? Правильно ли Лунтик поступил? А как поступил бы ты?
Мы с тобой читали сказки. Сегодня у нас новая сказочка, называется она «Палочка-выручалочка». (Чтение сказки с иллюстрацией. Просьба пересказать сказку по картинкам).
Психолог: Хорошо. Ты у нас большой молодец, такой старательный.
Но нам пора завершать занятие.
Рефлексия: Что нового ты сегодня узнал? Чему ты научился? А теперь давай возьмемся за руки и улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у нас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции!
Жду на следующем занятии!

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Данный комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определения личностных качеств.

Формы работы с детьми - подгрупповые занятия (10-12 человек, в возрасте 6-7 лет) продолжительностью не более 30 минут, что соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца - если два раза в неделю.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1.Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

2. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Принципы проведения занятий:

    Системность подачи материала;

    Наглядность обучения;

    Доступность;

    Проблемность;

    Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап

    Создание эмоционального настроя в группе;

    Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2.Мотивационный этап

    Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;

3.Практический этап

4. Рефлексивный этап

    Подведение итогов занятия

    Релаксация

Занятие №1

Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей.

1.Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…»

2.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева -левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

3.Игра «Внимательные глазки»

Ход игры:

Два ребенка садятся спинами друг к другу и им задаются вопросы друг о друге касающиеся цвета, внешности мелких деталей одежды и др. Поочередно дети отвечают на вопросы друг о друге, не смотря друг на друга.

4. «Корректурная проба»

Ход игры:

Буквы вычеркивать либо подчеркивать; 2 или 1 букву на время.

5. Ритуал прощания «Волна радости»

Занятие №2

Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.

2. Игра «Кто куда пересел»

Ход игры:

Дети садятся на стульчики в ряд. Выбирается водящий, который отворачивается, а в этот момент двое детей меняются местами. Водящий должен узнать что изменилось и кто пересел.

3.Игра «Горячая картошка»

Ход игры:

Дети по кругу как можно быстрее передают мяч из рук в руки.

4. Игра «Запомни по точкам»

5. Упражнение «Тихое озеро»

Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают нас в течении всего дня».

Занятие №3

Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений.

1 .

2. Игра «Закономерности»

Раздается готовый раздаточный материал, дети самостоятельно выполняют задание.

3. Игра «Изобрази явление»

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

4. Ритуал прощания «Волна радости»

Поочередное поднятие рук в кругу.

Занятие №4

Цель: формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива; развитие мыслительных операций.

2.Игра «Обобщения»

Готовый раздаточный материал, дети все вместе выполняют задание.

3.«Узнай кто перед тобой»

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал «Стоп!» и круг останавливается. Тот у кого завязаны глаза на ощупь должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием является молчание тех кто находится в кругу.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №5

Цель: развитие внимания и умения быстро реагировать на сигнал психолога, развитие зрительно-моторной координации, аналитико-синтетического мышления, релаксация, развитие воображения;

2 .Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, психолог читает каждому ребенку 4 слова - нужно найти одно лишнее.

3.Упражнения «Графические изображения»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №6

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, логического мышления, эмоционально-выразительных движений, воображения.

2.Игра «Подбери парную картинку» (2, 25)

Ход игры:

Нужно объединить карточки по функциональной составляющей.

Например: мотоцикл – колесо; кровать – подушка и т.д.

3.Задание «Выложи цифры так, как только что видел»

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на 4 клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На доске заранее приготовлен такой же квадрат, только большего размера. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Детям дается для запоминания 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.

4.Игра «Позы»

Психолог предлагает детям изобразить 4 позы. Например: пингвин, пожарный, певец, гном.

Дети двигаются под веселую музыку, при ее остановке дети должны принять соответствующую позу. Затем игра продолжается.

5.Упражнение «Солнечные лучики»

Занятие №7

Цель: развитие логического мышления и речи, зрительно-моторной координации, слухового внимания, произвольности поведения, фантазии.

2.Игра «Скажи наоборот»

Ход игры:

Психолог бросает мяч ребенку, называя какое-нибудь слово, а он должен придумать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно психологу. Ребенок не сумевший придумать слово с противоположным значением выбывает из игры или пропускает ход .

3.Игра «Слушай хлопки»

Оборудование: (Магнитофон, веселая музыка)

Ход игры:

Дети начинают движение по кругу. На определенное количество хлопков дети выполняют определенные движения.

1 хлопок- присесть;

2 хлопка- махать руками;

3 хлопка- подуть изо всех сил;

4 хлопка- поднять руки.

4. Упражнения «Графические изображения»

Развитие зрительно-моторной координации.

5.Упражнение «Порхание бабочки»

Занятие №8

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, навыков счета, закрепление знания цифр, развитие логического мышления, математических представлений;

1.Ритуал приветствия «Назови имя»

Каждый по очереди повторяют сначала свое имя, следующий свое имя и имя соседа, следующий уже три имени и последний повторяет все имена.

2.Игра «Веселый счет»

Ход игры:

В состязании принимают участие два ребенка. По сигналу психолога они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

4.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №9

Цель: развитие сенсорного восприятия, внимания, зрительной памяти, логического мышления и зрительно-моторной координации, предупреждение психоэмоционального напряжения у детей;

1.Игра на внимание «Скрещенные руки»

Ход игры:

На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева - левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.

2.Игра «Поезд»

Ход игры:

В игре выбирается водящий- «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»

«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами. Игра продолжается.

Дети держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №10

Цель: развитие пространственно-временной ориентации (право-лево), зрительно- моторной координации, внимания, логики, расширение кругозора;

1.Ритуал приветствия. «Здравствуй рука!»

Дети здороваются стоя в кругу:

Правой ногой;

Левой ногой;

Правой рукой;

Левой рукой;

Правым локтем;

Левым локтем и т.д.

2.Игра «Профессии»

Ход игры:

Психолог произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны хлопнуть в ладоши.

Примерный список слов: Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар , брат, дедушка, бабушка, водитель , двоечник, садовник, парикмахер , зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребенок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр , пассажир, дирижер, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник , дрессировщик, самосвал, строитель, читатель;

3.Игра «Собери по образцу»

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Занятие №11

Цель: развитие речи, пространственной ориентации, образного мышления (умение различать части предметов), зрительно-моторной координации, развитие воображения, релаксация;

1.Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».

Дети по очереди высказывают пожелания друг другу комплементы и т.д.

2.Игра «В старом чулане»

Ход игры:

Психолог вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

У бабушки Ани

Куда я залез-

Много чудес…

Например:

Стол- без ножки, чайник -без носика, чемодан -без ручки, стул -без спинки, платье -без кармана, шкаф -без дверцы, сапоги –без подошвы, пианино -без клавиш, книга -без обложки, пальто -без рукавов, кастрюля -без крышки, велосипед -без педалей, компьютер -без мышки, пенал -без карандашей, картина -без рамы, телефон -без трубки, пылесос -без шланга, плеер- без наушников, самовар- без краника и т.д.

Занятие №12

Цель: развитие целостности восприятия, сенсорики, слухового внимания, памяти и логического мышления, умение согласовывать слова;

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Веселые маляры»

Ход игры:

Психолог произносит такой текст:

Нынче нам не до игры. Мы сегодня - маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Все сейчас в зеленый цвет.

Цвет может быть выбран любой по желанию психолога. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского, среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными. Например:

Троллейбус- зеленый

Дом-зеленый

Машина- зеленая

Пальто- зеленое

Шапка- зеленая

Варежки-зеленые

3.Письменные задания на листах А4

Занятие №13

Цель: развитие внимания, ассоциативного мышления, развитие речи, снятие психо - эмоционального напряжения.

2.Игра «Ты цветок, а я пчела» (стр 54)

Ход игры:

Один из игроков придумывает себе любой образ и называет его. Например: «Я облако». Второй игрок тут же должен назваться предметом, который каким – то образом связан с облаком. Например: «Я небо». Следующая пара: «Я самолет», «А я пассажир» и т.д.

3.Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «На лесной полянке»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваши щечки, лоб, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (поглаживают детей переходя от одного к другому) Лучики гладят… (имя ребенка) и т.д. Вам хорошо приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».

Занятие №14

Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.

1. Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…».

2.Игра «Какой буквы не стало»

Ход игры:

Психолог в произвольном порядке прикрепляет 8 карточек, на которых написаны знакомы детям буквы. Дается время для запоминания 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.

3.Задание на выполнение штриховки (Письменные задания на листах А4)

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №15

Цель:

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Задание «Назови три предмета, белого, синего и красного цвета»

За выполненное задание ребенок получает фишку, у кого больше всего фишек тот и выигрывает

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

4.Упражнение «Необычная радуга»

Занятие №16

Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие логического мышления, математических представлений (счет).

1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2.Игра «Будь внимателен»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что по команде «Зайчики» они будут прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - махать руками, «Аисты»- стоять на одной ноге. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит команда дети начинают действовать так, как договорились перед игрой. Игра продолжатся.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!»

Занятие №17

Цель: развитие внимания, логического мышление, речи, восприятия; развитие зрительно-моторной координации, воображения, релаксация.

1.Ритуал приветствия «Волна»

2.Игра «Подбери предметы»

Ход игры:

Каждому ребенку предлагается большая карта, на которой изображены три вида различных материалов. Психолог показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать из какого материала он сделан, и выложить на соответствующую карту.

3.Упражнение на развитие зрительно-моторной координации

(Письменное задание на листах А4 для каждого ребенка)

4.Упражнение «Порхание бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.

Занятие №18

Цель: развитие сенсорики, тонкой моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2.Игра «Узнай кто перед тобой»

Ход игры:

Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал стоп и круг останавливается. Тот, у кого завязаны глаза на ощупь, должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием игры является молчание тех, кто стоит в кругу.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Занятие №19

Цель: развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, связной речи, мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация), зрительно-моторной координации.

1 . Ритуал приветствия «Эстафета приветов»

Каждый передает друг другу маленький шарик с улыбкой. Обращение: «Передаю тебе (Катя) мой большой привет».

2.Игра «Четвертый лишний»

Ход игры:

Психолог предлагает детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить почему он лишний. Образец ответа: « Медведь лишний, потому что это- лесной зверь, а кошка, собака и корова- домашние животные».

3.Игра «Нарисуй и зачеркни»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Психолог предлагает детям:

А) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;

Б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру;

В) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

4. Письменные задания на листах А4

5. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №20

Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.

1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)

2.Игра «Слушай хлопки»

Ход игры:

Психолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предлагать взрослый. Например: один хлопок- присесть, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Затем включается музыка, дети движутся по кругу и танцуют. Когда музыка останавливается и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение. Игра продолжается.

3 . Письменные задания на листах А4

4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Занятие №21

Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения.

1.Ритуал приветствия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце» Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

2.Игра «Кто назовет больше предметов»

Ход игры:

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?». Игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

3.Игра «Головоломка»

Ход игры:

Каждый ребенок получает головоломку, с которой он должен справиться самостоятельно, либо с помощью психолога.

4. Упражнение «Отдых на море»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете как тело становится легким сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

\

Занятие №22

Цель: развитие логического мышления, связной речи, развитие внимания и зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2. Игра «Логические цепочки»

Ход игры:

Психолог предлагает детям собрать цепочки из 4 карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам. Каждый ребенок собирает свою цепочку.

3. Письменные задания на листах А4

4. Ритуал прощания «Фейерверк»

Дети, держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;

Занятие №23

Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, воображения, зрительно-моторной координации. Релаксация.

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.

2. Игра «Запиши буквы как запомнил»

Ход игры:

На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и карандаш. Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.

3. Письменные задания на листах А4

4. Упражнение «Необычная радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.

Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно- зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Занятие №24

Цель: развитие речи, внимания, логики, расширение кругозора, зрительно-моторной координации.

1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.

2.Игра «Закончи предложение»

Ход игры:

Психолог по очереди бросает детям стоящим в кругу мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение и бросить мяч обратно психологу. Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца…

Мы смотрим глазами, а слушаем…

Картошка- овощ, а яблоко-…

Птицы летают, а рыбы…

Кошки мяукают, а собаки…

Зимой холодно, а летом…

Днем светло, а ночью…

Апельсин сладкий, а лимон…

Слон большой, а мышка…

3.Игра «Собери по образцу» (Цветные счетные палочки Кюизенера)

4. Упражнение «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие №25

Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, наблюдательности, логического мышления, расширение кругозора.

1.Ритуал приветствия «Волна»

Передача сигнала хлопком рука об руку со словом «Привет»

2. Игра «Времена года»

Ход игры:

Психолог выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы связанные с этим временем года. Время от времени он произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

Примерные слова для времен года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый Год, елка, Дед Мороз, жара , пурга, снеговик, лед, подснежники , снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчелы, радуга, подснежники , солнце, загар, шуба, панамка, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад , подснежники, Новый Год , капель, сирень, скворечники, земляника , 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа ландыши, дождь, 1 Сентября, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, одуванчики;

3. Письменные задания на листах А4

4 .Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-96с.

2. Катаева Л.И. Коррекционно- развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.

В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с.- (Библиотека психолога образования)

4 . Развивающие игры.- М.: Стрекоза, 2011.-64с., ил.

5 . Житко И.В. Петрикевич А.А. Развивающие игры для дошкольников. Программа образовательных услуг детям шестого года жизни.

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.

Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.

Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи :

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Тематический план занятий

№ занятия Задачи Кол-во часов Формы работы Методическое обеспечение
1 25 мин 1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3 Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин

“Внимание – рисуй”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5 Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6 Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки
7 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8 Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.
10 Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 25 мин Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

ЗАНЯТИЕ 1

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

Ты сейчас дома?

Тебе 6 лет?

Ты учишься в школе?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Кошки умеют лаять?

Яблоки растут на елке?

Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Поделиться: