Методическое пособие содержит основные игры, конкурсы, которые мы используем в программах «По тропе Робинзона. Игры, викторины, конкурсы в лагере для детей

Всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся именно в игре. Поэтому весь учебный процесс нужно строить так, чтобы им было просто интересно. Но также надо отметить, что и во время отдыха ребенок должен познавать мир и получать новые знания. В данной же статье хочется рассмотреть различные конкурсы в лагере для детей: веселые, подвижные, но самое главное - обучающие.

Конкурс «Кто лучше умеет считать»

Первая шуточная игра-конкурс расскажет о том, какая команда умеет лучше считать. Для этого надо создать две группы детей, в которых будет по 8 человек. Ребята выстраиваются в шеренгу, а на спину им прикрепляются номерки от 1 до 8, вразброс. Дети не знают, какой номер у них на спине, но могут видеть номер впереди стоящего игрока. Суть конкурса: как можно скорее выстроиться так, чтобы счет был верным.

Конкурс «Художник, или Как курица лапой»

Можно использовать также творческие конкурсы в лагере для детей. Вот, к примеру, отличный конкурс, который поможет раскрыть в ребенке нестандартного художника. Для этого с каждого отряда нужно взять по одному человеку. Суть игры: надо при помощи карандаша и ноги (не руки!) нарисовать рисунок (одинаковый для всех). К примеру, дом или цветок. У кого получится лучше, тот и выиграл.

Конкурс «Крокодил»

Нужно также помнить и о том, что конкурсы в лагере для детей должны быть еще и очень веселыми. Так почему бы не поиграть с детками в старого доброго «Крокодила»? Для этого нужно выбрать одного человека, который будет ведущим. Детки из разных команд садятся перед главным игроком и пытаются угадать, что тот показывает. При этом ведущий не должен использовать слов или же иных звуковых подсказок. Побеждает та команда, которая за весь конкурс наберет больше очков. Каждое угадывание члена команды - 1 балл.

Конкурс «Поварята»

Также надо помнить, что конкурсы в лагере для детей должны ребят еще и учить чему-то полезному. Именно таким и является этот конкурс. Для него дети делятся на две команды, одна из которых «варит» суп, другая - компот. То есть участники по очереди должны называть овощи или фрукты. И так, пока одна команда не будет знать, что сказать. Как вариант, это может быть конкурс капитанов, где называть овощи и фрукты будет не целая команда, а только лишь один человек.

В поиске сокровищ

Подбирая интересные конкурсы для детей в лагере, нужно не забыть организовать ребятам игру, который называется «В поиске сокровищ». Для этого надо на определенной местности спрятать клад и развесить подсказки, которые должны помогать игрокам двигаться вперед. В результате победителем становится та команда, которая раньше остальных нашла клад. Внимание: данный конкурс предполагает наличие также и взрослых. Ведь лучше всего сокровища спрятать где-то в лесу.

Животные

Какие еще бывают конкурсы для детей в лагере? Веселые! Так, можно просто подурачиться. Для этого ребята делятся на две команды. Игроки одной - мяукают, другой - хрюкают. Далее всем завязывают глаза, дети перемешиваются между собой. Цель игры: с закрытыми глазами найти всех членов своей команды, взявшись в результате за руки по цепочке.

Конкурс на внимательность

Это индивидуальный конкурс. То есть тут играет каждый сам за себя. Хотя в результате победитель также может представлять и всю команду. Так, все дети становятся в ряд. Когда ведущий говорит «море» - все должны прыгнуть вперед, «суша» - назад. Также ведущий может говорить «вода», «речка», «озеро» и так далее, то есть все, что относится к воде. И так же с сушей. Вариации: «берег», «земля», «песок». Те из детей, которые неправильно прыгнут, выбывают из игры. Остаться должен один человек, который и принесет выигрышный бал своей команде.

Портрет

Нередко бывает и так, что приходится некоторое время проводить в здании. Для этого нужно иметь про запас различные конкурсы для детей, в лагере в помещении которые можно провести без особого затруднения. Отличный конкурс в таком случае - на умение рисовать. Так, каждый игрок выбирает себе «жертву», то есть того человека, которого он рисует (из присутствующих). Далее же все остальные участники должны угадать, кто же изображен на портрете. Побеждает тот, чей рисунок узнает больше людей.

Приз

Рассматриваем далее конкурсы и игры для детей в лагере. Так, можно попросить детей поскорее достать приз. То есть на ящик или шкаф вешается большой амбарный замок. Детям же вручается связка ключей, среди которых как можно скорее надо найти нужный. Если нет возможности спрятать что-то интересное, надо просто попросить детей подобрать к замку ключик.

Юные скульпторы

Существуют еще и очень веселые конкурсы в летнем лагере для детей. К примеру, всем деткам точно понравится игра «Скульптор». Реквизит тут простые: шарики и скотч. Из надутых шаров нужно склеить мужчину или женщину так, чтобы максимально было похоже на оригинал. Далее же придется объяснить свое творение, так что самое веселое будет еще впереди.

Спортивный конкурс «Морской»

Играть в эту игру можно и в спортзале, что, к слову, будет даже лучше. Тут - каждый сам за себя. Выбирается адмирал, то есть главнокомандующий корабля. Он будет отдавать приказы, которым игроки должны подчиняться.

  • «Правый борт!» - все детки бегут к правой стене.
  • «Левый борт!» - ребята бегут к левой стене.
  • «Корма» - дети отправляются к задней стенке.
  • «Нос» - к передней.
  • «Поднять паруса!» После этой команды все должны тут же остановиться и поднять вверх руки.
  • «Драить палубу!» В данном случае все дети делают вид, что моют пол.
  • «Пушечное ядро!» После этой команды все дети приседают.
  • «Адмирал на борту!» В данном случае дети должны замереть и «отдать честь» главнокомандующему.

Из игры выходит тот человек, который неправильно выполнил команду или же последним прибежал к стене. И так пока не останется один или несколько игроков.

Завалить мамонта

Существуют еще и очень веселые и при этом спортивные конкурсы для детей в лагере. Данная же игра подойдет, скорее, младшим отрядам. Для этого нужно представить, что вся команда - это племя. Вожатый же выбирает мамонта, то есть того, кого нужно завалить на ближайшую кровать или мат. Победителей в принципе быть не может. Но можно попробовать засекать время, сколько тот или иной мамонт продержится.

Игра на меткость

Выбирать нужно те игры, конкурсы для детей в летнем лагере, которые малышам очень и очень нравятся. Так, ребята любят следующую забаву, которая еще и развивает меткость. Для этого на стульчик нужно поставить тарелку с песком или мукой. Все детки по очереди должны бросать туда, находясь на определенном расстоянии, монетку или крышку от бутылки. Побеждает та команда, в чьей миске окажется больше предметов.

Игры на бумаге

Если нет возможности отправиться на улицу и даже в спортзал, можно занять себя весьма веселой и простой игрой. Для этого всем участникам раздается по листику бумаги и ручке. Выбирается одно длинное слово, из которого участникам нужно сложить много маленьких. Победителей тут может быть двое. Один - кто сложил наибольшее количество слов. Другой - кто из длинного слова сложил наиболее длинное.

Также можно поиграть в старый добрый «Морской бой».

Если очень скучно

Какие еще могут быть конкурсы для детей в лагере дневного пребывания? Почему бы не начинать день с хорошего настроения? Для этого все детки садятся в ряд, и каждый своему товарищу говорит комплимент или желает чего-то хорошего. При этом также можно скорчить смешную рожицу.

Сделай мумию

Деткам также очень нравится игра-конкурс, цель которой - из человека сделать мумию при помощи туалетной бумаги. То есть нужно так обмотать игрока, чтобы он максимально был на нее похож. Побеждает тот, чья мумия больше понравится залу.

В качестве небольшого вывода хочется сказать, что, подбирая игры, викторины, конкурсы для детей в лагере, нужно учитывать не только возраст малышей, но еще и их интересы. Ведь с разными детками нужно работать совершенно по-разному. Кому-то больше нужно спортивных конкурсов, кому-то - веселых, а кому-то - интеллектуальных.

Мингазова Эльмира Нурисовна воспитатель МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
  • Развивать у детей чувство музыкального ритма, правильно передать несложные татарские танцевальные движения.
  • Воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Оборудование: народные костюмы, атрибуты (шест с повязанными платками, большой тюбетей, коромысла, ведра, подушки, платки, лошадки, яйца, ложки)

Герой: Батыр с шестом, Шурале.

Звучит татарская мелодия, дети свободно входят в зал, прогуливаются, рассматривают оформление, рассаживаются.

2-е ведущих: одна в русском костюме, другая - в татарском.

1 ведущая: (по татарски) Исэнмесез, дуслар!

2 ведущая: Здравствуйте, друзья!

1 ведущая:

Әйдэгез балалар бэргэлэшеп.

Уйнап, колеп, жырлап

Кунелебезне ачып

Кайтыйк эле

2 ведущая:

На луга, на луга, на луга, детвора!

Пусть от вашего смеха и песни, и гама

Улыбаются усталые добрые мамы.

Да и вам позабыть про печали пора...

Там цветы! По раздолью лугов и полей

Разбежались цветы, убегая в овраги.

Там нарциссы, гвоздики, там алые маки -

Как похожи они на улыбки детей

(М. Джалиль)

1 ведущая: Сегодня дорогие ребята, мы приглашаем вас на весенний праздник «Сабантуй». Это праздник весеннего сева. Съезжаются на этот праздник гости со всех уголков нашей большой родины. Такой праздник закрепляет дружбу между разными народами.

2 ведущая: А начинается праздник накануне вечером. Парни и девушки веселой гурьбой ходят с длинным шестом по деревни, собирают подарки: платки, куски ткани, яйца. И все это для сабантуя. Как жалко что у нас нет подарков.

1 ведущая: Почему же нет! Эй, храбрый джигит, появись, покажись нам скорее (под музыку выходит парень одетый в национальный костюм с шестом, где завязаны разноцветные платочки) включаются птичьи голоса.

2 ведущая: И вот, наконец, утро. И первым проснулся петушок.

Ребенок читает стихотворение М Джалиля «Петушок».

1 ведущая:

Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

Танец с большим тюбетеем

2 ведущая:

А под горою

Не смолкая ни на миг,

День и ночь лопочет что-то

Разговорчивый родник.

То ли песенку поет,

То ли воду пить зовет

То как - будто лед студена

И сладка как будто мед

1 ведущая:

Пришла млада за водой

За водицей ключевой.

Игра: «Принеси воду - не разлей»

2 ведущая: Праздник «Сабантуй» в разгаре. Я слышу кто-то напевает.

Наш кровный, светлый, ласковый мотив.

Щемит он сердце, думы навевает,

До боли близок, вечен и красив.

Песня «Кояшлы ил»

1. Кояшлы ил-безнен

Куге аның гел аяз.

Кыш китерсэ Кыш бабай,

Чэчэк алып килэ яз.

2. Хавасы да, жире дэ,

Салават күпере дэ,

Янгыры да, кары да,

Безгэ якын бары да.

1 ведущая: А сейчас мы послушаем замечательное стихотворение М. Джалиля «Кого Шакир перехитрил»

2 ведущая:

У ребят сегодня радость

Их веселья не унять.

Все готовы нынче в праздник

Свою удаль показать.

1 ведущая: Дети, вам не кажется, кого-то у нас на празднике нет. К нам должен был приехать Батыр. Вот и Батыр приехал. Да не один. Кто же это?

Батыр: Исәнмесез балалар. Я Батыр Сабантуя. Ребята вот иду я по лесу, и выходит ко мне Шурале. И тоже захотел к вам на Сабантуй. Ну я и взял его с собой. Думаю пусть увидет как веселятся дети. А то он только умеет щекотить. Ну что, оставим его?

Дети: Да, да.

Шурале: Спасибо, я никого не обижу, я только с вами поиграю.

Батыр: Я во многих сабантуях побывал и видел там как люди веселятся, состязаются, поют, пляшут.

2 ведущая: И мы умеем веселиться.

Игра «Капкалы» (Шурале вместе с детьми играет)

Әйдә безгә килегез

Капкалардан керегез

Өебезгә үтегез

Кунак булып китегез

Гөрләп бәйрәм итегез.

Батыр: Молодцы. А состязаться, мы будем сегодня?

Внимание, внимание,

Начинаем игры соревнование.

Ну давайте начинать,

Кто желает поиграть.

Шурале: Ребятки давайте я тоже с вами поиграю?

(Шурале и Батыр играют вместе с детьми)

Татарские национальные игры: «Принеси яйцо в ложке», «Бой подушками», «Скачки на конях»

(Победители получают сувениры)

Батыр: Какие вы все ловкие. А умеете ли вы плясать татарскую плясовую?

Дети пляшут татарскую плясовую

1 ведущая: Прекрасны татарские песни, народные танцы, веселые игры, хорошие обычай и добрые традиции татарского народа. Сейчас мы услышим, как звучит чудесный национальный инструмент - курай. Его изготавливают из сухого тростника - курая.

Звучит грамзапись.

2 ведущая:

когда я слушаю курай, то радость льется через край.

Неприхотливыв и невелик курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез, как зашумит весенний лес.

И зажурчит наверняка, в ней мелодичная река.

Держу курай... В родном краю я песни звонкие пою.

1 ведущая:

Теплый дождик прошумел...

И по летнему смело зазвенела листва

На зеленых ветвях,

А топом и землях

Как ковер запестрели и раскрылись цветы

На просторных лугах.

2 ведущая:

В праздник песни звучат не смолкая,

Песни радости и весны.

Пусть же дети печали не зная,

Подрастают в счастливые дни.

Песня про Татарстан.

Батыр и Шурале: Большое вам спасибо. Было очень весело. Мы вам приготовили угощение, угощайтесь.

Ведущие: Вот и закончился наш праздник. До свидания.

Проведение национальных игр «Сабантуй»

(Проведение национальных игр на площадке).
Программное содержание . Закреплять знания о национальных праздниках Республики Татарстан, развивать дальнейшие стремления детей к познавательной деятельности о традициях своего народа. Закрепить знания о видах национальных игр. Развивать физические качества детей: быстрота, ловкость, выносливость, сила; умение самостоятельно организовывать игры и упражнения. Воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за культурное наследие, самоотверженность, дружбу между народами.
Предшествующая работа . Беседа об истории праздника «Сабантуй», о национальных видах состязаний.
Место проведения . На площадке.
Методы и приемы . Соревнования, беседа, игры.
Оборудование : Платки 2шт.; гимнастические палки 2 шт.; средние ведерки 2 шт.; деревянные ложки 2шт.; резиновые яйца 2шт.; ориентиры – кегли 6 шт.; канат 1 шт.; мячи средние 2 шт.; обручи 2 шт.; мешки 2 шт.; «туннель» 2шт.
Структура праздника :
1.Приветствие гостей праздника.
2.Беседа о названии, особенностях и истории праздника.

3.Беседа о видах соревнования.
4.Соревнования, игры.
5.Подведение итогов праздника.
Ход :
Ведущий 1 : Здравствуйте! Добро пожаловать на наш праздник «Сабантуй»! Скажите, пожалуйста, откуда он берет свое название, как переводится?
Дети и родители : Сабан – плуг, туй – свадьба, праздник.
Ведущий 2 :Верно, наши прадеды называли этот праздник «Праздник плуга». А сможете ли вы назвать дату его проведения, с чем связано?
Дети и родители : После завершения посевных работ на полях, в конце мая начало июня, люди широко отмечали это событие.
Ведущий 1: Какие национальные виды соревнований, состязаний можете назвать?
Дети и родители : Куреш (борьба), скачки на конях, бег в мешках, бег с яйцом, залезание на шест, бег с коромыслом.
Ведущий 2 : Правильно, и мы с вами посоревнуемся. Состязание называется «Бег с яйцом». Два человека должны быстро оббежать флажок и, не уронив яйцо с ложки, вернуться на исходную позицию.
Ведущий 1 : Молодцы! Следующая эстафета «Поезд в тоннель». Каждый участник команды пробирается через такой тоннель, добегает до обруча, дотрагивается до мяча в нем, и свободным бегом добирается до места старта. Следующий участник проделывает то же самое. Побеждает команда, первая пришедшая на место старта.
Ведущий 2 : Вы ловко справляетесь заданиями. Следующая эстафета называется «Кенгуру», так как передвигаться необходимо, как эти забавные животные. Мяч зажать коленями и большими прыжками обскакать кегли, на месте старта мяч передается другому участнику. Команда, не выронившая мяч и первая пересекшая линию, становиться победительницей.
Ведущий 1 : Как дружно и слажено соревнуются в командах папы и мамы, дедушки и внуки! А кто из вас подскажет, как называется следующий конкурс, если я покажу канат?
Дети и родители : Перетягивание каната.
Ведущий 1 : Правильно. Проверим, чья семья окажется дружнее и победит в состязании?
Дети и родители : Конечно!
Ведущий 1 : В этом конкурсе победили и самые сплоченные, и самые добрые команды. Молодцы!
Ведущие : Мы рады видеть, что для вас «Сабантуй» - это, прежде всего, семейный праздник! Радостно осознавать, что вы помните и чтите национальные традиции, знаете историю образования татарских праздников. Желаем вам оставаться такими же умными, дружными, смелыми, умелыми!

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Для воспитания национальной гордости за свой народ, уважительное отношение к традициям, праздникам, играм, фольклорным произведениям башкирского народа проводится немало мероприятий в нашем садике МДОУ №22 деревни Яраткулова. Среди этих праздников – Детский сабантуй. Сабантуй – это исконно народный праздник. Этот праздник проводится 1 июня как завершение учебного года перед летними каникулами. Заранее оповещаем родителей, на занятиях готовим концертные номера, разучиваем национальные игры. На празднике проводятся национально – спортивные игры и соревнования. Праздник заканчивается награждением. Подарки предоставляет родительский комитет. После завершения праздника проводятся чаепития в группах. Родители приносят национальные блюда.

Детский сабантуй.

(сценарий национального праздника)

Цель: закрепить и уточнить знания о народном празднике сабантуй.

Задачи: 1. Воспитать любовь и уважение к культуре, традициям башкирского народа.

2 . Привить детям познавательный интерес к народным играм, музыкально-поэтическому наследию народа.

3 . Воспитать взаимопонимание, взаимовыручку, осторожность во время игр.

4. Воспитать у ребенка силу воли, выносливость, настойчивость, трудолюбие, внимательность.

5. Развить любознательность и спортивный интерес.

Оформление: Оформление центральной веранды (юрта, национальная утварь, дорожки (ручная работа), над входом в центральную юрту плакат

«Котло булhын, hабантуй! Ботабезга – изге уй!»); предметы для соревнования (палки-«лошадки» для скакунов, мешки, ведерки, деревянные ложки, яйца вареные, канаты, кегли, мячи, стенд «Балалар hабантуйы!»

Ход праздника

I. 1. Торжественная часть.

Ведущи й: Здравствуйте дети, родители, гости, сотрудники детского сада. Сегодня мы собрались с вами на праздник Сабантуй. Праздник Сабантуй проводился после весенних работ в начале лета и назывался праздником плуга. Раньше аксакалы отмечали место, где проводился сабантуй, а потом джигиты верхом на лошадях объезжали сельчан, жителей соседних деревень о празднике. Это праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погодных условий. Во время Сабантуя старики просили у природы доброго урожая, хорошей погоды, мира.

    Песня « Сабантуй». Слова М. Дильмухаметова, музыка С. Сальманова.

    Первый ведущий.

Ҡысҡыра ана һорнай,

Йыйылығыҙ тип һорай,

Һаумы, һаумы һабантуй,

Бөтә эшең бөгөн ҡуй.

Йыйылығыҙ аҡланға

Һабантуйҙы башларға.

Второй ведущий

Йырсылар,бейеүселәр,

Атта шәп сабыусылар,

Бағанаға менеүселәр,

Көрәшселәр, мәргәндәр,

Бөтәгеҙҙе лә көтәбеҙ,

Майҙан буйлап үтәбеҙ.

Йырлайбыҙ, һамаҡлайбыҙ,

Байрамсылап бейейбеҙ,

Изге теләктәр теләп,

Баҫа торған көйөбөҙ.

4. Младшая группа исполняет танец «Берёзка».

5. Воспитанники старшей группы.

Стихотворение С. Дильмухаметова «Сабантуй».

Если ты хороший друг,

Приходи в наш общий круг!

Мы погожим этим днём

Сабантуй сейчас начнём.

Если сердцем ты отважный,

Подходи и не робей

Здесь сейчас покажет каждый;

Кто сильней, а кто смелей.

Здесь награды есть для всех:

Наша дружба, добрый смех!

Получить желаешь их –

Победить сумей других!

Вон как борются мальчишки!

Что же ты, дружок, стоишь?

Если силы есть излишки

Можешь быть и победишь.

6. Средняя группа исполняет песню «Край родной», музыка и слова Р. Сальманова.

7.Ведущая

Күмәк йырҙар йырлайбыҙ,

Бейеп, өҙә баҫабыҙ.

«Егеттәр бейеүе» менән

Һабантуй дауам итә.

8.Мальчики средней группы исполняют «Танец джигитов».

9.Ведущая.

Собирайтесь в круг скорее!

Как здесь весело следить;

Кто сильнее, кто смелее,

Кто сумеет победить.

9.Проводится игра «Юрта» (с каждой группы набирается по пять ребят, четыре подгруппы).

10. Первая ведущая.

Һабантуй булҺын ҡотло,

Барыһы булһын йортло,

Көнөбөҙ торһон имен,

Ырыҫлы булһын тимен.

Вторая ведущая.

Выходите в круг, ребята,

Будем петь и танцевать,

С разноцветными платками

Вместе весело играть.

Младшая группа исполняет танец «Разноцветная игра».

11. Шуточное выступление ребят подготовительной группы (2 мальчика и девочка, одеты в национальные костюмы).

1 мальчик.

Кил әле, батыр егет,

Танышайыҡ тағы ла.

Кейемең бигерәк матур,

Ҡараһаң күҙ сағыла.

2 мальчик.

Тула сәкмән, тула салбар,

Сарыҡ ҡуңысың тула.

Тула кәзәкейҙәр кейгәс,

Ҡыҙҙар һайлаған була.

Һандуғас һайраған була,

Тешен ҡайраған була.

Ат туғарып егә белмәй,

Ҡыҙҙар һайлаған була.

12.Воспитанник (старшая группа).

Майҙан тотһон бейеүсе,

Текә баҫып бейеүсе,

Нескә - нескә биллеләр

Бейегеҙ ҙә бейегеҙ.

13. Звучит курай.

Первая ведущая.

Мәргәндәргә, батырҙарға

Эләкһен беҙҙең бүләк.

Һөнәр күрһәтһен һөнәрле,

Беҙҙән һеҙгә шул теләк.

Вторая ведущая.

Һабантуй – ил йолаһы,

Кесеһе лә, олоһо ла

Был көндө көтөп ала,

Бүләк килтереп һала.

Һабантуйҙар гөрләһен,

Белгәндәре йырлаһын.

Һөнәрһеҙҙәр күңел асһын,

Һөнәрлене ҡараһын.

II . Игры. Вторая часть.

1. Борьба (көрәш)

2. Бег в мешке.

3. Перетягивание каната.

4. Конные скачки (игрушечные палки – лошадки)

    Ходьба по бревну.

    Лазание по шесту.

III .Третья часть.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Подведение итогов. Награждения.Чаепитие в группах.

Использованная литература.

    Е. С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал », стр.118, стр.27 – 28.

    Р. К. Мухамедьянова, Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду», стр.337 -338.

    Ф. Х. Губайдуллина «Наши праздники», стр.32 – 37.

    Р. Ураксина «Тәмле – тәмле тәмлекәс », стр.102 – 116.

    Азнагулов Р. Г. «Родной Башкортостан», стр. 183 (игра «Юрта»).

Составила и провела воспитатель МДОУ №22 д. Яраткулова Нигматуллина М.С.


Поделиться: