Мнемосхемы в детском саду. Современная образовательная технология мнемотехника в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения

детский сад №104 "Гуси лебеди"

Мнемотехника для дошкольников

Методическое пособие для ДОУ воспитателей

Ульяновск, 2017

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».

В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.

Рецензент: Аббязова Т.Л.

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. -1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,- 44 с.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника?

Как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники - мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.


Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».

Стихотворение «Корова».

Стихотворение «В лесу».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

Стихотворение «Зайчики»

Анализ эксперимента

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек, в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти - методика «Нелепицы», образной памяти - методика Л.Ф.Симоновой.

Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 - 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что - то перепутано?

В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.

При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Первая серия.

Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.

Не справились с заданием (-)

Искажение структуры слова (-/+)

1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть - 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.

При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:

дети с интересом выполняли задания;

дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;

также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

Оценку мы проводили по 3 уровням:

Правильно выполнили задание (+)

Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

Не справились с заданием (-)

1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.

При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.

Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.

Задание выполнено, верно (+)

В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)

Задание выполнено неверно (-)

2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.

В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.

Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.

Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.

При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.

Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.

Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.

Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

Среди детей 2- ой младшей группы:

3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.

Во второй серии контрольного эксперимента.

2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.

Третья серия контрольного этапа.

Из анализа результата третьей серии:

4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.

В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

Выводы по результатам контрольного эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

Заключение

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Аннотация …………………………………….4

Введение……………………………………….5

Для чего нужна мнемотехника……………….7

Как происходит обучение …………………….9

Перечень стихотворений с наглядным моделированием……………………………...12

Анализ эксперимента......................................21

Заключение…………………………………...42

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Подборка мнемотаблиц для дошкольников

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.

При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:

  • улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
  • превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
  • создавать закономерные цепочки событий;
  • расширять словарный запас;
  • стимулировать развитие фантазии и мышления;
  • развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.

Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.

Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.

Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

  • Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

  • Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

  • Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:

  1. рассмотреть логопедические карточки;
  2. запомнить описанное;
  3. рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.

Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:

  • просмотр схем и осознание увиденного;
  • превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
  • составления рассказа, на основе рисунков;
  • запоминание сказки, рассказа и др.

Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:

  • совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
  • карточки Домана;
  • методические рекомендации по развитию связной речи;
    иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.

Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
  • облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Результативность применения

Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:

  • пополнить багаж знаний об окружающей среде;
  • заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
  • привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Ольга Аристова
Мнемотехника в детском саду «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

МБДОУ «Детский сад №11 »

Консультация на тему :

«Использование мнемотехники в

работе с дошкольниками

по речевому развитию »

подготовила

воспитатель

Аристова О. С.

г. Троицк 2018г.

Проблема в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития , дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные , так и нетрадиционные методики по речевому развитию

Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника )

мнемоника греч . - искусство запоминания, система «внутреннего письма» , основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов : кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше , использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу , например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом , а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов . Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра : "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов : красный, оранжевый, желтый и так далее.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке : именительный, родительный, дательный, винительный.

Как любая работа , мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники , как мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы , пиктограммы, коллаж и многое другое.

. Мнемотаблица - это схема , в которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов :

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ

сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания . Например : «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился ».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах) .

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы .

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы : «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы : лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы) . Например, при заучивании стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» (средняя группа)

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Можно использовать следующую мнемотаблицу

При разучивании загадки о зиме В. Орлова

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

Используем данную мнемодорожку .

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

развитие основных психических процессов - памяти,

внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

Помогает дошкольнику строить фразы , которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

Развивает графические навыки .

Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники .

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками по физическому развитию Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение.

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Проблема речевого развития дошкольников в современном мире очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень.

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Поделиться: