Маленькие дети 3 месяца. Развитие ребенка в третий месяц жизни

Малышу исполнилось 3 месяца. Он еще такой кроха, но уже большой молодец: и маму встречает радостной улыбкой, и внимательно рассматривает погремушки, и головку держит с упорством первооткрывателя - в общем, каждый день создает родителям повод для новой радости и новых забот. Во главу угла встает вопрос: как правильно заботиться и развивать ребенка в 3 месяца?

И это неслучайно - развитие ребенка в 3 месяца резко ускоряется. Малыш начинает вести себя более осознанно. Он уже понимает, что может видеть, слышать и осязать окружающее пространство. Инстинкты отходят на второй план. Поэтому так важно знать, как развивать ребенка в этот период.

Физиологический тонус понемногу отпускает конечности, и движения малыша становятся более плавными. Ребенок учится выражать свое настроение: расслабленный и мягкий - когда устал; резкий, активный и энергичный - если что-то не нравится. В период с 2 месяцев до 3 малыш стремительно набирает вес (плюс 700 граммов) и вырастает в среднем на 2 см.

Маленький исследователь

Трехмесячный малыш как никто умеет радоваться жизни - он узнает знакомые лица и не забывает отмечать это улыбкой, способен отдавать предпочтение любимым игрушкам (разглядывает их более внимательно), осознает движение своих ручек и ножек (пытается поймать их в поле своего зрения). Ребенка интересует, прежде всего, он сам. Кроха предпринимает всевозможные попытки исследовать свое тело. Он ощупывает себя, похлопывает, иногда щипает, может нечаянно поцарапать.

И в то же время развитие имеет скачкообразный характер. На пике он активно пытается взаимодействовать с миром, при спаде способен взять паузу на какое-то время - оставаться безучастным к игрушкам и маминым объятиям. Но не стоит беспокоиться, спады необходимы для достижения новых высот.

Психологический аспект развития

Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании - старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками - он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.

Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.

Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.

Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая - шероховатая, твердая - мягкая, пушистая - колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.

Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.

Физиологический аспект развития

Сосательный рефлекс максимально активизирован. Ребенок сосет все, что попадает в рот, будь то игрушка, пеленка или пальчик. При этом кроха уже отличает интерес от голода. Так, сытый он с удовольствием занимается пустышкой, но, ощутив признаки пустого животика, тотчас выплевывает ее.

Малыш меняет свое поведение у маминой груди. Почувствовав себя голодным, он начинает вертеть головой, пытается найти взглядом сосок, а затем самостоятельно ухватить его губами.

В 3 месяца дети могут полностью контролировать движение головы. Находясь на руках у взрослых, они хорошо держат и немного поворачивают ее из стороны в сторону. В положении лежа дети предпринимают попытки сгибать колени - первые признаки нового умения - ползания. Малыши неуверенно переворачиваются со спины на животик и обратно.

Особенности ухода

Первым и основным уходом является гигиена.

  1. Ежедневное умывание при помощи ватного диска, смоченного в теплой кипяченой воде, позволяет предотвратить конъюнктивит и различные формы дерматита. Глазки рекомендуется промывать отдельными тампонами от внешнего уголка глаза к внутреннему.
  2. Для гигиены носовой полости надо использовать тоненькие ватные жгутики, смоченные в детском масле или в кипяченой воде. Для ушек следует использовать специальные ватные палочки с ограничителем.
  3. Необходимо ежедневное купание в теплой воде, по температуре близкой к 37 градусам. В детскую ванну желательно добавлять травяные отвары из цветков ромашки и череды. Последние оказывают обеззараживающее действие на кожу и сокращают проявления дерматита.

Полноценное развитие ребенка в 3 месяца невозможно без ежедневного массажа, но не обязательно профессионального.

Питание

Если малыш потребляет исключительно грудное молоко, то, достаточно ли съеденного, возможно определить только при помощи взвешивания. Суточная норма потребляемого молока составляет примерно 800 грамм (это расчетная величина может меняться в зависимости от веса ребенка). Формула для расчета: численное значение веса крохи, деленное на 6. Превышение нормы при грудном вскармливании не является тревожным показателем, тогда как недоедание, наоборот, повод обратиться к специалисту.

Докорм и прикорм

При недостатке грудного молока педиатр может рекомендовать сухую смесь в качестве докорма. Если малыш нуждается в этом, ни в коем случае нельзя давать молочные продукты (молоко, кефир, творог), предназначенные для питания детей от 3 лет. Они содержат бифидокультуры и элементы, которые младенец попросту еще не может усвоить. Приобретайте продукты, руководствуясь рекомендациями специалистов в соответствии с маркировкой о возрасте на упаковке.

Ребенок с рождения имеет право на получение бесплатного питания на молочной кухне в соответствии с возрастом. Для того чтобы брать там продукты бесплатно, нужно получить рецепт у участкового педиатра.

Если ребенок находится на полном искусственном вскармливании, по достижении им трехмесячного возраста можно вводить прикорм - по чайной ложке овощного (как рекомендуют специалисты) пюре.

Необходимо и обязательно включить в питание витамин D. Его назначают как превентивную меру для профилактики рахита.

Режим дня

Для правильного развития малыша нужно соблюдать режим. В среднем трехмесячный ребенок спит почти треть суток с небольшими перерывами на кормление и игры. Всего за день получается 6-7 кормлений, в исключительных случаях больше. Желательно организовать длительные прогулки на свежем воздухе.

Прогулка

Важно понимать, что здоровье и полноценное развитие во многом зависят от того, сколько вы гуляете с ребенком. Если малыш находится на грудном вскармливании, лучше планировать прогулку на часы сна. В холодное время года специалисты рекомендуют гулять не более часа-полутора за подход. Нельзя выходить с малышом на улицу, если температура за окном опустилась ниже 10 градусов. В противном случае есть риск получить переохлаждение дыхательных путей.

Летом ребенок должен находиться на свежем воздухе как можно дольше. Педиатры советуют летние месяцы проводить за городом: и маме удобнее, и малышу полезнее. Так вы не будете задумываться о том, сколько гулять с ребенком.

Одевать кроху необходимо по погоде, но беречь от сквозняков. Младенцы, так же как и взрослые люди, чувствуют жару и потеют, если слишком тепло одеты. Вспотевшего ребенка рискованно доставать из кроватки или коляски.

Как развивать ребенка в 3 месяца во время прогулки? Вариантов много. Можно прицепить на коляску различные развивающие игрушки для детей: подвесные погремушки, музыкальную игрушку. Когда малыш проснется, ему будет нескучно и полезно полежать в коляске, а у мамы появится время для того, чтобы добежать до дома, пока ребенок не начал плакать.

Ребенок в 3 месяца чрезвычайно любознателен. Ему хочется все потрогать и попробовать, но его возможности пока ограничены. Поэтому основная задача мамы - предоставить малышу максимальный спектр ощущений.

  1. Желательно приобрести развивающие игрушки до года, музыкальные мобили, развивающие коврики, раму и остальные приспособления. Он будет следить за игрушечными карусельками, слушать мелодию и стараться дотянуться до интересующих его деталей.
  2. Понадобятся всевозможные подручные материалы. Под чутким присмотром мамы малышу можно предложить не только игрушки, но и предметы домашней утвари: различные лоскутки ткани, прищепки, пуговицы, шнурки, ложки и т. д.
  3. Манжеты, носочки, пинетки. Казалось бы, это самые обычные предметы гардероба, а сколько они могут подарить минут пристального разглядывания! Можно надеть манжеты на обе ручки или только на одну. Можно надеть разные или поменять местами. И каждый раз ребенок будет с интересом изучать необычную вещицу на знакомой уже ручке или ножке.
  4. Занятия на развитие слухового восприятия. Песенки, прибаутки, стихи и, главное, подражание звукам самого младенца. Конечно, кроха еще толком не поймет ни слов, ни смысла. Зато уловит интонацию и порадуется звучанию маминого голоса.
  5. Простейшая физкультура. Ножки велосипедиком, обхватывающие махи руками - все это помогает укрепить мышцы малыша.

Игры для малыша в возрасте 3 месяцев

Как развивать ребенка в 3 месяца при помощи игр? С удовольствием! Трехмесячный ребенок способен концентрироваться на предмете в течение 3-5 минут. Этого небольшого промежутка времени достаточно для того, чтобы спеть крохе песенку, прочитать потешку или сыграть в пальчиковую игру. Во время игры необходимо стимулировать к развитию не только слух, но и тактильные, зрительные ощущения: массировать пальчики на манер "сороки-белобоки", играть в ладушки, поддерживать зрительный контакт, на прогулке обращать внимание на яркие детали.

Хороши для развития карточки и книжки с большими красочными картинками. Каждая карточка или картинка - целый рассказ: "Мишка одет в синие штаны, у утенка на голове красная шляпа". Покажутся малышу интересными и книги со звуковым сопровождением.

И хотя ребенок еще не понимает смысла слов, произнесенных мамой, он внимательно слушает голос и всматривается в картинку. Постепенно изображенные на ней герои станут для малыша добрыми знакомыми.

Развивающие игрушки необходимо подбирать разные по форме и звучанию. Хорошо, если одна игрушка сочетает в себе несколько различных по форме и тактильным ощущениям элементов.

Развитие интереса к книгам

Важно прививать любовь к книгам с самого раннего детства. Малышу нужно не только рассказывать сказки, но и показывать персонажей на картинках. Таким образом формируется ассоциативная привязанность к изображенному персонажу, а неведомый сказочный мир будет связан с книгой.

Детские книги, предназначенные для чтения малышу в возрасте до года, отличаются от прочих тем, что имеют скругленные страницы, выполненные из плотного картона. Всего несколько страничек, зато на каждом развороте крупная, яркая и четкая иллюстрация.

Итак, что читать детям до года? Хорошо начинать знакомство с классических детских сказок, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", "Зайкина избушка", "Курочка Ряба". Во-первых, основные герои переходят из книги в книгу, во-вторых, тексты перечисленных книг содержат множество повторений одного и того же действия. Впоследствии малышу будет легко запомнить сюжет и самому показывать на картинках тех или иных персонажей.

Развивающие карточки

Специалисты сходятся во мнении, что развивать малыша можно с первых дней жизни, главное, правильно выбирать вспомогательные материалы.

Так как развивать ребенка в 3 месяца при помощи карточек? Развивающие карточки подходят для игр с трехмесячным малышом и старше. Несколько наборов на различную тематику (желательно легко узнаваемую в окружающей обстановке - игрушки, еда, транспорт, животные) станут верными спутниками и помощниками в развитии ребенка до года.

Развивающие карточки для детей можно купить или изготовить самостоятельно. Существуют как наборы карточек по конкретной тематике, так и целые сборники, представленные в книжном переплете. Хорошо, если карточки выполнены из твердого картона или заламинированы. Важно, чтобы края были закруглены и не могли травмировать малыша.

Трехмесячный малыш еще не может полноценно пользоваться музыкальными развивающими игрушками и книжками, но с удовольствием послушает мелодии и сказки из уст мягкого медвежонка или с книжных страниц.

Необходимо уделять особое внимание звуковому сопровождению и техническому оснащению игрушек. Не слишком ли громко и резко звучит музыка? Не испугается ли ребенок, если случайно нажмет на кнопку? Безопасна ли электронная часть устройства? Насколько надежно спрятаны батарейки?

Многие музыкальные развивающие игрушки для детей имеют на своем корпусе рычаг для регулировки громкости звука. Отсек для батареек имеет крышку, плотно примыкающую к корпусу. В целях безопасности крышка крепится на винт.

В целом, развитие ребенка - это кропотливая работа, которая может и должна приносить радость родителям. Огромное количество всевозможных аксессуаров, игрушек и дидактических пособий на тему того, как развивать ребенка, помогают и знакомят с окружающим миром не только малыша, но и открывают новые горизонты для понимания своего чада родителям. Сколько счастья доставляют даже малюсенькие успехи совсем еще несмышленого крохи! А сколько счастья испытывает мать, чувствуя, что ее ребенок не только нуждается в заботе, но и охотно общается, играет и развивается не по дням, а по часам!

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

  1. Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
  2. Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Отклонения в развитии

Важно помнить, что даже совершенно здоровые дети развиваются с разной скоростью и не всегда физическое и психическое развитие идут вровень. Богатейший спектр эмоций и речи, опережающий средневозрастную норму, у таких крошечных деток может сочетаться с некоторой задержкой формирования двигательных навыков и наоборот. Стоит учесть и характер маленького человечка, который начинает проявляться в столь нежном возрасте.

Некоторые малыши, едва освоив новый навык, начинают его активно использовать, протестуя против попыток взрослых как-либо ограничить свободу движения. Другие напротив, долго взвешивают, стоит ли тратить силы на столь «бесполезное» занятие, что им дает новое умение, и к активному применению переходят через несколько недель или даже месяцев.

Следует обратить внимание, если:

  • ребенок в 3 месяца не может следить глазами за предметом;
  • при сильном звуке никак не реагирует;
  • вы еще ни разу не видели, как ребенок улыбается;
  • лежа на животе, голова младенца остается лежать на поверхности и ребенок не пытается ее поднять;
  • отдельные звуки не произносятся ребенком.

Как заниматься с ребенком в 3 месяца

Уже в столь раннем возрасте можно и нужно начинать развивать малыша.

Песенки и потешки

Три месяца – отличный возраст для знакомства с детскими песенками и потешками. Даже если вы по каким-то причинам не делали этого раньше, стоит воспользоваться моментом и обогатить взаимное общение с малышом. Разнообразие звуков и интонаций очень важно для становления речи. Ребенок часто развлекает сам себя, «распевая» произвольные сочетания звуков, в гулении прослушиваются первые согласные.

Подражание речи и движению

При любом общении с малышом желательно комментировать свои и его действия. Это нужно для формирования пассивного словарного запаса крохи. Разумеется, понимать значение слов он научится к более старшему возрасту, но чем больше разговаривать с крохой, тем раньше это произойдет. При общении с грудничком можно и нужно подражать его агуканию и использовать утрированную мимику. Малыши – прекрасные имитаторы и через некоторое время ребенок будет повторять движения мамы.

Прятки

В три месяца уже можно предлагать грудничку простейшие игры, прятаться за пеленкой или прятать от него игрушку, сопровождая появление объекта наблюдения восклицанием «ку-ку».

К трем месяцам грудничок все больше адаптируется и привыкает к новому миру, приобретает полезные навыки и рефлексы. Реакции и эмоции становятся более разнообразными и осмысленными. Для малыша, как и в предыдущие месяцы жизни, остается важным грудное вскармливание и внимание мамы. Грудное молоко, телесный и эмоциональный контакт с мамой положительно влияет физическое и психической развитие ребенка.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Развитие ребенка в 3 месяца характеризуется тем, что он научился осмысленному выражению эмоций. Появляется громкий смех, когда ребенок доволен, или резкий крик, когда малышу что-то не нравится. Кроме того, проявляются индивидуальные интонации голоса. Давайте перечислим, что должен уметь малыш в три месяца:

  • Управлять собственными руками;
  • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить игрушки к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
  • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
  • Уверенно держать голову, лежа на животе;
  • Смеяться в голос;
  • Фиксировать взор на игрушке, мелких предметах и крупном узоре;
  • Замечать предмет положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
  • Следить за движением крупных объектов;
  • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
  • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д.

Как видно, физическое и психическое развитие ребенка ушло далеко вперед по сравнению с первыми неделями жизни. Кроме того, в третьем месяце у детей начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок должен узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху.

Правильный уход за ребенком в 3 месяца

Питание , как и в предыдущие месяцы, должно полностью состоять из грудного молока. Только грудное вскармливание обеспечит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности малыша в питье и пище. Оно насыщает организм грудничка необходимыми витаминами и минералами, укрепляет кости и формирует иммунитет, положительно влияет на работу внутренних органов.

К трем месяцам количество прикладываний составляет 6-10 раз днем с промежутком 2,5-3,5 часа и около двух раз ночью. Объем потребляемого молока при этом равен 100-150 мл за одно кормление.

Режим дня . Сон грудничка в три месяца сокращается до 10-11 часов ночью и до 5-6 часов днем. Нормы сна для детей в этом возрасте составляют 15-17 часов в сутки. В остальное время малыш ведет себя активно. Тогда и пригодятся развивающие игры, гимнастика, плавание и массаж. Постоянно разговаривайте с малышом, рассказывайте сказки и стишки. Не повышайте голос! В это время уже стоит отказаться от пеленания и укутывания. малыш должен двигаться свободно!

Гимнастика и плавание . Добросовестно выполняйте комплекс упражнений, который рекомендуют к выполнению педиатры. К стандартной гимнастике и плаванию в этот период добавляют закаливание в виде воздушных ванн. Занятия по плаванию можно проводить каждый день по 20-30 минут. Температура воды не должна быть ниже 32 градусов. При регулярных занятиях малыш скоро будет держаться на воде самостоятельно. Используйте поддержки, ныряния, толчки и повороты.

Гигиена – залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка. Важно обеспечивать нормы гигиены, которые включают ежедневные купания и водные процедуры. Регулярно протирайте тело, руки и лицо влажными салфетками, протирайте глаза при помощи ватных дисков, смоченных в теплой воде. Подстригайте ногти ребенку, меняйте памперсы каждые 2-3 часа.

Мыть ребенка с мылом следует не чаще двух раз в неделю. После того, как закончились водные процедуры, тщательно вытирайте малыша. Он всегда должен быть сухим! Не забывайте и о себе. Чаще мойте руки, особенно перед кормлениями.

Массаж благоприятно влияет на здоровье и самочувствие малыша, успокаивает и расслабляет. Массируйте ножки и ручки, спинку и голову легкими движениями, не давите на тело и не сдавливайте кожу! При коликах хорошо помогают круговые движения по часовой стрелке. Кстати, к трем месяцам колики сокращаются и меньше мучают малыша! Во время массажа обязательно разговаривайте и общайтесь с ребенком. Не стоит начинать процедуры, если грудничок простужен или в плохом настроении. Подробнее, какие массажные процедуры подойдут для грудничка, читайте .

Прогулки важнейший элемент в развитии ребенка. В возрасте трех месяцев грудничку не достает витамина D, который укрепляет кости и предотвращает рахит. Солнечные лучи содержат большое количество данного витамина! Свежий воздух улучшает аппетит, сон и настроения. Малыш будет хорошо и крепко спать.

При комфортной температуре продолжительность прогулки составляет 1,5-2 часа два-три раза в день. В жару или холод не стоит гулять дольше 30-40 минут. При температуре свыше 25 градусов тепла, не гуляйте в промежуток времени между 11 и 16 часами. Держитесь в тени и используйте детские солнцезащитные средства , ведь нежная кожа грудничка способна обгореть за 5-10 минут.

Физическое развитие

У трехмесячного ребенка движение рук и ног становится более координированным. Дети становятся более подвижными, и многие из них уже легко переворачиваются со спины на животик и обратно. Грудничок может взять и поднести игрушку к лицу, подтянуть ручки к висящим игрушкам. В этом возрасте формируется взаимосвязь между зрением и слухом. Кроме того, ребенок растет, прибавляет в весе и росте. В таблице указаны примерные физические параметры, которые характерны для детей в 3 месяца.

У каждого ребенка свои особенности развития, поэтому показатели условны могут отличаться от нормы. Отклонения вовсе не говорят о проблемах в развитии и здоровье малыша. Если грудничок активный и бодрый, хорошо кушает и спит, нет поводов для беспокойства. Кстати, существует специальная формула, которая поможет рассчитать правильный вес грудничка в зависимости от возраста и массы при рождении. Эту формулу вы найдете .

Развивающие игры

Игры – неотъемлемый элемент в развитии ребенка. В три месяца грудничок уже свободно шевелит пальчиками, поэтому в это время начинают развивать мелкую моторику.

Давайте малыш специальные мешочки с наполнителем. Такие мешочки легко сделать самостоятельно. В качестве основной ткани берите натуральные материалы, которые не вызовут аллергии! Внутрь мешочка можно положить порезанную бумагу, вату, мелкие камушки, гречку или горох. Пусть малыш берет мешочки и ощупывает содержимое. Это не только развивает мелкую моторику, но и является хорошим массажем для рук.

Игры в этом возрасте простые и короткие. Они сопровождаются веселыми стишками и потешками. Постоянно разговаривайте с малышом, активно используйте различную мимику и выражения лица, различные интонации в голосе. Малыш уже может копировать мимические движения и некоторые звуки. Чаще включайте ребенку музыку. Чем она разнообразнее, тем лучше.

Не забывайте про игры с погремушкой. Она отлично развивает слух и внимание у ребенка. Выбирайте яркие погремушки, в три месяца малыш хорошо воспринимает красный, желтый и оранжевый цвета. При этом, игрушка не должна быть слишком громкой, иначе она напугает ребенка. А для развития зрения каждый день показывайте малышу игрушку средних размеров и умеренной яркости на расстоянии 40-50 см, затем медленно водите предмет из стороны в сторону. С каждой неделей постепенно увеличивайте расстояние.

Обязательно повесьте цветные игрушки над манежем или кроваткой ребенка. Выбирайте такие изделия, стукнув по которым, можно услышать звук. В это время малыша начинают знакомить с картинками. Выбирайте книжки с крупными яркими и простыми иллюстрациями. При просмотре обязательно проговаривайте и называйте каждый предмет и деталь.

Развивающие занятия и игры не должны длиться более 20 минут. При этом процедуры и упражнения должны постоянно меняться. Потому что один и тот же вид деятельности утомит ребенка, и он переключит внимание на другое. Кроме того, трехмесячный младенец далеко не все может воспринимать длительное время. Так, музыку и стишки он воспринимает 3-5 минут. Прекращайте игры, если малыш заплакал, устал или потерял интерес.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Поделиться: