Карманные деньги. Карманные деньги — «за!» и «против

Наверное этот вопрос встает перед многими родителями, и в каждой семье он решается по разному. Конечно, многое зависит от доходов родителей. Но если ваши доходы позволяют давать ребенку значительные суммы, какое решение вы принимаете?

На эту тему в нашей семье периодически возникают споры. Ребенок отстаивает свое мнение иметь сумму на карманные расходы как можно больше.

Он приводит в пример, что другим ребятам родители дают значительные суммы от 300 до 500 рублей в день. Правда это, или момент манипуляции - сказать сложно. Мое мнение по этому вопросу - большие суммы карманных расходов формируют не правильное отношение к вопросу стоимости денег.

У мужа тоже есть свое мнение, он считает, что сын может оказаться не в комфортной ситуации, если в определенных случаях не будет иметь денег. Если его друзья будут покупать сладости или решат сходить в кино, а у ребенка не будет возможности заплатить за себя, тем самым он окажется в неловкой ситуации, которая может повлиять на его авторитет.

Еще возникает вопрос на тему, стоит ли поощрять ребенка или наказывать финансово в зависимости от его успехов в обучении. С одной стороны тем самым можно стимулировать желание ребенка учиться, с другой стороны это желание по идее должно формироваться на основе других стимулов, таких как - познание мира, желание быть лучшим, достигать поставленных целей и т.п.

Еще есть тема - как научить ребенка правильному отношению к вопросу заработка денег? Ведь получая от родителей карманные деньги, подросток не представляет, сколько усилий физических, моральных, и т.д. пришлось потратить его родителям, чтобы заработать эти деньги. Может ли подросток заработать себе на корманные деньги - какие нюансы стоит учесть!

Как научить ребенка правильному отношению к деньгам?

Вчера я столкнулась с еще одной проблемой отношения моего сына к деньгам. Я услышала его разговор с отцом. Ребенок просил положить деньги в интернет на какую-то виртуальную игрушку.

Купить виртуальную лошадь, чтобы стать более крутым в игре, а потом еще эту лошадь нужно будет кормить сеном, чтоб она не померла от голода и естественно тоже за деньги. Цена покупки лошади составляла 800 рублей. Моему возмущению не было предела. Когда я успокоилась, взяла калькулятор и предложила сыну осуществить не сложные расчеты.

Сначала я поинтересовалась, какую сумму он считает значительной. Сын ответил, что было бы здорово, если бы у него было 5000 рублей. Тогда он смог бы приобрести две компьютерные игрушки. Я продолжала:

Сколько мальчиков в вашем классе захотят приобрести такую виртуальную лошадь?

Наверное, 10 парней уже приобрели.

А сколько в вашей школе классов, в которых парни играют в эту игрушку?

С 4 по 7 получается 12 классов

Давай осуществим предварительные расчеты 800*10*12 = 96000 рублей. Как ты считаешь это значительная сумма?

Мама это просто огромная сумма денег.

А теперь умножь ее на количество школ в городе, а потом на количество городов.

Сын глубоко задумался. Я же задала свой ключевой вопрос, для которого велись все эти расчеты:

А теперь подумай, на какой стороне ты хочешь быть? На стороне тех людей, которые зарабатывают, или тех, кто бездумно тратит деньги на виртуальные преимущества? Ты хочешь быть крутым или казаться им?

Мама, но ведь если я даже очень захочу я не смогу создать сейчас подобную игрушку, к тому - же на ее создание нужно много средств.

Ты абсолютно прав, такую игрушку ты создать сейчас не сможешь, но заработать себе на то, что ты хочешь приобрести вполне реально.

Но ведь я, еще учусь и никто не возьмет меня на работу.

Я возьму тебя на работу. И я рассказала сыну, что такое копирайт (ссылка). Для начала напиши мне одну статью, я проверю ее, и если нужно ты ее подкорректируешь с учетом моих замечаний. За первую статью я заплачу тебе 100 рублей. А там, посмотрим на сколько ты сможешь реализоваться в этой профессии.

Тем самым я преследовала несколько целей:

  1. Научить ребенка писать сочинения (а в этом плане он пока преуспел не очень),
  2. Чтобы он получить навыки работы с программой Word (это всегда пригодится),
  3. Научить сына ценить деньги,
  4. Отвлечь от идеи бессмысленного «вбухивания» денег в виртуальную крутизну,
  5. Помощь моему проекту.

А как вы решаете вопрос карманных денег, поделитесь своими историями.

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Одной из причин бедности в нашей стране является неумение людей обращаться с денежными средствами. Этому нас не обучают ни в школе, ни в институтах. Поэтому родители сами должны научить своих детей обращению с деньгами.

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, которую родители выдают ребенку на мелкие личные расходы с определенной периодичностью и которой он волен распоряжаться по своему усмотрению.

Карманные деньги – мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Почему некоторые родители никогда не дают своим детям карманных денег?

Родители, которые никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами :

  1. Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Ребенок потратит деньги впустую.
  2. Ребенок не сможет сделать правильный выбор, он потратит деньги на ненужные вещи.
  3. У ребенка может развиться жадность и завистливость.
  4. Ребенок не будет знать цену деньгам, деньги могут испортить ребенка.
  5. Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  6. Ребенок не будет знать цену деньгам, ведь он их не зарабатывает и не знает, как они достаются маме с папой, а получает их готовыми. Это может испортить нежную психику ребенка.
  7. Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

Нередко лишение ребенка карманных денег – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым.

Большинство психологов подчеркивают, что карманные деньги не должны быть платой или вознаграждением ребенка за проявленные усилия в чем-либо, например: за хорошее поведение, за хорошую учебу, за помощь в домашнем хозяйстве.

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить.
  2. В жизни могут произойти непредвиденные обстоятельства.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее.
  5. Ребенок будет чувствовать себя личностью, которой не унизительно жить в мире самодостаточных взрослых.

Карманные деньги способны развить в ребенке следующие личностные качества: самостоятельность, ответственность, расчетливость, терпение, отсутствие «Мама, купииииии!», понимание родителей, экономность, бережное отношение к приобретенным игрушкам…

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки:

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Перед родителями часто встает вопрос, с какого возраста ребенку можно давать деньги на карманные расходы?

Оптимальный возраст – 6-7 лет, когда ребёнок уже может оценить ценность денег и хоть как-то рассчитать свои траты. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его знания о деньгах и отношение к ним.

Давать деньги можно, если:

  1. Он понимает, что они нелегко достались родителям.
  2. Он знает, зачем они ему нужны, и может довольно внятно ответить, на что их расходует. 3. Он умеет приобретать «нужное» в торговых точках.

Ребёнок не дорос до карманных денег , если:

  1. Он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берётся.
  2. Он не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Какую сумму выдавать в качестве карманных денег?

Для маленьких детей начните с 10 рублей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной. С возрастом у детей растут и потребности, поэтому и сумма должна увеличиваться. Увеличивайте ее ежегодно в день рождения ребенка в знак того, что он растет. Маленьким деткам (младший школьный возраст) целесообразно выдавать карманные деньги каждую неделю, в какой-то определенный день, ведь они не смогут долго ждать. Подросткам же выдавайте карманные деньги раз в месяц. Это позволит ребенку научиться планировать бюджет.

Как начать выдавать карманные деньги?

Поговорите об этом с ребенком с учетом его возрастных особенностей. Первоначально необходимо привить ребенку значимость денег, приучить к тому, что взятые деньги в долг необходимо отдавать и делать это вовремя, научить тратить их. Ребенок должен знать, что вы будете учить его обращаться с деньгами. Решите, какие из расходов будете покрывать вы, а какие – он. Обязательным пунктом использования карманных денег должен стать отчет о них. Со стороны родителей должен осуществляться контроль за расходами. Родители всегда должны знать, на что дают деньги ребенку.

Что может помешать финансовому воспитанию ребенка?

  1. Нерегулярность (бессистемность) выдачи карманных денег и отсутствие фиксированной суммы.
  2. Непоследовательность в действиях. 3. Бесконтрольность расходования карманных денег.

Можно ли заработать карманные деньги?

Подросткам можно предложить ему заработать, чтобы ребенок смог на собственном опыте понять, что такое заработок и оценить свой труд и труд родителей. Они могут работать промоутерами (раздавать флаеры, участвовать в разнообразных промо-акциях), интервьюерами, подрабатывать на интернет-биржах фриланса (для школьников подойдет несложная работа рерайтером или, при наличии соответствующих навыков, обработка цифровых фотографий на заказ)… Но следует помнить, что по закону подросткам можно работать только с 16 лет, с 14 лет это возможно только после письменного разрешения родителей и в период школьных каникул.

Карманные деньги – это лучший тренажер финансовой самостоятельности детей. Они предоставляют возможность ребенку самому распоряжаться материальными средствами, а значит, осознавать свои потребности, расставлять приоритеты соответственно им и выделяемой родителями суммы; планировать свои траты и осуществлять за ними контроль, а также самостоятельно делать выводы. Ребенок почувствует себя взрослым и ответственным.

Шмакова О.Г.

Психолог ГКУЗ «ВОЦМП»

Литература:

  1. Штайн, И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником / Ирма Штайн. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009;
  2. Элизабет Крэри «Не разбрасывай носки… или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям» / Пер. с анг. О.В. Рыбаковой — М.: Айрис-пресс, 2000.

Используемые интернет источники:

  1. http://supermams.ru;
  2. http://yaideti.ru http://spiritual_culture.academic.ru/;
  3. http://www.internet-kontrol.ru;
  4. http://womanadvice.ru;
  5. http://womanadvice.ru;
  6. http://www.7ya.ru.

Зачем ребёнку карманные деньги? Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться многие родители.

Как утверждают психологи, чтобы ощутить себя личностью, которая чувствует себя уверенно в мире самодостаточных взрослых, карманные деньги ребенку нужны.

Карманные деньги – это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Основной целью выделения карманных денег детям является:

Чтобы ребёнок почувствовал себя полноценной личностью, как мама, папа, одноклассники;

Предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами для осознания своих потребностей;

Научился самостоятельно и ответственно планировать и осуществлять контроль за своими расходами, рассчитывать свой бюджет. Наделает ошибок – так под присмотром родителей и с малыми потерями, научиться предвидеть последствия своих поступков, - не станет рисковать во взрослой жизни.

Научился ценить и понимать ценность человеческого труда;

Чтобы, когда родители решат ребёнку не выдавать карманных денег,у него не возникали отрицательные эмоции, жадность, зависть к другим детям, переоценивание власти денег, исключение мелких, а затем и крупных краж...

С какого возраста стоит давать ребёнку карманные деньги?

Существуют две точки зрения:

2.с момента поступления в школу.

А если эти два момента совпадают – тогда ещё лучше.

Родители могут определить, можно ли уже дать какую-то сумму ребёнку, чтобы он тратил по своему усмотрению? Попросите дошкольника сходить в магазин. Если он не забывает взять сдачу, и рассчитывает выданные деньги, чтобы хватило на покупку, скорее всего уже пора выдавать карманные деньги.

Если считаете, что ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете. Подскажите, чему нужно научиться, чтобы получить желаемое.

С началом выплат, у ребёнка появятся и усложнятся, естественно, домашние обязанности. Каждый год в день рождения, можно увеличивать сумму выплат и, соответственно, договариваться с ребёнком об увеличении его вклада работы по дому. Решение лучше принимать на семейном совете, в присутствии ребенка.

Сколько давать карманных денег?

Ваш здравый смысл и финансовые возможности Вам подскажут. Не переживайте, если другие родители дают больше своим детям. Твёрдо скажите: «Извини, это то, что мы можем дать тебе на данный момент».

Если ребёнок просит больше – обсудите семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время, Вы сможете выполнить просьбу. Договоритесь о сроках, и выполните обещание.

Если Вы не стеснены в средствах, сколько давать карманных денег – подскажет здравый смысл.

Специалисты утверждают, выдавать карманные деньги нужно РЕГУЛЯРНО. Тем кто помладше – РАЗ ВНЕДЕЛЮ, более взрослым - ЕЖЕМЕСЯЧНО.

Лучше давать карманные средства ребенку среди недели, чтобы получение денег не ассоциировалась с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.

Как выдавать?

Американские специалисты утверждают, что существуют 4 «системы выдачи» карманных денег:

В любое время по желанию ребёнка. Даже если есть договорённость о регулярных выплатах;

Регулярно, в определённом количестве, безо всяких условий и оговорок;

Исключительно, как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно, но с условием ответственно тратить деньги – самое оптимальное решение.

Что значит «с условием»?

1)оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (школьные принадлежности, сдоба,развлечение,…), а какие расходы полностью исключаются (сигареты, алкоголь,…).

2)родители договариваются с детьми, что не будут лишать выплаты из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определённых домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты сына или дочери?

Требовать финансовых отчётов не нужно, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется смысл обладания карманными деньгами. Ребёнок должен научиться самостоятельно и ответственно распоряжаться деньгами, получать от этого удовольствие.

Внимательные родители ненавязчиво увидят, куда именно уходят выданные деньги.

Вмешиваться нужно только тогда, когда Вы уверенны, что деньги тратятся на недостойные цели.

Что делать, если подросток просит дополнительную сумму, но не говорит на что?

Возможно всякое, но зачем заранее подозревать плохое. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков, с их максимализмом и преданностью друзьям, это может быть вопросом «жизни и смерти». Многие психологи считают, что лучше дать, а затем разбираться в ситуации, чем отказать, а затем мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны«неуловимые» траты, когда нет материальных расходов- отговорки: на дискотеки, неизвестно где съеденные сладости,..

Можно поощрять или наказывать деньгами?

Постоянные обязанности по дому выполняются БЕСКОРЫСТНО. Каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Если же ребёнок иногда выполняет значительную и трудную работу – по строительству дома, ремонту машин или дачи,… - уместны «премиальные» выплаты. При этом главное – не денежные выплаты, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Наказывать ребёнка лишением карманных денег не рекомендуется. Допустимо, если очень серьёзный проступок, уменьшить обычную сумму.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами?

Если деньги потрачены на ерунду или потеряны, не возмещать ему потерю – пусть ответит за последствие легкомыслия.

Постепенно в сумму на развлечения и мороженное добавлять денег на необходимое. При этом, ребёнок будет рассчитывать на свой бюджет. Например, покупка канцтоваров в начале четверти, проездного билета,…

Может случится, что деньги ребёнком потрачены не по назначению. Придётся добавить сумму на неотложную покупку как бы в «долг». А затем вычесть её из карманных денег.

Если ребёнок потратил всё сразу, то попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребёнку два, три раза в неделю. Постепенно желательно увеличивать эти части.

Если ребёнок хочет совершить «крупную» покупку, то помогите выбрать, подскажите, где можно получить скидку.

Давайте ребёнку возможность высказываться по по поводу семейных трат, высказываться по поводупланирования поездок, покупок.

Если в семье затруднительное положение со средствами, возможно привлечение личных сбережений ребёнка. Это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом карманные деньги должны быть возвращены ребёнку.

В европейских странах, некоторые родители открывают ребёнку счёт в банке. Чтобы он научился самостоятельно совершать банковские операции. Ребёнок может снимать деньги на покупку одежды, канцтоваров, оплату спортивного клуба,…

Ребёнок зарабатывает деньги. Как к этому относиться?

Для ребёнка старше 14 лет, без вреда учёбе и здоровью, – это вполне нормально. И если Вы уверены, что у него добросовестные работодатели, ему не грозит попасть в неприятности.

Стоит поощрять подростка к самостоятельному заработку к относительной финансовой независимости. Но не нужно возводить это в принцип. Лучше всего таких ребят стимулирует пример сверстников.

Как научить ребенка азам финансовой грамотности:

1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь карманными деньгами ребенка. Дайте почувствовать ему самостоятельность, и самому преодолеть последствия бездумных трат. Если малыш в первый же день потратил все личные деньги на конфеты, дайте ему осознать его поведение до следующей «зарплаты».

2. Когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно, научите ребенка записывать расходы в блокнот, чтобы он знал, куда уходят деньги.

3. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое, например, самому (например, канцелярские принадлежности и т.п.).

4. Постепенно увеличивая сумму (каждый раз оговаривая причину увеличения) и время между выдачами, вы научите ребенка разумно распоряжаться деньгами, тратить их не только на развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, школьные завтраки, билеты в кинотеатр и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.п.

Ребёнок и карманные деньги: правила безопасности

Дав ребенку деньги, объясните, что это не только возможность покупать, но и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять. Чтобы избежать подобного, ребенок должен усвоить простые правила безопасности.

1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться карманными средствами.

2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3. Если ребенку угрожают насилием незнакомые дети или взрослые, требуют деньги, пусть отдает без сопротивления. Жизнь и здоровье ребенка бесценны.

4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Губанова С.Г.

Библиография:

1.Байярд Р.Т., Байярд Дж. «Ваш беспокойный подросток» ,М. 1991

2.Анисимова Г.Е. «Как помочь вашему ребёнку», Екатеринбург, 2006

3.Волков Б.С. «Психология подростка» ,М.,2001


Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Поделиться: