Что можно рассказать о дружбе. Ты знаешь, что такое дружба? Идеальные друзья в современной жизни

Аташ гость

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов» , важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.

Дружба - это больше, чем приятная компания или близость интересов. Дружба – глубокие, искренние отношения, включающие в себя целый комплекс эмоций. Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание людей. Это означает возможность общаться друг с другом практически без слов, при помощи жестов и мимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонации, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в разных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в тот или иной момент.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймёт наше настроение, наши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, утешит и поддержит в трудную минуту, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, готовность прийти на помощь, умение понять, уважение, преданность и доверие. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради чувств, которые их связывают.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

Дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. Дружба, в отличие от любви, - это в основном отношения между людьми одного пола.

Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить не умеют. Врожденная потребность в этом остается неудовлетворенной. Зачастую причиной этому служит непонимание человеком ее природы. Только поняв, что такое дружба, он получает возможность реализовать себя в ней. В противном случае если дружба и возникает, то только случайно, и не ценится должным образом, пока не распадется, а разница между просто знакомым и другом осознается, когда уже слишком поздно.

Хотя в дружбе всегда кто-то больше дает, чем получает, дружба все-таки основана на взаимности, друзья должны друг друга поддерживать. Друг всегда протянет руку помощи, вызволит из беды. Даже если нам никогда не приходилось воспользоваться его помощью, мы можем положиться на него: он не подведет, не оставит тебя одного в трудную минуту.

Дружить – это добровольно делиться с другим тем, что для вас важно, будь то ваши время или тайны, собственность или чувства. Делиться не всегда означает давать, скорее, это желание позволить другому участвовать в том, что тебе дорого. Крепкая дружба подразумевает общие идеалы, жизненные позиции и даже общие представления о прекрасном.

Доверие делает дружбу прочнее, укрепляет ее. Проверка на прочность и силу дружбы есть по сути проверка на уровень доверия. Могу ли я доверить ему свое имущество, жизнь, могу ли доверить важную тайну или только малосущественный секрет? Если мы можем доверить кому-либо только сумму в пятьдесят тысяч долларов, то такой человек может быть хорошим деловым партнером, но не другом. Если я действительно доверяю ему, то доверяю без границ. Я знаю, что друг не бросит меня в беде и поможет в любой ситуации, даже если он не согласен с моим мнением или считает мои действия глупыми.

Слова известной детской песни «друг в беде не бросит» - яркий пример того, как воспринимаются человеком дружеские отношения. Что такое дружба и есть ли она в современном мире, где люди общаются посредством социальных сетей, и так редко встречаются в реальной жизни.

Существует ли дружба?

Понятие дружба рассматривалось на протяжении многих веков представителями различных философских течений, но основными исследователями являлись писатели, поэты и психологи. Феномен дружбы не ограничивается какими-то определенными рамками, но в общих представлениях большинства людей, дружба это – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на взаимном притяжении по интересам, и интуитивном понимании друг друга.

Психология дружбы

Проблема дружбы существует, в этом уверены социологи. В стремительный век компьютерных технологий человек предпочитает общаться мобильными способами, тогда как на личную встречу часто нет времени. Люди много теряют: нет дружеских похлопываний по плечу, визуального контакта, да и душевность практически отсутствует. Психологи считают, что ценность дружбы заключена во встречах, непосредственном живом контакте, а отсутствие полноценного общения может стать . Психология дружбы заключена в положительных аспектах:

  • чувство «я – не один!» против одиночества и изоляции;
  • только в присутствии значимого другого, человек раскрывается как личность и учиться быть другом.

Виды дружбы

Почему люди дружат? Первое упоминание о важности дружбы встречается еще в античных трактатах. Поэты воспевают ценность плеча, оказывающегося в трудную минуту рядом и стремление пронести дружеские чувства через всю жизнь. В социуме принято разделять дружбу по возрастным и гендерным особенностям. Виды дружбы:

  1. Детская - ребенок познает мир и пытается выстроить взаимоотношения с окружающими, вместе узнавать что-то новое интереснее. Дети сплачиваются через общие игры.
  2. Юношеская – высокая потребность выразить себя, свои чувства. Дружба в этом возрасте носит высокий эмоциональный заряд. Качества другого переоцениваются и возвеличиваются – в хорошем смысле это помогает пережить сложные моменты в жизни: непонимание родителей, чувства собственной неполноценности. Юношеская дружба может перерастать во влюбленность.
  3. Взрослая – иногда это та дружба, которая сформировалась в детстве и укрепилась с годами. Такие друзья знают всю подноготную друг друга – такая дружба очень редкий феномен, поэтому очень ценная. Существует несколько разновидностей взрослой дружбы: ситуативная, приятельская, деловая.
  4. Мужская дружба – о ней сложены легенды, спето много песен и написано замечательных книг. Что такое мужская дружба, хорошо показано в советском фильме «Три мушкетера»: взаимовыручка, принятие человека полностью со всеми его недостатками, доверие и помощь даже в тех ситуациях, когда друг оказался в неприятности по своей вине. Часто у женщин мужская дружба вызывает недопонимание и зависть.
  5. – мужчины считают, что в природе ее не существует. Что такое дружба женщин можно увидеть на примере фильма «Секс в большом городе».

Для представительниц слабого пола в дружбе важны:

  • сочувствие и сопереживание;
  • верность;
  • искренность;
  • другое мнение на ситуацию;
  • доверительные отношения;
  • возможность в любое время дня и ночи получить необходимую поддержку.

Что такое настоящая дружба?

Что значит дружить - не просто приятельствовать и пить вместе кофе время от времени, а по-настоящему? Люди у которых нет друзей часто чувствуют острое одиночество и тоску. Самая настоящая дружба заключена в состоянии вовлеченности и неподдельного интереса к близкому человеку, когда друзья разделяют и печаль и радость. Родственные души – одна из теорий реинкарнации объясняет феномен дружбы совместными воплощениями в прошлых жизнях. Души стремятся найти друг друга и в последующем, когда они встречаются, есть стойкое ощущение, что знакомы давно при том, что встретились впервые.

Что дает дружба человеку?

Дружба в жизни человека - одна из самых высоких ценностей, идущих после семьи. Друг - это зеркало, в котором видишь свое отражение. Какие ценности в отношения привносит дружба:

  • взаимное дополнение положительных качеств друг друга;
  • чувство опоры;
  • приятное времяпрепровождение;
  • взаимопомощь и выручка в сложные моменты;
  • учит бескорыстию и преданности;

Что главное в дружбе?

О дружбе много сказано, но как определить, какой параметр самый важный в отношениях и кто такой настоящий друг? У каждого человека свое мнение относительно иерархии ценностей дружбы: для кого то – это верность и возможность доверять все секреты, что характерно для женщин, для мужчин – это совместные приключения: рыбалка, походы, охота. Общим критериями дружбы являются непреходящие вечные добродетели: порядочность, доброта, и искренний интерес друг к другу.


Как научиться дружить?

Для некоторых людей актуальна проблема сложности выстраивания взаимоотношений с людьми и в итоге формируется одиночество. Многие хотят иметь близких друзей, но по ряду причин не умеют поддерживать даже формальные контакты. Как правильно дружить и существуют какие-то определенные правила дружбы? Социальные психологи дают ряд рекомендаций, помогающих наладить связь с понравившимся человеком и развить отношения, перерастающие в дружбу, для этого надо:

  • преодолевать стеснительность и знакомиться;
  • взять инициативу знакомства в свои руки;
  • быть открытым человеком;
  • развивать ;
  • учиться слушать другого;
  • оказывать поддержку в трудных ситуациях;
  • понимать, что развитие отношений требует длительного времени, усилий и труда.

Что разрушает дружбу?

Испытание дружбы происходит со временем. Люди вместе проходят определенные этапы жизни с различными испытаниями, не все их выдерживают. Причины, по которым могут разрушиться даже самые крепкие дружеские узы:

  1. Возникшая любовь друзей к одному человеку.
  2. Один из друзей стремительно становится богатым, второму сложно принять разное социальное положение.
  3. Предательство и подлость. Причины могут быть разными – но это происходит (лучший друг/подруга уводит жену/мужа).

Книги про дружбу

Ценность дружбы воспета поэтами и писателями. Как дружить с людьми и быть настоящим другом – эти важные уроки можно почерпнуть из книг классической и современной литературы:

  1. «Три мушкетера». А. Дюма . - Книга о любви, преданности чести и принципах. Это произведение самое экранизированное во всем мире.
  2. «Сердца трех». Д. Лондон . – Роман о самопожертвовании ради друга и что никакие богатства не заменят любви и дружбы.
  3. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк . - Книга о настоящих, искренних чувствах, которые так мастерски передал автор.
  4. «Джен Эйр. Ш. Бронте» . - Самоотверженность и дружба между главными героями, переросшие в любовь.
  5. «Уличный кот по кличке Боб» . Дж. Боуэн. - Дружба, между человеком и животным, помогает преодолеть Джеймсу затяжную депрессию и наркозависимость.

Как вы понимаете значение слова «дружба»? Есть ведь и определение дружбы, давно уже выведенное философами и помещенное в учебники.Дружба – это личные отношения, которые базируются на искренности, доверии, симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Из чего состоит фундамент дружбы?

  • Одним из первых кирпичиков в фундамент дружбы мы закладываем взаимное уважение, симпатию. То есть мы готовы признавать тот факт, что этот человек нам «ровня» по каким-то весомым для нас параметрам. Мы готовы признавать его интересы, не выдвигаем никаких требований поступиться набором моральных ценностей и принципов. И мы, конечно, ожидаем, что к нам также проявят уважение, будут прислушиваться и в чем-то уступать, не стремясь переделать.
  • Вторым кирпичиком основания дружбы назовем доверие. Невозможно дружить с тем, кто не проявляет по отношению к нам доброжелательности и порядочности. Также друг должен быть искренним, иначе доверять ему мы не сможем никогда.
  • Обязательно для дружеских отношений присутствие верности. Это значит, что мы можем обмениваться с другом любой информацией и твердо знать, что конфиденциальность будет соблюдена. Хотя бывает так, что в некоторых случаях условия обмена информацией с другими лицами (родителями, другими родственниками) должны быть оговорены специально.
  • Расскажем и о взаимопонимании, ведь без него дружба не сложится. Мы можем дружить лишь тогда, когда осознаем интересы, точки зрения, принципы поведения другого человека и согласны их принять. Если говорить в целом, то нам должны быть понятны взгляды, близкие и дальние цели друга. Мы можем общаться вербальнои невербально, заключать при этом дружеские союзы высшей степени крепости, лишь если достигаем взаимопонимания.

  • Такое понятие, как общность интересов и увлечений, связано с дружбой. Разговор о том, что «дружба не знает возрастов», как раз заводят при проявлении общности интересов, увлечений. Дружба между старым рыбаком и мальчиком с дешевой удочкой возможна? Да, конечно, это знают все. Существует множество примеров, когда людей в дружеской приязни объединяет какое-то общее увлечение. Дружба внутри трудовых коллективов – яркий пример единения на основе общности интересов, но не увлечений. Возраст не становится препятствием для такой дружбы.
  • Для дружбы важно такое понятие, как ценностно-ориентационное единство, ведь мы очень много внимания уделяем совпадению оценок других личностей, событий, развлечений и даже еды. Конечно, тяжело представить дружбу на почве отношения к пельменям, как к другой еде, но разрыв отношений по причине невосприятия гастрономических пристрастий вполне возможен. Дружба между вегетарианцем и мясоедом может не заладиться.

  • Открытость мы, несомненно, считаем необходимым признаком дружбы. Того, кто не скрывает своих убеждений, пристрастий, склонен делиться мыслями и переживаниями мы вполне можем назвать своим другом. При этом друг иногда не требует ответной откровенности, значит, вас связывают и другие причины для дружбы.
  • Подводя черту разговору о дружбе, следует особо отметить, что главным в этих межличностных отношениях следует считать бескорыстие. Мы не ждем от друга подарков и денег, иначе не получается ни равенства, ни общности. Мы дружим всю жизнь с детства, с юности или с более позднего возраста, опираясь не на материальный, а на духовный фундамент.

ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА?

Елена Лукина
Беседа «Что такое дружба?»

Цель : познакомить детей с понятием дружбы , способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о дружбе .

Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо.

Так, что же такое дружба ?

Задание №1. Организуется работа в микрогруппах.

Ребята, подумайте и ответьте на такие вопросы.

Вопросы :

1." Дружба – это--- ".

Примерные ответы детей :

дружба – это взаимопомощь , весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.

2." Настоящий друг – это тот ---".

Примерные ответы детей :

настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.

3." Друзья всегда---".

Примерные ответы детей :

друзья всегда - помогут тебе в трудной ситуации, разделят с тобой и радость и беду, понимают тебя.

После работы в микрогруппах организуется обсуждение предложенных вопросов, формулируются общие выводы.

Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто " Требуется друг".

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат !

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу : - Дружи со мной---

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы с тобой, как голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу :- Но ты учти :

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной;

Ты дружи со мной одной !

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной-

Стану знаменита!

Все пятёрки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу : - Ты со мной подружись хоть на день !

Мы с тобой поладим :

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят : - Молчала бы!

Не вставать же на колени уговаривать подруг---

Напишу я объявление :

Срочно требуется друг!

Почему у девочки не было друзей?

Примерные ответы детей : у девочки не было друзей, так как она хотела много от других, но сама взамен ничего не давала.

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу . Обратите внимание на пословицы.

Задание №2.

Работа в микрогруппах. Знакомство ребят с пословицами о дружбе .

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете ?

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друга иметь – себя не жалеть.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задание №3.

Организуется работа в микрогруппах. Детям предлагается разработать правила дружбы . После обсуждения в группах, зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы .

Правила дружбы (Примерные ответы детей) :

помогать друг другу;

не помнить долго обиду;

не мелочиться;

доверять друг другу;

быть терпимым;

уметь прощать;

не завидовать;

быть честным и преданным;

быть доброжелательным.

Итог занятия.

Итак, дружба - это замечательно ! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни ! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием. Всем спасибо за работу.

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Поделиться: