Какое предательство самое страшное примеры. Пять самых ярких литературных предателей

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если человека воспитывают на литературных героях (родившихся до того момента, когда писатели поддались процессу дегероизации), предательство Родины он совершить не сможет даже физически, поскольку вырастает слишком высоко запрещающий порог - табу. Именно таким здоровым отношением к патриотическим ценностям насыщены рассказы и повести Аркадия Гайдара, и это донесено настолько точно и проникает так глубоко, что "плохишом" быть ни один ребёнок не хотел. Там, где имеет место предательство Родины, не было достаточного патриотического воспитания. И даже география таких мест вычисляется довольно легко.

Мазепа

Самое первое по-настоящему крупное предательство Родины случилось в день, который выбран сейчас праздником народного единства - 4 ноября. В 1708 году свою страну и государя Петра Первого предал Понадеялся на победу Карла Двенадцатого, шведского короля, но просчитался.

За измену присяге его казнили гражданским способом: лишили наград и титулов, которые ранее были пожалованы ему государем. И наградили новой милостью: получил Мазепа от Петра Первого изготовленный в единственном экземпляре "орден Иуды", орден самого первого и самого предательского из предателей.

Сущность изменника

Через сто двадцать лет это историческое предательство Родины не только не было забыто, оно было увековечено в художественной литературе. Александром Сергеевичем Пушкиным была написана изумительная поэма - "Полтава". Поэт передумал называть волшебные стихи именем предателя - злобного, аморального, мстительного, бесчестного, лицемерного, не останавливающегося ни перед чем для достижения каких-либо жизненных благ.

Именно таким этот человек и был, поскольку предательская сущность как будто съедает все добрые и положительные душевные качества. Пушкин это, конечно же, знал. Написана поэма про худшего человека на земле, но такими красивыми стихами, что идея, принесённая поэтом в молодые сердца, проникает так глубоко, что уже никогда не покидает их.

Швабрин

Тема предательства Родины поэмой "Полтава" не была исчерпана, Пушкин ещё неоднократно возвращался к ней. Не менее интересно, а главное - проникновенно и доходчиво описан другой исторический случай. Это крестьянское восстание Емельяна Пугачёва, где схлестнулись две силы, каждая из которых считала себя правой. И здесь особо важное место занимает верность присяге, потому что если в душе человека нет такой верности, там всегда совьёт гнездо предательство Родины. Аргументы этому постулату у Пушкина самые весомые. Кто не берёг честь смолоду во всём, на каждом шагу своей жизни, тот словно под гору на самое дно катится, а именно там, на самом дне - ниже некуда - и лежит этот грех.

Данте Алигьери в "Божественной комедии" точно определил местонахождение предателей в аду: они вмерзают в озеро Коцит, а глубже этого места нет в потустороннем мире, снизу уже не постучат. Итак, у Пушкина в повести "Капитанская дочка" совершает предательство Родины Швабрин. Аргументы он приводит такие: крепость укреплена ненадлежаще, штурма не выдержит, а зачем умирать напрасно? Проще в войско Пугачёва вступить. Пусть придётся пресмыкаться дворянину перед беглым простым казаком, зато - жизнь! Однако Пушкин даёт читателю понять, что вовсе не жизнь впереди у Алексея Швабрина. Нет и не будет предателю ничего, кроме потому что справедливость - есть.

Андрий

Исключительно художественно раскрыл тему предательства современник Пушкина, написавший превосходную повесть о Запорожской Сечи - "Тарас Бульба", - до сегодняшнего дня вдохновляющую современный отечественный и зарубежный кинематограф. Николаю Васильевичу Гоголю удалось подвести такие аргументы под предательство, что современная молодёжь, не получающая достаточного патриотического воспитания, делает на этом художественном материале совершенно неправильный вывод.

Предательство Родины или потеря любимой женщины - что перевесит? Младший сын предводителя казачьего Андрий выбрал первое ради прекрасной панночки из враждебнрого города. "Ты - моя Отчизна!" - сказал он. И всех предал, всё продал, себя погубил за эту любовь. Зато Тарас Бульба предательство Родины даже сыну простить не мог. Он был верен и себе, и Отчизне. Он Андрия породил, он его и убил.

Мальчиши-Плохиши

О сказке, написанной Аркадием Гайдаром, уже было немного сказано. Она не из тех сказок, которые - ложь, в ней, несмотря на мультяшность, абсолютные истины звучат. И не намёком, а набатом. Потому что и сегодня размножившиеся "плохиши" предали страну буржуинам. За бочку конфитюра, за корзину сникерсов.

Предательство Родины примеры сегодня имеет многочисленные. Чего стоят покаянные слова юного плохиша из Нового Уренгоя в сегодняшнем Бундестаге: "так называемый" сталинградский котёл, "невинные" оккупанты, пришедшие Волгу и уничтожившие полмира.

Предательство сегодня

Если бы юноши читали художественные произведения, написанные очевидцами: Константином Воробьёвым ("Это мы, Господи!"), Николаем Дворцовым ("Волны бьются о скалы"), Виктором Некрасовым ("В окопах Сталинграда"), и этот список продолжать можно и продолжать, знали бы юноши больше о "невыносимых условиях плена", и сегодняшнего позора наша Родина не переживала бы никогда.

Это выступление самая широкая общественность страны классифицировала как предательство. И если бы только одно это выступление! Моральные нормы вывернулись наизнанку, по словам российских педагогов, назрела необходимость вернуть в школьную программу хотя бы "Молодую гвардию" Александра Фадеева. По Солженицыну не получается воспитать патриотов своей страны.

Краснодонские предатели

Старшее поколение всё о героях романа знает почти наизусть. Теперь, после открытия архивов, стало известно, что писатель психику своего читателя сильно пожалел и всей правды не написал. Действительно, она ужасна. И ещё одно: среди молодогвардейцев на самом деле ни одного предателя не было.

Родине совершили только их истязатели, полицаи, страшно замучившие краснодонских подростков, которые не щадя собственной жизни защищали и очищали свою землю от захватчиков. Фадеев их изобразил настолько выпукло и ярко, что впоследствии, уже после кинофильма, люди смотрели в лицо артистам, их игравшим, с ненавистью.

Необходимость воспитания

Страдания, выпавшие на долю молодогвардейцев, даже описанные Фадеевым, просто нечеловеческие. На самом деле было гораздо хуже, такое не сможет передать ни плёнка, ни бумага. И вот эту литературу теперь совсем не читают российские подростки! Потому и возрождается нацизм, а по Украине бродят факельные фашистские шествия с лозунгами про Бандеру-героя.

Неофашистам от четырнадцати до двадцати лет книгу эту нужно читать вслух, при сопротивлении - даже насильно, а потом фильм Герасимова заставить посмотреть, а потом с документами из архивов ознакомить, с фотографиями и медицинскими освидетельствованиями мёртвых, но вечно живых молодых краснодонцев. Необходимо сделать так, чтобы молодёжь умела различать понятия: верность Родине и предательство.

"Ромашка"

Каждому мальчишке (да и девчонке) нужно обязательно читать увлекательнейший роман Вениамина Каверина "Два капитана". В этой книге есть всё: беззаветнейшая дружба, чистейшая любовь, целеустремлённость на пути к подвигу и исключительное по своей подлости предательство - Родины, дружбы, любви и всего самого святого на свете. Михаил Ромашов - один из героев книги. И если Саня Григорьев всю жизнь шёл из детства к подвигу, то Миша Ромашов и детства - к предательству.

Виден весь путь, ежедневно убивающий в человеке всё человеческое. Начиналось с детских доносов на почве зависти. Закончилось практически прямым убийством, когда Ромашка оставляет своего друга раненого умирать на снегу, забрав у него всё, даже оружие. Вот оно - предательство Родины. Аргументов из литературы лучших и не сыщешь. У предателей совесть не спит, она умерла. Это Саня Григорьев будет раздумывать, не сыграли ли роль личные причины, когда сдавал предателя, совершившего воинскую измену, властям. Так, на контрасте, читатели лучше почувствуют, где правда, а где ложь, как нужно поступать, а как нельзя, кому сочувствовать, а кого ненавидеть.

Рыбак

В повести Василя Быкова "Сотников" рассказывается о предательстве другого рода. Преступник по фамилии Рыбак винит в нём обстоятельства, даже своего раненого товарища-солдата, которого не только предал, но сам и повесил. Только себя он не винит, хотя о содеянном и сожалеет. Здесь писатель показывает, как легко невооружённому патриотическим воспитанием, а потому с подлой слабиной в душе человеку разобраться в самом себе, адекватно оценить свои поступки.

Сотникова, которому достались самые страшные пытки и который никого из партизан и местных не выдал, предатель Рыбак в своих мыслях называет честолюбивым: ишь, мол, геройствует. Рыбаку и невдомёк, что самым низким поступком из всех испокон века считается именно предательство. Это судьба у него так неожиданно повернулась, что придётся послужить Германии. Чёткого представления о моральных и нравственных принципах у Рыбака нет. Что это, если не недостаток воспитания?

Крыжнёв

Этот рассказ Михаила Шолохова - в сокровищнице мировой литературы. "Судьба человека" - это судьбы многих и многих, показанные необыкновенно широко. Рассказ этот о людях, переживших огромное горе, страшные лишения, войну, концентрационный лагерь, потерю всех близких, но оставшихся людьми светлой души, глубоко сочувствующей и призванной помогать. Но и этот рассказ был бы недостаточно полным, если бы не было в нём темы предательства.

Ради сохранения собственной жизни предатель Крыжнёв уже приготовился выдать и командира, и своих друзей. Но верность Родине не могут хранить только предатели. Истинный солдат Андрей Соколов убивает эту мерзкую тварь и даже жалости не испытывает, только одно омерзение, будто змею задушил. Рассказ написан в 1956 году. Война закончилась одиннадцать лет назад, но писатель всегда чувствует ответственность перед соотечественниками и следующими их поколениями, именно поэтому вечные темы подвига и предательства поднимаются снова и снова.

Предателей не реабилитировать!

Много интересного о написал ещё один Воробьёв - Владимир Никифорович, генерал-майор в отставке. Он, несмотря на возраст и нездоровье, считает необходимым вновь и вновь поднимать эту тему, поскольку она именно сегодня является наиболее актуальной.

И действительно: сейчас изменники, предавшие свою Родину, считаются борцами против коммунизма и сталинизма, более того - поборниками свободы и справедливости. Им даже ставят памятники! Маннергейм, Власов, Деникин, Колчак - враги своей Родины, которые предали её. Решительный протест генерал-майора вполне понятен.

Сортировка предателей

Писатель во всей красе показывает эту недобитую, бежавшую за рубежи белоэмигрантскую часть населения, офицеров, помещиков, капиталистов, которые Гитлера встретили с непередаваемым энтузиазмом. С помощью немецких штыков решили вернуться на территорию преданной ими Родины.

Особо он останавливается на описании многочисленных предателей упомянутых выше географических территорий (Прибалтики, Кавказа, немцев с Поволжья), а также русских белогвардейцев из Словении, Хорватии, Сербии, которые служили не только в вермахте, но и в Абвере, и в СД, и в СС.

Выводы

Никто не станет спорить, что предательство существовало во все времена. И предателями становились чаще всего те люди, которые были чем-то на родине обижены. Например, спартанский Эфиальт, отвергнутый, предал товарищей в Фермопилах. Далее список так или иначе пополняется: предал Христа Иуда, а Цезаря - Брут, Петра Первого - Мазепа, и так далее. Их имена обычно оставались в истории навсегда.

Но Великой Отечественной войне довелось узнать другого рода предателей - особенных и разнообразных. И числом их поболе. Тем не менее тема эта довольно успешно развивалась в литературе, помогая определиться с мировоззрением практически каждому поколению. Сейчас всё стало иначе, итоги войн пересматриваются, приоритеты сдвигаются. Необходимы немедленные решительные действия в этом направлении. Ибо народ, состоящий из предателей, неизбежно потеряет собственную страну. А всё к тому идёт, к сожалению. Следующее поколение потеряется уже вместе со страной.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:

– А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– Д. Лондон, «Морской Волк»

– Гомер, «Одиссея»

С самого детства в нас воспитывают положительные качества, одним из которых принято считать верность. Её противоположностью является измена, считающаяся постыдным поступком. Если задуматься, в верности нет ничего героического, ведь если мы кого-то или что-то любим, то не хотим изменять этому. Верность в таких случаях вещь сама собой разумеющаяся. Однако верность может спасти человека, а измена загубить.

В романе «Мастер и Маргарита» нам представлен яркий пример верности в любви. Маргарита, встретив своего любимого, хранит верность даже после его бесследного исчезновения. При этом, она не просто переживает его отсутствие, а делает все возможное для того, чтобы разыскать любимого и спасти его роман. Преследуя эту цель, Маргарита даже продает свою душу дьяволу. Такая преданность вознаграждается: она находит своего любимого, роман Мастера возрожден, а Маргарита прощена за свой грех. Ведь она сделала это не из корыстных целей, а из самых высоких побуждений – спасти своего любимого человека. Сделав все возможное, Маргарита спасла своего любимого и его творение, её верность преодолела все преграды и трудности.

В романе Джека Лондона, «Морской Волк» мы можем наблюдать пример измены. Всем известно, что команды на корабли набирают не по дружеским и родственным связям, людям нужна работа – они приступают к делу. Однако, если задуматься, плавание в океанах на протяжении долгого времени должно сплачивать и зарождать крепкую дружбу между людьми, преследующими общую цель. Капитан корабля Волк Ларсен – одинокий мужчина с жестким характером и убеждениями. Он жестоко наказывает свою команду за непослушание, поддерживая идеальный порядок и дисциплину на своей шхуне. Несмотря на свою физическую силу и стойкость характера, у капитана имеется недуг в виде сильных головных болей. Его жизнь заканчивается весьма незавидным образом: Волк Ларсен теряет зрение из-за болезни, а его команда совершает измену своему капитану и переходит к его брату, оставляя Волка одного на корабле.

Услышав слово «верность» у каждого человека свои ассоциации. Самым ярким примером и идеалом наличия этого качества в человеке можно считать супругу Одиссея из одноименной поэмы Гомера – Пенелопу. Отправившись на войну в Трою, Одиссей, правитель острова Итака, отсутствовал более двадцати лет. Посчитав его погибшим, в дом к Пенелопе начали приходить желающие стать её новым супругом, число которых достигало более ста человек. Но Пенелопа хранила верность своему любимому, различными обманами заставляя женихов ждать в течение трех лет. Такая стойкая верность не остается без вознаграждения: Одиссей возвращается домой, убивает всех недоброжелателей и воссоединяется со своей супругой.

Каждый человек должен оставаться верным своему любимому человеку, своему другу, своим родителям, своей Родине, своим принципам и своему делу. Измена, какой бы она не была, никогда не считалась уважительным поступком. Мы должны помнить об этом, не предавать себя и свой выбор даже в моменты трудностей. Верность и измена в жизни современного общества и по сей день является предметом обсуждений и не теряет своей актуальности.

Сегодня мы поговорили на тему: «Верность и измена. Аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Что такое верность Родине? Одни скажут, что это долг защищать её в трудное время, другие, что это просто красивые слова, которые помогают воспитывать чувство патриотизма у моложежи. Для меня, это любовь к тому месту, в котором ты появился на свет, провел свои лучшие годы. Как мать любит своего ребенка, неустроенного, неразумного, некрасивого, так и мы любим наше Отечество. Но иногда Родина нуждается в нашей помощи. Существует много других государств, которые хотят завладеть нашими богатствами, природными ресурсами, рабочей силой. Именно в этот момент, мы обязаны встать на её защиту. Война это тяжёлое испытание для страны, народа, каждого человека в отдельности. Именно в военные годы проявились главные черты личности. Она обнажает человеческую натуру, как лучшую, так и худшую её сторону. Кто-то, не раздумывая, отдаст свою жизнь за спасение своей Отчизны, а кто-то предаст её ради выгоды.

Говоря о верности и измене, мы часто подразумеваем поведение человека в военное время. Никто не может с уверенностью сказать, как поступит человек на войне, какой выбор он сделает: быть предателем или быть защитником своей Родины?

В русской литературе можно встретить множество примеров верности Отчизне. В произведении М. А. Шолохова "Судьба человека" главный герой, Андрей Соколов, верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую, беззаботную жизнь врывается война, Соколов без колебаний идет защищать своё Отечество. На войне он проявлет себя как герой, спасает жизнь своему товарищу. Даже попав в плен, Андрей показывает истинный патриотизм. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны, предать её. Он сохраняет достоинство и гордость, чем вызывает уважение у противников. В сердце Андрея хранится великая любовь к Родине, к народу. М. А. Шоловох, на примере главного героя, показывает красоту души и силу характера русского человека, который жизнью жертвует ради Отечества.

Однако были и изменники, те, кто предательством, жизнью других вымаливал у врагов возможность существовать. В повести В. Быкова "Сотников" герои отправились добывать продовольствие для укрытого в лесу отряда. Но из-за болезни Сотникова или по воле случая, солдаты попадали в плен. В повести Рыбак постоянно помогает больному товарищу, переживает за него. Герой до конца произведения ведет себя правильно, читателю даже не приходит на ум, что сильный, находчивый боец может предать свою Родину. В плену Рыбака ставят перед тяжелом выбором: жизнь или смерть. Всю свою жизнь герой изворачивался, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Ради спасения своей жизни, Рыбак был готов на все. Страх перед смертью заставляет его вступить в ряды полиции и предать свою Отчизну.

Человек на войне всегда делает выбор: быть с народом, защищать его, оберегать или предать все то, что было дорого ему в этой жизни. И от этого выбора зависит, кем он станет: героем, которого будут уважать, или измеником, которого будет ненавидеть народ. Ведь если человек предал однажды, то может сделать это снова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Поделиться: