«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами природы. Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья Способы приобщения ребенка к здоровому образу жизни

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики»

Сержант Н.В., Иванова Т.В.

ГДОУ № 30 детский сад комбинированного

вида Курортного района Санкт-Петербурга

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровьесбережения детей стоит достаточно остро. Это связано с тем, что состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, такие дети составляют лишь около 10% среди детей, поступающих в школу. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в стране появилась тенденция снижения показателей здоровья дошкольников. Не случайно задача здоровьесбережения подрастающего поколения является приоритетной в нашем государстве.

Дошкольное образовательное учреждение как уникальная образовательная система позволяет отчасти нивелировать неблагоприятный комплекс факторов, определяющих сегодня низкие показатели здоровья детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного образования данной проблеме уделяется значительное внимание, работы Алямовской В.Г., Деркунской В.А., Овчинниковой Т.С. Но общепринятая система приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и многие авторские программы не могут учесть конкретных условий дошкольных учреждений и предложить дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных особенностей и состояния их здоровья. Эти программы в большей степени ориентированы на заботу взрослых о здоровье детей.

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровом образе жизни.

Оптимально для решении этой задачи было бы найти такие технологии, которые не требуют больших материальных затрат, могут использоваться в любом учреждении, с разным количеством детей и помогут сохранить здоровье детей.

Такими, на наш взгляд, могут стать технологии, построенные на лучших традициях оздоровительной педагогики нашего народа, многие из которых были утрачены.

Наши далекие предки не выделяли воспитание как специальную деятельность, но они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Люди носили одежду из натуральных материалов, ели простую полезную пищу, большую часть времени в труде и отдыхе проводили на свежем воздухе. Особое место в воспитании занимал совместный труд и игры старших и младших детей. Большое влияние на воспитание оказывали бабушки и дедушки, которые часто жили в одной семье. И опыт труда, отношений друг к другу передавался из поколения в поколение.

Поэтому в нашей опытно-экспериментальной работе в дошкольном образовательном учреждении № 30 Курортного района Санкт-Петербурга одним из ее направлений стало приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики.

Для определения готовности педагогов к приобщению детей к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики, мы провели анкетирование.

Результаты показали, что большинство из них знает и использует средства народного оздоровления в быту, но не применяют их в своей работе.

Многие педагоги затрудняются в подборе материала для ознакомления детей с оздоровительными традициями нашего народа. Многие воспитатели не проводят народные подвижные, а особенно хороводные игры с детьми, редко используется устное народное творчество. В группах дошкольного учреждения почти не проводятся народные методы закаливания.

Но при этом 90% педагогов считает, что народная оздоровительная педагогика имеет важное значение для оздоровления детей, т.к. «она проверенна временем, она не навредит, а окажет положительное воздействие».

Решая вопросы повышения педагогической компетенции педагогов, мы использовали разнообразные формы: консультации, семинары, педсоветы, круглые столы. Например, на методическом объединении обсуждали темы: «Роль народной подвижной игры в развитии и оздоровлении ребенка», «Значение прогулки в оздоровлении детей», провели семинар по теме «Роль педагогов в формировании культуры здоровья», консультацию «Здоровье от народных истоков. Важной задачей этих форм работы было показать значение народной педагогики для оздоровления, заинтересовать педагогов в приобщении родителей к оздоровлению детей.

В результате проведенной работы организовали ярмарки идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей», педагоги разработали проекты: « Мы вместе», «Здорово быть здоровому», «Здоровье души и тела», в которые включили мероприятия по вопросам использования народной оздоровительной педагогики, сближения педагогов, детей и родителей.

Начиная работу с семьей, мы с помощью диагностики, постарались изучить информированность наших родителей о здоровом образе жизни и использовании народных средств оздоровления в семейном воспитании.

Большинство родителей проявило заинтересованность и осведомленность в вопросах оздоровления дошкольников - 35% родителей считает, что с помощью народных средств вырос не один десяток поколений, Однако, 28% родителей считает эти средства малоэффективными, 7% - отмечают, что народные средства не всегда помогают детям, 30 % родителей не ответили на вопрос. При этом, из средств, используемых для лечения от простуды ребёнка, во время болезни, родители назвали только такие средства как травы, прогревания картошкой, мед

Нас встревожил такой факт, что родители очень плохо знают народные игры и только 35% из них отметили, что играют с детьми в народные игры.

Таким образом, оказалось, что в среднем 64% родителей ориентированы на оздоровление детей с помощью народных средств. Остальные родители достаточно равнодушно относятся к оздоровлению народными средствами.

Результаты диагностики позволили увидеть, что современные родители хотят видеть своих детей здоровыми, но не всегда понимают зависимость состояния их здоровья от образа жизни, испытывают затруднения в применении конкретных средств народной оздоровительной педагогики.

После изучения представлений детей старшего возраста было выявлено, что дети имеют некоторые знания о народных средствах оздоровления. Но 90% детей не имеют опыта использования народных средств дома. Также обнаружено, что дети знают мало подвижных народных игр, не играют в хороводные игры.

На основе полученных результатов диагностики нами была разработана образовательная технология по приобщению детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики.

Технология образовательной работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни средствами народной оздоровительной педагогики предполагает:

Диагностику освоения народной оздоровительной культуры у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в педагогическом процессе ДОУ.

Изменение традиционной позиции воспитателей и родителей на позицию партнера, участника, помощника в процессе приобщения детей к народной оздоровительной педагогике;

Реализацию процесса приобщения дошкольников к народной оздоровительной педагогике, характеризующегося непрерывностью и взаимодополняемостью форм, методов и приемов при взаимодействии педагогов и родителей;

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ;

Реализацию идей народной оздоровительной педагогики в семьях воспитанников при организации жизни семей дошкольников.

В развивающую среду групп, участка детского сада мы внесли разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр, элементы национальной одежды, шапочки, маски) для развития интереса к народным подвижным играм, хороводам, расширения спектра возможностей их использования в самостоятельной деятельности детей.

Для того, чтобы ближе познакомить с народной музыкой и вызвать желание играть в хороводные игры мы внесли разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр, элементы национальной одежды, шапочки, маски), подобрали музыкальное сопровождение движений на основе лучших образцов народного музыкального творчества.

Для решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении была разработано содержание, направленное на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни на основе народного земледельческого календаря:

Зависимость здоровья от духовного состояния себя и окружающих (общение друг с другом, роль слов и добрых дел, «отношение к ближнему как к самому себе», положительные эмоции).

Особенности нашего организма: что для него полезно, а что вредно

Использование естественных условий и даров природы для здоровья -Здоровое питание, традиции русской кухни и народов других национальностей

«Зелень на столе – здоровье на сто лет»

Влияние труда на здоровье человека (кто трудится-приносит пользу, получает радость, хорошее настроение-залог здоровья).

Зависимость семейных отношений и здоровья «Вся семья вместе и душа на месте»

-«Здоровые» традициях русского народа, людей других национальностей (жизнь по вере, труд по народному земледельческому календарю, отдых, народные праздники).

Для погружения к истокам нашего народа, разработали систему разных форм работы по физическому воспитанию с использованием фольклора.

Так, например, мып роводили фольклорные физкультурные занятия по темам: «Свою удаль покажи», сюжетное «У бабуси были гуси», театрализованное по сказке «Жихарка», музыкально-ритмические «Вот наш хоровод», игровое- на основе русских подвижных игр, физическое с элементами фольклора «Малыши-крепыши» и другие.

На прогулках и в группе использовали народные считалки, поговорки в подвижных играх. Дети с большим желанием участвовали как в подвижных, так и в хороводных играх, развлечениях по темам народных праздников.

Для повышения заинтересованности родителей в приобщении к здоровому образу жизни детей народными средствами, мы включили в систему взаимодействия с семьей разные формы работы: родительские собрания «Делу время, потехе час», индивидуальные консультации «Полезная пища нашего народа», «Роль народных игрушек в эмоциональном благополучии ребенка»Для решения поставленных задач активно использовали семинары-практикумы, педагогические тренинги, совместные занятия детей, взрослых и родителей. В ходе бесед, консультаций мы знакомили родителей с традициями русского народа по организации питания, сна, отдыха, труда детей и взрослых, обсуждали актуальность этих традиций для оздоровления детей сегодня.

Группа педагогов детей и родителей и выпустили газеты под рубрикой «Если хочешь быть здоров», создали плакаты «Слово лечит», «Родники», оформили альбомы «Поделись рецептом», «Полезные травы нашего края». Во время проведения круглого стола родители поделились опытом здорового образа жизни.

В рамках разработанных проектов были проведены совместные мероприятия детей, взрослых и родителей: «Час подвижных русских игр», «Вербное воскресение», праздники «Масленица», «Русская березка», «Сороки», в которых родители приняли активное участие.

Подобранная нами система работы по оздоровлению детей методами народной оздоровительной педагогики оказалась эффективной. Мы выявили следующие результаты:

Повысился профессиональный уровень педагогов;

У детей появились знания о средствах закаливания, правильного питания, интерес к подвижным народным играм, хороводам. Дети старшего возраста стали организовывать народные игры дома, в детском саду с малышами, активно участвовать в праздниках, соревнованиях;

Во многих семьях изменилось отношение родителей к здоровью своего ребенка. Многие родители заинтересовались народной педагогикой и стали применять народные оздоровительные средства в своей семье, делиться опытом.


Здоровый образ жизни это:
1. Рациональное правильное питание.
2. Рациональный режим дня.
3. Рациональная физическая нагрузка.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

Рациональное правильное питание.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Рациональный режим дня.
Физиологические и педагогические основы режима дня.
Оздоровительное и воспитательное значение режима.
Условия его эффективной реализации.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) Регулярное питание;
3) Полноценный сон;
4) Достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим- средство воспитания; правильный режим должен отличаться: определенностью, точностью и не допускать исключений.


Задачи воспитания и обучения:
1) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
2) Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
3) Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.
4) Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.
5) Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.
6) Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
7) Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.
8) Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.
9) Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.
10) Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.
11) Добиваться активного движения киста руки при броске.
12) Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
13) Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
14) Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).
15) Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.
16) Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
17) Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
18) Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.
19) Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
20) Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.
21) Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

Закаливание.
Эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)
Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой -24-25С, затем теплой - 36С и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоровливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28С и воды не менее 22С.

Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.
Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
-кризисом семейного воспитания;
-невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
-пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

Агрессивное поведение - нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

Ворожко Татьяна Вениаминовна,Старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии,Филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г.Буденновске[email protected]

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социальнопедагогическая проблема

Аннотация. Статья посвященавопросаморганизации здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу в дошкольном учреждении. Автор акцентирует внимание на создании необходимыхсоциальнопедагогическихусловийдля сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.Ключевые слова:здоровье,уровенькультуры людей,здоровый образ жизни,активизациярезервных возможностей ребенка,здоровьесохраняющая среда,рефлексия,самооздоровление.

Социальноэкономические реформы в современном обществе и связанные с ними модификации в системе образования сформировали запрос на воспитание здоровой и духовно развитой личности. Здоровый человек является обладателем энергопреобразующего потенциала, представляет собой источник успешности, интеллектуальной и физической работоспособности. Человек, рождаясь, уже обладает определенным генетически заложенным потенциалом здоровья. Однако, в процессе своей жизнедеятельности он постоянно взаимодействует со средой,которая может как содействовать развитию имеющихся задатков, так и их угнетению. В связи с этим актуальна проблема становления и сохранения здоровья населения, а также формирования здорового образа, концептуальные идеи, которой рассматривались в работах отечественных ученых (И.И. Брехман, Ю.П. Лисицин).В детстве формируются основы здорового поведения ребенка, а значит, влияние на его образ жизни может оказать система дошкольного образования. В связи с этим, задачей нашего исследования является выявление эффективных условий становления здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни в рамках целостного педагогического процесса дошкольного учреждения. Это требует от нас рассмотрения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В настоящий момент существует множество определений здоровья. В.А. Мищук, Е.В. Мосткова под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и состояние физического, психического и социального благополучия, но и активную способность приспосабливаться к среде и своим меняющимсявозможностям, расширять и улучшать свои возможности, быстро и полно восстанавливать внутреннюю среду при внешних и внутренних возмущениях, противостоять болезням . А.Я. Иванюшкин рассматривает «здоровье» с позиции его научного содержания и ценностного смысла. Он предлагает три уровня описания этой ценности. Биологический –изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и как следствие максимум адаптации. Социальный –здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру. Личностный, психологический –здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье –не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека»). Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков».Категория «здоровье» включаетв себя следующие компоненты:1) физический, который является основой биологической адаптации и характеризует оптимальное физическое развитие, состояние двигательной и морфофункциональной подготовленности;2) психический, который свидетельствует об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека;3) социальный, отражающий социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру.Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются:

на физическое здоровье: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры;

на психическое здоровье: воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности;

социальное здоровье: зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности социальным статусом, гибкостью жизненных стратегий в соответствии социокультурной ситуацией.Здоровье являетсятакжеиндикатором культурычеловека. Из этого следует необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к ключевой человеческой ценности.Развитие учения о здоровье человека обнаружило тесную связь понятий «образ жизни» и «здоровье». Существует множество факторов, подтверждающих, что именно образ жизни является важнейшим условием, которое определяет состояние здоровья человека (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, В.И. Вернадский, В.И. Жолдак и др.).Под образом жизни понимается устойчивый сложившийся в определенных общественноэкономических условиях способ жизнедеятельности людей, выражающийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни–это комплекс оздоровительных мероприятий, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонии физического и духовного развития человека . К факторам здорового образа жизни, положительно влияющим на показатели здоровья, относятся физическая культура, рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание, отказ от вредных привычек. При этом невозможно выделить главные и второстепенные факторы, поскольку только в комплексе они могут производить оздоровительный эффект. Несмотря на это, среди этих факторов, зависящих от человека и которые могут быть преобразованы его волей и настойчивостью, решающая роль принадлежит двигательной активности. Именно ей принадлежит ведущее место в создании оптимальных условий функционирования всех систем организма. Двигательная активность содействует полноценному использованию поступающих в организм с пищей веществ. Физические упражнения вместе с закаливанием приносят тканям организма ценнейшую в биологическом отношении информацию, стимулирующую жизнедеятельность всех органов и тканей .В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед социальными институтами, является использование средств и форм физического воспитания в формировании сознательной потребности в двигательной активности и становлении культуры здорового образа жизни человека. Значимым периодом в жизнедеятельности человека является дошкольный возраст. В этом возрасте дети входят в общественную жизнь вне семьи и утверждают себя как члены общества. Переход ребенка на дошкольном этапе жизни в систему общественного воспитания сопровождается усилением воздействия социальных институтов на его формирование образа жизни. В педагогическом направлении по формированию здорового образа жизни работают такие ученые как Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева и др.Педагогическая валеологиявыступает как область науки, как сфера практической деятельности педагога, направленная на активизацию резервных (энергетических и интеллектуальных) возможностей ребенка, гармонизацию его отношений с самим собой, окружающим миром, природой, на поиск механизмов педагогического компетентного вмешательства в процесс интеллектуального развития личности в кризисноличностносредовых ситуациях .Одна из причин, лежащая в основе проблемы здоровья, состоит в том, что в организации жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях отмечается значительное увеличение объема и интенсивности учебновоспитательной работы. Наряду с этим наблюдается диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, инедостаточной, по оценке специалистов, двигательной активностью дошкольников, что, бесспорно, оказывает негативное воздействие на их здоровье. В связи с этим, в системе дошкольного образования задачи оздоровительного направления продолжают оставаться наиболее актуальными.Современные требования общества таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. Следовательно, должны быть обеспечены социальнопедагогические условия и разработаны организационнометодические подходы, которые позволили бы не только сохранить здоровье ребенка, но, и способствовали бы формированию здорового образа жизни.Необходим принципиально иной подход к целостному образовательному процессу дошкольников, при котором наряду с обеспечением необходимых условий для развития воспитанника было бы возможно актуализировать у него базовые потребности в самопознании и самосовершенствовании и побудить его к приобщению здорового образа жизни. Для решения вышеобозначенной задачи необходимо, чтобы целостный образовательный процесс в дошкольном учреждении строился на основе здоровьесберегающего подхода. Здоровьесберегающий подход представляет собой взаимосвязь трех компонентов, которые взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, содействуют созданию необходимых условий для сохранения, укрепления здоровья ребенка, его полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни. Этими компонентами являются: 1. Создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении.2. Формирование образованности дошкольников в области здоровья и ведения ЗОЖ.3. Организация физического воспитания валеологической направленности.Успешность построения системы здоровьесберегающего подхода кцелостному образовательному процессу, направленному на приобщение детей к ЗОЖ, обусловлена использованием ряда принципов:1)Принцип интеграции: интеграция медицинских, педагогических, социальнопсихологических и экологических подходов. А именно укрепление, сохранение, формирование здоровья воспитанников с помощью средств физической культуры и природной среды, профилактической медицины и гигиены,социальнопсихологической коррекции и реабилитации; преемственная деятельность с семьями дошкольников.2) Принцип позитивного эгоцентризма: организация образовательного и оздоровительного процессов на основе личностного роста ребенка. Дети соревнуются не друг с другом, а сами с собой. Создание ситуации успеха. Осознанное участие детей в работе по формированию своего здоровья. Создание атмосферы самореализации, где каждый воспитанник проявляет свои способности, а педагог их замечает и развивает.3) Принципличностноориентированной направленности педагоговна понимание главных закономерностей процессов здоровьесбережения и приобщения к ведению ЗОЖ и владения определенными оздоровительными компетенциями.Система здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу предусматривает создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении, которая подразумевает организацию следующих элементов:

сбалансированное рациональное питание;

укрепление и развитие материальнотехнической базы дошкольного учреждения;

обеспечение необходимых санитарногигиенических условий в помещениях и на участках дошкольного учреждения (освещенность, чистота, проветривание, подбор оборудования соответствующего гигиеническим нормам и др.);

медикосоциальнопсихологопедагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;

создание комфортной атмосферы;

использование экологических природных факторов и средств;

организация развивающей предметнодвигательной среды;

физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация занятий .Однако превентивная идея (сохранения здоровья) является недостаточной, так как слишком высок уровень заболеваемости детей. Следовательно, помимо создания здоровьесохраняющей среды в дошкольном учреждении здоровьесберегающий подход должен предусматривать формирование образованности детей в области здоровья и ведения ЗОЖ. Процесс образования с этих позиций выступает как особый познавательнодеятельный способ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в направлении осознанного и активного овладения им знаниями и умениями, способствующих формированию мотивации здорового образа жизни.Процесс формирования образованности детей в области здоровья и ЗОЖ осуществляется на разных занятиях. Причем базовыми в этом направлении считаются занятия, включающие в себя познавательную область «ЗОЖ» и физической культуры. На таких занятиях воспитанники:

приобретают представления о физическом, психическом и социальном здоровье, строении тела человека и функционировании основных органов и систем организма, взаимосвязи между окружающей социоприродной средой и состоянием здоровья;

осваивают умения по уходу за своим телом и управлению психосоматическим состоянием;

получают навыки общения и самоконтроля своего состояния и поведения;

овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

приобщаются к ценностям физической культуры, что является непременным условием веденияздорового образа жизни.Наряду с занятиями дети получают необходимую информацию и здоровьесберегающие навыки и в ходе других мероприятий, например: беседы, экскурсии, игры, физкультурнооздоровительные развлечения, культурногигиенические и закаливающие процедуры и др..

Освоение детьми компетенций в области ЗОЖ невозможно без ценностной мотивации личности. Другими словами, в ходе образовательной деятельности воспитанники получают возможность осознать здоровье как основополагающую ценность человеческойжизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Семья также выступает неотъемлемой частью целостной системы здоровьесберегающего образования дошкольников, поскольку каким бы полными глубоким оно ни было в рамках дошкольного учреждения, оно никогда не станет полноценным без помощи родителей воспитанников и их активного участия в этом процессе. В связи с этим особый смысл приобретает «ликбез» для членов семьи, осуществляемый в рамкахвнутрии вне детсадовских лекториев, семинаров, консультаций. В итоге повышение уровня культуры здоровья родителей будет способствовать организации здорового образа жизни в семье, что благотворно отразится и на здоровье детей.В раннем возрасте в основном формируется неосознанная мотивация здоровья, которая базируется на физиологических потребностях. К старшему дошкольному возрасту ведущую роль приобретают познавательная и социальная мотивации, которые носят осознанный характер.Поддерживая и стимулируя их, можно формировать мотивацию здоровья и здорового образа жизни у старших дошкольников. Одним из методов, способствующих пониманию ребенком общечеловеческих ценностей (ценность жизни, личности, индивидуальности), является вызванная педагогом рефлексия, которая ориентирована на собственное здоровье и здоровье близких ему людей . Рефлексия побуждает ребенка не только к анализу, коррекции и прогнозу своего поведения, но и к осознанию личной ответственности, как за свое здоровье,так и здоровье других людей. С этой целью используемые воспитателем ситуации и приведенные примеры должны быть не абстрактными, а «персонифицированными», то есть иметь конкретных участников из реальной жизни ребенка, его семьи, друзей. Наряду с этим немаловажен и феномен «личного примера».Следует отметить, что образование дошкольников в области здоровья и ЗОЖ может быть достигнуто путем одновременного использования ряда методов, комплексно воздействующих на восприятие ребенка. Ушинский К.Д. писал: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки –словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем, вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» .Выявление визуальных и смысловых представлений о здоровье и ЗОЖ с дальнейшей их корректурой является центральной задачей начального этапа формирования здоровья. В связи с этим, познавательный материал должен представляться комплексно и разными средствами:

вербальными –рассказ, объяснение, беседа;

наглядными –иллюстрации, модели, демонстрации;

практическими –опыты, показ способа действия с объектом, организация наблюдения иисследовательская деятельность.В результате чего дети получают информацию на визуальном, слуховом, тактильном, мышечном и обонятельном уровнях восприятия.На наш взгляд,важным является то, что педагог не только должен предъявлять информацию о здоровье, но стремиться выявить ее у детей и с помощью различных приемов сформировать потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Именно формирование здоровьесберегающих умений и становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, развитие, коррекцию поведения и самочувствия –является приоритетной целью здоровьесберегающего подхода к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сам ребенок должен принять ответственность за свое здоровье.Подведя итог, отметим, что системная организация здоровьесберегающего подхода к целостному образовательному процессу в дошкольном учреждении, основанная на взаимосвязи его основных компонентов, позволяет построить этот процесс таким образом, что создаются необходимые социальнопедагогические условия для сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей.В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье без использования различных физических упражнений. Отсюда следует, что поддержание здоровья будет тем эффективнее, чем явственнее здоровьесберегающий оттенок осваиваемых ценностей физической культуры.Дошкольный возраст начало формирования у ребенка физкультурной ментальности. В младшем возрасте ведущим мотивом в физкультурной деятельности является гедонистический, но уже к старшему дошкольному возрасту интерес к самой деятельности начинается постепенно сменяться все большей заинтересованностью в ее конечном результате . Обозначенный факт весьма важен в методическом аспекте. Поддерживая в детях их естественный интерес и влечение к двигательной активности, можно весьма эффективно формировать физическую культуру личности ребенка и заложить основы ЗОЖ.К средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, психотренинг, массаж, подвижные игры. Здоровьесберегающий потенциал физических упражнений широк и включает в себя: формирование осанки, профилактику плоскостопия и нарушения зрения, развитие органов дыхания и мелкой моторики рук, укрепление опорнодвигательного аппарата и оптимизацию психофизического состояния.Физическая культура личности рассматривается как субъективный компонент общей культуры личности,отражающей отношение человека к собственному физическому (телесному) и связанному с ним духовному состоянию, благодаря которому человек может достичь физического совершенства и вести здоровый и социально активный образ жизни. Уровень физической культуры человека определяется тем, насколько он овладел основными ценностями важнейшей составляющей общей культуры личности. К их числу относятся знания о строении и функционировании двигательного аппарата и обеспечивающих его работу систем организма, сущности и правилах организации физической подготовки и закаливания, влиянии природных факторов на физическое развитие, режиме восстановления; степень личной активности человека в формировании своего физического потенциала; уровень физической подготовленности, состояние здоровья .Итак, составными частями физической культуры личности являются здоровьесберегающая и физкультурная образованность человека. Образованность детей в области здоровьесбережения рассматривается нами как составная часть физической культуры личности, предполагающая освоенность комплекса компетенций в сфере здорового образа жизни и включенность в физкультурнооздоровительную деятельность по направленному использованию его средств и методов для сохранения, коррекции и укрепления здоровья. Таким образом, в числе наиболее значимых социальнопедагогических условий в приобщении дошкольников к ЗОЖ следует выделить активное использование в познавательнооздоровительной деятельности средств физической культуры. Здоровьесберегающая образованность (или образованность в области здоровья и ЗОЖ) рассматривается нами как один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий освоенность необходимого и достаточного комплекса специфических компетенций и включенность в физкультурнооздоровительнуюдеятельность с целью становления потенциала индивидуального здоровья и ведения ЗОЖ.Физкультурная образованность –один из компонентов общей и физической культуры личности, предполагающий овладение человеком компетенциями в сфере физической культуры, содействующих ведению ЗОЖ, формированию способностей в решении двигательных задач и достижению физического совершенства.Практика показывает, что сложившаяся система физического воспитания дошкольников не обеспечивает в должной мере формирования физкультурной и здоровьесберегающей образованности. Следует отметить, что во многих методиках физического воспитания дошкольников предпочтение отдано механическому способу приобретения двигательных умений и навыков, сведя до минимума образовательную подготовку. Исследования ученых А.В. Кенеман, Г.П. Лесковой, А.Н. Соколовой, П.Ф. Лесгафта в области физического воспитания детей доказывают, что осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил ис наибольшим эффектом и, кроме этого, способствует духовному развитию человека. В связи с этим, в процессе организации физического воспитания дошкольников следуетотдаватьприоритет физическому образованию, в ходе которого обучение движениям строится на основе осознанного овладения детьми представлениями о физической культуре и ее ценностях, стимулируя тем самым, мыслительную и двигательную активность ребенка.Физкультурная образованность предполагает теоретическую подготовку детей в области основ физической культуры и ЗОЖ. В связи с этим, необходимо провести изменения в организационнометодической структуре процесса физического воспитания дошкольников. А именно, следует ввести дополнительные занятия с усилением познавательной компоненты (12 раза в месяц),а также дополнительного времени (510 минут), с учетом образовательных задач, к занятиям по двигательной подготовке.Данные занятия должны быть основаны на принципах природосообразности, рационального сочетания образовательной и двигательной подготовки детей, сознательности и активности. С этой целью познавательный материал должен быть адаптирован к восприятию его детьми дошкольного возраста. Содержательное обеспечение двигательных занятий составляют:1) теоретическая подготовка детей в области основ физической культуры, которая включает в себя:

формирование первоначальных представлений детей о физической культуре и физкультурной деятельности;

предоставление информации о назначении физкультурноспортивного инвентаря и оборудования;

развитие умения ориентироваться на слово при построении двигательного действия;

обучение физкультурноспортивной терминологии;

снабжение сведениями о развитии физических качеств и способах их совершенствования; и др.2) приобщение детей к физической культуре и спорту:

подбор познавательного материала о спорте и физической культуре (диафильмы, литературные и документальные сведения, художественнопродуктивный материал);

знакомство со спортивной жизнью города, страны, мира;

организация экскурсий и встреч с деятелями спорта (спортсменами, тренерами); и др.3) использование идеомоторных упражнений, основанных на принципе сознательности.

Таким образом, введение в процесс физического воспитания дошкольников образовательной подготовки способствует расширению кругозорадетей, удовлетворению когнитивных потребностей в познании окружающего мира, а также содействует становлению двигательных умений и навыков ребенка.Одним из важнейших социальнопедагогических условий является построение развивающей предметнодвигательной среды в дошкольном учреждении, способствующей укреплению здоровья детей и привитию навыков ЗОЖ. Организация данной среды предусматривает реконструирование игровой среды в групповых помещениях, на участках дошкольного учреждения и в специально отведенных местах для физкультурных занятий (стадион, бассейн, физкультурный зал). Развивающая предметнодвигательная среда строится в вертикальной и горизонтальной плоскости, опираясь на принципы доступности, многофункциональности, проблемности, мобильности и экологичности.Принцип доступности обуславливает расположение оборудования и предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность воспользоваться ими независимо от высоты и места расположения. В групповых помещениях для стимулирования самостоятельной двигательной активности детей используются компактные физкультурные комплексы со спортивными снарядами: лестницы, кольца, перекладины, качели, канат, трапеции. На границе групповых участков дошкольного образовательного учреждения располагается физкультурноигровое оборудование для лазания, метания, прыжков. На участках каждой группы предусматриваются разнообразные дорожки, лабиринты, «классики», «домики», линии с целью проведения подвижных и спортивных игр. В физкультурном зале необходимо наличие оборудованияи снарядов для разнообразных видов движений и двигательных действий с учетом возрастных особенностей детей.Принцип многофункциональности предполагает многовариантное использование ребенком предметов и оборудования с разной целью, что обеспечивает физическое, когнитивное и креативное развитие. Согласно этому принципу наборы предметов, разнообразные пособия, атрибуты и оборудование (хозяйственнобытовое, игровое, физкультурное и т.д.) дополняют друг друга и дают возможность выполнить различные движения и двигательные действия. Принцип проблемности построения среды ориентирован на зону ближайшего развития ребенка. Суть состоит в том, что дошкольнику с целью достижения результата предоставляется выбор средств и способов движений. Данный принцип предусматривает наличие оборудования отличающегося друг от друга элементами конструкции, создающими вариативную сложность выполнения движения.Принцип мобильности предусматривает быстрое и легкое реконструирование двигательноигровой среды дошкольного образовательного учреждения. Руководствуясь этим принципом, можно, вопервых, максимально использовать имеющееся пространство для движений, вовторых, изменить его в соответствии с новыми двигательными потребностями детей, втретьих, внести дополнительные пособия и атрибуты, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности. Принцип экологичности предусматривает:

применение экологически безопасного материала, который обладает такими качествами, как легкость, гигиеничность, приятность на ощупь;

обеспечение санитарногигиенических условий;

возможность контроля воздушной среды, теплового режима, освещенности; посадку на участках дошкольного учреждения фитонцидных, пылеулавливающих и легко восстанавливающихся после поломки видов растений.

Взаимодействие детей с предметнодвигательной средой должно динамично развиваться: от готовности к взаимодействию (соотнесению содержания среды со своим двигательным опытом), до стремления видоизменять среду, создавать новую, удовлетворяющую потребность ребенка в движении. Педагог выполняет стимулирующую и корректирующую функции, содействует в познании воспитанниками способов выполнения движений и средств, необходимых для осуществления двигательной деятельности.Таким образом, ребенок, располагая разнообразными средствами физического саморазвития (атрибуты и пособия к играм, спортивные снаряды и физкультурноигровое оборудование), способен самостоятельно организовать свою двигательную деятельность, и,следовательно,вести здоровый образ жизни. С целью стимулированияпознавательной активности и формирования мотивации ЗОЖ в работе с дошкольниками следуетиспользоватьметоды проблемного обучения. Одним из таких методов является постановка ситуационных задач , максимально затрагивающих интересы дошкольника в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для ведения ЗОЖ. Метод представляет собой обыгрывание гипотетических ситуаций (физкультурной и здоровьесберегающей направленности), в ходе которых дети на основе приобретенных знаний и собственного опыта предлагают варианты решения ситуационных задач. Анализ и оценивание предложенных путей решения проводится не только педагогом, но и самими детьми. Еще одним способом формирования у дошкольников мотивации к овладению здоровьесберегающими знаниями является использование игровых форм обучения. Такой подход является естественным для данного возраста, и педагог может опираться на возможности, определяемые ведущим видом деятельности, характерные для этого возрастного периода. Под формами обучения мы понимаем весь комплекс игр, в которые играют дети дошкольного возраста, а также проведение занятий в игровой форме. Игры насыщаются здоровьесберегающим содержанием и используются для усвоения информации, формирования умения. Это может быть, например, игра с мячом (по типу –«Съедобное –несъедобное») с называнием гигиенических средств и предметов по уходу за телом, или приход на занятие «доктора Айболита», который познакомит детей с техникой точечного массажа для профилактики острых респираторных заболеваний.С целью формирования мотивации ЗОЖ и стимулирования познавательной активности используется проблематизация. Суть метода проблематизации состоит в том, что дети для решения проблемной ситуации должны сформулировать проблему и самостоятельно найти пути выхода из нее . Решения принимаются на основании имеющейся у ребенка информации, при этом нужно еще и умение принимать решения. Следовательно, необходимо обучить детей навыкам для принятия решения. Таким образом, использование педагогом методов развивающего обучения является важнейшим условием приобщения ребенка к ЗОЖ и к ценностям физической культуры.При здоровьесберегающем подходе к организации образовательного процесса дошкольников существенное значение должно уделяться психопрофилактике, способствующей комфортности психоэмоционального состояния и снижению личной тревожности. Такой подход предусматривает тенденции к развитию, росту, самореализации человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным за них, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих .Для этого на занятиях по ЗОЖ и физической культуре детей обучают приемам аутогенной тренировки, являющейся активным методом саморегуляции непроизвольных функций организма, включающий в себя элементы психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. В работе с дошкольниками используются различные приемы психосаморегуляции. К таким приемам, например, относится психогимнастика, которая ориентирована на телесную терапию (Чистякова М.И.) и получившая признание в работе с детьми . Посредством психогимнастики достигается способность к объективной самооценке, происходит реставрация и укрепление адаптивности через двигательную экспрессию, мимику,пантомиму, танцы и специальные двигательные упражнения. С целью снятия психофизического напряжения применяется релаксация, в ходе которой создается полный психический покой и мышечное расслабление . Здоровьесберегающийподход предполагает активное и рациональное использование окружающей природной среды (природных средств и факторов, климатогеографических условий):1)Создание экологической тропы здоровья на участках дошкольного учреждения. Устройство зимних садов в помещениях.2) Аромотонизацию помещений (улучшение газового состава воздуха с целью профилактики ОРЗ, ОРВИ и проведения релаксации, а также использование «снотворных подушечек»). 3) Организацию фитобара (травяной чай, витаминный коктейль, биостимуляторы, инголациилекарственными травами и т.д.).4) Проведение закаливающих и профилактических процедур в режиме дня (массаж и профилактика плоскостопия с использованием деревьев и их плодов, сауна, местное закаливание, ходьба босиком в летний период, плескательный бассейн и т. д.).5) Установление режима проветривания (сквозное, сон при открытых фрамугах).6) Совместное проведение экологических экскурсий с физкультурными мероприятиями.Таким образом, усиление экологического аспекта в здоровьесберегающейфизкультурнообразовательной деятельности, позволит организовать здоровую среду для воспитанников, которая, в свою очередь, сама является элементом воспитания и необходимым условием ЗОЖ подрастающего поколения.Выше сказанное позволяет сделать вывод, что усвоенная воспитанником здоровьесберегающая информация (полученная на познавательных занятиях и занятиях физической культуры), привлекаемая в процессе физкультурнооздоровительной деятельности, может стать тем условием, которое будет способствовать становлению ЗОЖ ребенка и формированию его двигательных способностей.Необходимо отметить, что родители воспитанников также должны располагать необходимым объемом знаний для приобщения своего ребенка к ведению ЗОЖ и укрепления здоровья через наиболее эффективные средства окружающей среды, сил природы, гигиенические факторы и физические упражнения. Следовательно, перед педагогами стоит задача повышения культуры здоровья членов семьи воспитанников.С этой целью можно использовать следующие формы работы:1)Консультации, «круглыестолы», родительские собрания (например, на темы: «Как заниматься с ребенком физкультурой дома»;«Средства профилактики и лечения психосоматических отклонений» (аромофитомузыкотерапия, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры, атмосфера в семье –как источник физического, психического и социального здоровья ребенка и др.).2) Совместные праздники, развлечения, «Дни открытых дверей», туристические походы (например, праздник «Здоровья», спортивное развлечение «Папа, мама, я –спортивная семья»).3) Привлечение родителей к выполнению совместно с детьми домашних заданий

(например, придумать подвижную игру;подобрать комплекс упражнений для утренней гимнастики;рассказать о формах и способах физкультурнооздоровительных мероприятий, используемых в семье;нарисовать эмблемы «Здоровья», «Физической культуры»;сочинить рассказ о стране «Спортландии» и т.д.).4) Встречи со специалистами, работающими в области физкультурнооздоровительной деятельности.Итак, на основе научных разработок в области педагогики, в том числе педагогике здоровья и концепций образования в сфере физической культуры,мы пришли к выводу, что эффективность приобщения дошкольника к ЗОЖ обусловлена здоровьесберегающим подходом к целостному образовательному процессу ДОУ. Данный подход предполагает осознанное овладение детьми знаниями и умениями в области здоровья, средствами физической культуры, содействующих развитию способностей в решении двигательных задач и ведению ЗОЖ.

Ссылки на источники1.Жолдак В.И. Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996.2.Иванюшкин А.Я. «Здоровье»и «болезнь»в системе ценностных ориентаций человека // Вестн. АМН СССР, 1982. Т.45. № 4. с.2933.3.Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Вестник Проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования –1996, № 2.4.Махмутов М.И. Проблемное обучение. / Основные вопросы теории. М.: Педагогика. –1995. –с. 125.5.Мищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. М., 1994. –с. 134.6.Усаков И.А. Социальнопедагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе // Вестник Проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования –1999. № 12.7.Ушинский К.Д. Руководство для преподавания по «Родному слову». Избр. пед. сочинения. Учпедгиз, 1945. с. 371.8.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.9.Шорин Г.А., МутовкинаТ.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях // Проблемы оптимизации учебновоспитательного процесса в ИФК: Материалы научнометодической конференции. Челябинск: ЧГИФК, 1994. с. 8587.

Березченко Светлана Алексеевна, воспитатель д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека - осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу - куда мы ходим отдыхать; в реке - где мы плаваем; в городе - где мы живем. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьсбережения.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Лечебная физкультура;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Массаж;
  • Самомассаж;
  • Психогимнастика.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Массаж глаз - помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

  • Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
  • Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  • Оранжевый, желтый - соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зеленый - действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.

Часто используем минутки покоя :

Посидим в тишине с закрытыми глазами;

Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

Помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская) . Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Массаж делаем 1-2 раза в день.

Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизирует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочками, камушками (для профилактики и коррекции плоскостопия) . Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом по 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараешься как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В образовательных деятельностях «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» - даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • предлагаем папки-передвижки;
  • приглашаем в походы, на экскурсии;
  • проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении - должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими его образ жизни. По мнению академика В. П. Казначеева: «Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью».

Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество училось человеческому, действуя. Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своем опыте.

Отсюда опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создадут соответствующую мотивацию и установку на здоровье, подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них И. И. Соковня-Семенова выделяет главные.

Мотивация самосохранения. Формулировка этого мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т. к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям. Формулировка мотива: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Неподчинение этим требованиям рассматривалось как вызов обществу, и оно наказывало за это. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями.

Мотивация получения удовольствия от здоровья. Это простая гедоническая мотивация формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т. к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой.

По мере взросления эти занятия перейдут в привычку , которая непременно будет доставлять удовольствие, т. к. результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом.

Мотивация возможности самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». Эта мотивация весьма существенна для выпускников вузов, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех!

Мотивация возможности маневрировать. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.

Мотивация возможности сексуальной реализации. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А как важно быть сексуально привлекательным! А если ты молод, это архиважно.

Мотивация достижения максимально возможной комфортности.

Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Какова же роль мотиваций в формировании здорового образа жизни?

И. И. Соковня-Семенова отмечает, что случаи, когда семь мотиваций являются одинаково значимыми, встречается крайне редко. Более того, человек, для которого одновременно значимы все перечисленные мотивы укрепления и сохранения здоровья, дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни иПоказано, что в течение жизни человек проходит через разные мотивации. В юношеском возрасте ведущее значение имеют мотивы возможности сексуальной реализации самосовершенствования маневрирования. Если юноша или девушка курит, то мотив - угроза здоровья в будущем - для них не годится. Ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования. Этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что они самоутверждаются таким образом. А вот мотивация сексуальной реализации уже сформировалась. И она может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной! » Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. К сожалению, это ошибка. Постарайтесь уберечь себя от нее - призывают ученые.

Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?

Исследования показали, что среди студентов, как и среди старшеклассников, понимание здорового образа жизни в основном сводится к хорошо известным положениям: «Больше двигаться! », «Беречь нервы! », «Закаляться! », «Не пить! », «Не курить! », «Не принимать наркотики! » и т. д. Однако это понимание не стало для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни ; в-третьих, средства массовой информации в «привлекательной» форме рекламируют нездоровый образ жизни. Курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как «престижные» атрибуты молодежной субкультуры.

В связи с этим, формирование мотивации здорового образа жизни у студента требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проектируется на будущее, и не каждый студент в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы вузовского воспитания и образования на формирование у студента культуры здоров Установка на здоровый образ жизни

Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие - дело наших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни.

Как заставить себя вести здоровый образ жизни? Для этого необходимо создать установку на здоровый образ жизни.

Установка - это готовность человека к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности. Установка - это более высокая психологическая инстанция, чем мотивация. Установка формируется на основе мотивации под непосредственной коррекцией системы ценностей, поэтому одни и те же мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей индивидуума.

Побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная, если не непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое.

Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто кажутся не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность и готовность вести здоровый образ жизни?

В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки здорового образа жизни:

1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

2) желание быть хозяином своей жизни - вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

С чего начать? С формирования установки на здоровый образ жизни.

3) положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

4) развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

Создание установки вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это - одна из важнейших целей жизни студента, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы. Однако побудить себя вести здоровый образ жизни может оказаться сложной задачей, потому что вредные привычки глубоко укореняются и от них бывает трудно отказаться.

Чтобы справиться с этими трудностями, даются следующие рекомендации.

Ставьте перед собой конкретные, реальные цели.

Прежде всего определите, чего именно в отношении вашего здоровья вы хотели бы добиться. Поставьте перед собой реальную цель, ее достижение и придаст вам уверенность, необходимую в дальнейшем. Не стремитесь сразу решить какую-нибудь серьезную задачу. Если, например, вам нужно сбросить вес, постарайтесь сначала похудеть на 1 кг, чего добиться не слишком трудно. Когда у вас это получится, поставьте следующую цель - сбросить еще 3 кг, и так далее. Во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Будьте готовы к тому, что достижение цели требует времени.

Вы должны понимать, что достижение стоящей цели всегда сопряжено с определенными трудностями. Если на этом пути вы делаете два шага вперед и один назад, вы все же движетесь в нужном направлении, но если этот вынужденный шаг назад вы будете драматизировать, вы вряд ли достигнете цели. Лишь очень немногим удается в жизни решить какую-то важную задачу, не отступая назад. Будьте оптимистами, помните, что совершенство - в принципе недостижимая цель .

Вознаграждайте себя.

Один из важнейших законов психологии гласит, что закрепляется лишь тот вид поведения, за которым следует подкрепление. Конечно, крепкое здоровье - лучшая награда для человека за отказ от вредных привычек, но, как мы уже упоминали, эта награда, как правило, слишком далеко отстоит во времени от хорошего поступка, чтобы служить ему подкреплением. То, что вы не заболели раком через десять лет после того, как бросили курить, безусловно замечательно, но это не тот вид вознаграждения, который может укрепить ваше намерение не курить.

Делайте себе приятное, вознаграждайте себя за самые скромные успехи: за избавление от 2 кг лишнего веса, за неделю регулярных занятий физкультурой, за месяц без алкоголя. Наградой должно служить то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть новый компакт-диск, книга, джемпер или что-то совсем другое, что вам действительно нравится. Для более крупных достижений на пути к здоровому образу жизни можно придумать и более существенную награду.

Сделайте готовность к здоровому образу жизни устойчивой.

Все мы знаем людей, которые стремясь укрепить здоровье, ненадолго меняли поведение, а затем возвращались к старым привычкам. Чтобы поддерживать в себе настрой на достижение благополучия в течение длительного времени, следует, во-первых, сконцентрироваться на ощущении хорошего настроения и, во-вторых, использовать положительные примеры. Что касается первого: чаще думайте о том, насколько вы стали здоровее теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь, не курите и т. д. Гордитесь тем, чего вы достигли. А в отношении второго: известно, что многие наши вредные привычки - результат влияния окружающих. Редко кто выпивает свою первую рюмку, выкуривает свою первую сигарету или впервые пробует наркотик в одиночестве. Почти всегда эти виды поведения спровоцированы поведением других. Сегодня отношение в обществе к здоровью людей должно быть иным, оно должно помогать преодолевать нездоровые привычки. Поощрение и поддержка друзей, семьи могут обеспечить эффективное подкрепление желательного результата. Хорошо бы найти среди ваших друзей или сослуживцев тоже желающих, например, бросить курить, похудеть или заниматься физкультурой. Совместными усилиями это делать легче, поскольку в группе вы поддерживаете друг друга.

Поделиться: