Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях. Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования

«Взаимодействие семьи и детского сада в
современных условиях»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе
является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании»
ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание
государством приоритета семейного воспитания,
требует иных
взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,
взаимодействия и доверительности.
контролировать,
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать,
оценивать.
Взаимодействие ­ предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и
семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием ­ его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества
образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы
родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное
пространство возможно только при условии разработки новой системы
взаимодействий ДОУ и семьи.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в
разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и
социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более
широкие возможности получения образования) заставляет искать новые
формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад
­ только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны
перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от
воспитательно­ образовательного процесса.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной
деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким
образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и
потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения
родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в
трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе ­ качество,
а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или
семинар­ практикум могут негативно повлиять на положительный имидж
учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания

ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре
воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников
на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет
выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу
служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились
предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные
семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом»
также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное
учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа­ это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно
необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но
и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта
родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги.
Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком
семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных
мероприятиях.
Вторая группа­ это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и
дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка
полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов ­ не
допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо
вовлечь в работу д/сада.
Третья группа­это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже
ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков
поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и
развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы
энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и
активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу
воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний,
проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.
Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы

Подразделяются на коллективные (родительские собрания,
конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также
наглядно­ информационные (выставки, стенды, ширмы, папки­ передвижки).
Нетрадиционные формы

1) Информационно­ аналитические. Сюда входит выявление
организации общения педагогов и родителей.
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.
2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Проводятся семинары­ практикумы, педагогическая гостиная, проведение
собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для
родителей.
3) Наглядно­ информационные. Ознакомление родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для
родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между
педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и
детей в выставках и т.п.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем
разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая
работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через
родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу
консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и
наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости
систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей,
педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят
интересно и разнообразно.
Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось
самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это
делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в
ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают
участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском
турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут
в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было:
развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в
совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное
общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от
радости».
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и
взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что
дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей
памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною
был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День
рождения» в 2009­2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей.

Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети ­ это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза
наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и
будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения
формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми,
устанавливаются эмоциональные контакты.
Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я
тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания,
умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии
на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой
вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от
участия своих родителей на таком празднике.
В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных
праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно
соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не
только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но
и для сплочения семьи.
В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами,
бабушками, где проходит чествование женщин­ матерей, которые, воспитывая
своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и
использование такой формы работы как создание роли для родителя на
открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в
воспитательно­ образовательный процесс группы,
с обязательным
объявлением благодарности от воспитателей и детей.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо­
овощ», «Елочка­ зеленая иголочка», «Щедрая­ осень», «Транспорт­ нашего
города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями
воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является
соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной
группы.
В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама­
самая любимая»; «Мой папа­ солдат»; «Как мы провели лето» и другие.
Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых
проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель
таких мероприятий ­ укрепления детско­родительских отношений. В
результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к
близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую­нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»­ писал
Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это
при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам
наших детей (мебель­ кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное
белье, нестандартная лесенка и многое другое).
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни
добрых дел»­ ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании
предметно­развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и
теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе
стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей.
Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с
детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а
поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все
получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась
определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад­ два воспитательных феномена, каждый из которых по­
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю
искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель ­
воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети,
когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

Галина Забудько
Взаимодействие детского сада с семьей

Любить – значит желать другому того,

что считаешь за благо, и желать при том не

ради себя, но ради того, кого любишь, и

стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель (древнегреческий философ)

Центральное место в формировании личности занимает семья . По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Ни для никого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо , но не всегда это получается. Одни родители считают, что мы родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и в школе . Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становлении личности, не придают такого значения, как школе.

Семья и дошкольное учреждение два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, Для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие . Если дошкольное учреждение способствует интеграции ребенка в социуме, то семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития .

ДОУ должно строить свою работу с семьей , оказывать помощь и соблюдать преемственность в достижении следующих целей и задач :

Сохранение и укрепление здоровья ребенка;

Забота о самореализации задатков и способностей детей;

Создание ребенку комфортности в обществе;

Забота об образовании и нравственности детей;

Соблюдение гражданских прав и обязанностей;

Развитие трудолюбия и помощи в выборе профессии;

половое воспитание, подготовка к семейной жизни.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерным следствием этого является не только низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность.

С другой стороны и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Способов решений этой задачи много. Дошкольное учреждение сегодня использует как традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации) так и нетрадиционные (анкетирование, деловые игры, бюро педагогических услуг, открытые занятия, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях :

Ребенок – родитель

Педагог – ребенок – родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи , ее микроклимат. Поэтому важно проводить работу дифференцированно, объединив мам и пап в подгруппы. На данном этапе работы с родителями нам поможет анкетирование, в результате которого мы познакомимся с ними поближе. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями нам следует отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада : предложить участие в подготовке к утренникам, развлечения (пошив костюмов, оформление декораций, к конкурсам, выставкам, чтобы родители знали, чем живут их дети.

В этом году у нас прошел городской конкурс на тему : «Превращение пластиковых бутылок» . Многие родители приняли участие в конкурсе на базе детского сада . А на городском конкурсе приняли участие семьи : Сусиных с поделкой «Котята» , Гамзиловых - «Собака» , Гужвиных - «Робот» . Эти родители были отмечены компетентным жюри в городском конкурсе и награждены грамотами.

Прошедший год в нашей стране был посвящен Году семьи . Его цель привлечь внимание к проблемам семьи . В нашем детском саду мы работали над проектом «Моя семья » . В этом проекте мы исследовали проблемы толерантности в семье , и то, как это особое качество помогает во всем обществе строить отношения между людьми. «Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - говорил В. А. Сухомлинский. Мы привлекли к этому проекту родителей : вместе собирали информационный материал по этой теме (пословицы, поговорки, высказывания известных людей, интересные истории, проблемные ситуации, писали рассказы о своей семье , провели конкурс рисунков и фотовыставку «Моя семья » . Участие родителей в таких мероприятиях способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создает атмосферу праздника, радости и взаимопонимания . На родительском собрании были подведены итоги нашей плодотворной работы, а самым активным участникам была объявлена благодарность.

Оформление портфолио ребенка является важным фактором привлечения родителей к жизни детей. Сначала в портфолио были только фотографии детей и их родственников. Потом я предложила вписывать туда интересные высказывания, суждения своих детей. Затем стали появляться рассказы-описания, где отдыхали родители с детьми, как проводили праздники и дни рождения. Папка пополнялась также детскими работами . Когда дети выпускались из детского сада , то получили на память это замечательное портфолио.

Очень понравилась такая форма работы с родителями, как круглый стол, и непринужденная беседа за ним. Это были выступления семьи Корочиных , Харитоновых, которые делились своим опытом в воспитании детей, своими семейными традициями. Запомнился рассказ мамы Ксюши, которая рассказала о своих традициях в семье . Семейные традиции, домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может показаться, что милая мамина привычка рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему ее не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них малыш ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Проводились в группе чаепитие и дискуссии на темы : «Роль отца в воспитании ребенка в семье » , «Как преодолеть капризы детей» . Такие теплые встречи сближают всех : воспитателей и родителей, и родителей между собой.

Не все родители принимают активное участие в жизни детского сада . И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разным отношением и пониманием, с разными взглядами и эмоциями. Но наша работа, наладить взаимодействие с родителями , приносит свои результаты. Взаимопонимание редко приходит сразу. Это длительный, творческий процесс, требующий терпения и доброжелательности. Прежде всего необходимо осуществлять реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях открытости обеих сторон, заинтересованности и доброжелательности, то результат обязательно будет.

Молодых Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
Дата публикации: 28.08.2017
Раздел: дошкольное образование

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

первоисточник

формирования

межличностных

отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует

института,

института

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими

проблемами,

особенностями

взаимоотношений

взрослые

поведенческие

стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и

индивидуальных

особенностей

развития

осуществляют

воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых

результатов.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей.

Воспитательные

различны,

всестороннего

развития

личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

детского

«повернуться»

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых

подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья

открытыми

раскрытию

способностей

возможностей

взаимодействии

структур

учитывать

дифференцированный

учитывать

социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и

степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в

семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного

процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить

интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при

систематическом

взаимодействии

нелегком

процессе

воспитания

полноценного

человека

профессиональной

компетентности

педагогов

педагогической

культуры

родителей.

Основные задачи работы с родителями:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать

уверенность

собственных

педагогических

возможностях.

Взаимоотношения

родителями

целесообразно

выстраивать

поэтапно:

«Давайте

познакомимся!».

родители

знакомятся

образовательными

программами,

педагогическим

коллективом,

раскрываются

возможности

совместной

«Давайте

подружимся!».

родителям

предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы»,

игровые семинары.

Третий этап – «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о

функционировании

родительско

педагогического

сообще ства,

направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская,

проектная

деятельность,

совместные

экскурсии,

посещение

выставок,

успешного

сотрудничества

родителями

необходимо

придерживаться принципов взаимодействия:

Доброжелательный

педагогов

родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель

взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель

выработает

конкретных

корректного

обращения

родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него

зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми,

но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

пригодится

человеческое

педагогическое

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной

ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в

большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо

воспитывать

собственных

позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут

создание

атмосферы

взаимопомощи

поддержки

педагогических

ситуациях,

демонстрация

заинтересованности

коллектива

детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по

работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в

этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между

собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание

негативно

повлиять

положительный

учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме

развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

реагировать

изменения

социального

родителей,

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать

родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа

социального

родителей,

ожиданий

пребывания

ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему

поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

концепции

взаимодействия

дошкольного

учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность

родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать,

направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое

официально

осуществляемая

политика

превращения

воспитания из семейного в общественное.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

отношений

дошкольного

учреждения.

отношений

определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и

с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -

взаимодействие

педагога

родителей

трудностей

радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания

конкретного

Неоценима

понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации

его развития

отношений

родителей

педагогов

невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой

системой:

открытость

дошкольного

учреждения

включает

«открытость

внутрь» и «открытость наружу».

дошкольному

учреждению

«открытость

педагогиче ский

свободным,

г и б к и м,

дифференцированным,

гуманизировать

отношения

педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников

воспитательного

процесса

педагоги,

родители)

возникала

готовность

деятельности,

мероприятии,

рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Вместе с тем педагогический

важнейшее

профессиональное

качество,

позволит

педагогу

опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает2 детей,

родителей.

примером

вызывает

родителей

доверительное

общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и

предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. От

родителей

дошкольного

учреждения

выигрывают

субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому,

что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением,

любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек,

оказывается,

интересно

рассказывают,

которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность

домашнего

воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто

поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и

общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт

влияниям

микросоциума,

микрорайона,

сотрудничать

расположенными

территории

социальными

институтами:

общеобразовательная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в

удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок,

поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные,

незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль,

проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада

«изнутри»,

начинают

понимать

объективность

трудностей

игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к

педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении

воспитания

сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители

заимствуют

наиболее

педагога,

обогащают

домашнего

воспитания.

Наиболее

результатом

свободного

посещения

родителями

дошкольного

учреждения

является

изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как

он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное

сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в

«Запускается»

рефлексивная

деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные

результаты воспитания, чему надо поучиться.

Взаимодействие

родителей,

проблемы

домашнего

воспитания,

называется

дифференцированным

подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью – через ребенка. Если

интересная,

эмоционально

комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Взаимодействие

педагогов

родителей

дошкольного

возраста

осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

расширении

родителей

организации

образовательного учреждения;

пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

создание

творческой

самореализации

педагогов,

родителей, детей;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,

позволяют

родителям

познакомиться

родителям

спецификой

учреждения,

знакомят

воспитывающей

развивающей средой;

разнообразные

программы

совместной

деятельности

родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности

по воспитанию и развитию ребенка:

эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога

взрослых

конкретным

ребенком

психических

особенностей

возраста,

учитывая

интересы,

способности

предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении

ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и

уважительные

взаимоотношения

образовательного

учреждения.

Отношения

дошкольного

учреждения

основаны

сотрудничестве

взаимодействии

открытости

детского сада внутрь и наружу.

Традиционно-нетрадиционные формы работы с семьей. Далеко не все

семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на

ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие -

не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях

необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться

индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям

разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния

специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то

конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка.

День открытых дверей.

Беседы индивидуальные и групповые. Содержание беседы лаконичное,

значимое

родителей,

преподносится

побудить

собеседников

высказыванию.

говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность,

доброжелательность.

Консультации. Формы проведения консультаций различны. Родители,

особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков

воспитания

целесообразно

приглашать

семинары-

практикумы.

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Родительские

конференции.

Основная

конференции

опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает

помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции

может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки»,

чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно

определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся

выставка

педагогической

литературы,

материалов,

отражающих

дошкольных

учреждений,

Завершить

конференцию

совместным

концертом

сотрудников

дошкольного учреждения, членов семей.

Наглядно-информационные

организации

слайдфильмы,

презентации,

выставки

фотовыставки,

семейные выставки, информационные стенды, папки – передвижки.

В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные

родителями,

основанные

сотрудничестве

взаимодействии педагогов и родителей.

Семейный клуб.

отношения

принципах

добровольности,

личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая

проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Семейные клубы - динамичные структуры.

Сотрудничество

специалистов,

воспитателей

помогает

проблему,

причиной

с л ож н ы х

взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее

необходимо

стремиться

установлению

равноправных отношений в духе равноправия партнеров.

Учитывая

занято сть

родителей,

используют ся

нетрадиционные формы общения с семьей, как:

«Родительская почта» и «Телефон (контакт) доверия».

Месяц добрых дел.

Мероприятия, организованные по инициативе родителей.

Досуговые формы организации общения с родителями.

Мастер-классы.

«Встречи с интересными людьми».

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.

Важно только - избегать формализма.

Задачи работы детского сада с семьей

1. Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности;

2. Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4. Семья лишь объект воздействия;

5. Незнание жизни родителей

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства.

В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины - матери для участия в общественном производстве.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.

Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

Как воспитывают;

Чему учат;

Насколько успешно готовят к школе.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения - формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само - собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии будет достаточно полной.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.

В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему - то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи - это авторитет родителей.

Поделиться: