«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях. Современные проблемы взаимодействия доу с семьей

Задачи работы детского сада с семьей

1. Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности;

2. Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4. Семья лишь объект воздействия;

5. Незнание жизни родителей

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства.

В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины - матери для участия в общественном производстве.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.

Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

Как воспитывают;

Чему учат;

Насколько успешно готовят к школе.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения - формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само - собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии будет достаточно полной.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.

В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему - то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи - это авторитет родителей.

Галина Забудько
Взаимодействие детского сада с семьей

Любить – значит желать другому того,

что считаешь за благо, и желать при том не

ради себя, но ради того, кого любишь, и

стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель (древнегреческий философ)

Центральное место в формировании личности занимает семья . По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Ни для никого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо , но не всегда это получается. Одни родители считают, что мы родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и в школе . Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становлении личности, не придают такого значения, как школе.

Семья и дошкольное учреждение два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, Для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие . Если дошкольное учреждение способствует интеграции ребенка в социуме, то семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития .

ДОУ должно строить свою работу с семьей , оказывать помощь и соблюдать преемственность в достижении следующих целей и задач :

Сохранение и укрепление здоровья ребенка;

Забота о самореализации задатков и способностей детей;

Создание ребенку комфортности в обществе;

Забота об образовании и нравственности детей;

Соблюдение гражданских прав и обязанностей;

Развитие трудолюбия и помощи в выборе профессии;

половое воспитание, подготовка к семейной жизни.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерным следствием этого является не только низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность.

С другой стороны и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Способов решений этой задачи много. Дошкольное учреждение сегодня использует как традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации) так и нетрадиционные (анкетирование, деловые игры, бюро педагогических услуг, открытые занятия, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях :

Ребенок – родитель

Педагог – ребенок – родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи , ее микроклимат. Поэтому важно проводить работу дифференцированно, объединив мам и пап в подгруппы. На данном этапе работы с родителями нам поможет анкетирование, в результате которого мы познакомимся с ними поближе. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями нам следует отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада : предложить участие в подготовке к утренникам, развлечения (пошив костюмов, оформление декораций, к конкурсам, выставкам, чтобы родители знали, чем живут их дети.

В этом году у нас прошел городской конкурс на тему : «Превращение пластиковых бутылок» . Многие родители приняли участие в конкурсе на базе детского сада . А на городском конкурсе приняли участие семьи : Сусиных с поделкой «Котята» , Гамзиловых - «Собака» , Гужвиных - «Робот» . Эти родители были отмечены компетентным жюри в городском конкурсе и награждены грамотами.

Прошедший год в нашей стране был посвящен Году семьи . Его цель привлечь внимание к проблемам семьи . В нашем детском саду мы работали над проектом «Моя семья » . В этом проекте мы исследовали проблемы толерантности в семье , и то, как это особое качество помогает во всем обществе строить отношения между людьми. «Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - говорил В. А. Сухомлинский. Мы привлекли к этому проекту родителей : вместе собирали информационный материал по этой теме (пословицы, поговорки, высказывания известных людей, интересные истории, проблемные ситуации, писали рассказы о своей семье , провели конкурс рисунков и фотовыставку «Моя семья » . Участие родителей в таких мероприятиях способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создает атмосферу праздника, радости и взаимопонимания . На родительском собрании были подведены итоги нашей плодотворной работы, а самым активным участникам была объявлена благодарность.

Оформление портфолио ребенка является важным фактором привлечения родителей к жизни детей. Сначала в портфолио были только фотографии детей и их родственников. Потом я предложила вписывать туда интересные высказывания, суждения своих детей. Затем стали появляться рассказы-описания, где отдыхали родители с детьми, как проводили праздники и дни рождения. Папка пополнялась также детскими работами . Когда дети выпускались из детского сада , то получили на память это замечательное портфолио.

Очень понравилась такая форма работы с родителями, как круглый стол, и непринужденная беседа за ним. Это были выступления семьи Корочиных , Харитоновых, которые делились своим опытом в воспитании детей, своими семейными традициями. Запомнился рассказ мамы Ксюши, которая рассказала о своих традициях в семье . Семейные традиции, домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может показаться, что милая мамина привычка рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему ее не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них малыш ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Проводились в группе чаепитие и дискуссии на темы : «Роль отца в воспитании ребенка в семье » , «Как преодолеть капризы детей» . Такие теплые встречи сближают всех : воспитателей и родителей, и родителей между собой.

Не все родители принимают активное участие в жизни детского сада . И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разным отношением и пониманием, с разными взглядами и эмоциями. Но наша работа, наладить взаимодействие с родителями , приносит свои результаты. Взаимопонимание редко приходит сразу. Это длительный, творческий процесс, требующий терпения и доброжелательности. Прежде всего необходимо осуществлять реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях открытости обеих сторон, заинтересованности и доброжелательности, то результат обязательно будет.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.

Турченко Ольга Викторовна

воспитатель МБДОУ «Детский

сад общеразвивающего вида № 137»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познание» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» - совместные рисунки и поделки.

«Музыка» - музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» - совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам работы мы можем отнести:

    коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);

    индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

    наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения- проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.


Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения- семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Некоторые формы родительских собраний:

    Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.

    Собрание – студия- обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

    Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

    Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.

    Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

    Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения - информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. С учетом нашего приоритетного направления, духовно-нравственное воспитание, мы активно ведем работу и в этом направлении.

Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздники в нашем детском саду начинаются с осени. Первая неделя сентября - дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник - «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, что бы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше современных приемов и методов. Не надо останавливаться на достигнутом. Ведь у нас одна цель- воспитывать будущих созидателей мира. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Будут достойными гражданами своей родины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Роль детского образовательного учреждения (ДОУ) в организации взаимодействия с семьей. Основные формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение педагогической культуры конкретной семьи. Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

    отчет по практике , добавлен 26.03.2016

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Исторический аспект проблемы взаимодействия воспитателей Детского общественного объединения с семьями детей. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагога и семьи. Программа реализации различных форм взаимодействия воспитателей с родителями.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2015

  • Ильченко Екатерина Валерьевна
  • Угрюмова Алесандра Васильевна
  • Плеханова Юлия Валерьевна

воспитатели МБДОУ "ДС N 336 " г. Челябинск

"От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". (В. А. Сухомлинский)

Дети и сад... " Детский сад". Соединил эти два понятия Фридрих Вильгельм Август

Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Он подчеркивал, что дети - цветы жизни, которые требуют умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.

Абдул - Баха говорил: " Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчанной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии".

На это обращает внимание и педагог Хоментаускас Г.Т. " Растение растет в земле. К тому же в хорошей почве лучше. Но из этого не следует во - первых, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева; во- вторых, что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов и т.д. само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От вас зависит вовремя поливать и рыхлить землю, но прямо не определит, каким именно оно вырастет". [ 10., c.2] Цветы, дети - это частицы живой природы. Не у каждого садовника, выращивающего цветы в своем саду, есть необходимые навыки, так и семья у которой нет необходимых

педагогических навыков, сможет выходить и растить ребенка. Для полноценного развития ребенка нужен детский сад с тесным сотрудничеством семьи и педагогов.

" Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно". [ 3., c. 23 ]

Сотрудничество педагогов т родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формирование ценных жизненных ориентаций.

Белинский В.Г. писал: " Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть или другим, не переставая быть человеком." [ 1., c. 297-298]

Эта идея находит отражение в суждения педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Педагоги (Е. Ф. Аркин, Е.И. Радина, Е.А. Флерина) выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи. Затем произошли более глубокие изменения в взаимодействии семьи и детского сада. Это было связано с реформой образования.

В законе РФ " Об образовании" ст. 18. п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит такие задачи:

  • сотрудничество организации с семьей
  • обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Введение новых федеральных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы в образовательных областях:

"Познание" - интеллектуальное развитие ребенка; " Безопасность" - информирование родителей о создании домашних безопасных условий; " Социализация"- знакомство родителей с достижениями и трудностями детей; " Здоровье"- знакомство родителей с профилактикой заболеваний; " Физическая культура "- знакомство родителей с лучшими достижениями в физической культуре других семей; " Коммуникация" -консультация родителей по вопросам общения; " Чтение художественной литературы";

" Художественное творчество" - совместные рисунки и поделки; " Музыка" - праздники, концерты; " Труд" - совместная деятельность.

" К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

  • учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющий у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.
  • вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизация родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности..." [ 5., c. 64 ]

В законе РФ " Об образовании" упоминается такой принцип государственной политики как " свобода и плюрализм в образовании". Мы, педагоги, получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, определять свои направления в работе с родителями воспитанников ДОУ.

" Очевидно, что никто из педагогов не обладает такой волшебной силой, которая в состоянии мгновенно разрушить стереотип поведения взрослого человека. Поэтому педагогам не следует рассчитывать на мгновенный успех и настраиваться на длительную, кропотливую работу". [ 4., c. 51 ]

Глубоко прав был К.В. Ушинский, который писал: " нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". [ 8., c. 28 ]

Для меня индивидуальная работа с родителями оказалась самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как есть родители - лидеры, родители - исполнители и родители -критические наблюдатели. Основа моей индивидуальной работы - приветливость, вежливость и похвала родителям даже тогда, когда родители вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что- то не устроило.

С.Р. Бутрим подчеркивает: " в основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов:

  • " Что хорошего я могу сказать"...
  • " Но меня беспокоит"...
  • " Надо дать ему (ей) больше самостоятельности"
  • " Давайте не будем унижать его (её) подозрением (недоверием, мелочной опекой)
  • К вышему сыну (дочери) нужно повышать требования и в заведении и дома." [ 2., c.24 ]

В своей практике я использую следующие формы индивидуальной работы:

  • Беседа
  • Консультация.

Беседу я использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций. При этом соблюдаю конкретность и содержательность. Создаю условия для беседы. Главное, чтобы соблюдался принцип " глаза в глаза", т.е. нужен хороший зрительный контакт. Создаю доброжелательную обстановку. При поведении беседы не " разъясняю" родителю как следует воспитывать своего ребенка, начинаю разговор о ребенке обязательно с хорошего. Терпеливо выслушиваю родителя, не перебиваю его, что бы он не говорил.

Спокойно, без лишних эмоций говорю о недостатках ребенка. Высказываю свои соображения и педагогические рекомендации по развитию ребенка. Порой родители не соглашаются со мной. Это их право. Главное, чтобы они поняли предмет разговора.

Стараюсь избегать споров. Прошу объяснить подробней некоторые моменты. Избегаю любых вопросов, способных поставить родителя в неловкое положение.

Принцип" я прав, а вы -нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

Все это помогает нащупать точки соприкосновения и успешно взаимодействовать в будущем.

По мнению И.М. Марковской, " беседа с родителями, с одной стороны дает возможность последним найти правильный подход к детям, а сдругой - способствует более эффективной работе педагога, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к воспитаннику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать." [ 6., c. 65 ]

Очень важным аспектом моей работы является консультирование родителей.

Теоретический анализ литературы говорит об отсутствии четкого определения этого вида деятельности. Термин " консультирование " - это родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, медицинской, психологической и т.д.)

Но в то же время консультация обладает одной общей характеристикой - направленностью на индивида.

К сожалению, большая часть родителей не находит времени для систематического самообразования и обычно обращаются к нам, воспитателям, за разными консультациями - и, как правило, в экстренных случаев.

Например, мы используем такую тематику консультаций для родителей:

Тревожность детей. К чему она может привести?

Талантливый ребенок в семье.

Наказание детей. Какими им быть?

Т.о., организация консультаций для родителей воспитанников детского сада- одно из самых актуальных и востребованных направлений сотрудничества детского сада и семьи.

Сегодня можно сказать, что у меня сложилась определенная система в индивидуальной работе с родителями. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. У меня вырабатывается убеждение: " Я хочу творить!", " Мне это нужно".

Семья и ДОУ - два воспитательных феномена. Главное в работе воспитателя - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и ДОУ. Каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература

  1. Белинский В.Г. Анатомия педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., Медагогика, 1990., с. 297 -298
  2. Бутрим С.Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации// Вестник образования. - 2003- N 6 - с. 24
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. Учебное пособие. - М., 2005
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие длч работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2002
  5. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Учебно- методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб,: Речь, 2002. с. 65
  7. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т./ Сост. Егоров С.Ф. - М.: Прочвещение, 1990, - Т. 5
  9. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ, " Об образовании в РФ" (с изменениями от 06. 05. 2014)
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1998
Поделиться: