Организация самостоятельной игровой деятельности в группе. Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел , оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.

В процессе самостоятельной деятельности у детей совершенствуется двигательная сфера, закрепляется положительный настрой, отмечаются дальнейшее развитие познавательных процессов, внимания, речи, памяти, мышления, воображения, первые ростки творчества.

Но все это возможно только при правильном руководстве со стороны взрослого, которому необходимо:

Знать возрастные и индивидуальные возможности детей;

Создавать условия для развития их самостоятельности, экспериментирования, творчества;

Организовывать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности;

Видеть каждого ребенка, понимать его состояние, вовремя приходить на помощь, уважать его интересы, удовлетворять притязания на признательность;

Уметь заинтересовать малышей, по-разному решать различные игровые задачи, участвовать в детских играх, примером, советом продлевать, расширять игру;

Предусматривать возможность возникновения отрицательных эмоций, вовремя предупреждать и гасить их;

Учить малышей правилам поведения в коллективе и формам взаимодействия со сверстниками;

Учить поддерживать чистоту и порядок в группе.

Самостоятельная деятельность детей обогащается при организации экскурсий по детскому саду (медицинский кабинет, кухня, прачечная, библиотека и др.) и на прогулке (на участок старших дошкольников), в ходе бесед с персоналом учреждения (охранником, шофером и т.д.), в ходе разных видов наблюдений за людьми, животными и птицами.


Родители также останавливают внимание ребенка на трудовых буднях семьи, привлекая к посильному участию в семейных делах (уборка квартиры, приготовление обеда, стирка, работа на даче и т.п.). Вместе с ребенком они наблюдают за жизнью улицы (машины, пешеходы, стройка), посещают общественные места (парикмахерская, магазин и др.). Взрослые рассказывают о работе людей разных профессий, отмечают особенности общения между людьми, выступающими в разных ролях (доктор - пациент, продавец - покупатель, шофер - пассажир). Они ходят с ребенком в цирк, зоопарк, в гости, ездят к морю, в деревню и т. п. Ив семье, и в дошкольном учреждении малышей учат стилю общения, нормам поведения.

Выделяются следующие виды самостоятельной деятельности детей второго - третьего года жизни:

Общие движения и мелкая моторика;

Общение и ориентировка в окружающем;

Наблюдения;

Предметно-игровая деятельность;

Сюжетная игра;

Рассматривание картин, книг и т.п.;

Конструирование;

Лепка, рисование;

Досуговая деятельность.

Для развития всех видов самостоятельной деятельности детей взрослый создает специальные условия: отводит постоянное место (уголок, зона), подбирает мебель, игровой материал, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей малышей (физкультурный, книжный уголок и т.п.).

При условии создания развивающей среды под руководством педагога все эти виды детской деятельности могут обогащаться и усложняться.

Развивающиая среда позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.

Основные направления создания развивающей среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» (1993). Концепция была разработана по заказу Министерства образования России коллективом авторов под руководством В. А. Петровского. В ней определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

Принцип дистанции-позиции ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» (Э. Эриксон), что способствует установлению оптимального доверительного контакта с каждым воспитанником. Взрослый должен видеть всех детей и каждого ребенка в отдельности.

В процессе делового сотрудничества взрослого и ребенка принцип дистанции - позиции видоизменяется, трансформируется.

При постоянном взаимодействии с детьми взрослый выступает в разных ролях.

Взрослый - организатор интересных дел. Он открывает малышу назначение той или иной игрушки, показывает, как с ней играть. Он подбирает материал для экспериментирования детей, создает необходимые условия.

Взрослый постоянно обучает малышей. Под его руководством в ходе режимных процессов (кормление, одевание и т.п.) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами-игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями. В процессе сюжетных игр, игр-драматизаций дети овладевают игровыми действиями. Если же педагог торопится, обращается к сюжетным играм, не научив воспитанников результативным целесообразным действиям с предметами и игрушками, то он терпит поражение. Дети не могут развернуть игру, так как не владеют предметными действиями, ручными умениями, и поэтому разочаровываются, теряют интерес к игре, разбрасывают игрушки и уходят.

В процессе обучения взрослый постоянно находится рядом с малышами, вовремя приходит на помощь, поддерживает, учит доводить начатое до конца.

Взрослый выступает и в роли носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру («А теперь попробуй прокатить машинку в узкие воротца!»), продлевает ее.

В совместной игре взрослый - внимательный и чуткий партнер. Он может взять на себя главную роль, а может выступить и во второстепенной, но в любом случае он должен продемонстрировать малышу свою заинтересованность, увлеченность игрой, заражая его своей энергией, эмоциональностью. Если взрослый чуть отвлечется, активность, интерес ребенка к игре угаснет.

Взрослый - ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрые похвалы, отмечая даже совсем незначительные успехи малыша. Воспитание любовью - эффективный метод воспитания детей. Положительная оценка взрослого очень значима для малыша, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.

Постоянно взаимодействуя со взрослым, ребенок также занимает разные позиции.

Малыш - внимательный наблюдатель. Наблюдая за окружающим миром, он пытается самостоятельно разобраться в нем, внести что-то новое в свою игровую деятельность, обогащая собственный игровой и жизненный опыт.

Малыш - талантливый ученик. Он проявляет интерес к действиям взрослого, вслушивается в его объяснения, демонстрирует упорство, активность, желая научиться новому.

В совместных со взрослым действиях он может выступать в роли объекта действия, но это характерно лишь для первой стадии обучения. В дальнейшем он провозглашает: «Я сам!» - отводит руку взрослого, пытающегося помочь, может отвернуться от него, стремясь к самостоятельности. Ему импонирует позиция субъекта действия, нравится чувствовать себя на равных со взрослым, действовать, как он. Со временем ребенок начинает выступать в роли инициатора совместных со взрослым, а затем и со сверстниками дел.

Одновременно он стремится быть исполнителем собственного игрового замысла, выступать в неизменной роли экспериментатора и исследователя.

В какой бы роли ни выступал малыш, он неизменно обращается к взрослому как ценителю своих успехов. Положительная оценка вызывает у него ощущение важности собственных усилий, поддерживает желание совершенствовать свои умения. Кроме того, с помощью взрослого у ребенка формируется восприятие себя, представление о самом себе, самосознание.

Отношение ребенка к положительной оценке взрослого с возрастом изменяется. Ребенок первого года жизни, услышав восхищение взрослого, выражает удовольствие: «Я хороший!» Малыш второго года жизни решает: «Меня любят!» Ребенок третьего года жизни, оценив собственный результат действий, все же обращается к взрослому и бывает доволен, если оценка взрослого совпадает с его представлениями о своих умениях и достижениях. Он гордится собственным результатом.

Принцип возрастных различий предусматривает рациональную расстановку мебели и такой подбор игрового материала, который несет достаточный объем информации, адекватной уровню восприятия детей каждой возрастной группы и пригодной для их экспериментов.

Быстрый темп развития детей предусматривает подбор мебели по росту и ее правильную расстановку. Для детей в возрасте 1 года -1 года 6 месяцев мебель расставляют недалеко друг от друга, чтобы малыши, осваивающие ходьбу, могли, придерживаясь, передвигаться по всей игровой площади самостоятельно. Игрушки располагают по всей игровой комнате: на диванчике, у скамеечки, на ковре, чтобы малыши могли самостоятельно поменять позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, не мешая другим и не отвлекаясь. На стол-барьер прикрепляют съемные панели с разнообразными предметами (панели периодически меняют): широкой молнией, выключателями, стержнем с кольцами небольших серсо, наборами грибков, шаробросом, геометрической коробкой и т. п. Часть игровой комнаты должна быть свободна, там дети могут перемещаться с каталками, толкая их впереди себя, машинами, играть с мячами.

К моменту бодрствования детей в возрасте 1 года 6 месяцев - 2 лет оборудование игровой комнаты выглядит иначе. Игровой материал располагают выше - на открытых полках, сюжетные игрушки - у стола, кровати.

Игровой материал группируют по видам деятельности: горка используется и для развития движений детей первого - второго годов жизни, и для наблюдений за тем, что происходит в группе, за окном. Для наблюдения в группу периодически приносят клетку с птичкой или черепахой, цветущее растение и т. п. На уровне глаз ребенка располагают 1-2 картины, панно, макеты, сделанные руками взрослых, и т.п. Крупную мебель расставляют вдоль стен, предоставляя детям возможность свободно двигаться по всей игровой площади. По этому же принципу оборудуют игровое помещение для детей третьего года жизни с учетом их возрастных возможностей и интересов.

Принцип стабильности-динамичности выражается в закреплении материала в строго определенных местах. Это дает детям возможность свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно менять игровой материал. Малыши осваивают новый игровой материал, новые способы действий и постепенно вводят их в игру. По мере угасания интереса к какому-либо материалу часть его заменяют другим (через каждые 7-10 дней). Таким образом у детей поддерживается интерес к игрушкам. Подбирая игровой материал следует помнить, что его малое количество приводит к конфликтам между детьми, а обилие - к возбуждению и переутомлению.

Игровые уголки (зоны) могут объединяться, дополнять друг друга (строительный материал располагают рядом с гаражом и т. п.), а со временем их можно разъединять, переставлять, вызывая у малышей интерес ориентированно-познавательного плана. Главное требование, предъявляемое к игровому материалу, - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения, творчества.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования осуществляется при подборе игрового материала с учетом возрастных особенностей и уровня развития всех детей группы.

В каждой возрастной группе предусмотрены свои наборы игрового и природного материала, предметов бытового назначения, материалов для исследования, экспериментирования (с учетом не только возраста, но и уровня развития умений детей). В группах предусмотрены спортивный, книжный уголки, определены места для игр с куклами, игр, способствующих сенсорному развитию (в ящичках, коробочках располагают предметы, разные по цвету, величине, форме, текстуре и т.п.), уголок с дидактическими материалами (на ковре - строительный материал и гараж, на полках -коробочки с мелким конструктором), настольно-печатный материал (лото, домино, разрезные картинки и др). Недалеко от материалов для досуговой деятельности находится уголок изодеятельности.

Для досуговой деятельности детям предлагаются заводные игрушки, музыкальные инструменты (пианино, бубен, металлофон и т. п.), наборы бибабо, пальчиковые куклы, ширма. Весь этот материал дети используют под контролем взрослого.

В каждой возрастной группе игровой материал по каждому виду деятельности постепенно усложняется, увеличивается его количество с учетом успехов детей. Малышам нравятся альбомы-поделки воспитателей. Например, детям в возрасте от 1 года - 1 года 6 месяцев взрослый предлагает альбом «Мамы и детки» (животные и детеныши), детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет - альбомы «Овощи и фрукты», «Виды транспорта»; детям третьего года жизни - «Жизнь города», «На даче», «Времена года» и т. п.

В книжном уголке для детей младше 1 года 3 месяцев подбирают отдельные картины на картонной основе с яркими реалистичными изображениями знакомых животных, кукол в статичном положении, для детей в возрасте 1 года 6 месяцев - изображения кукол в действии. Детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет предлагают книжки, состоящие из 3-4 плотных страниц, сказки, фотоальбомы. Детям третьего года жизни в свободное пользование дают книжки знакомого содержания (сказки, стихотворения; дети любят «читать» их своим куклам). Малышам предлагают красочный иллюстративный материал, фотоальбомы из жизни группы и семьи (на даче, поездки к морю, в зоопарк и т.п.).

Принцип эмоциогенности среды обеспечивает комфорт и эмоциональное благополучие детей.

У детей повышается настроение, когда они после дневного сна видят в игровой комнате разноцветных, выполненных из гофрированной бумаги бабочек или птичек, которые сидят на подоконнике, шторе, столе. Они сразу же замечают сделанный руками взрослого макет, например, маленькую избушку, рядом с которой расположены лес и горка. В лесу- лыжники, на горке - маленькие куколки в пластилиновых санках. Несколько дней дети будут обсуждать увиденное, вспоминать свои походы в лес, катание на санках. Как только интерес к этой теме начнет угасать, следует поменять сюжет: около избушки поставить зайца, за елку спрятать волка. Дети сами заметят изменения в сюжете и вместе со взрослым начнут обсуждать, почему зайка стоит у избушки, кто его защитит от волка и т.п.

В зимнюю стужу можно сделать летний сюжет: у озера (круглое зеркало) под разноцветным зонтиком загорает кукла (черные очки, панамка); по озеру плывет пластилиновая уточка с утятами. В следующий раз у озера можно посадить рыбака с удочкой.

В непогоду, чтобы поддержать хорошее настроение малышей, можно устроить короткие перебежки, ловлю бабочек, которые садятся то на подоконник, то на горку, то на голову или плечо детям (бабочки прикреплены ниткой к пальцу воспитателя). С большим интересом дети включаются в подвижные игры с использованием различных атрибутов (веночки, ушки зайчиков, крылышки бабочек и т. п.).

В тихие вечерние часы по инициативе детей разворачивается разнообразная досуговая деятельность. Кто-то показывает из-за ширмы куклам фрагмент знакомой сказки, кто-то устраивает музыкальный вечер с пением песен и плясками и т.п.

Поведение детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев нередко характеризуется яркими вспышками отрицательных эмоций. Между детьми часто возникают конфликты из-за игрушек, несмотря на их достаточное количество. У них отсутствуют тормозные процессы.

Например. Малыш стремится удовлетворить возникшее желание завладеть игрушкой, а ждать он еще не может. Ребенок собирается отнять у товарища мишку, который привлек его внимание своими действиями (поет, пляшет). Попытки взрослого предотвратить конфликт, предложив ему взять аналогичную игрушку с полки, не увенчались успехом, так как мишка находится в статичном положении. Следует взять мишку и показать малышу, как он кувыркается, топает, то есть увлечь, заинтересовать его, и конфликт будет исчерпан.

Дети не имеют достаточного опыта по разрешению конфликтов.

Например. Девочка резко вырвала из рук стоящего рядом мальчика машину. Одной рукой она прижала машину к себе, а другой начала гладить по голове обиженного. При этом девочка смотрит на воспитателя, всем видом показывая, что поступает правильно. Воспитатель предложил ей вернуть игрушку, своим видом, голосом, порицаниями показывая отношение к происходящему. В то же время не стоит оставлять девочку в бездеятельном состоянии. Нужно помочь ей отыскать аналогичную игрушку или переключить ее внимание на другую игру.

Конфликтов станет намного меньше, если взрослый будет поддерживать у малышей бодрое, радостное настроение, следить за их поведением, предотвращая появления конфликтов. Как можно чаще следует организовывать игры-перебежки, петь детям песенки, рассказывать потешки, ловить с ними бабочек, птичек (из цветной бумаги на ниточке), стимулируя разнообразную двигательную активность, организовывать пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик» и др.

Среди детей старше 1 года 6 месяцев находятся забияки, которые испытывают желание сломать постройки сверстников, толкнуть их, которые любят бесцельно бегать. Ограничивая непосед, не стоит усаживать их на стул: «Сядь, передохни и успокойся!» Ребенок найдет себе дело и под стулом, а вскоре и вовсе уйдет. Лучше предложить ему интересное дело вдали от всех, чтобы он не мешал другим. При этом следует иметь в виду, что возбудимые дети не могут долго сосредотачиваться на одной игре, быстро теряют интерес к игрушке. Таким детям можно предлагать варианты развития событий. («Побежал зайка, ударился о пенек и плачет. Что будем делать?» Можно пожалеть его и затем почитать ему книжку. Можно полечить и вместе попрыгать. Малыш решит сам, как поступить.)

Детям медлительным, робким необходима помощь в завершении игр. Делать это следует эмоционально: «Какая у тебя красивая кисонька! Давай повяжем ей бант и пойдем с ней в парк!» Можно предложить им рассказать, что Мурка делает дома, чем ее угощают. Пусть малыш покажет, как она прыгает, кувыркается и т. п.

Следует поддерживать самостоятельность детей, их возрастающее умение занимать себя.

Например. Мальчик стоит на горке. Возможно, он наблюдает за происходящим за окном или удивленно смотрит вниз, увидев в необычном ракурсе игровую комнату, взрослых и детей. Наблюдение - один из видов детской деятельности, и не стоит мешать малышу. Если же он равнодушно скользит взглядом, не останавливая взор ни на одном из объектов, можно прийти ему на помощь.

Работая с детьми третьего года жизни, нельзя забывать о том, что в этом возрасте они переживают сложный для себя период, именуемый кризисом трех лет. Поэтому как в детском саду, так и дома следует проявлять к детям щадящее, чуткое, доброжелательное отношение.

Особое внимание и доброжелательность нужно проявлять к новеньким, которые появляются в группе. Новенький ребенок быстрее войдет в коллектив сверстников, если вовлекать его в различные игры, в ходе которых он может познакомиться с детьми, запомнить их имена («Держи картинку, Таня! Передай ее Саше!»). Или можно предложить малышам поиграть в пирамидку.

Например. Воспитатель собирает за столом четверых детей и показывает им пирамидку, состоящую из 15 колец. Взрослый снимает первое кольцо, называет его цвет и передает пирамидку ребенку, сидящему слева: «Теперь Катюшка снимет и назовет цвет колечка!» Затем пирамидка переходит к следующему ребенку: «А теперь Костя!» И так далее. В конце игры перед каждым ребенком лежит по 3 колечка. Пирамидка двигается в обратную сторону. Теперь каждый находит у себя самое большое колечко, нанизывает его на стержень и передает товарищу, сидящему справа, называя его имя.

Принцип эстетической организации среды предполагает уют и комфорт в групповом помещении, наличие яркого, привлекательного игрового материала и пособий. Все это вызывает у детей устойчивый положительный настрой, интерес к происходящему, желание активно участвовать в жизни группы, самим поддерживать чистоту и порядок.


Принцип активности проявляется в поведении самих детей в разных видах деятельности (двигательной, речевой, познавательной, в общении со взрослым и сверстниками).

Взрослый подбирая игровой материал, постепенно усложняет его, тем самым поддерживая у детей активность, устойчивый интерес к игровым действиям. Так, первое самостоятельное знакомство детей с пирамидками начинается с пирамидок на липучках, затем на конусе, а далее дети осваивают пирамидку, состоящую из 3-8 колец, свободно ориентируясь в их цвете и величине. Сама игрушка способствует развитию их активности. Со временем дети начинают самостоятельно проявлять активность. Например, когда вдвоем с приятелем достают из волшебного сундучка связанные родителями крохотные варежки, подбирают к ним в пару пинетки такого же цвета, наряжают кукол в одежду одного цвета, обучаясь действовать с кнопками, молниями, пуговицами, развивая мелкую моторику рук.

Воспитатель должен знать уровень развития умений своих воспитанников, потенциальные возможности каждого из них. Незнание особенностей развития детей может привести к банальному натаскиванию и в корне заглушит их инициативу и самостоятельность. В то же время длительная задержка на предшествующем этапе развития игровой деятельности отрицательно скажется на активности, заинтересованности детей, на дальнейшем совершенствовании игровых действий, общем психическом развитии.

Не следует увлекать детей сюжетной игрой, не развив их ручную умелость в предметных действиях. В этом случае они не смогут ни одеть кукол, ни искупать их, что приведет к разочарованию, потере интереса к игре.

Детям присуща высокая двигательная активность, но они в основном выполняют одни и те же действия: ходьба, бег. В течение всего времени бодрствования происходит постоянная нагрузка на позвоночник, так как дети ходят или сидят. Работают одни и те же группы мышц, что приводит к физическому утомлению, отчего малыши нервничают, капризничают. Поэтому в игры с детьми нужно включать разные движения. Например, можно предложить малышам изобразить щенят, которые будут подпрыгивать, кувыркаться, пролезать под стулом, вилять хвостиком или скакать, как козлики или жеребята, издавая радостные звуки, характерные для каждого из них. Включение разных групп мышц предусматривается при проведении игр-развлечений «Солнечные зайчики», «Пускание мыльных пузырей», «Ловля птички», собирании раскатившихся в разные стороны мячиков, организации коротких игр-забав.

Например. Игра «Кошечки» (для детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев). Малыши изображают кошек. Воспитатель зовет их: «Кис! Кис! Кис!»,- медленно отступая вглубь комнаты. «Кошечки» ползут за ним (упражнение для разгрузки позвоночника), мяукают, «крутят хвостиками», перекатываются с боку на бок, подлезают под стул и т. п.

Игра «Мышки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают мышек. Они пищат, «машут хвостиками», подлезают под бревно (надувное), пробегают по узкому мостику (гимнастическая скамья) через речку и прячутся, кто куда: под стол, стул, за дверь и т. п.

Игра «Мишки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают медвежат. Они переваливаются через бревно, топают по узкому мостику и медленно, вперевалочку, ходят на четвереньках.

Игра «Мышки и мишки» (для детей старше 2 лет). Одна группа детей изображает мышек, другая - мишек.

«Мышки и мишки подружились и зовут друг друга в гости, - рассказывает взрослый и предлагает детям выполнить соответствующие движения. - Обрадовались мышки-малышки и тихо-тихо побежали в гости к мишкам. Они быстро перебрались через ручей по мостику, подлезли под бревно и прибежали к дому, а он закрыт. Стали мышки стучаться, заглядывать в окна, пытаться подлезть под дверь. Ничего не получается. А мишки спят себе в доме и ничего не слышат. Так и убежали мышки домой ни с чем.

Проснулись мишки и тоже начали собираться в гости к мышкам. Взяли гостинец - бочонок меда и потопали. Пока перелезли через бревно, чуть не утонули в речке. Устали, идут, переваливаются с боку на бок, кряхтят.

Услыхали мышки шум, гам, испугались и попрятались, кто куда: за диван, под стол и т. д. А мишки пришли, смотрят - нет мышек. Где они? Ходят по дому, заглядывают во все углы, никак не найдут мышек. Сели отдохнуть. Услыхали мышки, что стало тихо, выглянули и увидели друзей. Вылезли мышки. На радостях стали все угощаться медом и плясать».

Взрослый должен поддерживать активность детей. Если ребенок сосредоточенно играет самостоятельно, следует всячески оберегать его игру. Если же малыш скучает, взрослый садится рядом и заводит с ним разговор, исходя из его интересов и уровня развития, вызывая яркие воспоминания о недавних интересных событиях, что способствует последующей самостоятельной активности ребенка.

Особое внимание необходимо обращать на детей бесцельно бегающих по группе. Например, остановив малыша с машиной в руках, взрослый может сказать: «Помнишь, шофер привез нам на машине яблоки и молоко? Куклы тоже ждут угощения. На твоей машине можно привезти им и ягоды, и конфеты. Пойдем посмотрим, где они хранятся» Теперь активность ребенка будет направлена в русло интересных дел.

Активизируя игровую деятельность детей, необходимо учитывать характер их предыдущей или последующей деятельности. Перед гимнастикой или музыкальным занятием нецелесообразно стимулировать те игры, которые совпадают по характеру с предстоящим видом деятельности. Лучше предложить детям спокойные дидактические, строительные игры. После лепки, рисования можно устроить игры-перебежки и т.п. После прогулки и перед сном необходимо привлекать детей к спокойным играм: можно предложить уложить спать утенка, слоненка, почитать книжку, посмотреть в окно и т. п. Одни малыши могут, лежа на ковре, поиграть с машинкой, другие присесть на диванчик с журналом, третьи прилечь на кровать, укладывая дочку спать. В летнее время хорошо расстелить в кружевной тени деревьев легкое одеяльце и предложить малышам поиграть на нем.

В процессе бодрствования следует чередовать разные виды деятельности детей: игры с высокой двигательной активностью сменять спокойными играми. Например, малыш, активно участвовавший в перебежках, может спокойно разместиться на ковре, за столом или у окна с шаробросом или геометрической коробкой. Главное, чтобы ему было уютно, удобно, комфотно.

Познавательная и речевая активность детей развивается в процессе наблюдений. Взрослый вовлекает детей в обсуждение увиденного, учит высказывать собственное мнение, развивает устойчивость и длительность наблюдений. Например, наблюдая за листопадом за окном, с детьми второго года жизни можно вести конкретный разговор об увиденном, детей третьего года жизни можно настроить на воспоминания о недавних летних деньках.

Наблюдения за распустившимся на подоконнике цветком с младшими детьми строятся на уточнении, закреплении цвета, величины цветка, на наблюдении за тем, как взрослые ухаживают за растением. Детям третьего года жизни можно предложить попутно вспомнить, какие цветы они заметили при входе в помещение детского сада, какие цветущие растения есть у них дома (у бабушки в деревне), какие цветы они видели на юге и т. п.

У аквариума младшие дети наблюдают за тем, как рыбы поглощают корм, как взрослые ухаживают за ними. Старшие дети могут вспомнить, каких рыб они видели в зоомагазине, зоопарке, каких рыб ловили с папой в деревне и т. п.

Наблюдения за птичкой в клетке можно продолжить при выходе на зимнюю прогулку, сравнивая поведение птиц, вспоминая птиц из зоомагазина, зоопарка.

Взрослый не должен оставлять без внимания детей в книжном уголке. Здесь малыши рассматривают альбомы с фотографиями, «читают» кукле книги (например, рассказывают потешку по картинке), играют в лото, где один ребенок выполняет роль воспитателя (демонстрирует ролевое поведение). Взрослый может развернуть беседу по знакомой картинке, задать 2-3 вопроса по сюжету, похвалить детей, выполняющих роль воспитателя, подсказать, что еще можно «почитать» кукле и т.п. Активность детей повышается, когда они участвуют в интересных беседах со взрослым и сверстниками.

В вечернее время со старшими детьми можно развернуть беседу о том, кто где отдыхал летом. С этой целью родители заранее приносят фотографии детей на отдыхе, написав на оборотной стороне имена тех, кто изображен на фото, кличку собаки, козленка и т. п. По фотографии малыш вспомнит, что еще произошло в деревне, на море. Остальные дети тоже активно вступят в беседу. После все дружно начнут строить деревенский дом с сараем или дачу с гаражом, рядом по напоминанию воспитателя появится лес, в котором поселятся лесные жители. Дети начнут дружно обсуждать, где будет жить белка, а где кошка, где козленок, а где заяц и т. п.

С привлечением сюжетных картинок, фотографий оживленно проходят беседы о походах в цирк, театр, зоопарк и т. п.

Воспитатель следит за тем, чтобы у детей в течение всего времени пребывания в детском саду было стабильное ощущение комфорта и психологической защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны взрослых.


Похожая информация.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Что же необходимо понимать под самостоятельностью? В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» 1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений. 2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения. 3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально художественной, чтение. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять еѐ от воспитателя), обдумать путь к еѐ достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания. Итак: самостоятельная деятельность детей одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей

2 Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идѐт о предметно развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности игре. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнѐр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждѐнность, удовольствие ребѐнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Наряду с игрой немалое место в жизни ребѐнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребѐнка. Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей. Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая» Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей? 1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы. 2. Вводная беседа педагога с детьми по теме. Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала. 3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить

3 поверить его в свои силы), педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.) 4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка весна, холодно горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе. 5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами) 6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары» Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель. Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чѐтко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно тематическое планирование ДОУ. В детстве ярко появляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие. Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими если руководствоваться некоторыми правилами: -давать им более простые задания; -спрашивать их не первыми или на повторе ответа; -задавать наводящий вопрос; -использовать напоминание; -давать время на ответ. Следует педагогу помнить и об активных и с высоким уровнем развития детях:

4 -не спрашивать всегда только их; -привлекать их к исправлению ответов других детей; -подбирать им более сложные задания. И общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии: -продумать посадку детей (с учетом особенностей развития); -щедро поощрять; -развивать инициативу и самостоятельность; -учить детей контролировать себя; -прерывать попытки детей высмеивать ответы других; -учить правильно оценивать действия и результаты; -привлекать детей радоваться успехами сверстников; -проводить индивидуальную работу вне занятий; -предлагать родителям задания на дом. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребенка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

5 Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Важную роль в индивидуальной работе с ребенком играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательное отношение с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях. Составляя план индивидуальной работы воспитатель учитывает двигательные интересы ребенка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т.д. важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук. Эффективным результатом индивидуальной воспитателя с детьми должны быть: равномерная подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма, владение двигательными навыками, воспитание физических качеств, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей, положительными эмоциями. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки. Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую физическую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка


МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад города Белогорск» (далее МАДОУ) составлен в соответствии с: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об образовании

Аннотация к рабочей программе средней группы Настоящая рабочая программа разработана на основе программы воспитания и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» (авторы Т.И. Гризик,

Группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста с 2-3 лет разработана в соответствии содержанием образовательного процесса группы раннего возраста основной образовательной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 42» ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН на заседании Педагогического совета Приказом МБДОУ «Детский сад 42» Протокол от 29.08.2016 1 от 29.08.2016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти «Значение конструктивно-модельной деятельности для развития творчества в старшем дошкольном

ПРИНЯТЫ педагогическим советом советом протокол протокол 1 1 31.08.0г. 31.08.0г. Утверждаю Заведующий МДОАУ детского сада С.А. Серѐжникова 31.08. 0г. Приказ 69/ Изменения к Основной образовательной программе

Справка «Результаты тематического контроля» «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» Сроки проведения с 20 октября по 17 ноября 2016 года Цель: провести анализ созданных в условий, направленных

Первый год освоения (ранний возраст 2-3 года) Рабочая программа для детей раннего возраста разработана на основе Рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.

Содержание 1.Пояснительная записка. 2.Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей. 3.Работа с родителями. 4.Целевые ориентиры освоения программы. 5.Учебно-методическое

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Использование современных образовательных технологий с детьми раннего возраста в МБУ детском саду 125 «Росточек» городского округа Тольятти - Здоровьесберегающие технологии. - Личностно-ориентированная

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Возраст Продолжитель- - ность НОД в неделю Продолжи- - тельность НОД Продолжитель ность НОД в день 1-3 года 1,5 часа Не более 10мин. 16-20 мин.

Аннотации к рабочим программам педагогов структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» ГБОУ СОШ 372 на 2016-2017 учебный год. Рабочие программы нормативно управленческие документы

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

Доклад на методическом объединении на тему: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в МДОУ «Ревякинский детский сад». Август 2015 МДОУ «Ревякинский детский сад» в течение трех лет реализует

Принято на Педагогическом совете Протокол 1 от 31.08.2017г. УТВЕРЖДЕН: Приказ 51 от 31.08.2017г Учебный план на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский

Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотой петушок» Учебный план МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» разработан в соответствии с: Письмом Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях

1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 1.1. Особенности образовательного процесса: При проектировании воспитательно-образовательного процесса Программа предлагает определѐнные формы:

Совершенствование предметно развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Обеспечить поддержку детской инициативы и творчества через внедрение технологий социализации в соответствии с требованиями

«Что должны знать родители о ФГОС ДО» Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку

Задачи: Формирование привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизни детей дошкольного возраста через совершенствование предметно-развивающей среды в соответствии требованиям ФГОС ДО Обеспечение

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования для родителей (законных представителей) воспитанников пос. Новоселье Ломоносовский район Ленинградская область Образовательная программа

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 106 «Лазурный» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Курочкина А.П.

Организация учебного процесса ДОУ Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Сохранять и укреплять

ФГТ для педагогов Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Семинар-практикум Тема: «Создание условий для развития игровой деятельности» Подготовила воспитатель: Чернявская Вера Николаевна, 2016 уч. год эпиграф «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный

1.Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.иркутска детский сад 176 в соответствии с Законом Российской Федерации от

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района Рассмотрен на заседании методического совета МБДОУ д/с»сказка» протокол от

Первой младшей оздоровительной группы Программа разработана для часто болеющих и ослабленных детей 2-3 лет. с детьми первой младшей группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое

3. Принципы планирования 3.1. Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач П Д. 3.2. Комплексно тематический принцип планирования: в планировании одна тема объединяет

УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад 23» от 2014г. И.Г. Волобуева Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в Вид деятельности

1 Основной целью образовательной деятельности ДОУ является освоение Программы воспитанниками и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Программа направлена на создание условий развития ребенка,

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие продуктивной (изобразительной и конструктивной) деятельности детей тесно связано с развитием познавательной,

Информационная справка О достижении воспитанниками воспитателя Лущенко М.С. положительной динамики результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ДОУ «Родничок» Образовательная

Формы организации обучения в ДОУ Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Образовательная деятельность в МБДОУ «Детский сад 7 комбинированного вида» строится в соответствии со следующими документами: *Законом Российской Федерации «Об образовании»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 2 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАТО ПОСЕЛОК

Презентация Образовательной программы Наименование программы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Федеральным законом

Утверждаю Заведующий МКДОУ «Детский сад 14 «Ручеек» Е.А. Дронова УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКДОУ «Детский сад 14 «Ручеек» с учетом ФГОС ДО на 2018-2019 учебный год Непосредственная образовательная деятельность Вид

Детский сад «Тополек» - филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада «Золотой петушок». Рассмотрено и утверждено на педагогическом совете

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Петроградского района Санкт-Петербурга АННОТАЦИЯ к рабочим программам воспитателей и специалистов 1 Рабочие программы педагогов ГБДОУ

Современныеформыи методыинтеграции дошкольниковсовз Винтаева Т.Н., зав. кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ПСГСА, к.п.н. доцент Путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования

Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста разработана в соответствии с содержанием образовательного процесса первой младшей группы

Рабочая программа по физическому развитию детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко». Инструктор по физической культуре Артемьева Аграфена Аркадьевна Пояснительная записка.

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей. 3. Перспективное планирование по образовательным областям 4. Работа с родителями.

Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Зам.зав по УВР: Тодоренко Е.В.. МБДОУ детский сад 11 «Берёзка» 2016г.. Образовательная деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного города Ростова на Дону «Детский сад 285» составлен на основе программы «От рождения до школы», под редакцией

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной общеобразовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социальноличностного направления развития воспитанников 10 Родничок» Принято

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ детского сада 1 «Рябинка» пгт Афанасьево на 2017-2018 учебный год Раздел 1.Концептуальные идеи Усилие педагогического коллектива направлены на повышение качества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МКДОУ Новоаннинский д/с 5) 403952, Россия, Волгоградская

ДОУ д/с «Клеверок» Н.А.Прудниченкова от «SO» 09, 2017г. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Клеверок» на 2017-2018 учебный год Принят

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

Аннотация к рабочим программам воспитателей. Рабочие программы - нормативно - управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы

Методика организации и проведения прогулки в ДОУ, структура прогулки и временной алгоритм 2016 Методика организации и проведения прогулки в ДОУ Каждый ребенок маленький исследователь, он с радостью и удивлением

Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10»» осуществляет образовательную деятельность по основной образовательной программе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим содержание образовательной деятельности с детьми в 205-206 учебном году. Учебный план разработан в соответствии

п/п

Виды деятельности

Описание

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая

Театрализованная

Строительно-конструктивная

Дидактическая

Подвижная

Трудовая деятельность:

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Изобразительная деятельность:

Рисование

Аппликация

Познавательная деятельность:

Слушание

Наблюдение

Экспериментирование

Решение задач

Рассматривание картинок и иллюстраций

Предметное манипулирование

Физическая активность:

Самостоятельная

Организованная

На занятиях

Музыкально-ритмическая деятельность:

Самостоятельная

Организованная

На занятиях

При организации воспитательно-образовательного процесса учитывается ведущий вид деятельности детей – игровая деятельность. Она составляет 35% от общего времени хронометража. Игра представлена как организованная воспитателем, так и организованная по инициативе детей.

Необходимо обратить внимание на организацию сюжетно-ролевой игры, она в большей

степени наблюдалась организованная (50 мин). Характерным для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел». Педагогу необходимо дать возможность детям организовать игру по собственной инициативе. Одобрив намерение детей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Затем может включиться в игру во второстепенной роли. Больше всего времени выделено на подвижные игры (55 мин.). В меньшем количестве

представлены театрализованные игры (20 мин.).

Познавательная деятельность составляет 16% от общего времени хронометража. Наибольшее время отводится беседе (70 мин.), наименьшее – рассматриванию картинок и

иллюстраций, а также наблюдению. Соотношение игровой и познавательной деятельности – 68% : 32% - для данной возрастной группы является нормой.

Остальные виды деятельности составляют 49% от общего времени хронометража.

Время физической активности детей в течение дня составляет – 265 минут (в том числе

подвижные игры 110 минут), что в полной мере удовлетворяет потребность детей в физической активности.

В течение дня отсутствовали следующие виды деятельности:

1. Ручной труд.

2. Аппликация и лепка в свободное от занятий время.

3. Самостоятельная физическая активность

4. Организованная в свободное от занятий время музыкально-ритмическая деятельность.

В течение дня наблюдается нерациональное распределение самостоятельной деятельности

детей (27%, 235 минут) и организованной (73%, 645 минут), что свидетельствует о неравномерном распределении видов деятельности в режиме дня и указывает на недостаточное планирование разных форм, методов и приемов работы с детьми.

Соотношение статической и динамической активности на занятиях. Было обследовано 2 занятия (экология и лепка). Время динамической активности на занятиях составляет 25% от общего времени занятия, время статической активности – 75%. Полученные данные показывают оптимальное сочетание статических и динамических нагрузок.

1. Повысить (увеличить) время игровой деятельности на 2-4%.

2. Планировать в течение дня разные формы, методы и приемы работы с детьми. Особое внимание обратить на равномерное распределение видов деятельности в режиме дня.

3. Планировать организованные формы сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

4. Планировать разные виды музыкально-ритмической деятельности.

5. Проанализировать, какие виды деятельности отсутствуют в течение дня, обратить внимание на их планирование и организацию.

Приложение 4

Характеристика развития ребенка дошкольного возраста оформляется на основе данных системы мониторинга, который включает в себя: анализ промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы, анализ индивидуальных особенностей развития ребенка. Мониторинг осуществляется воспитателем в начале и в конце года на основе комплексной программы.

Ведущий метод – наблюдение за деятельностью детей. Это позволяет в короткие сроки получить информацию об индивидуальном развитии каждого воспитанника.

Схема анализа промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы

И.Ф. ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (в баллах)

Итоговый результат (средний балл)

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Оценка уровня развития:

Схема анализа индивидуальных особенностей развития ребенка

Группа детского сада_______________________________________________________

Дата проведения мониторинга_______________________________________________

И.Ф. ребенка

Уровень развития интегративных качеств (в баллах)

Итоговый результат (средний балл)

Физически развитый

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми. сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать…..

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе…

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности


Оценка уровня развития:

1 балл – требуется внимание специалиста

2 балла – требуется корректирующая работа педагога

3 балла – средний уровень развития

4 балла – уровень развития выше среднего

5 баллов – высокий уровень развития

Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.


Поделиться: