Уход за новорожденным ребенком – от рождения до первой прогулки. Особенности ухода за недоношенным ребенком в первые дни после рождения

    Введение……………………………………………………………… 3 стр.

    Организация ухода за новорожденным……………………………...3 стр.

    Правила пеленания……………………………………………………4 стр.

    Уход за кожей и слизистыми оболочками…………………………...5 стр.

    Вскармливание………………………………………………………...6 стр.

    Естественное (грудное) вскармливание………………………….7 стр.

    Смешанное вскармливание…………………………………….…9 стр.

    Искусственное вскармливание…………………………………...11 стр.

    Вскармливание недоношенных детей…………………………....13 стр.

Введение

Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4 по 6 мес. - на 7,5 см, с 7 по 9 мес. - на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. - на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см. Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго - по 400 г ежемесячно. Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций - от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.

Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным молоком приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением прикорма другими продуктами изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные соки несколько иного состава.

Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно развит. Это (а также особенности строения его дыхательной системы - нез- релость тканей легкого, узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает частые пневмонии, бронхиты, вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им - закаливание детей: массаж, гимнастика, водные процедуры.

Организация ухода за новорожденным

У новорожденного все основные функции организма нахо­дятся в состоянии неустойчивого равновесия, и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных про­цессов. Все это диктует необходимость создания особых усло­вий и специального ухода за новорожденными.

Качество обслуживания новорожденных определяется пра­вильной организацией работы родовспомогательного учрежде­ния, детского отделения родильного дома и работой персо­нала.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты и стерильности (асептики). Очень важно одновременно запол­нять палаты новорожденных. Если помещение, температурный режим, вскармливание, уход и другие условия окружающей среды строго соответствуют тем требованиям, которые предъ­являются организмом новорожденного, то это позволит сохра­нить здоровье ребенка в период новорожденности.

Уход за новорожденным в родильных учреждениях прово­дится только средним медицинским персоналом - акушерками и медицинскими сестрами. Не допускаются к работе лица с хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение медицинским персоналом шерстяных вещей, ко­лец.

Персонал обязан всегда иметь чистый халат (при выходе из отделения заменять его другим), шапочку, маску, которую необходимо сменять каждые 3 ч. Личная гигиена должна быть на высоком уровне. Обязательно мытье рук щеткой и мылом и вытирание их небольшими индивидуальными салфетками. Пе­ред заступлением на дежурство необходимо принять душ. Пер­сонал должен дезинфицировать руки перед каждой манипуля­цией 0,5 % раствором хлорамина и вымыть их проточной водой.

Ежемесячно у всех работников родильного и детского отде­лений необходимо производить исследования слизи из зева и носа на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка и стафилококка. Смывы с рук на стафилококк производят также раз в месйц. Бациллоносителей, а также больных гриппом, ангинами и гнойными заболеваниями кожи, особенно кожи лица и рук, надо временно до выздоровления отстранить от работы.

Правила пеленания

Детская медицинская сестра должна уметь правильно пеле­нать ребенка. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испаре­нию с кожньгх покровов.

Доношенного новорожденного первые 2-3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей тем­пературе воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.

Общепринятый метод пеленания имеет следующие недо­статки: насильственно изменяется физиологическая поза ре­бенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нару­шается кровообращение. Учитывая это, в ро­дильных домах ввели специальную одежду для ново­рожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пелен­ки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумаж­ной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сло­женное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кла­дут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания дви­жения новорожденного не ограничиваются и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.

При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывагот полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30x30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1-2-месячного возраста на время дневного "бодрствования" пеленки заменяют ползунками, с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распа­шонки надевают надгрудничск.

Косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес. распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пипетками).

Пеленание производят перед каждым кормлением, а у де­тей с раздраженной кожей или с опрелостями - чаще.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац на нем после пеле­нания каждого ребенка тщательно протирают дезинфицирующим раствором. На пеленальном столе пеленают здоровых детей. В случае изоляции ребенка пеленание производят в кроватке.

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.

Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмы­вает его теплой водой (37,5-38 °С). Подмывать ребенка необ­ходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вы­звать раздражение. Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее. Следует употреблять нейтральное мыло: «Детское» или другие средства. Хозяйственное мыло для под­мывания и купания ребенка использовать нельзя. Совершен­но недопустимо подмывание детей непроточной водой в та­зике.

Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из поло­вой щели у девочек производят туалет раствором перманганата калия в разведении 1: 8000 (светло-розовый).

После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осто­рожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осу­шая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раз­дражение кожи) или рыбьим жиром.

Появление опрелостей свидетельствует о неправильном ухо­де за ребенком. Места покраснения в области ягодиц смазы­вают рыбьим жиром. При опрелости ребенка следует пеленать рыхло, а места опрелости присыпать порошком белого стреп­тоцида. Хороший эффект в этих случаях дает облучение мест опрелости ультрафиолетовыми лучами (в этом случае противо­показано применение жировых смазываний) с последующей аэрацией.

Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смо­ченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. Полость рта не протирают, так как сли­зистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует так­же очищать наружный слуховой проход. Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики, смоченные в 2 % растворе борной кислоты или растворе перманганата ка­лия в указанной выше концентрации. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в расти­тельном масле, рыбьем жире или в масляном растворе вита­мина В.

После отпадения пуповинного остатка ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не бо­лее 5 мин. Купание проводят следую­щим образом. Ванночку (цинковую или эмалированную) тща­тельно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его. Необходимо иметь достаточный запас кипяченой холодной и горячей воды. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую ки­пяченую воду, которую разбавляют до 37-38 °С. Ребенка опу­скают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за за­тылок и спинку, а правой - за ягодицы и бедра. В воду по­гружают вначале ягодицы, а затем все тело. Освобож­денной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка по­ворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, темпера­тура которой должна быть на 1 - 2°С ниже температуры воды в ванночке. Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикла­дыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным или прокипяченным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.

Допуск к уходу за детьми грудного возраста.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептика). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, четырехслойные маркированные маски и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

Уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста. Гигиена.

Ежедневный уход за новорожденным осуществляется медсестрой в детской палате родильного дома или в палате совместного пребывания матери и ребенка. После выписки из родильного дома уход производится мамой в специально отведенном для этого уголке детской комнаты, на пеленальном столике, который должен быть покрыт одеялом, клеенкой, а сверху чистой пеленкой. Необходимо хорошее освещение, температура воздуха - 20–22 о С.

Перед туалетом грудного ребенка обязательно мытье рук теплой водой со щеткой и мылом в течение 2 минут. После выкладывания раздетого ребенка, на предварительно обработанный пеленальный столик его внимательно осматривают, уделяя особое внимание пупочной ранке, а также местам, наиболее опасным в отношении возникновения опрелостей (за ушными раковинами, шея, подмышечные, паховые складки). Глаза промывают кипяченой водой, в направлении от наружного угла к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные стерильные ватные тампоны, сначала влажный, затем сухой.

При наличии конъюктивитов, глаза обрабатываются неоднократно в течение дня раствором фурациллина в разведении 1:5000 или раствором KMnO 4 в разведении 1:8000 (0,8% раствор).

Туалет носовых ходов проводится с целью удаления сухих корочек, слизи, молока, которое может попасть туда при срыгивании. Нос прочищают ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом масле, которые вводят в носовой ход на один – полтора сантиметра вращательными движениями. Чтобы удалить образующиеся в носу младенца корочки, вначале закапывают в каждую ноздрю теплое вазелиновое масло, а через 15 минут очищают нос ватными жгутиками. Очищение носовых ходов проводится поочередно, разными жгутиками. Использовать для туалета носовых ходов спички, палочки и другие предметы с накрученной на них ваткой категорически запрещается. Ушные раковины протирают хорошо отжатой влажной ваткой, смоченной в кипяченой воде. Один раз в две – три недели прочищают наружные слуховые проходы влажными, а затем сухими ватными жгутиками.

Туалет полости рта детям проводится только при наличии специальных показаний (молочница, афтозный стоматит).

Молочница (кандидоз слизистых оболочек) возникает на слизистой оболочке полости рта (щеки, небо, десны, язык) в виде множественных точечных налетов, напоминающих манную крупу или свернувшееся молоко, расположенных на гиперемированном фоне. Налет легко снимается марлевым тампоном, обнажая влажную эрозивную, болезненную поверхность, что затрудняет движения рта при сосании и глотании. Для лечения молочницы используются следующие растворы:1% раствор генцианвиолета, 2% раствор соды, 20% раствор буры с глицерином, нистатин, орошение аскорбиновой кислотой. Обработка пораженных слизистых проводится 3-4 раза в день, перед кормлением. Стерильной палочкой с ваткой, смоченной в одном из растворов, осторожными вращательными движениями, без нажима снимаются элементы молочницы.

Лицо, шею, ручки обмывают кипяченой водой при помощи ватного шарика. Кожа у детей грудного возраста очень нежная и тонкая. Она легко повреждается от самых незначительных воздействий. Через поврежденную кожу свободно проникают микробы, а организм ребенка еще не в состоянии активно противодействовать им. Поэтому даже отдельные гнойнички, покраснения и повреждения кожи могут к генерализации инфекции в короткие сроки. В связи с этим, любые заболевания кожи у детей раннего возраста требуют врачебной консультации. Кожу ребенка внимательно осматривают и протирают стерильной ваткой, смоченной в стерильном вазелиновом или прокипяченном растительном масле. Для протирания кожи также можно использовать детский крем. Особое внимание уделяется естественным складкам, которые протираются в следующем порядке: заушные, шейная, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, паховые, ягодичные.

Опрелости - ограниченные воспалительные изменения кожи, в участках легко подвергающихся трению и мацерации (естественные складки). Опрелости возникают при нарушении ухода за новорожденным: редком подмывании, чрезмерном укутывании, травмировании кожи грубыми пеленками и др. Лечение опрелостей сводится к устранению дефектов ухода. Ребенка надо подмывать после каждого мочеиспускания и стула, белье менять часто, а пеленки не реже чем через час. Назначают общие ванны с KMnO 4 (температура воды 36–38 о С), местные воздушные ванны по 5–10 минут. Очаги поражения припудривают присыпкой из талька с дерматолом (3–5%), смазывают стерильным растительным маслом. При появлении потницы (мелких красных пятнышек, сливающихся в общее покраснение) рекомендуется протирать кожу водкой, разбавленной наполовину водой. Поскольку потница возникает при перегревании, необходимо перейти на свободное пеленание. Обязательны ежедневные ванны с чередой или перманганатом калия. Полезны также воздушные ванны.

Подмывают детей теплой проточной водой при температуре 36-38 о С. Во время подмывания, ребенка держат на весу, в левой руке, а правой подмывают. При сильном загрязнении подмывание проводят намыленной рукой. Девочек при подмывании держат лицом кверху и обязательно подмывают спереди назад, это делается с целью профилактики инфицирования мочевыводящих путей фекальными массами. Затем осторожными промокательными движениями ребенка обсушивают. Подмывают ребенка в конце утреннего туалета и после каждого акта дефекации. Детей с чувствительной кожей, со склонностью к опрелостям рекомендуется подмывать и после каждого мочеиспускания.

Туалет половых органов у девочек проводится при наличии выделений из влагалища. Ватку смачивают в растворе фурациллина 1:5000 или KMnO 4 1:8000, и осторожно протирают половую щель. Скопление смегмы между крайней плотью и головкой полового члена у мальчиков удалять не следует, так как можно повредить слизистую. При опрелости и мацерации полового члена показаны местные ванночки с раствором KMnO 4 1:8000.

Ногти ребенка стригут маленькими ножницами, не реже одного раза в неделю. Ножницы предварительно обрабатывают одеколоном или спиртом. Чтобы сделать процедуру менее неприятной, ее можно уподобить игре - рассказать что-либо о каждом пальчике. На руках ногти срезают дугообразно, на ногах - прямым срезом (для профилактики вросшего ногтя). Ногти стригут над развернутым листом бумаги, чтобы не разбрасывать их, обрезки не должны попадать в лицо ребенка и на кровать. Весьма неприятной процедурой для детей является стрижка волос, поэтому выполнять ее надо осторожно, используя машинку или острые ножницы, после стрижки следует помыть голову детским мылом или шампунем.

Купание ребенка. К ежедневным купаниям новорожденного приступают через 2–3 дня после отпадения пуповинного остатка, после заживления пупочной ранки. Купание рекомендуется проводить перед предпоследним кормлением. Гигиеническая ванна проводится до 6 месячного возраста ежедневно, во второй половине года - через день, с года до двух - два раза в неделю, после двух лет - один раз в неделю. В первый месяц для гигиенической ванны предпочтительно использовать кипяченую воду. Детям с незажившей пупочной ранкой в кипяченую воду добавляют раствор марганцевокислого калия (цвет воды светло-лиловый). С мылом ребенка купают не чаще одного двух раз в неделю. Более частое применение мыла может вызвать раздражение кожи. Продолжительность ванны для детей первого года обычно составляет 5–7 минут, температура воздуха в помещении 20–22 о С, температура воды для детей первого полугодия 36,5–37,0 о С, для остальных - 36 о С.

Детскую ванночку моют горячей водой с мылом и щеткой (в случае, если купание проводится в детском учреждении, то дополнительно ванночку обрабатывают дезинфицирующим раствором) и ополаскивают горячей водой. Перед купанием готовится белье для ребенка. Его необходимо сложить в той последовательности, в какой оно будет использоваться после ванны. Белье рекомендуется подогреть, для чего его можно положить на резиновую или электрическую грелку. Ванночку заполняют водой, так, чтобы ребенка можно было погрузить до плеч. Одну пеленку, свернутую вчетверо кладут на дно ванны. Осторожно погружают ребенка в ванночку, левой рукой поддерживая ягодицы, правой - голову и спину (верхний левый рисунок), при этом голова ребенка находится на предплечье купающего, а спинка - на ладони. Правой рукой можно удержать ребенка и по-другому: кистью купающий охватывает правое плечо ребенка, таким образом, чтобы шея и голова ребенка опирались на его предплечье. После этого, левая рука высвобождается. Свободной левой рукой ребенка моют (верхний правый и нижний левый рисунки), специальной махровой или фланелевой рукавичкой или губкой. Волосистая часть головы (нижний правый рисунок) моется в последнюю очередь, намыливается в направлении ото лба к затылку. Лицо водой из ванны не моют. После окончания купания ребенка вынимают из ванны спинкой кверху, обливают водой на 1–2 0 С ниже, чем вода в ванне. Выкупанного ребенка укладывают на развернутое полотенце или простынку, вытирают промокательными движениями, при этом открытой остается только та часть, которую вытирают, остальные части тела остаются закрытыми для предупреждения охлаждения.

Одежда детей первых месяцев жизни и второго полугодия.

Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревание и не стеснять движений. В связи с этим, для детей грудного возраста используется нижнее белье из гигроскопических хлопчатобумажных тканей, верхняя одежда - из фланели или шерстяных тканей.

В комплект белья на сутки для пеленания ребенка первых 3–4 месяцев входят тонкая распашонка (8–12 шт), теплая распашонка или кофточка (4–6 шт), подгузник (24 шт), пеленка тонкая 80х80 см (24 шт), пеленка фланелевая 100х100 см (12 шт), одеяло байковое (2 шт), одеяло ватное (1шт), клеенка (1–2 шт), тонкий чепчик, шапочка или косынка (1–2 шт).

После трех месячного возраста ребенка не пеленают, а одевают в распашонки на пуговицах, можно с открытыми кистями и в ползунки. В сутки на ребенка положено до 15 ползунков, расчет остального белья за исключением пеленок остается прежним. Количество пеленок после 3 месяцев уменьшается почти втрое. Для прогулок ребенка одевают в соответствии со временем года и температурой воздуха на улице. Последняя четверть года отмечена повышенной двигательной активностью ребенка, в связи с этим ползунки могут частично заменяться на колготки, можно использовать вязаные шерстяные носки, а к году пинетки.

Правила кормления ребенка грудью.

Идеальной пищей для ребенка является грудное молоко его матери, так как имеет родственную связь с его тканями. Грудное молоко имеет все необходимые для питания малыша вещества и микроэлементы в оптимальном соотношении и виде, приспособленном к особенностям пищеварительной системы младенца. Молоко видоспецифично, его состав меняется по мере роста ребенка, в соответствии с изменением его потребностей.

Правила грудного вскармливания:

· Ребенка сразу после рождения кормят по требованию, а не по расписанию с постепенным формированием режима – при достаточной, установившейся лактации у матери.

· Длительность кормления не ограничивают, но не более 15-20 мин., по желанию ребенка его кормят ночью.

· Ребенку нежелательно давать соску или пустышку.

· Нельзя допаивать ребенка в перерывах между кормлениями.

· Необходимо соблюдать правила личной гигиены и точно следовать технологии правильного кормления.

Техника грудного кормления:

· Мать должна вымыть руки с мылом, обмыть грудь кипяченой водой, просушить ее, не растирая область соска и ареолы.

· При проведении кормления поза матери и ребенка должна быть удобной.

· Ребенок не должен изворачиваться, или вытягивать шею, чтобы достать грудь. Нельзя придерживать ребенка за голову. Лицо ребенка обращено к груди, нос на уровне соска, живот к животу матери.

· Грудь необходимо вложить в открытый рот ребенка, так, чтобы захват был полным и глубоким, чтобы сосок и часть околососкового кружка находились в глубине рта, касаясь твердого неба.

Контроль кормления грудью.

Признаки, на основании которых можно заподозрить гипогалактию: малая прибавка веса ребенка за месяц (в среднем ежемесячная прибавка первого полугодия составляет 800 г), не сглатывание ребенком молока после большого числа сосательных движений, редкое (менее 6 раз) число мочеиспусканий за сутки, а также беспокойство и плач после кормления.

Объективно подтвердить гипогалактию можно с помощью проведения контрольного кормления (динамика изменений массы тела до и после кормления ребенка). Контрольное кормление необходимо проводить не менее трех раз в течение суток.

Порядок хранения и употребления сцеженного грудного молока.

В домашних условиях при взятии молока у одной безупречно здоровой женщины, правильном и гигиенически грамотном сцеживании, правильном его хранении можно кормить молоком, не подвергнутым тепловой обработке. Продолжительность хранения молока в затемненном месте при температуре 18–20 0 С составляет до 24 часов, в холодильнике при температуре +4 0 С - 72 часа, в морозильной камере при температуре -18 0 С - до 4 месяцев

Особенности кормления ребенка из бутылочки с соской .

· Смесь или молоко следует давать ребенку подогретыми до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку "Для подогрева молока". Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли горячая.

· При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком (профилактика аэрофагии- заглатывания воздуха).

· Положение ребенка - как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой.

· Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка.

· После кормления нужно тщательно обсушить кожу вокруг рта ребенка; малыша осторожно приподнять и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

Стул у детей грудного возраста .

Возрастные особенности кала у детей представлены в табл.1.

Возрастные особенности кала у детей первого года жизни

Возраст Название Внешние особенности
Цвет Консистенция Запах
1-3 день Меконий Темно-зеленый Густой, гомогенный -
3-5 день Переходной Участки разного цвета - белого, желтого, зеленого Жидкий, водянистый, с комочками (англ. lump, clot), слизью Постепенно становится кислым
С 5-6 дня до 6 мес. Обычный Естественное вскармливание Искусственное вскармливание Золотисто- желтый Светло-желтый Вид жидкой сметаны Кашицеобразный Кислый Гнилостный, резкий
После 6 мес. Обычный (оформленный) Коричневый Плотный (оформленный) Обычный (естественный, природный)

Развитие и предупреждение деформаций скелета у детей грудного возраста.

Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, если мягкая постель, высокая подушка, при неправильной позе ребенка на руках.

Предупреждение деформаций скелета:

· Плотный матрац, набитый ватой или конским волосом.

· Для детей первых месяцев жизни подушка не используется.

· Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

· При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки сбодно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению аэрации легких.

· Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - головку и спину.

Практические навыки по теме

1. Прием больного ребёнка в стационар, осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулёза.

2. Обработка ребёнка при педикулёзе.

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребёнка.

4. Взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки у детей.

5. Смена нательного и постельного белья ребенку.

6. Пеленание детей, подбор одежды и одевание детей разного возраста в зависимости от сезона.

7. Ежедневный туалет новорожденных.

8. Раздача пищи и кормление детей различного возраста, в том числе грудных.

9. Физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды.

10. Кормление детей раннего возраста. Подогревание смесей для вскармливания. Обработка бутылочек, сосок и посуды.

11. Оценить и отметить в истории болезни стул у детей раннего возраста, высадить на горшок.

12. Туалет пупочной ранки.

13. Обработка полости рта детям первого года при молочнице.

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом грудного ребенка.

3. Пеленки, одеяла.

4. Марлевые салфетки, ватные шарики, палочки с ватой.

5. Весы, ростомер, измерительная лента.

Занятие проводится на базе педиатрического отделения.

Литература для подготовки к занятию

1. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.I. -2007. -53 с.

2. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.II. -2007. -69с.

3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. -М. -1998 -292 с.

4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми: учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

5. Шамсиев Ф. С., Еренкова Н. В. Этика и деонтология в педиатрии. -М:Вузовская книга. -1999. -184 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

В этой статье:

Наука ухода за новорожденным трудна, но необходима. Первостепенная задача медперсонала роддома и родителей – оградить дитя от всевозможных болезней и опасностей, дать ему должное внимание, заботу и защиту.

Первые минуты жизни ребенка

Сразу после рождения малыша медицинские работки производят ряд процедур, называемых первым туалетом новорожденного. Начинаются эти мероприятия с удаления из ротовой полости и носоглотки, при помощи специального отсоса, околоплодных жидкостей. Далее выполняется процесс перевязки и обработки пуповины. Происходит это в два этапа:

  1. Как только ребенок родился, его пуповину перетягивают двумя зажимами Кохера, заранее обработанными, полностью стерильными и безопасными. Расстояние между ними составляется всего лишь два сантиметра, при этом первый зажим помещается на 10 см от пупочного кольца. Пространство между зажимами подлежит обработке спиртовым раствором йода, а затем рассекается стерильными ножницами. Ребенка оборачивают в теплую пеленку и укладывают на пеленальный стол, над которым установлена специальная лампа для обогрева.
  2. На втором этапе происходит обработка пуповинного остатка. При правильном уходе за новорожденным ребенком его пуповина подвергается стерильной обработке салфеткой. Остаток пуповины медсестра крепко сжимает большим и указательным пальцами и в пространство между браншами Кохера, на расстоянии в 1 см от пупочного кольца, устанавливаются скобки Роговина. Остальная часть пуповины отсекается, а срез тщательно обрабатывается 10% раствором из марганцовокислого калия.

Предпоследним этапом первого туалета ребенка после родов является обработка кожных покровов. Марлевая салфетка, слегка смоченная в растительном или вазелиновом масле, позволяет легко и стерильно удалить с кожи ребенка первородную смазку и слизистые выделения.

Завершающим этапом проведения ухода за ребенком после родов становится проверка на заболевание глаз – профилактика гонобленореи. В глазки малыша закапывают 20% раствор альбуцида или обрабатывают конъюнктивы нижних век 1% тетрациклиновой мазью. Через 2 часа процедуру повторяют. Также на последнем этапе туалета девочкам единожды закапывают в половую щель пару капель 1% раствора нитрата серебра.

Первые процедуры после рождения

После первичного туалета медперсонал проводит антропометрический анализ ребенка. Медсестры измеряют массу и длину тела, определяют окружность головы и производят замер объема грудной клетки. После этого на запястье ребенка и матери надеваются мягкие повязки с бирками, в которых указаны ФИО матери, дата и время рождения ребенка, его пол, вес и длина. И вот уже через пару часов мать и дитя переводят в послеродовое отделение – палату для новорожденных.

Палата для матери и ребенка

За те несколько дней, проведенных в одной палате наедине с малышом, мать учится первому уходу за новорожденным, приобретает важнейшие навыки, которые в последующем пригодятся ей дома.

В послеродовой палате ребенка тщательно осматривает неонатолог и детская медсестра. Они снимают творожистое масло, остатки которого могли остаться на теле и каждое утро выполняют ряд процедур – измеряют температуру ребенка, производят взвешивание, дают оценку общему состоянию малыша и записывают все это в детскую историю развития.

Врач рассказывает матери, в чем заключаются особенности ухода за новорожденным в первые и последующие дни жизни – его необходимо подмывать каждый раз перед кормлением. Подмывают ребенка теплой проточной водой, используя при этом детское мыло. Также младенца необходимо подмывать во время пеленания. Чтобы на коже ягодиц не было опрелостей, ее смазывают специальным кремом или 1% таниновой мазью.

Утренний туалет в стационаре

Каждое утро медицинский персонал в первые дни новорожденного ухаживает за ним. Лицо и глаза аккуратно протираются смоченными в растворе фурацилина ватными тампонами. При этом каждый глаз протирается отдельным тампоном, от внешнего уголка глаза к внутренней стороне. Носик и ушки медперсонал чистит обработанными маслом ватными жгутиками.

Если у ребенка наблюдается молочница слизистой рта, то полость обрабатывают зеленкой или раствором буры в глицерине.

Наблюдаем за пупком

В особенности правильного ухода за новорожденным входит обработка остатка пуповины. По прошествии 12 часов от того момента как ребенок появился на свет, стерильную повязку с пупка снимают. Медсестра тщательно моет руки и обрабатывает остаток пуповины специальным раствором, состоящим из этилового спирта и калия перманганата. Эту процедуру повторяют каждодневно, пока мать с ребенком находится в палате, либо пока пуповина не отпадет самостоятельно. Если этого не произошло в роддоме, то медперсонал обязан провести с матерью беседу, где рассказывается о том, как ухаживать за пуповиной в домашних условиях. Также матери объясняют, как обрабатывать пупочную рану после того, как остатки пуповины отпадут.

Малыша привезли домой

Для начала нужно подготовить комнату к приезду ребенка. В помещении, где находится кроватка, нужно поддерживать чистоту – два раза в день делать влажную уборку и проветривать несколько раз, по 15 минут. При этом нужно следить за температурой воздуха в комнате, так как она должны быть постоянной, не более 22 и не менее 20 градусов. Освещение как днем от солнечного света, так и в вечернее время от ламп и светильников, должно быть умеренным. Чистота, тишина и спокойствие – главные друзья ребенка, особенно в первые месяцы жизни.

На кроватку ребенка не должны попадать прямые солнечные лучи, ее не должны продувать сквозняк и нагревать отопительные приборы – мы же не хотим, чтобы малыш заболел. Чаще всего возле кроватки ставится пеленальный столик. Это удобно, ведь сразу перед тем как лечь в люльку и после сна ребенка можно переодеть, не боясь что он замерзнет. Также на столике удобно делать упражнения для развития и массаж.

Ребенок имеет свойство находить грязь там, где ее и быть не могло, поэтому все его вещи состоят из мягких, не синтетических тканей, которые можно легко постирать и в случае нужды прокипятить. Игрушки не должны быть слишком грубыми, а все этикетки и ярлыки необходимо аккуратно удалить. Чистое белье нужно хранить отдельно от грязных вещей, стирать одежду малыша стоит отдельно от взрослого гардероба.

Аптечка для новорожденного

В аптеках специально для новорожденных продаются аптечки, содержащие необходимые препараты и приборы для диагностики и оказания первой помощи младенцу. В их состав входят:

  • Стерильная вата;
  • Соски для бутылочки из резины;
  • Термометр для тела;
  • Термометр для воды;
  • Детский крем;
  • Присыпка;
  • Перманганат калия;
  • Зеленка;
  • Фурацилин;
  • Масло вазелиновое;
  • Пара стерильных бинтов.

Помимо этого родителям нужно приобрести стеклянную банку, в которую будет помещаться вата. Крышка банки должна хорошо закрываться, во избежание попадания микробов. Также стоит приобрести кастрюлю для кипячения сосок, кастрюлю с плотно прилегающей крышкой для уже обработанных сосок и бутылочек, резиновую грелку, маленькую клизму и трубку для отвода газов.

Ухаживаем за пупком в домашних условиях

Пупочная ранка заживает полностью к концу третьей неделе, а значит уход за новорожденным в роддоме не заканчивается. Ранка каждый день обрабатывается следующим образом: с помощью левой руки раздвигают кожу сверху и снизу по краю ранки, а правой рукой обрабатывают ранку перекисью водорода, в котором смочена ватная палочка. Этой же палочкой удаляются корочки запекшейся крови. Далее по центру пупочной ранки проводят палочкой, смоченной в зеленке.

Ежедневный туалет

Ежедневный туалет начинается с самого утра, перед первым кормлением, строго в определенном порядке. Для начала лицо новорожденного умывают теплой прокипяченной водой, используя при этом ватный тампон или просто чистую руку. Глазки обрабатываются так же, направляют тампон от наружной части глаз к внутренней. Нос обрабатывают с применением ватных палочек, смоченных в вазелиновом масле. Ушки обтирают влажной салфеткой, как внутри, так и за раковиной. Затем обрабатываются места, склонные к повышенной опрелости – складки и подмышечные впадины.

По советам из книг по уходу за новорожденным, кожу младенца обрабатывают детским кремом, а ягодицы и промежности очищают с помощью детского мыла и проточной воды. При этом девочек нужно подмывать по направлению от переда к заду, чтобы не занести инфекцию в мочеполовую систему. Ребенка подмывают несколько раз на день, после мочеиспускания и дефекации.

Обрабатываем рот

У ребенка слизистая полость нежная, ее можно легко поранить. При этом обработка ее не требуется, кроме случаев, когда у малыша наблюдается молочница. При диагностике этой болезни слизистую поверхность рта смачивают раствором питьевой соды – 1 чайная ложка разбавляется в 1 стакане кипяченой воды, доведенной до комнатной температуры. Раствор наносится на ватный тампон и мать, аккуратно открывая рот ребенку, обрабатывает поверхность. Так повторяется через каждые 3 часа, непосредственно перед кормлением. Родителям рекомендуется проявлять осторожность – тщательно кипятить соски, бутылочки, а также обрабатывать пустышки.

Гигиена купания

Важная часть в вопросе о том, как ухаживают за новорожденным ребенком в домашних условиях – это купание. Купаться лучше всего перед самым последним вечерним кормлением, либо за одно кормление до него. Для этого нужна специальная ванночка. Само купание проходит 5-7 минут. До того, как пупочная ранка малыша зажила, его необходимо купать исключительно в прокипяченной воде температуры тела. Комната, где совершает омовения ребенок, не должна продуваться сквозняками и быть прогретой до тепературы не менее 23 градусов. Перед каждым купанием ванночку необходимо дезинфицировать мылом и обдавать кипятком. До того как налить воду, родители должны подготовить все что необходимо для водных процедур. Это кувшин, из которого ребенка будут обливать после купания, термометр, чтобы измерять температуру воды, а также детское мыло, в состав которого не входят красящие пигменты и жир. Ребенку понадобится мягкая рукавичка для намыливания и крем для самых маленьких.

На пеленальном столике к тому времени должно быть разложено чистое белье. В холодное время года его рекомендуют прогреть.

Как правильно купаться

Купать ребенка следует каждый день. Для ухода за пупочной ранкой и вообще для ухода за кожей новорожденного рекомендуется периодически разбавлять воду травяным сбором – это полезно как для тела ребенка, так и для его психического состояния – многие травы успокаивают не только мышцы и снимают раздражение кожи, но и помогают справиться с нервным и беспокойным состоянием.

Вытирать ребенка следует нежными, промокательными движениями, используя чистую пеленку или мягкое детское полотенце. При этом не нужно вытирать малыша в его комнате – пока вы с ним на руках дойдете из ванной, он может простудиться. Только после того, как вода будет удалена, младенца кутают и относят на пеленальный столик.

Прогулка

В летнее время года с ребенком можно гулять уже на второй день после выписки, зимой же – через 2-3 недели, смотря по погоде. В первый раз ребенок должен находиться на улице при температуре не менее минус 5 градусов. Первая прогулка длится 10 минут, вторая 20, третья 50 и т.д. Через месяц с малышом можно будет гулять не менее полутора часов. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации кровообращения, а также лучшему сну, физическому и психологическому состоянию в целом.

Полезное видео об уходе за новорожденным

Уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет

На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается сантиметров на 20.

В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условий для детей.

Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в физические возможности, поведение и привычки ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.

Распорядок дня

Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.

Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме - дыхание, биение сердца и т. д. - совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту - в играх, еде, сне, отдыхе.

Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью.

Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.

Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.

Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться и вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.

Сон

До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа днем и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13½ - 14 часов в сутки.

Дети в возрасте от полутора до 5-6 лет спят днем один раз.

Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12½ часов, дошкольнику 6-7 лет - не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.

Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.

Лучшее средство для крепкого сна - свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком.

Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе - во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.

Каждый ребенок должен иметь свою кровать - он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Кровать должна соответствовать росту ребенка, чтобы он имел возможность вытянуться.

Детские кроватки делают обычно с боковыми решетками, сетками, которые оберегают малыша от падения. Ребенку, как и взрослому, полезнее спать на жестком матраце: из мочалы, конского волоса, морской травы.

Подушку тоже не стоит делать особенно мягкой. Матрац накрывают клеенкой, подгибают ее, завязывают под матрацем специально пришитыми тесемками, и клеенка не сползает. Непременно нужно сшить пододеяльники.

Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.

Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает их и мешает спокойному сну.

Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.

Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.

Питание

После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.

Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол-литра молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд), больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком - это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.

Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4-5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет - каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.

Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах и фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовления пищи, надо придерживаться следующих несложных правил:

не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их при варке в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово-ягодные блюда.

Что готовить детям от 1 года до 4 лет?

На обед - суп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция - 1-1½ стакана.

Второе блюдо - овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем.

Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.

Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи - кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.

Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.

Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день.

Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребенок.

Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак - между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед - в 12-13 часов дня, полдник - в 16 часов, ужин - в 19-20 часов.

В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.

В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.

Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.

Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое-нибудь заболевание, например глисты,

Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать - это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало.

Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.

Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины D, С и А - они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.

Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.

Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок их ест много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С.

Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол-ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят в закрытой посуде.

Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2-3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.

По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью или чесноком.

Навыки чистоты и опрятности

Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность к ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков.

К 4-5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры - умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.

Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей.

Ребенок не должен садиться за стол с немытыми руками или продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Вытирать руки надо насухо.

Некоторые родители считают, будто за молочными зубами не стоит и следить: они, мол, все равно выпадут. Это неправильно. Навыки, усвоенные с малолетства, остаются на всю жизнь, и выработанная в детстве потребность чистить и беречь зубы поможет сохранять их в зрелые годы.

Под больным молочным зубом чаще всего вырастает и плохой основной. За молочными зубами нужно не только тщательно ухаживать, но и своевременно лечить, если они начали портиться, так как в гнилых молочных, как и в основных зубах, гнездятся болезнетворные микробы, которые легко проникают в организм и вызывают различные заболевания.

Нельзя разрешать детям грызть орехи, жесткие баранки и т. п., ковырять в зубах булавками и другими металлическими предметами. Но не следует совсем лишать детей твердой пищи, особенно полезно есть сырые овощи: морковь, репу.

С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через полгода можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты.

Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. Водить щеткой надо горизонтально (от одного угла рта к другому) и вертикально, причем верхние зубы чистят сверху вниз, а нижние - снизу вверх.

Нужно вычистить зубы и с внутренней поверхности. Только так можно удалить все остатки пищи, весь налет. С 4 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.

У малыша должна быть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.

Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.

Не реже раза в неделю детей следует купать в теплой воде с мылом. Ногти надо систематически подстригать.

Занятия детей

Не только на улице, но и дома у ребят должны быть интересные занятия. Хорошо сделать для малыша манежик, то есть отделить маленькой загородкой место на полу, постелить чистый коврик, половичок, чтобы ребенок мог там играть.

Ребенку постарше нужно выделить уголок для игрушек и других вещей. Не следует смотреть на игрушки как на пустое, никчемное занятие.

Игрушки развивают любознательность, помогают быстрее узнать окружающий мпр, научиться различать краски, звуки, приобрести полезные навыки. Важно, чтобы игрушки отвечали возрастным интересам ребенка и были гигиеничны. Лучше покупать такие игрушки, которые можно мыть.

Ребенка надо приучать сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно убирать свой уголок, класть все на место, аккуратно складывать и развешивать на ночь одежду, ставить на место обувь, убирать игрушки. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.

Обязанность взрослых - настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости.

Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в этом пример своим поведением.

Физическое воспитание

Изнеженные дети болеют значительно чаще, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более годовалого ребенка или дошкольника.

Первое требование - не кутать ребенка ни дома, ни на улице; второе - различными мерами приучать его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.

Прежде чем начать закаливать, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.

Если назначены обтирания или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30 градусов, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют тепловатую.

Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22 градусов. Если вода холоднее 16 градусов, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно для здоровья и пригодится в жизни.

После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.

Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболеваний. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему.

Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно закрывали голову панамкой, косынкой. Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают легкую рубашонку, девочке - платьице.

Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе.

В первые 5-6 лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижые игры. Родителям рекомендуется купить ребенку совочки, лопатки, формочки, мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.

Игрушки должны соответствовать физическим возможностям малыша.

Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20-25 сантиметров). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее на пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.

Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера - коллективизм, товарищество, стремление к взаимной помощи. Детей постарше - 5-6 лет - надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках.

Все это чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.

Сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.

Желательно, чтобы дети с 6-7 лет делали по утрам гимнастику. С помощью медицинского работника надо подобрать 3-4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спииы и живота, а также для мышц, расширяющих грудную клетку.

Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5-8 минут.

Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнять упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.

Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводят на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо. Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице не менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем он будет здоровее.

Развитие речи

Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первым попыткам речи детей, надо давать им для подражания все новые звуковые сочетания, свойственные родному языку, побольше разговаривать с ребенком.

Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.

У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.

Правильность, чистота речи зависят не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.

Ребенок не должен расти в одиночестве - только в коллективе совершенствуется его речь и он обогащается новыми словами и мыслями.

Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением.

С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них очень трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.

У многих детей, когда они еще только начинают овладевать навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта.

Если малыш торопится, как бы «проглатывая звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать.

Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это - непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.

Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.

Общеизвестно, что новорожденный младенец нуждается в особом уходе. Поэтому всем родителям полезно знать, что именно включает понятие «уход за новорожденным», и почему именно за новорожденным ребенком нужно ухаживать так, а не иначе.

Уход за новорожденным: особенности кожи

Кожа новорожденного отличается не только тем, что очень тонка и нежна, но и тем, что имеет определенные физиологические отличия от кожи взрослого человека. Они заключаются в том, что:

  • Потовые и сальные железы только начинают свою работу, поэтому защитная пленка на поверхности кожи выражена слабо.
  • Из-за большой поверхности и большого количества капилляров кожа легко впитывает различные вещества и принимает участие в газообмене (дыхании). Кожное дыхание у новорожденных интенсивнее, чем у взрослых, в 8 раз!
  • Кроме того из-за очень малого количества пигмента меланина кожа практически не защищена от действия солнечных лучей.

Именно поэтому кожа младенца легко травмируется и инфицируется, легко теряет влагу и пересыхает, не может адекватно защитить ребенка от переохлаждения и перегревания.

Уход за новорожденным: создание комфортных условий

Неспособность организма новорожденного защититься от переохлаждения и перегревания обязывают родителей создать комфортные тепловые условия для малыша. Температура в помещении должна быть 20-220 С. Проветривание и влажная уборка проводятся 2 раза в день. Сквозняков необходимо избегать.

Одежда новорожденного должна быть легкой, свободной, не мешающей дыханию кожи, не сковывающей движений. Не надо пеленать кроху, лучше оденьте его в костюмчик и укройте одеялом. В теплых домашних условиях шапочку можно не одевать. Избегайте перегревания!

Ориентир правильности действий родителей (в смысле создания необходимых условий для новорожденного) - температура тела ребенка. В норме она должна находиться в диапазоне 36.6-37.20 С.

Уход за новорожденным: умывание ребенка

Самое главное правило ухода за новорожденным: не забыть хорошенько помыть руки с мылом перед проведением любой гигиенической процедуры!

Умывание ребенка проводится кипяченой водой, по мере загрязнения личика.

Глаза промываются отдельными кусочками ваты (в направлении от ушка к носу).

Нос прочищается вращательными движениями тонкими ватными жгутиками, смоченными водой или детским маслом. Жгутики вводят на глубину не более 1.5 см. Нельзя пользоваться для этого твердыми предметами (ватными палочками и пр.) Помните: очистка носовых ходов - в отличие от купания - не самый приятный момент в жизни ребенка!

Уши новорожденного не надо чистить уши ватными палочками. Ушная сера довольно активно выталкивается при сосании, поэтому достаточно вытирать внутреннюю поверхность ушка и аккуратно забирать кусочки серы ватными жгутиками, стараясь не повредить кожу.

Уход за новорожденным: уход за пупочным остатком, пупочной ранкой.

К сожалению, еще довольно часто можно встретить рекомендации при уходе за новорожденным каждый день обрабатывать пупок перекисью и зеленкой, заклеивать его при купании, присыпать ксероформом и т. д. Так вот: если ребенок после рождения находился вместе с мамой - этого делать не надо! Его кожа заселена материнской флорой, которая при обработке пупка будет уничтожена, что увеличивает шанс на присоединение инфекции.

Однако при уходе за новорожденным необходимо, чтобы пупочный остаток всегда был чистым и сухим. Поэтому его нельзя накрывать подгузником! В случае загрязнения пупочный остаток промывается кипяченой водой с мылом и тщательно высушивается чистой пеленкой. При появлении гнойных выделений из пупка или неприятного запаха необходимо обратиться к врачу: в этой ситуации действительно могут понадобиться антисептики.

Уход за новорожденным: купание

Купание новорожденного можно начинать независимо от того, отпал пупочный остаток или нет. Однако пока не заживет пупочная ранка, купание традиционно проводят в кипяченой воде. Комфортная температура воды для купания - 37-380 С. Внимание! Никогда не добавляйте горячую воду, когда ребенок находится в ванночке! Могут возникнуть ожоги!

Температура воздуха в помещении для купания должна быть не меньше 22 0 С.

Перед купанием новорожденному полезно проведение воздушных ванн. В это время можно выложить малыша на животик, нежно поглаживать его. Начиная при уходе за новорожденным проводить воздушные ванны, подержите малыша голышом 2-3 минуты. Потом постепенно увеличивайте время ”прогулок” до 15-20 минут (для “надежности” можно оставить на новорожденном подгузник).

Перед купанием необходимо заранее подготовить чистые вещи, полотенце, средства по уходу за кожей малыша и, собственно, ванночку. Ванночку рекомендуется вымыть пищевой содой и ополоснуть водой.

Купать ребенка нужно каждый день в одно и то же время, в удобное для родителей время суток. Во время купания при уходе за новорожденным взрослый левой рукой поддерживает головку ребенка (так, чтобы вода не попала в ушки), а правой в течение 1-2 минут поливает водой, нежно обтирает губкой или пеленкой. Со временем длительность купания постепенно увеличивают до 10 мин.

При уходе за новорожденным большое значение имеет тщательный подбор моющего средства. Ни хозяйственное мыло, ни антибактериальное, ни взрослое мыло для ухода за новорожденным категорически не подходят - только специальное детское мыло! С мылом новорожденного ребенка купают не чаще одного раза в неделю. Купание с мылом завершается обливанием ребенка чистой кипяченой водой.

Не стоит злоупотреблять и «травками» - к большому сожалению, при купании в травяных настоях у новорожденных детей все чаще возникают аллергические реакции, поэтому лучше не рискуйте - используйте при уходе за новорожденным чистую воду.

После купания сразу же заверните ребенка в большое полотенце (пеленку), нежно промокните насухо. Обработайте естественные складки кожи новорожденного увлажняющим молочком или детским кремом. Нельзя мазать кремом или маслом все тело: это мешает дыханию кожи.

Уход за новорожденным: смена подгузников

При уходе за новорожденным «долгоиграющие» одноразовые подгузники, которые имеют высокую впитывающую способность, нужно менять не реже, чем каждые 4 часа. Марлевые - сразу же после намокания (загрязнения).

Сняв подгузник, положите малыша на левую руку (спинку на предплечье, головку в локтевой изгиб, а попку удобно разместите на ладони, можно обхватив одну ножку пальцами) и поднесите к крану. Подмойте под теплой проточной водой (обязательно в направлении «спереди назад») и вытрите ребенка насухо (при отсутствии условий для подмывания, кожу новорожденного можно протереть влажной детской гигиенической салфеткой, не забывая проникать во все складочки). Наденьте чистый подгузник.

Для ухода за новорожденным старайтесь покупать одноразовые подгузники в специализированных детских магазинах, где они продаются отдельно от бытовой химии.

Уход за новорожденным: ногти

Уход за новорожденным включает обязательную стрижку ногтей. Ногти у новорожденного ребенка очень острые и довольно быстро растут. Их необходимо стричь по мере отрастания, так как ноготками ребенок может и себя поцарапать, и маму. При этом удобно пользоваться миниатюрными детскими щипчиками или маленькими ножницами.

Поделиться: