Возрастные особенности сенсомоторного развития детей. Педразвитие

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48-го месяца жизни, т. е. до 4-х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие



Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя................................................................................................

Город.....................................................................................................................

Адрес....................................................................................................................

.................................................................................................................................

Возраст.................................... Дата рождения..........................

Первое обследование............................................................................

Второе обследование.............................................................................

Третье обследование...............................................................................

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

2. Причина представления:.................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ..............................................................

.................................................................................................................................

Поведение в игре: ......................................................................................

.................................................................................................................................

Особые замечания:...................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

4. Диагноз: .......................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

5. Предложенная терапия: ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................


Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б-Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1-го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко-красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.


| |

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. Это связано с тем, что речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина). Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувствами.

При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено высоким темпом созревания мозга. Если ребенок развивается нормально, то в возрасте одного - трех месяцев он фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку. С 3–4 месяцев ребенок тянется к яркой игрушке, хватает ее рукой и таким путем (тактильно-двигательным) знакомится с формой и фактурой предметов.

В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони.

В возрасте шести-восьми месяцев у ребенка развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки, ребенок может брать двумя руками, перекладывать предмет из руки в руку. Еще преобладает хватание ладонного типа, однако все более координированное. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами. В девять - восемнадцать месяцев ребенок узнает предмет на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других, а на 11- 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т. д. Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов. При этом освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. Так, у детей уже примерно с 11 месяца жизни появляются функциональные действия, отличающиеся от манипулятивных тем, что они выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают целенаправленно использовать предметы, например, катают машинку, угощают куклу чаем. В этот период совершенствуются действия рук, а также ранее выработанные действия, обобщение и перенос их на новые объекты.

Ранний возраст.

В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.

По данным Е.М. Мастюковой, которая описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, на втором году жизни ребенок может удерживать два предмета в одной руке, держит чашку, поднимает ее и пьет. Начинает воздействовать одним предметом на другой, чертит карандашом штрихи и "каракули", повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий . Переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

На третьем году жизни при нормальном развитии ребенок открывает крышки, пользуется ножницами, может крутить пальцем диск телефона, Он удерживает карандаш пальцами, копирует отдельные геометрические формы, рисует черточки, красит пальцем и нанизывает бусы. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ребенок продолжает брать двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.

Дошкольный возраст.

С.М. Вайнерман, А.С. Большов считают, что «…наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями».

В дошкольные возрасте наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-4-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В три – четыре года может копировать формы (например, крест), обводит по конурам, собирает и строит постройки из девяти кубиков.Хватает катящийся к нему мяч.

В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями, развитие умения выполнять мелкие движения с предметами.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции . С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Таким образом, сенсомоторное развитие происходит в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.


Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.

В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.

Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.

Важность сенсомоторного развития дошкольников

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.

Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.

В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.

По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.

Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.

Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.

Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.

Организация условий для развития дошкольников

Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.

Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.

Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.

«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.

В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.

Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.

Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.

Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:

  • рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
  • лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
  • игры с конструкторами или мозаикой;
  • вырезание предметов;
  • аппликация из различных материалов;
  • оригами;
  • плетение;
  • собирание пазлов;
  • нанизывание колец на ленту;
  • выполнение шнуровки;
  • сортировка предметов;
  • хождение по «сенсорной тропе для ног»;
  • тактильное панно;
  • игры с песком или водой;
  • самомассаж;
  • подвижные игры.

Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.

Содержание:

Детские психологи наравне с учеными считают возраст ребенка с момента рождения до трех лет уникальным. И что важно именно эти три года являются стратегическими для последующего развития и воспитания личности человека. Если говорить о новорожденном малыше, то до шести месяцев жизни его мозг достигает 50% потенциала от мозга взрослого человека. Три года это формирование на 80% к 10 годам мозг сформирован полностью. Это все говорит о том, как важно сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

Возрастные этапы развития ребенка разделены на группы, которые отвечают за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Стоит отметить, чем меньше ребенок, тем больше он чувствителен и значение развития мозга очень важно именно в тот момент, когда для этого созданы самые благоприятные условия. Успех умственного развития, эстетического восприятия мира в большинстве своем зависит от сенсомоторного развития детей раннего возраста.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Недостаточное сенсомоторное развитие будущего члена общества приводит к возникновению трудностей связанных с этапом начального уровня образования. Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее и понять в чем особенность сенсомоторного развития исходя из возраста малыша. Большинство деток раннего возраста слабо выражают, общий интерес к окружающему миру, практически нет реакции на новые впечатления. Для таких детей каждый день похож один на один, это означает только то, что ребенок плохо развивается.

Координация таких малышей снижена, внимание неустойчиво и носит чисто формальный характер. Также очень заметно несоответствие работы глаз и рук в содружестве. Все это проявляется, прежде всего, в отсутствие игрового интереса ребенка.

Самый ранний этап развития это формирование ориентировки широчайшего спектра. Ребенок с правильной сенсомоторной практикой воспринимает формы, цвета, величину каждого отдельного предмета. Также он свободно анализирует шумы, звуки, речь. Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Важнейшим моментом сенсомоторного развития детей является усвоение сенсорного способа обследования предметов, прежде всего . Это своего рода общепринятые виды и свойства предметов. Каждый из предметов упорядочен по своему типу.

Как развить сенсомоторику

Для того чтобы малыш стал усваивать сенсорные способы обследования он должен быть к этому подготовлен определенным способом. Сам процесс эталонного развития достаточно длительный и растягивается на несколько лет после рождения малыша. Все происходит, постепенно переходя с каждым новым этапом все к более сложному по своей форме восприятию.

Известно, что на первом году жизни восприятие малыша очень неустойчиво он различает лишь некоторые цвета, и то преимущественно яркие. Также малыш ориентируется на величины, предпочитая фокусировать взгляд на большом и ярком предмете. Чуть позже он уже начинает ощупывать предмет и опять же тот, который ярче и больше. Именно по этой причине выпускается большое количество именно ярких и разных игрушек и погремушек. Но сам предмет он отражает приблизительно. На данном этапе очень важно обогнать процесс восприятия и занять ребенка предметами, которые разные по своей структурной составляющей. Это создаст своеобразный фундамент для скорейшего становления сенсомоторного восприятия.

После двух лет жизни ребенка рекомендуется использовать дидактические игры, которые также помогут правильному развитию малыша. Но стоит заметить факт того, что этот этап является лишь ознакомительным, так как осознание придет немного позже, но когда это случится, сенсомоторика ребенка будет развита. Главное правило соблюдать цветовой спектр и конструктивную особенность предметов, которые находятся у малыша в пользование. Чем больше составляющих имеет предмет, тем активнее ребенок развивается.

После трех лет необходимо формировать у ребенка общее понимание геометрии фигуры, и тут к вам на помощь придут многочисленные игры, в которых преобладает структурное соединение геометрических фигур. Геометрия поможет малышу правильно сформировать движение рук. И также сопоставление фигур воспринимается осязательно и зрительно.

Дети, с которыми проведена подготовительная работа, выделяют и главное называют огромное количество признаков каждого предмета, так например, на кубики они увидят не только рисунок и сам кубик, они смогут четко обозначить, что это квадрат который является геометрической фигурой. Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме. Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.

Что должен понимать ребенок младшего возраста для того чтобы правильно развиваться?

  • Различать по форме предметы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.
  • Измерять визуально и сравнивать длину предметов, ширину, высоту.
  • Различать цвета и оттенки цветов.
  • Выражать словами в свободной форме то где находится предмет по отношению к нему справа, слева (но не с боку)
  • Понимать на ощупь теплое и холодное.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Материал подготовила

учитель-дефектолог Насонова О.М.

Одно из важных направлений исследования сенсомоторных реакций

Изучение их развития в онтогенезе человека. Онтогенетическое исследование сенсомоторных реакций позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека.

А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи.

Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства.

Н.Н. Поддъяков выявил следующую последовательность действий ребёнка при обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным восприятием предметов.

Г. Люблина описала «ступеньки» развития руки и мозга, «ступеньки» развития сенсомоторики детей дошкольного возраста:

Первый год жизни. Первый месяц

Начинают функционировать органы чувств. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребёнка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.

Второй месяц

Руки ещё сжаты в кулачки, но взгляд малыша более определён и направлен. Ребёнок часто разглядывает свои руки, «зафиксированные» на расстоянии. Появляется улыбка - это первый общественный контакт.

Третий месяц

Руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить в них что-либо, пальцы ухватятся и будут держать решительно и осознанно. Появляется желание дотянуться до предмета, схватить его, например игрушку, подвешенную над кроваткой.

Четвёртый месяц

Совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение. Зрение и слух объединяются между собой: ребёнок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаётся звук, ищет глазами его источник. Ребёнок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям. Пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз, (этот процесс будет совершенствоваться).

Пятый месяц

С освоением хватания начинается развитие руки младенца, как анализатора. Все предметы младенец схватывает одинаково, прижимая пальцами к ладони. У ребёнка возникает новая потребность достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Ребёнок высоко поднимает голову, разглядывает всё вокруг, сам переворачивается. Если дать ему два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнёт подтягиваться, пытаясь сесть. Лёжа на спине, хватает себя за ступни, притягивает их к голове, берёт в рот пальцы ног. Если рядом находятся игрушки, то хватает их, ощупывает, тянет в рот, снова рассматривает. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.

Шестой месяц

Малыш учится точно направлять руку к игрушке, доставать или брать предметы лёжа на боку, животе. Ребёнок умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать) или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать». Целенаправленные манипуляции с предметом помогают материально понять причину и следствие: надавишь на игрушку - запищит, толкнёшь машинку - покатится.

Седьмой месяц

Малыш настойчиво упражняет пальцы - продолжается совершенствование в хватании предметов.

Восьмой месяц

У ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный. Он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка. Пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев. Губы и язык дают дополнительную информацию о предмете.

Девятый месяц

Скачок в развитии тонкой моторики. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку). Манипулирует 2-3 предметами. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления.

Десятый месяц

Классическая пора ползания, а ползание - дорога открытий. Ребёнок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета, и т.д. Кроме того, десятый месяц - это «университет радостного обучения». Малыш, играя со взрослым, как бы «говорит» своим поведением: «Основной принцип моего обучения - радостное подражание».

Одиннадцатый месяц

Ребёнок, прежде чем взять какой-либо предмет заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребёнком этих признаков в объектах теперь направляет его практическое действие. В процессе рассматривания и манипулирования с предметами складываются зрительно-двигательные координации. В этом возрасте в сенсомоторном развитии ребёнка появляется умение соотносить между собой части предметов при снимании колец со стержня пирамиды и надевание их, открывать и закрывать дверцы шкафа, выдвигать и задвигать ящики стола. Новый рывок в развитии мышления. Если раньше малыш производил с предметами манипулятивные действия, то сейчас он пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки - пить, куклу укладывает спать, укачивая.

Двенадцатый месяц и год

Малыш начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи (в том числе и опасные). С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведёрком носит песок. Вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, расческой

На основе зрительного восприятия возникает понимание ребёнком речи. Зрительный поиск объектов управляется словом. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Малыш легко отличит свою маленькую ложку от большой, которой пользуются взрослые. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Второй год жизни.

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга - ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия - это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку - найти её вторую часть и т.д.). Таким образом ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме. Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого. Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на вы соте от пола 15-20 см.

Третий год жизни

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с "крышей", красные с помидором. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Детские психологи считают: переход от пробы к умению - важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры - вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию - не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме - ведь рука уже два года «учила» мозг.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете – его функции, выраженной в названии предмета. Важно, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создает основу для усвоения в более старшем возрасте сенсорных эталонов

Четвёртый год жизни

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания - расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы - голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно - моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую. Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища (головонога). Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).
Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Так Вайнерман С.М., Большов А.С. считают, что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

Пятый год жизни

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах. На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Такая сложная наука, как математика, тоже идёт «от схватывания рукой - до понимания умом». Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму. В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева. Многие дошкольники готовы к длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т.д. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды. Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч, он пользуется всеми частями речи, кроме деепричастия, и всеми грамматическими формами. Может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление размеры. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

Шестой год жизни: «рука готовится к школе»

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной или другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей, катается на лыжах. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:
1) В младенчестве – высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:
.Складывается акт рассматривания предметов;
. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
. Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
2) В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.

Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:
. Складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;
. Возникает представление о свойствах предметов;
. Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

3) В дошкольном возрасте – это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
. зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
. осваиваются сенсорные эталоны;
. возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
. с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Таким образом, можно сделать вывод, что онтогенез сенсомоторики ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка

Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного опыта.

Вот что писал Ушинский о детской деятельности: "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью".

И.М. Сеченов говорил: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада - обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода —обследование и сравнение.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.

В ходе обследования происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребёнку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает основное место в сенсомоторном развитии ребёнка.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы. Например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами — создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами — порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Игра - универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства - величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.

  • рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
  • застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • всевозможные шнуровки;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • вырезание
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  • использование массажных мячей
  • «Шариковые» ванны»
  • «Осязательные ванны»
  • тактильные панно
  • «Сенсорная тропа для ног»
  • самомассаж
  • игры с водой, песком
  • дидактические игры
  • подвижные игры

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:

· выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.

· учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.

Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Поделиться: