История создания кадетских корпусов. История кадетства


Возникновение кадетских корпусов в России связано с изменением порядка военной службы для дворян. В 1730 г. после смерти пятнадцатилетнего императора Петра II, внука Петра I, на престол была приглашена Анна Иоанновна (1693-1740). Дворянство предъявило новой императрице требование отменить установленный Петром I порядок службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую» школу, которую дворяне считали для себя унизительной.
В этом же году Верховный тайный совет дал дворянам звание шляхетства, т.е. благородного дворянства, и обещание «в солдаты, матросы и прочие, подлые и низкие чины неволею не определять». Дворяне получили привилегию поступать в армию в чине офицера.
Указ от 29 июля 1731 г. объявил весьма нужным обучение дворян воинскому делу «от малых лет». Для подготовки к офицерской службе и были в России использованы кадетские корпуса, привилегированные средние военно-учебные заведения закрытого типа. В кадетском корпусе дети дворян должны были получить общее образование и специальную подготовку для выполнения своих сословных обязанностей на офицерской службе в армии и в правительственных учреждениях в чинах, соответствующих офицерскому званию.
Первый кадетский корпус был основан в 1731 г. в Петербурге.
Открытие его состоялось 17 февраля 1732 г. Дворянство не сразу оценило достоинства нового учебного заведения, царский указ об учреждении корпуса кадетов был встречен без энтузиазма. Потребовалось издание еще двух указов, энергично призывающих дворян к записи своих детей в кадеты. Первоначально в кадетский корпус поступило 56 воспитанников. Однако авторитет его быстро рос, и вскоре обучение в нем становится не только популярным, но и престижным.
В корпус принимались дворянские дети в возрасте от 13 до 18 лет, здесь они были на полном казенном содержании. От поступающих требовалось умение читать и писать по-русски. Задача кадетского корпуса -
готовить не только военных офицеров, но и гражданских чиновников - отразилась на содержании обучения воспитанников. Учебный план корпуса включал общеобразовательные предметы, предметы военных, политических, юридических наук, язык наук - латинский и др.
В корпусе было создано четыре класса, в каждом из которых срок обучения мог продолжаться от одного до трех лет. Счет классов был обратным. В первых двух классах изучались только общеобразовательные предметы. В низшем, IV классе обучали русскому и латинскому языкам, чистописанию, арифметике. В III классе - географии, геометрии, грамматике. Во II классе наряду с общеобразовательными учебными предметами кадеты изучали специальные предметы: фортификацию, артиллерию, а также историю, «правильный в письме склад и стиль», риторику, юриспруденцию, мораль, геральдику и прочие воинские и политические науки. В высшем, I классе, исходя из «способности, прилежания и особливо понятия», которые проявлял кадет к той или иной области военного дела (фортификации, артиллерии, кавалерии, инфантерии) или к гражданской службе, определялась его будущая профессия.
Во всех классах кадеты занимались рисованием, танцами, фехтованием, верховой ездой, строевыми экзерцициями (упражнениями). Особое внимание уделялось изучению русского, немецкого и французского языков. Однако регламент кадетского корпуса объема знаний не устанавливал.
Классно-урочная система в России в то время не была распространена. Воспитанники делились по разрядам или группам изучаемых наук и составляли классы. В каждом классе находились кадеты разного возраста, пребывание в нем не ограничивалось определенным сроком. В зависимости от успехов в любое время кадет мог быть переведен в следующий класс. В первых трех классах кадеты обучались 5-6 лет. Выпуски начинались с III класса, где устанавливался обязательный публичный экзамен.
Предусматривалось последовательное изучение воспитанниками каждого предмета. По мере того, как усваивалась изучаемая наука и завершалась предложенная программа, кадет переходил к следующему предмету и изучал его до тех пор, пока учитель не находил его знания достаточными. lt;...gt;
В свободное от занятий время кадеты были предоставлены сами себе. Читать они не любили и избегали заниматься этим. Высокая стоимость книг заставляла корпус тщательно беречь их и выдавать на руки воспитанникам в исключительных случаях. Кадеты занимались верховой ездой. Их обучали не только ездить верхом, но и чистить лошадей, ухаживать за ними во время различных болезней, подковывать и прочее[X].

Важным был указ «О выборе, для обучения православному закону и для приведения в веру Греческаго исповедания разных народов, таких церковных причетников, которые знают языки сих народов» от 16 января 1740 г. Для обучения мордвы, чувашей, черемисов, лопарей и самоедов предлагалось отобрать 30 человек из Казанской губернии, 15^ человек из Архангелогородской «из поповских, дьяконских и церковных причетников, купечества (которые ездят по иноверческим деревням и торгу своего имеют не выше 150 рублей), из убогого Шляхтства детей, российской грамоте и писать умеющих, и знающих иноверческие языки, от 15 лет; на них платье сшить не дороже 10 рублей, дать им довольный корм и подводы и прислать в Санкт-Петербург в Святейший синод, обучить их в школах, потом произвести в диаконы и священники и отпустить в те же губернии, откуда взяты».
При Елизавете Петровне (1741 -1761) сохранилось внимание к духовным школам. Наряду с распространением элементарного обучения в этот период открылись Морской Шляхетский кадетский корпус, Московский университет (1755), Артиллерийская школа была соединена с Инженерной, учреждена гимназия в Казани, Русская Академия художеств и при ней Архитекторское училище. Большое значение имел указ от 15 ноября 1760 г. «О сочинении и представлении в Сенат штатов и плана для учреждения Гимназий и школ в Губерниях», основанный на проекте М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова. По нему предлагалось «в знатных городах учредить Гимназии, в которых бы обучали нужные европейские языки и первые основания наук, и при оных Гимназиях некоторое число положить учеников записных, на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать Русской грамоте, арифметике и прочим первым основаниям, из оных школ станут выходить в Гимназии, из Гимназий в Кадетский корпус, в Академию, в Университет...» Однако конкретных действий по выполнению этого указа не было принято.
Шестидесятые годы XVIII в. отмечены рядом интересных образовательных проектов. В этот период в стране остро ощущалось отсутствие планомерно организованной школьной системы. В ноябре 1760 г. И. И. Шувалов внес предложение в Сенат об организации всеобщего обучения детей дворян через открытие в малых городах школ грамотности, а в больших городах - гимназий, выпускники которых смогли бы переходить в кадетский корпус или в университет.
Работу по подготовке различных школьных проектов стимулировала Екатерина II. Советником по вопросам образования был назначен И. И. Бецкой. По его предложению были открыты воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств
(1764) и Академии наук (1765), Институт благородных девиц (1864). В 1772 г. по желанию П. Демидова открылось Коммерческое училище для подготовки образованных торгово-промышленных людей.
В 1764 г. в Сенат поступило доношение архангелогородца Василия Крестинина о введении во всех русских городах всеобщего обязательного школьного обучения. Этот призыв северян не был услышан властью. Вместе с тем Екатерина II обратилась к некоторым философам-просветителям с предложением разработать проект организации образования в России в связи с необходимостью воспитания «новой породы людей». Благодаря этому, были представлены проект профессора Дильтея об учреждении разных училищ (1764), проект организации государственных гимназий (1766), проект Комиссии об учреждении народных училищ (1786). В апреле 1786 г. было предписано открыть в 25 губерниях главные народные училища, для которых уже было подготовлено 100 учителей; 5 августа 1786 г. утвержден Устав народных училищ, по которому должны были открываться два типа народных училищ - главные и малые.
Главное народное училище имело в составе 4 класса с курсом обучения на «языке природном» в течение 5 лет. По учебному плану в I классе изучались чтение, письмо, нумерация, священная история, краткий катехизис; во II классе добавлялись русская грамматика, чтение книги «О должностях человека и гражданина», рисование; в III и IV классах, кроме перечисленных, должны были изучаться история русская и общая, естествознание, география, геометрия, физика, механика, латинский язык и один из иностранных языков (для желающих).
В учебный план малых народных училищ входили предметы, соответствовавшие первому и второму классам главного училища. Училища организовывались только в городах. Правительство предпочитало оставлять детей крестьянства неграмотными. Екатерина считала, что «безграмотным народом легче управлять». За все ее царствование было учреждено всего 223 учебных заведения.
Большую роль в их распространении сыграл Федор Иванович Янкович де Мириево, проработавший в России более двадцати лет. К 1790 г. из 500 городов страны училища имелись в 254.
Историки педагогики считают, что в ходе реализации школьных проектов екатерининской эпохи можно выделить два этапа: на первом (1760-1780) приоритет имела французская педагогическая традиция; на втором (с 1780) выросло влияние германского школьно-педагогического опыта (А. Н. Джуринский).
В течение XVIII в. возрастало внимание общества и государственной власти женскому образованию и воспитанию. Уже в первой по
ловине века даже небогатые семьи обучали языку мальчиков и девочек вместе. Женщины знатных семей получали знание по чтению, письму, арифметике, истории, географии. Почти все аристократки говорили по-немецки, возможно и по-французски, играли на лютне, клавесине, танцевали. Чаще всего девочек учили дома или в частных школах, «про себя», для домашнего обихода. Центрами распространения грамотности среди женского населения долгое время являлись женские монастыри, частные школы, раскольнические скиты. При Елизавете Петровне в частных пансионатах занимались совместно дети обоего пола. В 1754 г. в Москве и Петербурге открыли по одной школе для образования повивальных бабок, где соответственно предлагалось обучать 15 и 10 человек. «Лишних по одной отправлять в губернские города, когда там их хватит - в каждый провинциальный город». В каждую школу следовало выделить по одному доктору - «профессору бабичьего дела» и акушера. В целом же уровень женского образования на протяжении века оставался низким.
В 1764 г. в Петербурге было открыто первое в России женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре. Задачей этого учреждения было воспитание благонравной светской барышни. В основу положено христианское благочестие и знание светских приличий. Французский язык играл главенствующую роль. С целью сообщить будущим матерям некоторые воспитательские навыки ученицы старшего класса вели педагогическую работу в первых двух классах .
Из истории Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института)
По уставу в Смольный институт принимали дворянских дочерей с 6 лет на двенадцатилетний срок обучения. При поступлении родители или родственники должны были дать письменное обязательство, что до истечения срока обучения девочка остается в учебном заведении. Обязательным было свидетельство о дворянском происхождении.
Главная задача Смольного института предполагала правильное развитие воспитанниц сообразно с их природой, «дабы в них укреплялась добрая нравственность». Екатерина II в уставе Общества благородных девиц отмечала, что «просвещенный науками разум еще не делает доброго, прямого гражданина, а во многих случаях иначе во вред бывает Корень всему злу и добру - воспитание».
Воспитанницы делились на четыре возраста по три года обучения в каждом. Возрасту соответствовал определенный цвет платья.
Воспитанницы первого возраста изучали русский и иностранный языки, арифметику, рисование, танцы, музыку (вокальную и инструментальную), рукоделие. Во втором возрасте к прежним предметам прибавлялись география, история, знакомство с домашним хозяйством.

Смолянки третьего возраста продолжали изучать выше названные предметы, а также словесные науки (чтение исторических и нравоучительных книг), архитектуру, геральдику, практику домашнего хозяйства. Выпускной, четвертый, возраст предполагал повторение всего пройденного ранее, особое внимание уделялось домашней экономике - умению вести счета, выбирать съестные припасы, заботиться о сохранении порядка и чистоты в хозяйстве. Каждая воспитанница выпускного класса назначалась по очереди для преподавания в младших классах.
По уставу предполагалось обязательное использование на уроках наглядных учебных пособий. Поэтому вниманию воспитанниц были предложены глобусы, карты, словари, стенные картины, атласы, муляжи. Для изучения учебных предметов использовались следующие учебники: «Краткая священная история» на русском, французском и немецком языках, «Священное Писание в лицах», «Библия», буквари, азбуки, сочинения Марка Аврелия, летописи, басни Эзопа и др. Книги приобретались в Академии наук и типографии Сухопутного шляхетного корпуса. Институт получал газеты: российские, Санкт-Петербургские, французские и немецкие «Ведомости».
Устав предписывал главное внимание обращать на воспитание доброй нравственности у воспитанниц. В решении этой задачи очень многое зависело от преподавателя и наставниц. Устав общества обязывал их:
неотлучно находиться при воспитанницах, следить, чтобы они не оставались одни со служанками;
изыскивать время для разговора со старшими воспитанницами, где им разрешалось высказывать свои мысли с пристойной вольностью. Подчеркивалось, что такое доверие со стороны воспитывающихся к воспитателям имеет чрезвычайно важное значение в деле нравственного воспитания, оно может существовать только в том случае, когда воспитатели сумеют возбудить любовь к себе, что достигается не суровыми взглядами и обращением;
заботиться о том, чтобы девицы не важничали, а были скромны, вежливы, ласковы и учтивы, но не принужденно.
Главное средство исправления - пристыжение провинившихся перед классом. Рекомендовалось обращаться с девицами кротко, беспристрастно, постоянно иметь в виду их характер и наказывать только в крайних случаях. Для реализации программы нравственного воспитания от учителей требовались: любовь к детям, образованность, воспитанность.
31 января 1765 г. при Смольном институте было учреждено училище для мещанских девушек, которых готовили на роли будущих учительниц
и воспитательниц. В мещанское отделение принимались дочери купцов, чиновников и ремесленников. По плану было необходимо набрать 240 человек, которых предполагалось разделить на 4 возраста по 3 года обучения в каждом.
В первом возрасте (от 6 до 9 лет) обучение должно было заключаться в изучении Закона Божия, всех правил воспитания, благонравия, обхождения и чистоты русского и иностранного языков (чтение и письмо), рисования, арифметики, танцев, а также в приобщении к рукоделию, вокалу и музыке. Во втором возрасте (9-12 лет) к прежним предметам прибавляется «приучение к домостроительству».
Воспитанницы третьего возраста (12-15 лет) продолжали изучать вышеназванные предметы, но разделялись по склонностям. Смолянки четвертого возраста (15-18 лет) упражнялись каждая в том искусстве, к которому она оказала наибольшую способность.
После двенадцати лет обучения воспитанницы мещанского училища выдавались замуж, если находились достойные их состоянию женихи, или поступали на службу при Обществе благородных девиц за особую плату. При желании можно было остаться в стенах училища еще на 3 года, получая «покой, дрова и свечи». lt;...gt;
Никогда не предавался забвению принцип закрытости, замкнутости учебного заведения, который лежал в основе жизни смолянок. Согласно ему необходимо было как можно раньше оградить воспитанниц от «испорченной сферы» ее родителей для того, чтобы вырастить из них «идеального человека». Девочек рано брали из семьи, что нередко оборачивалось для них серьезной психологической травмой. Помещения, в которых жили воспитанницы, не отличались особым уютом. В дортуарах у всех были одинаковые кровати, меблировка спален и классных комнат была очень скромной и состояла из простых деревянных столов, скамеек и табуретов. Жизнь в институте была расписана по часам и регламентировалась строгой дисциплиной. Существовал целый свод правил поведения для смолянок, которые распространялись не только на период бодрствования, но и на время сна.
Одевались смолянки в платье из камлота одинакового покроя - декольте, с короткими рукавами, плотно облегающее фигуру, юбка с большим количеством складок и сборок. На руки надевались белые рукавчики, подвязанные тесемками под рукавами платья. Поверх него, на плечах, носили пелеринку, которая завязывалась спереди бантиком. Завершал костюм белый передник с лифом, который застегивался сзади булавками. Рукавички и пелеринки менялись дважды в неделю. Обувь была удобная, мягкая и теплая. Она снабжалась вшитой сбоку резинкой. Помимо этого, каждой воспитаннице выдавались белые чулки толстой вязки и ярко-крас- ный халатик из теплой фланели. lt;...gt;
30 апреля 1776 г. состоялся первый выпуск воспитанниц Общества Благородных девиц. Золотой медалью первой величины было награждено пятеро смолянок, золотой медалью второй величины - трое, третьей величины - четверо. Девять воспитанниц получили серебряные медали.
В последующие годы устав Общества Благородных девиц многократно менялся.

В 1859-1862 гг. инспектором классов Смольного института был К. Д. Ушинский. За три года своей деятельности известный педагог сократил срок обучения с 9 до 7 лет. После семи классов вводился двухлетний педагогический класс, в котором в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами, а во втором - проходила педагогическая практика. К. Д. Ушинский привлек к преподаванию в Смольном институте новых педагогов - В. И. Водовозова, А.Н.Модзалевского, Д. Д. Семенова и других. Вводилась качественно новая методика обучения.
После Октябрьской революции Смольный институт был упразднен.
Развитию школы, особенно в первой половине XVIII в., мешал недостаток учебных пособий и их дороговизна. Петр I разрешил печатать на славянском языке учебные книги в Амстердаме в типографии Тессинга. Их пересылали в Россию через Архангельск. Тессинг опубликовал такие работы, как «Введение во всякую историю», «Краткое введение в Арифметику», «Книга учащая морского плавания». В 1715 г. Петр приказал продавать азбуки по уменьшенной цене (по 6 копеек). Результат был блестящим: вместо 175 азбук, проданных в декабре 1715 г., в марте 1717 г. было продано 682, а в 1722 г. - 14 292 экземпляра. Эти данные свидетельствуют, что грамоте учились не сотни, а десятки тысяч людей.
Первоначальному чтению детей учили по букварям. Первый букварь, относящийся к XVIII столетию, принадлежал даровитому ученику Лихудов Федору Поликарпову. Поликарпов учился в Славяно-греко-латинской академии, переводил с греческого языка различные труды, управлял Московской типографией. Тро- язычный букварь Поликарпова сохранил в себе старые приемы обучения, дробность и сухость изложения материала, тяжелый язык, любовь к палочным аргументам. Дети учились по этой книге 3-4 года. Заслугой автора было то, что он издавался по-новому, впервые знакомил школьников со шрифтом латинской и греческой азбук. Букварь предназначался и для «отроков», и для «отроковиц».
После выхода «Духовного регламента» в 1723 г. большой популярностью стал пользоваться букварь Феофана Прокоповича «Первое учение отрокам». За три года он был переиздан семь раз. Он отличался от всех предшествующих новым взглядом на первоначальное обучение и книжное просвещение в России. В 1738 г. этот учебник был издан тиражом 2 400 экземпляров. Как правило, учащиеся должны были сами обеспечивать себя учебниками, но в ряде случаев учебную литературу, особенно для неимущих учени
ков, закупали и сами учебные заведения. В 1731 г. Славяно-греколатинская академия вынесла решение о покупке для своих учащихся 60 азбук, 20 часословов, 20 славяно-греко-латинских лексиконов. Для этой покупки были использованы «прогульные ученические деньги», т. е. средства, полученные от наложения штрафов на учащихся за непосещение занятий.
Одним из лучших учебников XVIII в. являлась первая русская печатная арифметика Леонтия Магницкого, опубликованная в 1703 г. Труд Магницкого - это солидный том в 360 страниц, содержащий полный курс арифметики и даже нечто большее. Помимо арифметики в него включены основания алгебры и геометрии, а также сообщаются необходимые сведения для навигатора (приложение математики к навигации). Автор по-своему (исходя из положений науки и методики обучения начала XVIII в.) тесно связывает теорию и практику. Хотя он учит, главным образом, как производить действия, а не объясняет причины того или иного математического закона, поражает обилие приводимых Магницким «прикладов» (примеров). Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную литературу того времени, и его появление было событием выдающимся .
Огромное значение имело использование в школах учебных книг Я. А. Коменского.
Учебная литература, особенно в первой половине века, чаще всего переводилась с иностранных языков, затем перерабатывалась, дополнялась, изменялась и с учетом опыта преподавания готовилась новая. Например, М. В. Ломоносов, отстаивая значимость выбора самими учащимися предмета для углубленного изучения, рекомендовал издавать вариативные учебные руководства и научно-популярные брошюры. В 1760 г. вышли «Сокращенные математики» С. Я. Румовского, в 1761 г. - «О пользе упражнения в чистых математических рассуждениях» С. Г. Котельникова и «Краткое понятие о физике»; в 1762 г. - «Краткое руководство к теоретической геометрии» Г. Крафта; в 1763 г. - «О начале и приращении оптики» С. Я. Румовского. В эти же годы были изданы книги самого Ломоносова, содержавшие понятие о предмете и сущности некоторых наук.
В конце века особая роль в переводе и составлении учебников принадлежала Ф. И. Янковичу де Мириево. Он организовал авторский коллектив, силами которого были подготовлены 20 учебных пособий, разработаны таблицы и ландкарты для школы, методические пособия для учителей. Его изданиями пользовались почти до 60-х гг. XIX в. Под наблюдением Ф. И. Янковича де Мириево были изданы все исторические и географические карты, глобусы, атласы и различные таблицы. К большому количеству книг он писал специальные предисловия. Совместно с Ковалевским Янкович
составил первое русское дидактико-методическое руководство для учителей.
Важную роль в подготовке учебных пособий сыграл ведущий научно-учебный центр России - Московский университет. Еще в 1768 г. профессор Шаден подготовил и издал «Видимый мир» Коменского на латинском, русском, немецком, итальянском и французском языках. Интересные учебники составил профессор университета А. Барсов. Необходимо отметить, что Московский университет издал мало известное ныне дидактико-методическое руководство «Способ учения подготовляющегося к Университету». Оно было издано в 1771 г. на четырех языках: русском, латинском, немецком и французском.
Развитие русского образования в XVIII в. тормозилось недостатком учителей. Практически до 80-х гг. отсутствовала специальная подготовка учителей. Обучение юношества осуществляли представители духовенства, специалисты, офицеры, студенты, учащиеся. Из-за нехватки кадров, их слабой подготовки, низкой оплаты труда престиж учителя был невелик. Притом резко различалась оплата труда иностранных и русских специалистов. Так, учитель Санкт- Петербургской русской школы «Иван Федоров сын Прошкин» получал жалование 18 руб. 16 коп. в год, тогда как подмастерье (ассистент) профессора Морской академии Андрея Фарварсона имел оклад 108 руб. в год, а ассистент Магницкого - 72 руб.
Уровень общеобразовательной подготовки учителей был довольно низким. В 1722 г. проверялись все 13 учителей русской грамоты в Петербурге. Результаты показали, что учителя знали лишь азбуку, умели писать буквы и слоги, произносить их. Только двум выдали особый документ - «инструкцию», а с остальных была взята подписка о том, что они впредь обучением грамоте заниматься не будут.
Большую роль в обеспечении учительскими кадрами светских школ играла Московская школа математико-навигацких наук. С 1701 по 1752 г. она готовила учителей для начальных общеобразовательных школ.
В первой половине XVIII в. в Россию прибыло довольно большое количество иностранных учителей, как для домашнего обучения, так и для работы в государственных школах. При Екатерине II в 1780 г. в Санкт-Петербурге действовало 23 иностранных пансиона (мужских и женских), 3 немецких училища. Многие из иностранных учителей при недостатке надзора за их деятельностью избегали экзаменов на право преподавания и давали молодым людям «темные и ложные» знания.
Иностранных педагогов нанимали в основном менее богатые люди, так как дети из знатных семей имели возможность обучаться за границей. Отрицательные стороны деятельности домашних
учителей, и прежде всего иностранных, не могли оставаться незамеченными. М. В. Ломоносов добился аттестации таких педагогов и владельцев частных школ. По указу Сената от 5 мая 1757 г. все иностранцы, занимающиеся в России учением и воспитанием юношества, обязаны были явиться на испытания в Петербург в Академию, а в Москве - в Университет. Без аттестатов, удостоверяющих действительность их знаний, никто из них не имел права заниматься учением в частных домах или содержать частные пансионы. Этот указ был первым постановлением, имевшим целью прекратить доступ к домашнему учению невежественным учителям из числа иностранцев.
В 1779 г. при Московском университете была открыта первая в России Учительская семинария, инициатором создания которой выступил Н. И. Новиков. Первыми учениками ее явились воспитанники Московской университетской гимназии. Позднее в ней обучались студенты университета, которые получали здесь педагогическую и методическую подготовку. Подобная же Учительская семинария была открыта в Санкт-Петербурге в 1786 г., которая занималась подготовкой учителей для главных и малых народных училищ. В ней преподавались общеобразовательные предметы и методика обучения. Общественное положение учителя в XVIII в. оставалось низким. Учительское звание не пользовалось уважением в обществе. Учитель закрепощался в своей должности. Он должен был прослужить не менее 36 лет в низших классах или 23 года в высших, чтобы получить чин коллежского асессора, открывавший доступ в потомственное дворянство. Учителям, получившим образование за казенный счет, переходить на другую службу воспрещалось, а учителя стремились бежать из школы, так как для образованного человека любая другая служба была выгоднее . Необходимо констатировать, что в целом проблема подготовки учителей в XVIII в. решена не была.
Важным событием в образовательной политике государства в. явилось учреждение Петром Академии наук, открытой после его смерти в 1725 г. При разработке плана устройства научного центра в стране изучался опыт подобных учреждений в других государствах, проекты отечественных ученых и политиков. При Академии были открыты университет и гимназия. Академики обязывались читать в них публичные лекции, вести учебные занятия. Петр I считал необходимым привлечь к работе людей «из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Однако это предложение оказалось невыполнимым из-за отсутствия отечественных кадров. Лекции читались иностранными профессорами на латинском языке и практически были малодоступными. С 1726 по 1733 г. в Академическом университете обучалось 38 студентов, в большинстве своем это были дети иностранцев. К 1740 г. занятия были

прекращены. Работа университета возобновилась в 1748 г. В 1758 г. его руководителем был назначен М. В. Ломоносов, который разработал план реорганизации университета, активизировал учебную деятельность. Однако после смерти первого русского академика Академический университет фактически перестал существовать. В 1782 г. в нем обучалось всего два студента. Новая история университета началась лишь в начале XIX в.
В 1755 г. по проекту М. В. Ломоносова и при активной организаторской деятельности И. И. Шувалова в Москве был открыт Московский университет. Структура его отличалась от западноевропейских университетов, так как в нем отсутствовал богословский факультет. Студенты начинали свое обучение на философском факультете - своего рода подготовительном отделении, имевшем трехгодичный срок обучения. Здесь изучались, кроме философии, экономические, исторические и так называемые словесные науки, а также математика и физика. В состав факультета входили кафедры философии, физики, истории, оратории и поэзии. На юридическом факультете были созданы три кафедры, определявшие содержание обучения и научных исследований в области «всей юриспруденции», «юриспруденции Российской» и «политики» (история международных отношений и международного права). Медицинский факультет имел три кафедры: анатомии (все предметы, связанные с медициной), натуральной истории (все естественные науки) и химии. Срок обучения на «высших», юридическом и медицинском, факультетах был четырехгодичным, а общая продолжительность обучения в университете, следовательно, составляла семь лет .
Московский университет сыграл огромную роль в развитии высшего и среднего образования, поскольку при нем действовали две гимназии (для дворян и разночинцев), первая в стране учительская семинария, благородный пансион для дворянских детей. Из стен университета вышли известные писатели, ученые, общественные деятели второй половины XVIII в. (Д. И. Фонвизин,
Н. И. Новиков, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий и др.). К концу века Московский университет представлял собой подлинный форпост русской науки .
В целом, анализ состояния школьного дела в стране в этот период позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, следует выделить главные принципы, на основе которых строилось образование юношества. Они были заложены Петром I и сохранились на протяжении века. Заслугой царя, заложившего основы школьного законодательства, явилось установление принципа государственности школы. В петровскую эпоху все училища с учащимися и учащими находились в ведении Сената, а затем Адмирал- тейств-Коллегии, которым было предоставлено право снабжать Васильева
школы «достойными учителями». Другим важным принципом, на основе которого развивалась школа в петровское время, был принцип светскости образования. Это касалось как «русских школ», где дети мастеровых, низших морских и адмиралтейских служителей должны были обучаться чтению, письму, арифметике, так и цифирных, и духовных.
Важным для построения сети школьного обучения был принцип связи общего образования с реальным. Система образования в стране вырабатывала такие образовательные и воспитательные принципы и формы организации обучения, которые наиболее соответствовали условиям жизни русского народа. Признавались все типы школ и формы образования, если они способствовали достаточно быстрой и хорошей подготовке специалистов нужной квалификации. Положительным являлось профессиональное обучение на основе общего образования. Этот принцип нашел отражение в появлении разных типов школ, как общеобразовательных (цифирные школы, гимназии, народные училища), так и профессиональных (духовные, медицинские, военные, торговые, гарнизонные и др. школы).
Отличительной чертой реального образования в России было то, что не создавалось ни одной школы, оторванной от общественной практики. Поэтому достоинством и прогрессивностью русской школы была практическая направленность образования.
Школьное отечественное образование в XVIII в. строилось на принципе сословности. В учебные заведения высшего уровня принимались только дети дворян. Фактически закреплялось господствующее положение дворянства в государственной, военной, придворной службе, превращая ее в сословную привилегию дворянства. Сословными стали духовные семинарии и архиерейские школы.
Обширные материалы по истории образования в России показывают, что своеобразие русских школ, их отличие от западноевропейских заключается в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки, в многостороннем характере образования, его многопредметности и даже некотором энциклопедизме.
Однако в XVIII в. еще не сформировалась полностью система школьного образования. Число школ было недостаточным и не покрывало потребности государства в специалистах, отсутствовала сеть высших учебных заведений.

История Кадетского движения

Кадет происходит от французского слова (CADET - МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе».

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось при императоре Петре Великом. В 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, Петр Iосновал в Москве школу математических и навигацких наук, будущий морской корпус, а чуть позднее в 1712 году, также в Москве создал инженерную школу, за которой через несколько лет последовали и другие, инженерные и артиллерийские школы в С. Петербурге. Эти школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование 2-го кадетского корпуса.

В 1732 году, императрицей Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании « шляхетским корпусом кадетов», а в 1800 г. получившее наименование первого кадетского корпуса.

В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. В царствование Императора Александра Iбыли созданы еще два корпуса (Пажеский и 1-й Сибирский в Омске), при Николае I- восемь кадетских корпусов и при Николае II- семь кадетских корпусов. От Варшавы до Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской Империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни в областях необозримой России, эти 31 кадетских корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений империи встал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. - главного нспектора. Он являлся одним из наиболее культурных людей России того времени, обладал даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал. Главным стремлением Великого Князя па посту Главного Начальника Военно-Учебных Заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, чисто отеческим воспитанием. Это привело к тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне изменились и состав этих последних был заменен новым типом воспитателя по призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. В Министерстве образования РФ к началу 2003 г. было создано 14 юридически узаконенных, имеющих уставы и другую регламентирующую документацию, учебно – материальную базу кадетских корпусов.

Общие итоги. За 65 лет своей работы суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства России; четыре Заместителя министра обороны; Губернатора Московской области; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; летчика-космонавта СССР; два академика РАН; несколько сот докторов и несколько тысяч кандидатов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .

Презентация "История развития кадетских корпусов в России"

Библиотека
материалов













































22 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

Создание первых кадетских корпусов. XVIII в. Петр I был великим преобразователем России. Круг интресов царя был необъятен – кораблестроение и артиллерия, форитифиация и дипломатия, военная наука и механика, медицина и астрономия. Любовь к наукам предопределила появление в России первого светского учебного заведения – “Школы математических и навигацких наук”, где впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в адмиралтейских и “цифирных школах”.

№ слайда 2

Описание слайда:

Первый Кадетский Корпус был основан в царствование Императрицы Анны Иоанновны по мысли одного из видных тогда дипломатов, графа Ягужинского, ознакомившегося лично с существовавшими в те годы кадетскими корпусами в Берлине и Копенгагене. 23-го июля 1731 г. Императрица подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов». Первым Генерал-директором был назначен Фельдмаршал Миних. Особым указом было предложено дворянам присылать своих сыновей в корпус для получения здесь военного образования. Корпусу были отведены все постройки дворца Светлейшего Князя Меншикова на Васильевском острове с площадью земли ограниченной двумя с половиной верстами по периметру. Все имение было пожаловано корпусу в вечное владение. Анна Иоановна (1693-1740), императрица (1730-1740)

№ слайда 3

Описание слайда:

Екатерина II (1729-1796) Алексеевна, императрица (1762-1769) В годы правления Екатерины II Россия упрочила свое положение на международной арене. В различных источниках можно встретить понятие «золотой век Екатерины», которая много сделала для развития просвещения в России. Императорский Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учрежденный Анной Иоанновной, находился под пристальным вниманием Екатерины. В декабре 1752 г. Академия Морской гвардии переименовывается в Морской шляхетский корпус. В октябре 1762 г. учреждается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, ставший со временем 2-м Санкт-Петербургским кадетским корпусом. При Екатерине II кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России.

№ слайда 4

Описание слайда:

Становление и развитие кадетских корпусов в России в XIX –начале XX вв. Павел I Петрович (1754-1801), император (1796-1801) Павел I внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в Русской армии. В декабре 1798 г. он учредил Военно-Сиротский Дом и его отделения при гарнизонных полках. Военно-Сиротский Дом состоял из двух отделений: первое предназначалось для 200 сыновей и 50 дочерей неимущих дворян и офицеров, а второе – для солдатских сыновей. В 1829 г. Императорский Сиротский Дом был превращен в Павловский кадетский корпус. В марте 1800 г. Императорский Сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус - во 2-й кадетский корпус. Сторонник прусской военной системы Павел I ввел в кадетских корпусах жесткую военную дисциплину.

№ слайда 5

Описание слайда:

Александр I Павлович (1777-1825), император (1801-1825) При Императоре Александре I было открыто шесть кадетских корпусов (Пажеский, Московский, Финляндский, Калишский, Горный), создан Дворянский полк. К концу царствования императора в России существовали следующие кадетские корпуса и военно-учебные заведения, по своим программам обучения и воспитания близкие к кадетским корпусам: - Пажеский корпус; - 1-й кадетский корпус; - 2-й кадетский корпус; - Императорский военно-сиротский дом; - Московский кадетский корпус; - Дворянский полк с кавалерийским эскадроном; - Тульское Александровское военное училище; - Тамбовское военное училище; - Финляндский кадетский корпус; - Школа гвардейских подпрапорщиков; - Оренбургское Неплюевское военное училище; - Омское казачье училище.

№ слайда 6

Описание слайда:

Николай I Павлович (1796 -1855), император (1825-1855) Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель. Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора - цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя - великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г. К 1855 г. было открыто 17 кадетских корпусов.

№ слайда 7

Описание слайда:

Александр II Николаевич (1818 -1881), император (1855-1881) Со вступлением на престол принял на себя звание Шефа 1-го кадетского корпуса и распорядился именовать Штаб Главного начальника военно-учебных заведений – Главным Штабом Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям. 17 апреля 1855 г. Дворянский полк в память его первого шефа цесаревича Константина Павловича, был переименован в Константиновский кадетский корпус. В 1857 г. во всех губернских кадетских корпусов, в которых были только общие классы, учреждаются первые и вторые специальные классы, по окончании которых кадеты выпускались прямо на службу прапорщиками в артиллерию, саперы, армию, линейные батальоны. С 1863 г. по предложению Военного министра Д.А.Милютина в России начинается реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, уже хорошо зарекомендовавшие себя выпусками в армию большого числа достойных офицеров, по инициативе Военногоминистра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии.

№ слайда 8

Описание слайда:

Военный министр генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) Генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин, видный русский военный и государственный деятель 60-70 гг. ХIХ в. В 1856-1859 гг. был одним из руководителей боевых действий на Кавказе. В 1861-1881 гг. – военный министр. С 1863 г. по предложению Д.А.Милютина в России стали осуществляться военные реформы, частью которых была реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Военные атрибуты были ликвидированы. С кадет сняты погоны – их гордость. Строевые занятия упразднены, отменено отдание чести.

№ слайда 9

Описание слайда:

Александр III Александрович (1845-1894), император (1881-1894) В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы. В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения». 22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице- фельдфебеля и вице-унтер-офицеров. 14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах». При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов», «Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

№ слайда 10

Описание слайда:

Николай II Александрович (1868-1918), император (1894-1917) В Царствование Николая II были учреждены 9 кадетских корпусов: - 1896 г. 5 июля – Ярославский кадетский корпус на базе Ярославской военной школы, сформированной в 1868 г. - 1899 г. 20 июня – Варшавский (Суворовский) кадетский корпус в Варшаве. - 1899 г. 26 августа – Одесский кадетский корпус. - 1900 г. 18 января – Сумский кадетский корпус. - 1900 г. 1 сентября – Хабаровский кадетский корпус. - 1902 г. 26 сентября – Владикавказский Кадетский Корпус. - 1904 г. 20 июня – Ташкентский Е.И.В. Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус. - 1908 г. 7 октября – Вольский кадетский Корпус. - 1913 г. 28 июня – Иркутский кадетский корпус.

№ слайда 11

Описание слайда:

Великий князь Константин Константинович (1886-1915) Великий князь Константин Константинович родился 10 августа 1858 г. Получил домашнее образование. С 1870 г. начал ежегодно плавать на судах учебной эскадры Морского кадетского корпуса. В 1876 г. в возрасте 16 лет произведен в гардемарины. В 1882 г. зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, где в течение семи лет командовал ротой Его Величества. Имея хорошее музыкальное образование и будучи неплохим пианистом, возглавлял Российское музыкальное общество. Под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов) писал стихи и издал несколько сборников. В 1900 г. назначен на должность Главного начальника военно-учебных заведений. За время пребывания в должности неоднократно посещал все кадетские корпуса Российской империи. При нем были открыты педагогические курсы для подготовки воспитателей. Энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов. Кадеты искренне любили великого князя. При жизни получил прозвище «отец всех кадет». Скончался в июне 1915 г. Похоронен в Петропавловской крепости.

№ слайда 12

Описание слайда:

Кадетские корпуса после октября 1917 года К началу 1917 г. в Российской империи действовал 31 кадетский (включая Морской) корпус. В феврале 1917 г. в соответствии с решением Временного правительства кадетские корпуса были переименованы в гимназии Военного ведомства; выпущено распоряжение, отменявшее воинские звания, отдание чести и погоны. Все без исключения кадетские корпуса не приняли отречение царя от престола. Кадеты отказывались снимать погоны, демонстративно игнорировали шествия по случаю новых революционных торжеств. Из корпусов стали увольняться старые заслуженные офицеры и преподаватели. Покидали корпуса и директора корпусов. Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии.

№ слайда 13

Описание слайда:

Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии. В конце 1917 – начале 1918 г. кадеты старших классов всех кадетских корпусов стали примыкать к белому движению и активно участвовать в борьбе против советской власти. Большинство воспитанников 6-х и 7-х классов, принявших участие в первых схватках с новой властью, погибли. Начался исход кадетских корпусов из России. В 1922 г. за границей оказалось примерно 2000 тысячи кадет, сведенных в корпуса: Донской в Египте (Исмаилия), Русский в Сараеве (Корлевство Сербов, хорватов и Словенцев), Крымский в Белой Церкви (Королевство С.Х.С.), 2-й Донской в Билече (Королевство С.Х.С.), Морской в Бизерте (Тунис), Сибирский и Хабаровский в Шанхае (Китай).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Так возникла идея организации съездов кадет. Первый съезд кадет Версальского, Донского, Крымского и Первого Русского кадетских корпусов состоялся 19 августа 1967 г. в г. Монреале в Канаде. Последующие съезды проходили в Нью-Йорке, Монреале, Каракасе, Лос-Анджелесе, Париже, Сан-Франциско. XVI съезд проходил в России, в Санкт-Петербурге и Москве. С 1950 по 1974 г. в Париже А.А.Герингом издавался журнал “Военная быль”, с 1971 г. в Нью-Йорке издается журнал “Кадетская переклика”. В этих изданиях освещалась и освещается жизнь кадетских корпусов Российской империи и русского зарубежья. В конце XX-начале XXI вв. действуют следующие кадетские объединения: - Объединение российских кадетских корпусов в Аргентине. - Венесуэльское объединение. - Сан-Францисское объединение. - Южнокалифорнийское объединение. - Чикагское объединение кадет. - Монреальское объединение. - Общекадетское объединение в Австралии. - Нью-Йоркское объединение. - Вашингтонское объединение.

№ слайда 16

Описание слайда:

Объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом Важную роль в жизни выпускников кадетских корпусов после их исхода из России играли объединения кадет. Старейшим кадетским объединением по праву принято считать Союз Российских кадетских корпусов в Париже, возникший в 1923 г. В то время во Франции в эмиграции находились сотни кадет практически всех императорских кадетских корпусов. Жизнь данного Союза активно продолжалась до начала Второй мировой войны, когда Союз прекратил существование. После войны одним из первых в 1950 г. появилось Общекадетское объединение в Париже, председателем которого стал А.А.Геринг. В конце 1990-х гг. Объединение возглавил выпускник Корпуса-лицея Императора Николая II Андрей Дмитриевич Шмеман. После окончания Второй мировой войны кадеты разъехались по всему свету. Их объединения были созданы в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, США, Франции, Чили, Югославии. Во всех местах проживания кадет высказывалось пожелание об организации встречи представителей всех объединений для выработки единой политики в кадетском движении.

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. На протяжении более 250-летней истории кадет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются основы гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (урока мужества) «История развития кадетского движения» для обучающихся 5−9-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Материал для учителя [PDF ] [DOCX ]

Задания для обучающихся [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям отечественной истории, готовности защищать Родину.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание у обучающихся патриотизма на примере героизма сверстников, проявленного в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к традициям служения своей Родине;
  • расширение знаний в области истории Отечества.

Задание. Посмотрите видеофрагмент .

Вопросы:

Что объединяет этот видеофрагмент и фотографии на слайде?

О чём, как вы думаете, пойдёт речь на классном часе? Сформулируйте тему. Аргументируйте свой ответ.

Вопросы:

Как вы думаете, что означает слово «кадет»?

Почему возникла необходимость обучать военному делу детей с малых лет?

Кадеты (от франц.cadet − младший):

1) в феодальной Франции и Пруссии – молодые дворяне и дети феодальной знати, зачисленные на военную службу в солдатских чинах до производства их в офицеры;

2) в XVIII – начале XX века воспитанники кадетских корпусов в России и некоторых других странах, а в 80-х годах ХХ века − курсанты военно-учебных заведений в армиях США и Франции;

3) в Австро-Венгрии до 1914 года − воинское звание, соответствовавшее подпрапорщику в Русской армии.

Прообразом кадетских корпусов в России можно считать основанную в 1701 году Петром I «Школу математических и навигацких наук» («Навигацкая школа»), в которой обучалось 5000 детей дворянского сословия от 12 до 17 лет.

Вопросы:

Какое предназначение было у Навигацкой школы, основанной в 1701 году Петром I?

Для чего обучали детей военному делу? Аргументируйте свой ответ.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов» говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надёжное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным...»

Задание. Предположите, каким наукам обучались кадеты. Обоснуйте свой ответ.

«…Чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремёслам».

Александр II проводит реформы, оказавшие значительное влияние на изменение положения страны. Было отменено крепостное право, проведены судебная и земская реформы.

Задание.
При Александре III ускорился процесс создания кадетских корпусов. Что, на ваш взгляд, послужило этому причиной?

Создание многочисленных кадетских корпусов объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но также стремлением заложить в будущих слуг Отечества соответствующий моральный дух. На данное решение в первую очередь повлияло то обстоятельство, что с конца XIX века крупные европейские страны Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия начинают подготовку к новой войне, и возникает необходимость усилить подготовку мобилизационного и кадрового резерва Российской армии.

Рабочий лист 1.

Задание. Прочитайте текст. Назовите особенности кадетского образования в ХIX – начале XX века.

С момента учреждения императрицей Анной Иоанновной и до закрытия в 1922 году последнего кадетского корпуса в общей сложности существовало около 50 кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни.

Вопрос: Какими военными подвигами знамениты изображённые на слайде военачальники?

Рабочий лист 2.

Задание. Используя информацию о выдающихся выпускниках кадетских корпусов в таблице 1, заполните таблицу 2, указав цифрами высказывания о выдающихся выпускниках кадетских корпусов и буквами − их род деятельности.
Какие общие качества характеризуют известных выпускников кадетских корпусов?

Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплочённые между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине.

В годы Великой Отечественной войны для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Вопрос:
Как вы думаете, почему возникла необходимость создания суворовских и нахимовских училищ в годы Великой Отечественной войны?

Контингент воспитанников первого набора суворовских училищ 1943−1944 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В училища направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Рабочий лист 3.

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему начинающие кадеты уже имели боевые награды?» Оцените нравственные поступки кадет. Какие трудности легли на их юные плечи?

Возрождение кадетского движения в современной России началось в 1992 году. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с качественным образованием получая в них кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами прививает чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

По инициативе Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2014 года стартовал проект «Кадетский класс в московской школе». В общеобразовательных организациях были открыты 72 кадетских класса. В 2016−2017 учебном году количество школ-участниц проекта достигло 116.

Вопрос:

Как вы думаете, почему школьники хотят учиться в кадетских классах?

Задание.

Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:

Чем отличаются обучающиеся кадетских классов от своих сверстников?

Хотите ли вы быть кадетом (или нравится ли вам учиться в кадетском классе?)

Выпускники кадетских корпусов, как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества, стремлением к служению Отечеству.

Михаил Кутузов тоже когда-то был кадетом © wikimedia commons

«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.

Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.

Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.

«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»

Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.


Хабаровск. Кадетский корпус. © Фотобанк lori.ru

Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».

К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».

17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.


Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) © wikimedia commons

Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.

Чем аристократичнее школа - там суровее порядки

С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.

При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.


При Николае I в корпусе обучался цесаревич Александр Николаевич © wikimedia commons

Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.

Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.


Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн © wikimedia commons

– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.

Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.


Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год © wikimedia commons

Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.

Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.


Генерал-поручик Иван Бецкий – автор устава кадетского корпуса © wikimedia commons

Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».

«Шагнули из строя земного в строй небесный»

На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.

Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.


Один из кадетов начала XX века © Фотобанк lori.ru

Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».

В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.


Кадеты © Фотобанк lori.ru

Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.

Поделиться: