Приобщение семья вместе душа на месте. Внеклассное мероприятие

Классный час

Тема: Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ход занятия.

У: Здравствуйте, дорогие ребята. Чтобы узнать название нашего классного часа я предлагаю вам задание, поработать в паре: Соберите пословицу. (на каждой парте слова пословицы под скрепкой)

Д: Вся семья вместе так и душа на месте.

У: А как вы понимаете эту пословицу?

У: Сегодня мы будем говорить о семье.

У: Что же такое семья?

Д: Ответы

У: Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Слово «семья» можно разделить на два слова : «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: семья - это семеро таких же, как я. И правда - в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

А какие бывают семьи?

Д: Семьи бывают разные: большие и маленькие.

У: Помогите мне составить семейный портрет. Отвечайте хором.

Вот семейный наш портрет,

Самый старший, в центре - ….(дед)

Вкусные оладушки

Мы едим у …. (бабушки).

Заявляем твердо, прямо:

Лучше всех на свете …. (мама)

Если я надену шляпу,

Буду я похож на … (папу)

Тише пойте в небе птички!

Не мешайте спать …. (сестричке)

Мне решить задачку рад

Мой спаситель - старший ….. (брат)

У: Молодцы!

Семья. Как греет душу это слово!

У: О ком напоминает слово семья?

Д: О маме и папе

У: Да. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.

У: Дети, а как вы думаете, без кого не может быть счастливой семьи?

Д: Без детей.

У: Дети часто бывают, похожи на своих родителей. А иногда бывает так, что в семье рождаются два совершенно одинаковых ребёнка. Кто знает, как их называют? (близнецы) Эти дети похожи как две капли воды. Они даже на расстоянии чувствуют и понимают друг друга без слов.

Проводится игра «Близнецы».

Ученики встают, кладут друг другу руки на плечи, закрывают глаза и выполняют команды учителя: присесть, встать, наклониться влево, наклониться вправо, постоять на правой ноге, согнув левую.

У: Послушайте внимательно и подумайте, чему учит эта притча.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

Высказывания детей

У: В семье нужно жить дружно, не ссориться и всегда защищать друг друга. СЕМЬЯ должна быть едина и не делима.

А что же является главным в дружной семье, что может сделать их крепче, счастливее? Давайте вместе составим солнышко семейного счастья. Посмотрите на доску, там есть солнышко но у него не хватает лучиков. Назовите, что вы считаете, должно быть в настоящей счастливой семье?

Для счастливой семьи очень важно, чтобы были и мама, и папа, и, конечно, дети. Так что же

Любовь . Дружба . Уважение . Взаимопонимание. Забота . Согласие. Главными составляющими являются: любовь, дети, забота, терпенье, уважение, чистота, долг, ответственность. И обязательно у каждой семьи есть свой дом.

Заключение. Рефлексия:

У: Ребята, а может вы знаете, когда в России празднуется день семьи?

У: Ребята, а покровителями семьи и любви являются Святые Петр и Февронья.

У: Символом любви и верности является самый известный и распространенный в России цветок …

Д: Ромашка.

У: Я предлагаю подвести итог нашей беседы, у вас на партах лежат лепесточки ромашки, напишите на лепестке составляющие Счастливой семьи.

Спрашиваю детей, что они написали.

И в заключение я хочу показать вам клип и прослушать Гимн семьи

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Цель: воспитание ответственного и радушного отношения к семье.

Задачи:

1. Способствовать сплочению детей, родителей и педагогов;

2. Стимулировать творческую активность детей и их родителей;

3. Содействовать становлению здорового образа жизни детей и их родителей;

4. Воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих своих близких;

5. Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Атрибуты: обручи, «туннель» из ткани, ромашка, собранная из отдельных лепестков.

Выходит Аленушка и плачет.

Ведущий: Аленушка. Что случилось?

Аленушка: Гуси лебеди братца унесли. У нас дружная семья- Мама, папа, брат и я. Что же делать?

Не плачь. Мы тебе поможем. Мы тоже в садике дружная семья. И сегодня праздник – День семьи, любви и верности.

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ - наш родительский дом,

И семьёй в мире жизнь продолжается.

А вы знаете, что у Дня семьи есть свой символ - ромашка. Ромашка считается русским цветком и даже одним из символов России, а также ромашка - символ милой простоты и нежности, а главное - символ верности. И сегодня ромашка должна нам помочь найти Иванушку.

Пойдемте спросим у печки.

Печка – загадки мои отгадаете, скажу.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама).

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа).

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед).

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка).

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... братишка

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он - старший...брат

Много кукол у меня

И играю с ними я.

Только грустно быть одной,

Лучше с маленькой………сестрой.

Любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

Спросит: «Как живете?»

Это наша……..? (тетя).

На машине в выходной

Приезжает к нам порой.

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя).

А к речке пройдете по островкам. (Прыгают в обручи.)

2. Речка.

Ведущий: куда гуси-лебеди полетели?

Речка – Пословицы о семье вспомните, скажу.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

За мужем, как за каменной стеной.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме – пусто .

Везде хорошо, но дома лучше.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьёй дорожить – счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Молодцы. Вот вам лепестки ромашки.

А к яблоньке плывите. (Дети пролезают через «туннель».)

3. Яблонька

Ведущий: куда гуси-лебеди полетели?

Я. – поиграете со мной, скажу.

Игра «Выйди в круг»

Кто похож на маму?

Аплодисменты! Остальные ребята хлопают в ладоши.

Кто похож на папу?

Кто родителей не слушает?

У кого в семье есть сестренка?

У кого в семье есть братишка?

Кто дерется дома?

Кто скучает сейчас по родителям?

У кого есть бабушка?

У кого есть дедушка?

Кто обидел бабушку?

В чьей семье занимаются спортом?

Кто помогает родителям по дому?

Кто игрушки разбросал?

Кто очень любит свою семью?

Молодцы. Вот вам лепестки ромашки.

Ведущий: теперь мы соберем ромашку. Ромашка показывает, где спрятан Иванушка.

Дети за воспитателем, который несет ромашку, идут и находят Иванушку.

1. Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

2. Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

3. Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

В мае 2015 года в группах АМ-19Н и ЭЛо-23С заведующей библиотекой Милевской Мариной Вениаминовной к Международному Дню семей (отмечается в России с 1994 года 15 мая), под общим названием «Вся семья вместе - и душа на месте» были проведены беседа и викторины с использованием интерактивных технологий (сопровождение текста видеослайдами, демонстрация видеофильмов «Сказание о Петре и Февронии» и «Что такое семья глазами детей» ).

Цель мероприятий: показать обучающимся ценность семьи; дать понятия «семья», «семейные ценности»; формирование осознания значимости семьи как основы общества.

Задачи: 1. привитие обучающимся нравственных норм цивилизованного общества. 2. воспитание бережного отношения к своей семье.

Ход мероприятия:

  1. Беседа о семье (15 мин);
  2. Демонстрация видеофильма «Что такое семья глазами детей» (2 мин);
  3. Обзор Семейного Кодекса РФ (3 мин);
  4. Рассказ и демонстрация видеофильма о святых Петре и Февронии (15мин);
  5. Проведение викторины и загадок (10 мин).
  1. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. А.С.Макаренко отмечал, что через семью наши дети входят в общество. Именно семья формирует у ребёнка первые представления о добре и зле, о простом и сложном, о честном и бесчестном. (Было дано определение слова «семья» (словарь русского языка С. И. Ожёгова; учебник «Обществознание»).


Что такое семья? Это в первую очередь дом, в том понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Все мы рождаемся в семье, а, вырастая, создаём свою собственную. Так устроен человек, такова жизнь. Семьи бывают разные: весёлые и счастливые, строгие и консервативные, полные и неполные, а также много семей и несчастных. Почему так? Ведь в основе-то лежит любовь друг к другу, и это должен быть крепкий оплот. Разные семьи имеют разный характер, как и отдельный человек. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, состоящая из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит своё настоящее и будущее, основываясь на собственных семейных ценностях: это отношения, наполненные заботой друг о друге и любовью друг к другу. Заключая брак, союз, каждый привносит своё, и это создаёт фундамент семейных отношений, создаёт семейную атмосферу, в которой будут рождаться и развиваться их дети. Функции семьи: продолжение рода, воспитание детей. Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там где заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.


Есть такая пословица: «Счастье не птица - само не прилетит». Значит самим нужно построить свое счастье - свой «счастливый дом». Есть такая притча: «В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.

Какое? (терпение)

Вывод: Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношение с родителями.

Вы знаете, что у нашего народа одной из ведущей заповедей является почитание старших, родителей, стариков. Речь идет о чем? О долге пред родителями. Любить можно безотчетно, а долг требует осмысления и душевной работы. Недаром в народе говорят: «Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет», «Добрые дети - дому венец, худые дети - дому конец».

Видите, ребята, как много зависит от вас в семье.

Важно создать в доме какие-нибудь традиции, например: хранение семейных фотографий. Почему эта традиция так важна? Что хранят фотографии? Правильно, память о дорогих людях и событиях. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых были фотографии родных и близких им людей. Ещё одной из традиций может стать семейный отдых. Приятной традицией может стать делать приятные сюрпризы близким людям: любому человеку будет приятно получить маленький подарочек, сюрприз просто так, без повода! Ведь сюрприз не обязательно покупать…Его можно сделать своими руками: нарисовать рисунок; сделать поделку; убраться в квартире, к приходу родителей; принести букет ромашек, сорванных возле дома; просто обрадовать хорошими известиями. Подняв настроение близкому человеку - поднимешь его себе! А если у кого нет в семье традиций, то их можно придумать самим, тем самым сделать жизнь своей семьи яркой, насыщенной и запоминающейся. (Дано определение «семейные ценности»).

  1. (Продемонстрирован видеофильм «Что такое семья глазами детей»).
  2. Далее было сказано о том, что отношения внутри российской семьи контролируются Семейным Кодексом РФ - главным нормативным правовым актом, который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (последние изменения и дополнения от 20 апреля 2015 г.). В Российской Федерации под семьёй обычно подразумевается пара, заключившая официальный брак, их дети, а также в ряде случаев ближайшие родственники. Чтобы регулировать отношения внутри данной ячейки общества, необходим специальный свод законов. Так как отношения внутри семьи будут отличаться от тех, что происходят между людьми из разных родственных групп, то специально для них был составлен Семейный кодекс РФ.
  3. Кроме Международного Дня семей в России отмечен ещё один праздник - День семьи, любви и верности.

Праздник был создан благодаря инициативе Государственной Думы РФ, которую поддержали все традиционные религиозные организации нашей страны, поскольку сама идея празднования границ не имеет. Этот день установили для того, чтобы общество обращало внимание на главные проблемы семьи. Ведь очень трудно сохранить полноценную счастливую семью, тем более в настоящее время. Решить семейные проблемы удается не каждому идеально.

Мысль о праздновании этого дня появилась несколько лет тому назад у населения города Мурома (Владимирская область), где захоронены святые Петр и Феврония, являющиеся покровителями христианского брака. Эту пару считают образцом супружеской верности, семейного счастья, взаимной любви. Легенда рассказывает о том, что они скончались даже в один день - 25 июня 1228 года. Несмотря на то, что их захоронили в разных местах, они чудом оказались в одном гробу. Мощи этих удивительных людей хранятся в Свято-Троицком монастыре в городе Муроме.

Днем памяти этих святых признана дата 8 июля. Именно к этому дню, в честь семейного праздника, семьям вручается особая медаль, выполненная в форме ромашки - символа семейного благополучия.

(Продемонстрирован видеофильм «Сказание о Петре и Февронии»)

  1. В заключение мероприятия обучающимся была предложена викторина и шуточные загадки.

Загадки:

1. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а их всего трое. Кто это? (мать, дочь и внучка);

2. Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полбуханки. Сколько родственников было всего? (всего трое);

3. Шли теща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом. Сколько человек шло? (всего четверо);

4. Сын отца моего, а мне не брат. Кто это? (я сам);

5. Сын моей матери (мой брат);

6. Брат отца или матери (дядя);

7.Девочка, которая имеет родителей, как у меня (сестра);

8. Одних отца - матери дитя, а никому не сын (дочь)

Закончи пословицы:

У себя дома … (и стены помогают)

Когда нет семьи, … (то и дома нет)

Семья в куче - … (не страшна и туча)

Согласную семью и … (горе не берет)

В семье разлад - … (так и дому не рад)

В хорошей семье и дети … (хорошие растут)

1-ая викторина:

1. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

1. экономическая

2. репродуктивная

3. досуговая

4. социально - статусная

2 .В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1. воспитательную

2.репродуктивную

3. хозяйственную

4. досуговую

3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится (ятся):

1. совместная деятельность

2. общие политические взгляды

3. общий опыт

4. общая цель

4.Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1. род

2. сословие

3. семья

4. элита

5. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1. экономическая

2. социального контроля

3. эмоционально - психологическая

4. социально - статусная

6.К социальной сфере жизни общества относится институт

1. религии

2. науки

3. семьи

4. производства

7.Семья в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1. воспитательную

2. репродуктивную

3. эмоционально - психологическую

4. социально - статусную

8. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа

Б. Семья - это социальный институт

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?

1. регламентация поведения

2. воспроизводство социальной структуры

3. организация семейного досуга

4. распределение домашнего труда

2-ая викторина:

1. Как звучит по латыни слово «Семья» (Фамилия).

2. Как звучит по-итальянски слово «семья» (Мафия).

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя- тлеть, для семьи - … (пропущен глагол), а для народа- светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье - первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ? («Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ? (Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом - это... (Наказ.)

16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ? (Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ? (Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ? (Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ? (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

21. Как звучит по латыни слово «Семья» (Фамилия).

22. Как звучит по-итальянски слово «семья» (Мафия).

Разделы: Классное руководство

Цели:

  • формирование понимания важности и роли семьи в жизни человека;
  • воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, собственной ответственности.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран.
  • презентация со звуковым сопровождением;
  • аудиозаписи
  • рисунки учащихся на тему «Папа, мама, я – дружная семья!»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Добрый день ребята и уважаемые родители. Сегодня у нас встреча особенная. Мы будем говорить о том, что так важно в жизни каждого из нас. А вот о чём, вы скажете сами, разгадав ребус. (Приложение 1 , слайд 1)

– Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.
Слово «семья», как и слова «хлеб», «вода», не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.
Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем.

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

Ученик:

Но как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
Кто пищу сготовит, погладит белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, Я» – вдыхая, ответила – «Я, Я».
Вот так появилась на свете
СЕМЬЯ!

(Слайд 3 – музыкальное сопровождение)

Учитель: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.
– А вот интересно, какой семье легче прожить на свете? (Ответы гостей).
– Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Учитель: А теперь давайте проведём викторину “Мой дом – моя крепость” (слайды 4-10)

– Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)
– Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)
– Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля)
– Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)
– Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
– Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
– Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)

Учитель: Прочитайте рассказ Л.Толстого «Семейная кашка гуще кипит».

Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».

Беседа по вопросам:

– Всё ли вам понятно в рассказе?
– Какие вопросы у вас возникают?
– Как вы поняли название рассказа?
– Согласны ли вы с тем, что в семье всё кажется лучше и роднее?
– Можно ли слова матери назвать пословицей?
– Да, действительно можно, потому что в пословице заложена народная мудрость. Давайте попробуем объяснить следующие пословицы.

– Вспомните, уважаемые гости, из какого художественного фильма звучит песня?

(Слайд 13. Музыкальная пауза.)

– Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли?

– А сейчас посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ребята «Рябина и берёза».

– Слово «мама» на всех языках звучит одинаково нежно.

(Слайд 15 )

– Сегодня мы хотим подарить мамам стихотворения

Учащиеся читают стихи . (Приложение 2 )

– Свою любовь и уважение к женщине-матери поэты выражают в стихах, композиторы – в песнях, художники – в картинах.

(Слайды 17-19)

– Ребята создали свою галерею рисунков, посвященные своей семье.

(Выставка рисунков учащихся)

– Как написать одним словом «папа» и «мама»? (Родители)

– А вот мне интересно, хорошо ли вы знаете своих родителей? Кто готов участвовать в викторине « Что ты знаешь о своей маме?»

  1. Назовите цветы, которые любит мама.
  2. Какой у твоей мамы цвет глаз?
  3. Какое время года ей нравится больше всего?
  4. Чем любит заниматься мама в свободное от работы и домашних дел время?
  5. Что создаёт твоей маме хорошее настроение?
  6. Что ценит в тебе твоя мама?

(Слайд 22 – музыкальная пауза)

– А сейчас викторина о папе.

  1. Какая профессия у твоего папы?
  2. Нравится ли папе его работа?
  3. Какое у папы любимое занятие, увлечение?
  4. В каких случаях папа рад за тебя?
  5. Что ценит папа в тебе больше всего?
  6. В чём бы ты хотел быть похожим на своего папу?

– Как вы думаете, ребята, что входит в понятие «семья»? А вы, уважаемые взрослые? (Ответы учащихся, гостей)
– А вот в толковом словаре дается такое определение… (слайд 24)

«Семья – группа живущих вместе близких родственников». (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

– Часто в своей речи мы употребляем выражения, которые вызывают улыбку, заставляют задуматься. Попробуйте определить, о чем говорят следующие выражения.

(Слайды 25-26)

– Являются ли бабушка и дедушка членами вашей семьи, если они живут отдельно?

– Давайте вместе все споём. (Музыкальная пауза)

– Ой, а сейчас мы без мам и пап не справимся. Помогите нам разобраться, кто кому кем приходиться.

– Предлагаем нашим гостям послушать стихи «Литературная страничка».

(Слады 29-30)

– У всех членов семьи есть свои … (обязанности)

– И у вас, думаю, тоже? Итак, какие? (Чтение стихотворений)

Работа в группах

Дети обсуждают вопрос «Хорошо или плохо, когда каждый член семьи имеет свои обязанности?». (Слайды 32-33)

Рефлексия:

– Давайте подведём итоги нашего разговора о семье:

  • Узнали ли вы что-то новое, полезное для себя?
  • Как вы понимаете: «мир семьи» – это что? (Отвечают и дети, и взрослые)

Читает ученик:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Учитель: Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

– Но разговор о семье мы продолжим на следующих наших классных часах, поэтому, ребята,

Поделиться: