Сказкотерапия для дошкольников — какие сказки использовать, алгоритм действий. Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Рябинка»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ермолина М.В.

2012 год Ликино-Дулево

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!


Галина Филатова
Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ»

«Сказкотерапия » - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

«Там на неведомых дорожках»

НЕ бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия ярко представленные в образах героев закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. В настоящее время сказка всё чаще начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач : обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации отношения между сверстниками, родителями и детьми т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи т. д. Сказкотерапия для дошкольников - это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует прочитать,обыграть, инсценировать. Тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по её содержанию, которое должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, русской народной сказки , рассказа , небылицы,в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях . Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать за происходящим и лишь позже у них возникает желание принять участие в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных особенностей детей в сказкотерапию сначала следует привлекать тех детей, которые быстрее откликаются на приглашение взрослого; при целесообразно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. До проведения сказкотерапии дети сначала знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя. Выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Большое внимание в сказкотерапии уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма, и следовательно снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульях : при рассказывании сказки взрослым , фантазировании по музыкальной композиции, Роли зрителей в игре -драматизации по отдельным эпизодам сказки . В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки , действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том какие игры и упражнения понравились, запомнились и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему можно предложить аудиозапись сказки , отдельных игр сказкотерапии . Мнение детей учитывается.

Для проведения сказкотерапии в группе , я использую её как в кружковой работе так и повседневной жизни ребёнка в детском саду. В моей работе я использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок . В моей группе, созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В образовательную деятельность включаю распространённые методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, арт- терапию (рисунок, театр, которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти, воображения, что является необходимым условием для подготовки детей к школе. Это также и обучение позитивному общению и приобщению к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, также как любовь, дружба, милосердие и трудолюбие.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников : например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды) ; страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.) .

Выделяют несколько приемов работы над сказкой :

рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем) ;

Обсуждение сказки , ответы на вопросы;

высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) ;

Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) ;

Драматизация сказки .

Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы :

Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка ?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка ?

Для чего в сказке и плохие , и хорошие герои?

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота » - коррекция коммуникативной сферы (О. В. Хухлаева «Терапевтические сказки » ); «Жадный кармашек» , «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении (Е. А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия» ) и др.

Из опыта работы воспитателей :

Воспитатели рассказывают , как в группе проводится работа над сказкой с использованием книжного уголка и пособий, изготовленных по рекомендуемой методике.

Важную роль в воспитании познавательного интереса к сказке и благоприятного воздействия ее на души детей играют родители.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения широкого круга знаний, умений и навыков, но и моральных ценностей и правил.

Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. Так как сказкотерапии является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезная работа со сказкой. Конец века расставил все по своим местам и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными педагогами и психологами. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написали В. Бехтерева, А. Гнездилов, Т. Сергеева.

Значимость сказкотерапии как педагогической технологии лежит на поверхности. А прямой результат ее влияния на детское сознание - усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях , которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка - непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия - это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии - это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Поделиться: