Ребенок не плачет в саду. Из-за чего ребенок плачет в саду

Детские сады - дошкольные учреждения, созданные для разностороннего развития малышей и удобства их родителей. Детки учатся вести себя в коллективе, приобретают необходимые знания для дальнейшего обучения в школе, а их мамы - получают возможность трудиться и укреплять финансовое благосостояние семьи.

К сожалению, не все ребятишки воспринимают посещение детского сада, как должное, многие из них каждое утро начинают плакать, требуя оставить их дома.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Подобная ситуация знакома подавляющему большинству родителей. Для кого-то проблема успешно решается после прохождения адаптационного периода, ну а для кого-то становится непрекращающимся мучением - ребенок плачет в садике, не желает туда идти, при этом доводы и увещевания на него не действуют.

Психологи советуют не идти на поводу у малыша и не отказываться от посещения детского дошкольного учреждения. Как правило, «недетсадовские» детки гораздо хуже адаптируются к школе, им сложнее найти общий язык со сверстниками, в отличие от выпускников детского сада.

Однако игнорировать поведение своего чада ни в коем случае нельзя, это может нанести вред его психике, нужно выяснить причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад.

Не стоит делать скоропалительные выводы о том, что малыш просто начал капризничать, может статься, что за его поведением скрывается серьезная проблема. Первые дни в садике - нешуточное испытание для ребенка, ведь он привык к домашнему «расписанию», просыпался не по звонку будильника, а когда вздумается, кушал пищу, приготовленную заботливыми мамиными руками, играл, гулял.

Теперь же ему пришлось столкнуться со многими ограничениями и определенными правилами, общаться с ребятами, которые, возможно, ему не нравятся, потому что отказываются играть в его любимую игру. Воспитательница для него - это чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы. Чужое для него в детском саду все: кроватка, игрушки, книги, карандаши…

Кроха пребывает в растерянности, почему он должен расставаться с мамой, которая обещает забрать его «через час» или «после обеда». Он не ориентируется по времени, и период, проведенный без родных в садике, кажется ему вечностью.

Ребенок не хочет идти в детский сад причины:

  1. Неподготовленность. Это вина мамы и папы. Перед тем как отдать кроху в дошкольное учреждение, родители должны были научить его определенным навыкам: кушать самостоятельно, одеваться (застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать шнурки, завязывать шапку), пользоваться носовым платком, убирать свою одежду. Если малыш не в состоянии сделать это сам, без помощи воспитателей, он будет подвергаться насмешкам со стороны других детей.
  2. Болезненная реакция на расставание с мамой. Как правило, это происходит в случае, если малыша определили в садик в раннем возрасте (до трех лет) или уже после 5 лет, когда ему приходится приспосабливаться к уже сплоченному коллективу, где он ощущает себя чужим. В этой ситуации тоска по своей любимой маме проявляется особенно остро.
  3. Непривычные режим сна и питание. Ребенку тяжело вставать рано утром, многие дети не могут уснуть после обеда. Ну а здоровая и калорийная пища, приготовленная детсадовскими поварами, не всегда приходиться по вкусу малышам.
  4. Стресс. Ребенок может испытывать психологический дискомфорт из-за постоянного шума, перемены обстановки, правил, устанавливаемых воспитательницей, к тому же не всегда ему симпатичной.
  5. Ссоры в коллективе. Малыша могут обижать, дразнить или даже бить сверстники.
  6. Конфликты с воспитательницей или нянечкой. Сотрудники детского сада могут быть грубы по отношению ребенку. Есть и другая сторона медали: ваши сын или дочка отказываются слушать воспитателя, полагая, что он не имеет права указывать, что и когда ему делать.
  7. Самопроизвольное мочеиспускание во время дневного сна. Особенно часто эта проблема возникает в период адаптации к детскому саду. Как следствие этому явлению - насмешки со стороны других ребятишек.
  8. Новый детский сад. В связи с переменой места жительства ребенок может быть переведен родителями в другое детское учреждение. Малыш станет скучать по своим старым друзьям, воспитательнице, к которой привык. Возможно, ему сложно будет найти свое место в сформировавшемся коллективе.

Только выяснив причину, по которой ребенок не хочет идти в сад, можно предпринимать шаги по решению данной проблемы.

Ребенок плачет в детском саду: что делать

Первое, что должна сделать мама - побеседовать с воспитательницей, возможно, она даст дельные советы, как помочь ребенку, как наладить отношения со сверстниками, в том случае, если его постоянно обижают в группе.

К моменту посещения детского сада малыш должен обладать определенными умениями, привитыми ему родителями (рисованию, конструированию, лепке, чтению стихов), знать правила общения со взрослыми людьми, которые возьмут заботу о нем, пока мама и папа на работе, и с другими детьми.

У малыша нужно развить привычку следить за своим внешним видом, быть всегда чистеньким и опрятным. Если он не научен навыкам самообслуживания, нужно постепенно устранять этот недостаток. Пусть он не чувствует себя неумехой по сравнению с другими ребятишками.

В первые дни адаптации ребенка следует забирать до тихого часа, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новому режиму. Дома следует постоянно придерживаться детсадовского распорядка, в частности, укладывать спать днем, не позволять ему играть или смотреть мультики до поздней ночи.

Если малыш писает в кроватку во время дневного сна, нужно попросить воспитательницу, чтобы она сажала его на горшок перед отходом ко сну. Когда ребенок почувствует себя уверенно в детском саду, эта проблема отпадет сама собой.

Малыш должен знать, что мама и папа любят его. В свободное время следует больше времени проводить со своим чадом, терпеливо объясняя ему, что детский садик - это благо, прежде всего, для него самого, там он многому сможет научиться. Позиция родителей должна выглядеть следующим образом: «Мы тебя очень любим, ты самый лучший и замечательный ребенок в мире. У тебя все обязательно получится, если ты прислушаешься к нашим советам, нужно лишь немного времени».

И еще одно: дети очень чутко чувствуют обстановку вокруг, поэтому если мама сильно беспокоится, ее переживания передадутся и малышу, причем до такой степени, что он может не спать ночью, боясь наступления утра, когда ему снова придется отправляться в садик. Нужно взять себя в руки и позитивно относиться к посещению ребенком детского сада. Если родители не могут справиться самостоятельно с ежедневным плачем своего чада, имеет смысл посетить детского психолога.

Что не должны делать родители

Малышу очень нужна поддержка родителей. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, игнорировать и тем более ругать. Маленький человечек старается донести, что ему плохо, некомфортно и это, порой, отнюдь не пустые капризы.

Худшее, что могу сделать родители, это обвинять ребенка в его проблемах, говорить о том, что своим поведением он создает препятствия для их нормальной жизнедеятельности. Подобная тактика способствует развитию у малыша комплексов, которые впоследствии сложно будет устранить. Он еще слишком мал, у него нет достаточного жизненного опыта, чтобы адекватно реагировать на ту или иную негативную ситуацию и держать эмоции под контролем.

Зачастую родители ведут свое чадо в сад насильно, одергивая, унижая малыша на глазах у сотрудников, других родителей и воспитанников детского сада. Такое поведение никак не способствует улучшению ситуации.

Учинять разборки с детьми, которые обижают ребенка не только неэтично, но и неэффективно. В лучшем случае град насмешек и издевок усилится, в худшем - малыш просто станет изгоем в коллективе.

Еще хуже - устраивать скандалы в учреждении, жаловаться заведующей на то, что воспитатель не может найти общий язык с ребенком. Это сильно настроит сотрудников детского сада не только против мамы, но и малыша.

Психологи дают несколько простых советов, следуя которым родители могут избежать грубых ошибок:

  1. Нельзя пугать ребенка детским садом. Так он никогда не станет для него любимым местом, где можно чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  2. Не стоит обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, даже если их манера общения с ребенком вызывает недовольство. Малыш может подумать, что в детском саду его окружают плохие и злые люди.
  3. Нельзя наказывать ребенка при расставании, лучше пообещайте, что вы обязательно вернетесь, а все это время будете думать о нем.
  4. Нельзя обманывать кроху. Если нет возможности забрать его пораньше, то следует прямо сказать ему об этом, в противном случае доверие с его стороны будет утрачено.

Как видим, причины нелюбви к детскому саду у малыша могут быть разные. Задача родителей - помочь ему полюбить садик и настраивать на позитив.

Ни одну маму не оставит равнодушной плач любимого малыша. Хочется его немедленно успокоить, пожалеть, приласкать…

Даже если он в чём-то провинился. Хоть и эмоционально нелегко даются такие моменты, но хорошо одно – кроха сейчас рядом с вами и вы можете контролировать ситуацию.

А вот когда мамы узнают, что их ребёнок плачет в детском саду, недавно начав туда ходить, то их часто охватывает сильная тревога, страх и даже паника. «Он ещё совсем маленький и совсем один там», «Может, малыш ещё не готов к садику?», «Как же ему помочь?» - такие мысли проносятся в голове у мамы.

И, согласитесь, наиболее сильное беспокойство испытывают те, кто уже к этому времени вынужден был выйти на работу. Ведь нет возможности примчаться к своему чаду и мгновенно уладить ситуацию.

Почему ребёнок плачет в детском саду?

Рассмотрим основные причины стресса, который испытывает малыш от посещения садика:

  1. Разлука с мамой на длительное время;

Чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее стресс по этой причине и тем тяжелее проходит адаптация к садику.

  • До 2 лет дети ещё сильно привязаны к маме и нуждаются в тесном эмоциональном контакте с ней, в её заботе и ласке. Если они этого резко лишаются, то их психика сильно страдает;
  • Да и у малышей 2-3 лет связь с родителями ещё очень крепка, поэтому попадание в мир совершенно незнакомых ему «тётей» и других детей не может пройти гладко.

Дети, в таком случае, обычно весь день подходят к воспитателю с вопросом: «А когда придёт мама?» Каждая минута ожидания для них мучительна. И это самая распространённая причина того, что ребёнок начинает плакать в детском саду.

  1. Переход на новый режим;

График питания, сна, прогулок в садике отличается от домашнего. И, чем сильнее разница, тем тяжелее привыкать ребёнку. Это очевидно.

Поэтому (особенно в первое время посещения детского сада) он может отказываться от еды, испытывать трудности в засыпании, как в самом садике, так и дома;

Знайте! Чем более приближены по времени к садиковским все домашние процедуры и мероприятия, тем легче приспособиться ребёнку к новым условиям.

  1. Самостоятельность;

Дети, которым не давали действовать самостоятельно и, к началу посещения садика, не привили основных навыков самообслуживания (есть ложкой, одеваться, мыть руки, ходить на горшок), оказываются совершенно беспомощными в новой обстановке. И это усиливает стресс.

  1. Другое отношение к ребёнку со стороны взрослых;

Если дома он привык к ласке, доброте и вниманию мамы, папы и других близких родственников, то в садике малыш может столкнуться с повышенной строгостью, серьёзностью и требовательностью воспитателей. Притом колоссальный недостаток внимания не может не отражаться на настроении и состоянии ребёнка.

  1. Приобщение к новым правилам и нормам поведения. «Это нельзя», «Это надо вот так», «Делай так», «Не ходи туда» и т. д. – вызывают у маленького человечка множество вопросов и непонятностей в стиле: «А почему?»
  1. Малыша могут обижать в садике другие дети, отбирать игрушки, толкать и пр. Такие действия могут вылиться в то, что ребёнок плачет после детского сада или отказывается идти туда утром;
  1. Невкусная еда. Рацион в садике может в корне не устроить кроху, особенно если он привередлив в еде и питается очень ограниченно.

К чему может привести стресс от посещения детского сада?

Конечно, любая адаптация к чему-либо всегда вызывает хотя бы минимальный стресс. Даже мы, взрослые, подчас очень настороженно относимся ко всему новому.

А тут ребёнок. Да ещё попадает в первое в своей жизни внедомашнее учреждение. Без слёз, очевидно, не обойтись. Но иногда стресс настолько сильный, что может повлечь за собой различные неприятные последствия:

  • Частые заболевания. Стресс приводит к ослаблению иммунитета, и ребёнок оказывается в ситуации, когда количество источников заражения возрастает, а сопротивляемость организма снижается. Вот и результат;
  • Кроме того, есть такое явление, как психосоматика, когда наше психическое состояние, переживания и стрессы отражаются на здоровье. Чаще всего это происходит на уровне подсознания. Например, недостаток внимания к себе ребёнок неосознанно может стремиться восполнить посредством болезни.
  1. В нем вы найдете простые, бесплатные способы укрепить здоровье ребенка во время посещения детского сада;
  2. Ребенок будет реже болеть, быстрее пройдет адаптацию и перестанет плакать в детском саду;
  3. Про психосоматические причины болезней и как их избежать, вас тоже ждет отдельный блок в этом подробном видеокурсе.
  • Отказ от еды. Психическое состояние очень часто отражается и на пищевом поведении. С началом посещения садика, малыш может начать хуже кушать, в том числе и дома. Читайте статью по теме: Ребенок плохо ест, что делать ?>>>;
  • Проблемы со сном. На какое-то время ребёнок может даже перестать спать днём, долго засыпать ночью, опять-таки, требуя повышенного внимания к себе (ведь укладывая его спать, мама будет долгое время рядом). И, конечно, до боли знакомый вариант: малыша сложно разбудить утром, так как он не хочет идти в садик;
  • Изменения в поведении. Когда ребёнок плачет перед детским садом, после него и когда находится в нём, это автоматически указывает на то, что он стал более капризным.

Также, как следствие сопротивления новым условиям или в результате взаимодействия с другими детьми, малыш может начать проявлять агрессивность (в отношении себя, родителей, неодушевлённых объектов). Не торопитесь наказывать его за каждое грубое действие, ведь так подчас он выражает свои душевные переживания.

Как подготовить малыша к детскому саду?

Что же делать, когда ребёнок плачет в детском саду? Первое правило:предположить заранее, что такая ситуация произойдёт и начать готовить малыша к садику.

  1. Начните задолго до посещения детского сада рассказывать ребёнку о нём: что это такое, зачем туда ходить, что там хорошо. Рассматривайте фотографии в журналах, где дети играют вместе, в том числе в садике;
  2. Научите необходимым умениям: самостоятельно кушать и одеваться, ходить на горшок и мыть руки (читайте статью по этой теме: Как приучить ребенка к горшку ?>>>);
  3. Постепенно приближайте режим дня малыша к тому, который установлен в садике. Особенно это касается графика сна и приёма пищи;
  4. Чаще бывайте в людных местах: на детских площадках, в парках. Проходите с малышом мимо садиков, останавливайтесь, чтобы посмотреть на других детей там во время прогулки. Комментируйте их действия: «Смотри, дети играют (бегают, прыгают, смеются)», делая акцент на позитивных эмоциях (узнайте, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
  5. Приучайте ребёнка оставаться наедине с другими родственниками (не только с вами). Так постепенно будет происходить привыкание его сначала к своим, а потом и к чужим людям;
  6. Больше общайтесь со своим крохой. Особенно если ребёнок плачет, когда идёт в детский сад. Если замечаете, что он взволнован или чего-то боится, попытайтесь выяснить причину. Но очень мягко. Никогда не высмеивайте и не обесценивайте страхи своего чада. Относитесь к ним с пониманием и всегда поддерживайте кроху;
  7. В первые дни, месяцы посещения садика, проявляйте к ребёнку повышенное внимание. Ведь малышу его так не хватает!
  8. Нередко тревога и стресс передаются детям от их родителей. Умейте вовремя отслеживать собственные страхи и негативные эмоции, чтобы справляться с ними, а не «награждать» ими своё чадо;
  9. Когда ребёнок плачет утром в детском саду или перед ним, не ругайте и не критикуйте его. Так вы только усилите стресс и замедлите процесс адаптации. Рассказывайте о положительных моментах садика или просто переключайте внимание малыша на что-то другое;
  10. Пусть малыш плавно привыкает к детскому саду. Сначала ходите туда вместе с ребёнком на два часа во время прогулок вашей группы. Затем постепенно увеличивайте длительность его пребывания в садике;

Кстати! Развивающие центры и частные детские сады с малочисленными группами могут стать хорошим вариантом для мягкой адаптации малыша.

  1. Станьте активным участником жизнедеятельности вашего крохи в детском саду. Познакомьте его с воспитателями, с другими детьми, включайтесь в коллективные игры. Пусть ваш авторитет сыграет значимую роль в адаптации малыша к садику.

Из него вы сможете узнать, как познакомить ребенка с садиком и режимом и подружить малыша с воспитателем.

Пусть, когда вы уходите, у вашего ребенка будет верный и надежный друг в детском саду. Надежный взрослый, который пожалеет, уделит внимание и будет оберегать ребенка. Это возможно, если вы примените алгоритм из курса «Я иду в детский сад!»

Рассказывает мама маленькой дочки:

Очередное утро и опять начинается этот кошмар: моя дочка, еще толком не проснувшись, уже начинает хныкать: «Не хочу в садик!» Хныканье постепенно перерастает в плач, а на пороге садика мы появляемся уже с громким с ревом.
Раздевание дается с трудом: ребенок сопротивляется, не дает снимать колготки, плачет, то уговаривает, умоляет не оставлять, то дерется, пытается ударить. В конце концов воспитательница берет ревущее дитя за руку и чуть ли не силком тащит в группу.

Мне дают понять, что надо быстрей уходить, я выхожу и даже на улице слышу ужасные вопли своей крохи. Чувствуя себя преступницей, с камнем на душе иду на работу. Целый день утреннее воспоминание не выходит у меня из головы.

Когда прихожу за ребенком вечером, вижу, что она спокойно играет. Но лишь увидев меня, опять начинает реветь. И закатывает еще вечерний концерт. Мне плохо, ребенку плохо, я понимаю, что так продолжаться не может, но что делать?

Дома стараюсь объяснить дочке, что в садик ходить необходимо, но все тщетно — моя девочка отрицательно крутит головой, плачет, умоляет не водить ее больше и боится завтрашнего дня, когда ее опять поведут в детский сад.

Что делать, когда ваша кроха не хочет идти в детский сад? Что делать, если ребенок плачет в детском саду?

Из опыта воспитания двоих детей я вынесла некоторые полезные уроки. Первого сына также водила в детский сад и он также упирался, плакал и не хотел. Но что было делать? Не бросать же работу, и отдав зареванное дитя воспитателям, я с тяжелым сердцем шла по своим делам.

Но все валилось из рук, мокрые умоляющие глазки маленького человечка не выходили из головы, но как ему помочь, кроме как бросить работу и снова засесть с ним дома, я не знала.

В конце концов, у нас есть папа, худо-бедно прокормит, так что с голоду мы не умрем. С другой стороны, я думала о будущем своего сына и понимала, что он не сможет вечно сидеть возле моей юбки. Рано или поздно ему нужно будет пройти адаптацию в обществе, поскольку не ходить в школу мы уже точно не сможем.

А я хорошо знаю, как поступают с «мамсиками» в школе их же сверстники. И здесь защитить ребенка или оградить у меня почти не получится — он должен будет самостоятельно отстаивать свое мнение и зарабатывать репутацию в классе.

Так что чем раньше он научится общению со сверстниками, тем лучше. Так решила я, но не мой ребенок. Он продолжал плакать и никак не хотел идти в детский сад. Со своими переживаниями по этому поводу я обратилась к психологу в детском саду, также поговорила и с воспитателями.

Все они в один голос сказали мне, что адаптация к детскому саду происходит у всех детей, только у каждого по-разному, в силу различия темпераментов. Кто-то выражает свое недовольство плачем и криком, у кого-то может быть агрессия, а кто-то тихо сидит в углу и не желает ни с кем общаться.

Но со временем этот период проходит, агрессия спадает, слезы высыхают, однажды ребенок выползает из угла поиграть, так постепенно заканчивается адаптация и ребенок ходит в детский сад уже спокойно, без истерик.

Объясняется это тем, что детский сад для ребенка — новая, непривычная для него среда. Где приходится привыкать быть без мамы, находить общий язык со сверстниками, слушать воспитателя, человека, которого он не знал до этого.

Естественно, что к этому надо привыкнуть, а для этого нужно время, и у каждого ребенка это время разное.

Через некоторое время, а точнее месяца через три, мой ребенок действительно привык, немного освоился, перестал реветь и более охотно ходил в детский сад. А точнее понял эту необходимость, смирился и перестал протестовать.

Единственное, что меня смутило в этой ситуации — он так никогда не полюбил детский сад, хотя условия там были очень хорошие, воспитатели добрые и заботливые. Но, даже не смотря на то, что он завел себе в детском саду друзей, до сих пор упоминание о детском саде вызывает у моего уже повзрослевшего сына отрицательные эмоции.

Я спрашивала его почему , но он не мог однозначно ответить. Я подумала, что может у него просто осталось ощущение того, что ходил он туда не по своей воле, из под палки. А все, что нас заставляют делать насильно, не приносит радости, мы подсознательно будем упираться и сопротивляться насилию, даже если со временем привыкли к этому.

Итак, мой первый сын привык и смирился, но, как оказалось, не был счастлив в детском саду и проходил туда просто по необходимости, поскольку не в его детских силенках что-то изменить. Единственное, что он мог сделать — это часто простужаться, и тогда мама на законных основаниях была рядом несколько дней.

Со временем все это поняв и переосмыслив, я решила не ставить эксперименты на психике своего второго сына и просто не повела его в детский сад ни в 2, ни даже когда ему исполнилось 3,5 года.

И тут заметила интересное явление — он сам попросился в детский сад! Видимо для ребенка отсутствие общения со сверстниками также страшно, как и отсутствие мамы рядом. Он с завистью поглядывал через забор на деток, играющих в детском саду, и просил, чтобы я отвела его туда.

Я пожала плечами — ну что ж, пойдем. В первый день он не мог дождаться, пока я его раздену и кинулся в группу, даже не попрощавшись со мной. Но все равно я решила надолго не оставлять его в первый день.

Когда я пришла за ним в час дня, он выдал мне небольшую истерику, из которой я поняла для себя, что, видимо отсутствовала слишком долго. На следующий день сын отказался идти в детский сад наотрез. И я подумала, что на этом все и закончилось.

Помня прошлый опыт, я не стала настаивать и тащить его в детский сад насильно. Я объяснила воспитателям, что хочу добиться, чтобы ребенок сам, по своему желанию ходил в детский сад. Они скептически ухмыльнулись, уверив, что только систематически посещая детский сад, можно к нему привыкнуть. Но, однако же, обещали поддержать меня.

Я не заставляла своего сынулю, не уговаривала, дала ему понять, что как он захочет, так и будет. Через несколько дней он сам спросил, почему мы не идем в детский сад?

Я ответила ему: «Ты же сам не хочешь!» «Нет, хочу!» — возразил он — «Только ты будь там со мной!» Я объяснила сыну, что в детский сад он должен ходить сам, а мама будет его только приводить и потом забирать домой, когда он наиграется.

Немного поразмыслив, он решил, что пожалуй, пойдет на это. Снова я отвела его в детский сад, на этот раз попрощалась с ним и сказала, что обязательно приду за ним, как только закончится обед.

Он радостно кивнул и побежал к игрушкам. А я спокойно пошла по своим делам. Со временем, он сам захотел остаться на полный день, чтобы поспать в тех маленьких кроватках и послушать, как воспитательница читает сказку.

Так легко и просто произошла адаптация моего второго сына к детскому саду. Он каждый день говорит мне о своих достижениях в детском саду, а воспитатели хвалят его за общительность и любознательность. Почему-то мне кажется, что пребывание в садике он и во взрослой жизни будет вспоминать с теплотой и радостью.

Что хотелось бы написать для тех родителей, у которых :

1. Приучайте свое дитя постепенно и безболезненно. Если вы хотите выйти на работу, заранее, лучше за полгода, позаботьтесь о том, чтобы ребенок привык к детскому саду.

2. Приводите его в детский сад первые разы лишь на пару часов, увеличивая время постепенно. Ребенок привыкнет к мыли, что вы за ним обязательно придете и не будет тревожиться. Со временем он сам захочет оставаться все дольше и дольше, чтобы наиграться.

3. Не тащите ребенка в детский сад насильно. Лучше почаще рассказывайте о том, как весело деткам в садике, как они играют, танцуют, поют. Предложите ребенку пойти посмотреть, поиграть с детьми, с новыми для него игрушками. Ребенок поймет, что ходить в детский сад он может только по желанию, а не по принуждению.

4. Не обманывайте ребенка. Не говорите, что вы сейчас придете за ним, если хотите оставить его до вечера. Так вы подорвете доверие к себе, ребенок будет еще более тревожным и плаксивым. Честно скажите, что заберете его после обеда или после сна, но только обязательно исполните свое обещание, не задерживайтесь.

5. Лишь потом, когда вы поймете, что ваш малыш полностью адаптировался, можно говорить ему о том, что у каждого есть определенные обязанности. Мама и папа ходят на работу, старший брат ходит в колледж, а его работа — ходить в детский сад. Адаптированный к детскому саду ребенок не будет воспринимать эти слова болезненно, а, наоборот, будет с гордостью ходить на свою «работу», как взрослый.

Желаю вам и вашему малышу как можно быстрее пройти адаптацию к детскому саду и получать от его посещения только удовольствие! Расскажите, что вы делали, когда ваш ребенок плакал в детском саду?

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Я рыдала в больнице по той же причине, по которой плачут дети в детском саду при адаптации!!!
Читать до конца. Подробно всё разжую)

Как же так вышло?

В субботу я поступила в больницу с подозрением на аппендицит. Мне осмотрела куча врачей, и ото всех я слышала только «аппендицит, классическая картина».

На операцию я шла с вполне себе легким сердцем.

А потом я очнулась и улыбчивая медсестра сказала мне, что везёт меня в гинекологическое отделение.

-Как так? Почему?

-К вам придёт доктор и все расскажет.

Конец разговора.

И вот тут включается фантазия… А если… Любая женщина может легко представить, какие ужасные мысли роились у меня в голове в те минуты.

Когда меня привезли в палату, я уже ревела.

Почему я ревела белугой?

  1. Потому что неизвестность - это пытка.
  2. Потому что я морально подготовилась к удалению аппендицита, а не к этому.

А потом 3 часа я ждала врача и мучилась неизвестностью… Нет, я не рыдала это время, у меня включились защитные механизмы, я начала логически рассуждать, пытаться отвлечься и т.п. Но первые 10 минут дались мне тяжело.

Как моя история поможет вам в адаптации ребёнка к детскому саду?

Потому что дети, так же как и я в больнице, плачут или из-за неизвестности, или из-за обманутых надежд.

Потому что не знают, что их там ждёт.

Потому что ребенок ожидал, что мама придёт скоро, а её все нет и нет. И вот тут малыш начинает придумывать страшилки, куда пропала мама… Как тут чувствовать себя в безопасности, когда мир так неустойчив и обманчив?!

И если у взрослых есть защитные механизмы психики, то у дошколят их практически нет. У дошколят основной механизм защиты — это

Представьте себя на месте ребенка: Как будто вас отправили на супер-пупер курорт, а оказались вы одна на заброшенном острове среди аборигенов, еще и не факт, что мирно настроенных…

Стало страшно? А ребенку ещё страшнее.

Как помочь ребёнку ходить в сад без слёз?

1) Говорите правду.

Не обманывайте ребёнка, что пошли в магазин и пропали до вечера, да ещё и не купили ничего… Как только ребёнок поймает вас на обмане, пусть даже он ничего не скажет, его адаптация усугубится в разы.

Не надо вешать ребёнку лапшу на уши!

Лживая картинка рушится при столкновении с реальностью — это выбивает опору из под ног. И тогда фрустрация потребности в безопасности цветет пышным цветов: привет слезам, кошмарам, истерикам, непослушанию, болячкам и иже с ними.

Особенно, если ребёнок идёт в сад года в 4. Ему уже хватает опыта, чтобы понять, что не со всеми ребятами он подружится, что он будет немного скучать. Такой ребенок уже лучше отслеживает временные рамки, его уже всеми этими «ушла за хлебом и не вернулась» не проведешь.

2) Объясняйте ребёнку, что его ждёт.

Вот как в моем ситуации в больнице. Если бы хоть один врач перед операцией мне рассказал, что, возможно, это окажется не аппендицит, что есть и другие варианты развития событий, то у меня была бы возможность морально подготовиться. Я бы не испугалась после операции, я бы не чувствовала себя обманутой.

Ребенку, конечно, мы стараемся рассказывать все в положительном ключе. Об этом

Да, и здесь есть сказка для детей по подготовке к детскому саду и сказки про деток которые плакали и грустили в садике:

Но, если ребенок уже плачет в саду, значит фрустрируется его потребность в безопасности в первую очередь, плюс, возможно, потребность в любви (малыш считает, что его мама больше не любит, бросила и т.п.).

В таких случаях стоит проигрывать не только положительные сюжеты, но и сюжеты со слезами, расстройством ребенка. Пример такой игры и ее результатов

Обсуждайте с ребенком, все плюсы и минусы в саду. Да, там нет мамы и папы. Да, без них неуютно и скучно. Но детский сад нужен вашей семье по ряду конкретных (!!!) причин, понятных вашему ребенку.

Давайте ребенку конкретные варианты развития событий!

«Ты поиграешь, погуляешь и я приду».

«Ты порисуешь, сходишь на музыку, погуляешь, пообедаешь и я приду за тобой. Если я задержусь на работе, то ты успеешь поспать в саду».

3) Не надо говорить, что «здесь нечего бояться».

Очень даже есть чего, если ребёнку уже страшно. Лучше спросите, из-за чего именно он расстроен, из-за чего переживает, что тревожит. Выводите ребенка на конкретику. Так вам самим (т.е. вашей семье: маме и/или папе/дедушке/бабушке)

4) Не надо запугивать ребёнка садом .

Многие люди, особенно советской закалки, любят детей пугать. Это могут быть фразы из серии: «Вот пойдешь в сад, там с тобой никто возиться не будет!», это могут быть и более мягкие, но не менее пугающие ребёнка фразы: «Как же ты такой стеснительный/несамостоятельный и т.п. в сад пойдешь?!»

5) Позаботьтесь о себе.

У вас тоже может произойти такой же «сбой системы». Вы рассчитывали на одно, готовили ребенка к одному, а на выходе получили совсем другое. Перебирайте разные варианты развития событий. Поговорите со знакомыми, узнайте, кто с чем сталкивался в детском саду.

Тогда вы будете в состоянии и ребенка к разным вариантам подготовить, и наготове у вас будут

Легкой адаптации к детскому саду!

P.S. А ваш ребенок плачет в садике? Какие еще темы про сад вам интересны?

Поделиться: