Развивающие занятия для детей 11 12 месяцев. Развивающие игры для детей в одиннадцать месяцев

Одиннадцать месяцев - особенный возраст не только для ребенка, но и для родителей. Этот месяц проходит в предвкушении главного праздника - дня рождения, малыш становится все более самостоятельным и активно познает окружающий мир. Из статьи вы узнаете о важных навыках и умениях крохи, которыми он должен обладать, и о том, как развивать ребенка в 11 месяцев.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Физиология

Питание

К своим 11 месяцам ребенок уже должен иметь 6 зубов, что означает способность его пережевывать мягкую пищу со взрослого стола - вареную картошку, морковь, котлету на пару, рыбные тефтели и другое. Самое главное, что к этому готова и пищеварительная система ребенка, а значит, вы можете вносить все большее разнообразие в детское меню.

Вы можете предложить ребенку несколько вареных овощей на выбор, посмотрите, что он будет есть и положит к себе в тарелку.

Движение

Большинство детей к 11 месяцам уже ходят, хотя некоторые продолжают ползать - это тоже вариант нормы. Конечно, до самостоятельной уверенной ходьбы малыш еще не дорос, но с помощью взрослых или, балансируя руками, он делает это вполне успешно. При этом он уже может приседать, брать игрушки.

Умения и навыки

Малыш к 11 месяцам умеет:

  1. садиться и вставать;
  2. показывать части тела;
  3. строить домики и башни из кубиков;
  4. изображать звуки, которые издают животные, машины и т.д.;
  5. искать игрушки;
  6. осуществляет попытки ходить без поддержки;
  7. пить из чашки или специального поильника самостоятельно, пытается правильно есть ложкой;
  8. повторять движения за взрослыми;
  9. самостоятельно взбираться на диваны, стулья, скамьи и спускается.

Психология ребенка в 11 месяцев

К 11 месяцам ребенок становится более самостоятельным, умеет слушать вас и даже выполнять простые понятные просьбы. Он повторяет за вами звуки и пытается повторять слова. С малышом можно разговаривать в форме диалога, только в ответ вы пока будете получать не совсем вразумительные ответы. Кроха уже может общаться со сверстниками и даже обмениваться игрушками. Это период, когда можно начинать освоение сюжетных игр.

Ребенок в 11 месяцев: будет веселым, умным и спокойным, если с ним проводить развивающие игры

Развивающие игры и занятия с ребенком

Игры

Игры с поиском игрушек

Очень полезно для общего развития ребенка в 11 месяцев играть с ним в разнообразные игры. Самое простое занятие - поручать ребенку поиски определенной игрушки, которую вы называете - куклы, мяча. Постепенно усложняйте задание, простите ребенка выбрать из всех игрушек только машинки, или только куклы. Для тренировки игрушки можно рассортировать по кучкам.

Игры в воде

Игры в ванной - это любимое занятие детей. Учите ребенка переливать воду из емкостей, выпустите несколько резиновых игрушек и просите поймать их. Это самое подходящее время вручить малышу зубную щетку и постепенно учить его чистить зубки.

Части тела

В этом возрасте ребенок уже может показывать части тела. Усложняйте задачу и просите его показывать их на других людях и игрушках. Вопросы формулируются просто: «Где у мишки носик? Где у мишки глазки?» и т.п. Можно знакомить ребенка с особенностями животных - хвост у собаки, хобот у слоника.

Сюжетные игры

Сюжетные игры к этому возрасту становятся более разнообразными, интересными, осознанными. Ребенок уже сам многое может - качать куклу, кормить и поить ее чаем с использованием игрушечной посудки. Можно учить малыша застегивать молнии и пуговки, одевать кукол.

Книги

Обязательно читайте вместе с малышом, только старайтесь оказаться лицом перед ним, не сажайте на колени. Можно давать ребенку листать книжки, особенно, если в ни есть яркие картинки.

Рисование

Купите ребенку пальчиковые краски или же обычные с кисточкой. Процесс ему очень понравится, а вы сможете озвучивать цвета и просить нанести их на бумагу. Кроме того, можно приобрести наклейки и вместе наклеивать их на белый лист.

Прятки

Помимо игры в прятки, можно играть с малышом пряча игрушки в картонные коробки, которые нужно открывать или, складывая их в рюкзачок. Сначала малыш будет их доставать, а потом и сам складывать.

Развитие осязания

Ребенок тянется ко всему интересному и неизвестному. Позволяйте ему ходить босиком по траве или песку (в местах, где это безопасно), пересыпать песок руками, играть камушками. Дома можно играть с мокрыми игрушками, дать потрогать желе.

Общение

В свои 11 месяцев ребенок испытывает необходимость не только в общении с вами, но и со сверстниками и детьми постарше. Понимает он в этом возрасте намного больше, чем может сам сказать. Вы можете учить его простым словам, повторяя их несколько раз вкрадчиво. Малыш будет не только слушать, но и следить за движениями губ, а потом воспроизводить слово. При этом могут появиться слова, которыми он обозначает какие-то нужные и знакомые ему вещи.

Ходьба

Если ребенок еще не ходит, то этот момент скоро наступит. Не торопитесь сами и не торопите ребенка. От ходунков лучше отказаться, потому как они могут привить ребенку неправильный навык ходьбы и негативно повлиять на осанку. Помощниками здесь станут специальные игрушки или каталки, которые малыш толкает впереди себя. Некоторые дети с удовольствием катают коляски - свои и игрушечные.

Обязательно спускайтесь и поднимайтесь по лестницам вместе. Это идет на пользу физическому развитию и укреплению мышц.

При любых играх с малышом стоит давать ему как можно больше простора для действий, но при этом не забывать о безопасности. Запреты в виде «нет» и «нельзя» повторяйте не более 4 раз, старайтесь переключить внимание малыша на другие предметы и занятия.

Для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.

Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку, способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.

Поэтому усваиваем для себя, что нужно:

  • разрешать ребенку ползать и ходить везде;
  • не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
  • не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
  • не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
    стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
  • не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.

Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:

Мама напутала!

Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить

Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них. Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.

Дай мышку

Поставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.

Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.

Терем-теремок!

Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.

Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.

Рисуем на… обоях!

Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.

Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего и заинтересуется.

В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.

Я иду по лестнице!

Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку..Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…

Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.

Водичка моя!…

Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.

Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.

Практические советы

Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.

Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.

Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.

Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.

Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.

Новые открытия

Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.

Развитие координации

"Гимнастическое бревно": Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.

Принятие решений

Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.

Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.

Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.

Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления

Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.

Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.

Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.

Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.

Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания

Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.

Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.

Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.

Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.

Переодевание

Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.

Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.

Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха

Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)

Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.

Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.

Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема нашей беседы сегодня – развитие ребенка в 11 месяцев. Какие особенности развития крохи в этот период? Как помочь ему нормально расти и приобретать все необходимые навыки и умения? Что должен уметь карапуз в 11 месяцев? Давайте попробуем разобраться.

Совсем скоро малыш отпразднует свой первый день рождения. Серьезный путь пройден, не правда ли? Потихоньку сошли «на нет» бессонные ночи, непонятные переживания, связанные с непониманием сигналов крохи. Теперь вы уже почти наверняка знаете, чего хочет Ваш малыш именно сейчас, как он просит есть, пить или играть, и он может вполне внятно объяснить Вам свои просьбы. Вы тоже уже привыкли к режиму, и постепенно из мамы-новичка превращаетесь в «бывалого солдата», которого уже не напугаешь внезапным плачем, срыгиванием и нежеланием кушать.

Все это уже пройдено, общий язык с крохой найден, и можно, наконец-то, немного расслабиться и наслаждаться светлым периодом декрета. Не забывая, конечно, о мерах предосторожности – ведь теперь карапуз уже не будет мирно лежать в своей кроватке и агукать. Он уже очень подвижен и активен. А какой умелец! Впрочем, сами посудите, как много всего он уже умеет!

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев и его навыки и умения

Рост малыша в этом возрасте обычно лежит в пределах 73-75 см, а вес – около 9,8 – 10,5 кг. Каждый месяц он активно растет и набирает вес, становится все более и более осознанным и активным.

Малыш в возрасте 11 месяцев может уверенно стоять, придерживаясь за опору или за руку заботливого родителя. Он может даже ходить, держась за стену или игрушку–каталку. Иногда детки могут самостоятельно стоять или даже продвигаться на несколько шажков вперед, для равновесия держа в ручке игрушку.

Около половины малышей к годику уже начинают ходить. Но это не значит, что стоит бить тревогу, если кроха пока не стремиться становиться на ноги и шагать. По мнению специалистов, ребенок должен освоить навык хождения в промежутке между девятью и шестнадцатью месяцами жизни. Так что переживать сильно не стоит, если малыш к году еще не топает.

Успехи в хождении зависят напрямую от трех главных факторов: силы мышц, равновесия и темперамента крохи. Необходимо, чтобы не только тело было готово к прямохождению, но и внутренне малыш был к этому готов. Так, по наблюдениям ученых, быстрее всего начинают ходить крохи с подвижным, даже взрывным темпераментом. Более спокойные малыши не спешат стремительно осваивать новые умения, а предпочитают все разглядывать, изучать, а также доводить до мастерства навыки ползания, в которых они – настоящие профессионалы.

И для нас, как для родителей, очень важно научиться распознавать потребности детишек, и принимать их такими, какие они есть. Даже если они в чем-то, а так будет наверняка, отличаются от среднестатистических карапузов, описанных в учебниках по воспитанию и уходу за младенцами. Ведь это огромное счастье – видеть новые достижения своих малышей, радоваться им и посильно помогать им в этом непростом, но таком интересном процессе.

Основные навыки и умения крохи в 11 месяцев:

  1. Карапуз не без труда, но умеет садиться из вертикального положения;
  2. Может показать пальчиком на предмет, который его интересует;
  3. Может долгое время уверенно сидеть.
  4. Ползает на четвереньках.
  5. Хватая какой-то предмет или игрушку, раскрывает ручку в соответствии с размером игрушки.
  6. Старается поставить один кубик на другой.
  7. Двумя ручками удерживает чашку.
  8. Может удерживать ложку в ручке и подхватывать ею еду.
  9. Уверенно хватает мелкие предметы с помощью двух пальчиков.
  10. «Богат» четырьмя зубами – во рту крохи уже есть два нижних и два верхних центральных резца. Но если малыш еще не радует вас своей зубастой улыбкой, сильно переживать не стоит, можно еще подождать. И соответственно подбирать питание.

Психическое развитие малыша

В возрасте 11 месяцев карапуз начинает отзываться на свое имя – если его позовут, он оборачивается и смотрит в сторону звука. Кроха умеет распознавать, когда его «ругают» или хвалят, и с радостью повторяет все те действия, за которые мама с папой похвалили.

Малыш умеет выполнять несложные мамины поручения и просьбы, типа: «Иди ко мне, мой малыш!», или «Дай яблочко маме». Кроха с удовольствием подражает мимике и жестам взрослых, узнает интонации и пытается их повторить.

Постепенно малыш начинает понимать значение слов «за», «в», «из». Теперь его не обманешь прозрачной банкой – он не будет пытаться взять игрушку сквозь стенку, а засунет ручонку в горлышко банки и вытащит то, что ему нужно. Если показать ему, как откручивать крышечку бутылочки или баночки, он с удовольствием будет сам повторять подобный эксперимент. Особенно, если подкрепить интерес какой-то вкусняшкой типа печенья или кусочка яблочка.

В этом возрасте карапузы эмоционально очень привязаны к родителям, особенно к маме. И не удивительно, ведь присутствие родителей рядом означают для малыша комфорт и безопасность. Поэтому часто детки требуют, чтобы во время кормления, купания и укладывания спать присутствовали и мама, и папа.

Конечно, родители не всегда готовы полностью подчинить свою жизнь настроению малыша, и стараются научить его первым навыкам самостоятельности: пить из чашки-поильника, есть ложечкой, самостоятельно засыпать. Но нередко малыши противятся внедрению новых привычек, ожидая, чтобы мама и папа сами покормили его, укачали, напоили. Ведь вместе с непосредственной помощью родителей кроха боится потерять и чувство собственной безопасности. Поэтому приучать карапуза к нововведениям надо постепенно, вооружившись большим запасом терпения. Но, поверьте, оно непременно окупится сторицей.

И, конечно, в этом возрасте малыши очень любят различные игры с родителями. Особенно в почете и у мальчиков, и у девочек, шумные и веселые игры с папами. Ведь это так здорово, когда папа подбрасывает высоко-высоко, кружит, резко опускает вниз головой, раскачивает и придумывает другие забавные игры. Малыши обычно заливаются смехом и требуют продолжения «банкета».

Меняется и речь малыша. Его лепет усиливается, теперь он может сам себе произносить монологи из цепочек разных слогов. Также активно проявляется звукоподражание – если попросить кроху повторить звуки, которые он слышит, малыш с удовольствием это сделает. По просьбе мамы или папы он может показать глазки, ушки, носик, ротик, подражает жестам и движениям взрослых.

Некоторые карапузы уже в этом возрасте радуют маму первыми осознанными словами. Скорее всего, они начинают говорить слова «дай», «мама», «на». Таким образом, кроха пытается донести до близких свои потребности. И родителям необходимо быть чуткими и понимающими, предоставляя малышу возможность самостоятельно о чем-то попросить или сказать.

Усложняются игры ребенка. Появляются первые признаки сюжетной игры. Карапузы пытаются укачивать куколок в коляске, кормить их, катать машинки. Все эти навыки ребенок постигает из общения с взрослыми.
Сейчас, как никогда прежде, малышам нужны разные впечатления. Поэтому очень важно находить возможности для обогащения эмоционального мира крохи. Ходите с ним в гости, в магазины, зоопарки, на экскурсии. Очень здорово бывать в местах, где есть другие детки. В этом возрасте малыши начинают наблюдать друг за другом.

Развивается и мышление малыша. Сейчас он овладевает такими мыслительными операциями, как конкретизация и обобщение. Конечно, пока еще они несовершенны, но все впереди. И уже в таком возрасте, если попросить кроху подать мяч, не указывая конкретно, какой из них, он возьмет то, что в его сознании относится к категории мячей.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Поделиться: