Развитие ребенка 4 месяца что должен. Навыки речи у младенцев

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?


Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.


В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей - он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.


Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

Ножки-топтыжки
Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:
Ножки-топтыжки
Пошли молотить, 
Ручки-грабельки
Сено воротить.

Толкачики-рогачики
Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: 
Толкачики – рогачики, оп! 
Перевертушки!

Поехали!
Мама тянет кроху за ножки на себя:
Поехали – поехали за солью, за солью.

Ковалек
Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленькую ножку 
Золоту подковку.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.

И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы - на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста - 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал - он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность - важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.


В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность - комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.


С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ - документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно .

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

Прикорм

Каша

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром - формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши - можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма - кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм - смесью или грудным молоком.

Особые указания

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.


Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи - это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха - ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.


Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками - любимая забава деток этого возраста. Ваша задача - издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.


Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения - сначала одной ножкой, потом другой, а в конце - обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика - важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром - достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

Сон

Примерно к четырем месяцам (к 16 неделям) малыш окончательно привыкает к смене дня и ночи. Часто именно в этом месяце он впервые спит не просыпаясь всю ночь напролет.

В целом младенец спит по шестнадцать-семнадцать часов в день: дневной сон приходится на позднее утро, в течение дня малыш еще два раза засыпает на долгое время.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, ритм кормлений уже установился: малыш просит грудь в среднем от четырех до шести-семи раз в день. Его желудок увеличился, и поэтому всякий раз он съедает больше молока, при этом период переваривания удлиняется. Кроме того, ребенок легче отвлекается во время кормлений. Вот почему порой необходимо кормить его в спокойном месте, вдали от суеты. Если младенец на искусственном вскармливании, вы уже можете давать ему смесь второго или последующего типа. В день ребенок выпивает в среднем пять бутылочек смеси по 180 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Слух ребенка уже достигает нормальной остроты, он поворачивает голову по направлению к источнику звука. Он идентифицирует и отлично определяет звуки, узнает звук шагов родителей.

Зрение

До этого момента две картинки, которые малыш получал при помощи левого и правого глаза, в значительной степени накладывались друг на друга. К четырем месяцам зрение ребенка становится бинокулярным. Он уже видит окружающий мир объемным, а значит, может оценивать расстояния; он начинает брать в руки предметы, лежащие вблизи от него. Пока что он может видеть все, что находится всего лишь в пределах 40 см от него, и его мир ограничивается тем, до чего он может дотянуться; однако движения его глаз теперь столь же точны и быстры, как у взрослого, к тому же он различает цвета почти так же хорошо, как и вы. Младенец следит за вами, когда вы перемещаетесь по комнате или играете с ним.

Осязание

Малыш постепенно узнает, что предметы и материалы обладают различными свойствами: они могут быть мягкими или твердыми, шероховатыми, гибкими, теплыми...

Когда малыш бодрствует

Как только у ребенка в руках оказывается какой-то предмет, он недолго разглядывает его, а затем обязательно пытается сунуть его себе в рот. К тому же у младенца может начаться обильное слюноотделение. Первый зуб обычно появляется лишь в пять - шесть месяцев, однако некоторые дети уже в четыре месяца начинают ощущать, как зубы давят на десны изнутри.

Малыш открывает для себя собственные руки и ноги, представляющие для него предмет неустанного восхищения; теперь он может играть самостоятельно. Он начинает издавать членораздельные звуки: «ма-ма» или «па-па» (однако эти звуки он еще не связывает с родителями); он уже может имитировать звуки, которые издают окружающие. Ребенок начинает понимать причинно-следственные связи - к примеру, связь между нажатием на кнопку и тем, что после этого зажигается свет или звучит музыка. Кроме всего прочего, в это время он может начать немного более «нелюдимо» реагировать на незнакомых людей.

Здоровье ребенка

Четвертый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие и новые навыки (описанные выше), состояние его иммунной системы, его размеры: средний рост младенца в четыре месяца составляет 62 см, вес - порядка 6 кг, а окружность черепа достигает примерно 41см.

Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем (сердечной, дыхательной, сосудистой систем), проверяет наличие аномалий, которые могут свидетельствовать о какой-либо патологии.

Затем, как и всякий раз, врач спрашивает мать (и отца, если тот присутствует) об их отношениях с ребенком. Это делается для того, чтобы оценить, как родители справляются со своей задачей, а также проконсультировать их и ответить на возникшие у них вопросы.

Прививки

Если вы следуете национальному календарю прививок, ваш малыш должен в четыре с половиной месяца получить вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Если вы хотите ослабить воздействие вакцины на организм ребенка, постарайтесь действовать по схеме.

Внимательно отслеживайте побочные реакции

Будьте внимательны: если после первых прививок у вашего малыша появлялась экзема, возникали ЛOP-осложнения, пищеварительные трудности, проблемы со сном и т. п. или если он страдает пусть даже от минимальной инфекции в момент, когда нужно делать прививку, - отложите ее. Проконсультируйтесь с участковым педиатром или гомеопатом и подождите, пока организм ребенка вновь придет в норму; давайте малышу подходящие ему витамины. Затем, когда проблема решится, продолжайте вакцинацию, однако действуйте очень осторожно и не забывайте применять гомеопатические средства.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Виды естественной терапии, которыми можно дополнить лечение

Гомеопатия

  • Периодический жар, сопровождающийся сильной жаждой, потоотделением: «Белладонна 9/15 СН».
  • Сильный жар без жажды: «Апис меллифика 15 СН».
  • Очень сильный жар, беспокойное состояние, затем внезапное резкое понижение температуры: «Аконитум 15 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждую четверть часа, чтобы снять жар и избежать судорог; затем следует принимать препарат все реже, а при улучшении состояния отменить. Можно принимать одновременно несколько препаратов, это безопасно для ребенка. В таком случае давайте малышу по 1 грануле каждого выбранного вами препарата. Кроме того, можно также давать следующий комплексный препарат типа «все в одном», обладающий болеутоляющим, противовоспалительным и жаропонижающим действием:

  • «Белладонна 9 СН»;
  • «Апис меллифика 15 СН»;
  • «Арника 9 СН»;
  • «Хамомилла 9 СН».

Давайте малышу по 2 гранулы в соответствии с приведенной выше схемой приема.

Фитотерапия

Растения, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим эффектом: золототысячник обыкновенный, таволга, черная смородина, ива белая и другие растения, оказывающие также успокаивающее действие.

Ароматерапия

И без того узкая область применения эфирных масел у грудных детей еще более сузилась в последние месяцы, после изъятия из свободной продажи таких полезных лекарственных средств, как суппозитории против болезней бронхов и бальзамы против кашля. Подобная мера предосторожности необходима, так как существуют препараты способные, при применении в больших дозах вызывать судороги. Однако большинство препаратов, если применять их по строгой схеме, составленной специалистами в данной области, не представляют опасности. При жаре врач-гомеопат может выписать вам рецепт на еле-дующие суппозитории. Это очень эффективное средство, со- & стоящее из жаропонижающего (парацетамола) и двух видов эфирных масел, обладающих антисептическим, противовоспалительным и успокаивающим действием; оба компонента стимулируют работу иммунной системы.

Рецепт суппозиториев , которые готовятся с применением биохеметилированных эфирных масел (приведенные в рецепте термины предназначены исключительно для врача и фармацевта):

  • ББРЭМ (прошедшее биологическую и биохимическую обработку эфирное масло) равенсары;
  • ББРЭМ лаванды лекарственной.

В равных количествах:

  • по 0,03 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • по 0,04 мг: младенец весом от 8 до 12 кг;
  • плюс парацетамол (при болях или лихорадочном состоянии):
  • 100 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • 150 мг: младенец весом от 8 до 12 кг.

Основа «Витепсол» (или основа для суппозиториев с добавлением воска): в достаточном количестве для производства суппозитория весом 1 г.

При инфекции (которая может сопровождаться жаром; однако суппозитории могут и предотвращать его появление): 3 или 4 (максимум) в сутки, с пяти-шестичасовым перерывом. Желательно всегда иметь запас таких суппозиториев; хранятся в холодильнике.

Хватаем, бросаем, переворачиваемся

Период адаптации к окружающей среде закончился. Малыш больше не приспосабливается к ней - теперь он ее познает.

К четырем месяцам ребенок обычно переворачивается со спины на живот - соответственно, его подвижность растет. Детишек, которые не торопятся переворачиваться, можно стимулировать. Например, положить малыша на спину, а сбоку от него, так, чтобы он видел, поставить игрушку или бутылочку. Можно даже позволить ему уцепиться за эту игрушку и слегка потянуть ее, помогая ребенку перевернуться. Немножко потренировавшись с вами, кроха, в конце концов, начнет переворачиваться самостоятельно.

Приблизительно к четырем месяцам угасает хватательный рефлекс. Теперь ребенок берет предметы осознанно. В связи с этим можно ввести новую игру - «Шнурок» . Завязываем на шнурке узелки и вкладываем малышу в ручку. Как только он ухватился, начинаем аккуратно вытягивать. Ручка продолжает удерживать шнурок - на узелке она задерживается, потом проскальзывает, потом снова задерживается. Так мы учим расслаблять и сжимать мышцы руки.

Раньше малыш случайно задевал висевшие над ним погремушки, теперь он сознательно пытается дотянуться до них и потрогать.

Примерно на четвертом месяце ребенок обнаруживает, что если выбросить игрушку из кроватки, мама куда-то исчезает, а потом снова появляется в поле его зрения, держа игрушку в руках. Эта новая игра «исчезло-появилось» очень забавляет малыша.

«Экран» - еще одна игра на исчезновения. В качестве экрана подойдет лист бумаги или картона. Ставим его перед малышом, в другую руку берем игрушку. Показываем игрушку малышу. «Вот она, смотри!» А теперь игрушка заходит за экран и - исчезает! Это мы, взрослые, понимаем, что она находится за экраном. Малыш об этом даже не догадывается. Поэтому, когда пропавший предмет появляется с другой стороны экрана, это воспринимается им как настоящее чудо. Но достаточно сыграть в эту игру пять-шесть раз, и вы заметите, что ребенок уже не расстраивается по поводу исчезнувшей игрушки, а поворачивает голову в ту сторону, где она должна появиться. С психологической точки зрения это очень важная игра. В ее процессе ребенок обнаруживает, что исчезновение из его поля зрения - это не исчезновение из мира. То, что он сейчас не видит, продолжает где-то существовать и, вполне вероятно, скоро снова появится.

Игрушки . Их в поле зрения крохи должно находиться 3-4, не больше. Иначе внимание ребенка будет рассеиваться. Ведь ему все одинаково интересно, а избирательное внимание пока не развито.

Зеркало . Малыш будет с большим интересом рассматривать отражения родителей. Их в отличие от себя он хорошо узнает. Свое лицо в зеркале он будет пока воспринимать как чужое и отводить глаза. Но пройдет месяц-два, и он поймет, что существо по ту сторону стекла - это он сам. И вы ему в этом поможете, если будете регулярно подходить к зеркалу, рассматривать его отражение и называть его: «А вон Саша в зеркале. Вон его глазки, ручки». Это очень полезное занятие, оно позволяет ребенку сформировать правильный образ самого себя.

Речь . Немного внимания, и вы услышите, что в речи крохи появились повторяющиеся звуки: «ма-ма-ма», «на-на-на», «ба-ба-ба-ба» и т. д. Понятно, что часть звуков будет нечленораздельна, но в этот период очень важно, чтобы мама повторяла те звуки, которые произносит сам ребенок. Он случайно произнес: «ба» - мама подходит и говорит: «Ба-ба-ба». В этот период дети активно подражают взрослым. Если вы будете приближать свое лицо и что-то произносить, ребенок будет пытаться за вами повторять.

Пальчиковые игры. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современные нейропсихологи полностью подтверждают его слова, но говорят еще точнее: «Интеллект ребенка находится на кончиках пальцев». Все, что мы делаем пальцами, развивает мыслительные способности и, в частности, речевые функции. Поэтому играем в пальчиковые игры. «Сороку-белобоку» знают все.

Ложка . Лучшее питание для малыша - это, безусловно, молоко матери, но совсем скоро наступит пора введения прикорма. Попробуйте пару раз во время кормления вложить в ладошку крохи детскую ложку из легкого и приятного материала. Пока она ему не понадобится, но ассоциативная связь «кормление-ложка» начнет постепенно формироваться. В результате малыш быстрее научится есть прикорм из ложки, а затем и есть самостоятельно.

Расческа . Пора начинать причесывать младенца специальной массажной щеткой. «Зачем? - удивляются родители. - Там еще и причесывать нечего!» Действительно, нечего. Обычно волосы отрастают и начинают спутываться ближе к году, как раз в том возрасте, когда дети боятся расчески. Если малыш не привык к тому, что за его головой ухаживают, в год это может стать проблемой. Поэтому начинать причесывать надо уже сейчас, пока эта процедура еще не вызывает страха. Вы пока просто приучаете ребенка к тому, что это приятно и не опасно.

Мама: «Я стала такая решительная!»

Четвертый месяц - конец адаптационного периода не только для малыша, но и для мамы. К этому времени женщина окончательно перестраивается, осознает факт своего материнства и - взрослеет. Эта взрослость выражается прежде всего в возросшем чувстве ответственности. Сознание своей ответственности за другую жизнь может заставить ее полностью изменить уклад своей жизни. Я консультировала пару байкеров, в которой жена после родов совершенно потеряла интерес к мотоциклу. Это, кстати, привело к сложностям в отношениях, но об отношениях чуть позже. Сейчас же хочу сказать о другом: женщина, осознавшая себя матерью, начинает оценивать все свои действия с точки зрения их безопасности для малыша. «Что будет с ним, если со мной что-то произойдет?» - вот вопрос, который задала себе моя знакомая байкерша. Ответ на него заставил ее навсегда слезть с мотоцикла.

Мы начинаем больше беспокоиться о собственном здоровье, более внимательно относиться к своим потребностям, потому что понимаем, что от нашего состояния зависит судьба ребенка.

Тревогу вызывает все, что связано с благополучием детей, причем не только своих, а в принципе всех. Матери как никто способны сопереживать друг другу.

С другой стороны, все, что не касается детей, теперь воспринимается намного спокойнее. То, что раньше казалось сверхважным, теперь вызывает только поверхностные переживания, кажется незначительным и мелким по сравнению с заботой о ребенке.

Еще одно важное изменение в характере: женщина становится намного увереннее в себе. «Я стала такая решительная. Раньше я совсем не могла спорить с мамой, свекрови не смела высказать свое мнение, а теперь все по-другому», - сказала мне одна молодая мама.

Чувство ответственности дало ей силы отстаивать интересы - и свои собственные, и своего ребенка.

Женщина замечает, что ее отношение к мужу изменилось, стало ровным и не таким пылким. И ее это тревожит. В этот период можно услышать такое признание: «Я стала холоднее к своему мужу». На самом деле это не холодность. Вы меняетесь, и вместе с вами меняется качество вашей любви. Теперь ваша страстная, пылкая любовь принадлежит ребенку. А в отношения с мужем пришли уверенность, понимание, принятие. Вы спокойнее относитесь к каким-то его привычкам, которые раньше вас раздражали. Да, ваша любовь кажется побледневшей на фоне того всепоглощающего чувства, которое вы испытываете к малышу, но на самом деле она просто стала немножко другой.

Друзья как испытание

Жизнь женщины после рождения ребенка резко меняется, на какое-то время ей приходится отказываться от работы, от привычного круга общения. И ей, конечно, хочется, чтобы ее муж тоже отказался от своих прежних интересов и максимально сосредоточился на семье. Но у мужчины так не происходит. Ему дороги его друзья, его образ жизни. «Я живу с ней три года, а со своими друзьями общаюсь уже 15 лет, - говорил мне один молодой папа. - А теперь она всячески старается меня с ними рассорить. Не понимаю, почему я должен из-за нее отказываться от дружбы и сидеть дома, пришпиленный к ее юбке?»

В надежде вытащить мужа из его теплой компании женщины используют самые разнообразные ухищрения. Например, они исподтишка акцентируют внимание только на недостатках старого приятеля, чуть-чуть их преувеличивая. И изо дня в день внушают мужу, что это не тот человек, с которым ему следует иметь дело. А можно и вовсе поставить ультиматум: «Либо ты прекращаешь с ним общаться, либо уходишь спать на диван».

Есть и более изощренный способ - «игра». Она заключается в том, что стоит появиться друзьям - и супруги начинают ругаться. Жена, пытаясь спровадить гостей, предъявляет мужу претензии: «Иди займись ребенком. А почему ты не помыл посуду? У меня на это времени нет!» Далеко не всякий муж согласится, чтобы его при свидетелях выставляли подкаблучником. Чаще всего мужчина начинает защищаться. Если бы то же самое произошло без свидетелей, он бы и с ребенком посидел, и посуду помыл. Но сейчас... И разгорается ссора. Чего при этом добивается женщина? Очевидно, она хочет доказать мужу, что это плохие друзья, потому что «при них мы всегда ругаемся». Но мужчина приходит к другому выводу: «Мы - скандальная пара, у нас ничего не получается».

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и друзья тоже бывают разные. Иногда они тоже ревнуют и борются за сохранение дружбы. А потому могут позволить себе всякие колкости в ваш адрес, например: «Она, конечно, не красавица, но зато изменять не будет», или могут ввалиться среди ночи и вызвать мужа на лестничную площадку о чем-то поговорить.

Получается, что семья и правда переживает серьезный кризис. Что с этим делать? Во-первых, не раздувать из мухи слона и не ревновать попусту. Дружеские и семейные отношения - это совершенно разные вещи. Более того, иногда наличие друзей и хобби просто необходимо для нормального существования семьи. Ну, например, супруг увлекается футболом. У него своя команда единомышленников, с которыми он каждую субботу ездит играть или сидит в спорт-баре, болеет за свою команду. Жена воспринимает это как угрозу отношениям: «Откуда я знаю, с кем он там встречается?» На самом деле это счастье, когда у мужчины есть какое-то увлечение и мужская компания. Существование другого интереса позволяет снизить напряженность в семье, а друзья, которые этот интерес разделяют, очень облегчают семейную жизнь.

Давайте представим себе обратную ситуацию. Допустим, жена добилась своего - муж отказался от походов в спорт-бар и теперь все вечера напролет сидит дома, смотрит футбол по телевизору. Если у женщины есть силы и время, она может даже сесть с ним рядом и тоже смотреть футбол. Надолго ли ее хватит? Думаю, что нет. И она тут же найдет аргумент в свою защиту: «Почему я должна смотреть твой футбол? Я же не пытаюсь тебя привлечь к вышиванию крестиком и готовке». В этот момент у мужчины «зажигается лампочка»: «Мы разные люди. У нас нет общих интересов. Зачем я вообще женился?»

Возникновение напряжения в отношениях с друзьями супруга (и супруги) после того, как у вас родился ребенок, наверное, неизбежно. И выход тут один - перестать бороться. Надо дать каждому - и женщине, и мужчине - возможность удовлетворять свою потребность в общении. А для этого просто договоритесь о правилах.

Например:

  • Приход гостей не должен быть неожиданностью ни для кого из супругов. Как вам не нравится, когда его друзья могут прийти к нему в два часа ночи, так и ему может быть неприятно увидеть у себя на кухне вашу подругу, когда он пришел с работы.
  • Договоритесь о взаимных ожиданиях. Муж приглашает друзей к себе, чтобы вместе на кухне посмотреть футбол. Жена считает, что она в этот момент должна туда войти и приготовить всем ужин, как добросовестная хозяйка. Или сядет вместе с ними, чем разобьет мужскую компанию, и чему мужчины будут наверняка не рады. Оговаривайте такие вопросы заранее. Если к супругу приходят гости, спросите его: «Хочешь, чтобы я вместе с вами посидела, ужин приготовила? Или я лучше с ребенком в комнате побуду?» Наоборот, если к жене приходят подруги: «Хочешь, я погуляю с ребенком, чтобы вы с девчонками пообщались?» - «Нет, останься». - «Хорошо, тогда займусь малышом». Если вы проговорите, чего каждый из вас ждет, конфликтов избежать будет намного проще.
  • Выучите назубок: нельзя критиковать друг друга в присутствии третьих лиц! Дома, один на один, вы можете высказать все, что думаете. Иногда бывает полезно поссориться и помириться. Но при свидетелях - ни в коем случае. Я очень рекомендую придерживаться этого правила и в присутствии своих мам, пап, бабушек, дедушек и всех остальных. Почему? Потому что вы в сердцах сказали слово, а в голове другого человека оно отложится совершенно по-другому. Вы уже и забыли, что сказали, и супруг забыл, но свекровь запомнит, и напомнит об этом сыну в самый неподходящий момент. Все то же самое работает и в другую сторону. Ваша мама тоже может напомнить вам о том, что ваш муж что-то сделал не так. Очень часто причиной конфликтов бывают просто неправильно сказанные или неправильно понятые слова, которые вы обронили и даже не заметили.
  • Дружите семьями. Если у ваших друзей есть дети, начинайте ходить в гости вместе с ребенком и приглашать их с детьми к себе. Дружба семьями дает очень многое. Во-первых, у вас есть возможность поговорить на интересующие вас темы. Во-вторых, в других семьях вы можете почерпнуть новый опыт. А ваш муж, глядя на других отцов, начнет оценивать себя не просто как мужчина, но и как папа: «Пожалуй, надо побольше заниматься с ребенком. А то вон Олег все время с сыном возится, а я своего даже искупать времени не нахожу».
  • Каждый из супругов должен иногда встречаться со своими друзьями вне дома. Просто потому, что каждому нужно время от времени выходить из четырех стен, менять обстановку и отдыхать от рутины.

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

Поделиться: