Причины детской и подростковой жестокости. Дети-звери: здравствуй, стадо, младое, незнакомое

Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

«26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

Шота Горгадзе : Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

СВП : В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность - это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама - школа - товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

Шота Горгадзе : Самое страшное - это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» - они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

СВП : Наглядно-действенное восприятие - когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

Причины жестокости подростков

Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

СВП : Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив - банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

Шота Горгадзе : Главная проблема - извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

СВП : В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома - родители, в школе - учителя. Помогать ближнему и защищать слабого - это ценности российского менталитета.

Школа - это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость - это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

2. Когда взрослые орут на ребенка.

Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо - орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

Профилактика жестокости подростков

Шота Горгадзе : Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

СВП : В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

1. Задача школы - гарантировать детскую безопасность.

Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

3. Избежать агрессии и нападок сверстников - отдать в спорт.

Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику - ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

«…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном - это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Вывод : Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

Одной из проблем современного общества является подростковая жестокость , которая таит в себе огромную опасность и порой приводит к страшным последствиям.

Откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?

Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе.

По наблюдениям социологов, за последнее десятилетие характер общения подростков между собой кардинально изменился: девочки стали более жестокими, чем мальчики, в школах все чаще можно встретить хамство и неуважение, подростки не стесняются «посылать» друг друга по поводу и без повода, считая такое поведение вполне нормальным и взрослым. Подросток уже не видит другого способа завоевать уважение сверстников, кроме как хамить, издеваться и драться.

Причины, которые порождают в ребенке жестокость, могут быть разными. Самые главные из них кроются в семье и в обществе. Нередко подростковая жестокость появляется в неблагополучных семьях, в окружении подростка, в школе. Немалое влияние оказывают также средства массовой информации и жестокие игры, в которые дети с малолетства играют на компьютерах.

Серьезным стимулятором жестокости подростков является одиночество. В семьях, где родители заняты работой, личными отношениями, где их часто не бывает дома, ребенок растет без общения и внимания. Он не умеет спорить, проигрывать, соперничать. Единственный правильный способ победить соперника - это подавить его. Эту же стратегию в достижении желаемого результата выбирают дети, которым ни в чем никогда не отказывали. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает им «иммунитет» перед работниками полиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.

По результатам отдельных исследований, подростковая жестокость может зависеть и от состояния матери после родов. Чем дольше мать пребывает в послеродовой депрессии, тем больше вероятности того, что ребенок недополучит ее внимания и любви, вырастет озлобленным, агрессивным и жестоким.

Подростковую жестокость может спровоцировать любое слово родителей, учителя или сверстника. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В другом случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание.

Избиение сверстников, издевательство над животными, ругань с близкими и так далее - все эти действия могут перерасти, а порой и перерастают в настоящие преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным Кодексом РФ.

Особенно жестокими и злобными являются подростки, самооценку которых подавляют дома. Поэтому такими же методами ребенок пытается завоевать и свой авторитет . В судебной психологии отмечается, что немотивированная жестокость нередко связана с закрепившимся в психике ребенка по механизму «впечатывания» перенесенного им в детстве унижения, жестокого обращения и другого морального и физического подавления , отсроченного во времени, что может приводить к совершению исключительных по своей жестокости преступлений против личности.

Часто подростковая жестокость проявляется, когда подростки объединяются в группы, где ответственность за совершенное «размывается» (распределяется) между ее членами и не акцентируется персонально на ком-нибудь из них. Такое объединение является социально опасным, ведь для таких подростков нет ничего невозможного, они готовы сметать все на своем пути, превращаясь в итоге в преступников.

Уважаемые родители, педагоги и все, кто окружает подростков, только вы можете помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, милосердие и уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.

Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим?

Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует, те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза.

Как родителям понять, что ребенок – жертва жестокого поведения подростков?

Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть.

· Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет им обо всем.

· Если нет – родители не должны настаивать на ответах. Пытайтесь помочь ребенку советом, проявите максимум доброжелательности.

Подросток должен быть уверен, что родители на его стороне, что он может просить у них помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником.

Как помочь? Какие шаги предпринять?

Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – тогда нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в полицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку.

Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом - ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе.

Ребенок хочет пойти на секцию карате, самбо – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи.

Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива.


Что делать ребенку?

не находиться одному, в оживленных местах, т. к. обычно случаи избиений происходят в уединенных уголках;

научиться уверенно возражать и давать отпор;

оставаться спокойным;

не вести себя как жертва.

Если же обидчик явно сильнее, то лучше избегать зрительного контакта с агрессором , не отвечать на нападки, не стесняться убежать или позвать на помощь.

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Поделиться: