План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья". Конспект открытого занятия «Моя семья» в старшей группе

Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем? Дети: Телеведущей! Воспитатель: А все, кто в зале? Дети: Телезрители.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Гномики» г. Анжеро-Судженска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, В начале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.

Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Анжеро-Судженск. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства — это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

Воспитатель : Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.

Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.

Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото»

Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.

«Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку,

Руку луч тебе протянет.

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама,

И умытым, и обутым,

Все, прибрав, иди к ней прямо.

И скажи ей: «С добрым утром

И потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И весёлым, интересным

День твой должен получится».

Воспитатель : А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.

Дети: Это портрет моей мамы. Её зовут Светлана Викторовна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое — от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

Дети: Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?

Дима: Мне помогал папа.

Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама». Дети:

«У ягнёнка — овца,

У козлёнка — коза.

У жеребёнка — лошадь.

У цыплёнка — курица.

У телёнка — корова.

У тигрёнка — тигрица. У оленёнка — олениха.

У гусенка — гусыня.

У поросенка — свинья.

У лисенка — лисица.

У львенка — львица».

Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки»

Дети: (подбирают подходящее слово в рифму).

«Ра-ра-ра — начинается игра, Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ло-ло-ло — на улице тепло, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ре-ре-ре — стоит домик на горе. Ар-ар-ар — закипел наш самовар. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Са-еа-са — в лесу бегает лиса.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.

Дети: Я вам хочу рассказать и о своей бабушке — папиной маме. Её зовут Ольга Семеновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает. А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическую древо нашей семьи, В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях — папа и мама, а на самой верхушке дерева — я, Настя, У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки — о бабушках (но противоположные по смыслу).

«Сильный — слабая. Грустный — весёлая. Быстрый — медлительная. Вспыльчивый — спокойная.

Хмурый — улыбчивая.

Внимательный — рассеянная.

Молчаливый — говорливая.

Воспитатель : Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? Я предлагаю поиграть в игру «Карусель».

— Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что то написано.

Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные).

«Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка».

Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей

«При солнышке тепло. При матушке добро».

«Без корня и полынь не растет»

«Нет такого дружка, Как родная матушка».

«На что и клад, коли в семье лад»

«Братская любовь крепче каменных стен»

«Птица рада весне, младенец — матери».

«изба детьми весела».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Материнская ласка конца не знает».

«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».

«Бабушке одни только дедушка не внук».

«Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать на бабушка».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

Воспитатель: Время наше передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередачи «Я и моя семья». До новых встреч.

воспитатель старшей группы

МБДОУ ЦРР д/с 17 г.Анжеро-Судженск, Россия.

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Елена Шкилёва
    Конспект занятия в старшей группе «моя семья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5

    Конспект

    игровой образовательной ситуации

    «Моя семья »

    с элементами развития речи

    в подготовительной группе

    Воспитатель : Шкилёва Е. П.

    г. Хадыженск, 2015г

    Цель : Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

    Задачи :

    Обогатить представление о семье , дать сведения об истории семьи , воспитывать уважение к семейным традициям.

    Учить строить генеалогическое древо семьи , формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

    Воспитывать уважение к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении , развивать чувство гордости за свою семью .

    Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

    Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

    Оборудование :

    «Волшебная коробочка» .

    Письмо от «Искорки» .

    Фотоальбом.

    Макет генеалогического дерева.

    Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

    Вырезанные сердечки, для наклеивания.

    Ход деятельности:

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе .

    Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)

    Воспитатель :(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку) .

    Воспитатель : Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется) . Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

    Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит , что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей) . Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» .

    Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране

    «Семейный очаг» . (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)

    Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)

    -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг» . У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

    Воспитатель : Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг» ? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос :

    «Это слово каждый знает

    Ни за что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю Я

    Что получится…»

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Правильно – это семья ! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

    А какие бывают семьи ? (ответы детей)

    Что объединяет членов семьи ? (ответы детей)

    Как нужно жить в семье ? (ответы детей)

    У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке - какие они?

    Дидактическая игра «Подбери признаки» :

    Мама какая? – (ответы детей)

    Папа какой? –(ответы детей)

    Бабушка какая? – (ответы детей)

    Дедушка какой? – (ответы детей)

    Сестра какая? –(ответы детей)

    Брат какой? -(ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присядьте на коврик.

    А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

    Игра «Назови родственников»

    Мальчик для папы и мамы кто?

    Мальчик для дедушки и бабушки кто?

    Девочка для мамы и папы кто?

    Девочка для дедушки и бабушки кто?

    Папа для бабушки и дедушки кто?

    Мама для бабушки и дедушки кто?

    Мальчик для девочки в семье кто ?

    Девочка для мальчика в семье кто ?

    Воспитатель : Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка : нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Мама, соседка, бабушка, сестра

    Бабушка, подруга, сестра, мама

    Сестра, продавец, бабушка, брат

    Дворник, папа, брат, дедушка.

    Дедушка, папа, водитель, отец.

    (ответы детей)

    Воспитатель : Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать :

    «Семья – это счастье , любовь и удача!

    Семья – это летом поездки на дачу,

    Семья – это праздник , семейные даты.

    Семья – это труд , друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно !

    Семья – это сложно !

    Но счастливо жить одному не возможно!»

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)

    Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!

    А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.

    Физкульт минутка : «Семья »

    Раз, два, три, четыре

    (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире?

    (повороты в стороны с подниманием плеч)

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Хлопки в ладоши)

    (указательным пальцем пересчитывают)

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я-

    Вот и вся наша семья !

    (загибают поочередно пальцы на руке)

    Воспитатель : Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)

    «Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

    Пускай, не всегда мы красивы,

    Зато эти фото правдивы.»

    А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

    Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

    Воспитатель : Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

    Посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево» )

    Это не простое дерево. Это дерево семьи . На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его : какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

    Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

    Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

    Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    «Моя семья »

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья !

    А теперь приступаем к работе. (после работы)

    «Будьте все вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья :

    Какая хорошая ваша семья

    Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье . (дети говорят свои пожелания для семьи ) .

    Воспитатель : Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг» (ответы детей)

    На этом наше занятие окончено , вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!

    Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим быстрее найти эту статью из множества других менее полезных. (3 Голосов)

    Подготовили воспитатели: Лукашова А.Н.

    Прасолова Л.Ю.

    Конспект мероприятия в старшей группе «Моя семья»

    Цель: показать значение семьи в жизни человека;

    закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;

    воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважения, заботы о семье;

    развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

    Материалы и оборудование: кабинет с интерактивной доской; мультипликационные картинки семьи (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка); мячик; черные\красные кружочки по количеству детей; альбомы с фотографиями семей воспитанников; генеалогическое дерево выступающих; портфолио каждой семьи.

    Подготовительная работа: консультация по составлению и оформлению генеалогического древа семьи; составление семейного альбома; выставка рисунков «Моя семья».

    Ход мероприятия

    В.1: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

    В.2: Собрались все дети в круг

    Я - твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнёмся.

    Посмотрю на ваши лица,

    С кем бы мне повеселиться.

    1. В.1: Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)

    Из-за леса, из-за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам - на лошадке,

    Жена - на коровке,

    Дети – на телятках,

    Внуки – на козлятках.

    В.2: В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая? (Ответы детей)

    В. обобщает ответы: Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

    2. В.1: Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

    А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)

    С кем ты живёшь?

    Кто у вас в семье старший (младший?

    Для мамы с папой ты кто?

    А у тебя есть сестрёнка или братик?

    А для бабушки с дедушкой ты кто?

    У кого есть братья (сёстры?

    Они старше или младше вас?

    Чем занимаются твои мама и папа?

    Как ты помогаешь взрослым?

    С кем из членов семьи ты любишь играть?

    Как вы проводите воскресный день?

    Какой храм вы посещаете?

    Какие любимые праздники в вашей семье, и как вы их проводите?

    Какие у вас есть семейные традиции?

    В.1: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

    3. В.2: Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова, например: родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая и т.д.)

    В.: Как вы думаете, что разрушает семью? (ответы детей: ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки и т.п.)

    4. Игра «Радость или огорчение?»

    В.1: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

    У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

    Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

    Вы съели на завтрак всю кашу

    Вы подрались с другом

    Разбросали по комнате все игрушки

    Помогли маме вымыть посуду

    Нагрубили бабушке

    Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

    Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

    Порвали новую книжку

    Хорошо вели себя в детском саду

    Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

    5. Д\игра «Кто ты мне?»

    В.2: Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)

    Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).

    Я тебе бабушка\дедушка – ты мне (внук, внучка).

    Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).

    Я тебе тётя\дядя – ты мне (племянник, племянница).

    Я тебе жена – ты мне (муж)

    Я тебе дочка – ты мне (папа, мама)

    Я тебе внучка – ты мне (бабушка, дедушка) и т.п.

    Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

    6. Беседа по фотографиям.

    Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями. Дети читают стихотворение:

    Реб.1: Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале мы отражаемся в нём.

    Пускай не всегда мы красивы,

    Реб.2: Зато эти фото – правдивы.

    Хранится альбом в нашем доме,

    Семейные снимки хранятся в альбоме.

    В.1: У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей. В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого-то они хранятся вот в таких альбомах, у кого-то в компьютере, давайте заглянем в семейный альбом, и каждый расскажет о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

    (Выступление родителей с детьми, рассказ о своей семье, православных семейных традициях, о воскресных днях, показ фотографий из альбома, презентаций на интерактивной доске)

    7. В.2: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

    Излучает она свет,

    От улыбки – ямочка…

    Никого дороже нет,

    Чем родная … (мамочка)

    Всё хозяйство: лебеда

    Да хохлатка Рябушка,

    Но яичницей всегда

    Нас накормит … (бабушка)

    Надарила безделушек-

    Семь матрёшек и бобрёнка…

    Но дороже всех игрушек

    Для меня моя … (сестрёнка)

    Угадай-ка, кто же это?

    Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

    Жду, друзья от вас ответа.

    Молодцы! Конечно … (папа)

    Мочит в тёплом молоке

    Он кусочек хлебушка,

    Ходит с палочкой в руке

    Наш любимый …. (дедушка)

    Должен вам признаться я:

    Есть приятель у меня,

    Но надежней во сто крат

    Мой защитник, старший … (брат)

    В этом слове семь букв «Я».

    Отгадай-ка, друг! (семья)

    8. Физкультминутка

    В.1: Кто живет у нас в квартире?

    1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

    1 2 3 4 5 (прыжки на месте)

    Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

    Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)

    Наша дружная семья!

    В.2: Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

    9. Рассматривание плакатов «Родословное дерево»

    В.1: Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево. Какая часть у дерева считается главной? (Корень.) А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений семей по генеалогическому древу с помощью интерактивной доски)

    10. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

    Реб.1: Свой дом - самое лучшее место.

    Реб.2: Кто живет ладно, у того все складно.

    Реб.3: Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Реб.4: Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

    Реб.5: Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Реб.6: В хорошей семье, хорошие дети растут.

    Реб.7: Родители трудолюбивы – дети не ленивы!

    11. Пальчиковая гимнастика:

    В.2: Этот пальчик – дедушка.

    Этот пальчик – бабушка.

    Этот пальчик – папочка.

    Этот пальчик – мамочка.

    Этот пальчик – я.

    Вот и вся моя семья.

    12. Итог занятия

    Реб.1: Семья – это счастье, любовь и удача.

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты,

    Реб.2: Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы.

    Реб.3: Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно,

    Реб.4: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

    Какая хорошая ваша семья!

    В.1: Мы желаем вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. Спасибо всем за участие!

    Мероприятие заканчивается исполнением песни «Мамочка, милая, мама моя!» (Зореньки краше и солнца милей).


    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

    Цель:

    Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Задачи:

    1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
    2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
    3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
    4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

    Предварительная работа:

    1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
    2. Рассматривание семейных фотографий.
    3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
    4. Закрепление знаний пословиц о семье.
    5. Чтение стихов и рассказов о семье.

    Материал:

    Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

    2. Основная часть

    Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

    Дети : Имя.

    Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

    Дети : Фамилией.

    Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

    Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

    Воспитатель : Благодарю вас.

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

    Дети : Семья.

    Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

    Мама с папой - моя родня,

    Нет роднее родни у меня,

    И сестренка родня и братишка,

    И щенок лопоухий Тишка.

    Я родных своих очень люблю,

    Скоро всем им подарки куплю.

    Папе будет моторная лодка,

    Маме в кухню – волшебная щетка,

    Молоток настоящий братишке,

    Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

    А ещё есть друг у меня,

    Друг Серега мне тоже родня.

    Я к нему прибегаю с утра.

    Без него мне игра не игра.

    Все секреты ему говорю,

    Все на свете ему подарю.

    Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

    Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
    Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

    Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

    Дети : Он приходится другом.

    Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

    Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

    Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

    Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

    Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

    Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

    Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

    /пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

    Кто приехал? /большими пальцами/

    Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

    Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /указательными пальцами/

    Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /средними пальцами/

    Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /безымянными пальцами/

    Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /мизинцами

    Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

    Да, да, да. /всеми пальцами/

    Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

    1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

    Низко небо серое над крышами висит.

    А в доме чистота, уют.

    У нас своя погода тут.

    Улыбнётся … ясно и тепло.

    Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

    Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

    Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

    ласковая, внимательная…)

    2. Кто не в шутку, а всерьёз

    Нас забить научит гвоздь?

    Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

    Кем вы приходитесь папе?

    Дети: Сыном, дочкой.

    Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

    3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

    Правильно: бабушки.

    А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

    4. Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед,

    Мой родной, любимый... (дед)

    А кем вы приходитесь своему дедушке?

    Дети: Внуком, внучкой.

    5. Кто любит и меня и братца,

    Но больше любит наряжаться?

    Очень модная девчонка

    Моя младшая… (сестрёнка)

    Кем вы приходитесь сестре?

    Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

    Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

    Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

    Д/и «Радость и печаль»

    Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

    Нарисовали красивую картину;

    Подрались с другом;

    Съели манную кашу;

    Убрали игрушки на место;

    Порвали книгу;

    На прогулке замарали куртку;

    Разбили чашку;

    Уступили место в автобусе бабушке;

    Помогли маме с уборкой;

    Отыскали потерянные бабушкой очки;

    Разбили чашку;

    Помогли маме с уборкой…

    Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

    (Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

    Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

    Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

    Воспитатель: Почему?

    Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

    Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

    «Не нужен клад, коли в семье лад».

    «Семьей дорожить – счастливым быть».

    «Вся семья вместе и душа на месте».

    «При солнышке тепло, при матери добро».

    «В хорошей семье хорошие дети растут».

    «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

    «В семье и каша гуще».

    «В своем доме и стены помогают».

    3. Итог занятия

    Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

    Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

    Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты,

    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно,

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая ваша семья!

    Воспитатель:

    Ребята!

    Любите и цените счастье!

    Оно рождается в семье,

    Что может быть его дороже?

    На этой сказочной земле.


    Поделиться: