Оснащение предметно развивающей среды доу. Развивающая предметно-пространственная среда по фгос до

Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда

Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды , что предполагает :

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор :

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru




Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Для детей во время пребывания в дошкольном учреждении важно не только, чем с ними там занимаются и чему обучают, но и что их окружает. Поэтому организации и оформлению помещений отводится важная роль. Это не просто интерьер, это - развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.

Цели и функции организации развивающей предметно-пространственной среды

Говоря об организации развивающей среды, необходимо представлять, в чём конкретно заключаются её цели и функции.

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность В помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, книг, материалов, пособий и другого инвентаря и оборудования (в том числе расходного), что бы обеспечить выполнение программы, реализуемой в данном дошкольном учреждении.
Всё это разнообразие материалов и пособий, а также оформление и организация пространства должны обеспечить разнообразную активность детей (игровую, познавательную, творческую и т. д.) и возможность их самовыражения.
Трансформируемость Должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса (например, уголок ролевых игр может трансформировать в магазин, парикмахерскую, больницу, домашнюю комнату и т. д.).
Полифункциональность Возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.).
Вариативность Предоставить возможность детям выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств.
Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.
Доступность Все дети (в том числе и с ограниченными возможностями) должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям и расходным материалам.
Безопасность Предметы интерьера, игрушки, пособия, расходные материалы, конструкторы должны подбираться соответственно возрасту детей и быть исправными.

Функции развивающей среды

Развивающая среда заключает в себе также информационную, стимулирующую и развивающую функции. Что же это такое.

Информационная Все предметы, с которыми взаимодействует ребёнок, должны доносить до него какие-то сведения об окружающем мире и давать ему возможность накапливать собственный социальный опыт.
Стимулирующая При организации среды необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, чтобы дать им стимул к познанию и исследованию. Лучше действовать немного на опережение, чем тормозить развитие. Так, ребёнок из подготовительной группы может поиграть и с пирамидкой, но по возрасту ему надо дать интересную головоломку.
Развивающая Необходимо сочетание различных привычных предметов, используемых в разных нестандартных вариантах, и новых пособий, чтобы обеспечивалось поступательное и непрерывное развитие по принципу от простого к сложному.

Фотогалерея: примеры логических игр по возрастам

В игру «Логический ряд» можно играть с двух лет (первая младшая группа) Вариант игры «Сложи квадрат» с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа) Сложные варианты игры «Сложи квадрат» можно использовать в старшей и подготовительной группах В средней группе можно начинать играть в «Волшебную змейку» Прохождение лабиринтов развивает у детей пространственное воображение и умение планировать свои действия В подготовительной группе настала пора использовать сложные игры-головоломки

Примером развивающей и стимулирующей функции могут служить представленные в фотогалерее развивающие игры и головоломки. Так, с каждой игрой могут заниматься и дети более старшего возраста, но начинать надо с рекомендуемого, а затем постепенно усложнять задания. В то же время если, например, ребёнок в шесть лет начнет играть в «Сложи квадрат» на самых простых уровнях, ему будет просто и не нужно будет прилагать никаких умственных усилий. А вот если с возрастом задания будут усложнятся, эта игра будет способствовать развитию мышления и логики ребёнка.

Рассмотрим на примере представленных игр, как реализуется принцип от простого к сложному и как одну и ту же игру можно применять в разных возрастных группах.

Игра выполнена из дерева - лучшего материала для детских игрушек. Состоит она из подставки штырька, на который нанизываются кубики (дополнительное развитие мелкой моторики), кубиков с рисунками и карточек-образцов. Рекомендуется с двух лет.
Вначале ребёнку даётся карточка и озвучивается задание найти и составить кубики по образцу. С возрастом задания можно усложнять:
Показать карточку, попросить запомнить её, убрать и предложить воспроизвести её по памяти.
Дать конкретное задание, например, вяжем шарф, строим дом, лепим снеговика, и т. д.
Обозначить тему, например, этапы развития животных.
Использовать игру для занятий по развитию речи. Задача - составить последовательный рассказ. Ставится первый кубик, дети описывают, что происходит. Затем второй кубик, и т. д.
Эта головоломка состоит из шаблона-основы и набора квадратиков, разделённых на части. Игру можно использовать с трёх лет. Во второй младшей группе дети складывают совсем простые квадраты - из двух-трёх частей. В средней можно давать квадраты из четырёх-пяти частей. В старшей и подготовительной - самые сложные квадраты из семи частей разной конфигурации.
В игру-трансформер можно начинать играть в средней группе. Сначала составляются простые контуры, например, квадрат, прямоугольник, треугольник, а в последствии - сложные фигуры. Игра очень хорошо развивает фантазию и может быть интересна даже взрослым.
В пятилетнем возрасте дети очень любят проходить различные лабиринты. Поэтому в старшей группе будет уместна эта игра, состоящая из красочных карт с изображениями различных лабиринтов (от простых плоских до сложных объёмных) и стирающегося маркера, который делает игру многоразовой.
Прохождение лабиринтов развивает у детей пространственное воображение и умение планировать свои действия. Разная сложность делает данную игру интересной и для более старших детей.
Игра «3D головоломки» В подготовительной группе уже можно использовать сложные развивающие игры. В состав игры входит книга из 48 страниц с различными заданиями на сообразительность и девять металлических головоломок.

Принципы построения предметно-развивающей среды

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

При этом педагоги при её организации должны учитывать не только положения Федерального государственного образовательного стандарта, но и требования санитарных правил и норм, правил пожарной безопасности, программ, реализуемых в данном учреждении.

Санитарные правила и нормы определяют следующее минимальное количество помещений для каждой группы детского сада:

  • раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды);
  • групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи);
  • спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды);
  • туалетная (совмещенная с умывальной).

Хорошо, если есть возможность предоставить в распоряжение группы дополнительные помещения, в которых можно расположить, например, комнату природы и лабораторию, игровую, помещение для учебных занятий, отдельно устроить столовую. Если же помещений не хватает, то допускается использовать групповую в качестве спальни (применять выдвижные или раскладные кровати). Мебель в групповых помещениях должна обязательно соответствовать росту детей.

Для организации предметно-развивающей среды нужно использовать всё доступное пространство. При этом следует учитывать, что в детском саду есть помещения, в которых занимаются дети из разных групп. Это спортивный и музыкальный залы, уголок природы с живым уголком, может быть, например, отдельная изостудия, а также места на улице - спортивная площадка, огород, экологическая тропа и т. д.

Вот пример структуры предметно-развивающей среды, применяемой в детском саду «Ивушка» в Йошкар-Оле.

Пример структуры предметно-развивающей среды в детском саду №17 «Ивушка» в Йошкар-Оле

Большую роль в оформлении помещений играет прикладное искусство. Хорошо использовать поделки детей, сделанные ими на занятиях по конструированию или ИЗО. При этом, оформляя стены, следует учитывать требование, что под наглядные пособия и раскрашивание допускается использовать только 25% стен, остальные - однотонные.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших огороженных тематических подпространств. Это способствует тому, что дети могут играть не только все вместе, но и небольшими группами, используя те игры или игрушки, которые им интересны в данный момент. Обязательно необходимо обустроить уголки уединения, где ребёнок может посидеть один в тишине и помечтать, посмотреть (почитать, если умеет) книжку или поиграть во что-нибудь.

В то же время воспитатель должен иметь возможность присматривать за всеми детьми, то есть они должны быть ему видны.

Чтобы разграничить одно большое помещение на разные зоны, можно использовать различные предметы мебели или ширмы.

В качестве границ игровых зон можно использовать предметы мебели

При формировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать возрастные психологические и поведенческие особенности детей. Вот основные принципы и направления.

Разберём эти принципы более детально.

Первая младшая группа

Детям третьего года жизни требуется много открытого пространства для подвижных игр. Поэтому для них не следует слишком перегораживать пространство.

Дети в этом возрасте не любят сидеть на одном месте, они постоянно в движении: бегают, прыгают, лазают, кружатся. Обязательно следует обустроить спортивный центр, в котором устанавливаются различные приспособления для лазания. Не забывайте о том, что хотя малыши от двух до трёх лет очень активны, у них ещё очень плохо развита координация. Поэтому не забывайте о правилах безопасности: всё должно быть хорошо закреплено, мебель и оборудование - не иметь острых углов, а на полу - лежать маты. Для правильного формирования стопы и профилактики плоскостопия необходимо использовать разнообразные рельефные коврики.

Фотогалерея: предметно-пространственная среда в первой младшей группе

Мебель лкчше располагать по периметру, а центр оставить для игр В первой младшей группе устраиватся и уголок развивающих игр Трубы отопления можно превратить в строительный кран для уголка строительства в первой младшей группе В первой младшей группе необходимо устройство спортивного уголка Для профилактики плоскостопия у детей используется специальный коврик

Игрушки и игры для детей до трёх лет не должны содержать мелких деталей. Они должны быть простых форм, разных контрастных цветов, желательно иметь различия по тактильным ощущениям. Обязательно наличие игрушек: мягких и твёрдых, прозрачных, издающих разные звуки и мелодии, разнообразных пирамидок и шнуровок. Хорошо, если имеется возможность для игр с песком.

Главные задачи предметно-пространственной среды в первой младшей группе:

  • дать реализовать потребность в движении;
  • дать первоначальное представление о свойствах предметов (размер, форма, цвет и т. д.);
  • развивать сенсорику и мелкую моторику;
  • помочь научиться координировать себя в пространстве.

Вторая младшая группа

Дети на четвёртом году жизни начинают активно подражать взрослым. Поэтому в группе необходимо оборудовать уголки для сюжетно-ролевых игр, причем они должны трансформируемыми: магазин, больница, почта, уголок ПДД, уголок пожарных и т. д. И обеспечить их соответствующими игровыми наборами. Также необходимо оборудовать зону переодеваний (уголок ряжения), где дети смогут примерять на себя различные образы.

Дети в этом возрасте любят крупные игрушки, надо их и предоставить. К тому же такие игрушки наиболее безопасны. Ребёнок должен иметь возможность достать любую игрушку, игру, книгу, конструктор. Поэтому располагать их надо на открытых полках. Необходимо как можно чаще менять состав игрушек. Это не значит, что надо всё время приобретать новые, нужно просто не выкладывать все имеющиеся пособия и игры сразу. Поиграли неделю в несколько игр, поменяли их, через неделю - ещё раз, а потом можно вернуться к первому набору. И так по кругу.

Фотогалерея: предметно-развивающая среда во второй младшей группе

Все игры, игрушки и материалы должны быть доступны для детей Дети любят играть в больницу В детском саду можно организовать уголок «Парикмахерская» В игровой зоне «Кухня» можно поиграть в приготовление обеда Игра в магазин одна из самых любимых у детей, поэтому такой тематический уголок должен действовать на постоянной основе Игровая зона «Кафе» тоже может понравиться детям Дети любят рисовать, поэтому необходимо обеспечить им доступ к орудиям для творчества В уголке ПДД, дети в игровой форме могут изучать правила дорожного движения

Необходим набор дидактических игр, в который входят: лото, парные картинки, игра «Сложи квадрат», крупные мозаики, кубики для складывания картинок и/или крупные пазлы, мягкие конструкторы.

В этом возрасте у детей развивается тяга к рисованию, поэтому надо обеспечить их предметами и приспособлениями для этого. Помимо карандашей и фломастеров, детям можно предложить восковые мелки. Должно быть достаточно расходного материала - бумаги.

Уже сейчас нужно приучать детей к безопасности на улице, в частности, на дороге. Помогут изучать правила дорожного движения специально оборудованные уголки безопасности.

Средняя группа

На пятом году жизни тяга к сюжетно-ролевым играм достигает у детей своего пика. Поэтому обустройство тематических уголков по-прежнему актуально, то же касается и уголков ряжения.

Уголки ряжения помогают детям примерять на себя разные образы

Игрушки для этого возраста следует подбирать не очень большие, но разнообразные. Строительные конструкторы сейчас тоже более привлекательны с небольшими, но разнообразными деталями. Также необходимы различные наборы: посуды, мебели, тематические.

Возрастает тяга к познанию окружающего мира. Поэтому в средней группе обязательно должен быть сенсорный центр и возможность играть с глиной, песком, водой, снегом, пеной и др.

В средней группе обязательно должен быть оборудован сенсорный уголок

Возрастает значение книг.

Видео: развивающая образовательная среда в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=r7cH7jCJTTo Video can’t be loaded: Развивающая образовательная среда современного ДОО (https://youtube.com/watch?v=r7cH7jCJTTo)

Подготовительная группа

Дети в подготовительной группе очень сильно отличаются, прежде всего психологически, от других детей, ведь они уже почти школьники и старше всех в детском саду. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда должно помогать развивать самостоятельность, способность принимать решения, предвидеть их результат, проявлять инициативу и ответственность. Подготовишек можно привлекать к созданию развивающей среды, например, использовать их поделки для оформления.

В подготовительной группе лучше разбить пространство на небольшие участки, где дети могут играть небольшими группами, парами или индивидуально.

В ролевых играх уже должны присутствовать не только бытовые сюжеты, но и более сложные. Например, после экскурсии на хлебозавод можно организовать игру, в процессе которой дети используют полученные знания, таким образом закрепив их. Могут быть ролевые игры по фильмам, мультфильмам или книгам.

Уголок ряжения используется не просто для смены образов, а для создания театрализованных представлений или разыгрывания сценок по прочитанным или просмотренным произведениям.

После экскурсии на хлебозавод для закрепления полученных знаний можно поиграть в соответствующую ролевую игру

Дети в подготовительной группе уже не только рассматривают картинки в книгах, но уже могут читать. Поэтому следует внимательно отнестись к оформлению библиотечного уголка.

Ребята на седьмом году жизни с удовольствием занимаются строительством, конструированием, прикладным и изобразительным творчеством. В группе должно быть достаточно разных конструкторов, строительных наборов, красок, наборов для лепки из различных материалов, для плетения из резиночек и т. д. В группе может находиться коробка с бросовыми материалами и пособия по созданию различных поделок, которыми ребята могут пользоваться самостоятельно.

Конечно, мальчики и девочки предпочитают разные игры. Это абсолютно естественно. Но если мальчик интересуется играми на приготовление пищи, а девочка с удовольствием крутит гайки в металлическом конструкторе - ничего страшного. Мужчина тоже должен уметь готовить, да и вообще - может, это будущий шеф-повар, а женщине в жизни не помешают технические умения.

Детям в этом возрасте интересны различные настольные игры с правилами, и они охотно в них играют. Также пользуется вниманием уголок дидактических игр и головоломок.

Подготовишки с удовольствием играют в длительные игры, которые длятся от недели до месяца. Поэтому допустимо не убирать оборудование для таких игр, пока дети в них играют.

В подготовительной группе идёт активная подготовка к школе и отводится гораздо больше времени на образовательную программу. Поэтому и обстановка приближается к школьной. Если есть возможность выделяется специальное помещение - класс для занятий идентичный школьному по оформлению. Таким образом дети психологически готовятся к пребыванию в школе.

При возможности в подготовительной группе организуется отдельная комната для занятий, как в школе

В группе уместно оформить географический уголок, где будут находиться различные карты, глобус, альбомы и книги о разных странах, климатических зонах, животном и растительном мире и т. д. К организации уголка родного края необходимо привлекать самих ребят.

Какие уголки и центры могут быть созданы: таблица

Уголок для ролевых игр Различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации.
Уголок ряжения Вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит.
Театральный уголок Ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф, аппаратура для музыкального сопровождения постановок.
Книжный уголок Книжная полка или витрина, стол и стулья, книжки, соответствующие возрасту.
Уголок сенсорного развития Сенсорный экран, пособия для сенсорного развития.
Дидактический уголок Дидактические игры в соответствии с возрастом, головоломки.
Зона настольных игр Подборка настольных игр, стол и стулья.
Карандаши, краски, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, бумага, раскраски, стол, стулья.
Уголок творчества и конструирования Конструкторы разных видов, коробка с бросовым материалом для творчества, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага и картон, наборы резиночек для плетения и т. д.
Уголок безопасности Ярко оформленные телефоны спасательных служб, игрушечные машины спецслужб, стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях, набор для игр по изучению правил дорожного движения.
Выставка детского творчества Обычно оформляется в раздевалке, чтобы родители смогли оценить поделки своих детей.
Уголок природы Цветы, растения, которые дети выращивают в рамках экологического образования, тематические пособия (домашние животные, на ферме, дикие животные), гербарии, коллекции камней и т. д.
Спортивный уголок Спортивные снаряды (горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница), специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры, мячи и мячики, обручи и т. д.

Как оформить лабораторию в детском саду

Лаборатория - относительно новый элемент развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Оборудовать её стали, ориентируясь на ФГОС, в котором отмечается важность исследовательской деятельности детей.

Дети любят ставить различные опыты, таким образом получая представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Фотогалерея: лаборатория в детском саду

Малыши с удовольствием играют с водой и проводят с ней опыты В лаборатории младших групп обязательно должно быть оборудование для проведения опытов с водой В лаборатории должен быть идеальный порядок В лаборатории средней группы прибавляются медицинские материалы Старшие дошкольники уже пользуются микроскопом Дети из подготовительной группы могут использовать карты-схемы, чтобы проводить опыты самостоятельно

Если в группе есть возможность выделить отдельное помещение под комнату природы, то лабораторию оборудуют там, если нет - то в той части групповой, где есть раковина, чтобы был свободный доступ к воде. В детсадовской лаборатории должны находится:

  • средства защиты (перчатки, маски, очки, фартуки, косынки или шапочки, нарукавники);
  • оборудование (различные ёмкости, совочки, ложки, пластмассовые ножи, микроскоп, лупы, ножницы, фонарики, пособия, песочные часы и т. д.);
  • материалы для исследования (песок, глина, камни, различные сыпучие материалы, коллекции, гербарии, красители, природные материалы, надувные шарики и т. д.).

Если лаборатория находится в отдельном помещении, в ней также можно разместить живые объекты для наблюдения, например, дождевых червей. Домик для них лучше устраивать в октябре - ноябре. Для этого берется трёхлитровая банка и наполняется на две трети почвой, в неё запускается десяток дождевых червей, сверху накладываются пищевые отходы (лучше растительные) и всё прикрывается сухими листьями. Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать за тем, как черви проделывают ходы в почве. Главное, не забывать увлажнять землю и подкармливать червей, а весной выпустить их на волю.

Набор материалов и оборудования по возрастным группам: таблица

1-я и 2-я младшие группы
  • Ёмкости для опытов с водой, губки;
  • тазик с песком, совочки, формочки;
  • материал для развития сенсорики (кусочки различного текстиля, натурального и искусственного меха, резиновые и пластиковые игрушки);
  • природный материал (крупные камни и шишки);
  • весы;
  • разноцветные и разнокалиберные прищепки;
  • разные баночки с наполнителями на бренчание и шуршание;
  • коробка с яркими вещицами.
Средняя группа Предыдущий набор дополняется следующим содержимым:
  • пакет с почвой;
  • природный материал (различные перья, ракушки, камни разных размеров, жёлуди, листья, семена);
  • оборудование (песочные часы, увеличительные стёкла);
  • медицинские материалы (шприцы, спринцовки, пипетки, колбы);
  • гербарии и коллекции.
Старшая группа Добавляются:
  • разнообразные по весу, форме и размеру предметы (яйца из киндер-сюрпризов, бусины, разноцветные камешки);
  • пищевые продукты (сахар, соль, мука, растительное масло, крахмал);
  • бросовый материал (различные верёвочки и шнурки, пробки, катушки и т. д.);
  • оборудование (зеркала, воронки, формочки для льда, ситечки).
Подготовительная группа Добавляются:
  • различные коллекции;
  • красители;
  • компасы;
  • линейки и сантиметровые ленты;
  • микроскоп;
  • мерные стаканчики;
  • пробирки;
  • пособия (книги, альбомы, карточки-схемы для проведения опытов).

Дети из младших и средней групп должны пользоваться лабораторией под присмотром воспитателя. Дети из старшей и подготовительной групп могут иметь к ней свободный доступ.

Развивающая предметно-пространственная среда - важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Определение понятия: цели и задачи

Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:

  • помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному - рисованию, или игровому - ролевым забавам);
  • развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
  • формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).

Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше

Задачами оформления окружающего детей пространства является:

  • наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
  • обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств - калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
  • включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
  • введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
  • расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года

Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.

Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.

Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места

Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный - на другой.

Доступность

Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.

Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

  • познавательно-исследовательской;
  • игровой;
  • продуктивной.

Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.

Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками

Учебный центр

Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:

  • базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
  • лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
  • места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).

Столы в группе должны быть трансформируемые

Центр хранения материалов

В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:

  • песком;
  • камешками;
  • ракушками;
  • мукой;
  • крупами;
  • бобами.

Центр для ролевых игр

Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).

А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.

В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол

Центр творчества

Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации - размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.

Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей

Экспериментально-экологический центр

Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках - всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.

В уголке природы должно быть много комнатных растений

Центр спорта

Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.

Раскладывание спортивного инвентаря по местам - это хороший способ дисциплинировать малышей

Центр театра

В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:

  • большую и маленькую ширмы;
  • фланелеграф;
  • стойку или вешалку с костюмами;
  • маски;
  • пальчиковый театр;
  • кукол бибабо;
  • декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
  • куклы и игрушки;
  • театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).

В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем

Центр математики

С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:

  • головоломки;
  • наборы цифр и математических знаков;
  • комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
  • счётные палочки;
  • детский компьютер (опционная позиция).

В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками

Книжный центр

Его расположение несложно предсказать - книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.

Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.

Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги

Центр музыки

Открытые полки в шкафу - подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом - песком, крупой, камешками - дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.

Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения

Центр уединения

Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.

Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.

Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению

Центр патриотического воспитания

По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:

  • плакат с изображением государственного герба;
  • фотография президента;
  • книги с рассказами, стихотворениями о родине.

Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина - Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.

Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии

Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду

Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.

Наглядные приёмы

Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.

Наблюдение

Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.

Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом

Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.

Таблица: использование разных центров для проведения опытов

Зона Название опыта Задача Оборудование и материалы Описание Вывод
Творческая (частично театральная). Радужные шарики. С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. Жёлтая и красная краски - оранжевый цвет, синяя и жёлтая - зелёный, красная и синяя - фиолетовый, синяя и белая - голубой.
Музыкальный, театральный. Почему рождается звук. Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания - заканчивается звук.
Центр материалов. Из чего птицы делают гнёзда Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо.

Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.

Демонстрация

В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.

Причём поскольку личный пример - самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски - как бы знакомит ребят с образами.

Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы

Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)

Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.

Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные - это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.

Сказки и рассказы

Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.

Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей

Игровые приёмы

Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.

Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание Варианты
Самолёты Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. Взрослый может менять расположение флажков в течение игры.
Ищу пару Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей».

Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание
Кто/что бывает? Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся - выбывает.
Бывает - не бывает (игра с мячом) Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д.
Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно.

Как оформить развивающие центры в группе

Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.

Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне Игрушечная мебель для игрового центра - обязательный элемент комплектации В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта

Поделиться: