Нуклеарная семья. Типы нуклеарных семей


Общая характеристика нуклеарной семьи

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины и их детей, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование "функционального соответствия" между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья свободна от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу посредством неограниченности выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, семейная структура в современном обществе состоит как бы из относительно изолированных нуклеарных семейных домов, хотя при этом допускается существование значительных социальных различий. Однако согласно исследованиям последнего времени:

1) не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи;

2) собственно процесс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи;

3) в настоящее время имеются данные о том, что для семейных структур индустриальных обществ не характерно наличие изолированных супружеских домов.

Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между не обязательно совместно проживающими родственниками поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к возникновению модифицированной первичной группы вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд других структур дома. В Британии в последние два десятилетия наблюдалась тенденция к уменьшению размеров домов, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вне брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества внебрачных детей.

Такие изменения в структуре домов в какой-то мере ставят под сомнение функциональные теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Представители функционализма считали, что семья является универсальным социальным институтом, поскольку она выполняет в обществе ключевые функции социализации, заботы о детях и воспроизводства населения. Однако в современных обществах число семей такого типа уменьшается.

Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные сложности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и характеризоваться дисфункцией. Например, некоторые современные исследователи говорят об угнетенном положении женщины в рамках современной семьи, что наносит психологический ущерб также и другим индивидам.

Нуклеарная семья. Сексология

Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной.

Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.

Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворением сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.

Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

Есть ли будущее у нуклеарной семьи?

Современная (объяснительная) демография использует две противоположные парадигмы в рамках которых ставятся и решаются основные проблемы, связанные с тенденциями демографических процессов. Теория демографического перехода в своей содержательной части представляет собой разновидность теории социального развития (эволюционизма, девелопментализма и т.п.), т.е. той теории, которая сопряжена с идеей социального прогресса и которая описывает феномены модернизации со знаком плюс. Другая теория - демографических изменений - сосредоточена на динамических аспектах социальной реальности, рассматриваемой в качестве "поля" взаимодействия, а не в качестве "объекта", подверженного "фундаментальным", "необратимым " и т.п. "сдвигам". В социологии изменений нет поиска "перводвигателя", нет выбора из факторов - главных причин наблюдаемого хода событий. Человеческая деятельность является источником причин и следствий, история есть продукт человеческой деятельности. В рамках этих двух подходов обычно рассматриваются все трансформации семьи.

В теории развития анализируется переход от "традиционной" семьи к "современной", к альтернативным семейности формам организации человеческих отношений. Из факта изменения семейных структур выводится неизбежность этих изменений, легко переходящая в фаталистическую интерпретацию наблюдаемых феноменов, как якобы независящих от человеческих действий, совершаемых помимо воли людей и ведущих к предопределенному финалу, как правило, оцениваемому позитивно. В парадигме прогрессистского развития все нынешнее многообразие форм семейной жизни оценивается по степени приближения их к идеалу современной семьи.

В концепции исторического отмирания многодетной семьи утверждается, что социальные действия, направленные на самосохранение существующих поколений, а не на воспроизводство их, ведут к сокращению рождаемости вплоть до однодетности, т.к. в социуме нет регуляционного механизма защищающего от этого поворота событий. Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Философия государственничества (Гоббс, Дж. Ст. Милль, Ж.. Руссо) способствовала распространению общественного мнения, направленного на "освобождение" личности от "деспотизма" семьи. В русле этой направленности осуществлялась государственная политика по ограничению автономии семьи как института. Факты злоупотребления родительской властью служили поводом для отмены права родительского контроля над детьми в связи с запретом детского труда, всеобщим школьным образованием, борьбой с беспризорностью и девиантным поведением детей и подростков и т.п. На фоне перехвата семейных функций другими институтами эмансипация индивида от семьи привела к усилению контроля государства над личностью.

Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.

Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция

За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в ка-честве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей).Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской де-популяции Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи.

Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных сти-лей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.
Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Медкова В.М. и др. Краеугольный камень этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, - "либерально-прогрессистской", или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой парадигмы заключен в убеж-дении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении возможности исчезновения семейного образа жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Вторая парадигма явно содержит два момента: во-первых, определенную оценку историчес-кого процесса, приведшего к изменению семьи и некий идеал семейного бытия; во-вторых, рас-смотрение семьи как социального института в русле парсонианских идей. История уже предло-жила вариант семейной целостности, самосохраняющейся, противостоящей воздействиям извне -традиционалистскую (патриархальную) модель семьи. Крестьянскую по преимуществу. Для нее характерны родственно-семейный принцип организации жизни; "перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида", над экономическими целями индивида; естественность домо-хозяйства в качестве основы семейной жизни; социокультурная заданность семейных ролей, принцип семейного "Мы" в отношении с внешним окружением; семьецентризм в противовес эгоцентризму; многодетность в противовес малодетности; семейный авторитет в социализации детей. Вряд ли в связи с этим возможно выставление требования возвращения в прошлое, скорее идеал традиционализма призван использоваться в качестве некоторой шкалы оценок происходящих изменений в семье, поиска социокультурных констант семейной жизни. Таким образом, можно заключить о выдвижении нормативистского подхода.

Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", считают А.И. Антонов и В.М. Медков. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равнове-сия, распада семейных связей, ценностных ориентации. Социокультурная тенденция индивидуализации жизни, отмечаемая на протяжении нескольких столетий, описывается как конфликт между личностью и обществом, скрываемый иллюзией роста самосознания личнос-ти, увеличения экологической, политической, демографической и т.п. сознательности, которая призвана расширить на основе свободы выбора зону личных решений и ответственности во благо общества. "Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализа-ции потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде в семье мотивируется подчинять эгоцентрические интересы семейным, -все это привело в XX в. в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, по-средничества семьи в противостоянии личности и общества". Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.

Посредничество семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институцио-нальной подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органи-ческую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих функций (репро-дуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции. Наблюдаются и структур
и т.д.................

В тестовых задания по обществу довольно часто спрашивают явления и понятия связанные с термином «нуклеарная семья». Поэтому считаю нужным разобрать это понятие по косточкам: откуда она такая взялась, и в какую форму она сейчас эволюционирует.

Понятие нуклеарной семьи

Нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро) — это социальная группа, основанная на родственных связях между родителями и детьми, члены которой проживают совместно. Грубо говоря — это семья, состоящая из детей и родителей. Именно такой предусматривается Семейным кодексом РФ. Родители и дети связаны целым рядом прав и обязанностей.

Данный вид семьи характерен для общества индустриального типа. Важно понимать, что она может быть партнерской или феминистской. То есть отношения между членами семьи могут строиться на разных началах. Она даже может быть однополой (хорошо, что в России запрещены однополые браки!). Также, я думаю понятно, что она же может быть и религиозной (православной, католической, или синтоистской). Таким образом, виды семьи могут легко между собой соотноситься, равно как и разные типы отношений. К тому же такая семья — это все равно малая социальная группа.

Истоки нуклеарной семьи

Общество в своем развитии проходило целый ряд этапов. И на каждом этапе своего развития для него был характерен свой тип форм жизни людей. Для традиционного общества — большая патриархальная семья, состоящая из родителей и всех родственников. Это было необходимо для выживания. Чем хозяйственная система общества становилась более стабильной, тем меньше становится эта социальная группа.

С переходом к индустриальной фазе развития, изменился способ производства. Теперь основная масса товаров производилась на заводах с механизированным трудом. Это приводило к миграции населения из деревни в город, и, как следствие, к маргинализации жизни: пролетарии стали терять связь с деревней, с родителями, родственниками. Между ними все меньше стало контактов.

Также выяснилось, что зарплата на заводе в разы больше, чем в поле в деревне. Плюс плюсы городской жизни: новые развлечения, новый способ проводить досуг. Стала возникать и развиваться индустриальная городская культура.

Вот поэтому отпала необходимость всем родственникам жить под одной крышей. Но ключевой причиной стала все же возможность содержания себя и своей семьи в городе.

Сегодня нуклеарная семья трансформируется в неполную семью. Это происходит из-за возросшей свободы в обществе, из-за представления, что жизнь одна, из-за господства . Массовая культура в современном ее проявлении стимулирует биологические потребности молодых людей, в результате чего они без разбора начинают заниматься сексом, что порождает нежелательную беременность — и как следствие — образование весьма непрочной семьи. Многие женщины рожают ребенка, чтобы «удержать» мужчину. В результате такого броуновского движения нуклеарные семьи распадаются, образуя неполные семьи. Чаще такие состоят из ребенка и матери, реже из ребенка и отца.

Это все, что я хотел сказать про нуклеарную семью. Ставьте лайки, подписывайтесь на новости сайта, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

Патриархальная семья

Светлая горница, большой стол, за которым собирается вся семья. Дедушка ставит самовар, бабушка начинает наливать чай. Сначала мужу, потом старшему сыну, младшему сыну, невестке, внукам. Детский щебет, мужские разговоры, улыбки и сдержанный смех - кто бы не хотел побывать за таким чаепитием? Когда-то это было обыденностью, но нуклеарная семья все изменила. В отличие от патриархальной, она, во-первых, мала, во-вторых, ограничена в эмоциональном опыте, и в-третьих, дает свободу и уединение. И хотя вышеописанная картина может у многих вызвать умиление, немногие захотят жить в таком большом семействе. Задумаемся, почему большая часть людей 20-21-го веков строят нуклеарные семьи? Основами патриархального дома являлись традиции и следование им. Невестка, приходя в дом семьи мужа, должна была подчиниться свекрови и установленным обычаям. Это требовало от нее смирения, внимательности, трудолюбия, готовности выполнить любое поручение старших. Теперь не было ее личных проблем, а были общие. Хорошо, когда свекровь была женщиной ласковой и понимающей. А если нет? Жизнь могла превратиться в ад, но с такой же вероятностью можно было обрести благополучие. Пребывание в такой семье означало исключение частной, личной жизни. В то же время бесценный жизненный опыт передавался из поколения в поколение, дети учились послушанию, помогали старикам. Все вышеперечисленное далеко не исчерпывает описание традиционной семьи, но дает понимание о противоречивости ее влияния на личность. С одной стороны, формируется коллективизм, с другой, нет места никакому индивидуализму.

Такой тип семьи господствует в современном обществе и представляет собой максимум два поколения людей, связанных родственными узами. Малая нуклеарная семья состоит из супругов, в большую также входят дети. Часто взаимоотношения в ней строятся на демократической основе. Она дает возможность построить свое личное домашнее пространство без оглядки на существующие предписания. Но данные статистики неумолимо свидетельствуют о меньшей прочности такой ячейки общества. Количество разводов растет с каждым десятилетием. Мало того, многие люди, живущие вместе, не регистрируют свои отношения. Общественное мнение становится второстепенным, главное - личный комфорт. Самопожертвование и смирение встречаются все реже в отношениях между супругами, близкими и дальними родственниками. Легче отправить бабушек и дедушек в дом престарелых, чем заботиться о них. Малолетние дети воспитываются детсадами, а не старшим поколением. Таким образом, нуклеарная семья стала отражением процессов индивидуализации и либерализации, происходящих в нашем обществе. Это также разрушает и государственные традиции.

Перспективы

Большинство психологов и социологов соглашаются, что пути назад к патриархальной, традиционной семье нет. В современном обществе будет господствовать нуклеарная семья. Это объясняется неготовностью молодого поколения смиряться и подчиняться. В случае проживания на одной жилплощади нескольких семей учащаются конфликты, ссоры и даже случаются уголовные преступления. Общество индивидуалистов поддерживает в своих членах стремление к независимости. Огорчает участь детей, которые, по сути, остаются без должной заботы и внимания.

Нуклеарная семья, Джесси Рассел. НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (NUCLEAR FAMILY) Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Нуклеарная семья - (лат. – ядерный) – это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений – родителей и детей. Это семейное ядро без бабушек и дедушек.

В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке под влиянием индустриализации и урбанизации. По мнению А. Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью ещё не закончился. Неполная семья), не состоящими в браке. Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения.

Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения. Семья - круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами.

Смотреть что такое «Нуклеарная семья» в других словарях:

Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Они. мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне.

Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления. Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей.

Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными.

Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства

Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении.

Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

В чем причины такого явления? Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция).

Семья - это социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, экономической кооперацией, совместным участием в биологическом и социальном воспроизводстве. 19 вместе с ними могут проживать и еще 1-2 человека. При полигинии, например, один мужчина играет роль мужа и отца в нескольких нуклеарных семьях и таким образом объединяет их в более крупную семейную группу.

В типичном случае она включает в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых/незамужних детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Три поколения, включающие нуклеарные семьи отца и сыновей, живут под одной крышей или в кластере примыкающих друг к другу строений. Причины универсальности нуклеарной семьи не будут до конца понятны, пока она рассматривается всего лишь как социальная группа.

Другими словами, кросс-кузены - это дети брата и сестры («разнополых сиб-лингов»), а ортокузены - это дети родных братьев или дети родных сестер («однополых сиблингов»)

Любой фактор, усиливающий связь между одним и вторым членами семьи, также действует и опосредованно. Он усиливает связь первого с третьим, если второй член семьи поддерживает с ним близкие отношения. См. главу 6, где эти отношения рассматриваются более детально в их связи с родственной структурой {примеч.

В этом племени жениху запрещено приближаться к невесте, пока она не родит ему ребенка от определенным образом подобранного сородича отца жениха. Тем нє менее взгляд на секс как единственный или даже самый важный фактор, объединяющий мужчину и женщину в браке и создающий семейную структуру, приводит к серьезной ошибке. Напоминаю, что книга Мердока написана в 40-е гг. XX в., и сказанное в ней относительно «современного» американского общества относится именно к этому времени.

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Отношения в нуклеарной семье между отцом и матерью укрепляются сексуальными привилегиями, всеми обществами предоставляемыми супругам. Понятие ‘Н. с.’ лежит в основе ряда типологий семьи. Оно важно при изучении трансформации семьи в ходе историч. Нуклеарная семья знакома читателю как единственно признанный тип семьи в нашем [североамериканском.

(лат. nucleus - ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми (см. Неполная семья), не состоящими в браке. Нуклеарная семья не всегда малая, хотя обычно процесс нуклеаризации связан с массовым распространением внутрисемейного ограничения деторождения. Нуклеарная семья развивает самостоятельность её членов, их автономность относительно друг друга, и если этот процесс проходит корректно и бесконфликтно, то он укрепляет семейные узы, делает семью более прочной, спаянной. Напротив, недостаточная подготовленность к брачной и тем более семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям (включая сферу интимных отношений) и увеличивает бракоразводность. Последнее чаще всего встречается в нуклеарных семьях, где один из супругов или оба были в родительских семьях единственными детьми-кумирами. Срабатывает эффект исключительности и на её основе - взаимопроявляемой антагонистической авторитарности. Если к этому прибавляются завышенные взаимные социальные притязания супругов, например, на основе неравной материальной обеспеченности, то при недостаточности общей культуры всё это может привести к разводу. Серьёзные сложности организации, особенно молодёжной нуклеарной семьи, составляют социальные неурядицы, обрушивающиеся на молодых супругов, а также неудовлетворительная подготовка к интимной жизни. Поэтому в настоящее время семья вообще, а нуклеарная в частности, стала объектом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, педагогики, демографии и сексологии, приобретая социально-общественное значение.
Исследования не зафиксировали ярко выраженной взаимосвязи между прочностью брака, удовлетворённостью сексуальной стороной жизни и типом семьи. Однако, если связать воедино тип семьи (нуклеарная, расширенная) с жилищными условиями и удовлетворённостью супругов интимной жизнью, можно сказать, что нуклеарная семья, имеющая хорошие жилищные условия, имеет больше возможностей для интимной жизни. Супруги, живущие отдельно и имеющие достаточно укромных мест для половых контактов, имеют несомненные преимущества по сравнению с теми, которые живут вместе с родителями в стеснённых бытовых условиях. В первом случае муж и жена, живя в нормальной квартире, могут быть достаточно раскрепощены, быстрее найдут средства и способы взаимного удовлетворения.
Сексология выдвинула проблему воспитания этики, эстетики, психологии, гигиены, культуры сексуального поведения лиц, вступающих в брачные отношения, тем более что основой современного брака становятся не экономические или статусные отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Нынешняя тревожная тенденция развития брачно-семейных отношений (снижение рождаемости, рост разводов, увеличение количества неполных семей и др.) характеризует не только их распад, но и сложности социально обусловленной трансформации семьи (особенно нуклеарной) и её функций.

(Источник: Сексологический словарь)

Смотреть что такое "Нуклеарная семья" в других словарях:

    См. СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (от лат. nucleus ядро), простая семья, основная семья, семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке. В отличие от биологической семьи, включающей всё потомство… … Демографический энциклопедический словарь

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (NUCLEAR FAMILY) Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование… … Социологический словарь

    - (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного… … Википедия

    Нуклеарная семья - (лат. – ядерный) – это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений – родителей и детей. Это семейное ядро без бабушек и дедушек. Такая семья является наиболее типичной для общества, но она считается недостаточно эффективной, ибо в ней… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - См. семья (1) … Толковый словарь по психологии

    НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (nuclear family) см. Семья …

    Нуклеарная семья ядерная с - Нуклеарная семья, ядерная с. * нуклеарная сямья, ядзерная с. * nuclear family родители и их родные дети … Генетика. Энциклопедический словарь

    ПРИВАТИЗИРОВАННАЯ НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ - (privatized nuclear family) см. Семья … Большой толковый социологический словарь

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Поделиться: