Консультация для родителей детского сада. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье

Как воспитать патриота в семье.

Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и полноценное всестороннее развитие личности, которая сочетает в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство.

Задачи: формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Это чувство начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаются им глубоко, но, увиденные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в своей семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к родной земле, дому, природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы, а то и на всю жизнь, дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, которые полные ярких впечатлений, переживаний и эмоций. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям театр, кино, книги, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Не забывайте и о том, какая богатая событиями история вашей Родины. Чаще рассказывайте ребенку о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Только главное делайте скидку на возраст ребенка, и говорите понятным ему языком. Обязательно отвечайте на все его вопросы, анализируйте заинтересовавшие его ситуации, делайте совместные выводы и, обязательно слушайте и принимайте мнение вашего ребенка. Пусть оно еще детское и наивное, но это первые его шаги, к умению самостоятельно делать выводы.

Если вы искренне желаете вырастить ребенка патриотом, не говорите при нем плохо о той стране, где вы живете. Ведь Родину, как и родителей не выбирают. И поверьте, как бы, вам не казалось, что где-то лучше, вряд ли это правда. В каждой стране есть свои проблемы, свои трудности и с экрана телевизора нам их никто не показывает. Все хотят, чтобы о них думали только хорошо.

Поэтому не допускайте при ребенке выражения большого недовольства о вашей Родине, говорите больше положительного. Но в тоже время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть еще и реалистом.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Маленькие дети очень чувствительные к эмоциональному состоянию их родителей, если вам плохо, то ребенку тоже будет не по себе. Поэтому, как бы в жизни не случалось, старайтесь настраивать себя на положительную волну. Находите позитив в любых действиях. Так вы не только избежите пессимистического настроя ребенка, но так, же научите его легче справляться с проблемами, не опускать руки ни при какой ситуации, и так же всегда находить, чему радоваться. Воспитать патриота, конечно, невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее.

Уважаемые родители, обязательно путешествуйте. Не обязательно ехать заграницу, и в родной стране есть множество мест, от которых просто дух захватывает. Показывайте ребенку на наглядности всю красоту и увлекательную историю родных краев.

При желании воспитать патриота в семье, главное поддержка. И речь идет о всесторонней поддержке. Рвение к патриотизму должно быть не только у вас, но и у вашего партнера, и близких родственников. Живя в такой атмосфере, ребенок в будущем будет стараться воспроизвести ее уже в своей семье. Так же поддерживайте своего малыша в его взглядах, увлечениях, интересах. Хвалите за успехи и правильно сделанные выводы с совершенных поступков или проступков. Объясняйте ребенку, почему вы поступаете по отношению к нему или другому человеку именно так, а не иначе, и просите, что бы он аргументировал свои поступки так же.

Помните, что со временем ваш ребенок станет взрослым, и сможет самостоятельно делать свои, уже взрослые выводы, и иметь собственное мнение. И если с детства не заложить маленькое зернышко патриотизма, вряд ли оно потом сможет прорости в прекрасный цветок.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, свою большую и малую Родину. Нужно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, уважать историю и предков.

История, а точнее уважительное отношение к ней, а также к предкам, к родной земле, к Родине, донесенная вами до сознания ребенка, а также собственный пример, поможет вам воспитать патриота в семье.

Консультация для родителей

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством - трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день - это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это очень важно для становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей - книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину - это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Составитель:
Ермилова Марина Константиновна,
воспитатель

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Литература:

2. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

4. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

В дошкольном учреждении работа с детьми о патриотическом воспитании, уважение к Родине и ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой обширную деятельность о духовно-нравственного начале, патриотическом сознании, чувств любви к Отечеству.

Ребята понимают, что они должны многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Детям особенно интересно участвовать в различных мероприятиях, петь песни, рассказывать истории о войне. Дети с удовольствием играют в игры «Самолеты», «Пограничники», «Моряки». Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники с интересом усваивают свое отношение к большой Родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важнейших задач нашего времени. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие различных и особенных ценностей, в том числе и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Детям необходимо изучать культуру своих предков. Именно знание об истории народа и культуры поможет с уважением относиться к культурным традициям других народов.

Понятие «Родина» сводится к таким знакомым понятиям: территория, климат, природа, особенности языка и быта, духовная связь. Родина может сочетаться с духовным понятием, которая может быть связана с мировосприятием более высокого. Именно поэтому посвящены стихи и песни, написано очень много патриотичных и лиричных произведений.

Поэтому духовное общение придает особое своеобразие культуре. Духовная связь формируется через воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважение к взрослым, любовь к природе.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, а особенно это близкие люди (папа, дедушка, дядя). Старшие члены семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) должны привить детям необходимо - важные понятия. Это «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Необходимо у ребенка сформировать понимание о любимой Родине, что Родина чтит своих героев, которая отдала жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны осознать, что они граждане России, маленькие россияне. Поэтому детей нужно знакомить с малой Родиной. Они должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Дети должны понимать, что они жители России, граждане России. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. А также должен защищать свою Родину.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально. Поэтому патриотические чувства к родной стране у детей проявляются в чувстве восхищения своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Нравственно-патриотическое воспитание это один из элементов общественного сознания, который нуждается для основы жизнеспособности любого общества и государства. В дошкольной педагогике патриотизм соответственно проходит через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

Чтобы сформировать у детей представления о русской культуре, нужно развивать умение рассказывать сказки по картине, рассказывать стихотворения; продолжать знакомить детей с дымковскими, хохломскими и филимоновскими изделиями; развивать умение у детей выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); знакомить с матрешкой. Особое место отводится народным приметам, пословицам и поговоркам.

Сказки интересуют ребенка, заставляют его плакать и смеяться. На самом деле сказка является самым главным богатством. Это трудолюбие, дружба, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ.

Загадки, пословицы, поговорки воспринимаются ребенком легко и естественно. В них есть юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки и загадки формируют начало любви к своей стране.

Ребенок воспринимает любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине. В связи с этим имеет огромное значение знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием. Знакомясь с родным городом и его достопримечательностями, ребёнок учится формировать представление об окружающем мире. Любовь к патриотизму формируется через проявление любви к природе. Это прогулки в лес, на реку и в поле, экскурсии по детскому саду, прогулки на улице, наблюдение за природой. Эти знания формируются через бережное отношение к природе (не рвать ветки, листья; не мусорить в лесу, не кидать камнями). Яркие впечатления о родной природе помогают ребенку стать патриотом своей страны.

В процессе работы у дошкольников по патриотическому воспитанию были сформированы соответствующие задачи:

1. Побуждать детей к поручению добрых дел для семьи, родного дома и детского сада.

2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательного отношения к родным и близким, друзьям и сверстникам.

3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

4. Воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ее достижения, патриотические чувства.

5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

6. Формировать представления о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

7. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, летчики и моряки).

Если в детстве ребенок испытывал жалость к другому человеку, радость, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональные чувства.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - это родной дом, улица, где он живет, детский сад.

Во время прогулки расскажите своему ребенку, что происходит на вашей улице.

Дать представление своему ребенку о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки, поликлиники, милиции, школы, детского сада. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Помогайте ребенку в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Развивать умение у ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Консультация для родителей дошкольников:

«С чего начинается Родина?»

Описание материала: методическая разработка консультации расскажет родителям дошкольников о том, как воспитывать чувство любви и гордости к России, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Информация поможет родителям в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; педагогам, воспитателям, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки – передвижки в помещениях ДОУ.

Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.

Цель: систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников;
- вызвать у родителей желание развивать и углублять у детей дошкольного возраста патриотические чувства.

Уважаемые родители!

Задачи воспитания определяют необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью : с городом или любым другим населенным пунктом, в котором живет семья и находится второй дом ребенка – детский сад; со столицей нашей Родины – Москвой. Дети должны знать свой город и любить его как неотъемлемую часть Родины. Родители могут систематически и постепенно (малыми дозами) расширять представления детей об особенностях города, формируя разнообразные переживания, связанные с родными местами


Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то, что воспринимается непосредственно. Адрес - уже обобщенное понятие, вбирающее в себя все конкретное, что характеризует дом. Адрес - это и номер дома, и улица с ее названием. С адреса начинается отход от конкретного и формирование понятий «улица», «город». После того как вместе с родителями дети проходят по своей улице, а затем и по другим, они начинают понимать, что в состав города входит много улиц. Взрослый называет улицы, поясняет название, придавая им своеобразную конкретность. Экскурсии старших детей по городу родители могут связать с рассказами о людях, живущих в этом городе, их труде. Постепенно на фактах дети глубже начинают понимать общественный характер труда людей , значение продукции конкретных производств для всей страны. Усвоив общее понятие «город» (или «поселок», «деревня»), дети по аналогии представляют другие города (другие населенные пункты). Они уже сами будут говорить: «В России много городов».


Это понимание дает возможностъ родителям рассказать о главном городе нашей страны - Москве , рассказать о Кремле, на башнях которого горят рубиновые звезды, о Мавзолее и Красной площади, о Московском метро, о красивых зданиях и парках. Взрослый сообщает детям, что в Москве находятся главные учреждения страны. Ее любят, ею гордятся все народы нашей страны. И у детей с малых лет нужно воспитывать уважение к столице .


С целью воспитания любви и уважения к столице эффективно использование различных наглядно - образных средств. Детям дошкольного возраста можно предложить отправиться в путешествие с героями книг. Образ героя любого произведения обычно близок детям, потому, что это всегда бывает ребенок. Совместное путешествие с героем придает активный характер восприятию, углубляет интерес, активизирует процессы мышления и речи, воздействует на чувства детей. Дело не в том, чтобы использовать какой – то конкретный рассказ, а в том, чтобы, повествуя о большом и серьезном, использовать метод включения в фабулу рассказа персонажа, близкого детям. Вот некоторые книги, которые можно почитать дошкольникам: Петрова О. «Моя Москва» (2012 г.); Дерягина Л. «Моя Родина Россия» (2007 г.). Чтение хорошо сопровождать просмотром иллюстраций, картин. Слово и наглядный образ делают восприятие более полным, оставляют глубокий след в памяти и переживаниях детей, увиденное и услышанное осознается и воспроизводится в рассказах и в рисунках детей.


С Москвой, как и с родным городом, связана жизнь детей. Родители неоднократно и в разное время года могут показывать своим детям Красную площадь, происходящие на ней праздники. Детей привлекает красочность, яркость, многоцветие шаров, цветов, плакатов, торжественность шествий и т. д. Все это вызывает чувство радости и любви к Родине. В телевизионных передачах, в кинофильмах перед детьми раскрывается величавость московских улиц, просторы площадей, красота театров, залов метро. И очень хорошо, если родители, «путешествуя» с детьми по Москве, обратят их внимание на труд москвичей , на их гостеприимство . Через доступное детям и вызывающее их интерес взрослый формирует отношение к Москве как столице Родины . Может возникнуть вопрос, с чего начинать: с расширения знаний о Москве или о том городе, селе, поселке, деревне, где живут дети. Тут не может быть какой-либо обязательной последовательности: близким может быть и то, что территориально дальше, но дорого по содержанию, по переживаниям детей, а иногда через далекое лучше замечается то, что близко. Поэтому родители сами могут определить последовательность сообщения детям знаний.


С малых лет дети должны знать, что Россия - многонациональное государство , что все народы нашей страны равны. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всем мире. Чтобы эти знания были доступны, начинать, нужно с того, что близко к жизни самих детей. Дети с удовольствием слушают сказки разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации с предметами прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширяют интересы детей, углубляют чувства симпатии к народам разных национальностей.

Каждое государство имеет свой герб . Нужно показать детям Герб России, а старшим дошкольникам и рассказать о государственном символе Российской Федерации. Затем следует привлечь внимание к гербу своей республики и других республик. Государственным символом Российской Федерации является и флаг . В дни общенародных праздников дети видят флаги на зданиях и домах. С самых ранних лет нужно воспитывать у детей уважение к государственному флагу и доступно объяснять им, что означают цвета флага. Следует познакомить детей и с мелодией гимна России и рассказать, что, когда звучит гимн, все люди встают и слушают его молча. Уважение к государственным символам России должно быть одной из основ воспитания любви к Родине, нравственного и умственного воспитания в единстве.


Поделиться: