Как рассказать детям про личное пространство. Когда и как рассказать ребенку «про это»

Рано или поздно дети начинают задавать вопросы о том, как они появились. Как правильно вести разговоры о появлении детей, рассказала психолог-консультант, эксперт проекта «Игровая лаборатория Fisher-Price» в Украине Екатерина Истомина, www.fisher-price.net.ua.

Как правило, интерес к тому, откуда берутся дети, формируется к 4 годам. Именно тогда и стоит начинать разговоры об «этом». Не стоит пугаться и настраивать себя сразу на долгий серьезный разговор. Не рассказывайте больше, чем интересует малыша. Отвечайте кратко, на доступном возрасту ребенка языке, с уверенностью и спокойствием в голосе.

Вот некоторые ориентиры, как и когда лучше отвечать на серьезные детские вопросы:

«Откуда появляются дети?» На это вопрос, с которого, как правило, начинается интерес ребенка к теме, можно ответить просто: «Из животика».

«Как детки росли в животе?» Этим вопросом озадачиваются детки около 5 лет. С этими вопросами справиться вам помогут иллюстрации о клеточке (или семечке) в животике мамы (о развитии клеточки можно будет рассказать немного позже).

«Как ребеночек выбирается из живота?» В ответ достаточно рассказать об отверстии внизу живота, которое становится в определенный момент больше, доктор при этом помогает. Если же крохе захочется взглянуть на это отверстие, стоит сказать, что есть места-секреты, которые не нужно всем показывать. Чтобы немного успокоить любопытство малыша, можно найти научно-познавательный фильм про сумчатых, например, кенгуру, в котором показывается, как малыш кенгуру перемещается из отверстия, которое находится в сумке у мамы (внизу живота) в сумку, а там растет и пьет молочко.

«Как дети они туда забираются (в животик)?» Можно рассказать, что мама и папа любят друг друга, поэтому, когда они спят в одной кровати, то очень прижимаются друг к другу, обнимаются, и «семечко» переходит от папы к маме. Ребенку может стать интересно, как именно это происходит. В таком случае информацию уже можно дополнить, сказав, что во время того, как родители с любовью прижимаются друг к другу и целуются, из пениса папы «семечко» через отверстие внизу маминого животика попадает в сам живот. Если ребенок захочет посмотреть, как это происходит, нужно сказать, что это интимные вещи, которые касаются только папы и мамы, и никто не может на это посмотреть.

«Могут ли детки быть у деток?» Независимо от того, задаст ли ребенок этот вопрос, важно сделать акцент на том, что этим могут заниматься только взрослые дяди и тети, которые женаты и очень любят друг друга. Детки проявляют свои симпатии по-другому: заботятся о том человеке, который им нравится, делятся с ним, помогают ему, играют с ним, не ссорятся, прощают и мирятся.

Getty Images/Fotobank

Чего не стоит делать:

уклоняться от «деликатных» вопросов . В этом случае дети найдут другой источник (к примеру, уже проинформированных детей), что может негативно повлиять на развитие половых установок. Именно мама и папа – это те люди, которые должны посвятить ребенка в тему рождения детей. Когда у ребенка возникает интерес, еще не имеет большого значения, кто расскажет ребенку про «это». Впоследствии же важно, чтобы ребенок узнавал ответы на свои вопросы от родителя своего пола. Это поможет половой идентификации, а также позволит построить отношения с родителем, в которых ребенок и в более старшем возрасте, в случае возникновения у него каких-то сложностей, сможет обращаться именно к родителю.

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети - советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь - расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить , связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное - дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

7 ошибок при ответе на вопрос, откуда появляются дети

  1. Отказываться отвечать, если ребенок задает вопросы интимного характера. Если ребенок смутил и застал таким вопросом вас врасплох, лучше сказать ему, что вы ответите ему позже. А за время тайм-аута вы сможете подготовиться к разговору с ребенком, посоветоваться с психологами, более опытными родителями, приобрести специальную детскую литературу. Нельзя давать ребенку понять, что вы оставляете его наедине с его нерешенными вопросами, предоставляя ему право на самостоятельный поиск информации, которая может быть подана в неверном ключе.
  2. Отвечать на вопрос, цитируя статью из медицинской энциклопедии. Не нужно формировать у ребенка представление о начале новой жизни, как о механическом процессе. В таких книгах никогда не дают представления о чувствах, эмоциях, не дают представлении о том, что ребенок – это плод любви мужчины и женщины друг к другу. Ребенок хочет услышать не сухие, но точные объяснения, а получить ответ, сформулированный специально для него, ориентированный на его возраст.
  3. Ребенку отвечает на вопрос родитель противоположного пола. Если ребенок заинтересовался вопросами сексуальной жизни, лучше если их с ним обсудит родитель одного с ним пола. С мальчиком завести интимный разговор должен отец, а с девочкой – мама. Это способствует дальнейшему правильному позиционированию себя в обществе в качестве женщины и мужчины. Детям старшего возраста гораздо легче и комфортнее говорить на такие темы с родителем одного с ним пола.
  4. Не касаться вопросов сексуального воспитания, если ребенок не задает вопросы. Ребенок может не обращаться к родителям с вопросами интимного характера не потому, что его не интересует эта тема, а просто он испытывает волнения, которое мешает задавать интересующие его вопросы. Родители должны знать, что с ребенком 3-5 лет нужно разговаривать о жизни, любви и даже смерти.
  5. Торопиться раньше времени разговаривать с ребенком о сексуальном воспитании. Не нужно рассказывать ребенку о том, чего он еще не понимает и не воспринимает. До двух лет этой темы можно не касаться вообще. В этом возрасте ребенок делает только первые шаги в познании мира и человеческих отношений.
  6. Затрагивать слишком сложные темы. Например, рассказывая девочке о рождении ребенка, не стоит упоминать о сложностях, которые могут быть во время беременности, о боли во время естественных родов и при кесаревом сечении. Не нужно углубляться в теорию, связанную с половым актом.
  7. Избегать тем, связанных с сексуальным насилием. Ребенок должен знать о возможных опасностях, но запугивать и устрашать его не нужно. Главное предупредить, чтобы он никуда не уходил с незнакомыми людьми. И никому не давал себя трогать. Если это происходит, например, на каких-нибудь тренировках, нужно об этом обязательно сообщить родителям.

На пляже встречаются маленький мальчик и маленькая девочка, бегающие голышом.

Мальчик:

— Оторвали?

— Не...

— Потеряла?

— Не...

— Что, так и было???

— Ага...

— Хм... Странная конструкция...

Разница в возрасте между нашими детьми небольшая — всего 1,5 года. До определенного момента для удобства взрослых, дабы оба ребенка были под присмотром, они купались вместе в одной ванне. Однако в один прекрасный день я заметила, что наш старший сын Денис сидит в некотором замешательстве, определенно сравнивая то, что у него ниже пупка и у его сестры Танюшки: видно было, что он решил, что у нее явно чего-то не хватает. (Ему на тот момент было около 2,5 лет.) Мы объяснили Денису, что они с Таней отличаются, потому что он — мальчик, а Танюшка — девочка. А для нас это было сигналом, что пора прекращать совместные купания детей голышом.

Вообще, у родителей нередко возникает вопрос: как реагировать на интерес ребенка к своим интимным местам? Да, собственно, никак. Ведь когда малыш начинает изучать, например, свой нос, никакой паники у мамы или папы не возникает: ну, изучает и изучает. А для ребенка, собственно, разницы-то никакой нет, какая часть тела. Он интересуется всем! Изучая мир, взрослея, ребенок в своих познаниях добрался и до собственного тела. Он пытается понять, как все устроено и для чего это нужно.

Еще совсем маленьким, лежа в кроватке, малыш изучал свои ручки. Только на тот момент, в силу возрастных особенностей, он не воспринимал их частью себя. И глядя в зеркало на собственное отражение, ребенок до 1 года еще не понимал, что там он, а не другой малыш.

Но чем старше ребенок становится, тем больше знаний у него накапливается. Ближе к 3 годам он начинает прислушиваться к своим ощущениям и понимать: то, что он видит у себя, — это часть ЕГО тела (именно в это время он начинает себя называть не по имени, а «Я»), И естественно, все это вызывает у него вопросы.

Интерес к интимным местам не надо ни порицать, ни поощрять. Задает ребенок вопросы — отвечайте (естественно, учитывая возраст).

Дети, конечно, не просто смотрят, что у них там, но еще и трогают. Никаких «пугалок» по этому поводу! Достаточно спокойно объяснить, что может попасть инфекция, и тогда будет больно.

Однако повышенное внимание к интимным местам ребенка должно родителей насторожить и дать пищу для размышлений. Как утверждает детский врач и психолог В.И. Гарбузов, ребенок, лишенный материнской заботы и непрестанного общения с ней, застревает на интересе только к собственному телу. Он как бы остается на младенческом этапе эгоцентризма.

Еще один момент. Все ощущения и реакции организма у ребенка практически как у взрослого. Нередко дети начинают трогать себя за интимные места, когда взволнованны, встревожены, злятся и т.п., для того, чтобы успокоиться. В данных ситуациях реакция взрослых на это тоже должна быть без порицаний: замечаниями, выговорами, окриками можно только, наоборот, закрепить такие проявления в поведении ребенка. В данной ситуации и в этом возрасте самое лучшее — это переключение внимания, отвлечение. Увидели — спокойно взяли за руки (как будто ничего не происходит) и предложили на что-нибудь посмотреть, что-то рассказать, почитать книжку, порисовать и т. д.

Не создавайте и провокаций: нежелательно ребенку старше 1 года разгуливать без трусиков (5-10 минут после купания — не в счет). Это, в конце концов, и негигиенично. Нижнее белье не должно быть тесным! Желательно, чтобы маленькие детки до 3 лет спали в цельнокроеных пижамках без резинок, чтобы нигде ничего не давило. И необходимо поддерживать в семье доброжелательную обстановку! Дети очень страдают от конфликтов родителей между собой. А потом «своими способами» пытаются себя успокоить.

Еще раз хочу подчеркнуть: интерес ребенка к своим интимным местам — это нормально! Это значит, что ребенок развивается в соответствии с возрастными особенностями. Главное, взрослым правильно на все реагировать! И это важно! Реакция взрослых на этот интерес ребенка в раннем возрасте впоследствии повлияет на его «взрослую жизнь».

Доброго времени суток, дорогие гости и читатели блога «Цветы жизни»! На дворе Зима. Декабрь — месяц праздничной суеты и предновогоднего настроения. Но сегодня я немного отойду от новогодней тематики, и подниму сложную, но важную тему, как рассказать детям о СПИДе .

Ежегодно 1 декабря мы отмечаем Всемирный день борьбы со СПИДом . Безусловно, это очень важная тема, нужная. Мы родители несем ответственность за здоровье наших детей, за их нравственность и своевременную осведомленность. Но эта тема, также и тяжела. Как объяснить ребенку такие сложные и страшные заболевания, как СПИД. И что такое ВИЧ? И чем они страшны? И самое главное, как от них защититься?

У сына в школе, как и у всех ведутся классные часы. Но, их не ведет учитель. Она берет пять человек по списку, дает им тему и они готовятся, приходят и рассказывают классу. Вот так, Алеше досталась тема «Всемирный день борьбы со СПИДом». Естественно, что в 3-м классе — это скорее домашнее задание для родителей.

Прочитав тему, я вдруг поняла, что совершенно не знаю, как рассказать об этом сыну, так чтобы было понятно, так чтобы не было ненужных на сегодняшний день вопросов, и так, чтобы он придя в школу смог все это пересказать своим одноклассникам. Интересно, доступно, понятно.

Обратилась к интернету, и увы, не нашла подсказок. Классные часы и лекции на эту тему можно найти, но только для детей начиная с 7-го класса. Моему ребенку только 9 лет, и эти материалы явно не подходили.

На помощь пришел мой собственный блог. Слово «вирус» напомнило мне сказку «Шпион из Болезляндии». И. вот так родилось продолжение повествования о стране Болезляндии и решение, как рассказать детям о СПИДе . Вот такое длинное вступление у меня получилось.

Надеюсь, что кому-то из вас сказка также поможет рассказать и предупредить своего ребенка. Это сказка-лекция, которая должна нести важные знания. В ней задействована болезнь наркомании. Я не рекомендую сказку к прочтению детям младше 7 лет.

Сказка-лекция «ВИЧ и его мечта»

В далекой мрачной стране Болезляндии живут микробы, бактерии и вирусы. У каждого из них свой дом, свои владения. Но все они мечтают переселиться в человеческий организм и одержать победу над здоровьем человека и его помощниками — защитниками лимфоцитами и хорошими бактериями.

На самом краю Болезляндии в высоком замке жил самый сильный и страшный из всех вирусов — ВИЧ — Вирус Иммунодефицита Человека. Его побаивались даже самые страшные и суровые вирусы. Ведь он обладал загадочной силой. ВИЧ невозможно победить. Зато он способен победить иммунную систему человека.

И хотя прочие вирусы и микробы могли запросто переходить от одного человека — к другому во время чихания, кашля, предметы личного обихода, и могли так заразить гораздо больше людей. ВИЧ был страшнее. Ведь именно он убивал смелые лимфоциты, которые дружно борются со всеми микробами и активно их побеждают. Всех, кроме ВИЧ.

Вот почему они хотели с ним дружить. Ведь если он пускал их вместе с собой в один организм, даже самый хилый микроб мог полностью поработить человека. Почему? Потому что после того, как ВИЧ обезвредит защитников человеческого организма — лимфоцитов, кровь человека становится беззащитной перед любыми вирусами и микробами.

Вот однажды, сидел ВИЧ в своей высоченной башне и высматривал в свой волшебный бинокль тело, подходящее для его жизнедеятельности. Для Вируса Иммунодефицита Человека самое сложное — это попасть в организм. Ведь ему надо проникнуть сразу в кровь, через ранки и уколы.

И вот в объективе ВИЧ увидел Человека. Он ему понравился. Ведь тот лежал где-то под забором, в рваной одежде, с пустым взглядом и самое главное — со шприцем в руках! Вот он — любимый и самый легкий путь проникновения ВИЧ — игла наркомана.

Сел ВИЧ в свою карету и на максимальной скорости помчался к своей цели. За ним следом поплелась вереница вирусов и микробов. Добрался ВИЧ до Человека под забором. А тут к нему еще один подошел. ВИЧ ликовал! Сразу два организма попадут сейчас в его цепкие объятия.

ВИЧ уже представил, как он сядет на краешек иглы и Человек сам впустить его в свою кровь. Он закрыл глаза и с радостью стал рисовать себе картины, как убегают от него эти смельчаки — лимфоциты, которых боятся все жители Болезляндии, а он нагоняет их всех и прокалывает своей маленькой острой шпагой. Он такой маленький, побеждает их всех и главенствует организмом человека. Пока ему будет комфортно, он будет сидеть и наслаждаться своей властью, а когда надоест, откроет двери простуде или гриппу, или туберкулезной палочке и тогда…

Но тут мечтания ВИЧа были прерваны. Игла на которую он уже забрался поднял подошедший Человек, предварительно надев на руки перчатки и выкинул в ближайший мусорный контейнер. А Человека, лежащего под забором, заботливо поднял и посадил в машину с красным крестом и надписью «Скорая помощь» и увез.

Когда ВИЧ спустя несколько недель наконец-то выбрался на поверхность контейнера, то увидел проходящего мимо Человека, того самого, в ком он хотел поселиться, но совершенно изменившегося. У него была бодрая походка, здоровый цвет лица и самое главное — блеск в глазах и улыбка на устах! Для ВИЧ — это самое страшное. «И этот ушел», — грустно вздохнул Вирус и пошел к себе домой.

А тот самый Человек шел в школу, где он делился с детьми своей историей, и рассказал им самое главное, что нужно делать, чтобы не впустить в свой организм ВИЧ и не заболеть СПИДом:

  1. Никогда не прикасайтесь к найденным на улице шприцам и иглам.
  2. Никогда не поддавайтесь на уговоры попробовать наркотик.
  3. Остерегайтесь попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена.
  4. Если вы получаете медицинское лечение, помните все иглы и шприцы должны быть одноразовыми!
  5. И еще маленький совет: помогайте своим ближним!

Рано или поздно каждый малыш задает родителям этот вопрос. И почему-то он всегда застает нас

Как подготовиться к разговору и что говорить: правду или сказочки про аиста, капусту и специальный магазин, где продаются маленькие дети?

На эти вопросы отвечает наш эксперт - психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов .

Признаемся или сочиняем?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3-4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети. А объяснения товарищей вызовут у вашего чада вполне определенные реакции: или в нем проснется нездоровый интерес к своему телу и телам взрослых, или он с ужасом подумает: «Неужели мои родители делали это. » В последнем случае кроме душевной травмы малышу будут еще гарантированы и насмешки не в меру просвещенных сверстников.

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Расскажите про любовь

Но все-таки самый главный вопрос: как «точка» попала в мамин живот? На этом этапе просвещения можно сказать, что дети появляются в мамином животике после того, как папа и мама встретились, полюбили друг друга и поженились. Вполне возможно, что тут ваш малыш захочет узнать историю знакомства родителей. Не бойтесь поведать ему, как вы впервые увидели друг друга в гостях, во время учебы или на работе, как почувствовали друг к другу симпатию и интерес… Семейная история позволит ребенку ощутить единение с родителями. Психологи очень точно называют это «чувством МЫ».

Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.

Опасности монастырского воспитания

Непростые взаимоотношения полов, в том числе, и на физиологическом уровне, нужно объяснять ребенку шаг за шагом, словно бы приоткрывая занавес. Хорошо, если следующим этапом просвещения станет… приобретение домашних любимцев. Заведите пару хомячков, птичек… Наблюдая за ними, ребенок многое поймет сам, постепенно у него выработается правильное и спокойное отношение к проявлениям сексуальности. Учителя биологии замечают, что на уроках, посвященных теме размножения растений и животных, те дети, у кого дома есть зверушки, воспринимают объяснения учителя нормально, а другие - со смешками, стеснением или с придыханием.

Наблюдая за животными в период спаривания, ребенок может обратиться за разъяснениями. Не стоит внутренне «зажиматься», краснеть и отводить глаза. Спокойно и серьезно, как взрослому, объясните ему, что животные ласкают (подчеркиваем, пользуйтесь словами ласкают и любят) друг друга, чтобы потом у них родились дети. «Мы обязательно их увидим, они будут маленькими и хорошенькими!».

Шестилетнему малышу уже можно сказать, что роды проходят болезненно, но обязательно тут же добавить, что счастье, которое испытывает любая мама, глядя на только что родившегося детеныша, - ни с чем не сравнимое чувство.

Поверьте, ваш ребенок испытает восторг и гордость, увидев маленьких хомячков или котят. А вы, заботясь о маме-кошке, покажете ему пример уважения к материнству.

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», наивно полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту. Умалчивая о некоторых аспектах взрослой жизни, вы отдаете право воспитывать ваше чадо в руки случайных знакомых, позволяете ему впитывать случайную и часто недостоверную информацию. К тому же существует поистине страшная статистика: в четырех случаях из пяти жертвами сексуального насилия становятся дети, которые практически ничего не знали о половых взаимоотношениях. А если и знали, то не от родителей.

Постарайтесь утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны лишь между взрослыми людьми. Если ваше чадо спрашивает: «А у меня будут дети?», скажите: «Обязательно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (юношу), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся дети».

Хорошо, если вы на примере своей семьи покажете ребенку, что любить - означает заботиться друг о друге, скучать в разлуке, дарить ласку и внимание, стремиться быть вместе.

Первое «хочу», первое «нельзя»…

Десяти-двенадцатилетнему ребенку уже можно кратко описать физиологический акт любви, но обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, влюбленности.

Если вы не готовы углубляться в физиологию, подложите ребенку какую-нибудь книгу про «это», лучше изданную специально для детей. Но бесед о любви, об ответственности за интимные отношения не избегайте. Начать их легче, оттолкнувшись от какого-то повода: после знакомства с шедеврами античного искусства, например, которые воспевают не только красоту человеческого тела, но внутренний мир античных героев. Вполне уместно обсудить историю Дон-Жуана. Этот человек пытался быть идеальным соблазнителем, добиться любви как можно большего числа женщин, пресытился ими, и естественным результатом его побед на любовном фронте стало горькое одиночество.

Девочкам стоит объяснить (разумеется, это должна сделать мама), что многочисленные связи способны лишить ее в будущем счастья материнства: они повышают опасность первого аборта, грозят венерическими заболеваниями, приносят чувство опустошенности… Позднее, в 13-15 лет, можно рассказать подростку о правилах контрацепции. Но этот совет - своего рода обоюдоострый меч, а то ведь можно нечаянно и подтолкнуть к практическим действиям! Разговор будет своевременным для тех, кто в силу акселерации уже готов вступить во взрослые отношения. Но, если ваш сын или ваша дочка в свои 13-15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить.

Консультация для родителей и учителей

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ

ВИЧ-инфекция

что и происходит

ВИЧ не передается:

ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ

Дети до 7 лет

Ответ: "Нет, от прививки заразится ВИЧ нельзя. Врач каждому делает прививку одноразовым шприцем, который после обеззараживают и выбрасывают".

Дети от 7 до 11 лет

Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека — это замок, в котором живут сказочные жильцы — клеточки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование полезных привычек.

Вопрос: "Как люди заражаются ВИЧ?"

А вот стоит ли обсуждать с детьми такого возраста, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам.

Ответ: "Очень немногие дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили этот вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы".

Подростков 12-17 лет Но имейте в виду

Начать такой разговор достаточно сложно, поэтому обдумайте, что и как Вы хотите сказать Вашему ребенку. Признайтесь, что чувствуете себе неуверенно, скажите что-нибудь вроде: "Я не знаю, что и как тебе сказать. Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они не делали этого". Можете сказать, что многие ВИЧ-инфицированные заразились в подростковом возрасте. Но помните, что главное условие любого разговора — это честность. Найдите в себе силу честно ответить, что не знаете или не готовы дать ответ на какой-либо вопрос и перенесите ответ на другое время. Если, по каким либо причинам, Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, — всегда можете обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

3.Начинайте разговор сами! Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о СПИДе самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам прекрасные поводы. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять.

6.Дети не слышат тех, кто их не слушает! Ваш ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, ребенок начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для Вас, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

7.Дети заслуживают честности! Ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были честными. Мы можем обсуждать или не обсуждать с ребенком детали определенных ситуаций, но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях. Вам может очень не понравиться то, каким образом дети восполнят свои знания.

11.Научите ребенка уважать себя! Чем лучше ребенок относится к самому себе, тем меньше вероятность рискованного поведения!

12.Безопасность ребенка — прежде всего! Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких "групп риска" и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка.

«Как рассказать детям о ВИЧ и СПИД»

Консультация для родителей

«Как рассказать детям о ВИЧ и СПИД»

Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Говорить на подобную тему с ребенком нелегко и многие родители сомневаются, можно ли в принципе обсуждать такие вопросы с детьми, как и когда это лучше делать.

Для того,чтобы правильно ответить на возникающие вопросы ребенка, Вам нужно будет знать некоторые термины и понятия.

ВИЧ-инфекция — это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию — СПИД.

ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты.

· Вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;

· Любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами — увеличивают риск заражения;

· Правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах — единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения;

· Контрацептивные средства ни в коем случае не защищают ни от заболеваний, передающихся половым путем, ни от СПИДа.

ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ; при этом иногда достаточно однократного введения. При внутривенном введении наркотиков можно заразиться на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой.

· Вирус может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.

ВИЧ не передается: через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д.

ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ, ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!

Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения должны быть простыми и доступными. Желание детей — уверенность в безопасности вашей и своей. А задача родителей сделать эту безопасность реальной. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе — все это процесс формирования полезных привычек.

Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста:

Вопрос: "А правда, что если я буду плохо себе вести, то заболею СПИДом?"

Ответ: "Нет, если дети плохо себя ведут, они не болеют СПИДом. Но мы с папой будем очень расстроены, что у нас такой непослушный ребенок".

Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Им можно сказать, что СПИД — это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.

Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор. Но имейте в виду

· риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;

· Вы не можете постоянно следить за тем, что делает Ваш ребенок;

· именно Вы должны убедить Вашего ребенка принимать верные решения.

Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и контрацепции. А также о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы. Поэтому поговорите с ними о:

o Половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и т.д.).

o О контрацепции, в частности о презервативах, — средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек.

o Конкретно о заболеваниях, передающихся половым путем, включая и ВИЧ.

o Об опасности алкоголя и наркотиков.

С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

· отсроченное начало половой жизни;

· принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;

· соблюдение взаимной верности половых партнеров.

· взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;

· использование презерватива при каждом половом контакте;

· отказ от употребления наркотиков.

1.Не избегайте сложных вопросов! Нужно помнить, что ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, читает журналы, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

2.Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слышать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность, которой нет ни у учителей, ни у воспитателей. Они могут стать первыми, кто заговорит с ребенком о данной проблеме, и когда он вырастет, никто не сможет ввести его в заблуждение неправильной информацией или отсутствием тех ценностей, которые Вы хотите ему привить.

4.Не стесняйтесь разговоров о сексе! Если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

5.Необходима правдивая информация! Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснить, во что Вы верите, и что Вы считаете правильным.

8.Терпение и труд, и еще раз терпение! Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

9.Повторенье — мать ученья! Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо подождать какое-то время, а затем спросить ребенка, помнит ли он ваш разговор. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.

10.Учитывайте возраст ребенка! Дайте ребенку информацию точную и подходящую для его возраста. Ребенку, не достигшему подросткового возраста, будет сложно понять, каким образом презервативы могут защитить от ВИЧ-инфекции. А если Вы не говорили с ребенком о сексе, то не стоит начинать этот разговор с проблемы ВИЧ/СПИДа.

Расскажите детям про ВИЧ и СПИД

Нашим детям предстоит жить в мире, где есть эпидемия СПИДа. Говорить на подобную тему с ребенком нелегко и многие родители сомневаются, можно ли в принципе обсуждать такие вопросы с детьми, как и когда это лучше делать.

Для того чтобы правильно ответить на возникающие вопросы ребенка, Вам нужно будет знать некоторые термины и понятия.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ

ВИЧ-инфекция — это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); заболевание имеет очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно; ВИЧ поражает нервные и иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к таким болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. Организм становится уязвим к инфекциям и вредным воздействиям внешней среды. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию — СПИД.

  • ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты.
  • Вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;
  • Любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами — увеличивают риск заражения;
  • Правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах — единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения;
  • Контрацептивные средства ни в коем случае не защищают ни от заболеваний, передающихся половым путем, ни от СПИДа.
  • ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

    Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит при внутривенном введении наркотических веществ; при этом иногда достаточно однократного введения. При внутривенном введении наркотиков можно заразиться на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой.

    • Вирус может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.
    • ВИЧ не передается: через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д.

      ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШИ ЗНАНИЯ О СПИДЕ — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕГО ВАШЕГО РЕБЕНКА. ОБУЧАЯ ЕГО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И НАПОМИНАЯ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ВЫ СОХРАНИТЕ ЕГО ЗДОРОВЬЕ!

      КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ

      Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, что рассказать Вашему ребенку и как лучше это сделать.

      Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения должны быть простыми и доступными. Желание детей — уверенность в безопасности вашей и своей. А задача родителей сделать эту безопасность реальной. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе — все это процесс формирования полезных привычек.

      Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста:

      Вопрос: "А я могу заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?"

      Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИДа. Им можно сказать, что СПИД — это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.

      Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ.

      Ответ: "Большинство подростков и взрослых могут заразиться ВИЧ, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Можно заразиться, при сексуальных контактах".

      А вот стоит ли обсуждать с детьми такого возраста, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам.

      Вопрос: "А дети могут заразиться ВИЧ?"

      Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор. Но имейте в виду:

    • риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;
    • Вы не можете постоянно следить за тем, что делает Ваш ребенок;
    • именно Вы должны убедить Вашего ребенка принимать верные решения.

    Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и контрацепции. А также о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы. Поэтому поговорите с ними о:

    • Половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и т.д.).
    • О контрацепции, в частности о презервативах, — средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек.
    • Конкретно о заболеваниях, передающихся половым путем, включая и ВИЧ.
    • Об опасности алкоголя и наркотиков.
    • С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

    • отсроченное начало половой жизни;
    • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
    • соблюдение взаимной верности половых партнеров.
    • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
    • использование презерватива при каждом половом контакте;
    • отказ от употребления наркотиков.
    • Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

      Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего школьного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.

      В известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» есть очень важная и глубокая мысль: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». В этом году наша страна будет отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта трагедия унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.

      Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне :

    • Барто А. В дни войны
    • Берестов В. Мужчина
    • Карпров И.Мальчики
    • Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
    • Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие
    • Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста

    • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
    • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
    • Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
    • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
    • Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
    • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
    • Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
    • Артюхова Н. Светлана
    • Баруздин С. Шел по улице солдат
    • Воронкова Л. Девочка из города
    • Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
    • Голявкин В. Рисунок на асфальте
    • Драгунский В. Арбузный переулок
    • Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
    • Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
    • Паустовский К. Похождения жука-носорога
    • Соколовский А. Валерий Волков
    • Суворина Е. Витя Коробков
    • Туричин И. Крайний случай
    • Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
    • Школьники среднего звена с удовольствием узнают о детях, своих сверстниках, в годы Великой Отечественной войны, их жизни, делах и подвигах.

      Список книг о войне для учеников 5-7 классов

    • Богомолов В. Иван (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике.)
    • Козлов В. Витька с Чапаевской улицы (Книга рассказывает о судьбах подростков в годы войны.)
    • Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков (Рассказ о юном пионере из Новгородской области Лене Голикове, его судьбе и подвиге, основанный на реальных событиях.)
    • Рудный В. Дети капитана Гранина (Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.)
    • Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.)
    • Алексеев С. Рассказы о войне
    • Балтер Б. До свидания, мальчики!
    • Богомолов В. Зося
    • Ильина Е. Четвертая высота
    • Лиханов А. Последние холода
    • Митяев А.Письмо с фронта
    • Список книг о войне для учеников 8-9 классов

      • Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.)
      • Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.)
      • Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.)
      • Васильев Б. А зори здесь тихие. (Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны.)
      • Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.)
      • Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.)
      • Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.)
      • Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.

        Список книг о войне для учеников 10-11-х классов

      • Адамович А. Каратели (Повесть о событиях, связанных с уничтожением батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень в оккупированной Белоруссии.)
      • Богомолов В. Момент истины: В августе сорок четвёртого (Захватывающий роман о работе контрразведчиков во время Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях.)
      • Воробьёв К. Убиты под Москвой (В повести, ставшей первой из жанра «лейтенантской прозы», рассказывается о жестоких боях под Москвой зимой 1941-гои судьбах их участников.)
      • Некрасов В. В окопах Сталинграда (Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах.)
      • Фадеев А. Молодая гвардия (Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.)
      • Шолохов М. Они сражались за Родину (Роман об одном из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом 1942 года.)
      • Бондарев Ю. Батальоны просят огня
      • Медведев Д. Сильные духом
      • Смирнов С. Брестская крепость
      • В заключение хочется отметить, что чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя, ведь, по словам уже упомянутой нами Светланы Алексиевич, «человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время».

        Скачать список одним файлом на свой компьютер:

        Уважаемые читатели! Вы можете дополнить этот список, оставив комментарии.

        Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Вторая история произошла примерно через год. Мы с моей юной исследовательницей стояли в очереди в магазине, когда та решила узнать у меня, что же такое секс. Я сказала малышке, что разговор этот очень личный, поэтому дома наедине я всё ей объясню. Но, почему-то я этого не сделала — видимо, ждала, когда малышка сама напомнит мне о разговоре. В результате, через пару месяцев, дочка задала вопрос: «Что такое изнасилование?» Вот тут-то и пришлось навёрстывать упущенное — объяснять, что такое секс и чем нормальный секс отличается от изнасилования.

    Теперь я усвоила некоторые правила общения с крохами на столь деликатную тему.

    Во-первых, никогда не стоит откладывать объяснение в долгий ящик. Если малыш спросил, то отвечать нужно здесь и сейчас. Если малышу нужен ответ где-нибудь в общественном месте, объяснить, что есть ряд интимных тем, которые обсуждать между собой могут только близкие люди. Если ребенок интересуется вопросами пола, то нужно удовлетворить его потребность, иначе вы рискуете потерять доверительный контакт, также малыш может принести вам из детского садика искаженную информацию.

    Во-вторых, нужно осторожно попытаться узнать, какой информацией о сексе владеет ваше чадо. Вполне вероятно, что он осведомлен гораздо более основательно, чем вы думаете.

    В-третьих, старайтесь максимально кратко отвечать на конкретно поставленный вопрос. Не стоит вдаваться в подробности, если малыш этого не просит. Не перегружайте ребенка информацией, а просвещайте по мере поступления вопросов.

    В-четвертых, рассказывая о сексе, воздержитесь от личных оценок. Не нужно говорить, что что-то приятно, а что-то нет; что-то плохо, а что-то хорошо. Уместным будет лишь подчеркнуть, что организм человека должен быть готов к сексу, а также то, что сексом занимаются любящие друг друга люди.

    В-пятых, рассказывая малышу, например, о разделении полов, избегайте детских названий. Не нужно говорить о «краниках» и «бугорочках». Здесь тоже важно не переборщить. Называйте вещи своими именами, но не переступайте границ. Малыш должен вас правильно понять и при этом знать, как грамотно называются те, или иные процессы.

    Шестое, самое главное правило, гласит: рассказывая крохе о сексе, следите за своими эмоциями. Не нервничайте, не лгите, не показывайте свою растерянность, смущение или удивление. Будьте естественными, держитесь максимально хладнокровно.

    В заключение скажу, что вчера дочка, придя из сада, смущенно улыбаясь, поведала, что одна из девочек принесла в группу потихоньку стянутую у мамы прокладку. Чувствую, что пришла пора более подробно поговорить «об этом»…

    Поделиться: