Доклад личный пример педагога как метод воспитания. Пример как метод воспитания - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович

В своей педагогической практике многие педагоги очень часто сталкиваются с одной проблемой – неуважением, а зачастую и с игнорированием внушений и нравоучений педагога. Это связано со снижением авторитета педагога. Как же повысить свой авторитет и внушить ученикам, что личность педагога достойна их уважения? Давайте задумаемся, отчего вообще возникают подобные проблемы. Педагогический коллектив обладает своей инфраструктурой, в которой на первый взгляд все просто – есть руководитель учебного заведения – директор, есть ответственные за обучение, за воспитание, есть кураторы в каждом классе – классные руководители. На самом деле эта система имеет более сложную структуру и основана она на взаимоотношениях всех членов школьного сообщества, включая учеников. Ведь школьники тоже являются полноправными членами этого сообщества, они также имеют право высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и должны подчиняться принятым в школе нормам и правилам.

Заставить их делать что-то против их воли невозможно, но воздействовать другим способом вполне реально. Бить на жалость бессмысленно, современная молодежь беспредельно цинична и хладнокровна. Уговаривать и внушать, приводя веские аргументы в духе библейских сказаний тоже малоэффективно. Поможет только личный пример. Работа в школе сейчас перестала быть такой престижной, какой она была хотя бы двадцать лет назад, педагоги получают мало, а требования к их работе возросли в несколько раз. Очень сложно порой бывает держать себя в форме и чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ученики очень хорошо чувствуют эту неуверенность, и стоит только учителю дать слабину, как они тут же перехватывают инициативу в свои руки.

Особенно хотелось бы сказать об этике общения педагогов, как между собой, так и с учениками. Директору школы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не следует делать замечание преподавателю. Тем не менее, многие руководители этим грешат, поднимая при этом свой авторитет и снижая авторитет педагога. Учителя при общении в присутствии своих подопечных должны называть себя официально, по имени-отчеству, избегая фамильярности, которая приводит к насмешкам со стороны учеников и также снижает их авторитет. Педагог ни в коем случае не должен вступать с учениками в словесную перепалку с оскорблениями и взаимными упреками, ибо это тоже снижает авторитет, причем безвозвратно.

Переходим к главному вопросу – о личном примере. Знаете, за что дети больше всего ненавидят взрослых? За лицемерие. Они могут простить беспочвенные упреки, непонимание, придирки, да все, что угодно, списывая это на возрастной барьер во взглядах на жизнь. Но лицемерия они простить не могут, ни за что. Если вы говорите ученикам, что надо уважать старость, а сами грубите бабушке своего ученика – это лицемерие. Если вы говорите, что нельзя обижать малышей, а сами бьете своего ребенка – это тоже лицемерие. Если вы говорите, что надо стремиться к знаниям, что в них сила, а сами боитесь подойти к компьютеру – и это тоже, как ни странно, лицемерие. Избежать лицемерия можно простым способом – надо просто всегда говорить правду. Если вы не верите в это, то лучше не лгать, обман раскроется рано или поздно.

Личный пример на самом деле творит чудеса. Когда ученик на уроке физического воспитания не может взобраться на канат, а учитель и сам не может этого сделать по причине своей тучности или хилости, то никакие уговоры и наказания не помогут. Только когда ученик увидит, что от него не требуют невозможного, что даже взрослый учитель может это сделать легко и непринужденно, только тогда он тоже захочет это сделать. И не просто захочет, он будет стремиться превзойти своего учителя. Разве не это главная цель педагогики? Это касается не только физической силы, но и умственных способностей, внешности, манеры поведения, уверенности в себе и прочего. Возможностей оказать впечатление и заслужить признание и доверие учеников предостаточно, для этого надо писать отдельную книгу.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, пользуются непререкаемым авторитетом. С них берут пример, на них равняются, их цитируют, о них говорят и даже нападки директора школы, о которых говорилось выше, не могут повлиять на их авторитет. Напротив, в такой ситуации, как правило, ученики оказываются на стороне своего авторитетного учителя и всячески осуждают любого, кто осмелится усомниться в его непогрешимости. Педагог должен отвечать за свои слова, поступки, но главное – он должен быть авторитетом для своих учеников. Не у всех педагогов это получается, бывают разные сложные ситуации, когда ситуация просто выходит из-под контроля, но стремиться к этому надо.

Слово «пример» употребляется педагогами в разных смыслах. Иногда, говоря о примере, имеют в виду известный фактдля аргументации своего утверждения. А если пример влияет на чувства человека и побуждает каналогичному поведению, то это уже метод стимулирования.Именно о таком примере пойдет речь ниже. Таким образом,}}

пример поведения взрослых людей интересует нас как средство, побуждающее детей к повторению, воспроизведению такого поведения.

Наблюдение за детьми показывает, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, и чем моложе, тем больше, доверчивы, подвержены психологическому заражению, подражательны и пластичны. Они, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, ухватки, мимику, пантомимику, слова и поступки взрослых. Длительное же повторение определенного поведения сказывается на характере детей. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им взрослых людей - родителей и педагогов. Наибольшее влияние на детей (и не только маленьких) оказывает пример уважаемого и любимого человека.

На этом и основан метод личного примера воспитателя. Дети больше доверяют делу педагога, чем его слову. Они постоянно и очень внимательно смотрят на педагога и следят за ним. Поэтому педагог всегда должен контролировать свое поведение, не забывать о том, как оно влияет на детей.

Все, что здесь говорится о личном примере воспитателя, относится, естественно, и к родителям, которые воспитывают своих детей. Не может мать приучить сына к деловитости, если сама часами в его присутствии ведет пустые разговоры по телефону. Безнадежны попытки отца не допустить курения сына, если сам отец показывает противоположный пример, а его высказывания о том, что он уже взрослый или что курит, чтобы похудеть, ребенка не убедят.

Педагог должен показывать детям пример во всем. То, как педагог относится к своей работе, к школьникам, к другим педагогам, к родителям, как он одевается, как он радуется или негодует, доброжелателен или озлоблен, справедлив или несправедлив, честен или нет, эгоист он или альтруист, - все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Дети ориентируются на истинное поведение педагога, а не фальшиво разыгранное и преподнесенное показное поведение. Они тонко различают истинное поведение взрослых и фальшь.

Это самый трудный для педагога метод воспитания, потому что от педагога требуется идеальное поведение. Воспитатель не имеет права допускать асоциальных, безнравственных, некультурных поступков. Можно ли представить себе хорошего воспитателя, который во всем безупречен, но увлекается выпивкой, или «только» лжив, или несправедлив, или всем хорош, но крайне эгоистичен! Понятно, что подобные недостатки характера будут прямо проектироваться на его воспитанников и подрывать ту работу, которую он выполняет. Возможно, дети и простят хорошему педагогу какой-либо незначительный недостаток, но это слабое для него утешение.

Значит, он не должен иметь каких-либо недостатков! Однако это невозможно! Все мы живые люди, и каждому из нас свойственны какие-то слабые стороны, а может быть, и явные недостатки.

Итак: идеальное поведение воспитателя необходимо, но оно практически невозможно! Каков же выход из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия? Только один: педагог постоянно должен себя совершенствовать. Самосовершенствование педагогов не выдумка каких-то моралистов, а насущная необходимость эффективного воспитательного процесса. И понимание того, как педагог упорно и успешно преодолевает свои недостатки, положительно повлияет на детей.

Итак, мы рассмотрели первый метод стимулирования положительного поведения детей - метод личного примера воспитателя.

Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне

желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

В.И. Даль

Слово «пример» мы слышим и говорим в жизни очень часто. Какой смысл мы вкладываем в это понятие? Само слово «пример» многозначно: 1. Это и случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-нибудь. 2. И действие, которому подражают, а также действие как выдающийся образец чего-нибудь. 3. Математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами.

Каждого из нас воспитывали на примерах и мы, в свою очередь, продолжаем воспитывать других так же, пользуясь этим методом. Мы всегда намного быстрее понимаем какой-либо алгоритм или явление, видя его конкретный пример. Поэтому, на мой взгляд, очень важно попытаться разобраться, как же он действует.

Пример – это метод воспитания, призванный организовать образец деятельности, поступков, образа жизни. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей, революционеров.

Психологической основой примера служит подражательность. Такой вид научения называется научением через наблюдение. Когда вы видите, что другие люди получают поощрение за определенные поступки, вы склонны им подражать. И, по крайней мере, какое-то время стараетесь избегать поведения, за которое кого-нибудь наказали. В поведении детей многое основано на подражании. Дети научаются ходить, говорить и пользоваться мимикой так же, как это делают их родители. Подражая взрослым, они приобретают навыки, необходимые в их культурной среде. Японские дети учатся чайному церемониалу, а африканские – охотиться на животных; и те и другие подражают при этом своим родителям.

Пиаже отмечал, что понимание групповых норм, своих ролей, развивается постепенно. Поначалу ребенок просто подражает старшим и фактически не понимает правил, которым он, может быть, следует. Затем он рассматривает правила с эгоцентрической точки зрения, используя их в своих личных интересах. Но потом начинает делать уступки, поскольку понимает, что в состоянии анархии только сильнейший может добиться чего хочет, а когда все следуют правилам, каждый чего-то получит наверняка. Благодаря подражательности люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто, мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Многие качества поведения дети данного возраста приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения. В процессе наследования, осознавая необходимость определенного способа действия, он для достижения цели сознательно прилагает собственные усилия.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа. Первый – непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица. Второй – формирование желания действовать по образцу. Третий – синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся – между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанником он относится ровно и до­брожелательно.

Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих лич­ностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей.

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. Это, прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

Немаловажное значение в воспитании имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры положительного поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводить­ся к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость», прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т.д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное - организация содержательной и разнообразной внеклассной работы.

При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская. «Для ребят, – отмечала она, – идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными.

У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение».

Формирование критичности является одной из важнейших задач воспитательной работы педагога.

Основой самооценки подростка в учебной деятельности является оценка учителем его успеваемости. Объективность оценки знаний (несмотря на ее относительность) подтверждается для ученика ёмкостью критериев выставленной учителем оценки. Неслучайно поэтому самооценка подростков в сфере учебной деятельности чаще всего адекватна. Гораздо сложнее обстоит дело, когда подростку необходимо оценить степень нравственности поступка, свое место в коллективе. Здесь ученику гораздо сложнее установить критерии оценки и принять правильный эталон поведения. Именно поэтому воспитательная работа зачастую более сложна, чем обучение ребенка основам наук (письмо, счет, чтение). Одной из основных задач учителя в процессе деятельности по воспитанию у школьника адекватной самооценки и способности критически относиться к самому себе, своим поступкам является целенаправленное формирование у ученика эталонов поведения, т. е. социально одобряемых образцов, норм. Для решения этой задачи используют метод примера.

В данном контексте мы рассматриваем метод примера в широком понимании этого слова, то есть, не сводим пример к простой демонстрации ученикам образцов хорошего поведения. Такое толкование было бы слишком узко, схематично и неверно. Действительно, тот факт, что некоторые педагоги постоянно ставят в пример детям некоторых одноклассников, приводит иногда к прямо противоположному эффекту. С одной стороны, лучшие, по мнению учителя, ученики оказываются в сложной ситуации, поскольку противопоставление их «плохим» ученикам, а иногда даже классу приводит к психологической изоляции этих учеников по отношению к коллективу. С другой стороны, осознание того, что они выступают в качестве эталона, образца также отрицательно влияет на этих подростков, может привести к формированию у них завышенной самооценки, а следовательно, некритичности в оценке своего поведения.

Указанные выше ошибки в использовании метода примера ни в какой мере не снижают достоинств самого метода. Главное состоит в том, чтобы правильно, психологически обоснованно предъявить ученику эталоны поведения. Можно ли в этом случае обойтись без сравнения, сопоставления действий и поведения данного ученика с поведением других детей? Нет. Психологические особенности подросткового возраста состоят в том, что ученик еще не может говорить вообще о чертах своего характера, о своих личностных качествах безотносительно к конкретной ситуации, где они проявляются, или, не сравнивая себя с другими людьми. «Если подросток определяет собственные качества, он может это проделывать, лишь при условии сравнения, сопоставления себя с другими. Это сопоставление является обыкновенным критерием его самооценки. После определения качеств другого подросток быстро схватывает сходство и различия с самим собой, причем в ряде случаев указывает и на то, какие качества ему хотелось бы иметь. В этом процессе подросток создает свой образ как отражение, преобразование другого».

Именно этим и объясняется особый интерес подростков к художественной литературе, историческим произведениям, благодаря которым они могут удовлетворить свою потребность в знании людей, их психологии взаимоотношений.

Таким образом, формирование самооценки невозможно без ориентации на образцы поведения, то есть без применения метода примера. Как же избежать возможных отрицательных, побочных моментов в применении этого метода? Исследования показали, что для формирования адекватной самооценки и взаимооценки детей необходимо создание условий в различных формах их деятельности (учебные занятия, общественно полезный труд, игра). В состав условий входят, прежде всего, приемы организации оценочных ситуаций. Для этого педагог должен в процессе деятельности ученика выделять определённые стороны его поведения для его собственного наблюдения и оценки. Следует помнить, что педагогическая оценка является важным фактором формирования детской самооценки.

Оценка педагога позволяет подростку как бы примерить себя к некоторому образцу, выступающему для него целью деятельности. Так, если учителю удалось поставить перед подростком цель, убедив его в необходимости ее достижения, вооружив его средствами достижения этой цели, обязав неукоснительно следовать принятому решению, то соотнося полученный результат деятельности с поставленной целью, учитель (и, естественно, ученик) оценивает степень их соответствия, где цель выступает в качестве эталона (примера, образца). Здесь применение мето­да примера включено в оценочную деятельность учителя, следовательно, суть метода примера можно объяснить, сравнивая результат деятельности подростка с образцом. Обычно оценочная деятельность учителя и ученика осуществляется порознь и оба участника учебно-воспитательного процесса не всегда могут сопоставить ее результаты, так как оценку, полученную от учителя, ученик всегда соотносит с самооценкой. Однако учитель не всегда знает мнение ученика о качестве выполненной им работы, что снижает эффективность действия оценки учителя. Поэтому, оценивая деятельность ученика, педагог должен стремиться к включению в этот процесс и самого подростка, побуждая его к сооценке.

Помимо формирования у школьника привычки анализировать свою деятельность (путем постоянного фиксирования внимания ребёнка на разных сторонах его поведения в различных видах деятельности) педагог должен уметь обоснованно предъявлять ему образцы, эталоны социально одобряемого поведения, благодаря чему у подростка будут сформированы критерии оценки выполнения правил взаимоотношений с другими людьми. Предъявленные образцы поведения должны быть существенны и не случайны. Под существенностью образцов поведения мы подразумеваем их типичность, очевидность для подростков, под неслучайностью – их органическую связь с окружающей действительностью. Социальная действительность предъявляет не только положительные образцы поведения, но и отрицательные. Поэтому в некоторых сферах жизни будет полезен идеальный образец – жизненный факт, пусть еще не характерный для всех людей, но оптимальный, целесообразный. Наиболее простой пример, подтверждающий это положение – изучение школьниками правил уличного движения для пешеходов. Если учитель в качестве примера предложит своим ученикам просто понаблюдать за пешеходами на улицах, то он рискует получить эффект прямо противоположный поставленным целям. Поэтому ребятам предъявляют идеальную модель поведения, показывают, как должно быть.

Большое значение в формировании личности ученика, как уже отмечалось, имеет личный пример учителя. За каждым поступком, каждым жестом и словом педагога всегда следят десятки пар внимательных глаз. Всем известно, как дети буквально копируют любимого учителя, перенимая его походку, манеру говорить. Педагог всегда должен помнить, что он воздействует на своих питомцев «и своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Его интеллект и культура, справедливость и человечность, его душевные качества воспринимаются учениками как своего рода эталон. Вот почему учитель, какой бы предмет он ни вел, должен быть для юношества наставником нравственности, высоким образцом, примером для подражания» .

Пример должен быть доступным и привлекательным для подростка. Когда мы побуждаем ребенка быть таким, как кто-либо из великих людей прошлого (например, общественные деятели, герои гражданской и Отечественной войн), то временные, возрастные и социальные различия могут оказаться настолько велики, что пример не становится для подростка реальным побуждений к деятельности. Если же пример доступен, но не привлекателен (учителя и родители ставят в пример отличника-одноклассника, который не пользуется авторитетом у ребят), то это не приводит к положительным результатам. Чтобы избежать подобных ошибок, педагог должен знать нравственные критерии своих учеников, перечень (желательно систематизированных и ранжированных) эталонов учащихся по разным критериям. Тогда уже учитель сможет найти аргументы, чтобы обосновать свои взгляды, убедить ученика в целесообразности предъявляемых им образцов поведения. При этом важно подчеркнуть тесную связь метода убеждения и метода примера. Если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений и использование методов примера и внушения здесь будет малоэффективным, то применение метода убеждения необходимо. Не случайно результаты опроса показали, что среди методов, наиболее соответствующих современным требованиям к воспитанию подростков в школе, предпочитаемыми оказались метод убеждения и метод примера, Как отметили некоторые учителя: «Метод убеждения практикой – что и есть пример».

Следующим моментом обеспечения эффективности метода примера является постоянная тренировка умения оценивать результаты своего труда и труда других детей в процессе совместной деятельности. В результате действия механизма упражнения происходит фиксация в индивидуальном опыте способов и результатов оценочной деятельности. При этом следует систематически привлекать подростка к оценке этих результатов, чтобы он учился сопоставлять свои эталоны с групповыми нормами и при необходимости корректировать усвоенные им ранее образцы поведения. Используя метод примера для формирования у подростка критического отношения к себе, педагог должен применять и поощрение, как положительное подкрепление формирующихся навыков. Так, учитель должен подчеркивать в своей оценке продвижение ученика вперед – к его индивидуальному эталону.

Применяя сопоставление и оценку результатов деятельности подростков в качестве воспитательного воздействия, педагог должен свои оценочный суждения связывать только с конкретным элементом (или частным результатом) деятельности, конкретным действием, но никак не с личностью ученика, тем более с группой учащихся. Например, малоэффективным, а иногда и вредным методом воспитания является прием оценивания всего класса в целом. Например, учитель говорит: «В параллельном классе сборы отряда всегда проходят хорошо, а вы все лентяи и индивидуалисты, вам нет дела до чести класса!» Такие суждения обычно не воспринимаются учениками в силу того, что они обращены ко всем, и каждый ученик считает, что сказанное относится в большей мере к его одноклассникам, чем к нему лично. Даже оценка личности отдельного подростка не приносит должного эффекта, поскольку подростку еще сложно оценить себя в целом. Адекватная оценка учеником своих личностных качеств начинается с правильной оценки своего поступка. Поэтому в общении с детьми воспитатель должен оценивать только ступок ученика, избегая перенесения этой оценки на личность. Так, не следует называть девочку неряхой, если она пришла в школу неаккуратно одетой. Лучше сказать в этом случае примерно так: «Ты же, Марина, такая воспитанная, аккуратная девочка, очень странно, что ты сегодня неряшливо одета. Я думаю, что это случайно, да?» На первый взгляд, оба эти подхода кажутся одинаковыми. Действительно, по содержанию слова учителя одинаковы, но они имеют разную направленность. В первом случае учитель дает отрицательную оценку девочки в целом, во втором случае оценивает отрицательно только ее поступок. Ученику даже в подростковом возрасте гораздо легче воспринять оценку своего поступка, чем оценку личности. Подростки уже имеют достаточный опыт произвольного поведения, они владеют своими поступками, видят реальную возможность поступать так, чтобы их похвалили, изменить же качества своей личности – это слишком абстрактная, непосильная задача для них.

Положительная оценка также должна относиться только к поступку ребенка, а не ко всей личности. Можно как угодно высоко оценить результаты деятельности ребенка, но при этом внимание взрослого должно быть сосредоточено на интересах дела, на общественно полезной значимости полученных результатов, а не на личном успехе ребенка.


Итак, рассмотрев психологические условия формирования критического отношения подростка к своему поведению, можно сделать следующие выводы. Качество критичности представляет собой психологическое образование, основывающееся на адекватной самооценке подростка. Воспитывая у подростка способность к критике и самокритике, мы, прежде всего, должны осуществлять педагогические воздействия, направленные на формирование адекватности оценки и самооценки.

Отклонения в развитии личности подростка (состоящие в неадекватности самооценки и, следовательно, некритичности) могут быть вызваны наличием недостаточно четко сформулированных социально одобряемых эталонов поведения. Положительные примеры, предъявляемые ребенку в процессе воспитания, не становятся для него реальными стимуляторами деятельности. Следовательно, отмечая метод примера как непосредственный регулятор формирования критичного отношения подростка к себе, надо учитывать условия, обеспечивающие эффективное воздействие данного метода. Эти условия сводятся к тому, что пример должен быть органически вплетен в оценочную деятельность педагога. Оценочные приемы, в свою очередь, должны быть объединены в единую систему воздействий на школьника, строго систематизированы, мотивированы, индивидуально направлены и скорректированы в процессе учебно-воспитательной работы. Более того, результаты применения оценочных приемов должны: строго учитываться и систематизироваться педагогом, как и их предварительная организация. Учет последствий оценок в различных ситуациях на различных этапах развития личности ребёнка повысит их объективность, и они станут действительной основой формирования самооценки подростка.

Акцентирование внимания на оценочной деятельности учителя обусловлено тем, что именно эта деятельность находится в центре внимания ученика, его жизнедеятельности. Безупречная объективность педагога, его критичность и самокритичность, справедливость – лучший пример для ученика. В то же время формирование критичности ученика невозможно без учета и целенаправленного использования педагогом системы психолого-педагогических механизмов формирования поступка. Организуя оценочную деятельность школьника, учитель должен убедить его в необходимости пересмотреть свое поведение, помочь ученику выбрать средства для достижения цели (выбрать доступный и привлекательный для него пример, эталон поведения), принять решение неукоснительно следовать избранному идеалу, совместно оценивать результаты выполненных действий. Упражняя подростка в совершении поступков, способствующих формированию адекватной самооценки, педагог обеспечивает фиксацию и сохранение в индивидуальном опыте учащегося способности критически относиться к себе, к окружающим людям, ко всем явлениям социальной действительности.

Взаимодействуя с ребенком, педагог должен культивировать в себе благоговение перед ним, которое, как сказал один святой, состоит из двух начал - страха и радости. Страха из-за опасения как бы ни навредить душе этого человека, ведь каждый имеет свой путь в жизни. Поэтому сначала «не навреди», а потом «помоги». И радость от того, что вот-вот произойдет личностная встреча обучающего с обучающимся, состоится обмен витагенным опытом в процессе обучения. Если установится единое семантическое пространство, то результатом встречи станет событийная общность, живое бытие одного для другого.

Хочется привести в заключение несколько высказываний отечественных мыслителей к вопросу о деятельности педагога:

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их (Л.Н. Толстой);

Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя (А.Н. Островский);

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель (Л.Н. Толстой).

Правило «голого короля» в педагогической интерпретации может быть передано словами Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит».

Большинство наших бед берёт начало прямо из невыполнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чём вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто – у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошёл дальше.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С.592.

2Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000. С.113.

3Корниенко Н.А. Новая психология личности. Новосибирск, 1995. С.114.

4 Подласый И.П. Педагогика. М., 2003. С.113.

5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. С.336-337.

6. Педагогика. Ред.: Бабанский Ю.К. М., 1988. С.110.

7. Подласый И.П. Указ. соч. С.114.

8. Макаренко А.С. Сочинения. Т. IV. М., 1985-1986. С. 351.

9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.5. М. С. 265-266.

10. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки./ Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980. С.121.

11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. док. И материалов. М., 1984. С. 26.

12. Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985. С. 147-148.

13. Татенко В.А. Психолого – педагогические механизмы формирования поступка учащегося. Автореферат дис. канд. психолог. наук. Киев, 1978. С. 24.

14. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997. С.33.

15. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования.//Педагогика № 7 2001. С.30.

16. Подласый И.П. Педагогика. Т.2. М., 1999. С.224-225.

Список использованных источников и литературы:

1. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.5. М.

3. Макаренко А.С. Сочинения. Т. IV. М., 1985-1986. С. 351.

4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. док. И материалов. М., 1984.

5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки./ Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.

6. Белкин А.С, Жукова И.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екате­ринбург, 1999.

7. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.

8. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

9. Корниенко Н.А. Новая психология личности. Новосибирск, 1995.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990

11. Педагогика. Ред.: Бабанский Ю.К. М., 1988.

12. Подласый И.П. Педагогика. Т.2. М., 1999.

13. Подласый И.П. Педагогика. М., 2003.

14. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования.//Педагогика № 7 2001.

15. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002.

16. Татенко В.А. Психолого-педагогические механизмы формирования поступка учащегося. Автореферат дис. канд. психолог. наук. Киев, 1978.

17. Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Метод воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия "метод воспитания" используется понятие "прием воспитания". Прием воспитания - частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием - вручение книги. воспитание метод общеобразовательный

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует - сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Задача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

убеждения;

упражнения;

поощрения;

наказания;

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Рассказ (информационный метод убеждения) - это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников. При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.

Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. Для эффективности результата воспитателю важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эвристический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспитанника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.

Беседы могут проводиться с одним воспитанником (индивидуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спланированными и срочными (по следам события, поступка).

А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании "отсроченные" беседы (например, касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное).

Требования, предъявляемые к беседе:

Ее материал должен быть близок детям, их опыту, вызывать интерес, волновать их;

Необходимо так строить вопросы, чтобы заставлять воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;

В ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;

Продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения.

Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активизации воспитанников с целью выработки у них умения вести полемику, защищать свои взгляды, с уважением относиться к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Алгоритм проведения диспута может быть следующим:

Обоснование темы;

Обсуждение материала, высказывание воспитанниками суждений;

Самостоятельные выводы и обобщения;

Заключительное слово воспитателя, в котором он формулирует выводы, намечает конкретную программу деятельности.

Условия эффективности диспута:

Тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками;

В коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;

Диспут должен быть тщательно подготовлен (проведено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);

На диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.

Метод упражнения. Упражнение - многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Упражнение - это "приучение". Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные ("непрямая" природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

К применению данного метода предъявляются определенные педагогические требования:

Воспитанники должны осознавать полезность и необходимость упражнения;

Вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;

Успех воспитанника, полученный в результате упражнения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Функцию упражнения выполняет и система поручений.

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закрепление, анализ и оценка результатов, ориентация на повседневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

К применению метода поощрения предъявляются определенные педагогические требования:

Поощрять следует за действительные успехи и обоснованно;

Необходимо обеспечить гласность поощрения;

Не следует поощрять часто и одних и тех же;

Не следует поощрять однообразно;

Поощрение должно соответствовать возрасту;

Поощрение должно соответствовать индивидуальным особенностям;

Поощрять необходимо всех воспитанников без исключения;

Поощрения могут быть обращены не только к отдельным лицам, но и к коллективам воспитанников;

При поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются несмелые, неуверенные личности.

Метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления - теории свободного воспитания - отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педагогической ситуации, выбор метода наказания, помощь провинившемуся, анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть "профилактикой", наказанием "на всякий случай"; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим удачам и падениям, альтруизм или эгоистичность - все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение.

Пример - самый трудный метод воспитания. Воспитанники прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем чтобы положительно влиять на личность.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

И.П. Подласый предлагает классифицировать их по форме предъявления как прямые (отличаются определенностью, конкретностью, точностью; предъявляются в решительном тоне) и косвенные (требование-совет, требование-доверие, требование-просьба, требование-намек, * требование-одобрение; характеризуются тем, что действуют на сознание воспитанника).

По способу предъявления различают непосредственные (если воспитатель сам предъявляет требование) или опосредствованные требования (если оно организовано воспитателем и "передается" через посредника).

В жизни эффективность требований может быть различной. Это зависит от авторитета воспитателя, предъявляющего требование, возрастных и психологических особенностей воспитуемого, условий, в которых требование предъявляется.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Под методами воспитания понимают совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, использующиеся в процессе формирования личностных качеств. Какие примеры используются в процессе воспитания. Повышения воспитательной роли примера.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Система воспитательной работы по формированию политической и правовой культуры, патриотизма, культуры межнациональных отношений. Реализации гражданского воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Учебно-воспитательная работа в средней школе, типы и виды общеобразовательных программ; организация работы, должностные обязанности сотрудников; методическая документация. Формы учебной и воспитательной работы, уровень развития ученического коллектива.

    отчет по практике , добавлен 04.08.2011

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Средства и методы воспитания, психологические теории и обоснование данного процесса. Психологические условия формирования свойств личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Правила воспитательной работы с учащимися.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    Теоретические предпосылки, сущность и основные задачи гражданского воспитания школьников. Обзор тенденций и социально-педагогических условий развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях. Модели гражданского воспитания.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Цели и задачи воспитательной деятельности.

    реферат , добавлен 19.11.2010

    Диалектика воспитания детей с недостатками слуха в специализированных коррекционных учреждениях, условия и принципы правильного построения данного процесса. Особенности умственного, эстетического и трудового воспитания детей с различными дефектами слуха.

До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, определяя метод в педагогике, чаще всего было принято следовать его переводу на русский язык в значениях либо "способ", либо "путь" достижения целей, соответственно обучения, если речь велась о дидактических методах, или воспитания, если подразумевалось нравственное, умственное, эстетическое и т.п. образование или формирование человека, ребенка как личности. Совершенно очевидно, что подобные определения оставляют феномен без определения. Остается неясным, что же скрывается за понятием "способ" и "путь", т.е. открытым остается вопрос о том, каков же способ существования и метода, и пути, и способа?

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее вышедших учебников читаем: «Под методом …воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» Как видим, понятие метода в этом пособии смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же, как в первом случае, так и во втором определении упускается из виду то, что воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для коррекции и совершенствования.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода.

Существуют и другие определения. Иногда метод определяют то, как форму познания или преобразования действительности, то как совокупность регулятивных принципов той или иной деятельности, практики, то как совокупность определенных действий по достижению целей и т.п.

Как относиться к этим определениям? Все зависит от того, что требуется от определения, и от того, в какой мере определением можно воспользоваться для практических целей. Педагогический процесс как самая пространная форма педагогической действительности, как практика складывается из методов и педагогических приемов. Каждый раз, когда мы наблюдаем педагогический процесс, мы в той или иной мере способны различить отдельные приемы, а иногда удается отчетливо проследить такое особое проявление педагогического процесса, которое мы склонны называть педагогическим методом.

Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития: "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая". Но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам педагогический процесс, который изменяет индивидуальность, ее структуру и функции. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая выделяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. Исключительно большое воспитательное значение в этом случае имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание - это вызывание действия внешней моделью». Я.А. Коменский, указывает на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать». Далее он указывал: «Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из жизни, потому что они ближе и производят более сильное впечатление» Он придавал огромное значение примерам поведения людей близкого окружения.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Нередко возникает опасность заимствования

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры.

1. Это , прежде всего, лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей - ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобаческого, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

2. Исследования психологов показывают, что идеалы младших школьников и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах большое значение приобретают и обобщенные идеалы. Поэтому важно использовать образы героев литературных произведений и кинофильмов. Поэтому чтение художественной литературы не отдых, а действенное средство воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Важно помочь выбрать для внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильному поведению. При этом необходимо приучать к осмысленному чтению, к анализу поступков и действий героев литературных произведений, к сопоставлению их с личным поведением.

Большое значение имеет и выбор кинофильмов, театральных постановок для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для размышлений, помогают юношам и девушкам разобраться в сложных чувствах и мыслях других людей.

3. Немаловажное значение в воспитательной работе имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры положительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное - организация содержательной и разнообразной внеклассной работы

Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду воздействие поступков и действий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное поведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на неорганизованных учеников. Следуя примеру товарищей, они стараются не нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие в общественной жизни класса и школы большинства обычно способствует привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей. Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельности детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение школьников.

4. Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.

5. На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С. Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С. Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета учителем и родителями - одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера.

При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения собственных товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций А.С.Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель» . Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская: «Для ребят, - отмечала она, - идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными.

У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение» .

Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера учителей, родителей и вообще взрослых - единство слова и дела. Если на словах взрослые будут требовать правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своими поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требования, то эффективности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

Повышению воспитательной силы личного примера взрослых способствует также разумная любовь и уважение к детям. Лаской и любовью можно вызвать хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению. Если взрослый ведет себя как благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает школьников к совершению положительных поступков.

Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет также единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны учителей, родителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость требований и примеров снижает эффективность воспитания. При использовании в воспитательной работе литературных произведений, кинофильмов и театральных постановок следует опираться главным образом на положительные образцы поведения героев. Конечно, в книгах, в кино и в театре школьники встречаются и с отрицательными примерами. Поэтому важно морально закалять их, делать невосприимчивыми к отрицательным примерам. А этого можно добиться не путем изоляции от отрицательных явлений, а путем участия в борьбе с отрицательными явлениями нашей жизни. Хорошо, когда школьники не только умеют отличать хорошее от плохого, но и выступают против плохого, не остаются в роли посторонних наблюдателей.

Пути использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием поведения других людей. Один из способов использования положительных примеров - заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуются даже манеры, походка, одежда. Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит примером, на которого желают быть похожи воспитанники. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в труде, в повседневном поведении. Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения примеров поведения других людей. Так большое значение имеет организации совместной деятельности воспитанников с передовыми тружениками старшего поколения, создание общественного идеала, помогающего проектировать будущую деятельность. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.

Поделиться: