В младенческом возрасте ребенка выделяют развития. Общая характеристика периода младенчества

Не имеют рамок. Вот, например, в законе Российской Федерации нет четких возрастных границ для понятия "ребенок". Понятно, что каждый родитель считает своего ребенка малышом и в восемнадцать, и в тридцать лет. Однако чисто формально гражданин должен платить налоги с рождения, и может выражать свое мнение по поводу того, с кем из родителей жить после их развода, уже с десяти лет. Уголовная ответственность человека в нашем государстве начинается с четырнадцати лет, а уже в восемнадцать наступает полная дееспособность. Так же и с молодежью - возрастные рамки этого нигде не прописаны. Но говоря о таком понятии, как младенческий возраст, - многие из нас все же представляют себе определенный четкий образ младенца. Из этой статье вы узнаете о том, что собой представляет этот возраст и каковы его характерные особенности.

Возрастные рамки

Многие специалисты все же склоняются к мнению, что младенцами являются дети с момента рождения и до одного года. Очень часто можно встретить определение но используя этот термин, автоматически не учитывают всех малышей, которых матери не кормят грудным молоком. Рассмотрим первую классификацию. Младенческий возраст - ранний возраст, в котором приобретаются все базовые физиологические навыки малыша. Основные достижения этого возраста - появление навыков речи, их своевременное совершенствование, а также произвольное (осознанное) взаимодействие с окружающей средой.

Младенческий возраст ребенка

Психологи утверждают, что в жизни ребенка младенчество - самый продуктивный и вместе с тем стабильный период развития. Младенческий возраст наступает, как только ребенок преодолевает первый в своей жизни кризис - рождение. Долгое время он находился в утробе матери, где было все необходимое для комфортной жизни - питание, тепло, уют. И вот малыш попадает на белый свет: совсем иная температура воздуха, другое дыхание, совсем другой мир окружает его! Развитие в младенческом возрасте происходит очень быстрыми темпами. Впервые устанавливаются социальные связи, эмоциональное взаимодействие не только с матерью, но и с другими членами семьи. Ребенок впервые познает, каково это - общаться посредством звуков, прикосновений, жестов.

Ценность общения

С первых минут жизни чрезвычайно важным компонентом полноценного развития личности младенца становится общение. Именно благодаря общению приобретает стабильную психику. Ребенок должен ощущать тепло и заботу, в противном случае может развиться так называемый дефицит внимания, что, в свою очередь, может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни маленького человека - так важен этот возраст. Младенческий период в жизни человека совершенно уникален. Подражая окружающим, малыш стремительно учится новому день за днем. В первую очередь он, конечно, заявляет окружающим о своем настроении, о том, каково его самочувствие. Младенцы не могут сказать вам, что именно им не нравится, что становится причиной их дискомфорта, поэтому так важно быть чутким к эмоциям малыша.

Умственное развитие младенца

Пожалуй, самая главная характеристика младенческого возраста - приобретение развитого мышления. ребенка в этом возрасте ряд ученых считает сенсомоторным. Такая фаза мышления основана на эмоциональном и тактильном восприятии этого мира. Пока что ребенку не хватает навыков для общения, но вот что поразительно - он все же коммуницирует с этим миром! Для детей крайне важны упражнения - малышу постоянно хочется что-нибудь хватать, кусать, сосать... Кроме того, дети в этот период активно слушают и наблюдают за происходящим вокруг. Позднее они перенимают модель поведения окружающих и копируют те или иные действия своих родителей. Важно отметить, что малыш уже в возрасте двух месяцев способен отличить "своего" от "чужого", незнакомца. Ему хорошо знакомы голоса родителей, в то же время он может испугаться, услышав новый тембр голоса. Также младенец учится предугадывать, что произойдет в ближайшее время. К примеру, если малыш приучен к тому, что каждый день его мажут каким-нибудь кремом, и этот процесс ему не очень-то по душе, он может испугаться и заплакать, как только увидит знакомый тюбик.

Действия малыша

Особенности младенческого возраста состоят и в специфике первых движений малыша. Так, к примеру, ученым известно явление так называемого глаза новорожденного. Хаотичные движения глаз могут показаться необычными, но не стоит переживать. Наблюдающий ребенка врач заметит отклонения от нормы, если таковые действительно имеются. В подавляющем же большинстве случаев он быстро учится сосредотачивать взгляд на определенном объекте. Очень часто малыши обладают особо выразительными движениями. Посредством их младенцы также выражают свои эмоции. Детки учатся ползать - это первый способ их передвижения. Самый излюбленный жест любого малыша - это указание. Своим маленьким пальчиком ребенок укажет на то, что он хочет схватить, на того, к кому желает пойти на ручки, и так далее.

Кризис первого года жизни

Первый возрастной кризис, с которым сталкивается, пожалуй, каждый человек на Земле, происходит с ним на второй год от рождения. Развитие ребенка в младенческом возрасте проходит семимильными шагами, и зачастую психика ребенка не способна воспринять всего того объема информации, которую он получает. В этот период малыш становится особенно капризным, кажется неподатливым для воспитания. На этом жизненном этапе малышу уже многое хочется делать самостоятельно. Он особенно восприимчив к тому, что взрослые делают ему замечания, не дают баловаться и трогать опасные предметы, уводят от тех мест, куда малышам ходить уж точно не стоит. Кризис первого года - это испытание, которое предстоит преодолеть не только ребенку, но и его родителям! В этот непростой период взрослые должны окружить малыша вниманием, спокойнее относиться к капризам ребенка и не воспринимать слишком близко к сердцу то, что их чадо не слушается. Вседозволенность в этот период может привести к неправильному воспитанию малыша. Единственный совет, который подойдет для любой семьи в этот период, - любить друг друга, уважать желания ребенка и мнение второго родителя.

Малыши от 1 до 3 лет

Пережив непростой этап - кризис первого года жизни, родители и детки вступают в новую фазу развития. Стоит сразу отметить, что если относиться к шалостям ребенка с юмором, то все эти "кризисы" пройдут незаметно для всех членов семьи. Младенческий дошкольный возраст определяется возрастными рамками от 1 до 3 лет. В это время речь малыша становится все совершеннее, увеличивается словарный запас, ребенок может начать активно задавать вам вопросы об окружающем мире, поэтому запаситесь энциклопедиями будьте готовы ответить на все каверзные вопросы своего малыша". В этот период также бывает сложно уложить малыша спать, поэтому лучшее решение - найти интересные сказки. Некоторые родители попробовали включать своим деткам на ночь легкие классические мелодии и пришли к выводу, что если музыка является фоном к любимой сказке, ребенок засыпает в считаные минуты.

Очередной кризис

Капризное поведение ребенка и может довести кого угодно - только не вас! Повторяем: чтобы пережить трудные этапы в жизни, к ним нужно относиться исключительно с юмором. Пусть ваше чувство юмора и терпение помогут пережить очередной кризис - трехлетний возраст. Младенческий период можно считать оконченным, когда ребенок идет в детский сад. Там он встречает своих сверстников - самых разных ребят, порой таких же капризных и напуганных новой обстановкой, как и он сам. Дети чувствуют вселенскую несправедливость, когда родители отдают их, пусть и на пару часиков, в ясли. Чужие няни, непонятные ребятишки, все такое непривычное и странное - малыши и не догадываются, что скоро детсад станет тем местом, куда им захочется возвращаться снова и снова, чтобы поиграть с другими ребятами!

Трудности яслей

Как уже было сказано ранее, ребенок, впервые оказавшись в таком незнакомом месте, как детсад, может испытывать серьезный стресс, который оказывает влияние на поведение и даже некоторые навыки! Трудности, с которыми может столкнуться малыш, когда заканчивается младенческий возраст и начинается пора детского сада, следующие:

  • Ребенок начинает больше плакать - большинство детей плачут в свой первый день в детском саду. Малыши чувствуют себя растерянными, переживают из-за того, что родителей нет рядом долгое время.
  • Снижается интерес к познанию, играм - малыши находятся в состоянии стресса, им точно не до веселых игр или чтения книг, когда они тоскуют по своим родителям.
  • Беспомощность - даже если ваш малыш уверенно держит ложку и спокойно ходит на горшок, в первое время в детском саду он может испытывать трудности с этими навыками. Но все это остается лишь делом привычки. Работники детского сада и воспитатели при вашей помощи смогут помочь малышу чувствовать себя как дома, и вскоре он снова станет самостоятельным.
  • Плохо спит и мало ест - именно так говорят воспитатели большинству родителей об их ребеночке в первые дни в детском саду. Малыши должны привыкнуть к распорядку дня, но, конечно, желательно, чтобы они уже обладали естественной привычкой спать днем прежде, чем придут в ясли.
  • Слабый иммунитет - ваш малыш может чаще болеть, когда ходит в детский сад. На фоне стресса иммунная система даже взрослого человека значительно ослабевает, что уж говорить о малышах!

Как помочь своему малышу?

Младенческий возраст пролетел быстро, почти незаметно, в жизни вашего малыша наступил новый, отнюдь не простой этап, и только вы можете помочь ему легче адаптироваться в этой новой среде. Во-первых, старайтесь соблюдать дома режим дня детского сада. Кормите ребенка по расписанию, посвящайте время познавательным играм и, конечно, не забывайте о тихом часе. Учите малыша общаться с другими детками на улице, позволяйте ему проводить время и в одиночестве. Ваш малыш должен уметь самостоятельно играть хотя бы 10 минут в час! Больше гуляйте на свежем воздухе, ведь прогулка - это лучший способ держать тело и иммунитет в тонусе!

Как провести выходные с малышом?

Вот и первая неделя в детском саду закончилась, впереди выходные! Они должны принести много радости и хороших воспоминаний как вам, так и вашему ребенку. Вы можете попробовать организовать пикник на свежем воздухе, вместе с ним сделать несложные блюда и угостить всех членов семьи. Постройте большой домик из подручных средств! Дети любят строить настоящие башни из подушек и одеял. Читайте книги, рисуйте, поиграйте в доктора или парикмахера. Поиграйте в школу: пусть ребенок выполняет несложные задания и получает за них пятерки или же цветные наклейки - что придется ему по душе. Спрячьте сокровище и попытайтесь найти этот клад вместе, попробуйте сделать красивую аппликацию или оригами. Сыграйте в прятки, придумайте спортивное соревнование, посмотрите мультфильм, слепите фигурки из пластилина! Пусть эти выходные будут веселыми и незабываемыми!

Новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

Первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

Второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.

ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ

период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа:

1) новорожденность (первый месяц жизни) - когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

2) первое полугодие жизни - во время коего деятельностью ведущей становится ситуативно-личностное общение со взрослыми (-> этап полугодия первого);

3) второе полугодие жизни -"когда ведущей становится деятельность предметно-манипулятивная -> этап полугодия второго). Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка (-> кризис возрастной).

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

англ. infancy) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. - Ред.). М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й мес жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.

Во 2-м полугодии ведущей становится пред-метно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)

Младенческий возраст

возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психологическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному, ситуативно-личностному общению со взрослым. Первое полугодие жизни представляет собой этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает в качестве ведущей деятельности. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности - ситуативноличностного общения - являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками, и, наконец, научается схватывать предметы. Акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во второе полугодие. На этом этапе на положение ведущей выдвигается предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативноличностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметноманипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе - в раннем возрасте. Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Оно проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. Если в первом полугодии жизни имелся дефицит эмоционального общения, то во втором полугодии задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности и ситуативно-делового общения, что приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями: произвольно меняет позу, научается садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; начинает понимать речь взрослых и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и пр.). Период младенчества завершается кризисом первого года, в котором впервые манифестирует личность ребенка. С. Ю.Мещерякова

(0-2 месяца) Новорожденностъ как кризисный период

В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения - это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Характерные особенности периода новорожденности : У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Новорожденный обладает пределенным набором безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

Защитных рефлексов (глаза, зажмуривается при ярком свете);

Ориентировочных рефлексов (поворот головы к источнику света);

Атавистических рефлексов (хватательный рефлекс; рефлекс спонтанного ползания).

Новорожденный обладает разными видами чувствительности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение. К концу первого месяца жизни появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

С точки зрения Эльконина, новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Биологическая беспомощность человека увеличивает количество степеней свободы в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного - это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. В противоречии между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки . Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения - обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей - четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт . В возрасте 4-5недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка , или улыбка общения.

Возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого) - важнейшее психологическое новообразование кризисного периода новорожденности .

Комплекс оживления . В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития .

Комплекс оживления - особая эмоционально- двигательная реакция, обращенная к взрослому . Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом ; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Младенчество как период стабильного развития

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного Развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно эмоциональное общение по Д. Б. Эльконину, или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности - другой человек . Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов. О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Развитие речи и общения

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения , выполняющего функцию ведущей деятельности .

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6 - 8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырехмесячный ребенок настораживается, внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха. В 7-10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а Робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве , соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия . К концу первого года желание быть понятым делает необходимым речевой контакт. Становление предпосылок речи . Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов; крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного - крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели , происходит дифференциация видов плача . Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования - гукание . От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) - это истинное, или певучее, гуление . Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6 - 7 месяцев появляется лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета , обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствии, восклицаний.

Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь . Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которые можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года - от 5 - 6 до 10-30 лепетных слов .

Другая сторона развития речи - пассивное владение словом , понимание обращенной к нему речи . Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи . В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы -инструкции) - первоначальная форма понимания речи. К концу года ребенок понимает и выполняет пять - десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса конца первого года жизни ребенка.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходит еще биологического отделения его от матери. В основных жизненных функциях ребенок остается еще долгое время биологически несамостоятельным существом. В продолжение всего рассматриваемого периода жизнедеятельности и самое существование ребенка носит столь своеобразный характер, что это одно дает повод для выделения периода новорожденное™ в особый возраст, обладающий всеми отличительными чертами критического возраста.

Если попытаться охарактеризовать главнейшую особенность возраста, можно сказать, что она коренится в той своеобразной ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в период новорожденное™ занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденное™ - как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого.

Переходный, или смешанный, характер жизни ребенка в период новорожденное™ можно проследить на нескольких основных особенностях, отличающих его существование.

В самом деле, нельзя не видеть, что питание новорожденного носит смешанный характер. С одной стороны, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечает на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Весь его пищеварительный аппарат и обслуживающий этот аппарат комплекс сенсомоторных функций играет главную роль в питании. Однако ребенок питается молозивом матери, а впоследствии ее молоком, т. е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Таким образом, питание новорожденного представляет собой как бы переходную форму, как бы промежуточное звено между внутриутробным и последующим внеутробным питанием.

Ту же двойственность и тот же промежуточный характер мы без труда открываем и в основной форме существования новорожденного, которая отличается в первую очередь недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования. Как показывают исследования, около 80% времени новорожденный проводит во сне. Главнейшая особенность сна новорожденного - его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются с вкрапленными в них островками бодрствования. Самый сон недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому часто у новорожденного наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном, ближе всего напоминающее состояние дремоты. Несмотря на большую длительность сна, оказывается, по наблюдениям Ш. Бюлер и Г. Гетцер, что периоды его весьма коротки; беспрерывный сон в продолжение 9-10 часов наступает лишь с 7-го месяца. Среднее число периодов сна в первой четверти первого года равняется 12.

Самое замечательное отличие сна новорожденного - его беспокойный, прерывистый и поверхностный характер. Новорожденный во сне производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Это опять указывает на то, что его сон недостаточно дифференцирован от бодрствования. Новорожденный способен засыпать с полуоткрытыми глазами, и обратно - бодрствуя, он часто лежит с закрытыми глазами, находясь в состоянии дремоты. По данным Д. Канестрини, кривая мозгового пульса новорожденного не обнаруживает отчетливой границы между сном и бодрствованием. Критерий сна, который мы получаем из наблюдений над сном взрослого или ребенка старше 6 месяцев, для первых недель жизни еще не имеет силы.

Таким образом, общее жизненное состояние новорожденного может быть охарактеризовано как среднее дремотное состояние, из которого постепенно и на краткие сроки выделяется состояние сна и бодрствования. Поэтому многие авторы, как Ж. Лермит и другие, приходят к заключению, что в первые дни внеутробного существования ребенок как бы продолжает утробную жизнь и сохраняет ее психические черты. Если к этому присоединить тот факт, что ребенок сохраняет эмбриональную позу как во время сна, так часто и во время бодрствования, промежуточный характер его жизнедеятельности станет совершенно ясен. Излюбленным положением ребенка во время сна остается эмбриональное. То же положение ребенок занимает и в спокойном состоянии бодрствования. Лишь у 4-месячных детей можно наблюдать во время сна другое положение.

Смысл этого своеобразного жизненного состояния не оставляет никаких сомнений относительно его природы. В материнской утробе жизнедеятельность ребенка почти целиком исчерпывается деятельностью растительных функций и сведением к минимуму анимальных функций. Но и сон представляет собой такое состояние, в котором на первый план выступают вегетативные процессы при более или менее резком затормаживании животных функций. Сон новорожденного свидетельствует о сравнительном преобладании у него вегетативной системы. Обилие и частота сна новорожденного являются, по-видимому, до известной степени продолжением поведения плода, обычное состояние которого, насколько можно догадываться, больше всего похоже на сон. Сон, с генетической точки зрения, наиболее примитивное растительное поведение. Генетически он предшествует бодрствованию, которое развивае^я из сна. Таким образом, сон новорожденного, как и его питание, занимает промежуточное место между состоянием эмбрионального и постнатального развития.

Наконец, анимальные функции новорожденного также не оставляют никаких сомнений в том, что ребенок этого возраста стоит как бы на грани внутри- и внеутробного развития. С одной стороны, он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения. С другой стороны, он еще целиком лишен основной особенности животного - именно способности к самостоятельному передвижению в пространстве. Он обладает способностью самостоятельного движения, но перемещается в пространстве не иначе, как с помощью взрослых. Его переносит мать, что тоже указывает как бы на промежуточное положение между перемещением, свойственным плоду и ребенку, вставшему на ноги.

Двигательные особенности новорожденного вызывают ряд поучительных биологических параллелей. Ф. Дофлейн разделяет детенышей млекопитающих по убывающей ступени их внеутробной зависимости от матери на четыре группы. На первом месте должны быть поставлены сумчатые, детеныши которых помещаются матерью во внешнюю утробу и проводят начало своего детства в сумке. Здесь мы имеем как бы грубоанатомическое выражение переходной стадии от внутриутробного развития к самостоятельному существованию. На втором месте стоят детеныши берложных животных, рождающиеся беспомощными, часто слепыми и проводящие начало детства в гнезде, снова напоминающем переходную среду от материнской утробы к внешнему миру. На третьем месте стоят грудные детеныши, которых носит мать. Все эти дети имеют обхватывающие инстинкты. Наконец, на последнем месте должны быть поставлены бегающие детеныши, вполне развитые, начинающие бегать тотчас после рождения и питающиеся, кроме груди, растениями.

У новорожденного человеческого ребенка мы наблюдаем ряд движений, которые находятся в несомненной филогенетической связи с обхватывающими рефлексами третьей группы млекопитающих. Когда у обезьяны рождается детеныш, он рефлекторно сжимает всеми четырьмя конечностями шерсть на теле матери и повисает под ее грудью, спиной книзу. В таком состоянии детеныш остается и тогда, когда спит, и тогда, когда бодрствует. При передвижениях матери он, будучи неподвижно соединен с ней, следует везде за ней. Мы имеем в этом случае как бы функциональный механизм, выражающий ту новую зависимость новорожденного от матери, которая находит другое проявление у сумчатых животных.

У новорожденного человеческого детеныша мы также наблюдаем родственные этому рефлексу движения. Если вложить в руки новорожденному палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и продержать в висячем положении около минуты. Родство этого рефлекса с обхватывающим рефлексом обезьяньего детеныша очевидно. Такое же значение имеет и реакция МОРО, известная под названием обхватывающего рефлекса и возникающая в результате сотрясения головы, причем руки и ноги симмегрично расходятся, чтобы затем снова сомкнуться в виде арки. Такими же движениями отвечает новорожденный на всякий сильный и внезапный стимул, давая известную реакцию испуга, выражающуюся в обхватывающих движениях. По А. Пейперу, реакции испуга равнозначны обхватывающему рефлексу, общему у человека и обезьяны. Таким образом, в этих архаических остаточных двигательных приспособлениях мы находим следы общей для всех млекопитающих своеобразной стадии биологической зависимости новорожденного от матери, зависимости, сохраняющейся после рождения.

Наконец, прямым и бесспорным доказательством того, что период новорожденное™ следует рассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитием, является следующее. Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития, как и первые месяцы новорожденное™ в случаях задержанных и отсроченных родов могут протекать в условиях развития утробного.

Иногда ребенок рождается переношенным. Если нормальный срок беременности 10 лунных или 9 солнечных месяцев (280 дней), то окажется, что недоношенность и переношенное™ ребенка вызывается отклонениями от нормального срока в ту или другую сторону до 40 дней. Ребенок может появиться на свет, начиная с 240-го и вплоть до 320-го дня, считая от последней менструации. В исключительных случаях беременность может затянуться до 326-го дня. Таким образом, время появления на свет жизнеспособных детей обладает широтой вариаций приблизительно в 4 мес.

Что показывает исследование развития недоношенных и переношенных детей? Коротко можно сказать, что лишние 1-2 месяца внеутробного развития недоношенного ребенка, как и лишние 1-2 месяца утробного развития переношенного ребенка, не вызывают сами по себе сколько-нибудь существенных изменений в дальнейшем развитии. Это означает, что последние 2 месяца утробного и первые 2 месяца внеутробного развития настолько тесно связаны между собой по самой природе происходящих в эти периоды процессов, что периоды как бы эквивалентны друг другу. Так, по данным Гезелла, переношенный ребенок с самого начала представляет несомненную картину общего ускорения развития. Это значит, что лишний месяц, проведенный ребенком в утробе матери, продвигает и его внеутробное развитие на соответствующий срок. Коэффициент умственного развития такого ребенка должен быть выведен с поправкой на один лишний месяц его утробного развития.

Так же точно недоношенный ребенок оказывается жизнеспособным даже в том случае, когда он провел в материнской утробе всего 3 /4 положенного ему природой времени. Механизмы поведения к 7 месяцам уже почти готовы к действию, и за последние 2 месяца жизни плода темп их развития несколько замедляется. Таким путем обеспечивается выживание и в случае недоношенности. Преждевременно родившийся ребенок напоминает поэтому нормального новорожденного в гораздо большей степени, чем это можно было бы ожидать. Однако, учитывая ход развития недоношенного ребенка, мы снова должны внести поправку в коэффициент его умственного развития, учтя то обстоятельство, что первые 2 месяца внеутробного развития ребенок развивался в счет незаконченного эмбрионального периода. Если мы спросим, вносит ли недоношенность заметные изменения в умственное развитие, то в общем и целом ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Исследования недоношенных и переношенных детей, думается нам, с несомненностью подтверждают положение о переходном характере периода новорожденное™. Однако нам представляется ошибочным заключение, которое часто делают из этого факта сторонники эволюционистских воззрений на детское развитие, заключение, согласно которому родовой акт, являющийся таким несомненным и ярким примером скачкообразности развития, должен рассматриваться как простой этап в эволюционной последовательности утробного и внеутробного развития. Сторонники этого взгляда, правильно видя преемственность и связь между двумя ступенями развития, не замечают диалектического скачка, который совершает ребенок, переходя от одного типа развитая к другому. Самый общий вывод, говорит Гезелл на основании исследований недоношенных и переношенных детей, который может быть отсюда сделан, сводится к тому, что развитое поведения совершается закономерно, в онтогенетическом порядке, независимо от срока появления на свет. Существует, по-видимому, прочный субстрат развития, на который не может особенно влиять время рождения. Благодаря этому общий характер кривой роста одинаков для родившихся в срок и для недоношенных детей. Или, проще говоря, недоношенный ребенок, несмотря на то что он преждевременно исторгнут из материнского лона, продолжает еще в течение некоторого времени развиваться по типу плода.

Нам представляется такое заключение несостоятельным. Неоспорима глубокая преемственность между последними месяцами утробного развития и первыми месяцами новорожденное™. Мы пытались иллюстрировать это путем анализа некоторых важнейших особенностей новорожденных. Мы можем указать и на несомненно наблюдающиеся движения плода в материнской утробе, которые также говорят о том, что уже в эмбриональный период развития жизнь ребенка не исчерпывается целиком только растительным процессом. Однако эта несомненная преемственность остается не больше чем фоном, на котором на первый план выступает в качестве основного момента не столько сходство, сколько различие эмбрионального и постнатального состояния. Как всякий переход, период новорожденности означает в первую очередь разрыв со старым и начало нового.

В задачи настоящего параграфа не входит подробное описание генезиса и динамики того основного новообразования, которое имеет место в период новорожденности. Для наших целей совершенно достаточно назвать это новообразование, кратко описать его, указать на то, что оно обладает всеми типическими чертами новообразования критических возрастов, и тем самым наметить исходный пункт, образующий начало дальнейшего развития личности ребенка.

Если попытаться назвать в общих словах центральное и основное новообразование периода новорожденности, возникающее впервые как продукт этой своеобразной ступени развития и являющееся исходным моментом последующего развития личности, можно сказать, что таким новообразованием будет индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Два момента должны быть отмечены в этом новообразовании. Жизнь присуща ребенку уже в период эмбрионального развития. Новым, возникающим в период новорожденности, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма, в недрах которого оно зародилось, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена и воткана в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Вот первый момент. Второй момент заключается в том, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой бытия ребенка как социального существования, является вместе с тем психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Вопрос о содержании психической жизни новорожденного порождал долгое время большие разногласия и споры ввиду того, что прямое исследование его психики совершенно неосуществимо. Поэты, философы и психологи склонны были приписывать психике новорожденного слишком сложное содержание. Так, Шекспир устами Лира вкладывает глубокий пессимистический смысл в первый крик ребенка:

Родясь на свет, мы плачем -

Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.

Аналогичный смысл вкладывал в детский крик А. Шопенгауэр, видевший в нем аргумент в пользу пессимизма, доказательство того, что страдание преобладает в самом начале существования. И. Кант истолковывал крик новорожденного как протест человеческого духа против заключения в оковы чувственности.

Исследователи, принадлежащие к рефлексологической школе, склонны отрицать наличие всякой психической жизни у новорожденного, рассматривая его как живой автомат, воспринимающий и действующий исключительно в силу определенных нервных связей и лишенный всяких следов психики.

Однако в настоящее время огромное большинство исследователей сходятся в признании двух основных положений: 1) новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и 2) эта психическая жизнь носит совершенно своеобразный характер. Рассмотрим оба положения.

Возражения против признания психической жизни у новорожденного основываются обычно на том факте, что большая часть центров головного мозга у новорожденного незрелая. В частности, незрелой оказывается в первую очередь кора головного мозга, которая, как известно, имеет ближайшее отношение к деятельности сознания. Отмечается, что рожденный без коры головного мозга ребенок в наиболее грубых проявлениях жизни не отличается от нормального, по крайней мере в первые дни жизни.

Сам по себе факт незрелости центральной нервной системы новорожденного не подлежит сомнению. Однако два момента заставляют нас признать этот аргумент несостоятельным. Мы привыкли считать кору головного мозга местопребыванием всех проявлений сознания. А так как у новорожденного этот орган еще не функционирует, то мы заключаем, что никакого сознания у него нет. Это заключение было бы обязательным лишь тогда, когда было бы установлено, что все проявления нашего сознания связаны с корой головного мозга. Факты же, имеющиеся в нашем распоряжении, доказывают, что это не совсем так. Кора головного мозга связана, по-видимому, лишь с проявлением высших форм сознательной деятельности. Жизнь же наших влечений, инстинктов и простейших аффектов, вероятно, связана более непосредственно с подкорковыми центрами, которые в известной мере функционируют уже у новорожденного.

Далее, сравнения нормального новорожденного с анэн- цефалами указывают на то, что только в грубых рефлекторных проявлениях не замечается разницы между теми и другими. Более тонкое сравнение показывает, что ребенок, рождающийся без высших отделов мозга, не обнаруживает никаких выразительных движений. Поэтому представляется вероятным, что нормальный новорожденный не только не является чисто спинномозговым существом, как определял его Р. Вирхов, но и вообще не является чистым палеэнцефалическим существом, т. е. существом, жизнь которого определяется только древним мозгом. Есть основание полагать, что новый мозг каким-то образом уже с самого начала принимает участие в поведении новорожденного (К. Коффка). По мнению некоторых исследователей, большая беспомощность человеческого ребенка по сравнению с детенышами животных объясняется тем, что древние мозговые механизмы оказываются у человеческого ребенка менее самостоятельными в функционировании благодаря их связанности с еще незрелыми окончательно частями нового мозга (Н. М. Щелованов).

Таким образом, состояние нервной системы новорожденного нисколько не исключает возможности у него психической жизни, но, напротив, заставляет предположить начатки психики, хотя и совершенно отличные от развитой психики взрослого человека и ребенка более старшего возраста. Психическая жизнь, связанная преимущественно с подкорковыми центрами и с недостаточно зрелой в структурном и функциональном отношении корой, естественно, должна отличаться самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе. Решающим аргументом в пользу признания начатков примитивной психики у новорожденного является тот факт, что вскоре после рождения мы наблюдаем все те основные процессы жизни, которые у старших детей и взрослых находятся в связи с психическими состояниями. Такова в первую очередь выразительность движений, обнаруживающих психические состояния радости или повышенного настроения, горя и печали, гнева и страха или испуга, удивления или раздумья. Далее сюда следует отнести инстинктивные движения новорожденного, связанные с голодом, жаждой, насыщением, удовлетворением и т. д. Обе группы реакций протекают у новорожденного в таких формах, которые заставляют признать наличие примитивных психических проявлений в этом возрасте.

Но, как уже сказано, эти психическая жизнь самым резким образом отличается от психической жизни более развитого типа. Укажем эти основные отличия.

В. Штерн полагает, что у новорожденного наряду с рефлексами должны существовать первые следы сознания, которые скоро развиваются в яркую и многостороннюю психическую жизнь.

Конечно, мы можем говорить только о рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного, из которой приходится исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления сознания. Нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия, т. е. постижения внешних предметов и процессов как таковых, ни, наконец, сознательного хотения или стремления. Единственное, что мы можем допустить с некоторым основанием, - это глухие, неясные состояния сознания, в которых чувственные и эмоциональные части еще нераздельно слиты, так что мы можем их назвать чувственными эмоциональными состояниями или эмоционально подчеркнутыми состояниями ощущений. Наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний обнаруживают уже в первые дни жизни ребенка по его общему виду, по выражению лица, характеру крика.

Сходным образом характеризует психическую жизнь новорожденного Ш. Бюлер. Первый контакт ребенка с матерью до того тесен, что скорее можно говорить о слитном существовании, чем о контактном. Подобно тому как ребенок актом рождения лишь физически отделяется от матери, точно так же психически он лишь постепенно выделяет действующие на него раздражения как нечто исходящее от определенных предметов внешнего мира. Сначала ребенок, по-видимому, переживает скорее состояния, чем предметы, если допустимо таким образом формулировать недостаточность объективирования впечатлений со стороны младенца. Трудно сказать, до какого возраста ребенок просто принимает движения, перемены места и т. д. и когда он начинает не только принимать все это, но и переживать, что кто-то с ним возится. Мы склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кто-то, ни чего-то, что он скорее все раздражения и все окружающее переживает только как субъективное состояние.

Мы нашли, таким образом, два существенных момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного. Первый из них относится к исключительному преобладанию недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения. Второй характеризует психику новорожденного как не выделяющую себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирующую еще социальных и физических объектов. Нам остается только указать на третий момент, характеризующий психику новорожденного в ее отношении к внешнему миру.

Было бы неверно представлять себе восприятие мира новорожденным как хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температурных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т. д. Исследование показывает, что выделение каких-то самостоятельных и расчлененных восприятий является продуктом гораздо более позднего развития (К. Коффка). Еще более поздно возникает в развитии возможность выделять некоторые компоненты целостного восприятия в виде ощущений. Первоначальные восприятия ребенка представляют нерасчлененное впечатление от ситуации в целом, где не только не расчленены отдельные объективные моменты ситуации, но не дифференцированы еще элементы восприятия и чувства. Замечателен сам факт, что новорожденный задолго до того, как обнаруживает способность реагировать на отдельно воспринимаемые, расчлененные элементы ситуации, начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально. Например, лицо матери, его выразительные движения вызывают у ребенка реакцию задолго до того, как ребенок способен к раздельному восприятию формы, цвета или величины. В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатления выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия. Ребенок раньше воспринимает приветливое или угрожающее, т. е. вообще выразительное, чем объективные элементы внешней действительности как таковые.

Основной закон восприятия новорожденного может быть сформулирован в следующем виде: первоначально аморфное восприятие ситуации в целом составляет фон, на основе которого выделяется для ребенка более или менее отграниченное и структурное явление, которое воспринимается как особое качество на этом фоне. Закон структурности, или выделения фигуры и фона, является, по-видимому, самой примитивной особенностью психической жизни, образующей исходный пункт дальнейшего развития сознания.

Таким образом, мы можем составить себе первоначальное и общее представление о психической жизни новорожденного. Нам остается указать на то, к каким последствиям приводит этот уровень психической жизни в социальном поведении ребенка. Новорожденный, как легко понять, не обнаруживает никаких специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами периода новорожденное™. Для настоящего общения совершенно необходимы психические процессы, благодаря которым ребенок «сознает», что кто-то с ним возится, благодаря которым ребенок реагирует на человека иначе, чем на все окружающее. О социальных впечатлениях и реакциях можно с некоторой уверенностью впервые говорить применительно к периоду между 2-м и 3-м месяцами, т. е. за пределами периода новорожденное™. В этот же период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью. Как и в его поведении, так и в его сознании нельзя еще отметить ничего, что говорило бы о социальном переживании как таковом. Это и позволяет нам вычленить период новорожденное™, давно и единодушно выделяемый всеми биологами, в особый возрастной этап социального развития ребенка.

Психическая жизнь новорожденного носит все типические черты новообразований критических возрастов. Как мы указывали, новообразования этого типа никогда не приводят к зрелым образованиям, но представляют собой образования переходные, преходящие, исчезающие в последующий ста-.

бильный возраст. Каково же новообразование периода новорожденное™? Это своеобразная психическая жизнь, связанная преимущественно с подкорковыми отделами мозга. Она не сохраняется как таковая в качестве прочного приобретения ребенка на последующие годы. Она расцветает и отцветает в узких временных пределах, охватывающих новорожденное™. Она, однако, не исчезает бесследно, как мимолетный эпизод детского развития. В дальнейшем ходе развития она утрачивает только самостоятельное существование и входит в качестве составной части, подчиненной инстанции, в нервные и психические образования более высокого порядка.

Вопрос о границах новорожденное™ до сих пор в высшей степени спорный: одни авторы считают период новорожденное™ равным 1 месяцу (К. Лешли, Троицкий, Гути- нель), другие, как К. Фирордт, ограничивают его всего неделей. За момент окончания этого периода принимают часто зарубцевание пупочной раны, отпадение пуповины или аб- литерацию баталова протока и пупочной вены. Финкельштейн и Рейс верхней границей этого периода считают момент, когда ребенок восстанавливает первоначальный вес после физиологической убыли (10-21-й день). П. П. Блонский предлагает считать конечным сроком новорожденное™ седьмой постнатальный день, когда физиологическая убыль веса прекращается и сменяется повышением веса. Нельзя, однако, не согласиться с М. С. Масловым, что вряд ли целесообразно такие ничем не отражающиеся на общем состоянии ребенка процессы, как отпадение пуповины, аблитерация баталова протока, считать гранью периода новорожденное™. М. С. Маслов полагает, что если мы хотим выделить этот период, то мы должны взять совокупность признаков и особенностей анатомо-физиологических, а также всего обмена веществ. Установлено, что в этот период ребенок отличается своеобразным обменом веществ, своеобразным состоянием крови, связанным с особенностью иммунитета и анафилаксии. Все это, вместе взятое, говорит за то, что период новорожденное™ выходит далеко за пределы отпадения пуповины, длится, во всяком случае, не меньше 3 недель и незаметно, без резкой грани ко 2-му месяцу переходит в грудной период.

Как мы видим, есть все основания считать, что период новорожденное™ характеризуется своеобразной общей биологической картиной, что новорожденный живет совершенно особенной жизнью. Но по соображениям, которые мы обсудили подробно в предшествующей главе, критерием для отграничения какого-либо возраста может служить только основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии личности ребенка. Поэтому, нам думается, при определении границ новорожденное™ следует воспользоваться теми данными, которые характеризуют психическое и социальное состояние новорожденного. Ближе всего с этим критерием совпадают данные относительно высшей нервной деятельности ребенка, наиболее непосредственно связанной с его психической и социальной жизнью. С этой точки зрения исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показывают, что к концу 1-го или началу 2-го месяца наступает поворотный пункт в развитии ребенка.

Симптомом нового периода авторы считают появление улыбки на разговор, т. е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе 1-го и 2-го месяца жизни. Уже в конце 1-го месяца, указывают они, крик одного ребенка вызывает ответный крик у другого. Между 1-ми 2-м месяцами ребенок реагирует улыбкой на звук человеческого голоса. Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница периода новорожденное™, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития.

Комплекс оживления знаменует конец новорожденное™ и начало стадии младенчества (2 мес. - 1год). Кризисный период новорожденное™ заканчивается, и начинается период стабильного развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым (по Д.Б. Эльконину).

Период младенчества можно разделить на два подпериода: до 6 месяцев и после 6 месяцев.

В первом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается «общение ради общения», или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной) . Объект этой деятельности - другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (в виде поглаживаний, тормошения, объятий), звуков.

В это время их общение ничем не опосредовано: никаких предметов и содержания для этого общения не требуется. Единственным его смыслом является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно бескорыстным и положительным. Ребенку еще ничего ненужно от взрослого кроме его внимания и его присутствия. Единственное, против чего он возражает, - это против своей «незамеченное™». Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается со стороны матери: она радуется самому факту его существования. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определил

как чувство «хорошо, что ты существуешь», проявляется здесь в чистом виде.

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца, так как:

  • благодаря личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как субъект общения;
  • складывается положительное самоощущение как первичная форма самосознания. Она проявляется в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь взрослого к себе, в его общей активности;
  • к концу первого полугодия появляется привязанность к близкому взрослому. Поэтому на этой стадии развития ребенок нуждается не в принципиальности взрослого, не в следовании его определенным воспитательным представлениям, а в постоянном выражении любви и заботы. Благодаря этому у младенца закладываются базовые составляющие чувства уверенности в себе, формируются базовое чувство «доверия к миру» (по Э. Эриксону), составляющие чувства уверенности и активной позиции к окружающим, к миру и к себе. Среди молодых матерей, а также некоторых нянь и воспитателей в Домах ребенка существует представление о необходимости отучать ребенка от крика и плача. В этой «псевдовоспитательной» ситуации требовательный плач при его игнорировании может через стадию «закатывающегося крика» переходить в беспомощное всхлипывание, а потом затихать. Единственным результатом такого воспитательного подхода является формирование опыта беспомощности и фиксация устойчивой пассивно-тормозимой установки с последующим избеганием контактов;
  • эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца и его отношение к предметному миру .

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении на воспринимаемых предметах (причем сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы) (табл.3.1). Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденное™, постепенно совершенствуется: после 2-го месяца сосредоточение становится более длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может следить за их перемещением, появляется способность к различению простейших цветов. Развивается слуховое восприятие, появляется реакция на обращенные к нему слова. К 3-4 месяцам заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата: ребенок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая среда не была однообразной и неинтересной.

Таблица 3.1

Развитие сенсорных и моторных функций ребенка на первом году жизни

Возраст в месяцах

Сенсорные и сенсомоторные акты

Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого

Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение

Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве

Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется

Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой» взрослым (активное внимание)

Захват игрушки сопровождается генерализовайными активными движениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких

Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя

Окончание табл. 3.1

После 4 месяцев младенцы начинают активно познавать свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые можно ими воспроизводить. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. общение со взрослым приобретает избирательный характер. Это позволяет им начать строить схемы «Я и другие».

Первый год жизни ребенка является подготовительным (до- вербальным) периодом к активной речи. В это время интенсивно складываются предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейшее речевое развитие. Особенности до- вербального общения оказывают мощное влияние на сроки возникновения и темпы развития речи в последующем периоде .

Подготовка к появлению речи идет двумя направлениями:

  • развитие понимания речи взрослых (пассивная речь), связанное с развитием фонематического слуха;
  • развитие предречевых вокализаций ребенка (активная речь), связанное с отработкой речевых артикуляций. Предречевые вокализации, входящие в состав комплекса оживления, наблюдаются уже первом полугодии: в 2-3 месяца выделяются короткие звуки - гукание, от 4 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки - гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

Во втором полугодии происходит перестройка предречевых вокализаций, выражающаяся в снижении количества и изменении роли гуления и гукания, а также в нарастании числа лепет- ных звуков (комбинация гласных и согласных в произвольной форме), принимающих на себя основную функцию при голосовом общении детей с окружающими взрослыми .

Развитие вербальной функции происходит лишь в том случае, если прослушивание речи включено в контекст живого общения с реальным взрослым и если взрослый формирует у ребенка потребность в понимании речи и в активном владении ею, ставя перед ним задачи, требующие использования вербальной функции .

После 6-6,5 месяцев происходит первичное понимание слов взрослого, которое проявляется в умении связывать воспринимаемый предмет с его названием. С этого периода у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у него появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает ко взрослому ручки.

Примерно в 5 месяцев происходит важное событие - ребенок начинает целенаправленно тянуться и захватывать предметы. В детской психологии данное явление называется актом хватания. Л.Ф. Обухова отмечает, что это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Это движение первоначально организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вычленяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним внимание ребенка. Предметы, выделенные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекательность и своеобразный интерес для ребенка. Он зрительно сосредотачивается на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони (у младенца кисть руки сжата в кулачок). В дальнейшем движения руки становятся более точными, направленными на цель, рука раскрывается, расположение пальцев зависит от того, какой предмет берет ребенок (мячик берется растопыренными пальчиками, шнурок - кончиками пальцев и пр.). С появлением акта хватания начинают формироваться образ предмета и предметное восприятие. Образ предмета возникает, когда есть практический контакт между изображением и предметом.

В 5-5,5 месяцев ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удержать игрушку. Все это стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы, получить которые можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов, игрушек.

Во 2-м полугодии ребенок больше не соглашается только обмениваться улыбками со взрослым, ему теперь надо сотрудничать с ним. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым . Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца своими умениями действовать с предметами. Основными средствами общения ребенка становятся предметные действия и локомоции: жесты, позы.

Постепенное изменение предмета общения требует новых способов воздействия на взрослого: так возникает (формируется) указующий жест ребенка. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал, что сначала указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые в воздухе, остаются висеть воздухе, пальцы делают указательное движение. Когда мать приходит на помощь ребенку и понимает его движение как указание, указательный жест становится жестом для других .

Важнейшее достижение первого полугодия - овладение схватыванием предметов - кладет начало манипулятивным действиям. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: ребенок их трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот, т.е. он еще не замечает способа действия с предметами, и вся его активность направлена на сам предмет - на его схватывание и удержание.

Поскольку эти действия с предметами не зависят от свойств предметов, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть все свойства предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а с двумя предметами (например, постукивание двумя погремушками).

В 9-10 месяцев малыша начинает привлекать не только действие, но и свойства предметов (мячик можно катить, из чашки пить, пирамидку строить...). Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде чем действовать, ребенок как бы исследует предмет (ощупывает, переворачивает, медленно двигает) и лишь потом применяет привычное манипулирование. Овладевая этими действиями, ребенок переходит к специфическим действиям с предметами. Сначала он выполняет действие одним показанным ему способом и на одни и тех же предметах. (Например, увидев, как мать «укладывает спать куклу», ребенок будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать в этом же месте. Другая кукла его не устроит.) Осуществляя такого рода движения, малыш копирует (подражает) специфические действия близких и через эти действия приобщается к ним. Подражание ребенка взрослому на данном этапе еще не является предметным действием. Свидетельством этого может служить тот факт, что ребенок требует тот самый предмет, который находится в руках взрослого, а также характер самого выполнения действия (когда годовалый ребенок качает куклу - это всего лишь движение покачивания, а не воспроизведение действия «убаюкивания», так как кукла в руках ребенка может находиться в самом экзотическом положении).

Позднее, в начале второго года жизни, он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (например, толкает палочкой мячик, колесико, шарик). Появляется возможность переноса действия на сходные предметы. Это свидетельствует о начале новой деятельности - предметной, характерной для следующего возрастного периода.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, самостоятельность ребенка резко возрастает. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости. Возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Если раньше окружающие предметы были привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого. Если раньше все, что нужно малышу, исходило от взрослого, то теперь он сам может хотеть то, что не связано со взрослым. Ребенок обнаруживает собственные, независимые от взрослого желания, появляется «Я-желающий».

Прямохождение, как важнейшее психическое новообразование младенческого периода, является механизмом зарождения у ребенка новых потребностей. Возможность ходить открывает перед ребенком новый мир окружающих предметов, делает их доступными для познания. Новые объекты привлекают ребенка своей необычностью, непознанностью, возникает желание узнать (потрогать, рассмотреть...) эти предметы.

Так в недрах младенческого возраста зарождается новая потребность - потребность в познании предметов окружающего мира, которая будет развиваться и реализовываться уже в следующем возрастном периоде и в процессе другой ведущей деятельности.

Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в это время у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Складывается так называемая автономная, понятная только близким речь. Она эмоционально окрашена, состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов. Исследователи называют ее языком нянь. Если в первое полугодие речь воспринимается как передача эмоционального состояния, то к концу второго полугодия ребенок стремиться ее понять.

Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», и возникает автономность от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Начинает формироваться переживание ребенком себя как субъекта действия, которое приводит к кризисным проявлениям на рубеже первого года жизни.

  • По И.В.Шаповаленко. Возрастная психология. М., 2004. С. 170.
Поделиться: