Почему пятиклассник не хочет учиться. Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается

Мой ребенок не хочет учиться!
- Как заставить ребенка делать уроки?
- Ребенок не хочет ходить в школу!
и т.д.

С наступление осени, подобные вопросы стали приходить к нам на сайт в большом количестве.

Что делать родителям? Как замотивировать ребенка на учебу?

Начинать надо бы с самого рождения ребенка. Приходит малыш в этот мир не игрушкой в руках родителей, а человеком мыслящим. Ребенок обучается с первых дней своей жизни:

  • Реагирует на температуру, теплые и холодные пальцы, теплую и холодную воду.
  • Распознает лицо матери.
  • Узнает голос матери. Сосредотачивается на звуке 10-15 сек с 18-20 дня и начинает удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
  • Ребенок обучается разговорной речи в том окружении, в котором он растет.

У младенца огромный потенциал для зарождения любознательности.

Как развивать ребенка с первых дней жизни, есть масса материала в интернете. И стоит это делать вовсе не для того, что бы растить вундеркинда. Развивающие занятия с младенцем дают толчок его познавательной активности, которая в старшем дошкольном возрасте превращается в учебную мотивацию, в желание стать учеником и познавать новое.

На каждом этапе развития дошкольника можно развивать все познавательные процессы и учебную мотивацию. В этом родителям могут помочь детские психологи .

Доверительное отношение с родителями, увлекательные развивающие и домашние семейные игры, семейные путешествия, чтение книг ребенку, ответы на его многочисленные вопросы - все это дает толчок к развитию эрудиции и любознательности малыша. И тогда школа - естественный процесс ученья с увлечением.

Если ребенок не хочет учиться, прежде всего необходимо выявить причину этого нежелания. У каждого ребенка она индивидуальна. Может не нравиться учитель, атмосфера в школе, могут быть проблемными отношения с одноклассниками и т.д. Если не установлены доверительные отношения с ребенком, он не расскажет, почему не хочет учиться. Кто из родителей не смог в свое время успешно осуществить это наипервейшее правило взаимоотношений с ребенком, в начальной школе и в более старших классах пожинают соответствующие плоды. Что делать? Исправлять упущения, целенаправленно, день за днем менять установившуюся поведенческую модель взаимоотношений, строить новую. И хвалить, почаще хвалить ребенка. Это одна из главных мотиваций на учебу.

Наверно, большинству детей осенью, когда на улице еще тепло, не очень хочется идти в школу.И это вполне нормально. Постепенно нежелание уходит и ребенок привыкает учиться. На желание ребенка учиться влияет семья . Если в семье нет ценности учебы и образования в целом, то и ребенок не будет хотеть учиться. Если в доме взрослые постоянно тянутся к знаниям и новой информации, то ребенок будет делать то же самое и все будет нормально.

Если же ребенок очень редко просит разрешить ему сегодня не пойти в школу, лучше ему это позволить.

Если ребенок не хочет учиться, узнавайте причину у самого ребенка, он сам все Вам расскажет. Только спрашивать надо не в раздраженно-назидательном тоне, а дружелюбно, с сочувствием, беседовать на равных. На его ответы согласиться, сказав "да, может быть ты прав..., давай вместе подумаем, что будет, если ты перестанешь учить уроки?" И слушайте молча, внимательно. Предложите сделать что-то вместе, что хочет ребенок, то есть снять напряжение после его ответов о нежелании учиться. Сделать перерыв. И тот предмет или тему преподнести так, чтобы он захотел найти ответ на Ваш вопрос или просьбу. Включать свой ум и воображение.

Если нежелание учиться зависит от личного неприятия кого-то из учителей, было бы полезным посетить уроки этого учителя, Вы как родитель имеете право. Отношения со сверстниками в классе тоже могут быть причиной, поэтому доверительные отношения с Вами будут отдушиной для ребенка от его проблем в классе. Самая лучшая линия поведения для родителей быть старшим другом - наставником, понимающим, интересующимся, поддерживающим и любящим несмотря на его успеваемость.

В собственном развитии ребенка все должно быть последовательно. Семь лет-новая ступень взрослости,на которой ребенок принимает ответственность за новый этап взросления.И эту ответственность он примет должным образом, если предыдущие этапы его развития проходили безболезненно для него.

Пример в виде метафоры. Например, ребенок гуляет на улице-это его желание. Но,чтобы он пообедал, мама его специально зовет за стол. Пообедать-его обязанность. По тому, с какой пользой он погулял, он будет поглощать обед (выполнять обязанность). Если родитель его на улице контролировал, запрещал, оберегал, он ограничивал его радость быть самим собой. Такой ребенок после прогулки будет вялым и сдержанным. Обедать он будет также вяло и безразлично. Если же, на прогулке он был предоставлен самому себе, играл и исследовал мир, как ему хотелось, он придет довольный, эмоциональный, боевой, и с аппетитом сделает то, что должен - пообедать.

В нашей метафоре обязанность пообедать-это обязанность ходить в школу и учиться. А за прогулку мы приняли детско-родительский период заботы и принятия ребенка в возрасте до семи лет. Итак, если детство ребенка будет наполнено лаской, любовью, теплом, вниманием, ощущением безопасности, доверчивым ожиданием родительской близости и тотальной доступности родителей, детская жизнь ребенка будет проходить полновесно. Полноценно. Отталкиваясь от родительского тепла и заботы, как базального, бесценного капитала, ребенок, чувствуя себя свободным от чрезмерных запретов, будет познавать мир с постоянным любопытством, так как его любопытству взрослые позволяют быть реализованным. Этим любопытство стимулируется. Когда приходит время идти в первый класс, этот этап ребенок воспринимает с новым любопытством и интересом,не замечая особенно,что это его обязанность.Интерес к новому подогревает его к готовности сносить лишения и неудобства в учебном процессе. Он может позволять терпеть временный отказ от детских игр, забав во имя обязанности учиться. Он получил до этого много заботы, имел богатую историю игр и готов терпеть некоторое напряжение,связанное с отказом от желаемого,детского,присущего ребенку. Он будет усидчив на рабочем месте,хорошо слушать материал,качественно его впитывать,быстро и легко понимать,так как ничем другим не будет озабочен.

Тот ребенок, который ел борщ без аппетита, не получил желаемого родительского тепла, заботы и ласки. Безопасности и надежности в принятии себя, как достаточно любимого ребенка. Родители им часто пренебрегали, разрешая собственные конфликты, по долгу его не замечали, радовались, что он не путается под ногами и ничего не просит.Такой ребенок часто мешает родителям в их эгоцентричном отношении к себе. Он не может похвалиться перед ровесниками на улице-как он любим, так как любовь к нему сдержанная. Его сильно ограничивают в развитии собственных интересов. Ставят на его пути запреты и плотины. Контролируют поведение. Проявляют насилие, грубость, частую нелюбовь в разных формах. Ребенку мешают быть самим собой и развивать собственное любопытство к окружающему миру.Так как он хорошо понимает, что удовлетворить любопытство ему не дадут. Любопытным и интересующимся ему быть не выгодно. Ему приходится думать о своей безопасности, выживаемости, самостоятельности, чтобы противостоять опасному детству без упущенной для него родительской заботы, эмоционального отклика, соучастия, поддержки, простого одобрения. И в свои семь лет, в детстве ему пришлось побыть значительно меньше. Он не дополучил базовой любви и безусловного принятия своими родителями. С более скромным багажом он приходит в первый класс. В детские игры он не доиграл, ощущение безопасности недополучил, безусловную любовь - тоже. А ему предстоит обязанность учиться. В нашем сравнении он без аппетита ел борщ, а теперь будет без аппетита учиться. Когда надо сосредоточиться на теме-он будет иметь желание убежать и играть в игры, сама способность к ответственности за учебный процесс очень слаба, так как ребенок получил представление, что он не очень хорош, чтобы отвечать за что-то. Уверенный, что он хуже других, он будет отставать в развитии,в учебе, в отношениях, в проявлении своего любопытства к предметам и в своем желании о чем-то мечтать и кем-то быть. Школьный процесс будет мукой и скукой. А критика и порицание его учителями и родителями за плохие оценки будут лишь укреплять чувство о его неполноценности и плохости.

Большое количество школьников находится между этими двумя полюсами психологического ресурса школьников. Кто-то плохо учится уже в первом классе, кто-то, начиная с пятого, кто-то -с восьмого, а наиболее успешные -тянут весь учебный процесс.

Вопрос неуспеваемости-сложный вопрос. Додать ребенку то, что не додали в детстве-часто непосильная задача. Работа школьных комитетов, собрания, выговора в дневник, вызовы к директору-не приносят ощутимой пользы. Учеников приходится просто тянуть. Психологическая работа в школе с такими учениками могла бы иметь свои положительные результаты. Чтобы узнать-какие, государству нужно приложить определенные усилия в этом направлении.

С таким обращением, который можно назвать «криком родительской души» к нам часто обращаются родители. И ответить на их вопрос «Почему?» не всегда бывает легко. Часто мы слышим от родителей и учителей такую фразу: «Он способный, но ленится!». Тогда мы задаем им вопрос: «А что лежит в основе лени, почему он ленится? Ведь не лень же ему делать то, что ему интересно: играть в компьютерную игру, гонять с мальчишками мяч во дворе и т.д. Там ведь тоже бывает трудно. Иногда дети по нескольку часов могут изучать правила новой игры, ошибаются, и берутся вновь… Почему же с учебой в школе так не происходит?» Значит, не интересно, или трудно, или не видит цели, зачем ему нужно преодолевать препятствия?

Человек - существо разумное, и познавать новое для нас - естественно, иначе мы не были бы такими, как сейчас, не общались бы посредством интернета. То есть познавательная потребность есть у каждого человека. И мы всю жизнь этим занимаемся. Так почему же родители констатируют факт, что их ребенок не хочет учиться? Значит, школа не удовлетворяет эту естественную потребность человека в новых знаниях? А может быть, есть очень большие препятствия на этом пути, и правильнее было бы сказать, что ребенок не не хочет , а не може т учиться?

Ответить на все эти вопросы однозначно не получается. Ведь каждый человек уникален и неповторим, и, несмотря на то, что проблемы похожи, у каждого ребенка это происходит по-своему. Поэтому и стратегия помощи каждому ребенку разная. Думаю, что в рамках данного круглого стола нет возможности и необходимости подробно останавливаться на каждой конкретной причине, перечислим лишь те, с которыми нам приходилось работать:

  • Недостаточное развитие основных интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, познавательных способностей и др.)
  • Низкая стрессоустойчивость, которая зависит от индивидуального латерального профиля (индивидуального сочетания ведущего полушария мозга и ведущих модальностей: глаз, ухо, рука, нога)
  • Особенности темперамента
  • Наличие хронических соматических заболеваний
  • Наличие психических или неврологических заболеваний
  • Дислексия, дисграфия и дискалькулия
  • Особенности ведущей репрезентативной системы
  • Конфликтные отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»
  • Недостаточная учебная мотивация

Конечно, этот список еще можно продолжать и продолжать, и каждый практикующий психолог может с легкостью это сделать. Но суть не в этом. Думаю, что родители, которым доведется читать материалы этого круглого стола, поймут, что причины слабой успеваемости в школе их ребенка или нежелание учиться - это не просто от лени, что проблема бывает гораздо глубже, и не всегда лежит на поверхности. И разобраться с этим, и, самое главное, помочь ребенку, можно в компании со специалистом - психологом. Но, к сожалению, не многие родители это понимают, и упускают время, нанимая репетиторов уже в начальной школе. Тем временем, существует такое понятие как «сензитивный период развития», т.е. наиболее восприимчивый к развитию той или иной функции. Упуская этот период, мы теряем возможность быстро и легко устранить проблему.

Нам часто приходится сталкиваться с тем, что обращаются с этой проблемой родители подростков, уже прошедшие ни одного репетитора, а воз и ныне там. Да, и подростками можно помочь, но работать уже надо дольше и интенсивнее, чем с ребенком начальной школы. Поэтому, пользуясь случаем, призываю родителей: не тяните время, если видите, что ваш ребенок учится с трудом или не хочет учиться. Обращайтесь к психологу, прежде, чем нанимать репетитора, ведь сначала нужно выяснить все причины данного явления, а не только бороться со следствием.

Сейчас очень много литературы по поводу мотивации к учебе и вообще психологии школьника. Думаю, ищущие родители всегда найдут. Мотивация к учебе должна быть уже сформирована к 1 классу. Если ее нет в 7 лет, ищите причину в садике - не сформировали в дошкольном учреждении. Если мотивация была, но пропала уже в начальных классах - причина родителях и учителях, которые не поддерживали ее. Если мотивация к учебе связана с отношениями в школе - это уже вопрос нежелания идти в школу, а не учиться. Конечно, важно разбираться. Каждый случай - уникален. Но главное одно - просто так, без причины, лень и снижение мотивации к учебе не возникают!

При снижении мотивации, конечно, родители самостоятельно могут ее повысить, но, как показывает опыт, делают они это по-своему, иногда по-старинке - через ремень. Я критично отношусь к таким методам. Силовые методы в семье всегда говорят о преобладании основного качества насильника - БЕССИЛИЕ. Поэтому очень важно решать проблему мотивации вместе с психологом .

По поводу учебной мотивации есть замечательная книга и специальная заключительная глава в ней - "Как общаться с ребенком?", "Общаться с ребенком...Так" Ю.Б.Гиппенрейтер. Преимущество этой книги в том, что она показывает наглядно на примере подростка и его бабушки, что мотивация к учебе может восстановиться, если во взрослом человеке есть ЛЮБОВЬ , ТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЬ.

Я желаю всем родителям преумножить в себе эти качества и пользоваться ими не только в учебное время.

Не редко беспокойство родителей за состояние собственных детей имеет корни не в реальных проблемах детей, а в страхах самих родителей. Порой родители бояться неуспехов ребенка больше чем он сам, поскольку бояться за свою репутацию. Нет ничего страшного в том, если ребенок вдруг потерял интерес к учебе, гораздо важнее то как к этому относятся родители. Если родители паникуют, стараются заставить, уговорить ребенка учиться то скорее всего это мало поможет, после таких уговоров ребенок может возьмется за учебу под влиянием авторитета родителей, но будет делать это без желания, и с ощущением бессмысленности. Именно в этом и заключается, на мой взгляд, основная проблема - родители могут быть обеспокоены тем ходит ли ребенок в школу, какие оценки получает, что о нем говорят учителя - но не уделять внимания с какими чувствами он в эту школу ходит. Важно было бы понять, что для конкретного ребенка значит школа, как ему там.

Кроме того нельзя забывать что ребенок не замыкается на школе, все чему он учиться он учиться в первую очередь в семье , и если родители привыкли обесценивать и демонстрировать нелюбовь к собственной работе, то не будет удивительным если дети будут обесценивать свою учебу. К тому же нежелание учиться может быть единственным способом ребенка привлечь внимание к себе.

Проблема отказа ребенка от посещения школы и от получения знаний в стенах данного заведения стара как мир. В своей жизни каждый, я не преувеличиваю, именно каждый сталкивался с этой проблемой в том или ином статусе, то ли в роле ученика-мученика, то ли специалиста работающего с данной проблемой клиента, то ли родителя уставшего искать новые способы мотивации ребенка к учению, то ли учителя не знающего как вовлечь ребенка в процесс обучения. Самое интересное, что став взрослыми, мы в той или иной мере пытаемся решить тот же самый вопрос, но уже в другом контексте в контексте работы. В идеале работу мы хотим какую, ой я даже улыбаюсь когда пишу эти строки,наверно вы тоже, все правильно мы хотим, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, чтобы все нам удавалось, все складывалось самым наилучшим образом для нас, чтобы нас ценили и уважали и так далее. А реальность иногда, увы и ах, не успевает за нашими потребностями и желаниями, наверно каждый с кем это случилось задавался вопросом,а почему так? Мы будучи взрослыми зачастую решаем данные проблемы с помощью "волшебного пенделя"- "надо", который заменяет все виды мотиваций. Как часто мы слышим от родственников и знакомых "хвалебные оды" про работу и взаимоотношения на работе, горестные рассказы о сложностях и трудностях с которыми они там столкнулись и невозможности решить их наилучшим для них образом, здесь каждый даст свой ответ, согласно наличия у него своего личного опыта общения и своего окружения. Дело в том, что учиться и получать знания мы начинаем с момента появления на свет и делаем это согласно тех анатомофизиологических и психофизиологических особенностей которые даны нам при рождении. Если развитие идет гармонично, согласно учета этих особенностей, то и получаемый опыт положительный, а если нет, то опыт становится негативным или условно положительным. Любое решение проблемы как известно начинается с признания наличия этой самой проблемы и желания разрешить её, дабы улучшить качество своей жизни, жизни своего ребенка, своего ближайшего окружения. Причем совершенно не имеет значения сколько лет вам и вашему ребенку, первоклашка это или ученик одиннадцатого класса. Любой негативный опыт включает в человеке защитные механизмы цель которых сохранить свое Я и снизить уровень тревоги по поводу происходящего, проще говоря избежать дополнительного стресса, ведь страх боли, не имеет значения физической или душевной, страшнее самой боли. Найдя истинную причину и разрешив её, мы выключаем механизм защиты и даем возможность ребенку получать дальнейший опыт легко, свободно, не принужденно, согласно его возрастной психофизиологии.

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением.

И пришла к убеждению, которое с опытом только крепнет. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". (Честное слово, я не встречала еще ни одного ребенка, который мечтал бы о "двойке" по математике, например...)

Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется! Вряд ли и взрослому захотелось бы ходить на работу, где у него все получается хуже других, где он чувствует себя некомпетентным, где его день изо дня (пусть даже справедливо!) ругают или высмеивают...

Что бывает причиной неумения хорошо учиться? Я как раз и занимаюсь выявлением и коррекцией таких причин. Назову наиболее часто встречающиеся (хочется быть краткой).

1. Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением). Помогают специальные занятия по "доразвитию" до адекватного уровня.

2. Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения. Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит. Помогают занятия по формированию собственных учебных целей и умения их достигать на практике.

3. Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье . Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

4. Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков. Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и доразвитие их до адекватного состояния.

Есть и другие причины: низкая самооценка, конфликтные отношения с учителями, конфликтные отношения в классе, несоответствие учебных требований реальным возможностям ученика (например, в ситуации болезни)...

Всегда очень помогают любовь и терпение, разумная (соответствующая реальности) требовательность и вера в ребенка и в его возможности. И, конечно, специалисты.

Очень разносторонняя тема. На самом деле, все дошкольники хотят идти в школу. Они к этому стремятся, их к этому готовят, мотивируют на желание посещать школу. Первый класс практически не выявляет нежелания учиться. Отбивает охоту школа в основном со второго класса и далее. Причин много и в основном они уже все изучены и относительно понятны. Главное с умом и не торопясь выбрать специалиста, который в индивидуальном порядке определит причину нежелания посещать школу именно этого ребёнка и поможет справиться с проблемой. На мой взгляд, корни идут ещё и от "рамок", в которых вынуждены находиться наши свободолюбивые дети. Урок, который длиться определённое количество времени, учитель, которого не перебить и по большому счёту не отвлечь, уроки, которые необходимо делать и которые проверяют, сложность задания и отсутствие помогающей стороны (иногда сами родители затрудняются в решении, либо у обоих родителя разное мнение по поводу правильного решения) ...... В таких случаях родителям просто нужно вспомнить, как они оставляли своих детей первое время в детском саду: спокойно, уверенно, настойчиво, без тени сомнения и сожаления. И, если уж вы помогаете, то не опускайте руки, как бы не было тяжело вам самим.

Думаю, что проблема этого вопроса начинается уже с искаженного в наше время самого понятия "школа". С греческого языка слово schole (схола) обозначает - "досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа"*, вот только в наше время это понятие абсолютно не соответствует своему названию. И все вытекающие последствия как для детей и для родителей начинаются именно с этого слова. В Древней Греции "схолой" называли отдых, место встречи учителя с учениками в тени деревьев афинских храмов, где учитель вёл неторопливую беседу делясь своим мастерством. Нет такого ребенка который бы не хотел учится, он хочет учится и хочет он учиться не тому, чему учат в сегодняшней школе и не так, как учат учителя и родители. Он покорно должен проглатывать то, что вливают в него родители и учителя в школе, не имея при этом возможности возразить. Никого не волнуют потребности ребенка ни самих родителей, не учителей ни саму систему образования. Поэтому ребенок не хочет учится так, как выгодно взрослым и таким образом выражает протест против насилия над собой. Если бы школа и воспитание родителей было похоже на обучение в греческой школе, то наверное бы у детей был бы интерес учиться, а если бы была возможность учиться тому, что интересно и иметь право выбора предметов, то скорее всего такой проблемы бы не существовало или возможно она была бы не такой острой.
*Яндекс. Словари

Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас - будто подменили…»

Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.

Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.

Масштаб проблемы

А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.

Школа выполняет свое предназначение - дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося - это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.

Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.

Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.

Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?

Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.

10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе

Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:

  1. Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
  2. Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
  3. Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
  4. Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
  5. Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
  6. Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
  7. Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
  8. Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
  9. Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
  10. Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.

Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.

Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться

В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.

Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.

Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами - учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) - проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.

Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.

Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы - это будет способствовать сближению.

Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.

Было бы неправильным считать, что посещение психолога - это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:

  1. Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
  2. Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
  3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
  4. Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
  5. Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
  6. Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда - родительское одобрение.
  7. Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
  8. Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
  9. Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
  10. Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».

В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.

Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда чадо отказывается учиться. Ежедневные проверки уроков превращаются в настоящую пытку. Ребенок отказывается воспринимать заданный материал и бунтует. Как же справиться с подобной ситуацией? Родители не всегда способны адекватно расценивать сложившуюся ситуацию. Они ошибочно полагают, что ребенок практически потерян и не всегда относятся к нему гуманно.

Как же действительно нужно поступать в подобной ситуации? Помните, не стоит оказывать давление на ребенка, кричать на него, ругать или даже поднимать руку. Это не принесет положительного результата, а только усугубит ситуацию. Важно не забывать, что каждый ребенок требует индивидуального ребенка. Поняв свое дитя, вы сможете найти с ним общий язык. Тогда, общими усилиями, вы сможете достичь больших успехов.

Отнеситесь к делу спокойно

Как же заставить ребенка взяться за ум и приступить к урокам? В действительности, очень трудно дать ответ на этот вопрос. Каждый ребенок индивидуален. Родитель должен понять, как именно стоит воздействовать на ребенка. Главное не перебарщивать. Помните, вы не должны превращать занятие уроками во что-то негативное, полное слез и унижений.

В первую очередь, всегда сохраняйте спокойствие. Найти общий язык с ребенком нелегко. Он может не идти с вами на контакт, начать капризничать и отказываться слушаться вас. Но это не повод выходить из себя. Всегда действуйте спокойно и не проявляйте эмоций.

Многие родители воспринимают школьные занятия слишком негативно. Они ошибочно полагают, что ребенок должен хотеть учиться по собственному желанию. В случае отсутствия желания начинаются страшные истерики , крики, издевательства и унижения. Большинство родителей отказываются принимать неповиновение. Они считают, что чадо должно беспрекословно подчиняться их приказам.

В этом случае важно помнить, что вы имеете дело с маленькой личностью. Он может быть меньше вас, не особо разбираться в жизни, однако уже имеет свое мнение о мире и окружающих. Не стоит оставлять ребенку негативный опыт и становиться для него негативным объектом. Важно найти общий язык, и объяснить школьнику, как нужно поступать.

Не нужно перебарщивать с наказаниями, заставлять сидеть за учебниками до поздней ночи или кричать в случае малейшего неповиновения. Такая модель поведения не принесет успехов ни ученику, ни его родителю.

Найдите причину

Вспомните себя в его годы. Разве вы хотели проводит свое время в школе и корпеть над неинтересными учебниками? Попытайтесь вновь представить себя школьником. Вы находились практически в такой же ситуации, что и ваше чадо. Оказавшись на его месте, вы сможете понять, почему ребенок отказывается учиться. Возможно, у него есть другие интересы.

Вместо того, чтобы устраивать ребенку допрос, попытайтесь стать его другом. Осторожно интересуйтесь его жизнью. Помните, главное в этом деле деликатность. Если школьнику покажется, что вы хотите полностью взять контроль над его жизнью, он не станет вам ничего рассказывать.

Начните интересоваться его делами. Возможно, вы многого не знаете о своем ребенке. Может быть, у него есть хобби или большая мечта. Получив такую важную информацию, вы будете лучше понимать, с чем имеете дело. К тому же, ребенок начнет вам доверять и не будет воспринимать как врага.


Войдите в его ситуацию

Не требуйте от ребенка невозможного. Современная система образования отличается излишней перегруженностью и большим количеством ненужной информации. Войдите в положение ребенка. Попытайтесь сделать уроки вместе, и главное, не ругайте ребенка, если он не понимает элементарных вещей. Возможно, у него просто нет предрасположенности к математике или гуманитарным предметам.

Если вы хотите понять ребенка, вызовите его на откровенный разговор. Спросите у сына или у дочки, почему ему не удается алгебра или не удается выучить параграф по истории. Попросите отвечать честно и обещайте, что не будете ругать его. Возможно, вы неожиданно для себя получите правдивый и развернутый ответ.

Учеба тяжелый труд. Справляться со всеми предметами одинаково хорошо очень непросто. Это требует определенных умственных навыков и большого усердия. Может быть, у него конфликты с учителем. Такое часто встречается в мировой практике. Спросите, не придирается ли к школьнику учитель. Дети не всегда способны рассказать подобное родителю, ошибочно полагая, что их будут ругать. Нередко можно столкнуться с настоящей травлей со стороны одноклассников. Зачастую, родители даже не представляют, с каким стрессом сталкиваются их дети. Они ругают их, заставляя ребенка еще больше закрыться от окружающего мира.

Все может быть не так плохо. Нередко школьники отказываются учиться, ведь не понимают материал. Чем старше становится ребенок, тем сложнее материал, с которым он сталкивается. Будучи не в состоянии понять физику или химию, ребенок предпочитает делать вид, что он просто не хочет учиться. В действительности, он просто не понимает предмета. Это не означает, что ваше дитя чем-то хуже остальных. В данном случае необходимо поддержать школьника, нанять репетитора или постараться самостоятельно заняться решением проблемы. Вспомните себя, ведь вам тоже удавались далеко не все школьные предметы.

Проблемы также могут возникнуть при переводе в новую школу. В старом учебном заведении дела шли превосходно, однако, после перевода ситуация резко изменилась. Проблема может заключаться в стрессе, желании вернуться в старый коллектив или в другой школьной программе. Отнеситесь к ребенку с понимаем. Покажите ему, что вы готовы выслушать его и обязательно поможете. Таким образом, вы уберете напряжение между вами и дадите школьнику возможность рассказать вам о своих неприятностях.

Как же справиться с подобными проблемами. Как уже упоминалось выше, не давайте волю негативным эмоциям. Не стоит пугать ребенка эмоциональными порывами, унижать его или оскорблять. Это ваш ребенок. Отнеситесь к нему с любовью. Воспользовавшись следующими методами, вы обязательно достигните успехов.

  • Смените школу – если вы видите, что учителя и дети крайне негативно относятся к вашему сыну или дочке, не стоит задерживаться в этом заведении. Вы запросто можете найти новую школу, и избавите ребенка от ежедневного стресса и напряжения.
  • Поговорите с учителем – попросите школьного учителя уделять вашему ребенку больше внимания. Объясните, что он или она не в состоянии усваивать материал. Попросите совета как поступить в данной ситуации.
  • Наймите репетитора – в некоторых случаях, это превосходный выход из ситуации. Многие дети не способны усваивать материал, находясь в окружении одноклассников. Они стесняются переспрашивать и чувствуют себя неловок, в результате чего не понимают темы урока. Находясь наедине с репетитором, ребенок не будет чувствовать себя неуверенно и сможет вникнуть в суть предмета.
  • Занимайтесь уроками вместе – превратите это в семейную традицию. Уделите ребенку лишние два часа. Помогайте ему в случае возникновения проблем, не ругайте и относитесь с любовью. Ведите себя так, чтобы ребенок не страшился этого времени, а ждал его с нетерпением.

Главное, не бойтесь ждать. Не всегда положительный результат появляется сразу. Дайте немного времени. Проявляйте усилия и занимайтесь воспитанием ребенка.

Если школьнику скучно

Нередко ребенок отказывается учиться потому, что испытывает скуку . Ему неинтересны занятия, он не хочет сидеть на уроках и не видит в этом никакого смысла. Учеба – весьма скучное занятие. Родители, утверждающие обратное, просто забывают собственное детство.


Может быть у вашего ребенка есть предрасположенность к определенному предмету? Постарайтесь понять, что удается ему лучшего всего. Вы запросто можете перевести его в специализированную школу с особым уклоном. Как только ребенку станет интересно учиться, он сразу же начнет получать от процесса удовольствие. Таким образом, вы сделаете лучше не только ему, но и себе.

Как справляться с конфликтами

Трудно поверить, но в последнее время, это очень актуальная проблема. Некоторые школьники сталкиваются с настоящей ненавистью. Она может исходить от одноклассников, а может даже от учителей. В обоих случаях, в дело должны вмешаться родители. Не стоит оставлять школьника наедине с проблемами. Маловероятно, что он сможет справиться с ними.

Мелкие ссоры не редкость. Одноклассники могут поссориться и помириться на следующей переменке. Но в случае, если класс объявляет вашему ребенку бойкот, может начаться настоящая травля. Не каждый ребенок способен справиться с таким стрессом. В данном случае рекомендуется забрать ребенка со школы и попытаться забыть об этом, как о страшном сне. Нет ничего хуже психологического давления со стороны коллектива. Не каждый родитель замечает, что его ребенок находится в беде.

Старайтесь контролировать ситуацию, спрашивать, как дела в школе и все ли хорошо. А лучше поддерживайте связь с учителями. Так вы сможете всегда знать о том, что происходит с вашим ребенок и оказать ему своевременную помощь.

Проблемы со здоровьем

Обращайте внимание на поведение школьника. Может быть он устает даже от элементарных нагрузок? В это случае причина кроется не в нежелании учиться. Возможно, речь идет о каком-то заболевании. Не стоит игнорировать подобные признаки, последствия могут быть плачевными.

Многие родители забывают о подобных вещах, когда принуждают свое чадо к учебе. Не стоит делать ребенку поблажки, однако, не забывайте проверять его здоровье. Возможно, так вы предотвратите серьезную проблему.

Большая нагрузка

Ваш ребенок может не хотеть учиться по причине банальной усталости. Это ведь просто ребенок, он не в состоянии справляться с тяжелыми нагрузками. Некоторые родители надеются сделать из ребенка настоящего вундеркинда. Они нанимают ему несколько репетиторов, записывают на различные кружки, к тому же заставляют ходить в школу и заниматься уроками.

Подобные действия могут оказать губительное воздействие на ребенка и навсегда отбить у него желание учиться. Желание сделать свое чадо всесторонним человеком понятно, однако в этом деле не стоит перебарщивать. Вы имеете дело с обычным ребенком, который должен проживать счастливое детство, а не пытаться получить докторскую степень.
Важно считаться не только с собственными желаниями, но и понимать, что нужно вашему чаду. Обратите внимание на его поведение. Если вы видите, что бедняга выдохся из сил, уменьшите нагрузку. У ребенка должно быть свободное время, в противном случае он не захочет учиться и будет постоянно уставать.

Проблемы переходного возраста

Если вы имеете дело с подростком, то ситуация оказывается намного сложнее. Многие родители сталкиваются с подобной трудностью и не знают, как правильно повести себя в такой ситуации. Подросток не желает заниматься уроками, хамит и дерзит родителям. А вы вспомните себя в 14 лет. Кажется, что весь мир против вас, а родители даже не понимают, как вам тяжело.

В современном мире это очень опасный возраст. Дети подвержены частому стрессу, они слишком обидчивы и не всегда могут правильно воспринимать критику. В данном случае важно не давить на подростка, а постараться понять его. Перед вами уже взрослый человек, со своими планами на дальнейшую жизнь.

Считайтесь с его мнением. Для вас он еще совсем кроха, однако сам он считает себя взрослым человеком. Вы должны уважать это. Спросите у подростка, кем он видит себя в будущем. Попытайтесь объяснить, что ему понадобится профессия. Не переходите на повышенный тон. Говори спокойно и ребенок обязательно поймет вас.


Подводя итог

Главное в этом деле, внимательно изучить поведение ребенка и его мотивы. Мотивируйте ребенка . Хвалите его успехи, и покажите, что вы гордитесь им. Не стоит ругать его за малейшие неудачи. Возможно, что ему не будет удаваться определенный предмет. Важно поддерживать своего ребенка и не давать ему унывать.

Всегда держите себя в руках и помните, что перед вами всего лишь ребенок. Не стоит оскорблять его чувств и оставлять плохие воспоминания на всю оставшуюся жизнь.

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”


Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын , поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.

    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способности

    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства. Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы

    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние

    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.


    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на

Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.


Причины плохой успеваемости

Ответственность за учебу берут родители

Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.


Не стоит выполнять домашние задания за ребенка, предоставьте ему возможность научиться самооранизации и самоконтролю

Неуверенность в себе, заниженная самооценка

Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.


Станьте для своего ребенка авторитетом, поддерживайте его в трудных ситуациях

Гиперактивность

Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.


Организуйте гиперактивному ребенку режим дня и помогите освоиться с новыми правилами

Зависимость

На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.


Ограничьте пользование любыми техническими средствами у гаджет-зависимых детей, проведите это время вместе с ребенком

Одаренный, но ленивый

Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.


Чтобы одаренные дети не теряли интерес к учебе, поменяйте режим, создайте новые условия

Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.


Учитывая интересы своего ребенка, вы поможете привить у него желание учиться

Болезненный ребенок

Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.


Заинтересуйте ребенка игровыми уроками

Особенности темперамента

Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Холерик.

Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.


Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.


  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.


  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!


Среднее звено

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.


  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.
Поделиться: