Переутомление у ребенка. Поднимается ли температура у детей от переутомления

Бывает ли у новорожденных детей переутомление и как его предотвратить?

Состояние утомление, что это

Обычно про усталость говорят взрослые люди. В это трудно поверить, но новорожденные тоже могут переутомляться. Усталость у младенцев — это нарушение привычного образа жизни, режима сна и бодрствования, питания, возникает повышенная нервная возбудимость.

Почему младенец может переутомиться

Усталость у малыша может проявится при длительном бодрствовании. С рождения до 3-месячного возраста, ребенку необходимо более 15 часов сна в сутки, постепенно время сна сокращается. За один присест гулять младенец может не более часа, максимум полтора. Необходимо чередовать сон и бодрствование, причем время сна значительно дольше бодрствования. Так заложено природой, что во сне малыш растет, и проходят все жизненно важные процессы после того, как он появится на свет. При недосыпе развивается синдром усталости, точно такой же как и у взрослых.

Как проявляется усталость у новорожденного

Переутомление у младенца можно понять по таким признакам:

  • Учащается дыхание.
  • Ребенок вялый, не интересуется игрушками.
  • Наблюдается тремор конечности и нижней части лица.
  • Ребенок все время сонный.
  • Возникает излишнее беспокойство без определенного повода.
Так же могут появляться истерики перед ночным сном. Если заподозрили у ребенка переутомление, необходимо обратиться к педиатру, под ним может скрываться серьезное заболевание.

Как помочь малышу?

При чрезмерном бодрствовании малыш становится нервным, поэтому долго засыпает. Перед тем, как укладывать спать, нужно успокоить ребенка. Покачать на руках, приглушить свет или закрыть окна днем, включить легкую музыку или какой-то монотонный звук, но не громкий.

Как избежать переутомления у детей?

Чтобы у малыша не развился синдром усталости, нужно чтобы он спал необходимое количество времени. Для этого важно улучшить сон, благодаря таким действиям:
  • Выработать четкий режим сна и бодрствования, приема пищи и стараться строго его придерживаться.
  • Устранить все факторы, которые негативно влияют на сон младенца.
  • Проветривать комнату перед сном.
  • Убрать яркий свет, закрывать занавески в дневное время.
  • Укладывать спать в одежде, которая не мешает спокойно себя чувствовать. Кто привык пеленать, не делать это слишком туго. Одевать ребеночка нужно согласно температурному режиму в помещении, чтобы не было жарко или холодно.
  • Перед ночным сном проводить водные процедуры.

Кормить в ночное время актуально только первые несколько месяцев, постепенно количество ночных кормлений необходимо свести к нулю.
Переутомление у младенца легко устранить, если поставить такую цель. Маленькому ребенку важно спать положенное время. При отсутствии здорового сна, он будет переутомляться и плохо себя чувствовать. Если ничего не помогает, лучше обратиться за медицинской помощью и пройти обследование.

Школа - ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? "МК-Латвия" перечисляет основные симптомы переутомления.

Симптомы переутомления, которые нельзя игнорировать

Важно вовремя заметить признаки переутомления у ребенка и не списывать все на лень или плохой характер, а немедленно снизить нагрузку.

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его.

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает. Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду. Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает - его наконец оставляют в покое.

Совет

Для укрепления иммунитета очень полезны ежедневные физические нагрузки. Можно, например, делать с ребенком утреннюю зарядку или купить детский спортивный уголок для дома . Помните: через игровой подход дети занимаются спортом намного охотнее.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий - тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме - сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, определенного покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно регулирует время бодрствования и сна, родители с первых дней регулируют и поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Клинические показатели

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница, наблюдаются нарушения режима дня.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Зависимость от возраста

Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:

  1. Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше времени бодрствования.
  2. Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение времени прогулок, признаки кислородного голодания.
  3. В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции организма. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
  4. Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.

Диагностика и лечение

В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.

Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы органов и систем детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые , бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.

Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.

Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.

  • Изучите информацию:

Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.

Профилактика

Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.

Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.

Начиная с первых дней жизни обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.

Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.

  • Актуальная информация:

Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.


Возрастное непонимание происходящего создает постоянный стрессовый фон, у вашего сына или дочки появляются различные версии, домыслы, догадки по поводу происходящего, что еще интенсивнее угнетает нервную систему и психику. В большинстве случаев это главная причина появления утомления, истощения нервной системы маленького человека.
  • Читайте также:

Миром правит любовь, дети очень тонко чувствуют ее недостаток. Максимально доверительное отношение с родителями, любовь, понимание, совместное решение всех проблем и вопросов является гарантией того, что эмоциональная сторона развития вашего наследника или наследницы в норме.

Сегодня термин «переутомление» используется очень широко и применяется в различных сферах человеческой деятельности. Часто люди говорят о наличии у них психологического утомления в связи с огромным количеством информации, поступающей ежесекундно и несущей эмоциональную компоненту. В первую очередь такая эмоциональная информация подается в рекламных роликах, в новостных лентах, в телевизионных дебатах и т.д. Помимо психологического утомления имеется еще и чисто физическая компонента – естественная усталость после чрезмерного длительного напряжения сил, которое необходимо, чтобы успеть за стремительным ритмом современной жизни, особенно в больших городах.

Определение утомления и отличия от переутомления

Переутомление – это патологическое состояние в отличие от утомления. Поэтому необходимо четко представлять себе границы просто сильного утомления и переутомления. Часто люди не задумываются о смысловой наполненности термина и, именуя некоторое состояние организма «переутомлением», подразумевают совершенно определенную на данный момент времени психофизическую сильную усталость. Поэтому необходимо четко представлять себе, что же такое утомление и переутомление.

Итак, сегодня под утомлением понимают совокупность таких сдвигов в психофизиологическом состоянии организма человека, которые развиваются после совершения работы и приводят к временному снижению эффективности труда. Состояние утомления (усталость ) характеризуется определенными объективными показателями и субъективными ощущениями.

Субъективные признаки

Утомление является сигналом к тому, что необходимо прекратить выполнение действий, сделать перерыв или уменьшить интенсивность. Субъективные проявления усталости выражаются в следующих признаках:
  • Общий дискомфорт
  • Головная боль различной степени интенсивности
  • Боли и напряжение в ногах и руках
  • Снижение внимания
  • Вялость, апатия
  • Раздражительность
  • Вспыльчивость
  • Безразличие к деятельности и людям
  • Замедление речи, мимики и движений, а также их сглаженность

Объективные признаки

Помимо вышеперечисленных субъективных симптомов утомления имеются еще и объективные признаки. К объективным признакам утомления относятся следующие:
  • Снижение или повышение кровяного давления
  • Невозможность выполнить простейшие действия (физические или умственные )
  • Изменения на ЭКГ
  • Шумы в сердце
  • Явления аритмии
  • Увеличение концентрации молочной кислоты
  • Увеличение концентрации натрия и уменьшение – калия и кальция
  • Увеличение количества лейкоцитов , эритроцитов , гемоглобина
  • Уменьшение количества тромбоцитов
  • Увеличение частоты дыхательных движений
Все данные симптомы утомления являются физиологическими и играют огромную роль в процессах регуляции жизнедеятельности индивидуума. Поэтому утомление следует воспринимать как неотъемлемое физиологическое состояние организма. Несильное утомление благоприятно воздействует на организм, заставляя использовать резервы и вырабатывать более рациональные формы деятельности. Сильное утомление негативно влияет на организм, поскольку происходит сильное напряжение резервов, что может осложняться психологическими срывами или развитием переутомления.

Определение переутомления

Переутомление представляет собой патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления с превалированием психического или физического компонента. Симптомы переутомления возникают вследствие развития нарушений функционирования центральной нервной системы, которые преимущественно проявляются в дисбалансе процессов возбуждения и торможения нейронов головного мозга .

Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма. Работа на пределе возможностей с отсутствием функциональных резервов в состоянии переутомления является крайне опасным состоянием, которое может оканчиваться, при самом неблагоприятном развитии событий, даже смертью.

Причины развития

Переутомление развивается в ситуации несоответствия выполняемой деятельности с необходимым отдыхом. Помимо данного основного противоречия могут способствовать ускорению развития переутомления такие факторы:
  • Психологическое напряжение на рабочем месте
  • Плохие условия жизни
  • Неполноценный отдых
  • Несбалансированный рацион питания
  • Плохие условия работы
  • Низкая двигательная активность
  • Стресс
  • Дезадаптация
  • Несоразмерная возможностям физическая работа
Таким образом, например, сильные нагрузки, которые организм в принципе может выдерживать, но в сочетании с нерациональной диетой приводят к развитию переутомления. Переутомление может развиться после мощной однократной перегрузки или после длительной хронической усталости , длившейся некоторый промежуток времени, которая накапливалась в прогрессии.

Лекарственные препараты, способные спровоцировать развитие переутомления

Причинами переутомления могут быть не только физические факторы, но и прием некоторых лекарственных средств, а также наличие хронических заболеваний.

Медикаменты, провоцирующие развитие переутомления:
1. Частое применение препаратов против симптомов простуды (более 2 раз в месяц )


2. Противокашлевые препараты
3. Средства против укачивания в транспорте
4. Препараты против аллергии
5. Антигистаминные средства (димедрол , фенкарол , клемастин, ранитидин , циметидин , супрастин , диазолин и т.д. )
6. Вещества, действующие на центральную нервную систему (снотворные , миорелаксанты )
7. Оральные контрацептивы
8. Средства, снижающие давление

Заболевания, ведущие к развитию переутомления

Некоторые заболевания, которые текут длительно и приводят к снижению качества жизни, а также работоспособности, способны привести к развитию переутомления.

Люди, страдающие следующими заболеваниями, входят в группу риска по развитию состояния переутомления:

  • Патологии дыхательной системы (бронхиты , астма , эмфизема легких )
  • Депрессия и тревожность
  • Несбалансированное питание
  • Нарушения сна


Серьезным фактором риска в развитии переутомления являются вирусные заболевания, особенно длительно протекающие, например, подошвенные бородавки , папилломы и т.д. Начальные стадии серьезных соматических заболеваний, когда отсутствуют специфические симптомы, также могут проявляться состоянием переутомления. Патологии, начало которых характеризуется переутомлением, следующие – гепатиты , онкологические заболевания, диабет , анемический синдром, снижение концентрации сахара в крови, снижение функции щитовидной железы (гипотиреоз ), ревматоидный артрит , ожирение , алкоголизм , миастения , мононуклеоз .

Общие симптомы

Симптомы переутомления весьма разнообразны и включают в себя нарушения со стороны практически всех органов и систем человеческого организма. Самые распространенные симптомы переутомления, присутствующие у любого человека вне зависимости от индивидуальных особенностей, следующие:
  • Человек не хочет спать в принципе
  • Замедленная, слабовыраженная реакция в ответ на раздражители
  • Краснота глаз
  • «Помятость» лица (отечность, неровность и т.д. )
  • Нездоровый цвет кожи
  • Приступы тошноты
  • Беспричинная рвота
  • Общая нервозность
  • Головная боль
  • Апатия, вялость
  • Невозможность сконцентрировать внимание и сосредоточиться на определенном действии
  • Замедленная переключаемость внимания
  • Невозможность выполнять несколько операций
  • Снижение рефлексов
  • Усиленная потливость
Данные проявления сильно выражены, поэтому период продуктивной работоспособности очень короткий, что влечет за собой выполнение определенных действий только за счет истощения резервов организма. В стадии сильного переутомления человек вообще не имеет периода работоспособности, выполняя необходимые действия с огромным напряжением сил. В таком состоянии человек работает неэффективно, некачественно и очень медленно. Переутомление конечной стадии способно перейти в срыв при самом незначительном напряжении. Состояние срыва характеризуется полным расстройством процессов жизнедеятельности, что влечет за собой прекращение любых действий.

Стадии и их характеристика

Состояние переутомления делится на три стадии в зависимости от степени выраженности и глубины патологических явлений. Самая легкая стадия – первая, а самая тяжелая, соответственно, третья.

В I стадию переутомления присутствуют только субъективные признаки, при этом глубоких нарушений, которые проявляются объективными симптомами, нет. В основном люди жалуются на плохой сон – трудности при засыпании, частые ночные пробуждения и отсутствие восстановления сил после ночного отдыха, но также характерно отсутствие аппетита . В данном состоянии организм плохо переносит любые психические и физические нагрузки. Важно выявить состояние переутомления, которое можно вылечить на I стадии без каких-либо осложнений и последствий.

Состояние переутомления II стадии характеризуется наличием субъективных проявлений, которые осложняются объективными симптомами достаточно выраженными, чтобы доставлять серьезный дискомфорт и резко снижать качество жизни. Жалобы обычно полиморфны и многочисленны, поскольку патологические изменения касаются практически всех органов. Распространены жалобы на быструю утомляемость, невозможность «включиться» в работу, тягостные ощущения в сердце, вялость и сонливость, а также нетривиальные ответы организма на физическую активность (например, спазм или дрожание конечностей после небольшого мышечного напряжения ). Сон не приносит облегчения, поскольку он прерывается пробуждениями, кошмарами, тягостными сновидениями и т.д.
При этом наблюдается нарушение нормального ритма, что выражается в максимальных всплесках работоспособности в периоды утреннего пробуждения или вечернего отдыха.

Переутомление II стадии характеризуется нарушением нормального обмена веществ, что проявляется сниженной концентрацией сахара в крови и потерей веса. Сердечно-сосудистая система не переносит нормальной физической нагрузки, и даже в покое может развиваться спонтанное увеличение или уменьшение сокращений сердца. Артериальное давление постоянно меняется, понижаясь и повышаясь также спонтанно.
Человек в состоянии переутомления II стадии плохо выглядит, то есть бледен, кожа мраморная, с синяками под глазами, синюшным цветом губ и ногтей.
Сексуальная функция страдает у мужчин и женщин, проявляясь нарушениями менструаций и потенции, а также исчезновением либидо .

Переутомление III стадии является самым тяжелым и проявляется неврастенией , а также крайне плохим самочувствием. Люди страдают повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, а также слабостью в сочетании с бессонницей в ночное время и сонливостью в дневные часы. Работа всех органов и систем нарушена.


Состояние переутомления II и III стадий необходимо адекватно корригировать, поскольку данные явления выбивают человека из нормальной жизни на длительный промежуток времени.

Типы в зависимости от природы причины

В зависимости от природы основного провоцирующего фактора, действие которого привело к развитию переутомления, различают два основных типа данной патологии:
  • Физическое переутомление
  • Психическое (нервное ) переутомление
Это означает, что переутомление может развиться вследствие чрезмерного действия психоэмоционального фактора или физического.

Физическое переутомление

Физическое переутомление часто развивается у следующих категорий лиц:
  • У спортсменов при нерациональном режиме тренировок
  • У людей, занятых физическим трудом, выполняемым на пределе человеческих возможностей
  • У нетренированных людей, которые однократно подверглись сильному физическому напряжению
  • У людей, которые подвержены адекватным физическим нагрузкам, сочетающимся с неполноценным отдыхом, не позволяющим восстановиться
В принципе итогом любых физических нагрузок является утомление. Нормальное утомление представляет собой один из эффектов физической работы, который помогает развить работоспособность путем тренировки. Тренировка является великолепным способом развить свои способности, однако необходимо строго дозировать нагрузку, чтобы она соответствовала наступающему после утомлению.

Нервное переутомление

Нервное переутомление тесно связано с физическим, поскольку симптомы, биохимические и физиологические показатели одинаковы, а разнится лишь природа фактора, приведшего к формированию патологического состояния. Нервное переутомление обязательно включает в себя и мышечную усталость. Именно поэтому значительные умственные нагрузки и психическое напряжение приводят к ощущению усталости в мышцах.
Поэтому после напряженного экзамена, лекции или урока люди вялые, усталые, с трудом двигаются, разбитые и т.д. Данное состояние легко преодолеть при помощи отдыха или снижения интенсивности нервного напряжения. Поэтому необходимо чередовать нервную работу и физическую, что обеспечивает некоторое восстановление, позволяющее выдержать нагрузку. Однако такая смена деятельности не заменяет отдых.

Нервное переутомление может проявиться в повышенном возбуждении, которое плохо снимается, а также снижении тактильной чувствительности. Нервное напряжение может быть различным и провоцировать переутомление с разной скоростью. Например, монотонное умственное напряжение (зубрежка, конвейерный труд ) быстро вызывает утомление, а творческий процесс, захватывающий воображение, позволяет работать продуктивно длительное время. Тип нервной системы также влияет на скорость утомления – меланхолики и холерики быстрее устают, чем сангвиники и флегматики. Напряженный эмоциональный фон (недоброжелательная обстановка, чувство страха перед задачей и т.д. ) также способствует развитию состояния переутомления с высокой скоростью.

Температура при переутомлении

Головная боль очень часто является основным признаком нервного переутомления, поскольку накапливаются продукты распада, и развивается сильное кровенаполнение сосудов мозга. Именно притоком крови в мозг при нервном переутомлении обусловлены носовые и ушные кровотечения , а также повышенная температура тела.
Температура объясняется расширением сосудов и приливом большого количества крови в периферическое русло на фоне обескровливания внутренних органов. Состояние переутомления характеризуется резко сниженным иммунитетом (иммунодефицитом ). На фоне иммунодефицита обостряются хронические инфекции и присоединяются новые, что также приводит к повышению температуры.

Часто применяемые стимуляторы

Работа в состоянии переутомления основана только на подстегивании организма как волевом, так и с помощью различных средств. Алкоголь, кофе , чай или сигареты являются довольно распространенными стимуляторами, однако могут принести лишь кратковременный всплеск работоспособности за счет мобилизации резервов с последующим истощением. Длительное время работы под действием стимуляторов приведет к полному расходованию резервов организма, после чего применение данных веществ не будет оказывать желаемого действия. Именно данное состояние является переходом хронической усталости в переутомление.

Переутомление у детей

Отдельного внимания заслуживает вопрос переутомления детей. Вообще дети утомляются быстрее взрослых. Многие дети после начала учебы в школе разительно меняются: вместо веселых, бодрых ребят вы видите вялых, апатичных, безразличных индивидуумов, постоянно страдающих головными болями, обмороками, нарушениями сна и т.д. Данное ненормальное состояние может пройти самостоятельно без специального воздействия после привыкания ребенка к новому ритму. Однако некоторые дети не могут привыкнуть к нагрузками, вследствие чего у них наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния. Дети раздражительны, невнимательны, апатичны, подвержены скачкам настроения, страдают головными болями, тахикардией , нарушениями сна, галлюцинациями , расстройством внимания, памяти и т.д. Любое воздействие может вызвать совершенно неадекватную реакцию.

Некоторые дети стараются скрыть свое психическое напряжение и научаются определенным правилам поведения в социуме. Однако это только кажущееся благополучие, поскольку расстройства функционирования высшей нервной деятельности (неврозы, эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость и т.д. ) прогрессируют и становятся все более глубокими. Дети страдают переутомлением, поскольку подвергаются длительному воздействию некоего психоэмоционального фактора.

Наиболее частыми причинами развития нервного переутомления у детей являются следующие причины:

  • Неприязнь со стороны сверстников
  • Оскорбления со стороны сверстников
  • Ожидание насмешек
  • Состояние уязвлённой гордости
  • Чувство неполноценности, отсталости
  • Страх перед экзаменом, зачетом, контрольной работой и т.д.
  • Страх перед наказанием
Помимо стресса, испытываемого в школе, ребенок может иметь не комфортные психоэмоциональные условия дома, в семье. Некоторые родители применяют воспитательные меры традиционного свойства, то есть такие же, которым были подвергнуты в своем детстве. Такие традиционные формы воспитательного процесса не обязательно являются оптимальными, поскольку якобы «проверены временем». Напротив, одни и те же педагогические ошибки можно настойчиво повторять, ломая психику новых поколений. Поэтому необходимо ознакомиться с различными вариантами воспитательного воздействия и выбрать оптимальные для ребенка, которые будут соответствовать его потребностям и способностям как физическим, так и умственным и эмоционально-ментальным.

Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Каждодневное посещение музыкальной школы может привести к формированию нервного переутомления по типу патологического возбуждения с переходом в срыв или психоз . Помните, что переутомление развивается у перегруженных детей, которые выполняют непосильную умственную работу. Максимальное количество часов, посвященных умственной работе, не должно превышать 6 - 8 для детей разного возраста. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Физическое переутомление у детей практически не встречается, поскольку ребенок инстинктивно перестает активно играть, почувствовав усталость и необходимость отдохнуть. Когда произойдет восстановление, ребенок вновь может играть в подвижные игры и тренироваться с максимальной нагрузкой. Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Понятие о восстановлении

Утомление и последующее восстановление может быть различным и зависит от целого ряда показателей:
  • Характер нагрузки
  • Интенсивность работы
  • Объем работы
  • Уровень тренированности
  • Предельные возможности каждого индивидуума
  • Способность быстро «переключаться», в том числе полностью расслабляться на короткий промежуток времени
Период, необходимый для восстановления после нагрузки, может быть разным и длится от минут до суток или недель. Быстрое восстановление свидетельствует о высоких адаптационных возможностях организма, что приводит к тренировке выносливости и результативности при выполнении различной работы. Физические и психические нагрузки в течение некоторого периода времени могут действовать на оргазм в двух противоположных направлениях:
1. Развитие резервов и возможностей с повышением работоспособности
2. Истощение с развитием переутомления

Методы стимуляции восстановления и их применение

Истощение организма наступает, если после нагрузки отсутствует адекватное восстановление. Восстановление после нагрузки замедляется с возрастом. Процессы восстановления можно проводить естественным путем или стимулировать их с целью укорочения необходимого временного промежутка. Приемы восстановления после перенесенной нагрузки делятся на несколько групп в зависимости от механизма, времени и условий проведения.

В основном сегодня применяются три группы восстановительных мероприятий:
  • Педагогические методы
  • Психологические методы
  • Медико-биологические методы
Причем можно использовать один метод восстановления или сочетание нескольких приемов из разных групп.

Педагогические методы имеют огромное значение, поскольку обеспечивают планирование тренировок и будущих нагрузок в оптимальном режиме.
Психологические методы помогают поддерживать адекватный эмоциональный фон и устойчивость психики. К психологическим методам относят аутогенную тренировку, самомассаж, мышечное расслабление и т.д.
Медико-биологические методы включают в себя адекватное питание, физиологические процедуры (гидромассаж , бальнеовоздействие, электровоздействие и т.д. ), средства растительного происхождения и адекватный режим дня.

Средства восстановления также подразделяются на общие и локальные. Общие средства (ванны, массажи , души ) помимо восстанавливающего воздействия способствуют укреплению и развитию организма. Локальные средства восстановления (электростимуляция, декомпрессия и т.д. ) помогают провести точечное воздействие на максимально натруженную мышцу. Восстановительные процедуры необходимо грамотно сочетать и чередовать, поскольку длительное применение одного и того же воздействия вызывает привыкание и не оказывает необходимого эффекта.

Осложнения

Поскольку состояние переутомления характеризуется нарушением соотношения адреналина и ацетилхолина в различных типах нервных синапсов (соединений ), то при отсутствии терапии приводит к развитию психических и неврологических нарушений, таких как невроз, истерии или нейроциркуляторная дистония и т.д. Хроническое переутомление может приводить к развитию большого числа соматических заболеваний, в патогенезе которых присутствует неврогенный компонент, например, к язвенной болезни , гипертонической болезни и т.п. Состояние длительного переутомления нарушает нормальную работу иммунной системы, что увеличивает восприимчивость к инфекциям, склонность к хронизации патологического процесса и длительное течение заболеваний. Вследствие нарушений внимания люди в состоянии переутомления подвержены травмам .

Профилактика

Чтобы избежать переутомления необходимо применять адекватные меры профилактики. Следующие простые действия помогут избежать развития переутомления:
  • Посильная физическая нагрузка в виде физической работы или тренировки
  • Увлечение, которое вас интересует
  • Положительные эмоции от общения с друзьями и близкими
  • Проанализируйте свои страхи, определите необходимые действия и выполняйте их поочередно
  • Используйте техники расслабления (аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика , медитация и т.д. )
  • Массаж
  • Отказ от сильнодействующих медикаментов (снотворных и т.д. )
  • Уменьшение потребления алкоголя и табака вплоть до полного исключения
Общие принципы профилактики развития переутомления основываются на исключении основной причины, приведшей к данному расстройству. Это означает, что периоды серьезного напряжения следует планировать заблаговременно и проводить необходимую подготовку с помощью тренировок. Напряжение психическое следует снимать при помощи физической нагрузки с последующим расслаблением. Если человек перенес тяжелое заболевание, операцию или психическую травму, то интенсивная физическая или умственная работа должна быть исключена до полного восстановления резервов организма.

Принципы лечения различных стадий

Принципы лечения переутомления основаны на снижении всех видов нагрузки, которая воздействует на организм. Переутомление I стадии подвергается терапии путем уменьшения психоэмоционального воздействия и соблюдения рационального режима дня в течение 2 - 4 недель. Для этого необходимо прекратить интеллектуальные занятия и сместить акцент на низкоинтенсивную физическую активность.
По мере восстановления следует вводить интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки также в течение 2 - 4 недель до уровня начала заболевания.

Ключевым в терапии переутомления II стадии является полных уход от повседневной деятельности на 1 - 2 недели, в течение которых необходимо отдыхать с применением специальных техник. Активный отдых заключается в прогулках на свежем воздухе, аутогенной тренировке, массажах и т.д. После такого периода отдыха и расслабления следует постепенно входить в обычный режим работы в течение 1 - 2 месяцев. На протяжении всего периода терапии необходимо неукоснительно соблюдать правильный режим дня.

Переутомление III стадии необходимо лечить в условиях клиники. Причем минимум 2 недели следует посвятить полному расслаблению, после чего столько же отвести на активный отдых. Далее 2 - 3 месяца проводится поэтапный возврат к нормальной жизнедеятельности. Весь период лечения следует любые нагрузки строго дозировать.

Основная роль в успешной терапии переутомления принадлежит ограничению роли и влияния провоцирующего фактора или их совокупности. Поэтому очень важно правильно выявить воздействие, которое привело к развитию патологического состояния. Медикаментозная терапия переутомления проводится назначением общеукрепляющих и специальных средств.

Наиболее часто применяют следующие группы медицинских препаратов:
1. Витамины (С, группа В, Е )
2. Успокоительные (валериана , проконсультируйтесь со специалистами .

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Поделиться: