Очень не хочу чтобы закончить предложения. Различные варианты методики «Незавершенные предложения

Метод "незаконченных предложений"

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Группы предложений

№№ заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • "+2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • "+1" - положительное отношение;
  • "0" - нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • "-1" - отрицательное отношение;
  • "-2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Тест Сакса-Леви

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.

Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

Ключ к тесту

Группы предложений

№ заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам

противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Бланк тестируемого_______________

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1. Думаю, что мой отец редко___________________________________________

2. Если все против меня, то_____________________________________________

3. Я всегда хотел______________________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост__________________________________

5. Будущее кажется мне________________________________________________

6. Мое начальство_____________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь____________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг __________________________________________

9. Когда я был ребенком_______________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________

____________________________________________________________________

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_____________________________

____________________________________________________________________

12. По сравнению с большинством других моя семья_______________________

____________________________________________________________________

13. Лучше всего мне работается с________________________________________

14. Моя мать и я______________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел_____________________________________

____________________________________________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________________________

____________________________________________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________

____________________________________________________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством______________________

____________________________________________________________________

20. Надеюсь на_______________________________________________________

21. В школе мои учителя_______________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь____________________

____________________________________________________________________

23. Не люблю людей, которые__________________________________________

24. Когда-то_________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________________

____________________________________________________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне_____________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с__________________________________

____________________________________________________________________

28. Люди, с которыми я работаю________________________________________

29. Моя мать_________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________________________

____________________________________________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том___________________________

____________________________________________________________________

33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________

____________________________________________________________________

34. Мои подчиненные_________________________________________________

35. Наступит тот день, когда____________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник____________________________

____________________________________________________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________________________

____________________________________________________________________

38. Больше всех люблю тех людей, которые_______________________________

____________________________________________________________________

39. Если бы я снова стал молодым_______________________________________

____________________________________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________

____________________________________________________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь ________________________

____________________________________________________________________

42. Большинство известных мне семей___________________________________

____________________________________________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые__________________________________

____________________________________________________________________

44. Считаю, что большинство матерей____________________________________

____________________________________________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если________________________

____________________________________________________________________

46. Думаю, что мой отец_______________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я_______________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________________________________

____________________________________________________________________

49. Когда я даю другим поручение_______________________________________

____________________________________________________________________

50. Когда буду старым_________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_____________________

____________________________________________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________________________

____________________________________________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья__________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является___________________

____________________________________________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________

____________________________________________________________________

56. Моя половая жизнь_________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья_____________________________________

____________________________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной____________________________________ ____________________________________________________________________

59. Я люблю свою мать, но_____________________________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_______________________

____________________________________________________________________

Примерная методика интерпретации
теста незаконченных предложений Сакса-Леви

Каждый ответ необходимо оценить по следующей схеме: -2 балла, 0 баллов, +2 балла. Ставим +2 балла за оптимистический подход к выбранному аспекту отношений; 0 - за нейтральный или социально приемлемый ответ; -2 - за ответ, свидетельствующий о психологических проблемах по данному аспекту. Если, к примеру, в группе предложений “Отношение к отцу” общая сумма баллов от -4 до -8 баллов, то над этим аспектом отношений и нужно работать психологу.

Все вопросы разделены на 15 групп, в каждой группе по 4 вопроса. Ответ по каждому вопросу оценивается по пятибальной системе (-2, -1, 0, 1, 2). Ответы по каждой группе предложений суммируются. Например, -1+(-2)+0+2= -1. Получив суммарный балл по каждой группе предложений, следует отдельно выписать группы с преобладанием положительной системы отношений, затем группы с безразличными отношениями и, наконец, „проблемные” группы предложений.

Фактически производится группировка 15-ти шкал теста по эмоциональной значимости для испытуемого. Дальнейшая качественная обработка зависит от того, какие цели Вы ставите перед собой в данном исследовании.

Таким образом, после подсчета суммы баллов по каждой группе вопросов Вы сможете выяснить, какие сферы отношений у данной личности негармоничны (там меньше всего баллов с учетом знака), а какие гармоничны (там больше всего баллов).

Очень рекомендуем проанализировать “негармоничные” шкалы в их взаимосвязи друг с другом. Например, группы “чувство вины” и “страхи и опасения”, как правило, набирают похожие баллы, им часто сопутствует низкий балл по “отношению к прошлому”. Исходя из этого можно предположить, что у испытуемого имеются негативные воспоминания, сопряженные с чувством вины и вызывающие некоторые опасения.

Определив предполагаемые проблемные сферы, Вы далее работаете с ними: проводите качественный анализ ответов, используете другие методики, более подробно изучающие данные проблемные зоны.

Так как метод субъективен, его результаты требуют проверки с помощью других методик, а также опыта и большого искусства интерепретации. Попробуйте выписать все слова, которые даны в ответе респондента по каждой из сфер отношений, попытайтесь составить из них общую, целостную картину этой сферы его жизни. Выдвигайте гипотезы и постарайтесь, чтобы каждая из них имела свое подтверждение в словах клиента.

В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

1.Отношение к отцу

1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

2. Отношение к себе

2. Если все против меня,то

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

47. Когда мне начинает не везти, я

3. Нереализованные возможности

3. Я всегда хотел

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

33. Моим скрытым желанием в жизни является

48. Больше всего я хотел бы в жизни

4. Отношение к подчиненным

4. Если бы я занимал руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручение

5. Отношение к будущему

5 Будущее кажется мне.

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда буду старым

6.Отношение к вышестоящим лицам

6. Будущее кажется мне

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

7.Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

37.Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

8. Отношение к друзьям

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всех люблю тех людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

9.Отношение к своему прошлому

9.Когда я был ребенком

24.Когда-то

39. Если бы я снова стал молодым

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

10.Отношение к лицам противоположного пола

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

11.Личная жизнь

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя личная жизнь

12.Отношения к семье

12.По сравнению с большинством других моя семья

27. Моя семья обращается со мной как с

42.Большинство известных мне семей


57. Когда я был ребенком, моя семья

13.Отношение к сотрудникам

13.Лучше всего мне работается с

28.Люди, с которыми я работаю

43.Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

14.Отношение к матери

14.Моя мать и я

29. Моя мать

44.Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

15.Чувство вины

15.Сделал бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Примечание.

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они "чувствуют себя намного лучше". Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением. Методики позволяют выявить не только отношения к окружающим, но и чер­ты характера /мнительность, эгоизм/ или скрытые, зачастую не осознан­ные им переживания / ипохондричность, мысли о самоубийстве, психоген­ные факторы.... Эмоционально значимые предложения сопровождаются за­держкой /удлинением латентного периода, мимико-вегетативной реакцией.

Больные со скрытыми бредовыми переживаниями в предложениях, выра­жающих отношения к людям могут "проговориться" и раскрыть свои болез­ненные суждения. У больных со страхом и опасениями выявляется неуве­ренность в будущем. У многих больных шизофренией страдают все виды отношений, например, безличное отношение к родственникам, к семье, к противопо­ложному полу, причем отрицательные отношения тем выраженней, чем больше социальная декомпенсация.

Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений личности больного, выявить нарушения этих отношений, найти пути восс­тановления этих отношений, реабилитации.

При количественной обработке ответов испытуемого определяется со­циальная /антисоциальная/ одобряемость, или неопределенная "колеблюща­яся" позиция, которая может вызвать внутриличностные конфликты.

Качественный /смысловой/ анализ предложений, "законченных" обсле­дуемым по той или иной группе может выявить не только отношения к ок­ружающим, но и черты характера.

Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

· · 2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

· · 1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.

· · 0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

· · Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как "слишком нервозную" и "мелочную". Он считает, что большинство матерей "слишком любят своих детей и балуют их". Он утверждает, что его семья "нормальная", но они относятся к нему "как к маленькому". Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как "лживых особ, которым нельзя доверять". Он осторожно относится к браку: "Брак хорош, если заранее все обговорено". Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот "перестал упрямиться". Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: "Со мной неправильно обращались". Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность "что-либо сделать". Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает "заработать миллион".

Методика чернильных пятен

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных. В результате подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристиками. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: "Что это такое, на что это может быть похоже?". В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, популярность/оригинальность.

Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и "движение". Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, например, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таблицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены в основном в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные границы интерпретации методики Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков - от 10 до 16 лет, для пожилых людей - в возрасте от 70 лет и выше .

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вычислительную технику в обработке результатов этой методики

Описание методики

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция:

На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.

1.) Думаю, что мой отец редко

1- отдыхает

2.) Если все против меня, то

1- я не против всех

4. Если бы я занимал руководящий пост

1- то развивала бы компанию

5. Будущее кажется мне

1- безоблачным

6. Мое начальство

1- справедливое

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

1- неназойливый

9. Когда я был ребенком

1- то много играл

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

1- мой дедушка

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

1- я радуюсь

12. По сравнению с большинством других моя семья

1- много переезжала

13. Лучше всего мне работается с

1- трудолюбивыми

14. Моя мать и я

1- в хороших отношениях

15. Сделал бы все, чтобы забыть

1- страшный сон

16. Если бы мой отец только захотел

1- путешествовать

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

1- занимать хорошую позицию на работе

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

1- занималась тем, что мне нравится

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

1- я стараюсь создать хорошие условия для работы

20. Надеюсь на

1- безоблачное будущее

21. В школе мои учителя

1- работали

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

1- навязывают свое мнение

24. Когда-то

1- я хотела заниматься медициной

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

1- недостаточно усердно учатся

26. Супружеская жизнь кажется мне

1- обычной

27. Моя семья обращается со мной как с

28. Люди, с которыми я работаю

1- интересуются тем же, чем и я

29. Моя мать

1- открытая

30. Моей самой большой ошибкой было

1- потерять конфеты в туалете

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

1- больше отдыхал

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

1- что я люблю сладкое

33. Моим скрытым желанием в жизни является

1- написать книгу

34. Мои подчиненные

1- будут иметь возможность для карьерного роста

35. Наступит тот день, когда

1- в мире не будет визового режима

36. Когда ко мне приближается мой начальник

1- я собираюсь с мыслями

37. Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всех люблю тех людей, которые

1- готовы работать и помогать

39. Если бы я снова стал молодым

1-ничего бы не изменилось

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

1- не выглядят достаточно привлекательно для женщин, не следят за собой;

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

1- я бы радовалась

42. Большинство известных мне семей

1- имеют хорошие отношения с детьми

43. Люблю работать с людьми, которые

1- предлагают новые идеи

44. Считаю, что большинство матерей

1- должны готовиться заранее к материнству

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

1- ругался с родителями

46. Думаю, что мой отец

1- много работает

47. Когда мне начинает не везти, я

1- советуюсь с родными

48. Больше всего я хотел бы в жизни

1- самостоятельности и спокойствия

49. Когда я даю другим поручение

1- я не оказываю на них давление

50. Когда буду старым

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

52. Мои опасения не раз заставляли меня

1- менять планы

53. Когда меня нет, мои друзья

1- тоскуют, наверное

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

1- походы с родителями

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

1- не уважают женщин

56. Моя половая жизнь

1- не регулярная

57. Когда я был ребенком, моя семья

1- окружала меня любовью

58. Люди, которые работают со мной

1- имеют возможность для карьерного роста

59. Я люблю свою мать, но

1- иногда она много говорит

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

1- нечаянно забыть конфеты в туалете

Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.

В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Обработка и интерпретация результатов

60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений

NN заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

    "+2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;

    "+1" - положительное отношение;

    "0" - нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;

    "-1" - отрицательное отношение;

    "-2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

    (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .

    (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).

    (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).

    (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит:

2+1−1+1=+3 +2+1−1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Процедура проведения

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Обработка и интерпретация результатов

Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений NN заданий
1 Отношение к отцу 1 16 31 46
2 Отношение к себе 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи и опасения 7 22 37 52
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношение 11 26 41 56
12 Отношения к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношение к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • "+2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • "+1" - положительное отношение;
  • "0" - нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • "-1" - отрицательное отношение;
  • "-2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Стимульный материал

Тестовый материал

Литература

  • Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - N 3. - С. 154-157.
  • Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. - Л., 1965. - С. 267-274.
  • Sachs J.M. Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. - N.Y.: Knopf, 1950. - P. 357-397.
Поделиться: