Как ухаживать за больным ребенком дома. Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы

Особенности ухода за боль­ным ребенком . Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить тем­пературу, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться - постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и поло­жить на него предметы для рисования, рукоде­лия, предложить книгу или спокойную, инте­ресную для него игру.

Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается со рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями со­храняют до прихода врача. При наличии в семье других детей заболевшего изолируют от них.

Уход за больным ребенком , помимо приме­нения лекарств, включает соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте помеще­ния и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление доступных развлече­ний и игрушек, ласковое, спокойное и терпели­вое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

Желательно, чтобы за ребенком ухаживала мать. При этом она должна особенно стро­го следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, чаще мыться, носить на голове ко­сынку.

Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предвари­тельно подготовив таз, ковш с водой, мягкое полотенце, зубную щетку, зубной порошок и т. д. При утреннем туалете нос и уши прочи­щают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

Подмывание ребенка в зависимости от его состояния проводят ежедневно утром и вече­ром, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде. По разре­шению врача больного можно купать при тем­пературе воды 37-38° не более 5 мин., чтобы не утомлять его. После купания ребенка выти­рают теплой простыней, кладут в согретую постель и дают горячий чай, лучше из поильни­ка. Для предупреждения опрелостей кожные складки после водных процедур хорошо обти­рают и при красноте, особенно в паху, в обла­сти заднего прохода и на ягодицах, смазывают вазелиновым маслом или препаратами, содер­жащими витамин А.

Особенно тщательным должен быть гиги­енический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение, умывают его ватой, смоченной кипяченой водой; осто­рожно вытирают шею, кожу за ушами, кожные складки.

При желудочно-кишечных заболеваниях руки ребенка моют несколько раз в день и обяза­тельно перед едой; каждую руку кладут в тазик и моют отдельно с мылом, затем вытирают поло­тенцем. Ногти должны быть острижены.

При заболевании, протекающем в легкой форме и средней тяжести, ребенка сажают на горшок или позволяют пользоваться общим туалетом; тяжелобольному подкладывают судно (можно использовать миску, глубокую тарелку).

Регулярно проветривают постельные при­надлежности в течение 1’/ 2 -2 ч. Ребенка в это время тепло одевают, помещают в удобное для него место (на диван, в кресло).

После утреннего туалета убирают комнату, где лежит больной. На 20-30 мин открывают форточку или окно. Малыша в это время укры­вают или выносят в другую комнату и следят, чтобы он не раскрылся. При уборке вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе. Батареи отопле­ния, двери, кровать, предметы ухода также про­тирают. Пыль с мебели и пола убирают во время проветривания.

Все лишние вещи из комнаты больного желательно вынести. Кроватку ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух непосредственно не попадал на ребенка, но не рядом с печкой или батареями отопления; не следует завешивать ее одеялом, простыней. Ребенок должен лежать в хорошо освещенном месте, но не лицом к свету, т. к. яркий свет утомляет. Складки или неровности постели могут вызвать раздражение и даже пролежни. На кровати не должно висеть ничего лишнего (одежды, белья и др.). Ребенка накрывают теп­лым мягким одеялом или простыней в зависи­мости от колебаний температуры. Тщательно следят за чистотой кровати и постели, чтобы исключить возможность инфекции. Постель­ное и нательное белье меняют ежедневно. Около кроватки ставят столик с предметами ухода. Лекарства и другие предметы, которые могут вызвать у ребенка неприятные эмоции, держат отдельно.

Одежда ребенка должна быть легкой, удоб­ной, просторной, чтобы не нарушить крово­обращения. Для игр в кровати очень хороши пижамы из ситца и теплые кофточки. При домашнем режиме, когда врач разрешает боль­ному ходить, лучше всего теплая пижама. Чистое белье хранят в предназначенном только для больного месте (шкафу, тумбочке), грязное убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, загрязненное рвотой или испражнениями, скла­дывают в специальный бачок (можно в ведро с крышкой) с дезинфицирующей жидкостью - 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор сливают, белье кипятят.

Кормить ребенка следует в те же часы, что и обычно (в соответствии с возрастом)„но иногда по совету врача дают ему еду чаще, неболь­шими порциями. Если он ест четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), можно ввести второй завтрак или кормить перед сном (тертое яблоко, кефир и т. п. по назначению врача). Во время еды ребенок должен удобно сидеть. При тяжелом заболевании его кормят в кровати, положив под спину подушку и создав упор для ног. Можно посадить и в кресло, на ручках которого укрепляют столик-доску, а под ноги ста­вят скамеечку. Полезная еда ребенка даст ему много энергии для игр и роста.

Лихорадящему больному дают легкоусвояе­мую пищу: молочные, протертые овощные и мясные (отварные) блюда, кефир, фрукты и др. В связи с повышением температуры тела и уси­ленной потерей воды необходимо увеличить количество потребляемой жидкости. Это спо­собствует очищению полости рта и предупре­ждает поражение слизистой оболочки желудочно- кишечного тракта, понос.

Заболевание влияет на весь организм и пси­хику ребенка, его поведение. Он в большей сте­пени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Уси­лению обмена веществ, улучшению кровоснаб­жения, созданию бодрого настроения способ­ствует деятельность, активное состояние ребен­ка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игру­шек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражи­телями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.

Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выяв­лении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начи­нает рисовать мелко, не раскрашивает нарисо­ванного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т. д.

Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубо­ким и достаточно длительным (не менее 2-3 раз в течение дня). Полезно затенить лампы, сократить до минимума шумы в комнате (гром­кие разговоры, радио, телевизор и др.). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спо­койствие, не обсуждать громко состояние боль­ного, температуру тела, заключения и назначе­ния врачей, т. к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родите­лей, родственников, их уверенность в движени­ях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.

Особенности ухода за больными при различ­ных заболеваниях.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

Больной ребенок нуждается в особо тщательном уходе. Если он по каким-либо причинам остается дома , медицинская сестра, осуществляющая патронаж, подробно инструктирует родителей о режиме и гигиене больного, учит простейшим манипуляциям, контролирует правильность их выполнения. Уход за больным учитывает многие факторы: содержание помещения и постели, белья и одежды, правильное и точное выполнение всех назначений врача, предоставление ребенку доступных развлечений и игрушек и т. п. Помещение, где лежит больной, следует ежедневно проветривать, открывая окно или форточку на 20-30 мин в зависимости от погоды утром, днем и вечером перед сном. Ребенка в это время хорошо укрывают или выносят в другую комнату. Постельное белье и подушки проветривают, стряхивают. Пыль с мебели и пола убирают влажным способом в момент проветривания помещения. У кровати не должно быть ничего лишнего. Под простынку обязательно кладут клеенку, это позволяет подмывать малыша и подавать судно или горшок, не опасаясь, что промокнет матрац. Ребенка укрывают теплым легким одеялом или простынкой в зависимости от температуры комнаты. Уход за чистотой постели должен быть безукоризненным, так как малейшее загрязнение белья мочой, калом и рвотными массами может вызвать занесение различной инфекции. Постельное белье меняют по мере загрязнения, не реже 1 раза в неделю, а нательное - ежедневно. Грязное белье до стирки убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, испачканное рвотой или испражнениями, надо сразу же положить в ведро или таз с дезинфицирующей жидкостью - 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор полагается слить. Белье кипятят, ведра и тазы закрывают крышкой, чтобы туда не попали мухи, которые могут распространять инфекцию. Особенно тщательно эти правила выполняются, если ребенок болен дизентерией и другими желудочно-кишечными заболеваниями, инфекционной желтухой.

Режим в стационаре регламентируется распорядком дня. Этот общий режим выполняют все ходячие больные. Кроме того, врач назначает режим постельный, полупостельный и индивидуальный.

Постельный режим предусматривает круглосуточное пребывание ребенка на койке. Больному не разрешается вставать, садиться, посещать уборную. Физиологические отправления совершаются на судне. Менять положение в постели обычно разрешается, за исключением особых случаев, которые дополнительно врач оговаривает, например: "строгий постельный режим, положение на спине" (или на боку, полусидячее и т. п.). Назначают постельный режим при тяжелых формах гриппа и респираторных заболеваний, пневмонии, заболеваниях крови и почек, а также в первые несколько суток после операции и тяжелобольным с желудочно-кишечными кровотечениями.

Полупостельный режим обязывает находиться в постели преимущественное время. Разрешается садиться во время приема пищи, посещать уборную. Такой режим предписывают выздоравливающим детям старшего возраста, а также поступившим для диагностического обследования.

Индивидуальный режим предусматривает те или иные исключения из правил общего режима, когда ребенку бывают необходимы дополнительные прогулки, смена часов сна, ванна или душ во внеурочные часы и т. п. Его назначают ослабленным выздоравливающим детям.

Гигиенический режим имеет большое лечебное и профилактическое значение. Первостепенную роль отводят уходу за кожей, которая, в особенности у грудных детей, очень чувствительна ко всем нарушениям правил ухода. Недостаточно частая смена белья и пеленок и перегревание обусловливают возникновение опрелостей, которые чаще располагаются в естественных складках кожи на соприкасающихся поверхностях, под мышками, на шее. В местах, подвергающихся смачиванию мочой и загрязняющихся калом, легко возникают гнойничковые поражения или пиодермия. Опрелости и пиодермия неблагоприятно влияют на течение основного заболевания, поэтому очень важно не допустить их: вовремя подмывать ребенка, купать, менять пеленки и белье.

Все находящиеся в отделении дети должны обязательно умываться по утрам, чистить зубы, причесываться. Старшие дети обслуживают себя сами, младшим нужна посторонняя помощь. В плановом порядке 1 раз в неделю детей моют под душем или в ванне. Сестра отвечает за правильную организацию "банного дня", состояние ванных комнат, принимает непосредственное участие в мытье. После каждого больного ванну моют и дезинфицируют 2% раствором хлорамина или осветленным раствором хлорной извести. Тяжелобольным, которые не могут умываться сами, обтирают лицо и шею полотенцем, смоченным кипяченой или туалетной водой. Обращают особое внимание на состояние глаз и ушей. У таких больных в углах глаз нередко застаивается слизь, поэтому во время утреннего туалета им необходимо протирать глаза ватным шариком, смоченным 2% раствором борной кислоты.

У ослабленных больных, длительное время прикованных к постели, могут возникать пролежни . Они обычно образуются на местах продолжительного давления - в области крестца, седалищных бугров, больших вертелов бедренных костей, остистых отростков позвонков и др. Для устранения давления под эти места профилактически подкладывают слабо надутые резиновые круги в тканевых чехлах. Необходимо несколько раз в день менять положение больного и заботиться, чтобы постель была мягкой, без выступов и бугров, а простыня лежала без складок и все время была сухой.

Питание больного является важнейшей составной частью его лечения (диетотерапия). При назначении диеты учитывают целый ряд моментов, в том числе возраст ребенка, характер основного заболевания и наличие сопутствующей патологии. Все лечебные учреждения нашей страны руководствуются единой схемой, разработанной Институтом питания АМН СССР. В основу системы питания положены принципы группирования больных по наиболее характерным заболеваниям. Каждая группа нуждается в специальном подборе продуктов с определенной кулинарной обработкой их (см. главу 4 "Лечебное питание больных"). Кроме того, детское питание имеет несколько возрастных вариантов . В процессе лечения диета может меняться. В отдельных случаях больному назначают так называемый индивидуальный стол. Это касается в первую очередь тяжелобольных, когда в соответствии с их индивидуальными запросами к получаемому столу добавляют то или иное блюдо, заменяют одно другим и т. п.

Режим питания выполняется в соответствии с установленным в отделении режимом. Пища принимается больными 4-5 раз в день, за исключением новорожденных и грудных детей, которых кормят чаще. В этой возрастной группе питание строится по индивидуальному плану. При этом требуется строгое соблюдение следующих правил: 1) новые виды пищи необходимо назначать, начиная с небольших доз, чтобы не вызвать у ребенка расстройства пищеварения; 2) не следует вводить в рацион ребенка одновременно два новых вида пищи, а также новый прикорм во время острого лихорадочного состояния или диспепсических расстройств.

Медицинская сестра не имеет права самовольно заменять одну молочную смесь другой, увеличивать или уменьшать порцию или число кормлений. Все изменения в диете грудного ребенка производятся только врачом. Сестра обязана проверять качество смесей и температуру подогрева, следить за правильным хранением смесей в холодном месте.

Для кормления грудных детей из бутылочки употребляют простерилизованные соски, отдельные для каждого ребенка. Использованные соски промывают проточной водой, кипятят, высушивают и затем перекладывают в банку или кастрюлю с крышкой, где они и хранятся до употребления. Сестра достает соски из посуды специальным пинцетом. Бутылки после кормления ополаскивают и замачивают в баке с раствором соды, а затем моют ершиком. После этого бутылки отправляют в сетках на молочную кухню, где перед наполнением их молочными смесями они подвергаются стерилизации.

Особенности ухода при наиболее частых заболеваниях . При уходе за больным ребенком, естественно, учитывают особенности, свойственные той или иной болезни.

Астма бронхиальная . Комната, в которой находится больной ребенок, должна всегда быть хорошо проветренной. Медицинская сестра должна посоветовать родителям по возможности оградить ребенка от различных аллергенов. В помещении, где он находится, не должно быть много мебели, открытых книжных шкафов, ковров и т. п. Спать ребенку рекомендуют не на пуховых подушках. Следует всячески избегать контактов с домашними животными (собака, кошка); известны случаи возникновения приступов бронхиальной астмы и астматического бронхита при контактах с аквариумом.

При появлении предвестников или развитии приступа бронхиальной астмы ребенку придают возвышенное положение. Эффективны отвлекающие средства (банки, горячие ванны для рук и ног). Горчичники можно ставить лишь в том случае, если есть полная уверенность, что у ребенка отсутствует аллергическая реакция на горчицу. Назначают порошок Звягинцевой, теофедрин в возрастной дозировке, ингаляции изадрина. Однако указанная терапия не является радикальной, она лишь в порядке неотложной помощи способствует уменьшению или ликвидации приступа.

Вывих бедра врожденный . Рано диагностированный врожденный вывих бедра с успехом излечивают консервативным методом, в частности с помощью отводящих шин, в связи с чем при организации ухода за таким больным акцент ставят на умелое обращение с шиной. Во время купания ребенка шину снимают, а после купания вновь надевают. Время пользования шиной устанавливает врач (обычно до 6 мес).

Выпадение прямой кишки - довольно распространенное явление, чаще всего оно наблюдается у детей преддошкольного возраста. Обусловлено целым рядом причин, одна из основных - длительное бесконтрольное пребывание малыша на горшке. Поэтому в порядке профилактики выпадения прямой кишки нельзя разрешать ребенку сидеть на горшке более 2-3 мин.

Возникшее выпадение в выраженных случаях характеризуется появлением "опухоли" темно-красного цвета в области заднего прохода после каждого высаживания на горшок. Иногда эта "опухоль" исчезает самостоятельно, но нередко возникает необходимость вправлять ее. В этом и в предотвращении выпадения заключается смысл ухода за больным. Прежде всего надо прекратить вообще высаживать ребенка на горшок. Испражняться он должен стоя или лежа. Если выпадение произошло, необходимо сразу кишку вправить, для чего берут марлевую салфетку или любую чистую тряпку, смачивают ее вазелиновым маслом, накладывают на выпавшую кишку и осторожно давлением всех пальцев кишку вправляют в анальный канал. Сводят ягодицы ребенка, и выпадение прекращается. Параллельно надо следить, чтобы не было запоров, ибо они также способствуют выпадению. Назначают послабляющую диету (свежий кефир, компот из чернослива, свеклу, морковный сок и т. п.). На горшок ребенка не высаживают в течение 3-6 мес.

Грыжа паховая . У детей паховая грыжа является врожденной, самопроизвольно исчезает исключительно редко, поэтому таких больных оперируют в плановом порядке в возрасте после 6 мес. До операции существует опасность ущемления, которая увеличивается с введением прикорма, переводом на искусственное вскармливание. Обычно грыжа выходит во время крика и беспокойства ребенка, а когда он успокаивается - исчезает. Уход за больным сводится к тому, чтобы строго соблюдать режим и чтобы малыш был как можно спокойнее. Неосложненная грыжа сама по себе боли ребенку не причиняет, но при ее ущемлении ребенок становится необычно беспокойным, крик усиливается, малыш сучит ножками; грыжевое выпячивание становится плотным и резко болезненным. В таких случаях требуется срочная врачебная помощь.

Грыжа пупочная . У новорожденных и грудных детей грыжевое выпячивание в области пупка - явление довольно распространенное. Дефект в апоневрозе (грыжевые ворота) может иногда достигать значительных размеров, например свободно пропускать палец взрослого человека. Родителей всегда пугает то обстоятельство, что во время крика грыжевое выпячивание резко напрягается и прогрессивно увеличивается. Как и при паховой грыже, важно, чтобы ребенок меньше кричал. В подавляющем большинстве случаев пупочная грыжа исчезает самопроизвольно к возрасту 1-1,5 года. Для ускорения этого процесса рекомендуется, начиная с 1,5-2-месячного возраста, производить массаж околопупочной области, часто выкладывать ребенка на живот. Иногда рекомендуют (при больших грыжах) стянуть края грыжевых ворот и фиксировать в таком положении полоской липкого пластыря.

Диатез экссудативный у детей грудного возраста проявляется в виде шелушения и покраснения щек, себорейных корочек на волосистой части головы, сухости кожи, зуда. Дети беспокойны, плохо спят. Отмеченные явления возникают в результате воздействия на организм различных аллергенов, находящихся в пище (соки, цитрусовые, коровье молоко, яйца, шоколад, икра, рыба и др.), медикаментов, средств для ухода и т. д. Медицинская сестра должна помочь родителям определить, что же вызывает экссудативный диатез у ребенка, и исключить контакт больного с этим аллергеном. Кроме исключения аллергенов, больному назначают антигистаминные препараты (супрастин, димедрол, тавегил, пипольфен и др.). Местно, если имеется мокнутие, применяют примочки с 0,5-1% раствором резорцина, раствором калия перманганата (1:5000) и др. Салфетки необходимо смачивать этими растворами обильно, чтобы они быстро не высыхали. При наличии шелушения без мокнутия эффективны различные болтушки, содержащие цинк, тальк, глицерин. Особое внимание обращают на соблюдение гигиенического режима. Тщательно обрабатывают шейные, подмышечные, паховые складки кожи во избежание появления опрелости. Ванны с чередой или крахмалом необходимо делать ежедневно. При купании ребенка используют нейтральное мыло - детское, ланолиновое.

Диспепсия . Погрешности вскармливания, перекорм, некачественно приготовленная пища обусловливают расстройство пищеварения (диспепсию), характеризующееся появлением срыгивания или рвоты, повышением температуры тела до субфебрильных цифр, а также жидкого стула зеленого цвета, иногда со слизью. Испражнения обычно кислые и носят бродильный характер. В нетяжелых случаях бывает достаточно упорядочить время кормления, проанализировать питание ребенка и внести в него коррективы. Обязательно надо отправить кал на бактериологическое исследование. Лучше сразу же пропустить одно-два кормления женским молоком, заменив его чаем. Назначают 3 раза в день перед кормлением маленькую щепотку ("на кончике ножа") карбоната кальция, смешанного со сцеженным молоком. Хороший эффект оказывает назначение В-риса в 10% растворе. В первые 1-2 дня к В-рису добавляют подкисленное молоко, кефир, сахар в концентрации 1:3, а позднее в концентрации 1:2.

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) - одно из наиболее частых заболеваний у детей. Может протекать в виде ринита, трахеобронхита, фарингита и сочетания указанных поражений. Заболевание чрезвычайно контагиозно, поэтому медицинская сестра должна принять максимальные меры предосторожности и предотвратить распространение инфекции на других детей. При уходе и лечении больных с ОРВИ большое значение имеет применение физиотерапевтических процедур - УФО, ингаляции. По показаниям назначают горчичники и банки. При рините лекарственные растворы не закапывают в нос, а смачивают ими специальные турунды и вставляют поочередно в ту и другую ноздрю на 3-5 мин. С целью профилактики и лечения ОРВИ в последние годы широкое распространение находит интерферон. Воздух в комнате, где находится больной с ОРВИ, должен быть свежим, поэтому комнату систематически проветривают. Полезно обильное теплое питье.

Отек Квинке и крапивница . Указанные своеобразные аллергические реакции возникают при воздействии на организм самых разнообразных аллергенов: пищевых (яйцо, шоколад, рыба, цитрусовые, икра и др.), медикаментозных (антибиотики и сульфаниламидные препараты, антипиретики и др.), запахов. При отеке Квинке в ограниченном месте появляется отек кожи, иногда в комбинации с сыпью и волдырями. Кожа в месте отека бледная, без воспалительных явлений, безболезненная, зуда нет. При крапивнице наблюдается зуд, дети становятся беспокойными. Важно выявить основную причину аллергической реакции, что дает возможность предотвратить повторное попадание аллергена в организм. В качестве лечебной помощи при отеке Квинке и крапивнице местно применяют холодные примочки, обтирания спиртом, раствором анестезина, ментола. Хороший эффект наблюдается от антигистаминных препаратов (супрастин, димедрол, тавегил и др.).

Пневмония . Острое воспаление легких занимает одно из ведущих мест в патологии детского возраста, причем чаще наблюдается ее среднетяжелое и тяжелое течение. Больной с острой пневмонией должен находиться в постели с приподнятым головным концом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию легких. Ребенку создают щадящий режим. Беспокойным детям назначают успокаивающие средства. Медицинская сестра внимательно следит за состоянием носового дыхания и при его затруднении производит туалет носовых ходов влажными тампончиками. Во время острой пневмонии детей кормят дробно, чаще и малыми порциями. Детей грудного возраста в тяжелых случаях, когда ребенку трудно сосать грудь, переводят на кормление сцеженным грудным молоком.

Во время болезни могут возникать признаки гипоксии (кислородной недостаточности), в связи с чем профилактически назначают вдыхание увлажненной 60% кислородной смеси через носовой катетер или воронку. В случаях надвигающейся опасности развития отека легких кислород пропускают через 30% спирт и дают дышать по 15-20 мин каждые 3-4 ч. Не следует опасаться пребывания детей с пневмонией на свежем и прохладном воздухе. Наоборот, прохладный воздух уменьшает отек слизистой оболочки бронхов и способствует лучшему газообмену.

В комплекс терапии острой пневмонии входят разнообразные медикаментозные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, витамины и др.), а также физиотерапевтические методы лечения (лечебные ванны, ингаляции, УВЧ-терапия, банки и горчичники и т. п.), внутривенные вливания. От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.

Специфика ухода за больными детьми разного возраста заключается в особенностях непосредственного наблюдения за больным ребенком, общения с ним, методики собирания материала для лабораторных исследований, проведения медицинских процедур.

Создание гигиенической обстановки для больного ребенка складывается из общих гигиенических установок, предъявляемых к помещениям детских больниц, особенностей гигиены новорожденного и грудного ребенка.

Для детей раннего возраста необходимы небольшие палаты или боксы, закрытые и открытые. При подозрении на инфекционную болезнь ребенок должен быть помещен в изолятор со специальным оборудованием. Для матерей, госпитализированных вместе с детьми, должна быть выделена спальня и столовая. Для прогулок больных детей выделяют веранду или специальные комнаты с постоянно открытыми окнами.

Кровати для детей грудного возраста должны иметь высокие спускающиеся или откидные стенки. В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочала, морской травы. Нельзя применять матрацы из пуха или пера. Под голову подкладывают плоскую небольшую подушку.

Температура воздуха в палате для недоношенного ребенка - 22-26 С в зависимости от веса тела, для доношенного - 20 С. Необходимо ежедневное систематическое проветривание палат в любое время года.

Одежда не должна стеснять движений ребенка, а должна быть легкой и теплой. Для пеленания недоношенных детей удобно использовать конверты. Свободное пеленание показано детям с нормальной функцией терморегуляции независимо от веса их тела, возраста и места нахождения (открытый кувез, кровать).

Основой ухода за новорожденными (доношенными и недоношенными) является соблюдение строжайшей чистоты, в ряде случаев - стерильности. Не допускаются к уходу за новорожденными лица с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение шерстяных вещей и колец.

Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены и при том строго, работать в марлевой маске, сменяемой каждые 3 ч. Ежемесячно у всех работников отделения необходимо проводить исследования слизи из носа и зева на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка. Проверку отсутствия стафилококков в смыве рук производят также раз в месяц.

Особого внимания требует уход за пупочной ранкой, который должен проводиться в строго асептических условиях. Ежедневно производят туалет новорожденного: глаза промывают стерильной ваткой, смоченной в растворе марганцовки (1:10000) или растворе фурациллина (1:5000), в направлении от наружного края к внутреннему; нос очищают ватными фитильками, смоченными в прокипяченном растительном масле (рис. 122); ребенка умывают, смазывают кожные складки; подмывают после каждого акта дефекации.

Необходим ежедневный осмотр зева больного ребенка. Каждый день регистрируют температуру, вес тела, количество и качество испражнений, наличие срыгивания, рвоты, приступов кашля, асфиксии, судорог. Взвешивают детей в утренние часы, до начала первого кормления.

При назначении прогулки учитывают вес тела, возраст ребенка, время года и местные климатические условия. Недоношенных детей можно выносить на прогулку в возрасте старше 3-4 недель в весенне-летний период при достижении ими веса 2100- 2500 г, в осенне-зимний - при достижении веса 2500-3000 г. Первая прогулка этих детей зимой не должна превышать 5-10 мин, летом- 20-30 мин. Доношенным детям с 2-3-недельного возраста разрешаются прогулки зимой при температуре воздуха - 10 С при отсутствии ветра. Если у ребенка усиливается цианоз, кашель, появляется бледность, беспокойство, прогулка прекращается.

Организация кормления больного ребенка требует от персонала особой четкости, выдержанности и умения. Трудности кормления могут быть обусловлены недоразвитием сосательного рефлекса, наличием врожденных уродств, отказом ребенка от пищи, бессознательным состоянием и др. В таких случаях кормление производят через желудочный зонд, через пипетку, с ложечки; применяют парентеральное и ректальное питание.

Собирание у детей материала для лабораторных исследований представляет трудности и требует особых навыков. Дети-до 5-6 лет не откашливают мокроту. Поэтому в момент, когда ребенок кашляет, шпателем, придерживая корень языка, снимают мокроту стерильным тампоном, который затем вводят в стерильную пробирку. У грудных детей мокроту извлекают из желудка с помощью зонда, вводимого в желудок натощак.

Взятие крови для серологических, биохимических и других исследований производят путем венопункции. Испражнения для бактериологического исследования собирают стеклянной трубкой, оплавленной с обеих концов, которую стерилизуют и вводят в задний проход. Наполненную испражнениями трубку закрывают с обоих концов стерильной ваткой, опускают в пробирку и отправляют в лабораторию. Испражнения для исследования на яйца-глист собирают в чисто вымытую стеклянную посуду небольшого размера. Чисто обструганной палочкой кал берут из 5-6 разных мест, затем посуду плотно прикрывают чистой бумагой.

Правильный уход за больным ребенком наряду со строгим выполнением врачебных предписаний помогает своевременному и полному выздоровлению больного, предупреждает появление осложнений.

Прежде всего надо тщательно соблюдать правила гигиены, поддерживать чистоту в помещении. Температура воздуха в комнате, где находится больной, должна быть не выше 18-20 °С. Зимой чаще проветривайте помещение, а в теплое время держите окна постоянно открытыми. Только для детей грудного возраста температура воздуха может быть несколько выше (21-22 °С). Более высокая температура, которой иногда добиваются родители, устанавливая в комнате обогревательные приборы, плохо сказывается на состоянии малыша, мешает его выздоровлению.

В помещении необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Постельное и нательное белье меняют по мере загрязнения, а если ребенок сильно потеет, то 2-3 раза в сутки. Одежда больного не должна стеснять его движений. Перед сном дневную одежду необходимо заменять на ночную рубашку из хлопчатобумажной ткани. Ежедневно утром и вечером необходимо мыть ребенку лицо, шею, руки, чистить зубы; полоскать рот следует после каждого приема пищи. За исключением случаев тяжелого состояния больного надо регулярно купать (не реже 1 раза в 5 дней).

Ребенку, находящемуся на постельном режиме, необходимо устроить удобную, чистую и теплую постель, придать возвышенное полулежачее положение. Время от времени меняйте положение маленьких детей в кроватке, чаще берите их на руки, не прижимая сильно к себе, чтобы не мешать свободному дыханию. Позаботьтесь о создании у ребенка положительного эмоционального тонуса, обеспечьте игрушками, почаще разговаривайте с ним, рассказывайте сказки, читайте книжки, окружите теплой, ласковой, сердечной атмосферой.

Лечебные процедуры и манипуляции надо выполнять осторожно, стараясь причинять малышу как можно меньше неприятных ощущений. В то же время иногда приходится проявлять некоторую настойчивость в выполнении назначенных врачом процедур, несмотря на негативное отношение к ним ребенка.

При уходе за заболевшим ребенком родителям рекомендуется вести краткий дневник, записывать в него температуру тела, основные жалобы, симптомы болезни, выполненные назначения и процедуры. Это поможет врачу, наблюдающему больного малыша, лучше оценить его состояние и наметить план лечения.

Измерение температуры тела у больного ребенка следует проводить утром после пробуждения (от 6.00 до 8.00) и вечером (от 17.00 до 18.00). Иногда по назначению врача температуру измеряют каждые 3-4 ч. Обычно детям измеряют температуру под мышкой, иногда - в паху или в прямой кишке (детям раннего возраста). Под мышкой и в паху термометр держат 10 мин, а прямой кишке 5 мин, при этом она обычно на 0,3-0,5 °С выше, чем при измерении под мышкой.

Закапывание лекарства в нос часто назначают детям при острых респираторных заболеваниях. Перед введением капель необходимо очистить нос. Старшие дети делают это самостоятельно, младшим очищают нос при помощи ватных жгутиков. Положите ребенка на спину, голову слегка поверните вправо, если лекарство будете вводить в правую ноздрю. Затем ладонь левой руки положите на лоб ребенка, фиксируя голову. Большим пальцем этой же руки приподнимите кончик носа и, стараясь не касаться пипеткой носа, закапывайте несколько капель лекарства таким образом, чтобы оно попало на слизистую оболочку наружной стенки носа. Через 1-2 мин лекарство закапывают в другую ноздрю, соблюдая те же правила.

Закапывание лекарства в ухо - достаточно распространенная медицинская манипуляция. Наружный слуховой проход необходимо предварительно очистить сухими ватными жгутиками, каплиподогреть до температуры тела. Ребенка укладывают на противоположный больному уху бок. Для выпрямления слухового прохода ушную раковину надо оттянуть кзади и кверху, после чего ввести несколько капель лекарства. Принятое положение малыш должен сохранять в течение 10-15 мин. Если назначены капли в оба уха, процедуру не рекомендуется проводить одновременно. Иногда после закапывания лекарства по совету врача на ухо ставится согревающий компресс.

Согревающий компресс на ухо ставится следующим образом. Кусок хлопчатобумажной ткани складывается вчетверо, в середине делается разрез по размеру уха ребенка, так же разрезается вощаная бумага, которая должна быть на 2-3 см шире ткани. Ткань надо смочить в теплой воде, отжать и приложить к коже вокруг уха (продеть в отверстие ушную раковину). Сверху кладут вощаную бумагу, затем все закрывают толстым слоем ваты и плотно фиксируют широким бинтом, обматывая его вокруг головы. Вместо воды можно использовать разведенный спирт (1:1), камфорное или подсолнечное (оливковое, кукурузное) масло. Компресс следует держать 3-4 ч. Ставить его на ночь нежелательно.

Горчичники чаще всего применяют при заболеваниях органом дыхания. Эта процедура вызывает расширение кровеносных сосудов, что уменьшает воспалительный процесс. Детям раннего возраста горчичники ставят через слой марли или льняной ткани только на неповрежденную кожу. Обычно используют аптечные горчичники. Предварительно следует тщательно осмотреть кожу ребенка, затем смочить сложенную вчетверо марлю или широкий бинт в теплом подсолнечном масле и приложить у телу ребенка, сверху плотно приложить подготовленные горчичники, зафиксировать их бинтом или полотенцем, ребенка тепло укрыть. Горчичники обычно держат 5-10 мин до появления легкого покраснения кожи. После того, как их снимут, кожу ребенка надо протереть теплой водой, насухо вытереть и смазать вазелином или кремом. Следите, чтобы горчичная пыль не попала на слизистые оболочки ребенка.

Горчичники можно приготовить в домашних условиях из сухой горчицы. Для этого берут по 1 столовой ложке горчицы и муки (пшеничной, картофельной), хорошо размешивают, добавляют немного воды и растительного масла до получения кашицеобразной массы. Полученную смесь наносят на ткань, края заворачивают на 1 см, покрывают сверху такой же тканью, чтобы горчица оказалась между тканевыми прокладками. Эти горчичники также держат 5-10 мин.

Ножные горчичные ванны обычно делают детям старше 1,5 лет. В ведро или другую глубокую емкость наливают теплую воду (37-40 °С) и профильтрованный раствор горчицы (из расчета 100 г горчицы на 10 л воды), опускают туда ноги ребенка и накрывают сверху одеялом. Периодически надо подливать горячую воду, поддерживая температуру на уровне 38-40 °С. Через 10-15 мин ноги ополаскивают, насухо вытирают, ребенку надевают чулки, укладывают его в кровать, тепло укрывают.

Горчичное обертывание рекомендуется детям более раннего возраста. Плотную (лучше бумазейную) пеленку смачивают в теплом растворе горчицы (2-3 столовые ложки на литр воды), хорошо размешанном и профильтрованном, затем отжимают. Ребенка обертывают пеленкой и тепло укрывают. Через 7-10 мин ее разворачивают, малыша тщательно обтирают теплой водой, вытирают насухо и одевают в согретую одежду.

Лечебная горчичная ванна проводится детям любого возраста по назначению врача. Для этого используется горчица из расчета 100 г на 10 л (ведро) воды. Температура воды в ванне должна быть постоянной - 38,5-39 °С, для этого периодически надо добавлять горячую воду. Длительность ванны 5-7 мин. Ребенка первого года жизни предварительно заворачивают в теплую пеленку, в уши закладывают ватные шарики, смоченные вазелиновым или любым растительным маслом, осторожно опускают на пеленке в воду, придерживая голову над водой. По окончании ванны его надо обмыть (особенно кожные складки) чистой водой температуры 38 °С, тщательно обсушить, одеть в согретую одежду, уложить в кровать, тепло укрыть.

Очистительная клизма детям первых 3 лет жизни делается с помощью резинового баллончика с мягким наконечником. Предварительно баллон для клизмы необходимо прокипятить. Вода для клизмы берется кипяченая, температура ее не выше 25-28 °С. Количество воды зависит от возраста ребенка: 1-3 мес - 60 мл, от 3 мес до 1 года - 90-150 мл, 1-2 года - 200 мл, 2-3 года - 250-300 мл. Воду набирают в баллон, наконечник смазывают вазелином, затем поднимая его кверху, выпускают воздух. Ребенка укладывают на левый бок на клеенку, покрытую пеленкой, ноги подтягивают к животу, затем, не применяя никакого насилия, осторожно вводят наконечник в прямую кишку на 3-5 см. Медленно сжимая баллон, вводят жидкость и, не разжимая баллона, вынимают наконечник из заднего прохода. Для удержания жидкости в кишечнике надо держать ягодицы ребенка сомкнутыми в течение 3-5 мин, а затем посадить его на горшок. Детям грудного возраста клизму делают в положении на спине с поднятыми вверх ногами. После использования баллон надо тщательно вымыть горячей водой и прокипятить.

Лечебная клизма рекомендуется обычно врачом. Лекарство вводится после очистительной клизмы и опорожнения кишечника. Для лучшего всасывания вводимого лекарственного вещества его необходимо подогреть до температуры тела (35-36 °С).

Уход за полостью рта при стоматите и молочнице у детей раннего возраста проводится с помощью резинового баллона или ватного тампона. При стоматите применяют слабый раствор перманганата калия и 2 % раствор перекиси водорода, проводя орошения растворами полости рта или осторожно вытирая ее ватным тампоном. Дети старше 1,5-2 лет могут самостоятельно полоскать рот этими растворами. После процедуры надо смазать слизистую оболочку рта 1 % водным раствором метиленового синего.

При молочнице важно поддерживать в полости рта щелочную среду, для этого ее орошают 2 % раствором пищевой соды (2 чайные ложки на стакан воды). Можно смазывать слизистую оболочку полости рта 20 % раствором буры в глицерине, 1 % водным раствором метиленового синего, 100 % сахарным сиропом.

Уход за кожей при экссудативном диатезе. При кожных проявлениях аллергии нередко назначают примочки, которые накладывают на пораженный участок кожи каждые 15-20 мин до уменьшения воспалительных явлений и мокнутия. Затем участок поражения покрывают мазью. На лицо иногда приходится накладывать маску из марли с вырезанными отверстиями для глаз, носа и рта, смоченную одним из указанных врачом растворов.

Дети с экссудативным диатезом часто страдают от зуда кожи. В таком случае врач обычно назначает мази или болтушки, содержащие успокаивающие и обезболивающие средства. Болтушки наносят на кожу ребенка ватным тампоном.

Чтобы предохранить кожу от расчесов, ребенку надевают на руки варежки, зашивают рукава кофточки.

Страдающим экссудативным диатезом нередко назначают лечебные ванны с отрубями, крахмалом, настоем трав (ромашка, череда и др.). Ванны делают ежедневно или через день. Температура воды в ванне поддерживается на уровне 36-37 °С. Длительность ванны 5-7 мин. После ванны необходимо ополоснуть ребенка более холодной (на 2 °С ниже) чистой водой.

Поделиться: