Что делать если новорожденный переедает при грудном вскармливании. Когда ничего не помогает

В этой статье:

Прежде чем охарактеризовать основные особенности новорожденного ребенка, определимся с терминологией. Новорожденными принято считать детей до месяца.

Что нужно знать о новорожденных?

Появляясь на свет, малыш вынужден научиться не только дышать и кушать, но и регулировать теплообмен, защищать организм от вирусов и инфекций, различать время сна и бодрствования. Все это дети учатся делать в первые дни своей жизни, в результате чего у них наблюдаются активные изменения в организме.

За пределами уютных стен матки малышу нужно научить жить, расти и развиваться, поэтому с момента рождения в работу включаются все органы и системы жизнеобеспечения крохи, совершенствуются рефлексы. У малыша начинают дышать легкие, налаживается процесс кровообращения, ЖКТ делает первые попытки переваривать поступающее молозиво. Организм крохи уже способен в зависимости от температуры воздуха регулировать температуру тела.

На первый взгляд хрупкий и беззащитный малыш на самом деле отличается повышенными адаптационными способностями. Даже в самых сложных условиях его организм настроит системы жизнеобеспечения таким образом, чтобы выжить.

Следует понимать, что доношенные и недоношенные дети развиваются по разному графику. Поговорим об отличиях в процессе развития тех и других.

Основные характеристики доношенного ребенка

Доношенным считается ребенок, который на свет появился на 38-40 неделях. Нормальный вес для доношенного малыша - от 2,5 до 4 кг. Как правило, мальчики рождаются несколько крупнее девочек. Превышающий 4 кг вес младенцев может повлечь за собой целый ряд сложностей во время родов.

В первые дни после рождения первоначальный вес крохи снижается в среднем на 250-300 г. Ребенок худеет за счет потери глюкозы и воды. В ближайшие несколько недель потери восполнятся. Нормой считается прибавка в весе новорожденного за первый месяц жизни до 600 г. На практике же бывает так, что, находясь на грудном вскармливании по требованию, кроха набирает в 2 раза больше.

Рост доношенного новорожденного малыша колеблется в пределах 48-53 см, причем у девочек длина тела обычно меньше, чем у мальчиков, на несколько сантиметров.

У здорового, своевременно появившегося на свет крохи гладкая, нежная кожа слегка розоватого оттенка. Обилие сальных желез делает ее особенно эластичной, не допускает пересыхания. Особенность кожи новорожденного - выделение лизоцима, защитного вещества, которое препятствует ее заражению микробами. Для того чтобы защитные вещества выделялись в нужном количестве, кожа малыша должна содержаться в чистоте.

Как только кроха появляется на свет, он оповещает об этом знаменательном событии пронзительным криком. Малыш уже
в первые минуты после рождения отличается повышенной двигательной активностью. Основные рефлексы в этот момент уже также в норме. Если приложить младенца к груди матери, он начнет сосать и глотать.

У новорожденных детей температура тела несколько повышена по сравнению со взрослым человеком и доходит до 37 с половиной градусов. В первые дни могут наблюдаться незначительные скачки температуры, что связано в первую очередь с адаптацией организма крохи к новым условиям жизни.

Еще одна особенность новорожденного - нежные ткани между костями черепа на голове, получившие в народе название «роднички». По мере взросления крохи они будут закрываться за счет уплотнения костной ткани.

Особенности органов чувств младенца

В первые недели после появления на свет органы чувств новорожденного хотя и развиты, но несовершенны. Кроха
способен различать вкусы, радуется, когда получает возможность попробовать что-то кроме молока, например сладкие капельки или отвар семян укропа от коликов. Против горьких или кислых микстур малыш будет отчаянно протестовать, отворачивая голову.

Обоняние новорожденного также несовершенно, но уже имеет свои особенности. Малыш проявляет особую чувствительность к запахам, способным раздражать его слизистую носа. Мамам будет лучше воздержаться от обработки груди лекарственными мазями с сильными запахами.

Осязание у крохи также достаточно развито. Малыш позитивно реагирует на прикосновения матери, засыпает и успокаивается, чувствуя тепло ее рук.

А вот зрение малыша в первые недели жизни еще далеко от идеального. Кроха видит объекты с размытыми контурами и только на расстоянии не менее 35-40 см. Глазные яблоки раскоординированы, что приводит к проявлению признаков косоглазия, которые обычно исчезают к трем месяцам. Отмечается отсутствие рефлекса мигания при максимально близком расположении предмета возле глаз.

Слышит малыш примерно на том же уровне, что и видит. У него проявляется реакция на громкие звуки, кроме того, кроха позитивно воспринимает звуки голоса мамы.

Как работают у новорожденных органы выделения?

Основные органы выделения начинают работать как только малыш появляется на свет. Уже в первые сутки активно функционирует мочевой пузырь, что проявляется достаточно частым мочеиспусканием (порядка 5-6 раз за день). Уже к концу первой недели, когда кроха начнет получать пищу, число это увеличится в два раза.

Что касается испражнений другого характера, то в первые несколько дней выделяемый кал - это первородный меконий, образовавшийся в организме младенца в утробе по большей мере из заглотанных околоплодных вод. Как только желудок крохи начнет перерабатывать молозиво, а затем и грудное молоко, место мекония заменит нормальный кал кашицеобразной консистенции. Кишечник младенца опорожняется не намного реже мочевого пузыря - до 5 раз в сутки.

Чем лучше и стабильнее будет работать кишечник ребенка, тем быстрее он сможет адаптироваться к жизни за пределами утробы матери.

У доношенных здоровых детей иммунная система развита настолько хорошо, насколько развитой она является у матери. Именно поэтому так важно, чтобы беременная на протяжении всего срока вынашивания малыша придерживалась режима питания, сна, прогулок, принимала витаминные комплексы для будущих мам.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенными принять считать детей, которые появились на свет раньше 38-й недели. Степень недоношенности может быть разной и зависеть от сроков родов. Весят такие новорожденные меньше нормы: как правило, до 2 кг при длине тела до 45 см. Естественно, что недоношенные дети имеют свои особенности по сравнению с малышами, которые родились в срок.

Одна из основных особенностей - это минимальное количество или, в тяжелых случаях, полное отсутствие подкожного жира. Такие детки, как правило, недостаточно пропорциональные, с головой больше нормы, тонкими малоподвижными конечностями и смещенным к низу крупным пупком.

Уши малышей прижаты к голове и более нежные по сравнению с ушами доношенного малыша, ногти недоразвиты, кожа слишком тонкая, покрытая сеткой морщин. Всю поверхность тела недоношенных новорожденных покрывает слой тонкого пуха, кроме того, у детей не до конца развиты половые органы: у мальчиков - это не опустившиеся яички, у девочек - прикрытая половая щель. Зрачки нередко могут быть затянуты белой пленкой. Естественно, что яркость выражения отмеченных признаков будет зависеть от степени недоношенности крохи.

Внутренние органы и основные системы организма недоношенного младенца

Внешние признаки недоразвития - это лишь вершина айсберга. Основные проблемы касаются внутренних систем жизнеобеспечения и органов, которые к моменту появления на свет новорожденного не успевают пройти основные стадии внутриутробного развития. Обычно у малышей имеются проблемы с работой органов дыхания и ЦНС, а для большей части внутренних органов характерно состояние общей незрелости.

Как правило, недоношенных детей отличают:

  • вялость;
  • повышенная утомляемость;
  • тихий плач;
  • продолжительный сон;
  • поверхностное учащенное дыхание;
  • перепады температуры тела.

Обычно такие дети плохо едят, часто имеют проблемы с сосанием и глотанием, подвержены заболеваниям из-за несовершенных защитных свойств организма.

Что нужно знать об основных физиологических состояниях новорожденных?

Новорожденный ребенок развивается в соответствии с заложенными природой основными нормами, и проявление некоторых физиологических состояний для него является неизбежным. Чем больше родители будут знать об этих
состояниях и их проявлениях, тем спокойнее они будут на них реагировать.

Нужно понимать, что физиологические состояния новорожденных проходят в большинстве своем в течение первых нескольких месяцев и лишь в отдельных случаях могут усугубится, перейдя в форму заболевания с ухудшением состояния здоровья малыша. Чтобы вовремя отреагировать на первые признаки таких сбоев, необходимо понимать суть этих закономерностей.

Рассмотрим основные из них.

Желтушка новорожденных

Желтушка у подавляющего числа новорожденных проявляется в середине первой недели жизни. Первой она становится заметной на лице крохи, после перемещается на тело и конечности. Яркий признак желтушки - характерный желтый цвет слизистых глаз.

Основная причина - недостаточная активность ферментных
систем печени, которые не справляются с быстро нарастающим билирубином. Если развитие новорожденного не осложнено заболеваниями и инфекциями, то к середине первого месяца желтушка обычно проходит без специального лечения.

Если желтушка не проходит на протяжении нескольких месяцев (это обычно связано с тяжелыми родами, травмами новорожденного во время родов), врач назначает оптимальное лечение чтобы исключить усугубление проблемы.

Половой криз: что нужно знать?

Первым признаком полового криза у новорожденных является увеличение в размерах грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек. Основная причина - переход гормональных соединений в организм новорожденного от
матери. Наряду с набуханием желез у девочек в период полового криза могут появиться незначительные кровянистые выделения, у мальчиков - набухание гениталий.

Во время полового криза общее состояние малыша не изменяется и проявления его в большинстве случаев проходят без вмешательства медиков до окончания первой недели жизни младенца.

Потовые и сальные железы: признаки закупорки

В первые недели жизни крохи закупорка потовых и сальных желез не является редкостью. Признаком закупорки являются точки на лице малыша с характерным белым или желтоватым цветом. Специально лечить их не нужно – достаточно будет усилить уход за кожей младенца и подождать несколько дней, пока ситуация не изменится к лучшему.

Особенности режима дня новорожденного

Здоровый малыш в первые несколько недель после рождения
все время посвящает укреплению сил для развития и роста - сну и питанию.

Перед сном кроху обязательно нужно купать в воде оптимальной для него температуры - 37-38 градусов.

Если малыша ничего не беспокоит, то его сон будет продолжительным и спокойным. Просыпаются новорожденные обычно по нескольким причинам:

  • чувство голода;
  • боль;
  • нарушение температурного режима;
  • грязный памперс;
  • общий дискомфорт.

В отдельных случаях ребенок может разбудить себя ручками, если его не пеленают. Просыпаются новорожденные примерно каждые 2 часа, чтобы получить очередную порцию грудного молока, независимо от того, день это или ночь.

Считается, что в первый месяц жизни не имеет смысл пытаться приучить младенца к определенному режиму дня. Со временем это действительно станет возможно, но на начальном этапе правильным будет кормить кроху по требованию, подстраиваясь под его график.

Начиная с третьей недели обязательными в режиме дня новорожденного должны стать прогулки на улице. В первые дни гулять можно будет не более 15-20 минут, постепенно увеличивая время. К окончанию первого месяца жизни малыша гулять с ним можно будет два раза в день - утром и вечером – как минимум по часу.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Здравствуйте, дорогие мои подписчики! Эта статья будет полезна молодым и неопытным родителям. Тем более, я сама столкнулась с ситуацией, когда грудной малыш поперхнулся молоком. Дело закончилось скорой помощью. Поэтому оставить без внимания данную тему, я не могу.

Если новорожденный подавился молоком, — что делать? Этот вопрос Вы зададите себе не единожды, и чтобы не растеряться в нужный момент, давайте все подробно обсудим.

Конечно, причин для этого может быть великое множество. Мы же рассмотрим конкретный случай, когда малыш подавился или срыгивании.

Во время еды ребенок может поперхнуться по нескольким причинам:

  • Специфическая форма молочных желез матери.
  • Активное сосание пищи.
  • Слишком большой напор молока (или смеси), с которым младенец не в силах совладать.
  • Неудобное положение на руках или не правильное прикладывание к груди.
  • Частое сбивание дыхания, наблюдаемое у новорожденных (это происходит потому, что малыш еще не умеет правильно сочетать прием пищи и дыхательный процесс).
  • Необычные ощущения от пищи (так бывает, когда вводят прикорм или смеси).

Признаки того, что ребенок поперхнулся и задыхается

Понять, что младенец подавился и задыхается можно по следующим признакам:

  • Внезапный сильный кашель.
  • Активное слюноотделение.
  • «Выпучивание» глазок.
  • Слезы.
  • Тяжелое, свистяще – шипящее дыхание.
  • Изменение или резкая потеря голоса.
  • Ребенок начинает «глотать» ртом воздух.
  • Покраснение/побеление, а после и посинение кожных покровов.
  • Потеря сознания.

Первая помощь

Какую первую помощь нужно оказать малышу, если он начинает захлебываться молоком? Если Вы увидели один (или несколько) выше перечисленных признаков, необходимо поступить следующим образом:

  • Если ребенок пытается кричать или хрипеть, значит дыхательные пути не полностью закупорены (что хорошо). Нужно перевернуть его таким образом, чтобы малышу было максимально легко выплюнуть «попавшее не в то горло» молоко; начать похлопывать его по спине, между лопатками (но не переборщите, чтобы не отбить внутренние органы).
  • Если младенец не в силах издать ни звука, хотя пытается предпринять попытки вздохнуть (подрагивает грудная клетка, втягивается животик) значит дыхательные пути полностью блокированы (это очень плохо). Немедленно вызывайте скорую, а пока переверните его лицом вниз, держа руку на животе и похлопывайте между лопаток.
  • Если это не помогло – положите его на бок и одновременно надавливайте на верхнюю часть животика и нижнюю часть груди. Движения должны быть направлены к горлу, чтобы помочь «выйти» застрявшим пищевым и/или рвотным массам.

Пример из жизни

У меня однажды один из близнецов поперхнулся молоком при срыгивании. Однако к нашему несчастью, у него были одновременно и сопли, о которых мы и не подозревали.

Покормив малыша и поддержав его столбиком, я положила его спать. Была глубокая ночь. Однако материнское чутье никак не давало мне заснуть. Я решила проверить, все ли в порядке с моим Андрюшей (на тот момент ему было 29 дней). То что я увидела повергло меня в шок: у малыша были выпученные глаза, он был весь красный и не мог дышать.

Что делать в подобных ситуациях я не знала. Однако муж взял малыша на руки и начал высасывать из его носика содержимое. Я же, не теряя времени, вызвала скорую. Через несколько минут малыш задышал и потихоньку стал приходить в норму. Когда приехала скорая диагноз был таков: «У вашего мальчика насморк».

Правда скорая приехала «так быстро» (пришлось ждать минут 40), что не предпринимая каких-либо действий, результат был бы для нас плачевным.

Профилактика подобных случаев

Для того, чтобы предотвратить подобные случаи –нужно выполнять несколько несложных правил:


Ваш ребеночек еще совсем мал, и, конечно же, он может подавиться молоком или смесью во время приема пищи (особенно не редко это явление в первые месяцы жизни, так как он еще толком не приспособлен к этому миру и, порой, выполнение таких простых для нас задач как одновременно дышать и кушать – могут стать для него испытанием). Тщательно следите за поведением малыша во время еды, соблюдайте не сложные правила в процессе и после кормления и ни в коем случае не поддавайтесь панике в экстренной ситуации!

На этом, все:) Всем здоровеньких карапузов! Жду от Вас комментариев! До новых статей!!!

Всегда Ваша, Анна Тихомирова

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Молодые родители часто обращают внимание на каждую мелочь, происходящую с малышом. Такое заурядное явление, как икота, кажется непривычным и даже пугающим, если икает младенец. Но есть ли реальные причины для тревоги?

Почему возникает икота?

Ребенок икает по тем же причинам, что и взрослый. Само по себе икание вызывает зажатие блуждающего нерва. Он связывает между собой все внутренние органы человека и проходит через диафрагму. Это плоская мышца, которая отделяет органы дыхания от брюшной полости. Судорожные сокращения диафрагмы освобождают блуждающий нерв, приводят работу организма в норму.

Почему же диафрагма может сокращаться? Для этого есть три причины:

  • давление растянутого желудка;
  • чрезмерное количество воздуха в кишечнике;
  • напряжение мышц.

В силу незрелости организма новорожденный икает гораздо чаще, чем взрослые люди. В его пищеварительную систему во время еды часто попадает воздух.

Мышечное напряжение может возникнуть из-за холода, громкой музыки, яркой вспышки света. Переедает малыш тоже легче, нежели взрослый. Иногда новорожденные могут икать при заболеваниях желудка, печени, кишечника, при дыхательных и других болезнях.

Большинство мам знает, что ребенок может икать еще в утробе. Некоторые ученые считают, что таким образом он тренирует дыхательный и сосательный рефлексы. Другая гипотеза говорит, что ребенок внутри матки может икать из-за того, что проглотил слишком большое количество околоплодных вод. Еще одна, самая опасная причина внутриутробной икоты - гипоксия (нехватка кислорода). Говорить о ней можно только в том случае, когда УЗИ плода выявляет подобные нарушения.

Икание после кормления

Младенец икает после кормления по двум причинам.

  1. Он съел слишком много молока или смеси. Избыточное количество пищи растягивает желудок, тот давит на диафрагму. Судороги диафрагмы, как мы уже выяснили, и вызывают икоту.
  2. В процессе кормления ребенок заглотнул воздух. Такое случается, когда молоко из груди течет слишком быстро и обильно. В подобной ситуации нужно сцедить немного молока непосредственно перед кормлением. Важно следить и за правильной техникой прикладывания.

Предупредить икоту после еды у искусственников немного сложнее. Часто маме кажется, что ребенок все еще голоден, хотя он и съел всю норму смеси. Если младенец беспокоен, это далеко не всегда означает, что он хочет есть. Нужно предложить ему пустышку, поносить, покачать на руках. Заменять материнское внимание большим количеством смеси - это вредно.

При искусственном типе вскармливания важно подобрать подходящую соску. Чем ребенок младше, тем меньше должно быть отверстие и медленней поток. Кстати, именно при неспешной «трапезе» сосательный инстинкт будет в полной мере удовлетворен. Вредному заглатыванию воздуха помешает клапан (такие соски часто называются антиколиковыми).

Младенца и на естественном, и на искусственном вскармливании полезно после кормления подержать вертикально. Так сможет выйти проглоченный во время еды воздух.

Икание из-за колик

Колики (острые боли в кишечнике) вызываются избыточным скоплением газов. Желудочно-кишечный тракт у новорожденного незрелый, работает еще неслаженно. Поэтому колики могут возникать и не только по причине заглатывания воздуха. Повышенное газообразование характерно практически для всех малышей в возрасте 0 - 3 месяцев. Но помочь своему ребенку, снизив интенсивность и частоту колик, необходимо.

  • Кормящей грудью маме стоит внимательно подойти к своему рациону. Однозначно вредны соленья, копчености, жирная, жареная еда, химические добавки. Стоит ограничить продукты, вызывающие повышенное брожение в кишечнике: капусту, лук, баранину, виноград, абрикосы.
  • Для искусственников важно соблюдать режим питания, не перекармливать ребенка. Если смесь подошла малышу, не нужно пытаться выбрать новую. Эксперименты в питании подождут своего часа.

Что делать, если колики уже начались? Поможет массаж животика, выкладывание на живот (на теплую пеленку). Эффективны специальные ветрогонные средства: «СабСимплекс», «Эспумизан», «Смекта», «БебиКалм» и другие.

Более подробно о коликах вы можете узнать из этого видео:

Икота из-за гипертонуса

Причины икоты новорожденных могут крыться в их физиологическом гипертонусе. У ребенка до 3 месяцев (иногда и дольше) мышцы напряжены даже в спокойном состоянии. На все раздражители младенец реагирует еще более сильным напряжением, которое вызывает сокращения диафрагмы.

Новорожденный может начать икать во время переодевания. Обычно в такой ситуации его укутывают как можно теплее. На самом деле, ребенок приспосабливается к окружающей среде, учится защищать свой организм. Кратковременное переохлаждение для него не вредно. Если малыш стал икать из-за того, что понизилась температура, достаточно надеть на него носочки, подержать на руках. Для прекращения икоты можно дать немного воды.

Нередко мышечное напряжение возникает из-за сильных (для новорожденного) внешних раздражителей. Некоторых малышей пугают посторонние люди, резкие звуки (стук, работающие электроприборы и даже чихание), вспышки света. Если ребенок начинает икать после визитов гостей, громкой работы проигрывателя, телевизора, нужно ограничить действие этих источников беспокойства. Всего через пару месяцев нервная система у младенца окрепнет. Реакции в виде икоты и плача прекратятся.

Когда икота бывает опасна?

Почти во всех случаях икота не страшна для ребенка и тревожит скорее родителей. Когда икота возникает нерегулярно и длится не более 10 - 15 минут, поводов для тревоги нет. Однако в редких случаях икота говорит о каком-то заболевании. Упорную икоту может вызвать гипоксия плода (при беременности, во время родов), паталогии сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, болезни органов дыхания.

Если малыш икает подолгу и несколько раз в день, об этом нужно сообщить педиатру. В остальных случаях икоту легко будет остановить. Достаточно успокоить, согреть малыша, дать ему немного пососать грудь или выпить воды.

Поделиться: