Виды аппликации. Нетрадиционные техники аппликации


Аппликации для детей – это одни из самых любимых игр и забав. Но ведь именно играя, карапузы учатся! Они постепенно осваиваются в мире цвета и форм. А еще, они получают удовлетворение от того, что сами, своими руками, могут сотворить красоту. И если родители хотят помочь своему ребёнку, мы подскажем идеи для аппликации из цветной бумаги.

Что мы можем предложить:

  • Схемы и трафареты для аппликаций разных фигур: цветы, животные, насекомые и сказочные герои.
  • Покажем, какие бывают занимательные нетрадиционные техники аппликации.
  • И, конечно же, подарим вам море позитива! Уверены, с нами вам будет интересно!
А главное, все эти детские аппликации для карапузов разных возрастов. И в год ребенку будет интересно играть, и более взрослый получит удовольствие от этого занятия. Почему? Потому что мы подготовили собрание, в которое входят аппликации для детей с разными возможностями.

Для самых маленьких

Кто сказал, что сюжетная аппликация – это сложно? Даже младшая группа может справиться с некоторыми видами аппликаций. Будем сейчас творить красивую корзину, а в ней цветы.

Что нам может понадобится для аппликации:

  • Цветная тонкая бумага;
  • Картон;
  • Карандаш;
  • Трафареты;
  • Клей.

Ёжик

Аппликации для самых маленьких – это творчество, где учитываются способности даже самого крошечного непоседы. И этот пример с «ежиком» как раз подойдет для карапузов, что к трем годам еще не могут вырезать и клеить, зато у них отлично получится поучаствовать в работе. Как?



Божья коровка объемная

Эта аппликация отлично подойдет для детей 3-4 лет. Она очень просто изготавливается.


Последовательность выполнения аппликации:

Цветочная полянка

Эта поляна – аппликация в младшей группе для детей 4 лет. Она может быть любого размера и цвета. И над ней могут дружно трудиться несколько малышей одновременно. Важно только каждому из них указать его фронт работы.


Занятие в 3 этапа:

Маленький забавный цыплёнок

Очень оригинально можно приготовить праздничные открытки. В этом поможет аппликация в подготовительной группе.


Нужно вырезать такие детали:

Цыпа

Малыши мыслят абстрактно, для них не имеет значение такая мелочь, как цвет или форма персонажа, если при этом его образ передает, подобные детским, эмоции. Но как сделать аппликацию именно такой, чтобы малыш почувствовал родственную душу? Вот отличный тому пример!


Знакомьтесь, Цыпа! У него:

  • Тело – квадратик;
  • Глаз – 2 кружочка (черный и белый, и белый при этом чуть больше);
  • Клюв – треугольник;
  • Лапки – тоже треугольные;
  • Крылышко – полукруг;
  • Хохолок – полумесяц.


А теперь, доверьтесь карапузу, пусть он выберет, что будет каким цветом! Объясните, что каждая фигура обозначает, зачем это птичке. Правда, интересно? Так, поиск нужных трафаретов для аппликаций – уже игра. Осталось только все склеить!

Солнышко

Усложняем задачу. Нам предстоит помочь деткам освоить, как сделать аппликацию-панно. Много деталей, которые являются, как фоном, так и самостоятельной частью картины. Центральная часть – озорная мордочка улыбающегося Солнышка.


Доверьте работу над улыбкой вашему котенку. Или можете распечатать готовые мордочки:


А сами займитесь приготовлением желтых, золотистых и оранжевых кружков разной величины.


Собираем на голубом фоне картину.


Можете наклеивать кружочки в виде лучиков, или по кругу, главное – чередовать их расцветки. В середине панно будет размещаться само Солнышко.

Сирень

Наверное, обрывная аппликация – это самое милое и нежное, что можно себе представить. Она просто выглядит так пушисто, что не верится, что это все создано. Такой эффект рваная аппликация приобретает за счет небольших неровных частей, собранных в одну композицию.


Букет

Это – не просто цветы, а конструкция, которая будет стоять. При этом мы сделаем все части растения. Сами цветочки, листочки и стебелечки. Эта несложная аппликация в средней группе ребятишками освоится очень быстро.



Снеговик

Мы делали с вами поздравительные открытки, приглашение на торжество, картины и даже, воспоминание о детстве вашего карапуза. Но теперь мы попытаемся сделать елочную игрушку.


А так как она состоит из двух основ и 16 кругов, распечатываем шаблоны для аппликаций, это позволит быстро, и не задерживаясь на подготовительных работах, перейти к конструированию игрушки.

Подробнее о заготовках. Основа – 2 круга одинакового размера, нарисованные восьмеркой. Дополнительные круги по диаметру равны тем, что в основе.
Еще нам нужна веревочка в 4 раза больше длины основы. И декоративные бусинки.

Поляна

Поляна – это многокомпозиционная аппликация в детском саду для детей 5-6 лет. Здесь мы познакомимся с моделями, которые нужно сначала сделать, а уже потом закрепить на основе. Объемные виды аппликаций выполняются таким оригинальным образцом.


Наша основа – голубой картон. Это – небо. Светит солнышко. Растет травка, в которой цветут цветы. А над ними порхают бабочки и стрекозы. Все части выполненные из сложенной в гармошку бумаги.

Копилка мастер-классов по аппликации + интересные идеи

Приятно осознавать, что сделанные детьми разные виды аппликаций, такие, как аппликация из рваной бумаги ценны, или из гофрированного материала, – хорошая память. Да и неопровержимое свидетельство того, что у карапузов наших есть талант. Ребенок развивается. И в этом мы ему помогаем.

Аппликация - это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой.

Этот вид декоративного искусства известен давно. Возможно, возник он ввиду необходимости соединения кусочков кожи или ткани между собой. Со временем стали использовать кусочки замши и войлока другого качества и оттенка для украшения одежды и придания изделиям более праздничного и красивого вида. Из кожи и войлока собирались разнообразные сюжеты, центром которых становились животные, растения, птицы, даже религиозные персонажи.

Разнообразные виды аппликации получили распространение не только среди знати и зажиточного населения, но и среди простых людей. Вырезная аппликация на протяжении многих лет занимала почетное место среди других видов творчества. Вырезанка - простейший образчик аппликации, с которым каждый знакомится еще в детстве. Самые простые вырезанки - это снежинки, которые, как это ни удивительно, являются подвидом аппликации силуэтного типа.

Древний вид искусства - аппликация - до нашего времени дошел практически неизменным. Сейчас техника сборки целого изображения практически не изменилась - части по-прежнему пришивают или приклеивают к основе.

Виды аппликации

Существует несколько направлений этого искусства. Подразделяют на виды аппликации по материалам, сюжетам, используемым элементам. Итак, приступим к рассмотрению.

Наиболее распространенные виды аппликации:

  • предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность;
  • сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет;
  • декоративная - изготавливается как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток.

Также один из видов аппликации - силуэтная. Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса.

Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей.

Аппликация из страз

Популярные виды аппликации постоянно видоизменяются. Большое распространение получила разновидность творчества, в которой картина формируется за счет использования страз в качестве основного материала.

Стразы бывают многогранными, так называемой алмазной обработки, а также обычными, круглыми. Последние не такие блестящие, их поверхность практически не отражает свет. Алмазная огранка придает им яркость, свет они отражают в несколько раз лучше.

Чтобы сделать картину-аппликацию, можно приобрести готовый набор. Продаются такие в магазинах для рукоделия. Также можно самостоятельно выбрать стразы необходимого оттенка и придумать композицию. Наборы удобны - они содержат схему с цветовым рисунком, согласно которому наклеиваются камешки. Кроме того, поверхность основы покрыта специальным составом, благодаря которому аппликация не рассыпается.

Аппликации из страз могут быть не только в виде картин. Ими можно украсить одежду - платье, корсет костюма, отвороты рубашек и лацканы пиджака.

Для того чтобы декорировать детское платье при помощи аппликации из страз, необходимо выбрать камушки контрастного оттенка. Кроме того, понадобится специальный клей, если стразы не на клеевой основе, и пинцет, которым удобно выкладывать узор.

Украшать можно как в произвольном порядке, так и следуя схеме. В любом случае результат будет впечатляющим - одежда станет эксклюзивной и приобретет праздничный и нарядный вид.

Аппликации из листьев

Простейшая аппликация - из листьев. С ней дети знакомятся в возрасте трех-четырех лет. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников. Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.

Можно предложить ребенку сделать собственный сюжет - нарисовать животное, человечка, персонаж любимого мультфильма, и при помощи листьев его дополнить - выполнить домик, одежду героя, аксессуары. Такое творение покажет весь творческий потенциал ребенка и поможет ему раскрыться. Аппликация из листьев прививает любовь к природе, одновременно развивая фантазию.

Аппликации из ниток

Еще один интересный вид - аппликация из ниток. Для работы необходима пряжа для вязания или вышивания (мулине), ножницы, клей, плотный картон нескольких цветов.

Для того чтобы сделать милого львенка, необходимо на цветной бумаге нарисовать его силуэт. Фигурка вырезается и при помощи клея прикрепляется к листу А4, выступающему основой. Мордочку можно нарисовать на белой бумаге, вырезать и аккуратно раскрасить цветными карандашами.

Для гривы следует нарезать пучок ниток. Каждая ниточка должна быть длиной около трех сантиметров. Потребуется примерно пятнадцать прядок. Можно сделать и больше, все зависит только от фантазии. Готовые нити при помощи ПВА клеятся на круглую основу диаметром 2,5 см (т. е. основа должна быть меньше гривы, чтобы нитки смотрелись свободно и естественно). Затем поверх них фиксируется мордочка львенка.

Для кисточки на хвосте нужен пучок ниток небольшой длины. Их можно аккуратно смотать посередине более длинной ниточкой, чтобы короткие пряди не выбивались и не растрепались. Можно для кисточки хвоста сделать бомбон или классическую нитяную кисточку. Главное, чтобы их размеры гармонично смотрелись со всей фигуркой.

Использование этого вида материала имеет свои преимущества. Часто дома лежат обрезки нитей или остатки пряжи, которые можно использовать в работе. Задействуя тонкий материал, ребенок развивает мелкую моторику и фантазию.

Снегири из ниток

Аппликация из ниток - не только детский вид рукоделия. Она предоставляет широчайший простор для творчества. Опытные мастерицы нетрадиционные виды аппликации превращают в настоящие шедевры. Работа с нитками очень кропотливая, требует большой точности и усидчивости. Начиная осваивать это направление, стоит потренироваться выполнять небольшие сюжеты, освоить создание отдельных элементов, экспериментируя с формой объектов и качеством нити. Затем только стоит приступать к выполнению большого сюжета.

Чтобы сделать снегирей, потребуются:

  • нити зеленого цвета, меланжевые, для травы;
  • нити белого цвета для фона;
  • голубые меланжевые нити - небо и облака;
  • коричневые, черные, красные, серые - для ягодок и тел птиц;
  • клей;
  • плотный картон;
  • карандаш.

Сначала на картоне, который будет основой, выполняется набросок сюжета. Снегири прилетают зимой, чаще всего мы видим их на фоне снега, сидящими на ветвях деревьев - обычных садовых или еловых. Именно это и необходимо нарисовать.

Для себя важно определиться, какой блок каким цветом будет выполнен. Таким образом, не возникнет путаницы в расположении нитей.

В первую очередь выполняют фоновые элементы. Основу аккуратно прокрашивают клеем ПВА, а затем приклеивают нити. Первая прядь может быть проложена в произвольном порядке, но все последующие обязательно будут повторять контур. Начинать удобнее снизу, сначала обойдя все сложные места, а затем выполняя большое поле. После того как будут готовы небо и ветки, приступают к выполнению тел птичек. Работать необходимо аккуратно, клювик и лапки требуют особой точности прокладывания нитей. Последними выполняются ягодки. Чтобы они были похожи на настоящую рябину, ниточки красного цвета закручиваются по спирали. Так ягода получается более рельефной и объемной.

При желании основой может быть ткань. В этом случае нитки выкладываются на основу или приклеиваются, как описано выше. Затем вручную или на швейной машине делается несколько простежек, которые закрепляют нити дополнительно. Такой аппликаций можно красиво украсить подушку или покрывала, также ее используют как элемент декорирования одежды.

Такая картина из нитей украсит любой интерьер и будет привлекать восторженные взгляды гостей.

Развлекаем малышей

Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в простом, фантазировать и мыслить образами.

Первая детская аппликация из пластилина способствует развитию сенсорной моторики. Разминая под пальчиками податливый кусочек, ребенок подает сигналы мозгу, отвечающие за речевой аппарат. Работая с мамой, ребенок учится проводить аналогии между рисунком и полученным результатом. Кроме того, укрепляется связь между чадом и родителем.

С детьми трех-четырех лет также осваивается аппликация из бумаги. Важно пробудить интерес, ведь просто так ребенок вряд ли сообразит, что из простого листа цветной бумаги может получиться зебра или котенок.

Аппликации для детей не должны быть слишком сложными. Начинать стоит с простых элементов, которые не требуют дополнительных усилий. Например, можно изобразить домик - для этого сначала вырезаются элементы. Квадрат вырезается для стен, треугольник - для крыши. Затем ребенок под руководством взрослого может в указанной последовательности клеить заготовки. Для детей процесс, в результате которого из непонятных частей получается узнаваемый образ, - настоящее чудо.

Творчество на ткани

Аппликация на ткани - интересный способ украшения одежды. Таким образом можно декорировать как взрослые вещи, так и детские. Многие кутюрье, от классиков до современных, заслуженно уделяют этому виду декорирования большое внимание.

Для украшения подобной лисичкой одежды или сумки необходимо несколько кусочков ткани - 10 на 10 см оранжевого цвета, 5 на 5 см - белого. Также необходимы черные нитки и игла для вышивания.

Сначала на бумаге вычерчивается заготовка - голова лисы, тело и хвост. Затем рисуют два треугольника - для мордочки и для грудки. Полученные рисунки переносят на ткань и вырезают.

Заготовки пришиваются к основе с лицевой стороны. Можно сделать это на швейной машине или пришить руками.

Для создания сюжета около лисички пришивают цветы, бабочек. Можно вырезать их из ткани, использовать фигурные пуговицы.

Края тканей можно обработать или оставить свободными - любой вариант имеет право на существование. Лисичка не обязательно должна быть рыжей - даже фиолетовый зверек будет смотреться интересно.

Аппликация на ткани - универсальный способ декорирования вещей, простой и доступный. Так как для работы необходимы обрезки материи, это дает большой простор для фантазии.

Использование шаблонов

Шаблоны для аппликаций из ткани или из других материалов доступны в больших количествах. Это могут быть персонажи мультфильмов, цветы, элементы растений или животных, целые композиции. Хороши и удобны шаблоны для аппликаций из ткани тем, что содержат все необходимые для формирования целостного образа детали и элементы.

Например, на фото выше изображена лошадь. Все детали животного нарисованы в соответствующих пропорциях, что позволяет распечатать заготовку на бумаге любого размера - от маленького листа для записей до формата А3 или больше.

Нестандартное творчество

Чтобы развить фантазию, некоторые виды аппликации можно усовершенствовать. Привычные технологии, соединенные с нестандартными материалами или подходами, могут дать интересный результат.

К примеру, стандартная аппликация, цветы в которой являются основным мотивом, заиграет другими красками, если использовать необычный материал.

Для работы необходимы:

Сначала ножницами необходимо аккуратно обрезать головки ватных палочек. Делать это необходимо осторожно, чтобы не пораниться.

Затем на зеленой бумаге необходимо нарисовать контур листиков одуванчика и стебельков. Вырезанные листья приклеиваются к основе.

Из желтого пластилина необходимо скатать три примерно равных шарика, которые затем большим пальцем руки расплющиваются. Ватные палочки аккуратно вдавливают по краям пластилина пластиковыми основаниями внутрь. Затем полученные заготовки аккуратно поддеваются и при помощи этого же кусочка пластилина крепятся к стеблям цветков. Получившаяся аппликация, цветы в которой выполнены таким необычным образом, смотрится весьма интересно. Используя эту методику, можно выполнить ежа, приклеив на ПВА вместо иголок семена подсолнечника или гречневую крупу. Любой природный материал, а также любые обрезки тканей, остатки от рукоделия и прочее может найти применение.

Аппликации из бумаги

Еще одна получившее большое распространение технология - аппликация из бумаги. Выбранный сюжет или изображение складывается при этом из кусочков разного размера и формы. Материалом часто выступает классическая цветная бумага. Однако можно использовать не только ее - гофрированный картон, упаковочная бумага, цветная бумага с рисунком, газеты, части старых открыток - отличные варианты.

Чтобы получилась аппликация из бумаги, первым делом подготавливают шаблон. Это может быть нарисованное от руки или распечатанное на принтере изображение. Тема выбирается любая - животные, растения, корабли, транспорт. Затем необходимо решить, как будет клеиться бумага. Есть два способа. Первый - фигурка собирается из больших элементов. Для этого рисунок делится на большие участки - голова, тело, лапы, хвост. Все части вырезаются и наклеиваются на бумагу.

Второй способ - использование маленьких частей. При этом бумага может быть как однотонной, так и разноцветной. Главное - чтобы за ней четко прослеживалась форма. Маленькие кусочки бумаги при помощи ПВА приклеиваются друг к другу встык или с перекрытием. Важно соблюдать контуры рисунка, тогда форма будет четко видна.

Декоративная аппликация, виды которой очень многочисленны, может найти применение в любой сфере рукоделия. Аппликациями из ткани можно украшать одежду, сшивать яркие покрывала и пледы, украшать панно и коврики. Используя дополнительные материалы - бусины, стразы, соцветия сушеных цветов и разнообразные фактурные вещи (пуговицы или кусочки картона), создают настоящие шедевры. Картины из листьев могут быть не только детской поделкой. Наклеенные слоями один на другой, листья клена в сочетании с гроздьями калины делают любую классическую аппликацию произведением искусства.

наталья свиридова

«Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития

творчества дошкольников »

Воспитатель : Свиридова. Н. И.

МАДОУ №14 «Алёнушка» .

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста , на развитие творчества дошкольников .

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение , сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества . Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Нетрадиционные техники рисования , лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность , в частности аппликация , имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов , травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста . Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество , мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками , видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы . Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией , дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы) . Все эти действия способствуют умственному развитию детей .

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается , лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования , лепки и аппликации .

Фёдорова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка на тему:

«Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста»

Аннотация

В данной методической разработке я представила материал о нетрадиционных

техниках аппликации в работе с детьми дошкольного возраста. Материал будет полезен

педагогам, работающим с детьми, а также родителям.

Актуальность

Актуальность методической разработки заключается в том, что изобразительная

деятельность

является

популярных

увлекательных

направлений

дошкольном воспитании.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего

незнакомый

удивительный

окружающий

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к

творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить –

внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,

проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является

создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми.

Цель моей работы : разработка, апробирование и внедрение целостной модели по

развитию

творческих

способностей

дошкольников

посредством

использования

нетрадиционных техник аппликации.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о

строении

предметов,

величине,

плоскостной

композиции.

аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая

одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и

Аппликация

содержит

возможности

развития

фантазии,

в о о б р а ж е н и я,

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

Нетрадиционные техники аппликации играют важную роль в психическом развитии

ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а также это способ

создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и

цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Деятельность направлена на решение следующих задач:

обучающие:

– знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

– учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;

– развивать познавательную активность детей.

Развивающие:

– развивать композиционные умения;

– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

– развивать эстетическое восприятие;

Воспитательные:

– воспитывать у детей художественный вкус;

– развивать эстетическое мировосприятие;

– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

– воспитывать зрительскую культуру.

Формы организации

проведения

образовательной

деятельности:

путешествия

наблюдения,

прогулки,

экскурсии,

фотовыставки,

выставки, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Существует множество нетрадиционных техник аппликации:

Обрывная аппликация,

Квиллинг,

Торцевание,

Аппликация из разрезанных нитей,

Оригами,

Аппликация из салфеток,

Гофрированная бумага,

Аппликация из крупы,

Аппликация из природных материалов,

Аппликации из ваты и\или ватных дисков,

Аппликация из конфетти,

Айрис-фолдинг.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Остановлюсь на одной из техник аппликации, которую использую в своей работе –

аппликация с элементами техники айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг

голландская

радужное

складывание,

позволяет

создавать удивительные композиции. Изображение складывается в результате наклеивания

бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода

заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует

внимания,

аккуратности

усидчивости.

использую

техники, то есть более упрощенный вариант, чтобы это было доступно для дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по коллективной аппликации с использованием

нетрадиционной техники «айрис-фолдинг»

Тема: "Сказочная птица ".

Цель: изготовить изделие в технике айрис-фолдинг, передавая ее необычность и яркость,

используя элементы декоративного оформления.

Задачи:

Продолжать закреплять умение детей складывать полоски бумаги пополам,

Продолжать учить детей приклеивать приготовленные полоски бумаги по заданному

образцу, работать с клеем, скотчем, бумагой.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности

Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Воспитывать у детей самостоятельность в выборе способов украшения работы.

Интеграция

образовательных

областей :

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коллективная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование : Клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, трафарет

туловища птицы, цветная бумага (разлинованные листы, толщина 3 см), фломастеры,

плеер (прослушивание отрывка из аудио-сказки).

Предварительная работа: Чтение отрывков из русских народных сказок «Сказка об

Иване – царевиче, жар – птице и о сером

волке», П. П. Ершова «Конек – горбунок»)

проведение занятия по коллективной аппликации на тему «Зимующие птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и сегодня наше занятие будет

необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, закроем глаза

(звучит песня «Птица счастья»). Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на

своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее хвост невероятной красоты. Как вам

кажется, как она выглядит? Представьте свою сказочную птицу. Расскажите о ней (ответы

Воспитатель: Какая замечательная птичка живет в вашей фантазии!

Как вы думаете, она

волшебная? Давайте вспомним отрывок из сказки, который мы читали

П. П. Ершов

«Конек – горбунок»).

Воспитатель: Как сказка называлась?

Дети: Конек – горбунок.

Воспитатель: Какая там была птица? Чем вам она понравилась? Давайте вспомним ее

прослушав еще раз отрывок из сказки.

Прослушивание отрывка из аудио-сказки

Конек – горбунок»

Воспитатель: Теперь мы с вами окончательно вспомнили кто такая эта птица. Чем она

отличается от других, чем она нам запомнилась. Ребята, но я вам хочу сказать, что при

всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные

имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.).

А сейчас давайте немного

отдохнем:

Физкультминутка:

На горе стоит лесок

(круговые движения руками),

Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх),

Сказочная птичка высоко летала (дети машут руками, как птицы крыльями).

К вечеру у птички крылышки устали (опускают руки).

На деревья птичка села отдохнуть (садятся на корточки).

А к утру отправилась снова птичка в путь (дети встают, машут руками.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь приступим к нашей работе, начнем делать сказочную

птицу, которую поселим в нашей группе. А так как наша птичка сказочная, значит она

необыкновенная и, поэтому делать мы ее будем тоже необычно, а с помощью способа,

который вы называли «радужный». Давайте с вами вспомним, почему вы его так назвали?

(ответы детей). А работать мы будем сегодня коллективно. Что это значит? (ответы

Я сделала заготовки хвоста и полосок. Давайте, проверим, все ли у нас есть для

начала работы.

Основная часть

Воспитатель: Ребята теперь мы можем приступить к работе. Но сначала давайте

вспомним последовательность выполнения (напоминаю детям последовательность

Воспитатель: Но для начала давайтеразомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика :

Мы поставили кормушку,

(дети имитируют движения по тексту)

И насыпали зерно.

Для прекрасной нашей птички

Очень вкусное оно.

Практическая часть

1. Берем полоски и складываем их ровно пополам

2. С помощью скотча или клея по очереди

приклеиваем сложенные вдвое полоски на

вырезанный силуэт хвоста, так, чтобы полоски располагались в форме «веера», не забывая

менять разноцветные полоски бумаги.

3. Получается наша «радужная» раскладка хвоста сказочной птицы.

4. А затем мы приклеим туловище нашей птичке и нарисуем клюв, глазки, лапки (с

помощью воспитателя). Вот что у нас получилось!

Заключительная часть

Воспитатель: Детки, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали на занятии?

Ребята, вы все были молодцы!

Заключительный этап:

Воспитатель: Детки, давайте, рассмотрим нашу сказочную птичку, которая у нас

получилась!

Она, конечно, получилась красивая, но при этом ещё и волшебная! Она умеет помогать

людям, и совершать доброе волшебство. Давайте будем ее беречь, поселим к нам на

выставку, пригласим родителей и будем любоваться. А сейчас каждый из вас загадает ей

свое самое заветное желание. (Дети загадывают желания (можно вслух или про себя.).

Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-

творческих способностей детей:

разработана

продуктивно-творческой

деятельности

использованием

нетрадиционных

аппликации

развития

творческих

способностей

дошкольников;

У детей сформировано умение использовать в изобразительной продуктивной

деятельности разнообразные

графические

средства

нетрадиционные

аппликации;

У детей развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное

умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

Развиваются практические навыки работы с бумагой.

Вывод: использование нетрадиционных техник аппликации развивает творческие

способности дошкольников, фантазию, эстетическое восприятие.

М Б Д О У №23 «Г н о м и к»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Выполнила:

воспитатель Чернышева Н.А.

Южно-Сахалинск, 2017г .


ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.

Л.С.ВЫГОТСКИЙ


УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Опыт формировался на базе МБДОУ №23 «Гномик». Работа осуществлялась 1 год в группе «Ладушки» в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»


АКТУАЛЬНОСТЬ:

Каждый дошкольник – маленький исследователь. С радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.


ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов.

ЗАДАЧИ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • Разнообразить изобразительную деятельность детей,

познакомить с новыми необычными способами выполнения аппликаций;

2. Создать условия для свободного экспериментирования с

художественными материалами и инструментами;

3. Развивать детскую художественную одаренность средствами нетрадиционных художественных техник;

4. Развивать эстетическое восприятие детей;

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.


ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Подготовительный:

  • Теоретически изучить виды нетрадиционных техник аппликации.
  • Выявить уровень развития творческих способностей детей.
  • Разработать тематический план занятий.

Основной (практический):

  • Активная работа по обучению детей нетрадиционным техникам аппликации в рамках работы кружка «Волшебные пальчики»

Заключительный:

  • Подведение итогов.
  • Создание презентации.
  • Обобщение опыта работы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА:

Реализация опыта осуществлялась в группе "Веселые ребята" в рамках работы кружка "Волшебные пальчики"

Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня с детьми подготовительной группы

  • Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.
  • Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
  • Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
  • Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывает

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные кусочки бумаги


Объёмная аппликация из салфеток

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.


Аппликация из ниток

Знакомство с данным видом аппликации лучше начать с резанных ниток. Нужно нарисовать рисунок, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Интересные работы получаются, если использовать нитки разные по структуре, плотности и цвету.

Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины


Аппликация из природного материала

- из засушенных растений

- из семян и круп


Аппликация из конфетти

Нащелкать дыроколом кружочки (цветочки, бабочки) из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные. Детям очень нравится данный вид аппликации .


Аппликация из ваты и ватных дисков .

Замечательные аппликации получаются из ватных дисков. Их можно резать на части, красить в любой цвет.

Из ваты можно скатывать шарики и делать объёмные аппликации,создавая эффект пушистости.


В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Торцевание – работа несложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.


Чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Систематичность (автоматизация навыка развивается многократным его повторением);
  • Последовательность (от простого к сложному);
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход ;
  • Использование игровых приёмов;
  • Создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми;
  • Каждое занятие должно быть результативным.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Обучение:

  • Овладение простейшими нетрадиционными техниками аппликации;
  • Представление о свойствах предметов;
  • Появление познавательной активности

Развитие:

  • Развитие мелкой моторики
  • Проявление самостоятельности в выборе средств и материалов

Воспитание:

  • Навыки общения в совместной деятельности;
  • Уверенность в собственных силах
  • Устойчивый интерес к занятиям

Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе.

Диагностика детей подготовительной группы 2016-2017 г.г.


ВЫВОДЫ:

Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности


ПЕРСПЕКТИВА:

  • Продолжить работу по освоению нетрадиционных техник аппликации;
  • Разработать планирование занятий кружка «Волшебные пальчики» на каждую возрастную группу












Поделиться: